Что означает степная культура
Что означает степная культура
Впервые одомашнивание лошади человеком произошло на территории современного Казахстана, о чем свидетельствуют раскопки поселения «Ботай» на севере страны.
В древнюю эпоху Степной цивилизации уходят истоки базовых компонентов современной одежды. Всадническая культура породила и оптимальное облачение для всадника-воина.
Наши предки первыми создали из пластин защитную броню для коня и всадника. Это привело к появлению тяжеловооруженной конницы – важнейшей военной новации евразийских кочевников.
Наши предки жили в полной гармонии с окружающим миром и считали себя неотделимой частью природы. Древние жители Казахстана обладали высокоразвитой культурой – имели свою письменность и мифологию.
Наиболее ярким элементом их наследия, отражением художественного своеобразия и богатства духовного содержания является «искусство звериного стиля».
Не случайно одним из символов суверенного Казахстана стал снежный барс – редкий и благородный представитель местной фауны.
При этом звериный стиль отражает и высочайшие производственные навыки наших предков – хорошо известны художественная резьба, техника работы с металлами: плавка и литье меди и бронзы, методы сложного изготовления листового золота.
Сенсационным для мировой науки открытием, позволившим по-новому взглянуть на наши истоки, стал найденный в Казахстане в 1969 году в Иссыке «Золотой человек», именуемый в кругах ученых-искусствоведов «казахстанским Тутанхамоном».
Искусное золотое обличие воина указывает на уверенное владение древними мастерами техникой обработки золота. Оно также открыло богатую мифологию, отражающую силу и эстетику Степной цивилизации.
На одной из серебряных чаш, найденных около воина, были обнаружены нацарапанные знаки – следы самой древней письменности, когда-либо найденной в Центральной Азии.
Большое значение для истории казахов и других народов Евразии имеет Алтай. Испокон веков эти величественные горы не просто украшали земли Казахстана, но и являлись колыбелью тюрков. Именно здесь в середине
I тыс. н. э. зародился тюркский мир, и наступила новая веха в жизни Великой степи.
Освоив пространство в широких географических границах, тюрки сумели создать симбиоз кочевой и оседлой цивилизаций, что привело к расцвету средневековых городов, которые стали центрами искусства, науки и мировой торговли. К примеру, средневековый Отырар дал человечеству одного из величайших умов мировой цивилизации
Абу Насра аль-Фараби, в Туркестане жил и творил один из великих духовных лидеров тюркских народов
Кожа Ахмет Яссауи.
Уникальное географическое расположение Казахстана – в самом центре Евразийского материка – с древнейших времен способствовало возникновению транзитных коридоров между различными странами и цивилизациями. Начиная с рубежа нашей эры, эти сухопутные маршруты трансформировались в систему Великого шелкового пути – трансконтинентальную сеть торговых и культурных связей между Востоком и Западом, Севером и Югом Большой Евразии.
Во времена господства тюрков в Центральной Евразии Великий шелковый путь достиг наивысшего расцвета и способствовал экономическому процветанию и культурному подъему в международном масштабе.
Научно доказано, что предгорья Алатау являются «исторической родиной» яблок и тюльпанов. Именно отсюда эти скромные, но значимые для всего мира растения постепенно расселились по всем странам. И сейчас Казахстан является хранителем прародительницы всех яблонь Земли – яблони Сиверса. По древним маршрутам Шелкового пути от предгорий Заилийского Алатау на территории Казахстана оно попало в Средиземноморье и потом распространилось по всему свету.
В Чу-Илийских горах до сих пор можно встретить в первобытном виде жемчужины казахстанской флоры – тюльпаны Регеля. Эти прекрасные растения появились на нашей земле в полосе пустынь и предгорий Тянь-Шаня.
Сегодня в мире существует более 3 тысяч сортов культурных тюльпанов, и большая их часть – «потомки» наших местных цветов. В Казахстане насчитывается 35 видов тюльпанов.
Ямная культура
Я́мная культу́ра (точнее — Древнея́мная культу́рно-истори́ческая о́бщность) — археологическая культура эпохи позднего медного века — раннего бронзового века (3600—2300 до н. э.). Занимала территорию от Южного Приуралья на востоке до Днестра на западе, от Предкавказья на юге до Среднего Поволжья на севере. Ямная культура была преимущественно кочевой, с элементами земледелия вблизи рек и на некоторых городищах.
