Что означает сретение богородицы
Как отмечать Сретение Владимирской иконы Божьей Матери
8 сентября русская православная церковь отмечает Сретение Владимирской иконы Божьей матери. О чем ей молятся и почему – в материале «МИР 24».
Владимирской иконе Божьей Матери молятся:
Что это за икона
Владимирская икона Божьей Матери – это самая ранняя и одна из самых чтимых чудотворных икон русской церкви. Судя по историческим документам, икону написал сам евангелист Лука – первый иконописец, авторству которого приписывается около десяти икон Богородицы.
Из Иерусалима эта икона в V веке попала в Константинополь. А затем в 1130 году греческий митрополит Михаил, прибывший из Константинополя в Киев, привез чудотворную икону в качестве драгоценного дара киевскому князю Мстиславу, сыну Владимира Мономаха. Через 25 лет после этого Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого перенес чудотворную икону Богородицы сначала в свою резиденцию в село Боголюбово, а позже – во Владимир, где поместил ее в Успенском соборе города. После этого и вплоть до наших дней за чудотворной иконой закрепилось название «Владимирская». Сейчас она находится в Москве, храме-музее Святителя Николая в Толмачах, при Третьяковской галерее.
Что такое сретение и почему это праздник
Слово «сретение» в переводе со славянского означает «встреча». Этот праздник появился в честь события, которое произошло 8 сентября (по старому стилю 26 августа) 1395 года. В этот день чудотворная Владимирская икона прибыла из Владимира в Москву, да там и осталась. На подступах к городу чудотворную икону встречало чуть ли не все население столицы Московского княжества. А все потому, что заступничество Царицы Небесной было последней надеждой на спасение Москвы. Ведь ей угрожало уничтожение, а людям гибель.
Сретенский монастырь. Фото: WM wm WM, Википедия
К Москве в тот момент шло воинство тюрко-монгольского завоевателя Тамерлана, известного своими жестокими победоносными походами. Он уже покорил Хорезм, Персию, государства Закавказья и создал свое государство. Он одержал победу над золотоордынским ханом Тохтамышем, добрался до границ земли русской, разорил Рязань и направлялся к Москве.
Полчища Тамерлана шли, уничтожая и опустошая все вокруг. Казалось, что ничто и никто не сможет их остановить. Навстречу неприятелю вышел со своим войском Великий князь московский и владимирский Василий, старший сын Дмитрия Донского. Однако большой надежды на то, что они смогут остановить огромное полчище Тохтамыша, у них не было.
В этих условиях Митрополит Киевский и всея Руси Киприан обратился с горячими молитвами о заступничестве к Царице Небесной. По его просьбе чудотворная Владимирская икона Божьей Матери была перенесена из Владимира в Москву. Ее всем миром торжественно встречали на подступах к городу. Именно на том самом месте сейчас стоит Сретенский монастырь в честь этого события.
Перед великой святыней отслужили торжественный молебен, умоляя Царицу Небесную о заступничестве. Ее пронесли с крестным ходом вокруг стен Кремля, внесли внутрь и установили в Успенском соборе, где каждый мог подойти к ней, поклониться и обратиться к Царице Небесной с горячей мольбой о спасении Москвы.
И произошло чудо! Страшный завоеватель Тохтамыш не пошел войной на Москву. Его армия стояла по обе стороны Дона две недели, сожгла несколько городов, подвергла жестокому разорению земли вплоть до современной Тулы и откатилась назад, к Кавказу. В следующем 1936 году Тохтамыш вернулся в свою столицу Самарканд, а еще через три года разграбил Индию.
С той поры Владимирская икона Божией Матери стала почитаться как символ святой защитницы России и Москвы. С заступничеством Царицы Небесной русская православная церковь связывает многие чудесные события. Среди них именно с Владимирской иконой связаны избавления Москвы от ордынского эмира Едигея в 1408 году; от хана Ахмата в 1480 году; от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.
Что самое главное в этот день
Самая главная мысль праздника состоит в том, что у каждого человека в жизни происходит его сретение – его собственная встреча с Божьим чудом, когда его горячая молитва бывает услышана и то, что казалось невероятным, все же происходит. Когда человек явственно чувствует, что находится под защитой Бога и Царицы Небесной.
Такая встреча всегда изменяет, преображает человека. «Рассказывая о празднике своим детям, очень важно перебросить мостик и в сегодняшний день, – говорит православный педагог Анастасия Абрамова. – А как эта встреча произошла у папы? А у мамы? Разговор об опыте встречи с Богом, о ее ожидании, о том, что и почему нам так часто мешает, чтобы эта встреча состоялась. О том, как мы готовимся к встрече со Христом в церковных таинствах: в таинстве исповеди, в таинстве причастия. И о том, что Христос – посреди нас».
Православная Жизнь
Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».
Владимирская икона Божией Матери
В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу († 1132, память 15 апреля) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода – древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.
Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву.
Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году (21 мая, 23 июня, 26 августа). Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа, установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву. В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении от врагов и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану (память 16 сентября), чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всенародное празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Оригинал иконы находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.
Молитвы
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской», глас 4
Днесь све́тло красу́ется сла́внейший град Москва́,/ я́ко зарю́ со́лнечную восприе́мши, Влады́чице,/ чудотво́рную Твою́ ико́ну,/ к не́йже ны́не мы притека́юще и моля́щеся Тебе́, взыва́ем си́це:/ о, пречу́дная Влады́чице Богоро́дице!/ Моли́ся из Тебе́ воплоще́нному Христу́ Бо́гу на́шему,/ да изба́вит град сей и вся́ гра́ды и страны́ христиа́нския/ невреди́мы от всех наве́т вра́жиих,// и спасе́т ду́ши на́ша, я́ко Милосе́рд.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской», глас 8
Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых/ прише́ствием Твоего́ честна́го о́браза, Влады́чице Богоро́дице,/ све́тло сотворя́ем пра́зднество сре́тения Твоего́ и обы́чно зове́м Ти́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской»
О, Всеми́лостивейшая Госпоже́ Богоро́дице, Небе́сная Цари́це, Всемо́щная Засту́пнице, непосты́дное на́ше Упова́ние! Благодаря́ще Тя о всех вели́ких благодея́ниях, в ро́ды родо́в лю́дем русским от тебе́ бы́вших, пред пречи́стым о́бразом Твои́м мо́лим Тя: сохрани́ град сей (или: весь сию́, или: святу́ю оби́тель сию́) и предстоя́щия рабы́ Твоя́ и всю Зе́млю Ру́сскую от гла́да, губи́тельства, земли́ трясе́ния, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни. Сохрани́ и спаси́, Госпоже́, Вели́кого Господи́на и Отца́ на́шего (имярек), Святе́йшего Патриа́рха Моско́вского и всея́ Руси́ и Господи́на на́шего (имярек), Преосвяще́ннейшего епи́скопа (или: архиепи́скопа, или: митрополи́та) (титул), и вся Преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы правосла́вныя. Даждь им Це́рковь Русскую до́бре упра́вити, ве́рныя о́вцы Христо́вы неги́блемы соблюсти́. Помяни́, Влады́чице, и весь свяще́ннический и мона́шеский чин, согре́й сердца́ их ре́вностию о Бо́зе и досто́йно зва́ния своего́ ходи́ти коего́ждо укрепи́. Спаси́, Госпоже́, и поми́луй и вся рабы́ Твоя́ и да́руй нам путь земна́го по́прища без поро́ка прейти́. Утверди́ нас в ве́ре Христо́вой и во усе́рдии ко Правосла́вной Це́ркви, вложи́ в сердца́ на́ша дух стра́ха Бо́жия, дух благоче́стия, дух смире́ния, в напа́стех терпе́ние нам пода́ждь, во благоде́нствии – воздержа́ние, к бли́жним любо́вь, ко враго́м всепроще́ние, в до́брых де́лех преуспе́яние. Изба́ви нас от вся́каго искуше́ния и от окамене́ннаго нечу́вствия, в стра́шный же день Суда́ сподо́би нас хода́тайством Твои́м ста́ти одесну́ю Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
15 февраля 2022 года – Сретение Господне: история, смысл, молитвы (+видео)
Сретение Господне – это встреча с Господом. В этот день Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в иерусалимский храм.
