Что означает совместный характер педагогической деятельности

На тему: «Педагогическая деятельность: понятие, структура и содержание»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

На тему: «Педагогическая деятельность: понятие, структура

ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………. 5

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 6

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..…. 13

Объектом исследования педагогическое явление ;

Предметом исследования воспитательный процесс, способствующий решению возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения ;

1. Изучить литературу и другие источники по проблеме исследования и дать их анализ.

2. Раскрыть происхождение понятия «педагогика».

3. Проанализировать структуру и содержание понятия педагогики.

Теоретической основой послужили такие работы исследователей Анисимова В.В., Вигмана С.Л. Работы данных авторов сформировали представление о понятии педагогики и педагогической деятельности.

В своей работе Каменская Е.Н., Марков А.К., Сластенин В.А. д али понимание о структуре и содержании педагогической деятельности.

ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1) постановка учителем педагогических целей и задач;

2) выбор и применение средств воздействия на учащихся;

Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

Источник

Педагогическая деятельность: сущность, структура. Задачи и функции учителя (преподавателя)

Что означает совместный характер педагогической деятельности

Вопрос 32 Педагогическая деятельность: сущность, структура. Задачи и функции учителя (преподавателя)

Педагогическая деятельность — это вид профессиональной де­ятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, уча­щихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, институтов повышения квалифика­ции, учреждений дополнительного образования и т. д.).

Одна из важнейших характеристик педагогической деятельно­сти — ее совместный характер: она обязательно предполагает педагога и того, кого он учит, воспитывает, развивает. Эта дея­тельность не может быть деятельностью только «для себя». Ее сущность — в переходе деятельности «для себя» в деятельность «для другого», «для других». В этой деятельности соединяются самореализация педагога и его целенаправленное участие в из­менении обучаемого (уровня его обученности, воспитанности, развития, образованности).

Профессиональная деятельность требует специального образо­вания, т. е. овладения системой специальных знаний, умений, на­выков, необходимых для выполнения функций, связанных с этой профессией. Этими знаниями и умениями вы будете овладевать, изучая теоретическую и практическую педагогику, занимаясь са­мообразованием и самосовершенствованием, чтобы достиг­нуть высоких результатов деятельности, прийти к высокому уров­ню профессионализма.

Человек, который занимается профессионально педагогической деятельностью, может называться по-разному: воспитатель, учи­тель, преподаватель, педагог. Часто это зависит от учреждения, в котором он работает: воспитатель — в детском саду, учитель — в школе, преподаватель — в техникуме, училище, вузе. Педагог — скорее родовое понятие по отношению ко всем остальным. Во второй главе пособия будет рассказано о видах педагогических профессий и специальностей. При всем различии педагогических профессий у них есть об­щая цель, свойственная педагогической деятельности, — приоб­щение человека к ценностям культуры. Именно в цели проявляет­ся специфика этой деятельности. Эта цель определяется как особая миссия, «предназначение которой — сотворение и самоопределе­ние личности в культуре, утверждение человека в человеке».

Уже в детстве растущий человек становится объектом педагогической деятельности очень многих людей. Но вот человек стал взрослым: поступил в техникум, училище, выс­шее учебное заведение, на курсы и т. д. И здесь он опять попадает в сферу педагогической деятельности, которой занимаются спе­циально подготовленные преподаватели, педагоги. Получив профессию, современный человек в течение жизни не раз должен будет пополнять свои знания, повышать квалифи­кацию, менять профиль деятельности, может быть, менять по разным причинам и саму профессию. Он должен будет заниматься на различных курсах, в институтах повышения квалификации, получать новое или дополнительное образование. И опять он по­падает в сферу педагогической деятельности.

Таким образом, оказывается, что ни один человек не может прожить, не став объектом педагогической деятельности. Это не­обычайно нужная в любом обществе, востребованная всем ходом социокультурного, цивилизационного развития человечества де­ятельность, имеющая непреходящую ценность.

Каковы же основные признаки профессиональной педагоги­ческой деятельности?

Она носит преднамеренный характер. В отличие от семейно­го обучения и воспитания, которые органически соединены с жизнедеятельностью семьи, профессиональная педагогическая деятельность отделена от повседневной жизнедеятельности ре­бенка:

• ею занимается специальный человек, обладающий необходимыми знаниями и умениями;

• для ее реализации существуют определенные формы: урок и
занятия, «классы»;

• эта деятельность преследует определенную цель: научить ребенка чему-либо, передать ему систему определенных знаний, сфор­мировать определенные умения и навыки, преодолеть пробелы в
знаниях; воспитать его; взрастить в нем человека; развить его способности, интересы, мышление, память, воображение и т. д.;

• цель во многом определяет содержание обучения, воспитания, образования;