Содержание
Характеристика культуры
Характерной чертой ямной культуры является захоронение умерших в ямах под курганами в положении лёжа на спине, с согнутыми коленями. Тела посыпались охрой. Захоронения в курганах были множественными и зачастую производились в разное время. Обнаружены также захоронения животных (коровы, свиньи, овцы, козы и лошади), что характерно для индоевропейцев.
История
Самые ранние находки в Восточной Европе остатков четырёхколёсных повозок обнаружены в подкурганных погребениях ямной культуры (например, «Сторожевая могила» на территории Днепропетровска, могильник у с. Ясски в Одесской обл., Шумаевский могильник в Оренбуржье и т. д.). С этой же культурой связывают курганы Мергелевой гряды в Луганской области со следами человеческих жертвоприношений.
В развитии ямной культуры выделяют три периода.
Палеоантропология
Антропологически для населения ямной культуры характерны резко европеоидные признаки. [5]
Культуры бронзового века степей Восточной Европы
1) Ямная культура — археологическая культура эпохи позднего медного века — раннего бронзового века (3600—2300 до н. э.). Распространена в Восточной Европе от Урала до низовья Дуная, в основном в степях Причерноморья. Ямная культура была преимущественно кочевой, с элементами земледелия вблизи рек и на некоторых городищах.
Захоронения:
Характерной чертой ямной культуры являетсязахоронение умерших в ямах (поэтому и культура ямная) под курганами в положении лёжа на спине, с согнутыми коленями. Тела посыпались охрой. Захоронения в курганах были множественными, и зачастую производились в разное время. Обнаружены также захоронения животных (коровы, свиньи, овцы, козы и лошади).
ü Ямная культура берёт начало от хвалынской культуры в среднем течении Волги и от среднестоговской культуры в среднем течении Днепра, а также ее генетически связывают с культурой воронковидных кубков. На западе ямную культуру сменяет катакомбная культура. На востоке — полтавкинская и срубная культуры.
ü Ямная культура связывается с поздними прото-индоевропейцами (в рамках курганной гипотезы Марии Гимбутас (спорная дамочка с спорной гипотезой) предположительно, может являться родиной прото-индоевропейского языка, наряду с более ранней среднестоговской культурой. (! Но это все предположительно, одни исследования это подтверждают (например, США, ЕС вместе с Германией и ВКБ признают ямную культуру как наиболее вероятный кандидат, давший начало праиндоевропейскому языку), другие опровергают (на основании сравнений археологии и лингвистики в Азии и Анатолии). Так что лучше не говорите, что ямная культура прямо-таки родина прото-индоевропейского языка))
ü Самая ранняя находка в Восточной Европе четырёхколёсной повозки, обнаруженной в кургане «Сторожевая могила» на территории Днепропетровска, связывается с ямной культурой.
При изучении Ямной культуры выделили 3 этапа. Я их попроще расписала.
1. Сначала были остродонные/круглодонные сосуды, захоранивали головой на восток, металла не было (соответственно все было из камня и кости).
2. Потом появляются плоскодонные сосуды, яйцевидные посудины, захоранивают головой на запад, орнамент усложняется (шнуровой).
3. Под конец они уже не особо следят за ориентированием на стороны света, покрытием охрой и даже с возведением курганов (то есть тупо в яме хоронят). Как все люди изготавливают топоры и молоты.
ü И важная особенность – все это время на их территории происходили миграции, именно поэтому они оказали большое влияние на совершенно разные культуры. И именно из-за миграций отдельная полноценная культура исчезла.
2) Катакомбная культура — индоевропейская археологическая культура эпохи раннего бронзового века. Была распространена в 2000—1250 гг. до н. э. в Северном Причерноморье и Нижнем Поволжье. Выделена в начале XX века В. А. Городцовым.
Носителями Катакомбной культуры была группа родственных племен, генетически связанных с жившими в 3000-2000 гг. до н. э. на этой же территории племенами ямной культуры.
Захоронения:
Для катакомбной культуры характерны родовые поселения и курганные могильники(погребение в подкурганных катакомбах, в скорченном положении на боку, покрытие красной краской, которая символизирует огонь).
Инвентарь:
Занятия:
Племена катакомбной культуры занимались скотоводством (крупный и мелких рогатый скот, свинки) и земледелием, знали металлургию меди и бронзы, вели обмен с соседними племенами, особенно с племенами Кавказа, а через них были связаны с Передней Азией, Ираном, Египтом.
