Что означает союзное государство

Союзное государство России и Белоруссии

Союзное государство России и Белоруссии

Сою́зное госуда́рство (также в прессе встречаются названия Сою́з Росси́и и Белору́ссии (СРБ), Сою́зное Госуда́рство Росси́и и Белору́ссии (СГРБ), Сою́з Белару́си и Росси́и, Сою́зное государство Белару́си и Росси́и) — союз Российской Федерации и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством.

Содержание

Государственно-политическое устройство

Государственный строй

Для реализации задач Союза государства — участники Союза образуют на паритетных началах Высший Государственный Совет Союза, Парламентское Собрание Союза, Исполнительный Комитет Союза и, в случае необходимости, другие органы Союза.

Высшим органом Союза является Высший Государственный Совет Союза, в который входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств — участников Союза, а также председатель Исполнительного Комитета Союза с правом совещательного голоса.

Высший Государственный Совет Союза

Решает важнейшие вопросы развития Союза:

Председателем Высшего Государственного Совета Союза поочередно является один из Президентов государств — участников Союза. Председатель Высшего Государственного Совета Союза:

Решения, принятые Высшим Государственным Советом Союза, подписываются Президентами государств — участников Союза.

Парламентское Собрание Союза

Советский Союз (1922—1991)Российская Федерация (с 1991)Правители | Хронология | Экспансия Портал «Россия»

Парламентское Собрание Союза является представительным органом Союза и решает вопросы развития нормативной правовой базы интеграции государств — участников Союза в политической, правовой, экономической, социальной, гуманитарной и других областях;

Парламентское Собрание Союза состоит из депутаций, делегируемых соответственно Федеральным Собранием Российской Федерации и Национальным Собранием Республики Беларусь. Каждая парламентская депутация включает равное число представителей: по 36 от государства — участника Союза. Делегирование представителей в состав Парламентского Собрания Союза, а также их отзыв осуществляются парламентами государств — участников Союза в соответствии с их регламентами. Срок действия и порядок прекращения полномочий депутаций определяются соответствующим парламентом самостоятельно.

Исполнительный Комитет Союза

Исполнительный Комитет Союза является постоянно действующим исполнительным органом Союза.

Председатель Исполнительного Комитета Союза и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Высшим Советом Союза.

Исполнительный Комитет Союза формируется Высшим Советом Союза. В состав Исполнительного Комитета входит равное число представителей государств — участников. Персональный состав представителей государств — участников в Исполнительном Комитете утверждается главой соответствующего государства.

Функции и полномочия Исполнительного Комитета Союза, а также порядок его деятельности определяются положением о нем, утверждаемым Высшим Советом Союза по предложению Исполнительного Комитета Союза.

Что означает союзное государство

Что означает союзное государство

Перспективы

Идея создания Союза, вплоть до мягкой федерации, принадлежала президенту Белоруссии, Александру Лукашенко. Ранее (начиная с марта 1994) идею аналогичного, но не более чем конфедеративного, союза (Евразийский Союз) выдвигал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Впрочем, из-за выявления ряда экономических и политических противоречий, в частности «молочной войны», процесс интеграции двух республик идёт неровно. Кроме того, отношение к союзу в Белоруссии, возможно, меняется в худшую сторону. Так, согласно результатам социологического опроса проведённого Белорусским институтом стратегических исследований, 54,8 % опрошенных высказались категорически против того, что «Беларусь и Россия должны построить союзное государство с единой валютой, президентом и парламентом». «За» высказались лишь 20,4 % респондентов. 24,7 % опрошенных затруднились ответить. [4] Однако результаты этого опроса ставятся под сомнение в российских СМИ, а его инициатор обвиняется в ангажированности. [5] В то же время политологи полагают, что тенденция эта вполне реальная и опрос отражает существующую динамику. [6] [7]

Ориентировочно, к 2012 году будет создано общее экономическое пространство.

Единая валюта

Александр Лукашенко впервые объявил о перспективах введения единой валюты с 1 января 2004 года, однако планы были вскоре отодвинуты на 1 год. Однако, в 2005, также как и в 2006, единая валюта так и не появилась. 2 февраля 2006 на пресс-конференции в Минске директор Национального Банка Беларуси Пётр Прокопович объявил об ожидаемом введении единой валюты с 2007, чего также не произошло.

Предполагается, что единой валютой должен стать российский рубль. Основной причиной задержек являются значительные разногласия двух стран по поводу деталей предполагаемой валютной реформы. Беларусь настаивает на выплате значительной компенсации за отказ от национальной валюты — белорусского рубля — и на сохранении за Минском права на эмиссию рублей. Российская сторона отклоняет эти предложения.

Бюджет

В 2008 году на выполнение всех запланированных программ потребуется не менее 6 млрд российских рублей. [8] Планируется, что в 2008 году будет первый дефицитный бюджет после периода неполного освоения бюджетных средств. [8]

Средства массовой информации

Союзные органы власти, а также органы власти Белоруссии и России, являются учредителями и издателями ряда СМИ наднационального уровня. Это:

Возможное расширение

В 2001 году президент Молдавии Владимир Воронин сразу после своего избрания озвучил планы по вступлению Молдавии в Союзное государство России и Белоруссии. К 2005 году такие разговоры практически прекратились, Молдавия заявила о намерении войти в Евросоюз.

Украина не планирует вступление в Союз. За подобное вступление высказывается коммунистическая оппозиция и Прогрессивно-социалистическая партия.

В Киргизии оппозиция в июне 2007 года попыталась инициировать референдум о присоединении к Союзу. [9]

В 1999 году президент Югославии Слободан Милошевич заявил, что желает присоединения своей страны к Союзу на правах наблюдателя. В 2007 году заместитель председателя Сербской радикальной партии Томислав Николич в своей речи сказал, что хотел бы, чтобы Сербия укрепляла свои связи с Союзом, чтобы в конечном счёте присоединиться к нему.

В разные годы предложения о вхождении в Союз рассматривали, но отклонили парламенты Армении, Киргизии, Молдавии. Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин заявил, что к концу 2008 года признанные Россией республики Абхазия и Южная Осетия присоединятся к Союзному государству, [10] однако этого пока не произошло. Также желание о самостоятельном вступлении в Союз изъявляли власти непризнанной самопровозглашённой республики Приднестровье.

В 2009 г. П. Бородин выступил с серией заявлений о том, что в течение 5-10 лет в состав СГРБ войдёт вся Европа. [11] «Как и Америка, если реально смотреть на вещи.» [12]

17 октября 2008 года парламенты Абхазии и Южной Осетии получили статус постоянных наблюдателей при Парламентском собрании Союза России и Белоруссии. [13]

Мнения

Сегодня подпирает уже союзное строительство и упирается всё в Конституционный акт, в референдум, в делегирование полномочий. Никто не говорит ни о каком исчезновении незалежности, мы предлагаем сегодня Конституционный акт по типу Евросоюза, а Евросоюз переписал Конституцию Советского Союза, это единые границы, единая таможня, единое платёжное средство, единая финансово-кредитная политика, единая ценовая политика, передвижение людей и капитала. Все — семь пунктов. По всем остальным всё останется. Гербы, гимны, мерседесы, приёмы, поцелуи, объятья — всё останется! Нам нужен только союзный парламент, который принимал бы законы по этим семи позициям. У меня и сейчас каждую неделю приходят американские, европейские финансисты и предлагают миллионы и миллиарды долларов, но нет нормативно-правовой базы, нет механизма вложения этих денег…

Виталий Портников в 10-ю годовщину создания СГ: [14]

Все собравшиеся в Кремле знают: никакого союзного государства на самом деле нет, но предпочитают, как персонажи знаменитой сказки Андерсена о голом короле, делать вид, что представление продолжается, что одежды роскошны и король великолепен как никогда.

