Что означает стихия огня
Эти внутренние связи между стихиями и знаками Зодиака очень сложны и многоассоциативны.
Огонь. Характеристика стихии: подвижность, живость, внутренняя энергия, воодушевление, стремление к власти, жажда преобразований, творческое горение, внезапность, яркость.
Воздух. Характеристика стихии: изменчивость, информация, общение, активное проникающее начало. Ему свойственно многословие, легкость, независимость.
Кроме того, каждый знак Зодиака соответствует определенной части человеческого тела, на которую он оказывает свое влияние. Медики древности учитывали это влияние, назначая своим пациентам необходимое лечение.
Возможные болезни могут быть вызваны дисгармоничной энергией Овна, неудачно расположенного в момент рождения человека, либо появляются в течение сезонных воздействий этого знака на человеческий организм.
При условии гармоничного влияния Овна наблюдается особенная активность, необычное состояние сознания, склонность к озарениям. В дни гармоничного влияния Овна сбудутся самые смелые ваши идеи, и особенно высоким бывает в эти дни творческий и сексуальный потенциал.
Достоинства: редкая коммуникабельность и подвижность, цепкая память и способности к быстрому усвоению иностранных языков. Некоторый рационализм восприятия, логические и математические способности. Не исключен поэтический талант.
Стихия Вода. РАК грудь, молочные железы, пищевод, желудок, поджелудочная железа, верхняя часть печени, диафрагма. Влияет на пищеварительную систему, желудочно-кишечный тракт. Ответственен за генетический код и наследственность, оказывает влияние на человеческую память и на умение концентрировать жизненную энергию.
При этом отмечается особая мягкость, способность к творчеству, поэтический и артистический дар. Ярко выражена любовь к дому, забота о своем потомстве. Эмоциональная экспрессивность может заставить Рака искать убежища от всего земного в философии или литературе.
Все болезни сердечно-сосудистой системы, радикулиты, остеохондрозы, лихорадки, нарушения осанки.
Стихия Земля. ДЕВА брюшная полость, пупок, тонкий кишечник, нижняя часть печени, селезенка. Влияет на нервную систему, обменные процессы организма и перистальтику кишечника.
Возможны перитониты, воспалительные процессы, аппендициты, колиты и запоры. Есть опасность заражения холерой, дезинтерией. Различные нервные стрессы, излишняя мнительность. Достоинства: рационализм, логичность, уравновешенность личности, отличная память, умение сконцентрироваться, коммуникабельность.
Стихия Воздух. ВЕСЫ область печени, поясница, мочевой пузырь, моче половая система, верхняя часть таза. Влияние на энергобаланс организма, процессы обмена, выделения. Ответственны за деятельность желез внутренней секреции, особенно щитовидной.
Вероятные болезни: радикулиты, нарушения обмена веществ, инфекции органов малого таза, песок и камни в почках и мочевом пузыре, цистит, венерические заболевания. Простатиты, воспаления кожи и желчного пузыря.
Достоинства: грация, эстетичность, эмоциональная экспрессия, способность улавливать доступную немногим внутреннюю гармонию, понимание сущностей предметов, событий и людей. Умение справедливо и разумно руководить любым коллективом.
Возможные заболевания: в результате нарушения обмена веществ или состава крови. Геморрой, воспаление желчного пузыря, заболевания слизистых носа, обострение хворей почек и мочеполовой системы.
Достоинства: активность, инициативность, особая страстность, изобретательность и оригинальность мышления. При некотором старании из Скорпиона может выйти настоящий супермен. Наличие жизненных сверхзадач, умение работать в экстремальных условиях.
Достоинства: возможности расти и развиваться почти не ограничены, удачливость, жизненная мудрость, вера в абсолютные принципы. Способность постигать глубинный смысл многих явлений и процессов.
Болезни: при условии недостаточно полноценного питания возможны задержки роста, травмы, падения, страхи и склонность к черной меланхолии. Общая низкая сопротивляемость организма, болезни кожи, склеротические состояния, образования камней, артриты, и отложения солей.
Достоинства: редкая самоорганизация, внутренняя дисциплина, умение делать выводы и верные прогнозы. Врожденная склонность к политическому и социальному лидерству.
Болезни: нервно-психические заболевания, эпилепсия (часто наследственная), боли в суставах, варикозное расширение вен, неумение расслабляться.
Достоинства: способность к новому видению и восприятию отживших систем и понятий в новом свете, умение изобретать и экспериментировать. Широта и оригинальность ума поддерживается постоянным желанием блеснуть и выделиться. Редкая независимость и свободолюбие. Стремление к разрушению устаревших связей и конструкций.
Болезни могут быть связаны с перееданием, а следовательно с накоплением шлаков в организме и нарушениями обмена веществ. Заболевания обычно хронического характера, тормозящие рост и развитие организма. Наследственный алкоголизм и наркомания, различные психозы Находящиеся под влиянием знака Рыб с трудом избавляются от вредных привычек. Характерны навязчивые состояния, бред, некоторая рыхлость тела и слабо выраженная аура. Осторожно опасность доброкачественных и злокачественных опухолей. Возможны частичные и полные затемнения сознания.
Достоинства: гармония духа, интуиция, вспышки творческого вдохновения. Вам легко откроются высшие истины и тайны. Артистизм, вера в человеческие идеалы, высокий моральный облик. Коммуникативность и любовь к людям могут привести вас на путь целительства и даже миссионерства.
Людмила Муравьева, астролог
КОПИРОВАНИЕ СТАТЬИ ЗАПРЕЩЕНО
Огонь
Содержание
Основные соответствия
Как пишет французский философ и искусствовед Гастон Башляр (1884 — Париж),
Огонь — мужская стихия, обновляющая, возбуждающая и преображающая. Ему присущи тепло, сухость, яркость и подвижность. Огонь можно соотнести с двумя сторонами света — с жарким югом или с востоком, где встает Солнце.
Согласно магическим воззрениям, Огонь символизирует активную и деятельную часть человеческой психики. Это стихия страсти, творчества, очищения, соединения с божественным миром, но она же олицетворяет и Божий гнев — будь то испепеляющий огонь Иеговы или молнии Зевса.
…так говорит Господь Бог Саваоф: за то,что вы говорите такие слова, вот, Я сделаю слова Мои в устах твоих огнем, а этот народ — дровами, и этот огонь пожрет их[2].
Древнегреческий философ Гераклит Эфесский (535–475 гг. до н.э.) считал огонь первоначалом сущего, самым важным из стихийных элементов, который породил три остальные. По мнению Гераклита, наша душа состоит из огня (благородного элемента) и воды (неблагородного элемента). Цель человека — избавиться от того, что делает нашу душу «влажной» (мирских удовольствий), чтобы она стала чистой и божественной. Он учил, что огонь породил мир, а в конце времен космос будет уничтожен мировым пожаром, чтобы возродиться вновь.
Этот миропорядок [космос], один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерами возгорающийся и мерами угасающий [3].
С древних времен люди поклонялись огню в форме стихии или в образе Солнца, видя в нем одного из главных богов пантеона или образ единого всемогущего Бога. Например, в религии зороастрийцев огонь считался основой всех творений, а Бог почитался в виде солнечного света, на который молились, и воплощающего этот свет священного огня, который поддерживался неугасимым в центре храмов, называвшихся «дома огня». Согласно учению древних стоиков, огонь — основная стихия мироздания, теплое дыхание (пневма) вселенной и ее душа. Мир погибает в огне и возрождается в огне, и процесс этот бесконечен. Символом огненного обновления в античной традиции была мифическая птица феникс, которая сжигала себя в огне, чтобы возродиться для новой жизни.
Библия многократно описывает явления Господа именно в виде стихии огня. Бог явился Моисею «в пламени огня из среды тернового куста» [4]; «в огне» Он сошел на гору Синай [5], где получил заповеди Моисей. Согласно Библии, огненную природу имеют все явления, относящиеся к Божественному миру. Престол Господа — «как пламя огня», колеса — «пылающий огонь» [6]. Его ангельские служители — «пламенеющий огонь» [7]. В каббалистическом трактате «Сефер Йецира» говорится, что «небо создано из огня». Стоит пояснить, что небо здесь понимается как место нахождения божественного Престола и самого Господа. «Бог наш есть огнь поядающий» [8], — говорится в новозаветном Послании апостола Павла к евреям.