Особенности:
У племен катакомбной культуры был отцовский род, возникли предпосылки для имущественной дифференциации (погребение вождей и родовых старейшин отличаются более богатым инвентарем).
ü К концу 3-й четверти 2-го тыс. до н. э. племена катакомбной культуры были вытеснены со Средней Волги племенами, которые пришли из района срубной культуры.
ü Была раскопана на Северском Донце в начале XX века одновременно с ямной и катакомбной культурами. Определена как самостоятельная культура в 1905 году В. А. Городцовым. Известно не менее 500 археологических памятников.
Захоронения:
Своё название срубная культура получила благодаря тому, что преимущественное большинство впервые исследованных на Северском Донце могил имело срубы, изготовленные из деревянных колод. На других территориях распространения срубных племен срубов в захоронениях выявлено мало. Покойников хоронили в простых грунтовых ямах или клали в каменные ящики.
В срубной культуре выделяются 3 хронологических периода.
1. Первая стадия — раннесрубная (17-16 в. до н. э.).
Поселения:
Для поселений характерны каркасные наземные жилища.
Хозяйство:
Хозяйство имеетпризнаки патриархально-скотоводческого способа производства.
Что значат степи для России
«Научная Россия» побеседовала с академиком РАН, Вице-президентом Русского географического общества Александром Чибилёвым о современном состоянии заповедного дела в России. Основатель Института степи УрО РАН, Оренбургского заповедника, заповедника «Шайтан-Тау» и национального парка «Бузулукский бор» рассказал о Степной экспедиции РГО, остались ли ещё в России первозданные степи и как сейчас живёт лошадь Пржевальского.
— В нашей стране остались первозданные степи, не знавшие плуга?
— Есть такое понятие, как доисторические степи. То есть степи, которые были на Земле ещё до вмешательства человека, в том числе до плуга, выпаса скота и так далее. В конце XIX века учёные с горечью констатировали, что в Европе такие степи находятся на грани исчезновения. В 1895 году Василий Васильевич Докучаев, основатель нашего почвоведения, написал работу «Наши степи прежде и теперь», где он с большой болью говорил о том, что степи европейские мы утратили и нам необходимо принимать меры по сохранению того, что от них осталось. На территории России, Советского Союза, природные степи действительно остались в XX веке, но это были не те былинные, первозданные ландшафты, воспетые в русских летописях и поэзии, а степи, уже подвергшиеся влиянию человека.
img_0525-na_sayt.jpg
Вот уже несколько тысячелетий человек не только распахивает степь, но и пасёт скот. Вместо примерно ста миллионов диких копытных животных появилось примерно столько же домашних. Кроме того, степи подверглись разрушительному влиянию войн: степи выжигались и были театром для военных действий. Однако коренную перестройку степных экосистем мы наблюдаем именно в связи с воздействием плуга.
В XX веке оставались огромные степные массивы в азиатской части Советского Союза, в том числе в Северном Казахстане, в Заволжье, на Южном Урале, на юге Западной Сибири. Проблема степей России привела к идее создать специальные степные станции, то есть будущие заповедники. Так что концепция заповедной природы пришла к нам именно в связи с тем, что степи стали очень редким ландшафтом, лучшие земли были распаханы.
В середине XX века началась целинная кампания, которая охватила ещё не знавшие плуга степи Заволжья, Южного Урала, Северного Казахстана, Южной Сибири, таким образом многие степи исчезали с лица земли неисследованными. Ботаники, географы и другие учёные не успевали изучить эти степи, ведь они стремительно уничтожались под плугом.
Обширные первичные степи мы утратили безвозвратно. В XX веке заповедники, к счастью, начали создаваться, но специалистам пришлось заниматься лишь небольшими оставшимися клочками равнинных степей, которые сейчас служат одним из важнейших элементов заповедной России.
— Уникальный степной ландшафт сформировался благодаря копытным. Расскажите подробнее о ландшафтообразующих животных степи.
— Степь, так же как и саванна, немыслима без крупных травоядных животных. Если бы не было выпаса скота — дикого и домашнего, — то она превратилась бы в лесостепь или в подобие степе-саванны.
