Что означает среднее образование
Среднее образование
Среднее образование — традиционное название уровня (ступени) образования между начальным и высшим. [1]
В российской традиции термин имеет размытое значение, и может применяться в качестве синонима к общему образованию, школьному образованию (полученному в средней школе [2] ), среднему (полному) общему образованию, среднему профессиональному образованию, совместно к основному общему и среднему (полному) или как характеристика невысокого качества образования.
Содержание
Дифференциация
Среднее образование, обычно подразделяется на Среднее (полное) общее образование и среднее специальное (профессиональное) образование. [1] [3]
История
Среднее образование, как промежуточная ступень между начальным (элементарным) и высшим (университетским) образованием, окончательно оформилась в конце средних веков, в связи с прогрессом производства, науки и культуры. [1]
В XV—XVI вв. в России система среднего образования оформилась в виде классического образования с основным типом учебных заведений — гимназиями.
В XVIII веке в России наряду с общим образованием получило распространение специальное образование, получаемое в реальных училищах.
В конце XIX — начале XX вв. дифференциация среднего образования на общее и специальное укрепилась в системах просвещения большинства стран.
До 1917 года в России среднее образование давалось прежде всего в гимназиях, реальных и коммерческих училищах.
Среднее образование по странам
Египет
Среднее образование в Египте бывает трёх различных типов: общее, профессиональное и техническое.
На Кипре, ученики получают среднее образование в два этапа. Первый этап дают гимназии или низшие средние школы (gymnasium, gymnasio), в течение 3 лет. После успешного окончания гимназии ученики получают выпускной сертификат (apolytirio), который позволяет им начать обучение в высшей средней школе. Высшее среднее образование в течение следующих 3 лет ученики получают в лицеях (lyceum, lykeio) или технических профессиональных школах (techniki scholi).
Монако
В Монако среднее образование даётся в Колледже Шарля III, в Лицее Альберта I, который предоставляет общее и техническое образование, а также лицее, который даёт образование в сфере туризма. Также в Монако есть две частные школы, финансируемые религиозными общинами — Институт Франсуа д’Ассис Николя Баррэ и школа Доминиканцев и Международная школа Монако.
Россия
В настоящее время среднее общее образование в России дают школы — средняя школа, школа с углублённым изучением предметов, профильная школа, учебно-воспитательный комплекс, лицей, гимназия в рамках школьного образования, а среднее профессиональное образование получают в колледжах и техникумах.
Франция
Во Франции среднее образование даётся в рамках колледжей и лицеев.
Средние школы (middle schools, junior high schools, или intermediate schools), как правило, обучают детей в возрасте от одиннадцати или двенадцати до четырнадцати лет — с шестого или седьмого по восьмой класс. В последнее время шестой класс все чаще включается в среднюю школу. Обычно в средней школе, в отличие от начальной, один учитель преподает один предмет. Ученики обязаны брать уроки по математике, английскому языку, естественным наукам, социальным наукам (часто включающим в себя мировую историю), и физкультуре. Один или два предмета ученики выбирают сами, обычно по иностранным языкам, искусствам и технологии.
Швейцария
Международное исследование качества образования в школах
Документы о среднем образовании
Во всех странах существует обязательная школьная программа, но ее содержание и качество неодинаково во всех странах. В целях стандартизации требований к качеству и содержанию школьных программ разных стран были разработаны рекомендации Совета Европы относительно признания документов о среднем образовании. Согласно этим рекомендациям все страны разделены на 4 группы: 1 группа: Документы об образовании считаются эквивалентными. Страны, подписавшие конвенцию № 15/1953 Совета Европы об эквивалентности дипломов, необходимых для зачисления в университеты. Страны взаимно признают свои сертификаты о среднем образовании. 2 группа: Документы об образовании считаются частично признаваемыми. Страны, подписавшие Лиссабонскую Деларацию No 165/1997 о признании квалификаций в области высшего образования внутри европейского пространства. 3 группа: Документы об образовании считаются эквивалентными. Страны, подписавшие билатеральные соглашения об эквивалентности документов об образовании (Швейцария, Германия, Австрия, Франция, Италия) 4 группа: Документы об образовании не признаются. Страны, документы об образовании которых не признаются в Европе Россия входит во вторую группу. Аттестаты зрелости российского стандарта считаются частично признаваемыми. Виной тому 11-летнее школьное обучение (на Западе 12 лет) и не соответствие стандартов ЕГЭ в части набора дисциплин.
Что означает среднее образование
Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование
1. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).
2. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).
3. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
4. Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).
5. Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
6. По согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.
7. В образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, могут быть созданы условия для проживания обучающихся в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня.
8. За содержание детей в образовательной организации с наличием интерната, включающее в себя обеспечение обучающихся в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем, питанием и организацию их хозяйственно-бытового обслуживания, а также за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, и ее размер, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в определяемых им случаях и порядке.
9. Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций в родительскую плату за содержание детей в образовательной организации, имеющей интернат, за осуществление присмотра и ухода за ребенком в группах продленного дня в таких организациях.
Приказом Минздрава России от 30.06.2016 N 436н утвержден Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому.
10. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.
11. Порядок оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Значение словосочетания «среднее образование»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В российской традиции термин имеет размытое значение, и может применяться в качестве синонима к общему образованию (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее), полученному в средней школе), начальному профессиональному образованию, среднему профессиональному (специальному, техническому) образованию.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
среднее образование
1. образование, которое достигается после окончания школы (среднее общее) или техникума/колледжа (среднее специальное) [1]
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: служебник — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Неполное, полное и специальное среднее образование – отличия
Среднее образование дает общеобразовательная школа. Оно может быть полным или неполным. Российская образовательная система отличается европейской тем, чтосредняя школа не дает профессиональной направленности. При этом длительность среднего образования в России меньше за счет того, что школьники не получают профессиональных навыков для начала трудовой деятельности.
В Европе выпускники средних школ имеют право работать в соответствии с полученными базовыми навыками, не обучаясь в колледжах или университетах. В России для профессиональной деятельности необходимо поступить в профессиональное училище, обучение в котором длится 2-4 года.
Учебные заведения бывают различной направленности – технические, педагогические, финансово-экономические, юридические, учебные заведения искусства, кулинарные. Часто среднее образование путают со средним специальным. Среднее – это школьное, а среднее специальное – это колледжи и профтехучилища.
Какое образование считается средним
Среднее образование делится на начальное, неполное и полное. Начальная школа длится 4 года, неполное среднее образование – 9 лет, после чего школьник имеет право забрать документы и поступить в колледж по какому-либо направлению деятельности, наиболее полно отвечающему его наклонностям или талантам. Полное среднее – 11 лет.
После 11 класса есть возможность также поступить в колледж, при этом сроки обучения будут меньше за счет прохождения основной программы в школе. Большинство школьников поступают сразу в вузы и получают высшее образование.
Для сравнения, какое образование считается средним за границей: срок обучения больше, чем в российских школах, но за границей выпускники после окончания учебы в школе получают диплом, который позволяет им официально трудоустроиться и получать деньги за работу. К профессиональному отбору там относятся серьезнее.
Со старшеклассниками работают специалисты, которые определяют степень заинтересованности каждого в профессиональной деятельности. В результате такого отбора многие абитуриенты делают правильный выбор специальности и впоследствии получают удовольствие от работы.
К сожалению, в российских школах уделяется мало внимания будущей профессиональной деятельности, поэтому некоторые студенты меняют специальность после бакалавриата, или вовсе оставляют учебу, предпочитая выполнять более простую физическую работу, не требующую умственных усилий.
Как получить полное среднее образование
Чтобы получить полное среднее образование, необходимо учиться в школе 11 лет, сдать тесты ЕГЭ и получить аттестат. После этого полное среднее образование можно считать оконченным, а выпускник может выбирать, что ему дальше делать – работать или поступать в учебные заведения для продолжения обучения.
Как получить полное среднее образование:
Экстерном можно сдавать программу нескольких лет обучения за один год. Главное, чтобы учащийся успевал изучать и «переваривать» информацию так, чтобы она откладывалась в долгосрочной памяти.
Оформить экстернат, по закону, может любой школьник с согласия родителей. Иногда эта форма бывает вынужденной из-за частых командировок родителей или проживания за границей.
Одна из разновидностей экстерната – дистанционное обучение в общеобразовательной школе. Оформить ребенка можно с первого класса, но при этом на родителей ложится ответственность за учебу детей. Если оба родителя заняты, они не смогут контролировать, что школьник выучил, а что – нет. Здесь важно взаимодоверие.
К дистанционной форме или экстернату прибегают родители одаренных детей. Такие обычно не пользуются популярностью среди одноклассников и получают психологическую травму, когда вынуждены выслушивать насмешки и терпеть издевательства от сверстников. Или же одаренному ребенку неинтересно учиться в общем потоке – он лучше запоминает материал и движется в разы быстрее одноклассников. Поэтому требует индивидуальной программы обучения.
Плюс современного образования для обычных (не одаренных) детей в том, что оно значительно расширило возможности в плане учебы и психологического комфорта, когда ребенок изначально ориентируется на свои способности и не испытывает унижения, когда кто-то выполняет задание лучше или быстрее. Это позволяет поддерживать самооценку и постепенно развивать способности, не вызывая негативного отношения к учебному процессу.
Как получить среднее профессиональное образование
Получить среднее профессиональное образование, то есть окончить учебное заведение с определенной сферой деятельности, можно после 9, 10 или 11 класса.
В 9 классе важно, чтобы подросток хотя бы приблизительно осознавал, что ему нравится делать и чем он хотел бы зарабатывать на жизнь. Такой осознанный подход встречается у детей крайне редко, в большинстве случаев им нужна помощь и профессиональная ориентация, чтобы не ошибиться в выборе профессии.
После того, как абитуриент определяется со специальностью, можно приступать к выбору учебного заведения.
Здесь много зависит от родителей:
Последний пункт не столь важен, даже имеет преимущества в цене и наличии свободного времени. При этом качество программ остается прежним – материалы одинакового содержания получают очники, заочники и дистанционщики.
Когда выбран колледж, можно собирать документы и подавать заявку. В зависимости от того, какой конкурс на одно место планируется в этом году, руководство учебного заведения может объявить собеседование или назначить дополнительные экзамены по профильным дисциплинам. При поступлении в престижные колледжи нужно быть к этому готовыми.
После сдачи экзаменов или собеседования приемная комиссия выбирает абитуриентов, прошедших конкурсный отбор и присылает им уведомление, что они зачислены на первый курс.
Общее образование
В настоящее время к общему образованию в широком смысле принято относить следующие составляющие: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее и дополнительное образование детей.
Иногда дошкольное и/или начальное общее образование не включаются в понятие общее образование и рассматриваются отдельно.
В России и некоторых других странах три уровня — начальное общее, основное общее и среднее общее иногда называют средним образованием, так как они включены в школьное образование и преподаются в средних школах.
Связанные понятия
Уче́бное заведе́ние — прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством — это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Вакация — период, свободный от учёбы или основной деятельности (в том числе домашних обязательств). Бывают школьные каникулы, студенческие каникулы, парламентские и т. д. В отличие от отпуска, предоставляемого каждому работнику в индивидуально определяемые сроки, каникулами называется отдых, предоставляемый всему соответствующему контингенту (школьникам, студентам, членам парламента и т. д.) одновременно.
Техноло́гия (труд) — один из учебных предметов в средней общеобразовательной школе, продолжающийся с первого по девятый (иногда 10) классы.