• ребенок обычно тоже понимает «особый», серьезный характер этой деятельности — он включается в особые отношения с
педагогом (эти отношения деловые, официальные, регламентированные);

результаты педагогической деятельности, особенно в ее обу­чающей части, могут быть проверены; ее итогом являются знания
и умения того ребенка, которого обучал учитель; менее очевид­ными могут оказаться результаты воспитания — в силу того, что ребенка «воспитывает все», а также и того, что талант воспита­ния — редкий и трудный талант, а результаты воспитания во мно­гом «отсрочены» во времени;

• настоящий педагог не ограничивается строго регламентиро­ванной деятельностью — он использует самые разнообразные воз­можности своего влияния на ученика: неформальные беседы, до­верительные разговоры, обсуждение волнующих ученика проблем, советы, поддержку, помощь.

В структуре педагогических способностей и, соответствен­но, педагогической деятельности выделяются следующие ком­поненты: гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный.

Гностический компонент — это система знаний и умений преподавателя, составляющих основу его профессиональной деятельности, а также определенные свойства познаватель­ной деятельности, влияющие на ее эффективность. К после­дним относятся умения строить и проверять гипотезы, быть чувствительным к противоречиям, критически оценивать по­лученные результаты. Система знаний включает мировоззрен­ческий, общекультурный уровни и уровень специальных зна­ний. К общекультурным знаниям относятся знания в области искусства и литературы, осведомленность и умение ориенти­роваться в вопросах религии, права, политики, экономики и социальной жизни, экологических проблемах; наличие содер­жательных увлечений и хобби. Низкий уровень их развития ведет к односторонности личности и ограничивает возмож­ности воспитания учащихся. Специальные знания включают владение предметом, а так­же знания по педагогике, психологии и методике преподава­ния. Важной составляющей гностического компонента педаго­гических способностей являются знания и умения, составля­ющие основу собственно познавательной деятельности, т. е. деятельности по приобретению новых знаний.

Если гностические способности составляют основу дея­тельности преподавателя, то определяющими в достижении высокого уровня педагогического мастерства выступают кон­структивные или проектировочные способности. Именно от них зависит эффективность использования всех других знаний, которые могут или остаться мертвым грузом, или активно включиться в обслуживание всех видов педагогической рабо ты. Психологическим механизмом реализации этих способно­стей служит мысленное моделирование воспитательно-обра­зовательного процесса.

Проектировочные способности обеспечивают стратегичес­кую направленность педагогической деятельности и проявля­ются в умении ориентироваться на конечную цель, решать актуальные задачи с учетом будущей специализации студен­тов, при планировании курса учитывать его место в учебном плане и устанавливать необходимые взаимосвязи с другими дисциплинами, и т. п. Такие способности развиваются лишь в процессе профессионального совершенствования по мере ро­ста педагогического опыта и стажа.

Конструктивные способности обеспечивают реализацию тактических целей: структурирование курса, подбор конкрет­ного содержания для отдельных разделов, выбор форм прове­дения занятий и т. п. Решать проблемы конструирования вос­питательно-образовательного процесса в вузе приходится еже­дневно каждому педагогу-практику.

Организаторские способности служат не только организа­ции собственно процесса обучения студентов, но и самоорга­низации деятельности преподавателя в вузе. Долгое время им приписывалась подчиненная роль; условия подготовки спе­циалистов в вузах традиционно оставались неизменными, а в организации учебной деятельности студентов предпочтение отдавалось проверенным временем и хорошо освоенным фор­мам и методам. Кстати, установлено, что организаторские способности, в отличие от гностических и конструктивных, снижаются с возрастом.

От уровня развития коммуникативной способности и ком­петентности в общении зависит легкость установления кон­тактов преподавателя со студентами и другими преподавате­лями, а также эффективность этого общения с точки зрения решения педагогических задач. Общение не сводится только к передаче знаний, но выполняет также функцию эмоциональ­ного заражения, возбуждения интереса, побуждения к совме­стной деятельности и т. п.

Отсюда ключевая роль общения наряду с совместной дея­тельностью (в которой оно также всегда занимает важнейшее место) в воспитании учащихся. Преподаватели вуза должны теперь стать не столько носителями и передатчиками научной информации, сколько организаторами познавательной дея­тельности студентов, их самостоятельной работы, научного творчества.

Можно выделить несколько компонентов педагогическо­го мастерства (Д. Аллен, К. Райн). Элементы этой микросхемы могут служить показателями уровня освоения педагогической деятельности.

1. Варьирование стимуляции учащегося (может выражать­
ся, в частности, в отказе от монологичной, монотонной ма­неры изложения учебного материала, в свободном поведении преподавателя в аудитории, и т. п.).

2. Привлечение интереса с помощью захватывающего начала, малоизвестного факта, оригинальной или парадоксальной формулировки проблемы и т. п.).