Источник

Союзное государство

Зоны свободной торговли СНГ

Что означает союзное государство

Что означает союзное государство

Что означает союзное государство

Что означает союзное государство

Что означает союзное государство

Что означает союзное государство

Что означает союзное государство

Что означает союзное государство

Что означает союзное государство

Что означает союзное государство

Что означает союзное государство

Что означает союзное государство

Что означает союзное государство

Что означает союзное государство

Что означает союзное государство

Сою́зное госуда́рство (также в прессе встречаются названия Сою́з Росси́и и Белору́ссии (СРБ), Сою́зное Госуда́рство Росси́и и Белору́ссии (СГРБ), Сою́з Белару́си и Росси́и, Сою́зное государство Белару́си и Росси́и) — политический проект союза Российской Федерации и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством.

Содержание

История Союзного государства

Что означает союзное государство

Что означает союзное государство

После распада СССР и создания СНГ с 1992 года внутри данной организации шёл процесс усиления двухсторонних связей России и Белоруссии.

В соответствии с Договором об образовании Сообщества Беларуси и России было решено создать политически и экономически интегрированное сообщество в целях объединения материального и интеллектуального потенциала двух государств.

Договором об образовании Сообщества Беларуси и России было предусмотрено создание представительного органа.

29 апреля 1996 года в городе Санкт-Петербурге руководители парламентов двух стран подписали соглашение о Парламентском Собрании.

2 апреля [[1997 [1] ]]а в городе Москве президенты Беларуси и России подписали Договор о Союзе Беларуси и России. С тех пор 2 апреля отмечается как День единения народов Беларуси и России.

23 мая 1997 года состоялось подписание Устава Союза Беларуси и России.

В соответствии с Уставом Союза Беларуси и России в 1997 году были образованы Высший совет и Исполнительный комитет Союза Беларуси и России.

Парламентское Собрание Сообщества было преобразовано в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.

В 1997—1998 годах происходит формирование исполнительных органов Союза, общего бюджета, осуществляется разработка и реализация первых союзных программ. Образованы Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет по вопросам безопасности.

В январе 1998 года был подписан Договор о совместной Телерадиовещательной организации Союза Беларуси и России.

25 декабря 1998 года президенты подписали Декларацию о дальнейшем единении Беларуси и России, Договор о равных правах граждан, а также Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования.

8 декабря 1999 года в городе Москве состоялось подписание Договора о создании Союзного государства, и была принята Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства.

26 января 2000 года, после ратификации Договора парламентами двух стран, он вступил в силу.

Государственное устройство

В соответствии с Договором о создании Союзного государства сформированы и функционируют Высший Государственный Совет, Совет Министров и Постоянный Комитет Союзного государства. Функции Парламента Союзного государства выполняет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.

В рамках Союзного государства образованы и работают Пограничный и Таможенный комитеты, Комиссия Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, Комиссия по тарифному и нетарифному регулированию при Совете Министров Союзного государства, Телерадиовещательная организация Союзного государства. Эти органы состоят из представителей республиканских и федеральных органов государственного управления Беларуси и России и периодически собираются на своих заседаниях, где рассматриваются и решаются вопросы союзного строительства в соответствующей сфере.

По другим направлениям работа ведется через совместные коллегии министерств и ведомств Беларуси и России с вынесением вопросов, требующих решения на уровне правительств и глав государств, соответственно на заседания Совета Министров и Высшего Государственного Совета Союзного государства.

Высшим органом Союзного государства является Высший Государственный Совет. В его состав входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств-участников.

В заседаниях Высшего Государственного Совета участвуют Председатель Совета Министров, Председатели Палат Парламента, Председатель Суда Союзного государства.

Высший Государственный Совет Союзного государства

На основании статьи 35 главы 1 раздела V Договора о создании Союзного государства осуществляет следующие полномочия:

Высший Государственный Совет выполняет и другие функции, отнесенные к его ведению Договором о создании Союзного государства либо переданные на его рассмотрение государствами-участниками.

Высший Государственный Совет в пределах своих полномочий издает декреты, постановления и директивы.

Акты Высшего Государственного Совета принимаются на основе единогласия государств-участников. Акт не является принятым, если одно из государств-участников высказалось против его принятия.

Голосование на заседаниях Высшего Государственного Совета от имени государства-участника осуществляет глава государства либо лицо, им уполномоченное.

Председатель Высшего Государственного Совета Союзного государства:

организует контроль за ходом реализации Договора о создании Союзного государства и принимаемых Высшим Государственным Советом решений;

Парламентское Собрание Союза

Парламент Союзного государства является представительным и законодательным органом Союзного государства. Соглашение о Парламентском Собрании Сообщества Беларуси и России было подписано 29 апреля 1996 года.

2 апреля 1997 года был подписан Договор о Союзе Беларуси и России. 23 мая 1997 года был одобрен Устав Союза Беларуси и России, в котором определенны компетенция и порядок функционирования Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, преобразованного из Парламентского Собрания Сообщества.

В соответствии с пунктом 4 статьи 70 Договора о создании Союзного государства до выборов в Палату Председателей Парламента Союзного государства Парламентское Собрание Союза Беларуси и России выполняет функции Парламентского Собрания Союзного государства.

Полномочия, состав, порядок работы Парламентского Собрания определены в Регламенте Парламентского Собрания, который был утвержден 13 июня 1997 года. Последние изменения и дополнения в Регламент внесены 22 июня 2006 года.

Парламентское Собрание состоит из равного числа представителей, делегируемых соответственно Национальным собранием Республики Беларусь и Федеральным Собранием Российской Федерации: по 36 от парламентов государств-участников.

Председателя Парламентского Собрания избирает на ротационной основе Парламентское Собрание из состава депутатов на срок, не превышающий срок его полномочий в палате Парламента своего государства.

Парламентское Собрание в соответствии с Регламентом для осуществления своих полномочий образовало из числа депутатов комиссии и рабочие группы, которые по вопросам своего ведения взаимодействуют с соответствующими комитетами и комиссиями палат парламентов Беларуси и России по вопросам своего ведения, и определяет основные направления их деятельности. Они формируются, как правило, на основе принципа равного представительства парламентов государств-участников.

В Парламентском Собрании действуют восемь комиссий:

Совет Министров

Совет Министров является исполнительным органом Союзного государства. В него входят Председатель Совета Министров, главы правительств Беларуси и России, министры иностранных дел, экономики и финансов государств-участников, руководители основных отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства, Государственный секретарь Союзного государства (на правах заместителя Председателя Совета Министров).

На заседания Совета Министров могут приглашаться руководители центральных банков и министры государств-участников.

Председатель Совета Министров назначается Высшим Государственным Советом. Им может быть глава правительства одного из государств-участников на ротационной основе.

Совет Министров в соответствии со своей компетенцией, определенной Договором о создании Союзного государства и решениями Высшего Государственного Совета:

способствует проведению согласованной политики государств-участников в международных делах, в сфере обороны, безопасности, обеспечения законности, прав и свобод граждан, обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью, а также в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и охраны окружающей среды;

Совет Министров в пределах своей компетенции издает постановления, директивы и резолюции.

Председатель Совета Министров Союзного государства:

Что означает союзное государство

Что означает союзное государство

Постоянный Комитет Союзного государства

Совет Министров формирует Постоянный Комитет Союзного государства, являющийся рабочим органом Высшего Государственного Совета Союзного государства и Совета Министров Союзного государства.

Постоянный Комитет Союзного государства образован в соответствии с Договором о создании Союзного государства и Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 27 июня 2000 г. № 13.

В своей деятельности Постоянный Комитет руководствуется Договором о создании Союзного государства, который подписан 8 декабря 1999 года президентами Российской Федерации и Республики Беларусь, а также Программой действий по реализации положений Договора, Статутом Высшего Государственного Совета Союзного государства, Положением о Совете Министров Союзного государства, иными нормативно-правовыми актами, национальными законодательствами государств-участников.

