Ознакомиться с особенностями выплаты пособий можно ЗДЕСЬ.
Наш телеграмм!
В помощь
Полезно
Работа с электронным больничным. На что обратить внимание бухгалтеру?
При работе с электронными листками нетрудоспособности (ЭЛН) бухгалтеру необходимо обратить внимание на следующее:
1. ЭЛЕКТРОННЫЙ ЛИСТОК НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ЗАКРЫТ И ИМЕЕТ СТАТУС – 030. Для оплаты пособия по временной нетрудоспособности работник доводит до расчетного бухгалтера номер больничного. Для обработки и расчета ЭЛН бухгалтер на основании номера больничного и СНИЛСа работника запрашивает в специализированной бухгалтерской программе или сервисах ФСС данный листок нетрудоспособности.
Электронный листок нетрудоспособности будет доступен для редактирования страхователю только в том случае, если он закрыт медицинской организацией. Закрытый больничный имеет статус – 030. Это значит, что можно производить расчет и выплату пособий.
Обращаем внимание! «Сигнальный» талончик (корешок) с номером и статусом больничного 010 (открыт) или 020 (продолжение), а также датой следующей явки на прием ко врачу НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ОПЛАТЫ пособия по временной нетрудоспособности. Перед началом работы по расчету страхового обеспечения бухгалтеру необходимо ВСЕГДА запрашивать ЭЛН из информационной системы ФСС!
2. ЭЛЕКТРОННЫЙ ЛИСТОК НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ОТПРАВЛЕН В СИСТЕМУ ФСС. Перед началом оформления своей части электронного документа работодатель должен убедиться в корректности информации, внесенной медицинской организацией. После чего приступать к оформлению своей части больничного листа. Когда в электронный больничный будут внесены все необходимые данные, страхователь ОТПРАВЛЯЕТ документ в информационную систему ФСС. Это действие является обязательным, иначе данный листок нетрудоспособности в системе ФСС будет оставаться не заполненным страхователем. Со стороны сотрудника регионального отделения Фонда к страхователю, представившему документы на возмещение страхового обеспечения, могут возникнуть вопросы по правомерности начисления пособий работнику. Т.к. для оформления электронного листка нетрудоспособности существует широкий спектр программных средств, то функция отправки больничного в ФСС у разных производителей реализована по-разному. В любом случае необходимо убедиться, что документ отправлен в информационную систему ФСС и имеет статус 060 (заполнен страхователем).
Как узнать, что документ ушел на оплату? (о статусах в «Журнале пособий» в Электронном кабинете Страхователя)
С 1 июля 2017 года выплату пособий по обязательному социальному страхованию осуществляет Фонд социального страхования: это пособия по временной нетрудоспособности (в т.ч. в связи с несчастным случаем на производстве), по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, единовременное пособие при рождении ребенка, а также при постановке на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, оплата дополнительного отпуска, предоставляемого пострадавшему на производстве сверх ежегодно оплачиваемого отпуска.
Сведения в ФСС, необходимые для назначения пособий работнику, предоставляет работодатель. Отслеживать статус направленного на выплату пособия работодатель может в Электронном кабинете Страхователя, расположенном по адресу: http://lk.fss.ru/.
В личном кабинете Страхователя в «Журнале пособий» имеются сведения этапа прохождения документа, который имеет определенный статус:
Таким образом, использование работодателем Электронного кабинета позволяет найти и посмотреть поданные в ФСС реестры пособий, просмотреть извещение с указанием ошибок и замечаний, направленное работодателю по почте, и оперативно направить ответ на извещение ФСС, в том числе с прикреплением необходимой информацией в файле без дальнейшего подтверждения на бумажном носителе.
Кроме того, в данном сервисе можно получить сведения о выданных электронных листках нетрудоспособности, видеть пособия, уже выплаченные ФСС в рамках «прямых выплат», формировать обращения в ФСС (в части «прямых выплат») с возможностью поиска по номеру, теме, статусу и дате поданного запроса.
Телефоны «горячей» линии по вопросам обеспечения пособиями: (4162) 99-31-81; 99-31-60; 99-06-40.
Вопрос: Добрый день. В Личном кабинете я вижу статус больничного-закрыт, что это значит?
Ответ: Электронный листок нетрудоспособности имеет статус 030, свободно открывается в базе отделения Фонда и оформлен в соответствии с требованиями Приказа №624-н от 29.06.2011г. «Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности». Статус «Закрыт» отображает статус электронного листка нетрудоспособности (закрыт лечебным учреждением).
Вопрос: Добрый день. В Личном кабинете ФСС РФ не вижу информации по больничному листу, который сдала месяц назад работодателю.
Ответ: Вам необходимо связаться с работодателем по вопросу представления листка нетрудоспособности в ФСС РФ, либо позвонить на номер горячей линии для уточнения информации о предоставлении электронного реестра, либо документов Вашим работодателем.
В соответствии с п.3 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012г.-2020г. застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, работодатель (страхователь) не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия.
В Электронном кабинете Застрахованного реализованы автоматизированные функции:
— отображение данных по начисленным пособиям в разрезе листков нетрудоспособности Застрахованного (включая ЭЛН), а также пособий, выплачиваемых Фондом социального страхования в рамках проекта «Прямых выплат»;
— просмотр и вывод на печать формы справки-расчета, с подробной информацией о том, каким образом было рассчитано данное пособие;
— визуализация ЭЛН осуществляется в виде, соответствующем бумажному листку нетрудоспособности, с учетом особенностей электронного формата.
Данные журнала пособий доступны для просмотра при наличии уже выплаченного пособия. В случае отсутствия информации о сумме выплаченных пособий в Личном кабинете поля будут «пустыми».
Если в Личном кабинете застрахованного лица отсутствует информация о направленных сведениях для назначения и выплаты пособий (документов или реестров сведений), это означает, что:
1) Ваш работодатель не предоставил документы, либо реестр сведений для выплаты пособий в ФСС РФ по месту своей регистрации, 2) данные в личном кабинете еще не обновлены.
Обращаем внимание, что информация в Личном кабинете актуализируется в течение 3 дней!
Отслеживать статус электронного реестра, направленного на выплату пособия, работодатель может в Электронном кабинете страхователя (http://lk.fss.ru/).
В личном кабинете Страхователя в «Журнале пособий» имеются сведения этапа прохождения документа, который имеет следующие статусы:
— «Извещение сформировано» — документ требует уточнений, либо имеет замечания, которые сформированы в извещении. Статус появляется по причине неполного представления документов работодателем в Фонд, или же по причине ошибок со стороны работодателя, допущенных в документах.
— «Форматная ошибка» – документ содержит сведения, отличающиеся от ранее представленной информации (изменены расчетные данные для назначения пособия: ЗП, ставка, страховой стаж или изменены личные данные застрахованного лица: ФИО, пол, СНИЛС, ИНН, дата рождения).
Таким образом, использование работодателем Электронного кабинета позволяет найти и посмотреть поданные в ФСС реестры пособий, просмотреть извещение с указанием ошибок и замечаний, направленное работодателю по почте, и оперативно направить ответ на извещение ФСС (с прикреплением необходимой информации в файле без дальнейшего подтверждения на бумажном носителе).
Кроме того, в данном сервисе можно получить сведения о выданных электронных листках нетрудоспособности, видеть пособия, уже выплаченные ФСС в рамках «прямых выплат», формировать обращения в ФСС с возможностью поиска по номеру, теме, статусу и дате поданного запроса.
Адрес: 693020, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 69а
Телефоны
Режим работы
«ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ»
По вопросам контроля и уплаты страховых взносов:
По правовым вопросам:
Личный приём граждан руководителем:
Каждый четверг с 15.00 до 17.00. Запись на приём производится в приёмной руководителя При себе заявитель обязательно должен иметь документ, удостоверяющий его личность.
Работа со страхователями:
Регистрация ИП и юридических лиц, выдача справок, документов по регистрации: понедельник, вторник, среда, четверг, с 9.00 до 17.15, кабинет № 6.
Электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН) представляет собой электронный документ.
В соответствии с Федеральным законом от 01.05.2017 № 86-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 59 и 78 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», электронный листок нетрудоспособности с 01 июля 2017 года имеет равную юридическую силу с листком нетрудоспособности на бумажном носителе.
Работа с ЭЛН состоит из трех этапов:
1.Получение из ЛПУ талона с номером ЭЛН и запрос ЭЛН по номеру листка и СНИЛС пациента.
Талон с номером ЭЛН выдается лечебным учреждением пациенту, который предоставляет его по месту работы. Талон имеет свободную форму и обязательно должен содержать НОМЕР ЭЛН (12 знаков, как и номер бумажного листка нетрудоспособности), остальная информация в талоне имеет справочный характер и не может служить основанием для оплаты листка нетрудоспособности. Запросить ЭЛН может работодатель при наличии усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) юридического лица, средств криптозащиты и программного обеспечения, в котором реализована работа с ЭЛН.
2.Заполнение полученного ЭЛН в части работодателя, и отправка заполненного ЭЛН в ФСС.
Поскольку ЭЛН является полным аналогом бумажного листка нетрудоспособности, заполнять данные работодателя в ЭЛН нужно в том же объеме, что и в бумажном листке (правила заполнения прописаны в п. 66 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 июня 2011 г. N 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности»).
Заполнение и отправка ЭЛН в ФСС осуществляются в ПО работодателя, средствами которого ЭЛН был запрошен. Заполненная распечатанная форма ЭЛН не является основанием для оплаты.
3.Подготовка и отправка реестра больничных листков в ФСС для назначения и выплаты пособия.
Для оплаты ЭЛН в пилотных регионах по прямым выплатам, в т.ч. в Тамбовской области, необходимо направить в ФСС реестр листков нетрудоспособности, аналогичный реестру, которым направляются сведения по листку нетрудоспособности, выданному на бумажном бланке. Заполнение реестра по ЭЛН полностью аналогично заполнению реестра для бумажных листков нетрудоспособности.
Работа с ЭЛН состоит из последовательного выполнения вышеуказанных пунктов. Обратите внимание, что сначала необходимо получить, заполнить и отправить в ФСС сам ЭЛН, а затем передать реестр листков нетрудоспособности на оплату.
Где можно запросить ЭЛН.
В настоящее время работа с ЭЛН реализована в большом количестве бухгалтерских программ. В частности, ЭЛН доступен для работы в программах сцецоператоров для подготовки отчетности, продуктах 1С, Парус и др.
Также предоставлена возможность обработки ЭЛН с помощью бесплатных сервисов ФСС.
Сервисы ФСС по работе с ЭЛН
Фонд социального страхования предоставляет собственные бесплатные средства для работы с ЭЛН: личный кабинет страхователя, доступный на сайте cabinets.fss.ru и программу АРМ “Подготовка расчетов для ФСС”.
Обращаем Ваше внимание, что при использовании любых программ обработки ЭЛН необходимо наличие УКЭП и средств криптозащиты (КриптоПро версии не ниже 4.0 или ViPNet версии не ниже 4.2).
Личный кабинет страхователя
Для работы в личном кабинете страхователя, помимо указанных выше требований, дополнительно необходимо наличие регистрации страхователя на портале госуслуг в качестве юридического лица и установка Browser plug-in.
Подробнее о работе с личным кабинетом ФСС страхователя можно ознакомиться в инструкции.
Ответы на часто задаваемые вопросы по работе с личным кабинетом ФСС можно посмотреть в разделе http://cabinets.fss.ru/FAQ.html.
Внимание! В личном кабинете ФСС страхователя реализована работа только с ЭЛН, т.е. запрос ЭЛН по номеру и СНИЛС, заполнение формы ЭЛН, его отправка в ФСС и отслеживание статуса обработки ЭЛН в ФСС, а также просмотр информации по обработке реестров и выплате различных пособий. Заполнение реестра по больничному листку, необходимого для выплаты пособия производится в ПО страхователя, аналогично заполнению реестра по бумажным больничным листкам.
АРМ “Подготовка расчетов для ФСС”
Данная программа позволяет работать со всей отчетностью, предоставляемой в ФСС: Форма-4 ФСС, реестры больничных листков и ЭЛН.
Для ЭЛН реализован полный цикл работы: запрос листка, заполнение ЭЛН и отправка его в ФСС, печать ЭЛН, перенос данных из ЭЛН в реестр больничных листков, дооформление реестра и отправка в ФСС с последующим отслеживанием обработки реестра и печатью квитанции.
Подробнее работа с ЭЛН описана в инструкции “АРМ_Руководство пользователя.pdf”, которая доступна после установки в папке с программой АРМ “Подготовка расчетов для ФСС”. Также после установки в той же папке в инструкции “Руководство пользователя_Подписание и шифрование.pdf” можно найти описание настройки модуля для подписания и шифрования подготавливаемых документов.