3. Педагогически грамотное подведение итогов занятия или его отдельной части.

4. Использование пауз или невербальных средств комму­никации (взгляда, мимики, жестов).

5. Искусное применение системы положительных и отрицательных подкреплений.

6. Постановка наводящих вопросов и вопросов провероч­ного характера.

7. Постановка вопросов, подводящих учащегося к обоб­щению учебного материала.

8. Использование задач дивергентного типа с целью стимулирования творческой активности.

9. Определение сосредоточенности внимания, степени включенности студента в умственную работу по внешним при­знакам его поведения.

10. Использование иллюстраций и примеров.

11. Использование приема повторения.

Основными компонентами педагогической культуры яв­ляются : 1 — профессиональные знания и умения ; 2 — лич­ностные качества педагога; 3 — опыт творческой деятельно­сти.

Учитель (педагог, преподаватель, наставник, мастер) – личность, организующая и реализующая учебно-воспитательный процесс в школе; человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью.

Духовное воспроизводство человека, сотворение личности – важнейшая социальная функция и назначение педагога в обществе. Содействуя формированию человека как создателя всех материальных и духовных ценностей и как основной духовной ценности общества, педагоги непосредственно влияют на развитие производительных сил общества, приобщают подрастающее поколение ко всем достижениям мировой культуры и создают тем самым предпосылки для дальнейшего прогресса человечества. Функция современного педагога – помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся социокультурной ситуации современного общества.

Современное воспитание подрастающего поколения должно строиться именно на гуманизме, а не на культивировании силы, нетерпимости к людям других взглядов, иных национальностей и вероисповедания.

В самой деятельности педагога заложено гуманистическое начало, которое реализуется в стремлении воспитывать в человеке человеческое и относится ко всем участникам воспитательного процесса.

Современное общество предъявляет повышенные требования к педагогу любого образовательного учреждения. Школа требует, чтобы в дошкольном

Источник

Сущность понятия «Педагогическая деятельность»

Что означает совместный характер педагогической деятельности людмила макарова
Сущность понятия «Педагогическая деятельность»

Педагогическая деятельность — это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.

В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми — педагогами.

Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.

Цель педагогической деятельности — создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.

Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.

В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста, к внутренним — доминирование, гуманистическую и просоциальную направленность.

Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядности.

Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.

Б. Т. Лихачев выделяет следующие структурные компоненты педагогической деятельности:

— знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку;

— научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям;

педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция;

— высочайшая нравственная, эстетическая культура ее носителя.

Педагогическая деятельность, направленная на всестороннее развитие личности ребенка будет более эффективной если будет строиться сообразно природе, культуре ребенка и педагога.

В ходе педагогической деятельности возникает особое общение между педагогом и ребенком, в котором участники нащупывают свой собственный взгляд на мир. Задача педагогической деятельности в контексте диалога культур педагога и ребенка двояка: с одной стороны, укрепить, развить свойственные ребенку способы мышления, позицию, картину мира; с другой стороны, организовать взаимодействие с иной культурой (взрослого человека).

В педагогической науке выделяют два вида взаимодействия педагога и ребенка: субъектно-объектное и субъектно-субъектное.

Субъектно-объектные отношения. В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта — воспитанник (ребенок).

Педагога как субъекта педагогической деятельности характеризуют целеполагание, активность, педагогическое самосознание, адекватность самооценки и уровня притязаний и т. д. В этой ситуации ребенок выступает как исполнитель требований и задач, поставленных педагогом.При разумном субъектно-объектном взаимодействии формируются и закрепляются положительные качества детей: исполнительность, дисциплинированность, ответственность; ребенок накапливает опыт приобретения знаний, овладевает системой, упорядоченностью действий. Однако до тех пор, пока ребенок является объектом педагогического процесса, т. е. побуждение к деятельности будут постоянно исходить от педагога, познавательное развитие ребенка будет не эффективным. Ситуация, когда не требуется проявление инициативы, ограничение самостоятельности формирует чаще негативные стороны личности. Воспитатель «видит» своих воспитанников весьма односторонне, в основном с точки зрения соответствия/несоответствия нормам поведения и правилам организуемой деятельности.

Субъектно-субъектные отношения содействуют развитию у детей способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала, умения конструктивно решать конфликты. Активизируется сложнейшая работа мыслительных процессов, воображения, активизируются знания, отбираются нужные способы, апробируются разнообразные умения. Вся деятельность приобретает личностную значимость для ребенка, формируются ценные проявления активности и самостоятельности, которые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать его личностными качествами. Педагог при субъектно-субъектном взаимодействии понимает своих воспитанников более личностно, такое взаимодействие получило название личностно-ориентированное. Личностно-ориентированный педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, как для других, так и для себя. Педагогическая деятельность при такого рода взаимодействии носит диалогический характер.