Его основные функции:

предварительное рассмотрение программ, проектов и мероприятий Союзного государства совместно с соответствующими органами государств-участников;

контроль выполнения решений, принятых Высшим Государственным Советом и Советом Министров;

Постоянный Комитет Союзного государства обеспечивает деятельность Высшего Государственного Совета и Совета Министров Союзного государства в соответствии с их регламентом и является ответственным за подготовку их заседаний, формирует и вносит на рассмотрение Высшего Государственного Совета и Совета Министров проекты повестки их заседаний, планов работы. Постоянный Комитет Союзного государства постоянно предоставляет информацию Совету Министров о деятельности отраслевых и функциональных органов Союзного государства, осуществляет хранение актов Высшего Государственного Совета и Совета Министров. Он подотчетен Совету министров Союзного государства.

Руководит работой Постоянного Комитета Государственный секретарь Союзного государства, в состав Постоянного Комитета входят также четыре члена Постоянного Комитета, являющиеся по должности его заместителями. Членами Постоянного Комитета могут быть только граждане государств-участников. В составе Постоянного Комитета не должно быть более двух третей членов Постоянного Комитета, являющихся гражданами одного государства.

Судебная система

В Союзном государстве не создана единая судебная система. На территории Союзного государства действуют суды участников Союза. К компетенции национальных судов, в частности, относится и разрешение хозяйственных споров с участием самого Союзного государства, выступающего в качестве участника экономических правоотношений.

Вместе с тем, в Договоре о создании Союзного государства декларируется создание Суда Союзного государства. В соответствии со статьёй 50 Договора Суд Союзного государства является органом Союзного государства, который призван обеспечивать единообразное толкование и применение Договора о создании Союзного государства, нормативно-правовых актов Союзного государства.

В состав Суда, который еще не сформирован, войдут 9 судей, назначаемых Парламентом Союзного государства по представлению Высшего Государственного Совета.

Судьи назначаются из граждан Союзного государства, обладающих высокими профессиональными и моральными качествами, удовлетворяющими требованиям, предъявляемым для назначения на высшие судебные должности в государствах-участниках. Судьи не зависимы и действуют в личном качестве.

В составе Суда Союзного государства не должно быть более 5 судей, являющихся гражданами одного государства.

Из числа судей Суд избирает Председателя и его заместителя, которые не могут быть гражданами одного государства. Каждое государство-участник, органы Союзного государства могут передать на рассмотрение Суда любые вопросы, связанные с толкованием и применением Договора о создании Союзного государства, нормативных правовых актов Союзного государства.

Решение Суда Союзного государства имеют обязательную силу и подлежат официальному опубликованию.

Перспективы

В Союзе предполагается унификация законодательства, единый парламент, кабинет министров и другие органы верховной власти, символика (флаг, герб, гимн), валюта и т. п. (Статьи 8 и 36 проекта Конституционного акта Союзного государства) В настоящее время символы Союзного государства — флаг, герб и гимн не утверждены.

Идея создания Союза, вплоть до мягкой федерации, принадлежала президенту Беларуси, Александру Лукашенко. Ранее (начиная с марта 1994) идею аналогичного, но не более чем конфедеративного, союза (Евразийский Союз) выдвигал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Впрочем, из-за выявления ряда экономических и политических противоречий, в частности: «молочной войны», процесс интеграции двух республик идёт неровно. Кроме того, отношение к союзу в Беларуси, возможно, меняется в худшую сторону. Так, согласно результатам социологического опроса, проведённого Белорусским институтом стратегических исследований, 54,8 % опрошенных высказались категорически против того, что «Беларусь и Россия должны построить союзное государство с единой валютой, президентом и парламентом». «За» высказались лишь 20,4 % респондентов. 24,7 % опрошенных затруднились ответить. [4] Однако результаты этого опроса ставятся под сомнение в российских СМИ, а его инициатор обвиняется в ангажированности. [5] [неавторитетный источник?] В то же время, политологи полагают, что тенденция эта вполне реальная и опрос отражает существующую динамику. [6] [7]

В 2010 году из-за значительных осложнений в отношениях Российской Федерации и Республики Беларусь, разногласий между главами государств, интеграция практически остановилась.

До 2011 года проект тихо «умирал» из-за различия стратегических интересов обеих стран. Однако заметное потепление отношений между странами в 2011 году постепенно возвращает идею Союза на прежний уровень. Однако есть мнение, что Беларусь налаживает проект в основном из-за тяжелого экономического положения. [8]

Единая валюта

Александр Лукашенко впервые объявил о перспективах введения единой валюты с 1 января 2004 года, однако планы были вскоре отодвинуты на 1 год. Однако, в 2005, так же, как и в 2006, единая валюта так и не появилась. 2 февраля 2006 на пресс-конференции в Минске директор Национального Банка Беларуси Пётр Прокопович объявил об ожидаемом введении единой валюты с 2007, чего также не произошло.

Предполагается, что единой валютой должен стать российский рубль. Основной причиной задержек являются значительные разногласия двух стран по поводу деталей предполагаемой валютной реформы. Беларусь настаивает на выплате значительной компенсации за отказ от национальной валюты — белорусского рубля, и на сохранении за Минском права на эмиссию рублей. Российская сторона отклоняет эти предложения, а Беларусь, соответственно, не принимает российский рубль.

Бюджет

В 2008 году на выполнение всех запланированных программ потребуется не менее 6 млрд российских рублей. [9] Планируется, что в 2008 году будет первый дефицитный бюджет после периода неполного освоения бюджетных средств. [9]

Средства массовой информации

Что означает союзное государство

Союзные органы власти, а также органы власти Беларуси и России, являются учредителями и издателями ряда СМИ наднационального уровня. Это:

Возможное расширение

В 2001 году президент Молдавии Владимир Воронин сразу после своего избрания озвучил планы по вступлению Молдавии в Союзное государство. К 2005 году такие разговоры практически прекратились, Молдавия заявила о намерении войти в Евросоюз.

Украина не планирует вступление в Союз. За подобное вступление высказывается Коммунистическая и Прогрессивно-социалистическая партии.

В Киргизии оппозиция в июне 2007 года попыталась инициировать референдум о присоединении к Союзу. [11]

В 1999 году президент Югославии Слободан Милошевич заявил, что желает присоединения своей страны к Союзу на правах наблюдателя. В 2007 году заместитель председателя Сербской радикальной партии Томислав Николич в своей речи сказал, что хотел бы укрепления связи Сербии с Союзом, чтобы в конечном счёте присоединиться к нему.

Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин заявил, что к концу 2008 года признанные Россией республики Абхазия и Южная Осетия присоединятся к Союзному государству, [12] однако этого пока не произошло. Также желание о самостоятельном вступлении в Союз изъявляли власти непризнанной самопровозглашённой республики Приднестровье.

В 2009 г. П. Бородин выступил с серией заявлений о том, что в течение 5-10 лет в состав СГРБ войдёт вся Европа. [13] «Как и Америка, если реально смотреть на вещи.» [14]

17 октября 2008 года парламенты Абхазии и Южной Осетии получили статус постоянных наблюдателей при Парламентском собрании Союза Беларуси и России. [15]

Мнения

Сегодня подпирает уже союзное строительство и упирается всё в Конституционный акт, в референдум, в делегирование полномочий. Никто не говорит ни о каком исчезновении незалежности, мы предлагаем сегодня Конституционный акт по типу Евросоюза, а Евросоюз переписал Конституцию Советского Союза, это единые границы, единая таможня, единое платёжное средство, единая финансово-кредитная политика, единая ценовая политика, передвижение людей и капитала. Все — семь пунктов. По всем остальным всё останется. Гербы, гимны, мерседесы, приёмы, поцелуи, объятья — всё останется! Нам нужен только союзный парламент, который принимал бы законы по этим семи позициям. У меня и сейчас каждую неделю приходят американские, европейские финансисты и предлагают миллионы и миллиарды долларов, но нет нормативно-правовой базы, нет механизма вложения этих денег…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *