Что означает технологический критерий перехода к информационному обществу
Критерии перехода к информационному обществу
Процесс перехода от постиндустриального к информационному обществу имеет революционные последствия для развития человеческого общества, так как формирует новый производственный и жизненный уклад и новую систему духовных ценностей. Однако осуществляется он не скачкообразно, а эволюционным путем. Информационная цивилизация формируется и вызревает внутри постиндустриального общества, постепенно, (хотя и весьма интенсивно) заменяя его во всех сферах социальной активности людей.
Что же может служить критерием, количественным показателем перехода той или иной страны в стадию формирования информационного общества? Сегодня можно указать на три группы таких показателей:
• экономические критерии, характеризующие долю валового национального продукта страны, которая создается в информационной сфере общества. Считается, что если эта доля превышает 50%, то можно считать, что в данной стране начался переход к информационному обществу;
• социальный критерий, количественным выражением которого может служить, например, доля занятого населения, связанного с производством информационных продуктов, средств информатизации и оказанием информационных услуг;
• технологические критерии, определяющие уровень развития информационного потенциала общества в части его информационной техносферы.
В качестве такого критерия может служить, например, удельная информационная вооруженность общества, которая определяется как отношение суммарной вычислительной мощности той или иной страны к численности ее населения. Этот критерий был предложен академиком А.П. Ершовым еще в 1988 году [33]. Он позволяет на основе использования статистических данных о росте населения различных стран мира и уровня развития их вычислительного потенциала не только количественно оценивать текущий уровень их информатизации, но и прогнозировать ожидаемый уровень его развития.
По оценке академика А.П. Ершова, информационная вооруженность общества в передовых странах увеличивается на десятичный порядок каждые восемь-десять лет. Поэтому в информационном обществе значение удельной информационной вооруженности может составлять 10—20 млн операций в секунду на человека.
Что же касается других количественных показателей, то еще в 1986 году общий объем хозяйственной деятельности США в информационной сфере составил 60% валового национального продукта. Достижение полной информатизации страны по этому показателю прогнозируется на второе десятилетие XXI века.
Дата добавления: 2014-12-07 ; просмотров: 2036 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Критерии перехода к информационному обществу
Процесс перехода от постиндустриального к информационному обществу имеет революционные последствия для развития человеческого общества, так как формирует новый производственный и жизненный уклад и новую систему духовных ценностей. Однако осуществляется он не скачкообразно, а эволюционным путем. Информационная цивилизация формируется и вызревает внутри постиндустриального общества, постепенно, (хотя и весьма интенсивно) заменяя его во всех сферах социальной активности людей.
Что же может служить критерием, количественным показателем перехода той или иной страны в стадию формирования информационного общества? Сегодня можно указать на три группы таких показателей:
• экономические критерии, характеризующие долю валового национального продукта страны, которая создается в информационной сфере общества. Считается, что если эта доля превышает 50%, то можно считать, что в данной стране начался переход к информационному обществу;
• социальный критерий, количественным выражением которого может служить, например, доля занятого населения, связанного с производством информационных продуктов, средств информатизации и оказанием информационных услуг;
• технологические критерии, определяющие уровень развития информационного потенциала общества в части его информационной техносферы.
В качестве такого критерия может служить, например, удельная информационная вооруженность общества, которая определяется как отношение суммарной вычислительной мощности той или иной страны к численности ее населения. Этот критерий был предложен академиком А.П. Ершовым еще в 1988 году [33]. Он позволяет на основе использования статистических данных о росте населения различных стран мира и уровня развития их вычислительного потенциала не только количественно оценивать текущий уровень их информатизации, но и прогнозировать ожидаемый уровень его развития.
По оценке академика А.П. Ершова, информационная вооруженность общества в передовых странах увеличивается на десятичный порядок каждые восемь-десять лет. Поэтому в информационном обществе значение удельной информационной вооруженности может составлять 10—20 млн операций в секунду на человека.
