Что означает социальный интерес направленный на субсоциальные объекты
Социальные интересы индивидов
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социальный интерес: сущность и классификация
Социальный интерес в современной науке представляет собой достаточно многогранное понятие. Оно подразумевает под собой внутреннюю причину, побуждающую к какому-либо действию, а также в достижении намеченной о четко обозначенной цели.
По сути, интерес – это потребность, которую индивид удовлетворяет в процессе своей деятельности. Сущностная особенность интереса заключается в том, что необходимо реализовать данную потребность посредством объективного включения субъекта (в нашем случае индивида или более широкой социальной группы) в общественные отношения с другими индивидами и широкими социальными группами.
Социальный интерес – понятие обширное, поэтому в него входят следующие структурные элементы:
Таким образом, все эти элементы направлены на обозначение и конкретизацию целей, выборов специфических методов по ее достижению и непосредственно сам процесс реализации.
Интересы можно классифицировать по нескольким основным критериям:
Готовые работы на аналогичную тему
Социальный интерес человека
В каждой социальной группе поддерживаются свои собственные интересы, которые зависят от специфики группового развития и динамики, культуры и ценностей внутри нее. Интересы человека имеют в своей основе именно их потребности. Но они направлены не столько на предмет потребности, сколько на те общественные условия, которые благоприятствуют, или наоборот, препятствуют удовлетворению потребности и интереса человека. Прежде всего это касается материальных ресурсов, духовных благ, которые обеспечивают то самое удовлетворение потребностей.
Интересы людей должны удовлетворять интересы социальной группы. Таким образом, такие интересы называются социальными. Их смысл заключается в сохранении или в постепенном преобразовании уже имеющихся учреждений, порядков, норм, взаимодействий и коммуникаций, от которых напрямую зависит процесс распределения благ и услуг, в которых нуждается группа.
Интересы лежат в основе целенаправленной деятельности человека. Интерес, по сути, это еще и нужда, потребность. Потребности проявляются в желании овладеть чем-либо, что будет необходимо в дальнейшем поддержании жизнедеятельности организма как самого индивида, так социальной группы и всего общества. По своей сути интерес является инициатором, мотиватором, в каком-то смысле самым настоящим побудителем активности человека в условиях, которые или благоприятствуют удовлетворение потребности, или мешают этому.
Сущность понятия «интерес»
Интерес можно без сомнения назвать настоящей причиной и главной движущей силой, которая помогает производить процессы социального развития. Интерес – это осознанная потребность, которая сознательно формируется обществом для достижения конкретных целей. Именно осознание интереса и, соответственно, потребности, а также тесная связь с личными целями или общественным сознанием позволяет выделить интересы из многообразия потребностей в качестве особой, наиболее значимой категории в жизни индивида.
Социальный интерес может проявляться сразу в нескольких формах. Во-первых, как готовность человека к активному и осознанному сотрудничеству, даже если это может угрожать состоянию его здоровья и жизни в целом. Во-вторых, еще одна форма интереса – склонность человека отдавать больше, чем получать взамен. Чаще мы может отказаться от каких-то благ, будь то материальные или духовные интересы, чтобы удовлетворить какой-то конкретный (например, покупка желанной дорогостоящей вещи).
Человек, который проявляет интерес, обладает некоторыми специфическими чертами. Он готов быть несовершенным, вкладывать общее благосостояние ради той маленькой, но очень важной для него цели, которая может круто изменить его жизнь. Заинтересованный человек более доверчив, он чаще остальных проявляет заботу и сострадает, стремится отдать больше, чем имеет, может пожертвовать самым дорогим, даже своей жизнью или здоровьем. Эти проявления эмоций некоторые исследователи трактуют как манипулирующее поведение ради достижения собственной цели, но здесь не стоит делать это понимание универсальным, потому что каждый человек – индивидуален, и не всем свойственно проявление подобных эмоций.
Процесс социального интереса может быть направлен на объекты троякого рода.
1. Субсоциальные объекты — неодушевленные предметы, ситуации или виды деятельности (наука, искусство и т. п.). Проявляемый к ним интерес никак не связан с собственным «Я» индивида. Способность к такой идущей изнутри заинтересованности выступает фундаментом будущего вклада индивида в развитие человечества. Но внесет человек такой вклад или нет, в значительной степени зависит от развития направленности на вторую категорию объектов.
