Что означает средства в проекте
Что относится к основным средствам предприятия
Понятие и состав основных средств
Что такое ОС? В состав основных средств предприятия входят активы, которые имеют материальное выражение и строго отвечают установленным законодательно критериям, на которых мы подробнее остановимся в следующем разделе статьи.
К таким активам относят здания, сооружения, машины, оборудование, приборы, предназначенные для измерений и регулировок, ЭВМ, транспорт, инструменты, инвентарь, объекты дорожной инфраструктуры, а также прочие виды активов.
В сельхозорганизациях к основным средствам относится племенной и рабочий скот, многолетние растения.
Важно! Объекты материальных активов не относятся к ОС, если они находятся на складах торговых либо производственных предприятий, изготавливающих их. В этом случае они учитываются как товары, предназначенные для продажи, либо как готовая продукция.
В учетной политике (далее — УП) организаций для целей бухучета может быть предусмотрен стоимостный лимит, ниже которого активы, удовлетворяющие критериям признания их как объектов ОС в бухгалтерском учете, могут быть классифицированы как материально-производственные запасы. При этом указанный лимит не должен превышать:
С 2022 года ПБУ 6/01 «Учет основных средств» утратил силу. Вместо него действуют ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Как установить лимит стоимости ОС в бухучете согласно ФСБУ 6/2020, узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
По общему правилу капитальные вложения не относятся к основным средствам предприятия. Капитальные же вложения в арендованные объекты основных средств могут быть включены в их состав.
ОС, использование которых ограничивается сдачей в аренду, в бухучете и отчетности признают доходными вложениями в материальные ценности.
Что входит в группу основных средств: критерии
Для того чтобы признать имущество в качестве объекта основных средств в бухучете, нужно соблюсти еще 4 основных условия:
Несмотря на то, что ФСБУ 6/2020 и ПБУ 6/01 предусмотрено только 4 требования, полагаем, что в качестве дополнительного критерия признания ОС в бухучете стоит рассмотреть возможность определения начальной стоимости объектов ОС.
Так, ФСБУ 6/2020 (до 2022 года действовало ПБУ 6/01) содержит конкретное указание на то, что ОС принимаются в бухучете по первоначальной стоимости. Следовательно, невозможность ее определения должна поставить под сомнение любую возможность признать ОС.
О применении указанных выше критериев см. в статьях:
ОС постепенно теряют свои первоначальные качества. При этом выделяют 2 вида износа основных фондов: физический и моральный.
Учет капитальных вложений в арендованные объекты ОС
Капитальные вложения, произведенные в арендованные объекты ОС, тоже можно признать основными средствами. В данной ситуации возможны 2 варианта: когда арендодатель компенсирует стоимость капитальных вложений и когда он подобные затраты не компенсирует.
При 1-м варианте подобные вложения в арендованное имущество не формируют объект ОС у арендатора, поскольку тогда результат этих вложений принадлежит арендодателю. Такие затраты аккумулируются на счете учета капвложений с их последующим списанием на счет учета расчетов с арендодателем.
При 2-м варианте, соответственно, капитальные вложения после их окончания могут формировать стоимость отдельного объекта основных средств.
В том случае, если арендодатель возмещает, например, не всю стоимость капитальных вложений, а за вычетом износа, часть не возмещенной в таком порядке стоимости может также формировать стоимость отдельного объекта ОС.
Если у вас есть доступ к «КонсультантПлюс», проверьте, правильно ли вы отражаете неотделимые улучшения в учете, в т. ч. убедитесь в корректности сделанных проводок. Эксперты К+ рассказали, как надо организовать учет по новым ФСБУ, действующим с 2022 года, и как нужно было делать по старому ПБУ 6/01. Если у вас доступа к К+ нет, получите бесплатный пробный доступ и переходите в Готовое решение.