Что же касается других количественных показателей, то еще в 1986 году общий объем хозяйственной деятельности США в информационной сфере составил 60% валового национального продукта. Достижение полной информатизации страны по этому показателю прогнозируется на второе десятилетие XXI века.
Переход к информационному обществу
Урок 29. Обществознание 10-11 классы. Человек. Общество. Духовная культура ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Переход к информационному обществу»
Тоффлер считает, что существенные изменения в развитии техники и технологий как бы волной прокатываются по континентам и странам. И приводят к не менее существенным изменениям в общественной жизни. Он и сторонники его концепции выделяют 3 такие волны в истории человечества. И соответственно, 3 ступени развития: традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Назовём их основные черты. Поговорим также о том, почему постиндустриальное общество называют информационным.
Но для начала вспомним значение двух терминов: «техника» и «технология».
Высокие технологии принято также называть «хай-тек». Имейте в виду, что хай-теком называют также стиль в архитектуре и дизайне. Прямые линии, много стекла и металла, строгие геометрические конструкции. Первым примером здания в стиле хай-тек считают Центр Жоржа Помпиду в Париже.
В тот период, в каменном веке, техника и технологии совершенствовались очень медленно, на протяжении многих столетий и тысячелетий. Но около 10 тысяч лет назад, возможно и несколько раньше, произошло открытие, запустившее Первую волну. Разумеется, вы догадались, о чём идёт речь. Люди окультурили злаки, начали заниматься земледелием. Постепенно большая часть человечества перешла на стадию аграрного или аграрно-ремесленного общества. Именно его и называют традиционным. Технический прогресс, хотя и происходил более быстрыми темпами в сравнении с первобытным периодом, всё же шёл черепашьим шагом. На наш, современный взгляд. На протяжении нескольких поколений орудия труда и технологии оставались практически в неизменном виде.
Большая часть населения производила продукты питания. Занятость в сельском хозяйстве доходила до 90%. Труд был преимущественное ручным. Соответственно, и производительность труда оставалась невысокой. Можно сказать, что основным производителем по-прежнему оставалась природа. Люди очень сильно зависели от малейших колебаний климата. Массовый голод был вполне обыденным явлением. В средневековой Европе на каждые 8-10 лет выпадал один голодный год с высокой смертностью.
Известно, например, что голод 1125 года уменьшил население Германии наполовину. В Западной Европе массовый голод стал лишь тяжким воспоминанием, начиная с середины 19 века. Этому способствовало развитие всемирной торговли и путей сообщения. Можно было оперативно доставить продовольствие в пострадавшие от неурожая районы. Но в других регионах, где по-прежнему, преобладало традиционное общество, эта проблема сохранялась более длительное время. Вплоть до настоящих дней. По данным Организации Объединённых Наций 2015 года от хронического голода страдало 795 миллионов человек.
Главным богатством в традиционном обществе являлась земля. Собственники земли занимали высшую ступень в социальной иерархии. Право владеть ею принадлежало сравнительно небольшой группе людей. В некоторых случаях верховным собственником земли было государство. Крестьяне, вынужденные вести хозяйство на чужой земле, неизбежно попадали в различные формы зависимости от землевладельца.
Социальный статус человека, его права и обязанности определялись фактом рождения. Переход из одного сословия в другое был затруднён. Иногда невозможен, как, например, в Индии, с её кастовой системой. Говоря научным языком, социальная мобильность населения была очень низкой. Как вертикальная, так и горизонтальная. Для большинства людей их мир было ограничен переделами своей деревни.
Производство становится массовым, стандартизированным. Высокой степени достигает технологическое разделение труда. Господствуют товарно-денежные отношения. В промышленности производство всё более сосредотачивается на крупных предприятиях. Происходит процесс его концентрации. Вызвано это следующими факторами. Значительных затрат требуют научно-технические изыскания, внедрение новейших технологий. Да и технологии имеют такой характер, что эффективность их применения тем выше, чем больше объём производства.
