Что означает срок действия сертификата еще не наступил
Как продлить ключ ЭЦП, если истек срок действия сертификата: как правильно обновить электронную цифровую подпись
Электронная подпись стала неотъемлемой частью делового мира. Без нее процесса удаленного подписания договоров и документов оказались бы попросту невозможными. Также способ обладает и иными функциями, например, осуществление торгов, подача исковых заявлений для судопроизводства и другими. К сожалению, подобная возможность удаленных операций выдается частным пользователям и компаниям на ограниченный период. В этом обзоре мы разберем, как продлить ключ ЭЦП, если срок действия закончился. Нельзя сказать, что процедура обладает массой сложностей, но собственные определенные нюансы у нее имеются.
Что это такое
Для начала разберемся в сути понятий. Это просто набор информации в определенном формате кода. Главная особенность в том, что эти сведения полностью уникальны. Поэтому могут служить в качестве подтверждающего знака, некого штампа, которого больше нет ни у кого. За достоверность сведений, а также за их уникальность отвечает посредник – удостоверяющая компания. Именно она следит за тем, чтобы коды содержались корректно, были отличны друг от друга, а также занимается их непосредственной выдачей соискателям.
В большинстве случаев компаниям необходимо ежегодно осуществлять продление ключа ЭЦП (электронной подписи), налоговая посмотрит на предприятие крайне неблагосклонно, если она начнет подтверждать отчетность без своего кода. Не говоря уже о невозможность заключения дистанционных сделок.
Для того чтобы в большей мере раскрыть возможности универсального кода, необходимо иметь соответствующее программное обеспечение. Тогда вы действительно сможете удаленно заключать сделки любого формата, отправлять отчетность в налоговую в один клик и заверять приказы внутри предприятия.
Приобрести самое современное программное обеспечение вы можете на сайте «Клеверенс». Вас ждут:
Как и с помощью обычного рукописного аналога, этот вариант помогает удостоверять личность. Только в этом случае необязательно физического лица, а также и юридического. Поэтому получать его необходимо в строгом соответствии с правилами, чтобы исключить даже теоретическую возможность подлога или внесения недостоверных данных. По этой же причине получение сопровождается предоставлением основных документов, удостоверяющих соискателя.
Истек срок действия ЭЦП: что делать
Сюда же отнесем и ситуацию, при которой уникальный код был утерян. Так случается часто. Ведь он хранится не в облачном сервисе или на сервере проекта. Для полной безопасности код всегда обладает физическим носителем – это обычная флешка, защищенная от копирования и создания дубликатов. Соответственно, в большей части случаев она существует всего в единственном экземпляре. А это, в свою очередь, означает, то ее легко можно потерять.
Если случилось подобное, ты выход остается только один – получать новую. А вот при истечении срока, всегда можно его продлить. На самом деле, вторая процедура хоть слегка и полегче, но в корне мало чем отличается. В любом случае переживать не стоит, сейчас процессы получения оптимизированы, не занимают много времени, как это было раньше, когда механизм только внедрялся в российскую сферу бизнеса и дистанционного документооборота.
Каков срок действия электронной подписи?
Срок действия электронной подписи
ЭЦП представляет собой информацию, зашифрованную при помощи специальной символьной кодировки, помогающей идентифицировать ее владельца. Период функционирования ЭЦП назначается удостоверяющим центром, в ведении которого находится процесс изготовления и аннулирования ЭЦП (как правило, это 1 год). Период действия ЭЦП может быть продлен при возникновении обоснованной необходимости.
Подробнее о получении ЭЦП читайте в материале «Получение сертификата ключа проверки электронной подписи».
Срок действия сертификата электронной подписи и ключа ЭЦП
Начальной датой, с которой отсчитывается период действия ЭЦП, обозначается момент получения сертификата ключа собственником, если другое не закреплено непосредственно в сертификате ключа. Указанная дата обязательно должна быть отображена в специальном реестре сертификатов ключей (п. 5 ст. 14 закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об ЭЦП»).
Что касается окончания действия сертификата, то оно может быть связано с одним из нескольких событий (п. 6 ст. 14 закона № 63-ФЗ):
ВНИМАНИЕ! С 2022 года квалифицированные ЭЦП от имени компании можно оформить бесплатно, но только в ФНС. На новый порядок можно перейти досрочно с 01.07.2021. Параллельно до конца 2021 года действует прежний порядок выдачи подписей юрлицам в коммерческих удостоверяющих центрах (но только в тех, которые прошли аккредитацию в этом году). ЭЦП, полученные в аккредитованных центрах, действительны до окончания их срока действия. Квалифицированные сертификаты удостоверяющих центров, не прошедших аккредитацию в 2021 году, действительны до 31.12.2021 (если аккредитация или срок действия сертификата не кончились раньше). С 1 июля 2021 года такие удостоверяющие центры не могут выдавать сертификаты ключа проверки.