Функции и символика огня
Важнейшая функция огненной стихии — ее способность совершать трансформацию. Любой материальный предмет, вступивший во взаимодействие с этой стихией быстро меняется (сгорает или по крайней мере — накаляется). При этом огню свойственны стремительность и быстрота. Пламя быстро растет и меняется. Из всех стихий Огонь наиболее близок к «живому» миру: он зарождается, существует и умирает.
В народных представлениях огонь предстает как одушевленная опасная субстанция, обладающая мстительным характером. В славянских фразеологизмах огонь «родится» и «живет» «смеется», «пожирает», «умирает»[9].
Огонь — самая яркая стихия. Обычно ему приписывается красный цвет, но пламя может быть также желтым, белым и синим. Его цвет зависит от температуры горения и от горючего материала.
Об Огне как стихии, преображающей человека и соединяющей его с Богом, говорится и в Библии (пророк Илия был вознесен на небо в огненной колеснице), и в античных мифах (Геракл взошел на погребальный костер живым, после чего был обожествлен). Античный маг и философ Эмпедокл бросился в огненный кратер вулкана Этна, чтобы, как полагали древние авторы, укрепить молву, будто он сделался богом. Огнем освящается и открывается для божественных энергий магический храм.
В алхимии огонь считается главным элементом. Обычно он отождествляется с серой, чей алхимический знак совпадает с графическим символом Огня. Также в качестве символа огня в алхимии часто использовался образ дракона. Именно с помощью огня очищаются («исцеляются») и преображаются различные вещества и элементы. Древняя алхимическая мудрость гласит: Igne Natura Renovatur Integra, то есть, Огнем природа обновляется вся.
В астрологии Огню соответствуют зодиакальные знаки Овна, Льва и Стрельца, которые определяют такие качества, как активность, властность, творчество и честолюбие.
Негативное, клипотическое обличье стихии Огня — это пожары и, как говорится в различных ересиологических источниках, «темное горение, похожее на мрак» [10], это безудержные страсти, мешающие постижению нашей Истинной Воли. Так, в буддизме нирвана описывается как погашение тройственного Огня Желания, Отвращения и Иллюзии.
Маг и философ XVI века Корнелий Агриппа в своей «Оккультной философии» указывал, что со стихией Огня связаны камни, которые произошли из огня или при помощи которых его получают, — например, кремень или асбест. Согласно этим же принципам, из металлов Огню близки железо и золото. В составе растений с Огнем соотносятся семена, обладающие силой прорастания и трансформации. Из животных к огненной стихии Агриппа относил тех, кто живет в огне (огненные цикады, или саламандры) или же имеет огненную природу (свирепый лев, голубь как птица любви). В целом, в живых существах стихии Огня соответствуют жизненный дух, зрение и все действия, в которых проявляется вспыльчивая натура и которые совершаются стремительно и поспешно [11].
Огонь в Каббале
В своей высшей божественной форме Огонь тождественен Духу Божьему, который есть истинная и основополагающая сущность всех вещей. Именно в таком смысле Огонь-Дух упоминается в Библии, но он может восприниматься и как одна из четырех тварных стихий. Иногда эти ипостаси неотделимы друг от друга. Так, например, в формуле Тетраграмматона (Йод-Хе-Вав-Хе) первая буква Йод — это и наивысшее проявление Бога (Кетер), и божественное семя Творца (Хокма), и одна из составных частей сотворенного мира (Нецах). По словам Израэля Регарди, «[е]сли букву Йод, зачастую именуемую Отцом, ассоциируют с сефирой Кетер, то при этом подразумевается огонь творения» [12].
Но если Йод в составе Тетраграмматона воспринимается как Бог-Отец или стихийный огонь, то Огонь-Дух олицетворяет пятая буква, Шин [13]. Согласно христианским каббалистам, формула Пентаграмматон (Йод-Хе-Шин-Вав-Хе) читается как «Йешуа» (Yahshuah) и обозначает Бога-Сына, или одухотворенную Богом материю.