Различия в бухгалтерском и налоговом учете ОС
В целом как ФСБУ 6/2020 (действующий с 2022 года) и ПБУ 6/01 (действующий до конца 2021 года), так и НК РФ содержат сходные определения ОС. Главные различия могут быть сведены к следующему:
Подробнее о возможных способах ликвидации разниц между бухгалтерским и налоговым учетом см. в статье «Учет основных средств стоимостью до 100 000 рублей».
Хотите удостовериться, что верно организовали налоговый учет ОС? Получите бесплатный доступ к К+ и переходите в Готовое решение.
Итоги
Основные средства — важная составляющая имущества любого предприятия. Правильная квалификация объектов, которые относятся к основным средствам, — залог не только корректного ведения бухучета таких активов, но и возможность управлять затратами предприятия и избежать нежелательных налоговых последствий.
Проектное управление на предприятии
Проектное управление на предприятии
Финансовый директор группы компаний «Радиус». Имеет большой опыт работы в финансовом консалтинге, а также в управлении финансовой службой инвестиционной компании, специализирующейся на вложениях в высокотехнологичные проекты.
Что считается проектом
Проектное управление начинается с понимания термина «Проект». Различные школы определяют проект, как совокупность действий, имеющих временный характер и общую цель по созданию уникального продукта, услуги или любых других уникальных результатов. На практике же проектом можно назвать любую деятельность, которую руководство компании решает контролировать отдельно от операционных задач. И в этом заключается суть понимания проектного управления на предприятии. Если управление любой инициативой целесообразно осуществлять отдельно от регулярных операционных задач, то эту инициативу следует оформить как проект.
Выделим основные факторы, которые могут обосновать целесообразность обособленного контроля за группой задач, объединенных одной целью (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Условия выделения группы задач в проект
Отдельного пояснения заслуживают два признака для выделения задач в проект:
Итак, проект – это совокупность объединенных общей целью задач, исполнение которых целесообразно контролировать индивидуально. К обоснованию целесообразности индивидуального контроля необходимо подходить взвешенно. На одной чаще весов преимущества повышенного внимания руководства к исполнению задач, на другой – понимание материальной и нематериальной стоимости такого контроля.
Инструментарий управления проектами
Управление проектами – это деятельность, в ходе которой определяются и достигаются цели проекта, при этом соблюдается баланс между объемом работ, ресурсами, временем, качеством и рисками. Наиболее популярными подходами к управлению проектами являются:
Отличия у подходов существуют, но общего значительно больше. Основные различия обусловлены масштабами управляемых проектов и гибкостью использованного инструментария. Мой взгляд на различные подходы к управлению проектами представлен в таблице 1. Важно помнить, что все это – инструменты проектного управления. Использование тех же принципов в рамках рутинных операционных задач необоснованно перегрузит ресурсы компании.
Таблица 1. Общее сравнение наиболее популярных подходов проектного управления
Подход | PMI | PRINCE2 | SDLC | Agile | Lean Six Sigma |
---|---|---|---|---|---|
Типы управляемых проектов | Все, в основном крупные | Все, в основном крупные | Сложные IT-проекты | В основном IT-проекты | Повышение качества производства |
Региональная популярность | Северная Америка | Европа, Азия | Глобально, крупные компании | Глобально, в основном стартапы | Глобально, крупные компании |
Ключевые преимущества | Хорошо структурирован под реализацию больших проектов | Хорошо структурирован под реализацию больших проектов | Хорошо структурирован под реализацию больших проектов | Идеально для небольших проектов или проектов с часто меняющимися условиями | Идеально для проектов по повышению качества продукции |
Ключевые недостатки | Излишне затратен для небольших проектов или для проектов с повышенной степенью неопределенности | Излишне затратен для небольших проектов или для проектов с повышенной степенью неопределенности | Излишне затратен для небольших проектов или для проектов с повышенной степенью неопределенности | Вероятны отклонения от ожиданий заказчика проекта | Неприменим для всех видов проектов |
Сертификация для исполнителей | Требуется | Требуется | Не требуется | Не требуется | Требуется |
Каждый из представленных вариантов достаточно хорошо изучен и активно применяется, в том числе в российской практике. Это своего рода скелеты, на которые накладывается конкретика, индивидуальная для каждой компании и проекта. При формировании собственной методологии и инструментария стоит избегать следующих крайностей:
Основные этапы проекта
Каждый проект уникален в своем роде. Общая логика этапов реализации проекта должна сводиться к тому, чтобы минимизировать затраты на снятие неопределенности. То есть чем выше уровень уверенности в успешности проекта, тем большая сумма инвестиций может быть доступна для расходования. И это очень важный момент, который часто недооценивается. Например, закупается дорогостоящее производственное оборудование до того, как технология производства в малых масштабах доказала свою состоятельность. Оборудование может не подойти под конечный вариант оптимальной технологии производства.