Успехи в познании мира создают иллюзию возможности господства человека над природой. Мерилом успеха становится уровень потребления материальных благ. Это неизбежно в условиях рыночной экономики. Производство направлено на удовлетворение спроса потенциальных покупателей. Не будет его роста, не будут расти прибыли. Значит, надо убедить потребителей, что им жизненно необходимо больше и чаще покупать.
Знания начинают превалировать (преобладать) над капиталом. В индустриальном обществе при наличии капитала, практически всегда можно было организовать производство какого-либо товара и получить прибыль от его продажи. Но рост конкуренции делал необходимым наличии некой инновации, чего-то нового, способного увеличить эффективность производства, снизить его издержки. Или привлечь покупателя чем-то особенным. Капиталы тратились на создание инноваций. В постиндустриальной экономике инновация может притянуть капитал, даже если у владельца ноу-хау нет собственных средств для его реализации.
Многие современные IT-компании начинали развиваться из мелких фирм. Разрабатывать новую поисковую систему (сейчас она называется Google) Сергей Брин и Ларри Пейдж начали, учась в Стэндфордском университете. Тогда же привлекли первые внешние инвестиции.
Поскольку растёт потребность в мелкосерийных товарах, возрастает роль малого и среднего бизнеса. В сфере услуг, вообще, более мобильны, а значит, более конкурентны, небольшие предприятия. Всё большее распространение получают наукоёмкие, ресурсосберегающие, информационные технологии: микроэлектроника, программное обеспечение, телекоммуникации, робототехника, производство материалов с заранее заданными свойствами, биотехнологии и другие. Информатизация охватывает также домашнее хозяйство, культуру, искусство.
Переход к информационному обществу
Урок 29. Обществознание 10-11 классы. Человек. Общество. Духовная культура ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Переход к информационному обществу»
Тоффлер считает, что существенные изменения в развитии техники и технологий как бы волной прокатываются по континентам и странам. И приводят к не менее существенным изменениям в общественной жизни. Он и сторонники его концепции выделяют 3 такие волны в истории человечества. И соответственно, 3 ступени развития: традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Назовём их основные черты. Поговорим также о том, почему постиндустриальное общество называют информационным.
Но для начала вспомним значение двух терминов: «техника» и «технология».
Высокие технологии принято также называть «хай-тек». Имейте в виду, что хай-теком называют также стиль в архитектуре и дизайне. Прямые линии, много стекла и металла, строгие геометрические конструкции. Первым примером здания в стиле хай-тек считают Центр Жоржа Помпиду в Париже.
В тот период, в каменном веке, техника и технологии совершенствовались очень медленно, на протяжении многих столетий и тысячелетий. Но около 10 тысяч лет назад, возможно и несколько раньше, произошло открытие, запустившее Первую волну. Разумеется, вы догадались, о чём идёт речь. Люди окультурили злаки, начали заниматься земледелием. Постепенно большая часть человечества перешла на стадию аграрного или аграрно-ремесленного общества. Именно его и называют традиционным. Технический прогресс, хотя и происходил более быстрыми темпами в сравнении с первобытным периодом, всё же шёл черепашьим шагом. На наш, современный взгляд. На протяжении нескольких поколений орудия труда и технологии оставались практически в неизменном виде.
Большая часть населения производила продукты питания. Занятость в сельском хозяйстве доходила до 90%. Труд был преимущественное ручным. Соответственно, и производительность труда оставалась невысокой. Можно сказать, что основным производителем по-прежнему оставалась природа. Люди очень сильно зависели от малейших колебаний климата. Массовый голод был вполне обыденным явлением. В средневековой Европе на каждые 8-10 лет выпадал один голодный год с высокой смертностью.
Известно, например, что голод 1125 года уменьшил население Германии наполовину. В Западной Европе массовый голод стал лишь тяжким воспоминанием, начиная с середины 19 века. Этому способствовало развитие всемирной торговли и путей сообщения. Можно было оперативно доставить продовольствие в пострадавшие от неурожая районы. Но в других регионах, где по-прежнему, преобладало традиционное общество, эта проблема сохранялась более длительное время. Вплоть до настоящих дней. По данным Организации Объединённых Наций 2015 года от хронического голода страдало 795 миллионов человек.