На каббалистическом Древе Жизни из трех высших сефирот, олицетворяющих божественный мир, с Огнем связана сефира Хокма (Бог-Отец, Творец, первое отпадение от абсолютного Единства). В нижней части Древа с Огнем соотносится Гебура, сефира Марса (которая символически описывается как устье огненной реки Фисон — одного из четырех рукавов потока Наар [14], вытекавшего из божественного Эдема). Именно из Гебуры, согласно многим каббалистам, растет демоническое Древо смерти — Древо клипот. Другое проявление Огня в нижней части Древа Жизни — Нецах, сефира Венеры, символизирующая огонь любви. Согласно учению Герметического ордена Золотой Зари, огонь исходит из Хокмы и через Гебуру отражается в Нецах. И, наконец, в структуре Древа Жизни в целом Огонь отождествляется со всем левым столпом — Столпом Суровости.
Наивысшее божественное имя Огня — Элохим (אלהים), что означает «Бог». Это часть божественного имени Гебуры, сефиры суровости, — «Элохим Гибор (אלהים גבור)», что означает «Бог в Силе Своей». Как поясняет Алистер Кроули,
…это пятибуквенное имя символизирует активное, но женское начало Шакти, представленное огненной Гебурой [15].
Боги Огня
В древних мифологиях со стихией Огня можно сопоставить солнечных богов: древнеегипетского Ра, древнегреческих Гелиоса и Аполлона, индуистского Сурью. В Древней Индии богом огня, жертвоприношений и домашнего очага был бессмертный Агни, который считался посредником между миром богов и людей. Также с Огнем связаны боги войны — греческий Арес и римский Марс, боги кузнечного дела — Гефест древних греков и Вулкан древних римлян. К богам огня относятся и боги сакрального центра дома — очага: греческая Гестия, римская Веста и индуистский Агни. С грозными функциями карающего огня связаны огненные боги подземного мира: Аид и Плутон античной мифологии.
Архангел Огня — Михаэль
Согласно древнерусским апокрифам, именно архангел Михаил принес людям огонь, загоревшийся от глаз Господа:
Архангел Михаил зазже огонь от зеница Господня и снесе на землю [17].
Духи Огня — Саламандры
Духами Огня считаются саламандры, которые упоминаются в трудах многих древних авторов. Греческий философ и ученый Аристотель (384–322 гг. до н.э.) в трактате «История животных» писал:
А что некоторым животным по их прочному составу возможно не сгорать в огне, это с очевидностью показывает саламандра: она, как утверждают, проходя по огню, гасит его [18].
Три века спустя римский писатель-эрудит Плиний Старший (23–79) сообщал в Книге X своей «Естественной истории», что саламандра очень ядовита и «так холодна, что, подобно льду, гасит огонь, если к нему прикоснется», впрочем, иронично добавляя, что будь у нее и впрямь такое свойство, приписываемое ей колдунами, им бы пользовались для тушения пожаров.
Блаженный Августин (V век н.э.) упоминает саламандру в своем трактате «О Граде Божьем», приводя ее в пример того, что огонь не всегда уничтожает то, с чем соприкоснется, а, следовательно, не пожирает души в аду без остатка, но подвергает их вечным мучениям.
…если саламандра живет в огне, как пишут любознательные исследователи природы животных тем самым непререкаемо свидетельствуя, что не все то гибнет, что горит; наконец, если и душа наша показывает, что не все умирает, что может страдать, то каких еще требуют от нас примеров, которые бы показывали, что нет ничего невероятного, если тела людей, осужденных на вечное мучение, будут сохранять душу и в огне, будут гореть, не сгорая, и страдать, не погибая? [19]
Многие известные авторы эпохи Возрождения писали о саламандрах как о вполне реальных существах. Например, Леонардо да Винчи в своих записных книжках отмечал:
Органов пищеварения у нее нет, и питается она одним только огнем, который постоянно обновляет ее чешуйчатую шкурку. Саламандра, обновляющая свою чешую в огне, — символ добродетели [20].