Часто задаваемые вопросы по работе с ЭЛН.
1.Можно ли работать с ЭЛН, если не заключено соглашение с ФСС об информационном взаимодействии?
Да, можно. Сама форма соглашения находится на сайте регионального отделения в разделе “Электронный листок нетрудоспособности”, в подразделе “Для страхователей”.
2.Как понять, что есть возможность работы с ЭЛН?
Если организация сдает электронную отчетность в ПФР, ФНС, ФСС и т.д., т.е. имеет УКЭП, а также имеет программу криптопровайдер подходящей версии (КриптоПро версии не ниже 4.0, VipNet версии не ниже 4.2), то технически работа с ЭЛН возможна.
3.Может ли запросить ЭЛН уполномоченный представитель страхователя?
Да, такая возможность реализована. Для этого представитель страхователя должен быть зарегистрирован на портале ФСС portal.fss.ru как уполномоченный и иметь права на запрос ЭЛН и отправку реестров ПВСО за данного страхователя, а также загрузить на портал актуальный сертификат подписи, используемой для отправки отчетности.
4.Не получается запросить ЭЛН по паре номер ЭЛН + СНИЛС, сервис выдает ошибку вида “Указанный ЭЛН отсутствует в базе данных ФСС”.
Необходимо проверить правильность вводимого номера ЭЛН и СНИЛС. Если реквизиты совпадают с номером ЭЛН из талона, и СНИЛС верен, обратиться либо в ЛПУ за уточнением данных запрашиваемого ЭЛН (какой номер у ЭЛН, и на какой СНИЛС он оформлен), либо уточнить номер ЭЛН в региональном отделении ФСС.
5.Не получается запросить ЭЛН, сервис выдает ошибку на запрос со статусом 010 (020, 070, 090).
Статус 010 означает, что ЭЛН открыт в ЛПУ, содержит один период нетрудоспособности, но не указана дата в поле “Приступить к работе”, или отсутствует код 31 “Продолжает болеть” и номер следующего листка, то есть ЭЛН недооформлен.
В данном случае необходимо обратиться в ЛПУ, выдавшее ЭЛН, за уточнением его статуса.
Статус 020 означает, что ЭЛН открыт ЛПУ, содержит два или три периода нетрудоспособности, но не указана дата в поле “Приступить к работе”, или отсутствует код 31 “Продолжает болеть” и номер следующего листка, то есть ЭЛН недооформлен.
В данном случае необходимо обратиться в ЛПУ, выдавшее ЭЛН, за уточнением его статуса.
Статус 070 означает, что по данному ЭЛН страхователь уже оформил и отправил в ФСС реестр больничных листов, поэтому повторный запрос ЭЛН невозможен. Также невозможна отправка заполненной формы ЭЛН, которую необходимо предоставить до отправки реестра больничных листов.
Статус 090 означает, что запрашиваемый лист аннулирован. Необходимо обратиться в ЛПУ за выяснением причины аннулирования и получением номера листка-дубликата. Аннулированный ЭЛН оплате не подлежит.
6.Я считаю, что сведения, заполненные в ЭЛН в части мед. организации содержат ошибки, как быть?
Если при получении ЭЛН появляются сомнения в правильности его оформления в части мед. организации, обратиться за консультацией можно к специалистам регионального отделения Фонда в отдел страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (тел. 577-036, 577-038). И в случае необходимости оформления дубликата обратиться в ЛПУ, выдавшее ЭЛН.
7.Нужно ли заполнять распечатанный бланк ЭЛН?
Заполнение бумажной распечатки ЭЛН не регламентировано порядком работы с ЭЛН ФСС и производится на усмотрение страхователя.
8.ЭЛН был отправлен в ФСС в срок, но сотрудник пособие по временнойнетрудоспособности так и не получил.
В данном случае необходимо удостовериться, что для данного ЭЛН был отправлен не только сам заполненный ЭЛН, но и реестр листков нетрудоспособности в ФСС. При этом реестр был обработан без ошибок, то есть имеется в наличии квитанция об успешной обработке реестра, в которой все стадии проверки документа завершились успешно. Если квитанция содержит информацию об ошибках, необходимо исправить ошибки и направить реестр заново.
Если квитанция обработки реестра положительная, информацию о статусе документа можно уточнить по телефону горячей линии 577-010.