Сретение Господне в 2022 году — 15 февраля
Как произошло Сретение Господне?
В храме Младенец Иисус был встречен праведным старцем Симеоном – одним из образованнейших людей своего времени. По преданию, он был одним из семидесяти переводчиков Пятикнижия с еврейского на греческий язык. Когда праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии, он дошел до слов: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» – и усомнился: разве дева может родить? Он хотел уже вставить вместо слова «Дева» слово «жена», как вдруг ему явился ангел и, удержав за руку, сказал, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества.
Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и, благословив Его, пророчествовал о Спасителе: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля».
Этими словами Симеон с радостью говорит: «Теперь Ты, Владыко, отпускаешь меня, раба Твоего (из этой жизни в другую), по слову Твоему (согласно Твоему обещанию), с миром (спокойно), потому что глаза мои увидели то спасение, которое Ты приготовил для всех людей».
Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя и славила Господа, и говорила о Нем всем в Иерусалиме.
Что означает слово Сретение?
Славянское слово «сретение» переводится как «встреча»: встреча человечества, в лице старца Симеона, с Богом.
Но почему Сретение, а не Встреча? – размышляет митрополит Вениамин (Федченков).
Праздник Сретения Господня становится известен с IV века, а на Западе – с V века.
Песнопения Сретения Господня
Тропарь Сретения Господня
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос, Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение.
Радуйся, благодатная Богородица Дева, / ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, / просвещающий находящихся во тьме. / Веселись и ты, старец праведный, / принявший во объятия Освободителя душ наших, / дарующего нам воскресение.
Кондак Сретения Господня
Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим / и руце Симеоне благословивый, / якоже подобаше, предварив, / и ныне спасл еси нас, Христе Боже, / но умири во бранех жительство / и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.
Утробу Девичью освятивший Рождением Твоим, / и руки Симеона благословивший, / заранее, как надлежало, / и ныне Ты спас нас, Христе Боже. / Но огради миром среди войн народ Твой / и укрепи тех, кого* Ты возлюбил, / Единый Человеколюбец.
Величание Сретения
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень.
Иконы Сретения Господня
Первая икона Сретения
Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.
И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.
Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.
И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.
А было поведано старцу сему
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,
реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он – Твое продолженье и света
источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем». – Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,
кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.
И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие…»
И старец сказал, повернувшись к Марии:
«В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым
терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».
для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шел молча по этому храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.
И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога
пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.
Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,
он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.
Архимандрит Кирилл (Павлов) о Сретении Господнем
Господь наш Иисус Христос, к Которому относятся эти пророческие слова праведного Симеона, явился на землю не для того, чтобы лежать кому-либо на падение или быть причиной чьей-либо погибели. Нет, Он пришел на землю на восстание всем людям, всем народам. Он пришел для того, чтобы спасти всё человечество, всех людей возвести на подобающую им нравственную высоту и, сделав их достойными Неба, привести к Отцу Небесному. Равным образом Он пришел на землю не для того, чтобы служить предметом пререканий, не для того, чтобы произвести разделение между людьми и народами. Напротив, Он пришел для того, чтобы соединить всех людей воедино, стать Единым Пастырем всего человеческого рода. Желая того, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины, Он для этого именно и пришел.
Архимандрит Серафим (Тяпочкин) о Сретении Господнем
«Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11:28). Так звал к Себе во время Своей земной жизни Божественный Учитель, Господь наш Иисус Христос. Он звал к Себе труждающихся и обремененных, Он звал к Себе несчастных и обездоленных, Он звал к Себе всех тружеников и страдальцев земли. Его Божественный голос проникал в человеческие души, потрясал умы и влек к Нему сердца людей.
Так зовет и нас с вами, дорогие братие и сестры, Христос, обещая дать покой душам нашим. Покой души – какое это счастье для человека. Что может быть в жизни нашей дороже этого покоя?! Можно иметь полное жизненное довольство, можно иметь в пользовании все удобства жизни, все блага мира сего, можно считать себя счастливым в семейной и общественной жизни, но если на душе не будет покоя, то, увы, счастье наше будет далеко не совершенным.