Другой итальянский художник эпохи Возрождения Бенвенуто Челлини (1500—1571) рассказал в своей автобиографии, что когда ему было пять лет, саламандру в огне очага увидел его отец:
…глядя в огонь, он вдруг увидел посреди наиболее жаркого пламени маленького зверька, вроде ящерицы, каковой резвился в этом наиболее сильном пламени. Сразу поняв, что это такое, он велел позвать мою сестренку и меня и, показав его нам, малышам, дал мне великую затрещину, от каковой я весьма отчаянно принялся плакать. Он, ласково меня успокоив, сказал мне так: «Сынок мой дорогой, я тебя бью не потому, что ты сделал что нибудь дурное, а только для того, чтобы ты запомнил, что эта вот ящерица, которую ты видишь в огне, это — саламандра, каковую еще никто не видел из тех, о ком доподлинно известно» [21].
Согласно французскому магу Элифасу Леви, король духов огня носит имя «Джин», которое происходит от арабского слова «джинн» — названия целого класса огненных духов. Гримуар XIII века «Liber Juratus» приписывает правителю огненных духов имя «Сераф»; в переводе с иврита оно может означать «пылающий, сжигающий».
Орудие Огня — жезл или меч
Со стихией огня можно соотнести два орудия — Жезл, или Скипетр, как атрибут созидающего Бога-Творца и Меч — как царственный символ грозной разрушительной силы.
Жезл соответствует нисходящему огню божества (точнее — божественной энергии). Жезл следует изготовить с использованием элементов, несущих в себе идею огня. В Герметическом ордене Золотой Зари внешний вид Жезла определялся его соотношением со стихией Огня и первой буквой Тетраграмматона:
Огонь также тесно связан с Логосом, Божественным словом. Он — не сам Логос (который относится к стихии Воздуха), но то, что скрыто в нем и наделяет его силой. Согласно иудейским преданиям, Господь изрек Десять заповедей в виде огненных слов.
…в Книге Исхода о моменте, когда звучали Десять Речений, сказано: «А народ видел громы [голоса] и пламя» (Исх 20:14). Выражение ро’им коль’от («видят громы») можно понять и как «видят голоса», т. е. некие «огненные слова», исходящие из уст Всевышнего. Рабби Акива так и говорил, толкуя этот стих Торы: «…видят огненное Слово, исходящее из уст Всемогущего и высекаемое на Скрижалях, как сказано: «Голос Господа высекает пламя огня» (Мехильта де-рабби Йишмаэль, трактат Баходеш. В трактате, посвященном Десяти Заповедям, Филон Александрийский также поясняет, что язык пламени превращался в ясную речь, понятную слушателям («О Декалоге» 46) [23].
Из других магических орудий и предметов Огонь может символизировать светильник.
Огонь в колоде «Таро Тота»
В «Таро Тота» стихии Огня соответствует карта XX аркана, «Эон»; это вариация на тему телемитской Стелы Откровения, по-средством которой было получено учение Нового эона. Алистер Кроули соотносил эту карту с очищающим и освящающим огнем и связывал ее с наступлением новой эпохи в истории человечества. (Стоит напомнить, что в прежних системах Таро на этой карте изображался Страшный Суд.)
Буква Шин, соответствующая аркану «Эон», — это не просто стихийный Огонь, но первотолчок, начало индивидуализации, та энергия трансформации, которая преобразует человека и побуждает его идти по духовному пути.
Из мастей Таро к Огню относятся Жезлы. 10 числовых карт Жезлов прослеживают всю эволюцию стихии Огня от ее семени, или идеи (Туз Жезлов — «Корень сил Огня»), до ее падения в материю (Десятка Жезлов — «Угнетение»). Как пишет Кроули, «эта карта обозначает Силу, оторванную от своих духовных истоков» [24].
Из рангов Таро к Огню относятся Рыцари. Таким образом, самая огненная из придворных карт — Рыцарь Жезлов, олицетворяющий огненную часть Огня.
Стихия огня в человеке
Огненная стихия в человеке проявляется в различных формах. В своей высшей ипостаси это «искра Божья», которая горит в душе каждого из нас. В каббале это часть души, называемая «Хия» или «Хая» (происходит от ивритского слова «хаим», что означает «жизнь»); она соотносится со второй сефирой Древа Жизни (Хокмой) и представляет собой неощутимую, безграничную, неопределимую идею Великого Абсолюта, или Непостижимого Бога. Эта идея, заключенная в человеческой душе, и есть наша Истинная Воля, которая связывает нас с божественным миром и к познанию которой мы должны стремиться. Алистер Кроули писал об этом:
…желать чего бы то ни было, кроме Наивысшего, — значит, отдаляться от Него все больше и больше: всякое желание, кроме желания полностью предать свое «я» Возлюбленному, есть Черная Магия [25].