В степи все животные выполняют важную роль для формирования растительного покрова. Это и копытные животные, и норные, большинство из них либо стадные, либо колониальные. Норные грызуны, например, формируют почвенный покров, микрорельеф, а копытные животные отвечают за поддержание степного травостоя: благодаря им удаляется войлок, удаляется излишняя растительность, происходит естественное удобрение, возвращение питательных веществ. Важны и микроорганизмы, которые формируют почвенное плодородие.
orenburgskaya-step-foto-institut-stepi-uro-ran.jpg
Свою лепту в формирование степей внесли и домашние животные. Несколько основных видов домашних животных — лошадь, коровы, овцы, козы — поспособствовали продолжению эволюции степи, однако потом произошло сокращение пастбищ за счёт распашки и появились элементы перевыпаса, скотосбоя, когда излишняя нагрузка скота приводит к разрушению, к уничтожению почвенного покроя. И это явление, конечно, уже привело к своеобразному опустыниванию. Кстати, в дикой природе перевыпас тоже существовал.
— У Русского географического общества есть так называемые Степные экспедиции. Какие исследования вы там проводите?
— Традиции Степных экспедиций уходят глубоко в историю. Первые академические экспедиции начали проводить ещё в XVIII веке.
В 2010 году по инициативе нашего Института степи УрО РАН организована постоянная Степная экспедиция Русского географического общества. Она охватывает огромные пространства. Если вспомним карту Евразии, то это территория от бассейна Дуная, далее — Украина, Кавказ, Дон, Северный Казахстан, Южный Урал, Южная Сибирь и до Забайкалья, Монголии, Северо-Восточного Китая, то есть с запада на восток 8,5 тыс. километров. Это единое уникальное пространство в центре всей Евразии, к сожалению, очень долгое время находилось вне большого внимания науки, а до 1996 года в системе РАН не было специального Института степи. При поддержке РГО мы организовали экспедицию в Монголию, она была связана с сохранением лошади Пржевальского. Остальные годы мы систематически ведём работы, в том числе в Венгрии, Румынии, Сербии, Украине, на Кавказе, в Азербайджане, Казахстане, Монголии. Цель Степных экспедиций — представить степное пространство как единое целое, создать непрерывное представление о степных ландшафтах.
Проблема степей везде стоит остро. В Европе, например, они совсем утрачены, поэтому там наблюдается ностальгия по степям. Европейцы охраняют уже не степные урочища, не степные участки, а лишь отдельные степные виды. Бывает, что какой-то вид степного растения существует всего в нескольких экземплярах, и поэтому его бережно охраняют. Европейского степного ландшафта уже нет, а остались лишь его реликты или отдельные виды растений и насекомых. Учёные с большим трепетом ищут элементы степного ландшафта. В России же ситуация более благоприятная: у нас не только отдельные виды сохранились, но и целые сообщества, целые степные ландшафты в ранге урочищ или типов местности.
В экспедициях мы работаем над тем, чтобы по единой методике создать научно-информационную базу данных о сохранившихся степных системах, изучить опыт сохранения степных ландшафтов на этом пространстве и создать непрерывную сеть особо охраняемых природных территорий. Результаты исследований представлены на сайтах Географического общества, Института степи, издаются монографии и научно-популярные книги. Недавно мы завершили издание главного труда экспедиции РГО — иллюстрированной энциклопедии «Картины природы степной Евразии» в трёх томах.
У степей государственных границ нет — это единый организм. Причём все степи очень разные: степи Венгрии не похожи на степи Монголии и так далее, а объединяет их открытый ландшафт и титульные виды растений и животных. Для нас самое важное — создать единую картину современного состояния степной зоны и наметить пути сохранения для гармоничного существования человека и степного ландшафта.
Ценность степей, думаю, всем прекрасно известна: это главный земледельческий пояс не только России, но и всей Евразии, это главная житница, где создается 70% продовольствия для нашей страны. Кроме того, степи содержат и другие уникальные природные ресурсы.
— Насколько я знаю, заповедное дело в нашей стране началось с Природоохранительной комиссии Русского географического общества. Она по-прежнему работает?