Можно выделить группы процессов, которые свойственны каждому проекту (см. рисунок 2).
Рисунок 2. Группы процессов проекта
Далее рассмотрим их подробнее.
Инициирование проекта
Инициирование проекта можно разделить на две части:
Устав проекта – это относительно небольшой по объему документ (6–7 слайдов максимум). Напомню, что мы говорим о внутренних проектах, где исполнитель и заказчик работают в одной компании. Устав проекта преследует следующие цели:
Устав проекта резюмируется в небольшую таблицу (см. таблицу 2).
Таблица 2. Резюме проекта.
Наименование проекта: Улучшение процесса обслуживания покупателей
покупатели выражают недовольство длительным сроком или отсутствием ответов на свои запросы
Периметр проекта: подразделение Южного-Федерального округа
Документация проекта будет рассмотрена не позднее20 декабря 2019 г.
Проектная команда будет утверждена в предложенном составе
Утверждение проекта – январь 2020 г.
Анализ и протоколирование источников – февраль 2020 г.
Утверждение рекомендаций – апрель 2020 г.
Внедрение рекомендаций – май 2020 г.
На всех прочих листах устава при необходимости детализируются положения, отраженные в резюме. Этот этап важен для одобрения последующих затрат. Проект может не заинтересовать заказчика или спонсора. Тогда его отклонят, чтобы исключить неоправданные затраты. Устав и утверждение команды проекта часто разделяют на два разных этапа. Это связано с принципиальным различием между решением о необходимости реализации задачи и согласованием ресурсов на ее исполнение. Но критичных ограничений для объединения двух этапов в один документ тоже не существует.
Планирование проекта
Этап должен ответить на следующие вопросы:
Самая главная мысль, которая определяет специфику планирования проекта, заключается в том, что планы не выполняются ни по срокам ни по согласованным задачам. Нет такого плана, который выдерживает встречу с реальностью. И этот тезис подтверждается многолетней практикой управления проектами без единого исключения. Из этого вытекает основная задача планирования проекта – снижение неопределенности строго ограниченными ресурсами.
Результатом завершения этого этапа должен стать документ «План проекта», который будет включать в себя следующие разделы (см. рисунок 3).
Рисунок 3. Структура плана проекта
Описание требований и допущений должно конкретизировать ожидания заказчика с одной стороны и сопоставить их с возможностями. Наиболее эффективным способом реализации этой задачи на практике будет совместный мозговой штурм команды проекта и его заказчиков. В этом случае снимается большая часть возможных противоречий, а также формируется первое понимание потенциальных затрат. Как бы мы ни любили совещания, обсудить требования к проекту необходимо совместно и очно.
Два других раздела итогового плана, о которых стоит упомянуть отдельно – это финансовая модель и план мероприятий. Приведем несколько основных тезисов, обязательных при формировании этих разделов.
Планирование проекта – это сложный и порой дорогостоящий процесс. Самое важное на этом этапе понять два ключевых момента:
Исполнение проекта
Из всего, что важно для успешного исполнения задач проекта, можно подчеркнуть следующее:
Мониторинг и контроль проекта
Этап контроля реализуется параллельно с этапом исполнения. Эффективным инструментом контроля станут различные процедуры контроля для разных ступеней иерархии проектов (см. рисунок 4). Функции контроля за портфолио может исполнять совет участников или акционеров общества. При этом отдельные проекты и программы проектов можно контролировать на уровне совета директоров или проектного офиса. Важно обеспечить контролирующий орган полномочиями и инструментами мониторинга и контроля за ходом реализации проекта, программы и портфолио.