Можно ли назвать истинным счастьем то, что временно и скоропреходяще? Сегодня мы в славе и почете, а завтра можем быть в презрении и поношении. Сегодня кричим «осанна», а завтра – «распни», сегодня мы в силе и здравии, завтра – в немощах и болезнях, сегодня мы живем, а завтра пелена смерти может затянуть наши глаза, и гроб станет нашим последним достоянием здесь, на земле.
Он согреет нас Своей любовью. Он утешит нас. Он простит все вины наши пред Ним, Он забудет все оскорбления, какие так часто мы наносим Ему, Он вернет нам Свое благоволение, и в лоне бесконечной любви мы обрящем покой душам нашим. Аминь.
Вы прочитали статью Сретение Господне в 2022 году.
Сретение Господне в 2022 году — 15 февраля
Сретение Господне в 2023 году — 15 февраля
Сретение Господне в 2024 — 15 февраля
Прочтите материалы о других больших праздниках православия:
Сретение Господне. Видео о смысле праздника:
Очерки об иконе 3: Сретение Господне
Выберите раздел серии
Очерки об иконе 3: Сретение Господне *
Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.
И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.
Так начинается стихотворение Иосифа Бродского «Сретенье». Вчитываясь в эти строки, так и представляешь, как поэт стоит перед иконой «Сретенье» и переводит язык иконописи на язык поэзии, особенно если говорить о последних двух строках этого отрывка.
Событие Сретения Господня автор очередного очерка об иконах праздника Екатерина Иванова справедливо определяет как «поворотный пункт в истории человечества – момент перехода от эпохи Ветхого завета к эпохе Нового завета». О иконографической интерпретации этого события пойдет сегодня речь.
Екатерина Иванова: Иконография Сретения
Согласно еврейскому закону (Исх., 13:2), в 40-й день по Рождестве Своем Спаситель был принесен в Иерусалимский храм. В рассказе об этом событии Евангелия от Луки обозначаются те основные черты, которыми определялась иконографическая постановка Сретения Господня. Оно происходило в Иерусалимском храме, куда Младенца принесли Иосиф и Мария, их жертва состояла из двух горлиц или двух голубиных птенцов. По внушению Духа Божия праведный Симеон пришел в храм, взял Младенца на руки и сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко…». Бывшая при этом Анна Пророчица славила Господа. Таковы данные для изображения события Сретения. С какого же времени и как пользовались этим материалом христианские художники?
В Иерусалимской церкви этот праздник был известен с IV в., как это видно из описания путешествия Сильвии, жившей в Иерусалиме три года и посетившей все святые места. Этот день, который путешественница называет четыредесятницей епифании, праздновался в Иерусалиме торжественно, как Пасха: совершался крестный ход в храм Воскресения, где епископ и пресвитеры проповедовали о принесении Господа в храм Иосифом и Марией и где совершалась литургия. Это древнейшее свидетельство о празднике Сретения. Из Иерусалима этот праздник перешел к другим церквам в V–VI вв.
Сопоставляя между собой относящиеся к Сретению памятники разных эпох, нельзя не видеть, что изображение это разнилось в мелких деталях, но основа его остается неизменной. Полная иконографическая определенность Сретения, в смысле византийско-русских понятий об иконе, сложилась не позднее IX–X в. Два основных варианта изображения: симметричный, при котором все фигуры располагаются двумя группами по сторонам престола, и асимметричный, в котором Симеон изображается по одну сторону престола, а к нему направляются остальные участники события. Богомладенец может находиться либо на руках у Богоматери, либо она передает Его Симеону, а иногда старец Симеон держит Его на руках. Встреча праведного Симеона и Младенца Христа происходит внутри храма или у входа в него.
Событие Сретения не получило столь широкого развития, как, например, Благовещение или Рождество Христово. Это объясняется характером самого события, примыкающего больше к Ветхому завету, чем к Новому (подобно обрезанию), и недостаточностью сведений о нем. Поэтому не стоит искать в древних изображениях Сретения точных, добытых путем длительного анализа и изучения, следов ветхозаветного быта. Византийские художники мало заботились об археологической точности и переносили на Ветхий завет черты новозаветного быта.