А. К. Маркова дифференцируют демократический, авторитарный и либеральный стили педагогической деятельности и описывает их следующим образом.

При демократическом стиле педагогической деятельности ребенок рассматривается как равноправный партнер в общении и познавательной деятельности. Педагог привлекает детей к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба.

При авторитарном стиле ребенок рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Педагог единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнения ребенка, не обосновывает свои действия перед ним. Главными методами воздействия такого стиля являются приказ, поучение

При либеральный стиле педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу детям, коллегам. Организацию и контроль деятельности детей осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания.

В педагогической литературы рассматриваются следующие функции педагогической деятельности.

Функция развивающая является ведущей в деятельности педагога.Она сама объединяет ряд функций:

— гностическую (познавательную, включающую умения накапливать необходимые знания, работать с литературой, осваивать средства воспитательного воздействия и т. д. ;

— исследовательскую, включающую умения определять проблему для обсуждения и исследования, анализировать научную литературу, выдвигать гипотезы и задачи исследования, проблемно ставить вопросы и т. д. ;

— информационную, включающую умения пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания, пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала и т. д. ;

— побудительную, включающую умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом и т. д.

Конструктивно-организаторская функция направлена на организацию педагогического процесса, обеспечивающую его эффективность.Она включает в себя ряд умений: планировать педагогический процесс, подбирать материал, методы, приемы.

Диагностическая функция направлена на определение состояния воспитуемых и педагогического процесса в целях определения правильной стратегии и тактики воспитательно-образовательной работы. Она включает умения определять особенности физического и психического состояния детей и учитывать это в собственной деятельности.

Координирующая функция направлена на объединение и согласование содержания и направленности педагогических воздействий на ребенка осуществляемых в системе общественного и семейного воспитания.Она предполагает умения: устанавливать деловые контакты с родителями и коллегами, участвовать в педагогическом просвещении родителей, раскрывать им содержание, методы общественного воспитания, побуждать родителей к активному участию в работе ДОУ и т. д.

Коммуникативная функция требует от педагога высоких нравственных качеств и черт характера, проявляющихся в умении быть в общении с детьми всегда доброжелательным, тактичным, приветливым и вежливым.

Материнская функция проявляется в обеспечении положительного эмоционального состояния ребенка, в охране жизни и здоровья, доверенных педагогу детей, в обеспечении их нормального психического и физического развития.

Преобразовательная функция требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса.

Профессиональные умения и личностные качества педагога

Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности предъявляет к педагогу ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. В качестве таковых С. А. Козлова, Т. А.Куликова выделяют:

-педагогическую направленность, как комплекс психологических установок на работу с детьми,

-эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям;

-педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;

-педагогическую зоркость, предполагающую умения фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом;

-педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы;

-культуру профессионального общения, предполагающую организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог — ребенок», «педагог — родитель», «педагог — коллеги»;

-педагогическую рефлексию, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных. И. П. Подласый выделяет научную увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическую подготовку, общую эрудицию, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.

Помимо личностных и профессиональных качеств педагог должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетенции. Условно эти умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные (Е. А. Панько).

Гностические — это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка, коллектив в целом, педагогический опыт других воспитателей;

Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т. п.

Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с разными людьми в различных ситуациях.

Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег.

Специальные умения педагога — это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др.

Таким образом, педагог дошкольного образования характеризуется наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными качествами в их совокупности. Это обусловлено, прежде всего, ответственностью перед возрастными особенностями детей, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения.

Что означает совместный характер педагогической деятельностиОчерк «Как началась моя педагогическая деятельность в Доме творчества» Немного о себе и свое семье. Мне 61 год,работаю с детьми 30 лет,в «Доме творчества» 18 лет. У меня трое детей и 7 внуков,которых я очень люблю. Ну.

Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования Как известно, в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать безопасную.

Сущность нравственного воспитания детей 5–6 лет Проблеме нравственного развития ребенка посвящено много работ выдающихся психологов и педагогов. По утверждению И. Г. Корниенко система моральных.

Сущность ориентировки в пространстве в дошкольном возрасте Сущность ориентировки в пространстве в дошкольном возрасте. Введение: 1. Формирование ориентировки в пространстве в дошкольном возрасте.

Сущность понятий «музыкальные способности детей дошкольного возраста» и «музыкальность» Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление,.

Сущность понятия представления о временах года Наблюдение за сменой времён года и фиксирование данного процесса является важным условием формирования общих представлений о времени у детей.

Сущность понятия «творческие способности» и как их развивать Сущность понятия «творческие способности» и как их развивать? Сначала рассмотрим понятие “способности”. В отечественной науке ведущим остается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *