Что означает союзное государство россия и белоруссия
Общие деньги, налоги и военная доктрина: что ждет Союзное государство
«Вы сами знаете, что сейчас происходит на мировых рынках нефти и газа. Белоруссия сегодня получает газ от России в семь, восемь, а то и в отдельные моменты в девять, в десять раз, раз дешевле, чем на европейских спотовых рынках. Если говорить и сравнивать с поставками нашим потребителям по долгосрочным контрактам «Газпрома», то в три-четыре раза дешевле. Это касается граждан Белоруссии, домохозяйств, которые приобретают энергию по таким минимальным ценам, это касается всей экономики Белоруссии», – подчеркнул глава российского государства.
Такое уточнение президент России сделал на заседании Высшего Государственного совета Союзного государства, которое прошло в режиме видеоконференции в День народного единства.
И что же все это значит? Об этом «Вестям в субботу» рассказал государственный секретарь Союзного государства России и Белоруссии Дмитрий Мезенцев.
— Дмитрий Федорович, если по-простому, белорусов заставили перейти на российский стандарты или Россия, Белоруссия договорились о том, что появились общие компромиссные стандарты?
— Белорусов заставить что-то делать против их воли в ущерб национальным интересам невозможно.
— Неожиданный вопрос: а где у вас лежит трудовая книжка, в Москве или Минске?
– В Москве, в постоянном комитете Союзного государства.
– А там уже герб Союзного государства висит?
– Книжка заведена еще в 1981 году. Герб Советского Союза. А вот что касается символики для Союзного государства, мы над этим работаем. Недавно я имел право сказать об этом главам государств, членам Высшего госсовета. Мы видим объединяющий символ, который необходим. Может быть, если мы помечтаем, какое-то время пройдет, и многие совместные документы будет сопровождать если не герб, то союзный символ.
— Где союзный символ, там союзный парламент, союзный президент. Или все-таки.
– Я вижу, что вы хорошо подготовились и прочитали союзный договор, который был подписан еще в декабре 1999 года. Там прописано это. Но сегодня – разговор об экономической интеграции, притом что Россия и Белоруссия остаются независимыми и суверенными государствами.
– Давайте по пунктам пройдемся. 28 программ в общей сложности. Я, кстати, недавно узнал случайно, что, оказывается, и белорусы уже давно платят 13% плоской шкалы подоходного налога. Тем не менее там есть посыл о гармонизации налоговой.
– Таможенного и валютного. Простите меня, тогда еще одну провокацию. Это будет про один союзный рубль или про российский и белорусский рубли?
— И российский рубль, и белорусский, даже несмотря на тяжелые полтора ковидных года, в целом сохранили свою устойчивость. Действительно, в союзном договоре обозначен выход на единую валюту. Но на этом этапе сегодня об этом разговора нет. Но есть возможность обеспечивать совместный контроль в сфере финансового урегулирования, не допускать «отмывания» незаконно заработанных средств. Отдельная карта посвящена использованию национальных платежных систем. И это, конечно, осовременивание для финансовой сферы России и Белоруссии в совместных практиках.
— В чем тогда состоит углубление интеграции России и Белоруссии, о котором сейчас говорят?
– Это выход на единую промышленную политику.
— Один очень прикладной вопрос. У нас все это время было Союзное государство, но автомобили «МАЗ» белорусского производства здесь считались все-таки иностранными, и, наоборот, «КамАЗ» там считался иностранным. Соответственно, не было по-настоящему общего рынка, по-настоящему общих правил. Сейчас это будет?
– Одна из карт посвящена формированию единых правил, чтобы не допускать ненужной конкуренции друг с другом, не заставлять делать параллельные производства, которые будут биться друг с другом за рынки сбыта. Вот это учтено.
– Дмитрий Федорович, я спрашивал, где у вас лежит трудовая книжка. Я вам, наверное, никогда не говорил, какое у меня первое место работы, где мне завели трудовую книжку. ее завели в газете «Комсомольская правда». Это мое первое место работы. У «Комсомолки» были проблемы в Белоруссии в последнее время. У нескольких других коллег были проблемы в Белоруссии в последнее время. Сейчас на этой встрече прозвучали идеи о том, что давайте создадим общесоюзный медиахолдинг и так далее. Наверное, между такими союзниками, как Россия и Белоруссия, может быть по истине дружеский разговор о том, каким должны быть условиям работы для журналистов?
– Подождите, разве (за редким исключением) сегодня его нет? Главное сегодня – молодым белорусам и молодым россиянам рассказать о том, что нас объединяет.
– Это правда.
— «Комсомольская правда» в Белоруссии – это белорусское издание. И сложности возникали у граждан Белоруссии в ходе обеспечения их деятельности, если вы меня выводите на это поле. Конечно, помимо требований закона о печати есть определенные практика и этика. Если контролирующие органы считают, что этика нарушена, нужно вести диалог. Хочу пожелать всем журналистам умения добиваться, в том числе в диалоге с представителями власти, того, чтобы тебя поняли, чтоб была понятна твоя мотивация, что ты работаешь на укрепление общества и отношений в нем. Не власти, а общества. Чтобы оно было сильнее.
– Эти 28 новых соглашений отраслевых, которые есть, они же в действительности делают отношения еще более дружескими. А между друзьями возможен откровенный разговор.
— Новая военная доктрина.
– Количество российский войск на территории Белоруссии будет увеличиваться в рамках этой доктрины?
– Это интересный вопрос. Политический адрес этого документа, он во многом уже ответил на то, о чем вы хотели спросить.
Путин и Лукашенко подписали программу интеграции России и Белоруссии. Каким будет обновленное Союзное государство?
На заседании была утверждена новая Военная доктрина Союзного государства, на ее основе Россия и Белоруссия усилят региональную группировку войск. Как заявил во время заседания государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев, принятие этого документа обусловлено изменением военно-политической обстановки в регионе, возникновением новых вызовов и угроз для двух стран. «Новая военная доктрина позволит повысить уровень согласованности оборонной политики, своевременно адаптировать задачи министерств обороны с учетом изменения в регионе военно-политической обстановки», — сказал Мезенцев.
Фото: Алексей Куденко / РИА Новости
В подписанном Путиным и Лукашенко документе определены направления деятельности министерств внутренних дел, органов государственной безопасности, пограничных служб и внешнеполитических ведомств в сфере миграции. «Актуальность документа по-своему подтверждают и последние события на границе Белоруссии и Европейского союза», — отметил государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев.
По словам Путина, странам еще предстоит принять целый ряд документов для углубления сотрудничества, в том числе в экономике и военной сфере. На новый уровень планируется вывести также взаимодействие органов государственного управления. Вскоре начнется работа и по созданию символики Союзного государства. Всего для реализации союзных программ потребуется принять более 400 законодательных актов и соглашений.
Лукашенко при этом предложил провести реформу союзных СМИ, создать единый медиахолдинг Союзного государства, а не «раскладывать деньги по разным тарелкам». В этой связи он не обошел стороной российские Telegram-каналы, пожаловавшись, что они критиковали его и сомневались в том, что союзные программы и документы об интеграции будут подписаны.
Фото: Shamil Zhumatov / Reuters
Переговоры в 2019-2020 годах касались 31-й дорожной карты по вопросам интеграции в различных сферах экономики и управления. Однако тесную политическую интеграцию стороны отложили. Лукашенко при этом ранее заявлял, что желает сохранить суверенитет Белоруссии в рамках Союзного государства. Он выступил против формирования новых наднациональных органов и предложил рассматривать объединение исключительно в рамках межотраслевого сотрудничества.
Союзное государство России и Беларуси СГРБ
Союзное государство является надгосударственным объединением Российской Федерации и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным и культурным пространством. После распада СССР и создания СНГ внутри Содружества Государств шел процесс усиления двухсторонних связей Российской Федерации и Белоруссии, что привело к созданию Союза Беларуси и России.
В соответствии с Договором о создании Союзного государства сформированы и функционируют Высший Государственный Совет, Совет Министров и Постоянный Комитет Союзного государства. Функции Парламента Союзного государства выполняет Парламентское Собрание Союза Белоруссии и России. А также Пограничный и Таможенный комитеты, Комиссия по гидрометеорологии, Комиссия по тарифному и нетарифному регулированию при Совете Министров, Телерадиовещательная организация. Эти органы состоят из представителей республиканских и федеральных органов госуправления Белоруссии и РФ и собираются на своих заседаниях, где рассматриваются и решаются вопросы союзного строительства в соответствующей сфере.
