Что означает статус ученика
Социальный статус
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Определение социального статуса
Социальный статус — это положение человека в обществе или отдельной подсистеме общества.
Социальный статус можно определить по специфическим для конкретного общества признакам, например, экономическим, национальным, возрастным и др. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.
Это понятие существует только в процессе сравнения позиции одного человека с другими. Он показывает определенное место в иерархической лестнице, отражая организацию общественной структуры. Высокий статус дает возможность влиять на ход общественного и исторического развития, пользоваться привилегиями, особым расположением.
Критерии социального статуса:
Отношения между людьми в системе общественного разделения труда;
Отношения по потреблению;
Место человека в иерархии политической системы;
Виды социальных статусов
Социальный статус— это неисчерпаемый человеческий ресурс, который дает человеку возможность влиять на общество и получать особые позиции в системе власти и распределения материальных благ. Каждый человек занимает целый ряд позиций в обществе, каждая из которых предполагает определенные права и обязанности.
Чаще всего человек обладает не одним, а несколькими социальными статусами.
Различают такие виды социальных статусов:
Определяются положением индивида в группе — личный и социальный.
Личный статус — это положение человека, которое он занимает в малой группе, в зависимости от оценки его индивидуальных качеств.
С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.
Определяются временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом — основной и неосновной (эпизодический).
Основной статус определяет главное в жизни человека (чаще всего связан с основным местом работы и семьей, например — хороший семьянин и незаменимый работник).
Эпизодический статус влияет на детали поведения человека (пешеход, пассажир, пациент, читатель, слушатель).
Приобретаются в результате свободного выбора или нет.
Предписанный статус — это социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг (национальность, место рождения, социальное происхождение).
Достигаемый (приобретенный) приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (образование, профессия, материальный достаток).
Смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов (человек, ставший инвалидом, звание олимпийского чемпиона).
Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.
Примеры социальных статусов
Рассмотрим примеры каждого вида социального статуса.
Самый главный, присущий всем людям статус — это человек. Он настолько обобщен и размыт, что его даже редко учитывают.
Примеры врожденных статусов: национальность, гражданство. Пол также дает определенный социальный статус и роль (дочь или сын, внук, сирота).
На приобретенные статусы человек может повлиять своим выбором. Так, например, расширяются родственные роли — когда-то незнакомые люди становятся мужем и женой при создании новой семьи, а их родственники приобретают новые социальные статусы (свекровь, золовка, свояченица, кум).
Эпизодические статусы: участники забастовок, посетители кинотеатра или кафе, пассажир такси или поезда. Эти статусы могут повторяться в жизни одного человека либо меняться на другие статусы.
Достигаемые статусы касаются профессиональных и статусных положений: профессия (врач, юрист, геолог), занимаемая должность (президент, руководитель), жизненная позиция (дауншифтер, бродяга). Достигаемые социальные статусы включают такие категории, как воры, убийцы, люди без определенного места жительства. Это обратная сторона медали, которая отражает неправильно приложенные усилия или отсутствие стремления к развитию.
Любое проявление социального статуса не может постоянно соответствовать ожиданиям общества, выдерживать и поведенческую линию, и внешнее соответствие.
Как повысить социальный статус
Социальный статус не является постоянным и естественным. У человека может быть стремление к его повышению.
Всегда есть более престижные профессии, места проживания, более высокие заработки. Правда, есть категории, на которые человек повлиять не может — например, изменить биологических родителей или национальность. Но большинство вещей можно изменить и повысить свой социальный статус.
Повышению социального статуса способствует мотивация и амбиции. Если не стремиться улучшать свою жизнь и выбирать лучшее, то прогресс не случится. Это касается всего — от выбора работы до построения отношений.
Повышение социального статуса всегда связано с быстрой и адекватной адаптацией к изменившимся условиям, и чем быстрее это произойдет, тем больше шансов закрепиться на достигнутом.
Социальный статус и роль
В каждом обществе есть некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Это значит, что определенные статусы считаются престижными, а другие — наоборот. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:
Если престиж статуса необоснованно завышен или, наоборот, занижен, то возможна утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, не способно обеспечить нормальное функционирование. При этом важно различать престиж и авторитет.
Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, которая закреплена в культуре и общественном мнении.
Авторитет — степень признания обществом достоинства конкретного человека.
Социальный статус личности может влиять на поведение человека. Зная социальный статус человека, можно определить некоторые качества, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он может совершить. Такое ожидаемое поведение человека, которое ассоциируется с его статусом, принято называть социальной ролью.
Социальная роль — это образец поведения, который признан для людей контрактного статуса в определенном обществе.
Другими словами, социальный статус — это положение, а роль — это модель поведения, которая связана со статусом.
Ролевой конфликт и его виды
Ролевой конфликт — это ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворить требования двух или более несовместимых ролей.
Рассмотрим три вида ролевых конфликтов в таблице.
Суть ролевого конфликта
Конфликт, при котором требования одной и той же роли противоречат друг другу.
Например, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но также требовательность, строгость.
Конфликт, который возникает в ситуациях, когда требования одной роли противоречат другой.
Например, требования работы могут противоречить религиозным верованиям.
Конфликтная ситуация, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности.
Например, профессиональная деятельность не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности.
История социальных статусов в России
В Российской империи социальные статусы закрепляли в документах и указывали как «звание». Вот некоторые из них:
В Советском Союзе социальные статусы закрепляли в документах и отмечали как «социальное положение»:
При поступлении на работу (службу) заполняли личный листок по учету кадров, в котором была графа «социальное происхождение». Обычно эту графу заполняли так: «из крестьян», «из рабочих», «из служащих». Как правило, указывался социальный статус главы семейства.
Что означает статус ученика
О статусе учащегося
Настоящие Рекомендации устанавливают совокупность прав и обязанностей граждан, имеющих статус учащегося. Концептуальную основу Рекомендаций составляют идеи и положения теории непрерывного образования, рассматривающей учебную деятельность человека как составную часть его образа жизни на всех стадиях жизненного цикла. Рекомендации разработаны в целях расширения государственно-правовых гарантий реализации права граждан государств СНГ на образование в любом возрасте.
1. Основные понятия. Перечисленные ниже понятия используются в тексте Рекомендаций в соответствии с их заданным основным значением. Это не исключает их уточнения в нормативных актах, разрабатываемых на основе и в развитие данных Рекомендаций:
— образование: процесс передачи и освоения социально-культурного опыта и научных знаний;
— учащийся: лицо, вовлеченное в систематическую учебную деятельность;
— взрослый учащийся: лицо дееспособного возраста, тем или иным образом совмещающее учебную деятельность с занятостью в сфере оплачиваемого труда;
— статус учащегося: правовое положение гражданина как субъекта учебной деятельности, его юридически закрепленное положение в определенной системе прав и обязанностей;
— непрерывное образование: пожизненный стадиальный процесс, обеспечивающий поступательное обогащение творческого потенциала личности и ее духовного мира; состоит из трех основных этапов: детское образование, юношеское образование, образование взрослых;
— детское образование: педагогически организованная социализация;
— юношеское образование: подготовка к трудовой и иным видам социально значимой деятельности;
— образование взрослых: учебная деятельность, направленная на профессиональный рост и личностное развитие человека в период его профессионально-трудовой деятельности;
— субъект учебной деятельности: лицо, осваивающее новые знания и умения, новые подходы к разрешению проблем и способы выполнения задач;
— право на образование: гарантированная государством возможность получать качественное образование до вступления в сферу трудовой занятости и преемственно продолжить учебу в период взрослой жизни;
— правоотношения учащегося: регулируемые нормами права общественные отношения, возникающие в связи с реализацией права граждан на образование.
2. Основные принципы государственной политики по реализации прав граждан на образование:
— признание права на образование в любом возрасте как одного из основных прав человека;
— обеспечение доступности образования для всех категорий граждан;
— обеспечение всеобщности и неотъемлемости права на образование.
3. Цель настоящих Рекомендаций: создать правовые стимулы, побуждающие органы государственной власти и органы местного самоуправления к разработке и реализации мер, направленных на обеспечение права граждан на образование в любом возрасте.
4. Предмет правового регулирования: общественные отношения, определяющие совокупность прав и обязанностей субъекта учебной деятельности.
5. Основные категории учащихся: социально-демографические группы населения, подразделяемые по критерию их участия в программах общего и профессионального образования. Статусом учащегося обладают:
— ученики общеобразовательной школы;
— лица, проходящие курс обучения в учебных заведениях начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;
— взрослые граждане, сочетающие учебную деятельность с занятостью в сфере оплачиваемого труда.
6. Основные права учащегося: законодательно установленные условия, обеспечивающие успешность учебной деятельности, наиболее существенные предпосылки, способствующие достижению целей, предусмотренных образовательными программами. К этой категории прав прежде всего относятся:
— право на квалифицированное преподавание и компетентное руководство учебной деятельностью;
— право на комфортные условия обучения;
— право на свободный доступ к источникам информации;
— право на создание и участие в деятельности органов самоуправления (школьного, вузовского и т.п.);
— право на моральную и материальную поддержку со стороны государства и общества.
7. Статус учащегося общеобразовательной школы: правовое положение граждан детского и юношеского возраста, проходящих курс обучения по программам, предусматривающим освоение знаний и умений, необходимых всем членам общества. К основным правам ученика общеобразовательной школы, наряду с названными в пункте 6, относятся:
— право на всестороннее развитие задатков и способностей;
— право на освоение основ современной науки;
— право на подготовку к жизни в условиях современного развивающегося общества;
— право на участие в образовательных программах, дополняющих обязательный курс начальной и средней школы;
— право на консультативную помощь и профессиональную ориентацию при выборе учебного заведения профессионального образования.
8. Статус обучающихся в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования: совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с подготовкой к трудовой занятости в сфере профессионального (оплачиваемого) труда. К основным правам обучающегося будущей профессии, наряду с названными в пункте 6, относятся:
— право на выбор учебного заведения профессионального образования в соответствии со склонностями и уровнем готовности освоить его программу;
— право на освоение опыта и последних достижений в избранной сфере трудовой занятости;
— право на стипендию и иные формы материальной поддержки;
— право на гарантированное трудоустройство в соответствии с профилем и уровнем полученного образования.
9. Статус взрослого учащегося: правовое положение граждан, достигших возраста полной гражданской дееспособности, учебная деятельность которых сочетается с занятостью в сфере оплачиваемого труда. В эту категорию учащихся входят:
— обучающиеся по вечерней и заочной форме в учебных заведениях так называемого регулярного образования;
— слушатели отраслевых и межотраслевых учреждений профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
— обучающиеся в учреждениях внутрифирменного образования (обучение на предприятиях и в организациях);
— слушатели полифункциональных центров образования взрослых при органах местного самоуправления;
— участники различных программ и курсов неформального образования.
Различия между названными субъектами учебной деятельности определяют различия в их правовом статусе. Правовые и иные средства, обеспечивающие эффективность учебной деятельности взрослых, дифференцируются в зависимости от специфики перечисленных выше направлений.
10. Поощрение учебной деятельности взрослых: предпринимаемые государством и обществом меры, направленные на вовлечение взрослых в различные виды учебной деятельности, на активизацию этой деятельности и на более полное достижение предусмотренных образовательными программами результатов. К мерам поощрения относятся: меры одобрения, меры поддержки взрослого учащегося, меры содействия успешной учебе, меры социально-экономического стимулирования учебной деятельности.
11. Права взрослого учащегося: льготы, предоставляемые в целях содействия учебной деятельности. Взрослые граждане, продолжающие учебную деятельность после окончания учебного заведения, наделяются правами двоякого рода:
— право на особую организацию учебного процесса, обусловленное фактом вовлеченности учащегося в сферу трудовой деятельности;
— право работника на особую организацию трудового процесса, порожденное фактом его участия в определенной образовательной программе.
Права работающего учащегося в сфере образования:
— право на содействие и поддержку при формировании и осуществлении жизненных планов, связанных с участием в учебной деятельности;
— право на благоприятные условия обучения, создаваемые с учетом режима жизнедеятельности взрослого человека;
— право на официальное признание трудовой квалификации, приобретенной в процессе повседневной профессиональной деятельности;
— право на участие в планировании и формировании содержания образовательных программ, учитывающих специфику образовательных потребностей взрослого человека.
Права учащегося работника в сфере трудовой занятости:
— право на сокращенную рабочую неделю и на дополнительный оплачиваемый отпуск, предоставляемое в зависимости от типа и содержания образовательных программ;
— право на сохранение рабочего места на весь период учебы;
— право на профессиональный рост и служебное продвижение после прохождения очередной ступени повышения квалификации;
— право на компенсацию за потерянные в период обучения заработки;
— право на оплату предприятием полной или частичной суммы расходов на обучение.
Стороной, обеспечивающей названные права, является работодатель, по отношению к которому действуют правовые нормы обязывающего и запрещающего характера. К числу последних относится недопустимость увольнения работника с упразднением рабочего места до тех пор, пока не исчерпаны возможности его переподготовки на новые виды труда.
12. Права лиц с ограниченными возможностями здоровья. Лица с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды) имеют право на особую организацию учебного процесса, а также на особые условия прохождения ступеней образовательного процесса.
13. Права лиц без гражданства. Каждое государство Содружества обеспечивает возможности лицам без гражданства, проживающим на его территории, для получения и продолжения образования в его образовательных учреждениях и организациях на тех же условиях, на которых получают образование граждане данного государства.
— государственное и общественное признание права граждан на непрерывное образование;
— сопоставимость стандартов в области общего и профессионального образования;
— эквивалентность сертификатов: документ об образовании, выданный в какой-либо из стран Содружества, дает право на трудоустройство или продолжение образования во всех других странах Содружества.
Значение формирования и развития статуса «ученик» в начальной школе
Дата публикации: 06.06.2015 2015-06-06
Статья просмотрена: 268 раз
Библиографическое описание:
Вебер, Е. П. Значение формирования и развития статуса «ученик» в начальной школе / Е. П. Вебер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1289-1294. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19269/ (дата обращения: 14.12.2021).
Детство — многогранный, своеобразный период жизнедеятельности человека. Судя по высказываниям Толстого, это и состояние души, ее свойство. Наверное, такой взгляд является правомерным. Да и как иначе, если одни люди повторяют за Горьким: «В детстве у меня не было детства», а другие— за Сент-Экзюпери: «Я пришел из детства, как из страны».
Удивительное это состояние, что может длиться годы, а может потрясти душу однажды, но запомниться навсегда. В первой повести Толстого в главе, давшей название книге, «детство» это чувство передано так верно, почти до физического осязания, что у читателя невольно возникает острое воспоминание некогда пережитого беспричинного восторга, душевной ясности и покоя.
Современный глубокий и тонкий писатель Виктор Астафьев в автобиографической повести «Последний поклон» рассказывает тоже о детстве, почти сиротском, голодном, босоногом, которое, естественно, отличается от того, что прожил и пережил Лев Толстой и его герой. Вот уж воистину: у одного похлебка жидкая, у другого — жемчуг мелкий, а страсти вроде одинаковые. Та же наполненность, чувство слияния со всем миром, неодолимая жажда впечатлений. Детство — яркий период развития чувств и переживаний.
Взрослых часто удивляют, ставят в тупик резкие переходы в поведении детей, перепады в их настроении. Это оттого, что мы для себя все решили: вот это — вещи первостепенной важности, это— третьестепенной, а этим можно и вовсе пренебречь. Ребенку неведома подобная жесткая классификация. Он может горько заплакать оттого, что исчез солнечный зайчик, и счастливо засмеяться тому, как красиво выглядит ловко подстриженная им мамина чернобурка. А в другой раз реакция может быть обратной, потому что в тот момент у него будут иные желания и интересы, и солнечный луч в темной комнате может, казаться совсем некстати, если идет игра в «тайну», в «ужасную опасность». Значит, еще одна особенность детства: отсутствие «нормативного» отношения к миру. И еще неумение отличить мир реальный от выдуманного.
Наверное, каждый из нас наблюдал, как занятно знакомятся дети. Они открыто или, прячась за взрослого, разглядывают друг друга, потом вдруг доверчиво протягивают ладошки и говорят: «Давай играть», если только не отвергнут навязываемое знакомство решительно и бесповоротно. Что они такое узнают в тот краткий миг взаимоизучения, по какому признаку, по каким критериям оценивают незнакомца, нам неведомо. Мы, вырастая, забываем многое из того, что умели и знали в детстве. В том числе и это умение безанкетного выбора напарника в деле. Какое-то природное чутье подсказывает им, руководит ими в отношениях и со взрослыми: к кому-то они доверчиво кидаются, предаются целиком; кого-то отвергают, несмотря на соблазны. Если это чутье им изменяет—значит», гирокомпас» уже испорчен, разрушен наставлениями взрослых: определять «качество» людей не по тому, лежит к ним сердце или не лежит, а по тому, отвечают ли они нормам «приличия» [4,92].
«Ребенок не разбирает звания людей, а всей душой чувствует, что в каждом человеке живет то, что одно и то же и в нем и во всех людях» («Путь жизни») (6,85).
Детская незлопамятность, умение прощать. Нас это часто и умиляет и раздражает. Наблюдая за играми детей, мы видим: сейчас они — друзья, не разольешь водой. Через минуту поссорились, подрались даже. Но вот прошли, высохли слезы — и снова вместе. Такое впечатление, что в их отношениях отсутствует память о прошлом, совсем недавнем, как отсутствует и прогноз отношений. Будто они живут ощущением сей минуты. Но это нам так только кажется. Просто у них своя система оценки зла и добра. В рассказе, названном по-толстовски задиристо «Девочки умнее стариков», живописуется как раз такая ситуация. На деревенской улице повздорили две девчушки, обрызгали друг друга грязью и запачкали новые наряды. Матери их сцепились между собой, вмешались мужчины, затеялась большая уличная свара, остановить которую, казалось, уже будет невозможно. Но увидела старая женщина, что те, из-за кого разгорелся сыр-бор, давно мирно играют, забыв обиду и урон, причиненный друг другу, и пристыдила старушка скандалистов: «Умней они вас». А Толстой завершает рассказ излюбленной сентенцией: не будет вам счастья, если не будете, как дети. (Примечательно: последняя статья, над которой трудился писатель, называлась «Детская мудрость».)
Ведь «осердясь надолго», отказываясь от общения, они потеряют гораздо больше — напарника своих занятий, а приобретают надутую скуку и спесь. Дети не умеют делать себе «на зло», лишь бы другому досадить, не умеют извлекать радость из отчуждения, противостояния. Как писала Крупская, детям не свойственна природная злонамеренность. Если и появляются среди них «злые мальчики», вроде героя одноименного рассказа Чехова, то можно с уверенностью сказать, что здесь мы столкнулись с тем случаем, когда взрослые постарались лишить ребенка ценнейшего из детских свойств и весьма в этом преуспели. Потому что отсутствие гордыни, коварства злоумышления — верный признак детства. Впрочем, это отнюдь не означает, что в их характерах нет самолюбия, самоуважения, желания постоять за себя. Но здесь часто срабатывает мудрое правило: наказан — значит, прощен. Нет долгого преследования за один и тот же грех. Гордыня же и коварство— это не поступок, это уже система отношений и поведения.
Проблема детства заключается в том, что от того, насколько богатыми и разнообразными были условия развития в детстве, насколько полноценным и эмоционально насыщенным было общение с родителями, воспитателями и учителями зависит весь дальнейший жизненный путь личности. Поэтому во все времена вопрос о социализации детей звучал злободневно и занимал умы видных людей человечества. Человек — существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными и включен в социальный взаимодействия. Под социализацией принято понимать процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизведения индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. В педагогике в качестве устойчивой тенденции образовательного процесса В. А. Сластенин, Н. Ф. Исаев, А. М. Мищенко, Е. Н. Шиянова выделяют следующую: обязательное присвоение подрастающим поколением социального опыта старших. () При этом социальный вектор развития задается в дошкольном и младшем школьном возрасте. Объективной реальностью выступает начальное образование, которое выполняет свое главное социальное назначение: обеспечивает подготовку детей, способных включиться в жизнедеятельность на новом, более взрослом уровне социального реагирования. Ориентация такого плана принципиальна значима, так как от характера прохождения начальной ступени обучения зависит понимание (непонимание) и принятие(непринятие) субъектом грядущих изменений.
Младший школьный возраст — возрастной период, который отражает очередной этап целенаправленного развития личности, его социализации, когда ребенок приобретает и осознает свое статусное положение, свой статус (или инстинктивно его чувствует), как положение в социуме, когда формируется его личное отношение к своему статусу, идет его принятие (непринятие). Идет процесс само-актуализации (А. Маслоу) с одновременным повышением интереса к самому себе (А. Эллис). От статусного положения и отношения к нему формируется отношение к себе и окружающему миру, формируется и развивается личность ребенка. Развитие при этом может быть благоприятным — соответствовать психологической норме при условии внутреннего комфорта принятия своего статуса и адекватного отношения к нему, или может быть неблагоприятным, — психологически неадекватным («психологический синдром») при условии непринятия своего статуса, неадекватного отношения к нему. Данные выводы базируются на двух подходах теоретического изучения развития личности — биогенетическом и социогенетическом, хорошо раскрытых академиком Асмоловым.
В основе биогенетического подхода находиться проблема развития человека как индивида, обладающего антропогенетическими свойствами, которые проходят различные стадии по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе; социогенетический подход делает акцент на изменении процессов социализации, где в основе лежат социальные нормы, роли, приобретенные социальные установки) раскрывают основные элементы механизма развития личности. Развитие статуса (статус — изменяемый процесс во времени) идет вместе с развитием личности ребенка (психическим развитием), его сознания, с изменениями восприятия своего статуса. Как полагают в психологии в основе развития лежат: 1.социальная ситуация (особенности социума, социумного взаимоотношения); 2.вид деятельности; 3..психические новообразования (уровень восприятия, память, речь, мыслительные процессы); 4. периоды кризисного и стабильного развития (изучен, раскрыт Л. Выготским). При этом в процессе развития принято выделять внутренние и внешние изменения. Хорошо изучены в педагогике, психологии процессы «скачкообразного» развития — кризисы развития, когда «внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и происходит перелом сущности» (), где по сущностью подразумевается перестройка внутренних переживаний, отношений ребенка к среде, социуму. То есть меняется одна из содержательных составляющих процесса — статуса ребенка — отношение к своему положению в обществе, социуме. Как рассматривает Л. И. Божович, кризис характеризуется изменением потребностей и побуждений, движущих поведение ребенка, значит можно говорить об изменении ролевого поведения ребенка, которое становиться «взрослее», базируется на определенных правилах, установках. В педагогике принято считать, что одной из главных причин кризиса младшего школьного возраста является неудовлетворенность новых потребностей. Значит, в основе развития статуса младшего школьника лежит — неудовлетворенность статусным положением или комфортность личностного самочувствия в статусе, то есть внутренний конфликт, который играет в онтогенезе ребенка большую роль. (А.Маслоу.) Мы полагаем, что как и этап кризиса, этап изменения статуса
(период принятия нового статуса) сопровождается снижением темпа продвижения ребенка в обучении, что негативно сказывается на психическом и физическом здоровье детей, поэтому необходимо изучить механизм процесса формирования и развития статуса с целью выявления педагогических условий, способствующих минимизации негативного влияние периода вхождения в новый статус, а также условия, корректирующие статусное положение ребенка с целью его повышения, ибо низкий статус ребенка в социуме — это регрессия развития, психологическая неустойчивость восприятия действительности, тревожность.
Тревожность рассматривается нами как один из главных факторов регрессивного развития, асоциализации. (Теоретической разработкой проблемы тревожности занимались Л. И. Бонсович, В. Р. Кисловская, Б. И. Кочубей, Е. С. Новикова, Ч. Спилгерг, Ю.Ханин, А. М. Прихожан, А. Фрейд, А. И. Захаров, К. Хорни, Т. А. Нежнова, Б. Филипс, А. В. Спиваковская и др.) Проблему вывода ребенка из низкого статуса педагогическая. Нами изучается период «вхождения» в новый социум- период начала школьного обучения, который по временным рамкам совпадает с кризисом развитии шести-семи лет. Поэтому, следует причинную сторону процессов кризисного развития и принятия нового статуса рассматривать как смежную, имеющую много общих факторов и следствий.
Одна из актуальная проблема в педагогическом процессе — «несоциализованные дети», дети-изгои школьного социуме, такие дети одиноки, с заниженной или низкой самооценкой, часто замкнутые или, озлобленные и агрессивные, часто это дети-инвалиды или дети с теми или иными физическими дефектами, либо они из неблагополучных семей, педагогически запущенные, а значит испытывающие дефицит общения в семье — и, вследствие с этим, это дети — не умеющие устанавливать правильные коммуникативные связи в социуме. Необходимо развивать статус у данной категории детей с целью его повышения, таким образом решать задачу их правильной социализации.
Другая педагогическая проблема, такая как трудновоспитуемые и трудно обучаемые дети. Эта проблема возникает вследствие того, «что изменения педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за быстрыми изменениями его личности» (Л. С. Выготсткий) на наш взгляд, стоит на повестке дня в образовательной системе из-за необоснованности педагогических условий организации процесса «принятия» нового статуса (школьного статуса) детьми, условий его изменения (повышения); приемов и способов ролевого вхождения в новый статус.
Итак, делаем выводы:
1. В период детства закладывается фундамент личности и основа статусного положения в обществе во взрослой жизни. Нахождение своего статуса в детстве, адекватное понимание статусного ранжирования общественных отношений в младшем школьном возрасте будет способствовать дальнейшей правильной социализации в средней и старшей школе и во взрослой жизни. Это будет формировать поколение людей, имеющих личностный смысл жизни (не потерянное поколение).
2. Статус детства — стартовая площадка к формированию личности.
3. Правильное статусное принятие минимизирует кризисные последствия развития ребенка.
4. Принятие статуса помогает формировать самосознание, адекватное принятия себя в мире.
5. Педагогическая работа по формированию статуса поможет детям следующих категорий: трудновоспитуемым, трудно обучаемым (не желающие учиться), детям из неблагополучных семей, детям- инвалидам, детям с нарушением психического здоровья.
В педагогической практике мы апробировали приемы формирования и развития статуса «ученик» на двух выпусках учащихся начальной школы. Использованные приемы:
1. Активизация познавательной и творческой активности учащихся начальной школы.
Познавательная активность проявляется в стремлении ребенка успешно выполнить устные и письменные задания, подготовить реферат, прочитать и узнать новое по изучаемой теме. Каждый ученик за ответы на уроках получает устные и балловые поощрения. В конце дня набранные баллы фиксируются ребенком в таблице самооценки. В конце четверти выстраивается рейтинг познавательной активности. Каждый ученик видит свой рейтинговый номер в общем списке (в нем указаны общее количество баллов, занимаемое место в рейтинге).
У ребенка формируется четкое представление, что статус «ученик» зависит от собственной активности ученика в познавательной деятельности, а не только от результативности, но, главное, ученик начинает понимать, что познавательная активность повышает уровень знаний, а значит успеваемость.
Творческая активность тоже фиксируется в листах самооценки. Эта форма активности оценивается степенью участия и эффективности в исследовательской, проектной работе, а также участием в творческих конкурсах. Важно, чтобы педагог показал «огромные пространства» применения своего творчества, а также, зная особенности, способности и интересы детей, рекомендовал разные виды творчества.
Так, результатом нашего литературного творчества, стал наш Школярик, помощник и друг всех ребят класса. Дети придумали его, создали вместе с учителем альбом историй из жизни класса, где Школярик существует наравне с реальными учениками.
Также благодаря творческой групповой работе восьми ребят появился макет школы детской мечты, затем дети составили расписание уроков новой школы, придумали систему оценок в виде накопленных баллов на карточке, которые можно использовать как оплату культурно –массовых мероприятий и посещений музеев, театров и других заведений сферы культуры.
2. Открытое информационное пространство формирования и развития статуса «ученик».
Рейтинги познавательной и творческой активности открыты для обзора учащимся. Они помещаются в классном уголке, меняются каждую четверть. При этом статусное формирование в виде рейтинговых результатов фиксируются с листе личных достижений учащихся и помещаются в портфолио ученика.