Рисунок 4. Иерархия проектов
Из российской практики можно утверждать следующее: без высокой степени контроля за ходом реализации проект с большой долей вероятности превратится в бездонный колодец. И этот колодец будет долго и бесперспективно поглощать ресурсы компании.
Закрытие проекта
Проект должен закончиться. В отличие от операционной деятельности, проект носит подчеркнуто временный характер. Причины закрытия проекта я привел на рисунке 5.
Рисунок 5. Варианты закрытия проекта
Специфика этого этапа в контексте предприятия, являющегося и исполнителем и заказчиком в одном лице, состоит в том, что чаще всего проекты нацелены на переход в операционную деятельность. Команда, успешно реализовавшая задачи проекта, по инерции переходит в операционное руководство. Это не всегда эффективное решение. Достаточно сложно воспитать команду, которая умеет исполнять задачи в условиях повышенной неопределенности. Поэтому есть смысл не следовать инерционным решениям и переключить успешную команду на другие перспективные участки.
Заключение
Суть проектного управления состоит в понимании того факта, что для разной степени осведомленности и предсказуемости нужны разные подходы к управлению. Применение неэффективных подходов может привести к упущенным возможностям или убыткам, на порядок превышающим дополнительные затраты на внедрение инструментария проектного управления.
Безусловным минусом внедрения проектного менеджмента в компании являются дополнительные расходы и бюрократизация процессов. В малых масштабах оно не окупается.
Что такое краудфандинг простыми словами и как это работает
Вы давно хотели открыть свое дело, но оттягивали с реализацией планов из-за нехватки денежных средств? Самое время воспользоваться помощью коллективного финансирования.
Игорь и Василий – студенты 2-го курса инженерного университета. Они долго трудились над разного рода изобретениями, желая создать что-то уникальное и полезное для общества. Недавно они придумали робота, который помогал бы слабовидящим людям хорошо ориентироваться в пространстве. Но на реализацию этого проекта у студентов не хватает средств. Как быть в такой ситуации? Неужели эта задумка так и останется на бумаге?
Удобный способ привлечь финансирование – это воспользоваться краудфандингом. Что это за новое понятие и как оно работает?
Что такое краудфандинг
Это метод сбора денег на реализацию и поддержание научных, творческих, социальных, экологических и других идей. То есть желающие вкладывают средства или привлекают спонсоров, которые затем могут получить прибыль с финансируемых проектов. Но это также осуществляется и на безвозмездной основе, когда добровольно отдают средства для поддержки понравившегося стартапа или на благотворительность.
Для начала обратимся немного к истории. Само понятие «краудфандинг» в 2006 году придумал журналист Джефф Хау. С английского языка оно переводится как «общественное финансирование». Этим термином начали оперировать совсем недавно, но метод сбора средств существовал уже в прошлом столетии.
В начале XX века жители села Турнаева и соседних поселений объединили деньги для строительства Серафимовской церкви, первой на тот момент в Сибири. Всего им удалось собрать примерно 12 тысяч царских рублей.
В настоящее время краудфандинг реализуется чаще всего через интернет, то есть средства собираются через специальные онлайн-платформы. Первым в истории примером такой операции считается «спонсирование» гастролей рок-группы Marillion в 1997 году. Американские поклонники осуществляли акцию по всей стране и собрали более 60 тысяч долларов.
Где применяют краудфандинг и как он работает
Средства собирают для абсолютно разных целей. Можно помочь в реализации художественных, образовательных, технических проектов. Например, в открытии языковой школы, создании настольной игры, изобретении уникального чистящего средства для окон и многого другого.
Большая часть краудфандинга осуществляется на специальных интернет-платформах, но сбор денег происходит с помощью СМИ или даже через социальные сети. В новостях по телевидению показывают репортажи про детей, нуждающихся в лечении, или людей, находящихся в сложной жизненной ситуации и с финансовыми трудностями. Обычно просят отправить СМС с суммой пожертвования. Средства перечисляются в фонд, который сам их распределяет. В данном случае речь идет о о безвозмездном пожертвовании, фандрайзинге. Этот термин означает привлечение денежных ресурсов на социальные и благотворительные цели.
Также люди могут воспользоваться краудфандингом и для личных целей. Например, студент не может себе позволить оплатить учебу в университете; человеку не хватает для путешествия или на покупку машины. В таких социальных сетях, как Инстаграм или Вконтакте, в группах или на личных страницах иногда размещают объявления о помощи для поддержания творчества. Владелец страницы указывает данные карты, куда перечислять средства, или ссылку на краудфандинговую площадку.
Чтобы собрать денежные средства, автору краудфандингового проекта нужно указать точный срок окончания инвестирования и саму сумму.
Василию и Игорю необходимо 2 млн рублей, чтобы создать робота для помощи слабовидящим. Срок они определили в 6 месяцев.
Преимущество данного метода – это прозрачность денежных перемещений. То есть инвестор (бэкер) должен быть уверен, что его деньги не потеряются, а пойдут на реализацию задуманного.
Если говорить про благотворительность, то это безвозмездное вложение денег. Человек протягивает руку помощи и не ждет от этого прибыли. Чего нельзя сказать о стартапах. Если человек решил инвестировать в бизнес, то он в дальнейшем может получить прибыль. При условии, что проект окажется успешным и принесет много денег, инвестору полагается часть внесенных средств или их полная сумма.
Покупая акции в стартапе, вы, с одной стороны, рискуете, потому что не знаете, начнет ли процветать бизнес. Но с другой стороны, можете рассчитывать на увеличение вложений, если акции вырастут в цене.
Виды краудфандинга
Самые известные платформы для краудфандинга
Существуют специальные платформы для регистрации краудфандинга. Чтобы начать сбор денег, необходимо выбрать площадку, которая подходит для реализации именно данного проекта. Все действия инвесторов и авторов регулирует 259 Федеральный закон РФ.
Важно: чтобы основать краудфандинговую платформу, нужно зарегистрировать юридическое лицо и получить разрешение на такую деятельность. Что можно сделать, если вам еще нет 18 лет, можно прочитать в статье.
Перед тем как опубликовать проект на площадках, подумайте, будет ли он востребован и принесет ли прибыль. Это необходимо учесть в первую очередь, если бэкерам обещают вознаграждение или проценты.
Также ознакомьтесь с требованиями и условиями платформы. Некоторые из них ставят жесткие правила: если автор не сможет собрать необходимую сумму к указанному сроку, то он ничего не получает. С одной стороны, это мотивация придумывать заранее выгодные проекты, но с другой – огромный риск остаться с нереализованной задумкой.
Поэтому сначала стоит прочитать отзывы о площадке, узнать о ее репутации и собрать информацию у тех, кто уже имел опыт работы с ней.
Как разместить проект? Для начала расскажите о задумке так, чтобы убедить: этот проект принесет пользу. Чтобы привлечь больше внимания и подробнее продемонстрировать задуманное, можете записать видео.
Затем установите срок для окончания взносов и укажите нужную сумму. Напишите о вознаграждениях для спонсоров. И дайте рекламу в печатных, онлайн-СМИ, опубликуйте новость в социальных сетях. То есть воспользуйтесь всеми каналами для распространения.
В России
В России официально действуют 26 краудфандинговых платформ. В 2020 году с помощью данных интернет-ресурсов провели сделок на более чем 7 млрд рублей.
Рассмотрим некоторые популярные действующие российские площадки.
Boomstarter
Одна из первых в стране – основана в 2012 году. Действует принцип «все или ничего». Если автор вовремя не соберет финансы для проекта, то теряет все средства. Самым прибыльным вложением площадки является художественный фильм «28 панфиловцев» – собрали 1 063% от нужной суммы.
Planeta.ru
Крупнейшая в России. Осуществляет сбор средств для коммерческих, творческих и политических проектов. Также работает и с благотворительностью. Устанавливает такие правила: если автору удается получить половину необходимой суммы, то он платит 15% комиссии, а если всю сумму – то 10%. Платформа знаменита благодаря первому успешному проекту – сбору финансов для альбома российской группы «Би-2».
Василий и Игорь воспользовались данным онлайн-ресурсом. У них получилось собрать только половину суммы – 1 млн рублей. Согласно правилам Planeta.ru они заплатят 15% комиссии, то есть 150 тысяч. Но как поступить и откуда взять недостающие средства?
С помощью новой акции от Совкомбанка «0% по Халве+0% по кредиту» возможно взять в кредит до 30 млн рублей. Необходимо заполнить заявку на сайте и получить одобрение.
«Город денег»
Платформа удобна для инвесторов, которые финансируют малый и средний бизнес. Действуют электронные торги, благодаря которым фаундеры выбирают выгодные предложения. Комиссия – от 3 до 6%.
«Поток»
Функционирует в сфере p2b-кредитования (когда бэкер является физлицом, а заемщик – юридическим лицом). Здесь делать вложения имеют право как физлица, так и какие-либо организации. Представители малого бизнеса могут получить поддержку бэкеров.
В мире
На иностранных платформах действуют зарубежные платежные системы, что может вызвать сложности у пользователей из России. Поэтому зарегистрироваться там и реализовывать задуманное, скорее всего, не получится. Но если интернет-ресурс позволяет осуществить валютный перевод, ознакомьтесь с подробностями этой операции.
Kickstarter
Ее создатели популяризировали само понятие «краудфандинг». Инвестирование доступно для всех видов проектов, но опубликовано все должно быть на английском языке. Если фаундеру не удалось собрать всю сумму – вложения отдают обратно инвесторам. Известен нашумевшим проектом «умные часы», финансирование которого составило 10 266%. Однако российским пользователям там зарегистрироваться нельзя: площадка доступна для жителей США, Австралии, Новой Зеландии, Канады и некоторых стран Европы.
Indiegogo
Краудфандинговая платформа, где реализуется сбор денег для художественных, благотворительных проектов и для личных задумок. Осуществлено уже более 200 000 проектов. Устанавливает следующие правила: в случае неудачи или если автор передумал он вправе забрать полную сумму, но при этом заплатит 9% комиссии.
Patreon
Довольно известная площадка, которой активно пользуются блогеры для сбора финансовой помощи (донатов). Иными словами: поклонники платят за подписку на канал, тем самым поддерживают кумира. Сайт забирает 5% с вложений.
Чем краудфандинг отличается от краудсорсинга
Оба являются методами привлечения помощи для реализации задуманного проекта. Различаются они тем, что краудфандинг позволяет собрать необходимые финансовые средства, а благодаря краудсорсингу вы найдете именно исполнителей.
Анна решила открыть магазин одежды. Уже нашла помещение, заключила договор с поставщиком, выбрала бренды для сотрудничества, наняла часть штата, но еще не определилась с дизайном вывески. Подумав, она разместила объявление на краудсорсинговой платформе, обозначив вознаграждение за услугу – скидку на ассортимент в шоуруме.
Существует два варианта для «коллективного труда».
Опубликованное объявление о проекте должно привлекать как можно больше желающих. Для этого опишите конкретно само задание и что вы желаете увидеть в конечном итоге. Установите срок выполнения задачи и укажите, какое вознаграждение получит исполнитель. Чем детальнее вы продумаете эти моменты, тем больше мотивации будет у работников.
Преимуществом такой системы по поиску человеческих ресурсов является экономия времени и денег. То есть работодателю, если речь идет о разовых задачах, не надо нанимать в штат специальных людей и ежемесячно им платить.
Подводя итоги, отметим: на средства, собранные коллективным финансированием, распространяется налог в размере 13%. Как физлицо, так и фирма платят проценты за доход.