Огонь вызывает в нас жажду перемен, желание ускорить время, подвести всю жизнь к обновлению, к порогу трансценденции. Это чувство расширяет горизонты нашего восприятия, подталкивает нас к духовным поискам и помогает понять, как малое связано с большим: очаг — с вулканом, огонек свечи — с пламенем Божьего Духа.
Огненные знаки Зодиака
Изобретательный Овен, гордый Лев и ответственный Стрелец – троица огненных знаков Зодиака. Повышенная эмоциональность и энергичность выделяют их представителей из общей массы. Они окружены всегда людьми. Это могут быть, как близкие, друзья, так и просто знакомые. Люди, рожденные в этих огненных знаках, любят обращать на себя внимание, разжигать пламя радости и веселья в глазах окружения. Это прирожденные лидеры с постоянно новыми грандиозными идеями в голове и большие упрямцы, которым непросто признаться в своей неправоте.
Стихии Огня: особенности проявления
Характерные черты стихии Огня – сухость и тепло. Троица зодиакальных знаков образует огненный Тригон, который является творческим, активным, деятельным. Каждый представитель огненной стихии способен:
Честолюбие выступает в качестве главной движущей силы знаков Огня. Кроме того, такие люди за счет принадлежности этой стихии отличаются:
Суть самой жизни в пламени, который осуществляет контроль температуры тела, стимуляцию метаболизма.
Символизм стихии Огня
Символом Огня является треугольник, в котором одна вершина «смотрит» вверх. Это обозначение символизирует определенные принципы стихии Огня со знаками Зодиака.
Каждому представителю по гороскопу соответствует свое кредо:
Совместимость с другими стихиями
Отношения у знаков стихий Огня и Воздуха, которые являются противоположными, (не путаем с антагонистическими представителями) достаточно продуктивные и продолжительные с точки зрения астрологии. По принципу Юнга в прирожденных руководителях Овнах живут поклонники равноправия и баланса Весы, во властных и гордых Львах — гуманисты Водолеи, в импульсивных приверженцах идеальности Стрельцах — логики Близнецы. В этих кажущихся совершенными комбинациях не хватает глубины. Со временем партнеры чувствуют себя равными и начинают относиться друг к дружке с уважением. Воздух с Огнем не умеют держать долго зла, их представители хорошо совместимы в сексуальной сфере.
Если представители стихий не справятся с решением своей главной проблемы взаимоотношений, не смогут научиться принятию, пониманию эмоционального мира партнера, то на успех им не стоит и рассчитывать. А шансы у них есть, поскольку на начальном этапе отношений действует принцип притяжения антагонистичных знаков (Овна-Рака, Льва-Скорпиона и Стрельца-Рыбы). И в начале у них хорошая совместимость в сексе. Огню удается сдерживать свою импульсивность, а в Воде достаточно обиды еще не накопилось. Но в любом случае из-за эмоциональных, умственных и сексуальных отличий представителям этих знаков не стоит рассчитывать на долгую стабильность в паре. Это станет настоящим испытанием для партнеров.
В сексуальном плане без проблем тоже не обходится. С агрессивными и экстравагантными Огнями консервативным и спокойным «землянам» приходится не сладко. Им необходимо понять друг друга, научиться уступать, иначе рано или поздно партнеры отдаляются все больше и могут стать совершенно чужими людьми.
Однако у представителей этих знаков есть шанс. Им нужно поискать в себе силы и решиться на саморазвитие в плане духовности. Это позволит поменять отношение к партнеру и выйти на новый уровень взаимоотношений.
Представители Огня: характеристики
Отличительная черта людей таких знаков – оптимизм. В любой самой плохой ситуации, они видят что-то позитивное и возможность получить из неприятности урок, определенный опыт на перспективу:
Представители огненной стихии являются по жизни творцами и оптимистами, активно двигаются вперед и способны вести за собой других. Хотите больше о них узнать, обращайтесь в Центр развития личности «Арканум».