Главным богатством в традиционном обществе являлась земля. Собственники земли занимали высшую ступень в социальной иерархии. Право владеть ею принадлежало сравнительно небольшой группе людей. В некоторых случаях верховным собственником земли было государство. Крестьяне, вынужденные вести хозяйство на чужой земле, неизбежно попадали в различные формы зависимости от землевладельца.
Социальный статус человека, его права и обязанности определялись фактом рождения. Переход из одного сословия в другое был затруднён. Иногда невозможен, как, например, в Индии, с её кастовой системой. Говоря научным языком, социальная мобильность населения была очень низкой. Как вертикальная, так и горизонтальная. Для большинства людей их мир было ограничен переделами своей деревни.
Производство становится массовым, стандартизированным. Высокой степени достигает технологическое разделение труда. Господствуют товарно-денежные отношения. В промышленности производство всё более сосредотачивается на крупных предприятиях. Происходит процесс его концентрации. Вызвано это следующими факторами. Значительных затрат требуют научно-технические изыскания, внедрение новейших технологий. Да и технологии имеют такой характер, что эффективность их применения тем выше, чем больше объём производства.
Успехи в познании мира создают иллюзию возможности господства человека над природой. Мерилом успеха становится уровень потребления материальных благ. Это неизбежно в условиях рыночной экономики. Производство направлено на удовлетворение спроса потенциальных покупателей. Не будет его роста, не будут расти прибыли. Значит, надо убедить потребителей, что им жизненно необходимо больше и чаще покупать.
Знания начинают превалировать (преобладать) над капиталом. В индустриальном обществе при наличии капитала, практически всегда можно было организовать производство какого-либо товара и получить прибыль от его продажи. Но рост конкуренции делал необходимым наличии некой инновации, чего-то нового, способного увеличить эффективность производства, снизить его издержки. Или привлечь покупателя чем-то особенным. Капиталы тратились на создание инноваций. В постиндустриальной экономике инновация может притянуть капитал, даже если у владельца ноу-хау нет собственных средств для его реализации.
Многие современные IT-компании начинали развиваться из мелких фирм. Разрабатывать новую поисковую систему (сейчас она называется Google) Сергей Брин и Ларри Пейдж начали, учась в Стэндфордском университете. Тогда же привлекли первые внешние инвестиции.
Поскольку растёт потребность в мелкосерийных товарах, возрастает роль малого и среднего бизнеса. В сфере услуг, вообще, более мобильны, а значит, более конкурентны, небольшие предприятия. Всё большее распространение получают наукоёмкие, ресурсосберегающие, информационные технологии: микроэлектроника, программное обеспечение, телекоммуникации, робототехника, производство материалов с заранее заданными свойствами, биотехнологии и другие. Информатизация охватывает также домашнее хозяйство, культуру, искусство.
Переход к информационному обществу. Дорога в будущее
В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций — преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.
Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколений к поколениям.
Вторая революция (середина XVI в.) была вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.
Третья революция (конец XIX в.) была обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.
Четвертая революция (70-е гг. XX в.) связывается с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:
Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль — информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.
Информационная технология — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой — к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей.
Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.
Японские ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более емким информационно, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.
Здесь изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.
Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.
В реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце XX в. постепенно приобретает зримые очертания созданная теоретиками картина информационного общества. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в электронных квартирах и коттеджах. Любое жилище будет оснащено всевозможными электронными приборами и устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины.
При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий.
Ряд ученых выделяют характерные черты и критерии перехода:
решена проблема информационного кризиса, т. е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;
Существует опасность разрыва между “информационной элитой” (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.
Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.
Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становится все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. Образование больших потоков информации обуславливается:
Как результат — информационный кризис, который имеет следующие проявления:
Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию: в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение компьютеров, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития.
Информатизация общества — организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени термин “компьютеризация общества”. При внешней схожести этих понятий они имеют существенное различие.
При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.
При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.
Таким образом, “информатизация общества” является более широким понятием, чем “компьютеризации общества”, и
направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. Информатизация на базе внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность в существенном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения. Так, например, в информационной сфере США занято более 60 % трудоспособного населения, в СНГ — около 40 %.
В настоящее время все страны мира в той или иной степени осуществляют процесс информатизации. Неправильно выбранная стратегия информатизации или ее недостаточные динамизм и мобильность могут привести к существенным изменениям во всех сферах жизни страны. Как известно, первая страна, которая начала информатизацию, — это США. Другие промышленно развитые страны мира, поняв перспективность и неизбежность этого направления, достаточно быстро сориентировались и стали наращивать темпы внедрения компьютеров и средств телекоммуникаций.
В большинстве развитых стран понимают, что без чрезвычайных усилий отставание в области информационных и коммуникационных технологий может стать необратимым для их развития в целом. Руководители некоторых стран “третьего мира” с нарастающей тревогой наблюдают за все большим отставанием их от промышленно развитых стран, осуществляющих информатизацию. Это может привести к тому, что страна будет восприниматься как сырьевой придаток сообщества информационно и промышленно развитых стран. Это в полной мере относится и к России.
В любой стране понимают в той или иной мере неизбежность и необходимость претворения в жизнь идей информатизации общества. Многие страны имеют национальные программы информатизации с учетом местных особенностей и условий. Однако при создании и внедрении таких программ следует опираться на опыт передовых стран, учесть их успехи и неудачи, отразить в них существующие и перспективные тенденции информатизации.
Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями. Если рассмотреть человечество в целом, то оно в настоящее время переходит от индустриального общества к информационному.
Для каждой страны движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.
Одной из отличительных особенностей жизни в современном обществе является гигантское развитие средств массовой информации. Поставленные современными научно-техническими разработками на качественно новый уровень и объединенные средствами связи в мировые информационно-коммуникационные сети, они оказывают чрезвычайно сильное влияние на психологию громадной массы людей во всем мире. Особенно сильно и отчетливо это обнаруживается в наиболее развитых странах Западной Европы, США, Японии, Великобритании. С помощью средств массовой информации возможно манипулирование общественным мнением, создание необходимых психологических предпосылок для формирования политических решений в различных сферах деятельности.
Развитию средств массовой информации во многом способствует процесс информатизации общества. Появление новых технических средств, информационных технологий и др. обеспечивает своевременный сбор, накопление, оперативную обработку и передачу информации в любую точку мирового пространства. Как следствие, становится возможным принятие оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество. Это одна из причин, вследствие которых правительства наиболее передовых стран в последние годы стали уделять большое внимание развитию информационной сферы производства. Наряду с позитивным влиянием информатизации общества на средства массовой информации существует и негативное. Так, ряд ученых во многих странах заявляют, что технический прогресс в сфере массовой коммуникации служит в некоторых случаях социальному регрессу общества, так как порой разрушает веками создаваемые социальные коммуникационные связи.
Средства массовой информации также могут оказывать влияние на процесс информатизации общества, рекламируя новые информационные продукты и услуги, формируя общественное мнение о приоритетности этого процесса по сравнению с другими, о первостепенной важности проводимых мероприятий по его интенсификации, о роли информационной сферы в модели будущего.
В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин “информационная культура“.
Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.
Необходимо начать овладевать информационной культурой с детства. Для вузов социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности. Причем наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач сферы деятельности.
В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это ставит образование в положение “объекта” информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры.
Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, новые его возможности по организации “дружественной” программной среды, ориентированной на пользователя, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществлять, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических принципах. В нашей стране решение этой проблемы находится на начальной стадии, поэтому целесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, где этот процесс уже получил значительное развитие.