Подробнее о новшествах, действующих с июля 2021 года, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ бесплатно.
После окончания периода действия сертификата удостоверяющим центром должна быть внесена соответствующая запись о наступившем событии в реестр сертификатов не позднее 12 часов с момента его установления. Законное функционирование сертификата заканчивается только при отображении данной информации в реестре (п. 7 ст. 14 закона 63-ФЗ).
Другую интересную информацию об ЭЦП читайте в статье «Усиленная квалифицированная электронная подпись — что это такое?».
Как получить электронно-цифровую подпись для юридических лиц, узнайте здесь.
Образец заполнения акта на уничтожение средства ЭЦП
Если собственник ключа хочет аннулировать ЭЦП до окончания срока его действия, он должен направить соответствующее заявление в удостоверяющий центр. При ликвидации сертификата ключа информация о подобном действии отображается в реестре сертификатов. Кроме того, владелец подписи может совершить и механическое уничтожение непосредственного носителя ЭЦП (к примеру, USB-флешки), который применялся для подписи документации.
Для этого составляется специальный акт на уничтожение средства ЭЦП. Образец такого акта представлен на нашем сайте, вы можете скачать его по ссылке ниже:
Итоги
Период действия сертификата ключа ЭЦП назначается удостоверяющим центром, а при его окончании заявитель имеет право продлить срок использования электронной подписи. При уничтожении сертификата ключа ЭЦП информация отображается в реестре сертификатов, а также может составляться специальный акт на уничтожение средства ЭЦП.
Как продлить срок действия сертификата?
Как продлить срок действия сертификата?
Продление сертификата соответствия или декларации соответствия подразумевает оформление нового документа и прохождение всей процедуры сертификации заново. Продления срока действия путём внесения изменений в реестр выданных сертификатов или деклараций не существует. Продления срока действия путём писем, исправлений в бланках сертификата законодательством не предусмотрено.
Любой изготовитель, стабильно выпускающий свою продукцию и имеющий сертификат соответствия, рано или поздно сталкивается с необходимостью его продления. Это же относится и к импортерам, осуществляющим регулярные поставки товаров из других стран.
Органы по сертификации постоянно сталкиваются с непониманием заявителей, зачем им нужно проходить процедуру повторно, если продукция не менялась много лет?
Ответ прост: меняются требования к продукции, причем, могут меняться как нормативные показатели в действующих документах, так и вступать в силу новые нормативные документы, сертификат, срок действия которого истек, считается не действительным и не может использоваться при реализации или производстве продукции.
Срок действия сертификата и срок действия декларации регламентирован законодательно и зависит от формы подтверждения, а также от продукции, схемы сертификации или декларирования и некоторых других факторов.
Срок действие сертификата определяется выбранной процедурой подтверждения соответствия и устанавливается сроком от одного до пяти лет.
Сертификат соответствия в национальной системе подтверждения соответствия оформленный на продукцию иностранного или отечественного производства, может быть выдан на срок от 1 до 3-х лет или не иметь срока действия, если выбрана 9 схема (партия товара).
Срок действия сертификата соответствия Единого Таможенного Союза определяется соответствующим ТР ТС и может быть выдан на срок до 5 лет для серийного производства продукции.
Часто от наших клиентов мы слышим:
Что делать если срок действия сертификата или декларации истек, а продукция на складе осталась?
Если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек, а продукция, была выпущена в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, может находиться в обращении в течение срока годности или срока ее службы, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оформление нового сертификата соответствия или декларации о соответствии на такую продукцию не предусмотрено, об этом сказано в Федеральном законе от N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Согласно статье 28 Федерального закона №184, заявитель обязан приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек, за исключением продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поэтому здесь в первую очередь нужно обратить внимание на срок годности или службы товара. Если продукция была изготовлена во время действия сертификата и ее срок годности, либо срок хранения еще не истек ее можно реализовывать, использовать, продавать. Это относится как к импортной продукции, так и к отечественной.
Новый сертификат/декларация на «серийный выпуск» будет распространяться на продукцию, которая будет выпущена в срок действия нового документа и не будет распространяться на продукцию, выпущенную ранее.
В том случае, если остановка производства/импорта продукции не планируется, необходимо пройти повторную процедуру сертификации и переоформить сертификаты и декларации с нормами и стандартами, распространяющимися на продукцию. Процедура эта аналогична процедуре, которая проводилась для первоначального оформления документа. Начинается она с подачи в специализированный аккредитованный орган заявки, предоставления стандартного пакета документов и образцов продукции.
Действие сертификата может быть прекращено или приостановлено по ряду других причин, если в результате плановых или внеплановых проверок, контролирующими органами определяется ухудшение качества или изменение характеристик товара, на который оформлялся документ, или в результате каких-либо изменению процесса его изготовления.
Также действие сертификата прекращается, если для данной продукции введён в действие технический регламент, а подтверждающий документ был оформлен в соответствии с требованиями других нормативных актов.
Что делать, когда закончилась электронная подпись?
Любая электронная подпись, а точнее сертификат электронной подписи, имеет срок действия. Обычно ее выдают на 12 месяцев, поэтому спустя год владельцу нужно обратиться в УЦ и обновить ЭП.
Что это значит
Мы говорим «обновить», «продлить» или «перевыпустить ЭЦП», но на самом деле речь идет об изготовлении нового сертификата электронной подписи, так как прежний полностью прекратил действие в связи с истечением срока. Еще эту процедуру могут называть «обновление ключа ЭЦП» или «продление КЭП».
Как узнать срок действия электронной подписи
Хорошо, если вы знаете, когда заканчивается срок действия электронной подписи. Но если нет, — не страшно, за несколько дней до истечения срока действия ЭП Контур пришлет уведомление и напомнит о том, что нужно получить новый сертификат.
Получить информацию о сроках действия сертификата ЭП можно двумя способами.
В первом варианте нужен компьютер, на котором установлен сертификат ЭП и программа КриптоПро CSP. Чтобы посмотреть срок действия сертификата, следуйте пунктам ниже или откройте инструкцию с картинками:
Второй вариант — воспользоваться Личным кабинетом УЦ Контура.
Как продлить электронную подпись
Обновить электронную подпись, то есть получить новый сертификат вместо заканчивающегося, можно дистанционно или лично в офисе УЦ Контура. Первый способ удобнее и проще, но воспользоваться им можно, если выполняются определенные условия.
Онлайн-обновление ЭП
Вам не нужно посещать офис УЦ, если вы решили обновить сертификат ЭП онлайн. Однако выполнить такое обновление можно, если:
Чтобы обновить сертификат в Контуре онлайн, воспользуйтесь инструкцией ниже или перейдите в Личный кабинет УЦ и следуйте подсказкам сервиса. Если хотите обновить сертификат самостоятельно, то сделать это можете минимум за 60 дней до его окончания.
1. Для входа в Личный кабинет введите номер телефона, который указывали при получении первоначального сертификата. На этот телефон мы пришлем смс с кодом, по которому вы сможете войти.
Обычно смс-код поступает в течение двух минут, но если сообщение не пришло, воспользуйтесь клавишей «Получить смс-код повторно», которая появится через две минуты. Если код снова не поступил, обратитесь в техническую поддержку Контура — ее контакты указаны внизу страницы.
2. Если у вас несколько сертификатов, то в перечне выберите сертификат, подлежащий замене и нажмите кнопку «Заполнить заявку». Если у вас один сертификат, то вы сразу попадете на бланк заявки.
3. Приступайте к заполнению заявки. Для этого вам понадобится действующий сертификат Контура или УЦ из списка.
4. Подпишите заявку действующим сертификатом.
5. Наши операторы рассмотрят заявку в течение 1-2 дней. Мы сообщим вам об окончании проверки, после чего вы можете выпустить сертификат.
6. Выпуск сертификата обычно занимает 30 минут, иногда чуть дольше, но не более 4 часов. После чего вам придет смс «Запрос на сертификат ЭП одобрен».
7. После выпуска сертификата подтвердите, что получили его: вернитесь на страницу «Выпуск сертификата» и нажмите клавишу «Подписать расписку». Для подписания можно использовать действующий сертификат, который вы заменяете.
8. Установите сертификат: если для хранения ЭП вы выбрали токен, то его необходимо вставить в компьютер, если сертификат устанавливается на ПК, то ЭП будет помещена в память компьютера.
9. На этом все, сертификат установлен, можете работать.
Офлайн-обновление ЭП
Теперь разберемся, что делать, если ваша прежняя электронная подпись уже закончилась, сменился сотрудник, на которого обычно выпускали сертификат ЭП, или изменились данные организации.
В этом случае заявку нужно будет заполнить вручную, подписать и загрузить сканы документов. Поясним, как это сделать.
1. Выполните пункты 1-2 из инструкции выше.
2. Так как действующий сертификат ЭП у вас отсутствует, заявку придется подписывать вручную, а для этого понадобится принтер и телефон с камерой, фотоаппарат или цветной сканер.
Также подготовьте оригиналы или заверенные копии:
Если все готово, нажмите кнопку «Приступить» и заполните заявку на новый сертификат.
3. Заполняйте данные об организации в соответствии с документами. Сведения о новом владельце сертификата указывайте точно как в паспорте, сохраняя букву Ё, дефисы, пробелы.
Если паспорта РФ нет, то вместо него предоставьте временное удостоверение личности.
4. Внимательно проверьте данные нового владельца и организации. Если вы допустите ошибку, то оператор вернет заявку и попросит исправить неточности. После чего форма вновь отправится на проверку на 1-2 дня.
Убедитесь, что номер телефона, к которому будет привязан сертификат, указан верно. На этот номер вы получите смс-код, подтверждающий выпуск сертификата, также по телефону вы сможете подтвердить доступ к заявке.
Когда все проверите, нажмите клавишу «Подтвердить данные».
5. Распечатайте заявление. В строке «Субъект персональных данных» поставьте подпись. Подпись ставится синими чернилами. Нельзя использовать факсимиле и делать исправления.
6. Проверьте актуальность документов. Если данные не изменились — их скопируют из заявки, которую вы подавали на прежний сертификат, если изменились — загрузите фото или сканы документов, подтверждающих изменения.
Вы можете загрузить как оригиналы, так и заверенные копии документов.
7. После того, как все документы будут загружены, оператор проверит их. Если все заполнено верно, кнопка «Продолжить» станет активной. Кликните на нее.
8. Выберите сервисный центр, в котором будете получать сертификат. После этого отправьте заявку на проверку.
9. Вашу заявку рассмотрят за 1-2 дня, после чего вы получите инструкцию, что делать дальше.
Что означает срок действия сертификата еще не наступил
В соответствии со ст. 421 Гражданского Кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Подарочный сертификат, в данном случае, будет выступать в качестве непоименованного договора в соответствии, с которым покупатель вправе потребовать любой товар, имеющийся у магазина, в рамках указанной в сертификате суммы и оговоренного срока, а магазин обязан в рамках данной суммы и срока передать товар. Деньги, полученные по подарочным сертификатам, нельзя считать безвозмездно полученными, так как у продавца возникает обязательство перед держателем подарочных сертификатов принять данный сертификат в качестве средства платежа за товар. Невыполнение данной обязанности в установленный сертификатом срок, в том числе и по причинам, не зависящим от продавца, не может являться основанием для изменения квалификации правоотношений сторон, как безвозмездных. В связи с этим по истечении срока действия подарочных сертификатов, при неиспользовании их держателем потенциальной возможности покупки товара, уплаченные за них денежные средства являются неосновательным обогащением продавца и подлежат возврату. В соответствии со ст. 1102 Гражданского Кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). В соответствии с п. 3 ст. 425 Гражданского Кодекса РФ предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств, сторон по договору. Согласно п. 4 ст. 453 Гражданского Кодекса РФ предусмотрено, что стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон. Вместе с тем данная правовая норма касается только случая расторжения договора, а не его прекращения в связи с истечением срока действия. При прекращении договора в связи с истечением срока его действия обязательства сторон прекращаются, и у продавца отсутствуют основание для удержания полученной от потребителя денежной суммы, что влечет необходимость ее возврата). Тем самым плата за подарочный сертификат — это не плата за товар, а аванс (предоплата) за товар или услугу. Если договор прекратился, а товары не переданы или услуги не оказаны, у продавца больше нет права удерживать уплаченные за сертификат деньги — они являются его неосновательным обогащением. На основании выше перечисленного законодательства, если у Вас вышел срок действия подарочного сертификата, Вы имеете право обратиться с письменной претензией к продавцу, а при отказе продавца в возврате Вам суммы уплаченной за сертификат Вы вправе, на основании п. 2 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. №2300-1 (далее Закон), предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика либо по месту заключения или исполнения договора. Кроме того за удержание продавцом Ваших денежных средств, в суде Вы имеете право потребовать от продавца выплаты процентов (неустойки) в соответствии с требованием ст. 395 Гражданского Кодекса РФ. |