— Идея заповедников родилась в степи. О необходимости их создания в 1895 году впервые упоминал Василий Докучаев, а в 1912 году, по инициативе крупнейших естествоиспытателей России, академического сообщества, была создана Постоянная Природоохранительная комиссия Императорского Русского географического общества. В эту комиссию вошли видные учёные: братья Андрей и Вениамин Семёновы-Тян-Шанские, академик Иван Бородин, профессора Григорий Кожевников, Георгий Морозов и так далее; я их по аналогии с известной «Могучей кучкой» называю «Могучей кучкой заповедного дела России». Именно они с 1912 по 1917 год подготовили доклад о развитии географической сети заповедных территорий России, куда вошло 46 объектов. Это был первый проект создания заповедников.
img_3097.jpg
Постоянная Природоохранительная комиссия Императорского Русского географического общества в связи с революцией прекратила своё существование в 1918 году, но её проект был реализован в советское время, так как деятелям комиссии удалось убедить молодое Советское правительство в необходимости создания заповедников. Таким образом, в советское время заповедное дело продолжалось, но с большими проблемами.
В 2010 году на Учёном совете РГО мы вышли с предложением восстановить деятельность комиссии, что и было сделано. Сегодня в составе Русского географического общества успешно работает Постоянная Природоохранительная комиссия. Мало того, подобные комиссии созданы во многих региональных отделениях.
— В Оренбургском заповеднике реализован уникальный международный проект по спасению последней дикой лошади в мире — лошади Пржевальского. Расскажите об этом подробнее.
— Когда мы создавали Оренбургский степной заповедник, то были убеждены, что невозможно сохранить степь без выпаса скота. Но домашний скот мы пустить в заповедник не могли — не позволяет его статус. Поэтому ещё в 1991 году родилась идея возвращения дикой лошади в оренбургские степи. Проект долгое время находился в стадии согласования. В Оренбургскую область мы сначала завезли в качестве эксперимента несколько особей. А в 2015 году по нашему проекту был создан пятый участок Оренбургского степного заповедника — «Предуральская степь» — на площади около 16 тыс. гектаров, где сейчас, уже под эгидой Министерства природных ресурсов и экологии РФ, реализуется проект по созданию полувольной популяции лошади Пржевальского.
В Оренбуржье были завезены лошади из Франции и Венгрии. Сегодня более 50 лошадей успешно обитают на этой ограниченной территории; она огорожена по периметру, чтобы избежать ухода лошадей в сельскохозяйственные ландшафты, в том числе в Казахстан.
Проект по реинтродукции дикой лошади реализуется на территории Оренбургской области с 2015 года. Сначала он носил символический характер — как важнейший элемент степного биоразнообразия. Проект рассчитан на многие десятилетия, и я надеюсь, что мы увидим в будущем, как лошадь Пржевальского станет полноценным обитателем евразийских степей.
ris_2.jpg
— Лошадь Пржевальского была на грани исчезновения по вине человека?
— Да, человек полностью уничтожил тарпанов, и такая же участь ждала и лошадь Пржевальского. Последний тарпан скончался в зоопарке в 1919 году. Эти дикие лошади плохо приручались, уводили домашних лошадей, то есть были угрозой традиционному коневодству. Похоже, что лошадь Пржевальского тоже не поддаётся одомашниванию, может, нужно прикладывать больше усилий для этого, но пока что мы не видим необходимости её приручения.
— Александр Александрович, расскажите, пожалуйста, о ваших планах на ближайшее будущее.
— Планирую вместе с коллегами и дальше работать над тем, чтобы гармонизировать взаимоотношения человека и природы: речь о создании непрерывной сети охраняемых природных территорий. Есть огромные пространства, где до сих пор нет эталонов сохранения природы. Эти уникальные ландшафты не взяты под охрану, и с каждым днём их становится всё меньше.
Чтобы восстановить степь и её уникальный природный потенциал, нужно грамотно заниматься природопользованием. Период покорения степей завершился, самый большой урон был нанесён во время целины, и сейчас мы работаем на постцелинном пространстве.
Кроме того, одна из моих личных целей — это создание своеобразной степной научно-популярной энциклопедии, для того чтобы знания, полученные нами во время экспедиций, стали достоянием общественности. Это связано и с подготовкой кадров, и с воспитанием детей в школе, в вузах. Нужно сделать так, чтобы новые поколения нашей страны знали о том, что степь является важнейшим ландшафтом, на просторах которого формировались культура и экономика России.
Интервью проведено при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и Российской академии наук.
Беседовала Янина Хужина. Все фотографии предоставлены А.А. Чибилёвым