Первый по древности и необычный по художественному замыслу образ Сретения – в мозаиках Санта Мария Маджоре в Риме (рис. 1). Эти мозаики, созданные в 432–440 гг., одновременно являются и своеобразным памятником в победе над несторианской ересью. В них Спаситель был прославлен как Богочеловек, а Дева Мария – как Богородица, что опровергал Несторий. На этих мозаиках Богоматерь изображена в роскошном наряде и с непокрытой головой. Держа Младенца на руках, она идет навстречу Симеону; справа и слева от нее – крылатые ангелы-хранители. Впереди – Иосиф в алом плаще. Он оборачивается к Деве Марии и показывает рукой на Анну Пророчицу, одетую в широкую мантию и обращающуюся с жестом к Спасителю. Старец Симеон, позади Анны, простирает вперед руки, задрапированные в мантию, чтобы принять Младенца.
Рис. 1. Cретение. Мозаика триумфальной арки базилики
Санта Мария Маджоре, Рим, 432-440-е гг.
Симеон здесь изображен в короткой тунике, с коротко подстриженными волосами и бородой и, на первый взгляд, не сильно отличается от других лиц на мозаике. По вопросу о звании и общественном положении старца Симеона древние расходились во мнениях, так как в Евангелии на этот вопрос нет точного ответа. Одни считали его священником, другие – праведным мирянином. Мантия Симеона не похожа на одежду священника, но ведь мозаист, живший в V в., с большой вероятностью мог и не знать, как выглядят одежды ветхозаветного священства. К тому же мантия Симеона намного роскошнее и красивее одежд других лиц в мозаике, а это позволяет предположить, что мозаист особо выделял Симеона и едва ли не считал его первосвященником. Стоящие позади него люди – священники и книжники: их туники и паллиумы такие же, как на священниках и книжниках, стоящих перед Иродом в тех же мозаиках. Однако мантия Симеона указывает на высшее, по сравнению с этими священниками, достоинство.
Старец простирает руки, покрытые паллиумом, чтобы принять Богомладенца: покрытие рук для принятия чего-либо священного – это византийский обычай, начало которого, возможно, находится на Востоке. На него указывает и Евангелие псевдо-Матфея, где в рассказе о Сретении сказано, что Симеон принял Младенца в свой паллиум.
О группе людей, которые стоят за старцем, ничего не сказано ни в Евангелиях, ни в апокрифах, поэтому, вводя их в композицию, художник вносит свое дополнение к евангельскому рассказу. То же самое касается и ангелов, окружающих Спасителя. Здание справа, украшенное фронтоном, означает Иерусалимский храм. На фронтоне изображен Иисус Христос на облаках, в окружении херувимов и, вероятно, двух апостолов в нимбах – здесь мозаист несколько опережает время, потому что изображение Иисуса Христа не могло присутствовать на ветхозаветном храме. Также несколько странно видеть отсутствие нимба у Богоматери, но их присутствие у апостолов. Возле Иерусалимского храма – несколько голубей, указывающих на жертву очищения.
Если в этих римских мозаиках формы Сретения еще не сложились со всей ясностью, то в миниатюре Хлудовской Псалтири 840–850-х гг. они уже близки к иконописному шаблону и сюжет легко узнается в первого взгляда (рис. 2). На миниатюре изображен византийский киворий с куполом, но без креста, под киворием – жертвенник, покрытый багряной материей. Симеон, находящийся как бы под куполом кивория, держит руки над жертвенником, чтобы принять в них Младенца, который охотно тянется ему навстречу.
Богоматерь изображена в синих одеждах. Иосиф, стоящий сзади нее, держит на руках двух голубей, праведной Анны нет.
Среди русских иконописных памятников Сретения одной из самых древних является фреска церкви Спаса на Нередице, XII в. Как видно на рис. 3, византийский тип изображения остался без каких-либо изменений.