По другим направлениям работа ведется через совместные коллегии министерств и ведомств Белоруссии и России с вынесением вопросов, требующих решения на уровне правительств и глав государств, соответственно на заседания Совета Министров и Высшего Государственного Совета Союзного государства.
Высшим органом Союзного государства является Высший Государственный Совет. В его состав входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств-участников. В заседаниях Высшего Государственного Совета участвуют Председатель Совета Министров, Председатели Палат Парламента, Председатель Суда Союзного государства.
Высший Государственный Совет Союзного государства
решает важнейшие вопросы развития Союзного государства;
образует в пределах своей компетенции органы Союзного государства, включая органы управления отраслевого и функционального характера;
назначает выборы в Палату Представителей Парламента Союзного государства;
утверждает бюджет Союзного государства, принятый Парламентом Союзного государства, и годовые отчёты о его исполнении;
утверждает международные договоры Союзного государства, ратифицированные Парламентом;
утверждает государственную символику Союзного государства;
определяет местопребывание органов Союзного государства;
заслушивает ежегодный отчёт Председателя Совета Министров о реализации принятых решений.
Парламентское Собрание Союза
В Собрании действуют восемь комиссий:
по законодательству и Регламенту;
по экономической политике;
по бюджету и финансам;
по социальной и молодёжной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам;
по вопросам внешней политики;
по безопасности, обороне и борьбе с преступностью;
по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварии;
по информационной политике.
Совет Министров
разрабатывает основные направления общей политики по вопросам развития Союзного государства и вносит их в Высший Государственный Совет для рассмотрения;
вносит в Парламент Союзного государства проекты союзных законов и Основ законодательства;
обеспечивает контроль за выполнением положений Договора о создании Союзного государства, актов Союзного государства и при необходимости вносит мотивированные представления государствам-участникам в случае невыполнения обязательств, вытекающих из них;
разрабатывает и вносит в Парламент Союзного государства проект бюджета Союзного государства, обеспечивает исполнение бюджета, представляет Парламенту годовые и полугодовые отчёты об исполнении бюджета;
рассматривает отчёты и доклады Счётной палаты;
осуществляет управление собственностью Союзного государства;
обеспечивает создание и развитие единого экономического пространства, проведение единой финансовой, налоговой, кредитной, денежной, валютной, ценовой и торговой политики;
координирует процесс унификации законодательства государств-участников;
способствует проведению согласованной политики государств-участников в международных делах, в сфере обороны, безопасности, обеспечения законности, прав и свобод граждан, обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью, а также в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и охраны окружающей среды;
осуществляет иные полномочия, возложенные на него Договором о создании Союзного государства и Высшим Государственным Советом.
Совет Министров в пределах своей компетенции издаёт постановления, директивы и резолюции.
Постоянный Комитет Союзного государства
реализация положений Договора о создании Союзного государства;
разработка предложений по стратегии развития Союзного государства;
предварительное рассмотрение программ, проектов и мероприятий Союзного государства совместно с соответствующими органами государств-участников;
координация работы отраслевых органов Союзного государства и их взаимодействие с национальными органами государств-участников;
контроль выполнения решений, принятых Высшим Государственным Советом и Советом Министров;
подготовка проекта бюджета Союзного государства, организация его исполнения и подготовка проектов отчётов о его исполнении.
Судебная система
7 февраля 2020 года в Сочи прошла встреча Президента Российской Федерации Владимира Путина с Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко, который прибыл в Россию с рабочим визитом. На повестке дня были актуальные темы российско-белорусского сотрудничества, также в контексте интеграционных процессов в рамках Союзного государства.
31 декабря 2019 года Состоялся телефонный разговор Владимира Путина с Президентом Республики Белоруссия Александром Лукашенко. Продолжено обсуждение вопросов, касающихся поставок российской нефти в Белоруссию. Лидеры обменялись поздравлениями по случаю наступающего Нового года и Рождества. Условлено о предстоящих контактах.
30 декабря 2019 года По инициативе белорусской стороны состоялся телефонный разговор Владимира Путина с Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко. Обсуждены некоторые аспекты развития российско-белорусских отношений и сотрудничества в рамках Союзного государства. Подробно рассмотрены вопросы, связанные с поставками в Белоруссию газа и нефти из России. Достигнута договоренность о продолжении переговоров по этой тематике по линии хозяйствующих субъектов двух стран. Президенты условились о дальнейших контактах.
26 января 2000 года в Москве состоялась торжественная церемония обмена ратификационными грамотами между исполняющим обязанности Президента России Владимиром Путиным и Главой Беларуси Александром Лукашенко. С этого дня, Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии вступил в силу. Ранее юридическую силу документу придали Парламенты двух стран.
8 декабря 1999 года в Москве Президент РФ Борис Ельцин и Глава Республики Беларусь Александр Лукашенко подписали Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии, а также была принята Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Спустя полтора месяца документ был ратифицирован парламентами обеих стран и официально вступил в силу.
25 декабря 1998 года Президент Беларуси Александр Лукашенко и глава России Борис Ельцин подписали новый пакет документов, в который вошла Декларация о дальнейшем единении Беларуси и России. В ней государства признавали успех Союза и соглашались с необходимостью дальнейшего углубления интеграции путем создания полноценного Союзного государства.
Подписанием декрета Беларусь и Россия открыли новую страницу в интеграции
— Для России Беларусь является не просто добрым соседом и ближайшим союзником, сотрудничество с которым выстраивается на принципах взаимного уважения, поддержки и учета интересов друг друга. Это по-настоящему братская республика, братский народ. И мы стремимся делать все, чтобы так было всегда.
Проверку на прочность выдержали
О подготовке «дорожных карт» по дальнейшему углублению интеграции Минск и Москва договорились три года назад. К тому времени всем было понятно, что, несмотря на достигнутые результаты в союзном строительстве, этому процессу надо придать больше динамики и больше качественного роста. И президенты поручили правительствам решить эту задачу. Она стала еще более актуальной в связи с наступившей пандемией COVID-19, событиями августа 2020 года в Беларуси и беспрецедентным санкционным давлением Запада на наши экономики. Внешние вызовы и угрозы подтолкнули Беларусь и Россию к еще большему сближению. Как подчеркнул на заседании ВГС Александр Лукашенко, давление извне стало серьезной проверкой на прочность для отношений между нашими странами:
Реализация отраслевых интеграционных программ позволит Беларуси и России создавать равные, унифицированные условия ведения бизнеса. А экономики двух стран начнут функционировать на основе общих, согласованных правил и норм, что даст положительный эффект, который ощутят все без исключения. Правда, для этого законодателям еще предстоит потрудиться.
Его белорусский коллега Роман Головченко добавил, что важнейшим направлением взаимодействия станет гармонизация налогового и таможенного законодательства:
— Мы много работали над этой картой. Она действительно достаточно сложная, но в то же время очень четкая, ясная и измеримая. Странам предстоит внедрить интегрированную систему администрирования косвенных налогов и заключить международный договор об общих принципах налогообложения в части косвенных налогов. Кроме того, планируется создать совместные консультативные органы Союзного государства по налоговым и таможенным вопросам.
Союзный щит
Тесное сотрудничество у стран и в сфере обороны.
И важный шаг в этом направлении уже сделан. На заседании ВГС утвердили новую Военную доктрину. Как заявил Госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев, принятие документа обусловлено изменением военно-политической обстановки в регионе, возникновением новых вызовов и угроз для Беларуси и России, беспрецедентным внешним давлением на страны.
Напомним, в сентябре этого года Александр Лукашенко во время общения с журналистами рассказал о планируемых поставках в Беларусь вооружения и техники российского производства. По словам белорусского лидера, это десятки самолетов, вертолетов, средства ПВО, возможно, и ракетный комплекс С-400.
На ВГС утвердили также Концепцию миграционной политики. Она определяет направления деятельности министерств внутренних дел, органов государственной безопасности, пограничных служб и внешнеполитических ведомств в сфере миграции с учетом новых реалий, обусловленных возрастанием миграционных потоков.
Говорили на ВГС и о реализации крупных совместных проектов. В частности, в сферах атомной энергетики и освоения космоса, производства электронной компонентной базы. Александр Лукашенко попросил Постоянный Комитет Союзного государства взять эти вопросы на особый контроль.
Не осталась без внимания и тема сотрудничества двух стран в медийной сфере. Это особенно важно сегодня, в эпоху стремительного развития сетевых ресурсов, различных мессенджеров и телеграм-каналов. Практика показывает, что далеко не всегда они несут в массы объективную и достоверную информацию. Сегодня многократно возрастает и значимость борьбы с фальсификацией истории. Все это, по словам Президента Беларуси, требует реформирования союзных СМИ. Одним из решений этой задачи Александр Лукашенко видит создание медиахолдинга Союзного государства.
Россия и Белоруссия готовы начать интеграцию. Что важно о ней знать
28 программ вместо 31 «карты»
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков анонсировал совместную пресс-конференцию двух глав государств. Сентябрьская встреча станет пятой для них в этом году, но впервые президенты собираются совместно выступить с публичными заявлениями.
Переговоры об интеграции активно шли с конца 2018 года, но из-за серии противоречий (Минск требовал снизить цены на газ и нефть, а также компенсировать потери от российского налогового маневра и снять ограничения для импорта белорусской продукции в Россию) стороны никак не могли достичь соглашения. Первоначально план интеграции содержал 31 «дорожную карту» в различных направлениях сотрудничества, от разработки единого Налогового кодекса до формирования единой аграрной и промышленной политики. На самом раннем этапе также допускалось создание двенадцати наднациональных органов, включая единый эмиссионный центр, но эти предложения были отброшены.
На фоне протестов в Белоруссии и международной изоляции страны 31 «дорожную карту» заменили на 28 «союзных программ». Отчасти это было связано с тем, что термин «дорожные карты» из-за взаимных претензий Москвы и Минска, а также слухов о возможном поглощении Белоруссии приобрел негативный оттенок, объяснил РБК российский дипломатический источник. Об этом заявил на пресс-конференции в августе и Александр Лукашенко: «Мы очень серьезно, чтобы никого не напрягать, замусолили эти названия и прочее, мы их отредактировали». В конце апреля этого года стороны согласовали 26 программ из 28, оставшиеся касались налогово-таможенной и нефтегазовой сфер. В августе нерешенным оставался только один вопрос — цены на природный газ.
Важность интеграции для России среди прочего заключается в том, что она, как считает Москва, позволит надежнее привязать к себе Белоруссию на случай неконтролируемой смены власти в стране, отметил в разговоре с РБК российский дипломатический источник.
Что касается цен на российский газ для Минска, то Владимир Семашко перспективы урегулирования этой проблемы оценил так: «Последнюю [программу], я думаю, мы седьмого числа дожмем. Скорее всего, на следующий год останется та цена [на газ], которая есть [сейчас]».
Сейчас Семашко привел тот же аргумент. «Мы говорим о том, что еще через год цена должна быть близкой к тому, что мы имеем на границе России и Белоруссии, будь то на границе со Смоленской областью, будь то Новгородской, Брянской и так далее», — сказал он. Сейчас на долю транспортировки приходится до 70% стоимости российского газа для Белоруссии, отметил посол, и добавил, что при внутрироссийском ценообразовании доля транспортировки и логистики в цене газа не должна превышать 20–30%.
По словам источника в белорусском правительстве, участвующего в переговорах по интеграции, российский Кабмин в вопросе снижения цены на газ занимает жесткую позицию. «Хотите газ, как в Смоленской области — вступайте в состав России», приводит пример жесткости переговоров собеседник РБК. Он подтвердил, что Белоруссия, скорее всего будет вынуждена пойти на условия Москвы по поставкам газа без существенной скидки.
Другим проблемным сюжетом был налоговый маневр, который Россия начала в 2019 году. Белоруссия исторически покупала российскую нефть, не выплачивая пошлины в российский бюджет, в отличие от, например, соседних балтийских государств. Но два года назад Россия начала постепенно отменять экспортную пошлину на нефть (30% стоимости) и заменять ее пропорционально увеличенным налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). До 2024 года пошлина на нефть должна снижаться с 30% на 5 п.п. каждый год, из-за этого Белоруссия, которая ежегодно завозила из России 24 млн т нефти, а затем часть ее направляла на внешние рынки, стала лишаться своего преимущества.
Источник РБК в белорусском правительстве сообщил, что Минск в итоге отказался требовать возмещения потерь от налогового маневра за прошлые годы и согласился ввести обратный акциз. «Если «карты» подпишут в сентябре, то в октябре акциз уже заработает», — допустил собеседник РБК.
По словам Владимира Семашко, акциз заработает «в следующем году, даже с конца этого года». Белорусский посол подтвердил, что механизм не предусматривает предоставление белорусской стороне новых кредитов или межбюджетных трансферов. «Вы увидите, это будет открытая тематика. И это будет начало, дальше все будет развиваться», — обещал Владимир Семашко.