Иконописцы не случайно вводят в композицию престол с киворием. Ведь с его помощью передается высший смысл встречи Богомладенца и Симеона. Высший смысл становится понятным, если вспомнить, что в праздник Сретения на литургии читается то место из Послания апостола Павла к Евреям, где говорится о перемене священства, о том, что у нас (христиан) новый Первосвященник – Христос, священник не по чину Аарона, а по более высокому чину Мелхиседека, что с переменой священства необходима и перемена закона. Это событие является поворотным пунктом в истории человечества – моментом перехода от эпохи Ветхого завета к эпохе Нового завета. Совершенно естественно, что Симеон олицетворяет Ветхий завет, а Христос – Новый завет. Поэтому слова Симеона: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…» – можно понимать не только буквально, но и как добровольный отказ Ветхого завета от первенства, добровольную перемену священства.
Чтобы сделать созерцаемым высший смысл события, икона скомпонована таким образом, чтобы Младенец зрительно оказался над престолом и под киворием (рис. 4). Зритель видит не только передачу Младенца Девой Марией, но и движение добровольной передачи власти Ветхим заветом (Симеоном) Новому завету (Христу).
Надпрестольное пространство является самым святым местом в храме, куда немыслимо помещение какого-либо младенца, поэтому жест Симеона приобретает характер исключительности и зрителю ясно, что Симеон держит на руках воплотившееся Божество. Однако эта композиция стала возможной только благодаря сознательной деформации предметов. Если обратиться к другим иконам Сретения, на которых изображен престол, то легко убедиться, что иконописцы всегда стремятся «избавиться» от колонн, поддерживающих киворий: все четрые колонны или «сдвигаются» за престол, или не изображаются вовсе, иногда их «маскируют» нимбами и т.п. Дело в том, что колонны (если их правильно изобразить) как бы отгораживают престол от Христа, и тогда сразу видно, что Он находится не над престолом, а перед ним, что совершенно меняет смысл события.
На втором плане верхушки кивория и зданий соединены велумом (лат. vеlum – парусина, покрывало, завеса) – тканью красного цвета, – который в иконографии изображается перекинутым между двумя архитектурными сооружениями (рис. 4, 5, 6). Он символизирует собой преемство и преобразовательную связь между Ветхим и Новым Заветами, а также потаённость действия, происходящего внутри Храма Господня.
Рис. 5. Сретение. Собор Рождества Богородицы в Суздале (?),
вторая пол. XVI в.
Рис. 6. Сретение, Новгородская школа, XV в., 70-е – 80-е гг.
Часто на престоле находится книга – закрытая или открытая (рис. 7, рис. 8), которую иногда заменяют свитками. Книга в сцене Сретения появляется под влиянием христианского обычая – полагать на престоле Евангелие, а в Ветхозаветном храме эта книга должна означать книгу закона. Изредка на престоле изображаются евхаристические сосуды (рис. 8).
Необычный вариант иконографии Сретения в средневековом грузинском искусстве обнаружила французская исследовательница Сюзи Дюфрен. Вместо алтаря в центре композиции изображается горящая свеча, иногда – две свечи (рис. 11). Однако такой вариант изображения Сретения встречается не только в православной иконографии, его часто можно увидеть в книжных миниатюрах Армянской апостольской церкви.
На некоторых греческих иконах Сретения присутствует деталь, которая не встречается на иконах других стран, посвященных этому празднику. В правом верхнем углу, на вершине архитектурной постройки, находится сосуд с букетом красных гвоздик или без него (рис. 13 – 14).
Рис. 13. Сретение. Византийский Музей, Афины, 1669 г.
Рис. 13а. Фрагмент рис. 13
Рис. 14. Сретение. Пещерный храм в городе Киссамос, о. Крит, кон. XVI в.
Рис. 14а. Фрагмент рис. 14
Можно сделать несколько предположений о том, что означает этот сосуд. Богородицу, как причастную славе Сына Своего и Бога, часто именуют сосудом чистоты, алавастром многоценного Мира, в которое вселилась благодать Святого Духа. Также Пресвятая Дева уподобляется золотой стамне с манной небесной, изготовленной по повелению Моисея, от которой «верным уготовляется неизреченная сладость». Но на иконах изображен сосуд, не похожий по внешнему виду ни на алавастр, ни на стамну.
Иногда сосуд с красными гвоздиками присутствует в сцене Благовещения, словно олицетворяя Деву Марию как «неувядаемый Цвет чистоты», произрастивший от царского корня Давидова Цвет Христа Спасителя. Однако красные гвоздики могли быть выбраны иконописцем не только по этой причине. Эти цветы еще символизируют искупительную Жертву Иисуса Христа и Его будущие Крестные муки, так как Он пришел, взял на Себя грех Адама и омыл его Своей Кровью. В этом случае сосуд на иконе олицетворяет смертное, искаженное грехом человеческое естество, которое Спаситель очищает Своей святостью и обновляет Своею честною Кровию.
Этот сосуд как бы показывает единение двух природ – Божественной и человеческой – в Иисусе Христе. Сам сосуд олицетворяет смертное человеческое тело, растлевшее от греха, а золотистый цвет сосуда означает Божественный свет, обновляющий и просвещающий человеческую природу.
Богоматерь, Иосиф и Симеон почти всегда занимают одно и то же место в композиции. Праведная Анна находится или рядом со старцем Симеоном, или рядом с Девой Марией, со свитком и, иногда, с крестом в руках. Положения и типы этих лиц также довольно определенны. Изредка Богоматерь оглядывается на Иосифа, как бы обращаясь к нему с вопросом по поводу предсказания Симеона. Младенец обычно одет в тунику. Некоторые стремящиеся к естественности художники изображали Его трепещущим при виде старца, но по большей части Младенец Христос спокоен и даже благословляет праведного Симеона: во всей Его фигуре и жестах чувствуется Божественное величие. Этой точкой зрения на Богомладенца объясняется то, почему в этом сюжете никогда не изображали Его спеленутым.
Согласно Евангелию, жертва, принесенная в храм, всегда выражается в виде птиц, которых Иосиф держит в своей верхней одежде или в клетке. В традиции жертвоприношения двух голубиных птенцов христианские богословы стремились разглядеть символы Нового завета и объясняли этот обряд как прообраз крестного подвига Христа. Порядок жертвоприношения был следующим: одну птицу закалывали и ее кровь собирали в новый глиняный сосуд, потом оба крыла другой птицы окунали в кровь и отпускали ее живой. По словам Феофилакта Болгарского, два крыла означают две природы Христа – Божественную и человеческую. Вторая природа – человеческая – была заклана, а первая осталась живой. Божественная природа была бесстрастной, но, помазавшись кровью, восприняла на себя страдание. Новый глиняный сосуд – это новый народ из язычников, способный к принятию Нового завета, который принял в себя Кровь Спасителя.
Симеон изображается с длинной бородой и «взлохмаченными» волосами, как у пророка Илии, Иоанна Крестителя и Андрея Первозванного. Это означает, что праведный Симеон обладает той же силой проповеди, что и эти святые. Старец входит в их ряд – готовится проповедовать Адаму во аде.
Анна Пророчица чаще всего изображается стоящей за спиной Богородицы или Симеона. Она указывает жестом на Спасителя, а в руках держит свиток – свернутый (например, рис. 6, 11) или развернутый (например, рис. 7, 9, 15). Надпись на свитке обычно восходит к тексту апостола Луки (Лк. 2:38): «Се есть всем чудное избавление во граде Иерусалиме», также возможны такие варианты: «Се приближися избавление всем живущим» (рис. 15), «Сей Младенец сотворил небо и землю» (рис. 13).
В XVII – XIX вв. в России, под влиянием Запада, появляются подробные описания, как должен выглядеть Симеон и вся композиция Сретения, вплоть до цветов одежды. На самом деле, вместо христианизации сюжета, в него вводятся совершенно неизвестные в древних памятниках новшества. По этой же причине иконы Сретения, начиная с середины XVI в., становятся более детализированными. Примером могут служить икона из Ярославля первой половины XVII в. и икона Палехской школы XIX в. (рис. 15 и 16).
Рис. 15. Сретение. Толгский монастырь (?), Ярославль, первая пол. XVII в.
Рис. 16. Сретение. Палех, первая треть XIX в.
Таковы основные черты изображения Сретения в православных иконах, мозаиках, фресках и миниатюрах.