2. Социальные объекты включают в себя все живое. Социальный интерес здесь проявляется как способность ценить жизнь и принять точку зрения другого. При этом интерес к собственно социальным объектам приходит позже, чем интерес к субсоциальным объектам, поэтому можно говорить о соответствующих стадиях развития социального интереса. Так, например, на субсоциальной стадии ребенок может с интересом играть с котятами и при этом мучить их, причинять им боль. На социальной стадии он уже более уважительно и трепетно относится к жизни.
3. Супрасоциальные объекты — это как живые, так и неживые объекты. Социальный интерес здесь означает полный выход за пределы самого себя и единство со всей полнотой мира, это «космическое чувство и отражение общности всего космоса и жизни в нас», «тесный союз с жизнью как целым».
Таблица 3.1. Чувства, мысли и характеристики повеления человека, отражающие развитость у него социального интереса (по Kaplan H. В. A Guide to Explain, Social, Interest to Laypersons // Individual Psychology. — 1991. — Vol. 47. — № 1. — P. 82-85) [В специальном номере журнала Individual Psychology: The Journal of Adlerian Theory, Research and Practice (№ 1, 1991 г.) приводится перечень чувств, мыслей и характеристик поведения человека, отражающих развитость у него социального интереса.]
Принадлежности (ощущение принадлежности к группе или группам).
Я — человек, и мои общественные права и обязанности равны правам и обязанностям других людей.
Помощь (готовность использовать свои возможности, знания или способности для оказания поддержки другим людям).
«Ты здесь дома» (ощущение легкости и комфорта при взаимодействии с другими людьми).
Можно достичь моих личных целей так, чтобы это совпадало с общественным благом.
Щедрость (готовность поделиться тем, что тебе принадлежит).
Общности (ощущение многих связей, объединяющих с другими людьми и делающих тебя во многом похожим на них).
Процветание и выживание общества зависит от решимости и способности его членов научиться гармонично сосуществовать друг с другом.
Участие (присоединение к групповой деятельности, готовность участвовать в ней).
Вера в других (чувство, что в каждом человеке есть нечто хорошее).
Я убежден, что надо поступать по отношению к другим людям так, как мне хотелось бы, чтобы они поступали по отношению ко мне.
Уважение (готовность признавать чужие права, знания и опыт).
Мужество быть несовершенным (ощущение того, что делать ошибки естественно и что не надо стараться всегда быть «первым», «лучшим», «самым известным» во всех своих начинаниях).
Общей оценкой моей личности будет та степень, в которой я способствовал благополучию общества.
Сотрудничество (стремление работать или играть вместе ради достижения общей цели или общей пользы).
Ощущение себя человеком (ощущение себя частью всего человечества).
Компромисс или гибкость (готовность идти на уступки для достижения взаимно приемлемых решений проблем и конфликтов).
Оптимизм (ощущение, что мир можно улучшить).
Эмпатия (умение показать другим, что ты понимаешь и ценишь их мысли и чувства).
Ободрение (способность мотивировать других людей).
Преобразование (улучшение социальных условий для общей пользы).
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Жидко Максим Евгеньевич
Книга «Психотерапия: учебник для вузов»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
Развивая идеи социального интереса, X. Ансбачер предложил рассматривать социальный интерес в двух аспектах – как процесс и как направленность на объект.
Социальный интерес как процесс – это ценностное отношение к жизни вообще и к тому, что находится вне индивида. Это способность «видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого». Как отмечает Дж. Крэнделл, «если я ценю других людей, я лучше смогу заметить, что они расстроены, огорчусь из–за этого, лучше смогу придумать, что можно сделать, чтобы помочь им, а потом сделать то, что я придумал» (Crandall, p. 181).
Процесс социального интереса может быть направлен на объекты троякого рода.
1. Субсоциалъные объекты – неодушевленные предметы, ситуации или виды деятельности (наука, искусство и т. п.). Проявляемый к ним интерес никак не связан с собственным Я индивида. Способность к такой идущей изнутри заинтересованности выступает фундаментом будущего вклада индивида в развитие человечества. Но внесет человек такой вклад или нет, в значительной степени зависит от развития направленности на вторую категорию объектов.
2. Социальные объекты включают в себя все живое. Социальный интерес здесь проявляется как способность ценить жизнь и принять точку зрения другого. При этом интерес к собственно социальным объектам приходит позже, чем интерес к субсоциальным объектам, поэтому можно говорить о соответствующих стадиях развития социального интереса. Так, например, на субсоциальной стадии ребенок может с интересом играть с котятами и при этом мучить их, причинять им боль. На социальной стадии он уже более уважительно и трепетно относится к жизни.
3. Супрасоциалъные объекты – это как живые, так и неживые объекты. Социальный интерес здесь означает полный выход за пределы самого себя и единство со всей полнотой мира, это «космическое чувство и отражение общности всего космоса и жизни в нас», «тесный союз с жизнью как целым».
Чувства, мысли и характеристики повеления человека, отражающие развитость у него социального интереса (по Kaplan Н. В. A Guide to Explain, Social, Interest to Laypersons // Individual Psychology. – 1991. – Vol. 47. – № 1. – P. 82–85)[79]
Для диагностики социального интереса используются вопросники, шкалы наблюдения и проективные методы. Но необходимо отметить, что, как показывают некоторые специальные исследования, различные методики измерения социального интереса дают различные результаты, что в первую очередь обусловлено склонностью опрашиваемых давать социально желательные ответы.
Шкала социального интереса (S/S – Social Interest Scale)[80] представляет собой список из 24 пар личностных качеств. В каждой паре испытуемый должен выбрать одно из качеств, промежуточные ответы не допускаются[81].
Испытуемому дается следующая инструкция: «Ниже приведены пары личностных качеств, или черт. В каждой паре подчеркните качество, которое вы цените более высоко. Совершая выбор, спросите себя, каким из двух качеств вы предпочли бы обладать как одной из ваших собственных характеристик. Рассмотрим, например, первую пару: одаренный воображением – рациональный. Если бы вы должны были выбирать, каким бы вы предпочли быть? Подчеркните в каждой паре ту характеристику, которую вы выбрали. Некоторые из качеств будут встречаться дважды, но в разных сочетаниях: ни одна пара не повторится».
Далее приводится список личностных черт, начинающийся словами «Я предпочел бы быть».
1. Одаренным воображением – Рациональным
2. Полезным – Сообразительным
3. Умелым – Сопереживающим другим
4. Уравновешенным – Продуктивным
5. Интеллектуальным – Деликатным
6. Надежным – Честолюбивым
7. Уважающим других – Оригинальным
8. Творческим – Здравомыслящим
9. Великодушным – Особенным
10. Ответственным – Оригинальным
11. Способным – Принимающим других
12. 3аслуживающим доверия – Умудренным опытом
13. Умелым – Логически мыслящим
14. Прощающим других – Утонченным
15. Продуктивным – Уважающим других
16. Практичным – Уверенным в своих силах
17. Способным – Независимым
18. Энергичным – Способным сотрудничать
19. Одаренным воображением – Полезным
20. Реалистичным – Высоконравственным
21. Деликатным – Умудренным опытом
22. Сопереживающим другим – Особенным
23. Честолюбивым – Терпеливым
24. Трезвомыслящим – Сообразительным
Показатель социального интереса определяется по сумме ключевых ответов: в парах 2, 7, 9, 12, 14, 21 и 22 – по одному баллу начисляется за первую черту пары; в парах 3, 5, 11, 15, 18, 19, 20 и 23 – за вторую. Пары 1, 4. 6, 8, 10, 13, 16, 17 и 24 являются буферными и баллы за ответы на них не начисляются.
Дж. Кренделл установил, что у людей с высоким социальным интересом самооценка после неудачи в личностно значимых заданиях стабильнее и что для них более характерен внутренний локус контроля. Для людей с низким социальным интересом характерно более негативное отношение к собственным родителям и к ранним переживаниям детства. По сравнению с теми, у кого более высокий социальный интерес, они преувеличивают значение прошлого опыта для своей нынешней жизни. Кроме того, Дж. Кренделл экспериментально доказал возможность ситуативного обуславливания колебаний социального интереса. Оказалось, что социальный интерес снижается после неудачи в важном задании, в период надвигающейся экзаменационной сессии и даже после воздействия на человека громким звуком.
Шкала социального интереса в групповой психотерапии (Group Psychotherapy Social Interest Scale)[82] используется для оценки наблюдаемого поведения участника психотерапевтической группы. Оценка производится следующим образом: 1 балл за ответ «да» для высказываний без звездочки и 1 балл за ответ «нет» для высказываний со звездочкой (*).
1. Вовремя приходит на встречи (в 90 % случаев опаздывает не более чем на 5 минут).
2. Редко пропускает сессии (приходит по крайней мере в 90 % случаев).
3. Справляется о других членах группы, если они отсутствуют.
4. Вербально реагирует на одежду, позы и выражение лица других членов группы.
5. Интересуется другими участниками.
6. Замечает изменения в поведении других участников.
7. Обсуждает в группе свои личные достижения и неудачи.
8. Выражает мысли и чувства достаточно ясно, чтобы члены группы могли его понять.
9. Упоминает прежние групповые дискуссии.
10. Не забывает имен других членов группы.
11*. Его легко обидеть или смутить.
12*. Любит командовать.
13. Пытается защититься, если кто–либо из членов группы нападает на него.
14*. Когда говорят другие, своей позой или выражением лица демонстрирует поглощенность собой или скуку.
15*. Прерывает другого участника, чтобы начать собственный длинный монолог.
16. Обращается главным образом к группе, а не к терапевту.
17*. Заявляет другим участникам группы, что чувствует себя выше или ниже их.
18*. Делает резкие замечания другим участникам группы.
19. То, что он говорит, вызывает интерес у других участников группы.
20. Бывает, что участники группы ему снятся.
21. Пытается вовлечь в групповую дискуссию более тихих участников группы.
22. Выражает симпатию или неприязненные чувства другим участникам группы.
23. Словесно выражает сочувствие и сопереживание другим участникам группы.
24. Делает личные замечания в адрес терапевта.
25. Выражает озабоченность последствиями различных взаимодействий между членами группы.
В специальном номере журнала Individual Psychology: The Journal of Adlerian Theory, Research and Practice (№ 1, 1991 г.) приводится перечень чувств, мыслей и характеристик поведения человека, отражающих развитость у него социального интереса.
Описывается по: CrandallJ. E. A Scale for Social Interest// Individual Psychology: Journal of Adlerian theory, Research and Practice. – 1991. – Vol. 47. – № 1. – Р. 106–114.
Шкала была построена на основе суждений экспертов о степени связи каждого из 90 первоначально отобранных Дж. Кренделлом качеств с социальным чувством и поведением. По результатам ранжирования были отобраны сначала 48, а в окончательном варианте – 15 пар различных черт. Каждая пара создавалась так, чтобы в максимально возможной степени уравнять общую желательность каждой из двух черт и при этом максимизировать контрастность их отношения к социальному интересу. Некоторые черты встречаются дважды, но всякий раз в новых сочетаниях. Шкала содержит также 9 буферных пунктов, ответы на которые не учитываются.
Описывается по: Gottesfeld H. A Social Interest Scale for Group Psychotherapy // Individual Psychology: Journal of Adlerian theory, Research and Practice. – 1991. – Vol. 47. – № 1. – P. 97–100.
Особенности терапевтического процесса
3. Жизненные цели и стиль жизни в теории А. Адлера.
Второй движущей силой развития личности является социальный интерес, определяемый Адлером как стремление к сотрудничеству с другими людьми для достижения общих целей. Социальный интерес имеет врожденные задатки, но окончательно формируется в ходе воспитания. С точки зрения Адлера, степень выраженности социального интереса является показателем психического здоровья, его недоразвитие может стать причиной неврозов, наркомании, преступности и др. социальных и психопатологических
Социальный интерес рождается из потребности младенца в телесном контакте с матерью, потом он превращается в потребность принятия и одобрения. Правильное воспитание превращает социальный интерес в заботу о близких, а затем и в заботу о других людях. Развитый социальный интерес может превратиться в потребность приносить пользу людям и вносить свой вклад в благополучие человечества.
Х. Ансбачер развил эту идею. Он рассматривает социальный интерес с двух точек зрения:
b) Как направленность на объект
Как процесс социальный интерес – это способ видеть глазами другого, слышать его ушами, чувствовать его сердцем. Это умение принять позицию другого человека. В основе этого явления лежит эмпатия, альтруизм, идентификация с объектом, ценностное отношение к человеку и его жизни.
Социальный интерес как направленность на объектпредполагает три ступени развития.
1. субсоциальные объекты.
2. социальные объекты.
3. супросоциальные объекты.
Субсоциальные объекты – это неодушевленные предметы, виды деятельности, хобби. Здесь интерес не связан с собственным «Я», он формирует базу знаний и опыта, чтобы впоследствии направить социальный интерес на второй вид отношений.
Социальные объекты – это все живое. Интерес к этим объектам и означает принять позицию другого и принять жизнь во всех ее проявления.
Субсоциальные объекты – это тесный союз с жизнью как с целым. Выход за пределы собственной личности и идентификация со всем миром.
Переход на следующую ступень невозможен без прохождения предыдущей ступени.
Развитие социального интереса может быть блокировано неблагоприятными отношениями, прежде всего в семье. Тогда человек ищет пути и проявляет ложное стремление к превосходству и ложный интерес.
Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной недостаточности, вырабатывая
свой уникальный стиль жизни. Стиль жизни – это то значение, которое человек придает миру, себе в этом мире, цели человека, направленность устремлений и те подходы, которые он использует в решении жизненных проблем. Стиль жизни – это концепция жизни, принятые паттерны поведения.
Смысл и цель жизни имеют огромное значение. Ради чего человек вступает в жизнь и борьбу за превосходство, какие цели преследует? Если идет совершенствование и преодоление слабостей, то это здоровое стремление, обогащающее человека и развивающее его. Если ставятся фиктивные цели, которые могут быть навязаны обстоятельствами или другими людьми, то это деструктивные тенденции, ведущие к патологии и нервному расстройству.
Стиль жизни имеет три характеристики:
Стиль жизни личности складывается у ребенка до четырех-пяти лет жизни и наиболее отчетливо проявляется в ее установках и поведении, направленном на решение трех основных жизненных задач: профессиональной, сотрудничества и любви.
Ошибочность стиля в том, что он сформирован очень рано, когда ребенок совсем мал, а выводы сделаны из менталитета пятилетнего ребенка, именно поэтому мы говорим об ошибочности стиля жизни.
Мир как-то устроен. Самый сильный стресс – это отсутствие информации. Если мы не проясним ситуации, то нас захлестнет тревога. Необходима глубокая терапия в гармонизации стиля жизни: надо не убегать от тревоги, заново пройти конфликт и сформировать новый стиль жизни.
Опираясь на оценку выраженности социального интереса и степень активности личности при решении главных жизненных задач, Адлер выделяет четыре типа стилей жизни: управляющий, получающий, избегающий и полезный.
А. Полезный стиль. Основная бессознательная установка в том, что надо приносить пользу людям. Тогда человек чувствует себя хорошо и спокойно. Используется позиция жертвы, человек не знает своих желаний. Огромный риск навязать себя, так как другим этой жертвы не надо. Сам человек отсутствует, его нет. Это садизм под маской мазохизма. Человек хочет благодарности, ждет ее, ставит своих близких в зависимое положение.
Б. Правящий стиль. Здесь контролируется все, тогда человек чувствует себя уверенно. Близкие люди загоняются в жесткие рамки, становятся зависимыми.
В. Избегающий стиль. В этом варианте человек заранее отказывается от амбиций и желаний, чтобы не проиграть, и не стать неудачником.
Г. Получающий стиль. Здесь человек глубоко убежден, что все ему что-то должны.
Очень часто в поведении можно наблюдать смешение стилей жизни. Все стили жизни компенсируют неполноценность.
Внутри каждого стиля жизни есть четыре вида убеждений:
3. Картина мира – это представления о том, что вне меня, и что от меня требуется.
4. Этические убеждения.
Каким образом провоцируется чувство неполноценности:
Конфликт между «Я» и этическими установками.
Конфликт между «Я» и внешним миром, «Я» не вписывается в этот мир.
Возникновение неврозов, по Адлеру, связано с ошибочным стилем жизни и недостаточным развитием социального интереса. В связи с этим психотерапия должна быть направлена на коррекцию ошибочного стиля жизни, устранение ложных целей и формирование новых жизненных целей, которые помогут реализовать жизненный потенциал. Достигаются эти терапевтические цели через понимание пациента, повышение его уровня понимания себя и развитие социального интереса. Следовательно, основной фокус терапии направлен на понимание стиля жизни клиента.
Основные методы индивидуальной психологии – интервью и анализ ранних детских воспоминаний.
4. Чувство недостаточности и комплекс неполноценности в работах А. Адлера.
Основные принципы индивидуальной психологии А. Адлера: – стремление к превосходству как основная движущая сила развития личности, и также социальный интерес человека.
Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной недостаточности, вырабатывая
свой уникальный стиль жизни. Смысл и цель жизни имеют огромное значение. Ради чего человек вступает в жизнь и борьбу за превосходство, какие цели преследует? Если идет совершенствование и преодоление слабостей, то это здоровое стремление, обогащающее человека и развивающее его. Если ставятся фиктивные цели, которые могут быть навязаны обстоятельствами или другими людьми, то это деструктивные тенденции, ведущие к патологии и нервному расстройству.
Немалая роль в борьбе за превосходство принадлежит агрессии. Агрессия в понимании Адлера – это инициатива в преодолении разнообразных препятствий. Это стремление к наиболее эффективной адаптации.
В каждом человеке существует и мужское и женское начало. Пропорции очень разные. Общественное мнение выставляет свои требования к мужским и женским характерам. Сознание с помощью структуры «Я» контролирует бессознательное или репрессирует его.
Здоровая психическая организация предполагает наличие в поведении полутонов, все зависит от контекста ситуации. Здоровый человек в течение даже одного часа может менять позиции, и это будет находить отражение в поведении. Патологическая организация личности знает только две точки. «Верх», победа – мужчина. «Низ», поражение – женщина.
Достижение победы возможно только за счет мускулинного поведения. Это одобряется социумом. Так формируется психологический гермофродизм. Анализируя мужской протест и психологический гермофродизм Адлер, выделяет в структуре невроза следующие составляющие:
a) Наличие женских черт.
b) Наличие мужских черт.
c) Попытка достичь компромисса между ними.
Если принимается женская идентичность, то надо принять и женскую роль. Это не одобряется обществом, тогда не будет победы. Формируется конфликт идентичности, который может обострять в определенных жизненных ситуациях. Например, в подростковом возрасте девочка бессознательно идентифицировалась с мужчиной. Если, приходит время, выходить замуж – обостряется конфликт. Гипермускулинное поведение – символическое убийство женственности. У мужчин – протест против отца.
Факторы, блокирующие стремление к превосходству:
1. Неполноценность органов, хроническое заболевание с раннего детства. Вся энергия ребенка идет на борьбу с недугом, блокируется развитие, будет ощущение недостаточности. Сюда же можно отнести любые недомогания или признаки, за которые ребенок подвергался унижениям и обидам.
2. Отвержение. Ребенок, переживший отвержение изначально имеет ложное представление о жизни. Мир – это место, где изначально нет места поддержки, любви и сотрудничеству. Ребенок одинок в решении своей проблемы. Его взгляд делает проблему очень трудной, более трудной, чем она есть на самом деле. Его просто не научили общению с другими людьми. Как получить уважение других людей, как поверить в свои возможности и силы. Ребенок не доверяет себе, имеет низкую самооценку. Это одинокий, изолированный, недоверчивый человек.
Ситуация полного отвержения встречается редко, если принимает хотя бы один человек, этого уже достаточно.
3. Избалованность. В такой семье, ребенок не учиться реально, оценивать ситуацию и свои возможности. Он ожидает, что его желания волшебным образом будут исполняться, и ему не придется прикладывать никаких усилий.
Когда ребенок впервые сталкивается с ситуацией, что мир не создан для него лично – это станет серьезной травмой. Такой ребенок не ощущает себя автономной личностью, он не может отдавать и любить других людей. Ребенок начинает мстить миру за то, что он его отверг.
Стиль жизни личности складывается у ребенка до четырех-пяти лет жизни и наиболее отчетливо проявляется в ее установках и поведении, направленном на решение трех основных жизненных задач: профессиональной, сотрудничества и любви. Неблагоприятные ситуации детства, среди которых, все перечисленные ранее факторы, способствуют перерастанию чувства недостаточности в комплекс неполноценности – преувеличение собственной слабости и несостоятельности.Так, нормальная движущая сила развития – стремление к превосходству, превращается в патологический вариант.
Для такого превращения необходимы три составляющие:
a) Возникновение проблемной ситуации
b) Неподготовленность человека к разрешению этой ситуации
c) Уверенность в своей неспособности решить проблему
Комплекс неполноценности – устойчивое психическое образование, сопровождающее человека в течение жизни, и его проявлениями может быть любое поведение.
5. Социокультурная теория личности К. Хорни: базальная тревога, основные типы невротических потребностей.
К. Хорни является представительницей неофрейдизма. Вначале она была преданной ученицей Фрейда. В 1939 году, будучи уже в США, она издает книгу «Невротическая личность нашего времени», в которой она благодарит своего учителя. Однако вскоре она стала критиковать Фрейда за попытку свести механизмы поведения человека к двум тенденциям – либидозной и агрессивной, а так же за пансексуализм.
Основу сущности человека Хорни рассматривает во врожденном чувстве беспокойства. Младенец рождается с этим чувством, и с первых дней своей жизни начинает чувствовать себя беспокойно. Это чувство окрашивает всю его дальнейшую жизнь, фиксируется и становится внутренним свойством психической деятельности. Чем вызвано это чувство? По мнению Хорни человек постоянно переживает чувство враждебности мира, и желание избавиться от него порождает беспокойство. Все, что делает человек, это трансформация чувства беспокойства. Оно является основной мотивацией его поступков. Хорни называла это чувство базальной тревогой, которая детерминирует поступки человека, именно она заставляет человека стремиться к безопасности.
Хорни утверждает, что человеком управляют две тенденции: стремление к безопасности и стремление к удовлетворению своих желаний. Оба этих стремления часто противоречат друг другу, и тогда возникает невротический конфликт. Пытаясь справиться с этим конфликтом, человек вырабатывает определенные стратегии поведения. Хорни выделяет четыре типа поведения. Первый выражается в «невротическом стремлении к любви» как средству обеспечения безопасности в жизни. Второй проявляется в «невротическом стремлении к власти», которое объясняется не какими-то объективными причинами, а страхом и враждебностью к людям. Третий тип стратегии поведения выражается в стремлении изолироваться от людей. Четвертый тип проявляется в признании своей беспомощности («невротическая покорность»). В дальнейшем, разрабатывая эту идею, К. Хорни выделяет, три вида защитных стратегий личности в решении возникающего невротического конфликта:
1. стремление к людям.
2. стремление отдалиться от людей, стать независимым.
3. стремление действовать против людей, агрессия.
Соответственно этим трем типам защитных стратегий, она выделяет три типа невротической личности:
1. Устойчивая личность.
2. Устраненная личность.
3. Агрессивная личность.
Эти типы поведения свойственны и здоровым людям.
Разница между здоровым человеком и страдающим неврозом очень зыбкая. Противоречия между конфликтующими тенденциями у здорового человека значительно меньше, чем у невротика. По мнению К. Хорни, у здорового человека под влиянием внешних обстоятельств, возникают «ситуационные неврозы». Невроз характера является подлинной болезнью, так как в их основе лежит стойкий изначальный конфликт.
К. Хорни резко критиковала биологизаторскую сущность учения Фрейда. Однако в теории Хорни остаются основными положения фрейдизма: антагонизм природного и социального; фатальность врожденного механизма базальной тревоги.
В теории Хорни биологическая ориентированность, характерная для классического психоанализа, заменяется социокультурной ориентацией. Решающим фактором развития личности являются социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций детства – стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности.
Причем ведущей является последняя тенденция: удовлетворение потребности в безопасности ведет к формированию здоровой личности; и наоборот – поведение родителей, препятствующих этому (насмешки, невыполнение обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), ведет к развитию у ребенка базальной тревоги – ощущения одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира.
По Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.
6. К. Хорни: интропсихические защитные стратегии личности.
По Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого. Чтобы справиться с базальной тревогой, ребенок прибегает к защитным стратегиям, которые получили название невротические потребностей, или невротические тенденций. Это избыточные потребности:
1) в любви и одобрении;
2) в руководстве партнера;
3) в четких ограничениях;
5) в эксплуатировании других;
6) в общественном признании;
7) в восхищении собой;
9) в самодостаточности и независимости;
10) в безупречности и неопровержимости.
Позднее эти потребности были объединены в три основные категории, каждая из которых представляет собой стратегию межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности, т. е. снижения тревоги. Каждой стратегии сопутствует ведущая ориентация в отношениях с другими людьми:
1) ориентация на людей;
2) ориентация от людей;
3) ориентация против людей.
Соответственно этим типам ориентации было выделено три типа невротических личностей: уступчивый, обособленный и агрессивный. Все эти стратегии использует и здоровый человек, однако гибко меняет их сообразно обстоятельствам.
7. Э. Эриксон. Эпигенетическая модель развития личности.
Наиболее выдающимся из так называемых эго-психологов был Эрик Эриксон. Как и для других постфрейдистов, для Эриксона наибольшее значение имело Я и его адаптивные способности в связи с проблемой развития индивидуума. Однако из этого не следует, что в своей теории он пренебрег биологическими или социальными факторами. По сути дела, Эриксон настаивал на том, что любой психологический феномен может быть понят в контексте согласованного взаимодействия биологических, поведенческих, эмпирических и социальных факторов. К особенностям теоретической ориентации Эриксона относятся следующие:
1) акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на протяжении всей жизни человека;
2) упор на «нормальном», или «здоровом», а не на патологическом;
3) особое значение, придаваемое им достижению ощущения самотождественности, своеобразия;
4) попытки сочетать клинические наблюдения с изучением культурных и исторических факторов в объяснении структуры личности.
Описанные Эриксоном «восемь возрастных периодов человека» представляют его наиболее оригинальный и важный вклад в теорию личности. Его попытка показать влияние культуры на развитие личности явилась стимулом для всех, кто изучает поведение человека, разрабатывать новые подходы при изучении главных психологических проблем, с которыми сталкивается сегодня человечество.
Как уже говорилось, фрейдовскому Я в англоязычной психоаналитической литературе соответствует термин «эго»; отсюда и название данного направления, основной движущей силой которого были англоязычные авторы-постфрейдисты.
Теоретические формулировки Эриксона касаются исключительно развития Я (эго). Хотя он неизменно настаивал на том, что его идеи не более, чем дальнейшее систематическое развитие концепции Фрейда о психосексуальном развитии в свете новых открытий в социальных и биологических науках.
Эриксон отошел от классического психоанализа по четырем важным пунктам. Во-первых, в его работе отчетливо виден сдвиг акцента от Оно к Я. С позиции Эриксона, скорее именно Я составляет основу поведения и функционирования человека. Он рассматривал Я как самостоятельную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация; параллельно идет развитие Оно и инстинктов. Подобный взгляд на природу человека, названный эго-психологией, радикально отличается от раннего психодинамического мышления тем, что эго-психология описывает людей как более рациональных и поэтому принимающих осознанные решения и сознательно решающих жизненные проблемы. В то время как Фрейд считал, что Я борется, пытаясь разрешить конфликт между инстинктивными побуждениями и моральными ограничениями, Эриксон доказывал, что Я – это автономная система, взаимодействующая с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти. Уделяя, особое внимание адаптивным функциям Я, Эриксон считал, что человек, взаимодействуя с окружением в процессе своего развития, становится все более и более компетентным.
Во-вторых, Эриксон развивает новый взгляд относительно индивидуального взаимоотношения с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья. Если Фрейда интересовало влияние родителей на становление личности ребенка, то Эриксон подчеркивает исторические условия, в которых формируется Я у ребенка. Он основывается на результатах наблюдений за людьми, принадлежащими к различным культурам, чтобы показать: развитие Я неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальных предписаний и системой ценностей.
В-третьих, развитие Эго охватывает все жизненное пространство индивидуума (то есть от младенчества до зрелости и старости). Фрейд, напротив, ограничился влиянием ранних детских переживаний и не уделял внимания вопросам развития за пределами генитальной стадии.
И, наконец, в-четвертых, у Фрейда и Эриксона различные взгляды на природу и разрешение психосексуальных конфликтов. Целью Фрейда было раскрытие сущности и особенностей влияния на личность неосознаваемой психической жизни, а также объяснение того, как ранняя травма может привести к психопатологии в зрелости. Эриксон, наоборот, видел свою задачу в том, чтобы привлечь внимание к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциального характера. Его теория ставит во главу угла качества Я, то есть его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития. Возможно, это последнее различие является ключевым для понимания концепции Эриксона об организации и развитии личности. По мнению Э. Эриксона, каждый личный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий. Знание того, как человек справлялся с каждой из значимых жизненных проблем или как неадекватное разрешение ранних проблем лишило его возможности справляться с дальнейшими проблемами, составляет, по мнению Эриксона, единственный ключ к пониманию его жизни.
Пока мы касались только основных теоретических расхождений между Эриксоном и Фрейдом. Однако стоит отметить, что существуют и вопросы, по которым между ними существует согласие. Например, оба теоретика сходятся в том, что стадии развития личности предопределены, и порядок их прохождения является неизменным. Эриксон также признает биологические и половые основы всех более поздних мотивационных и личностных диспозиций, а также принимает фрейдовскую структурную модель личности (Оно, Я, Сверх-Я). Однако, несмотря на наличие сходных положений, многие персонологи считают, что теоретические посылки Эриксона отличаются от таковых в классическом психоанализе.
Человек в течении жизни проходит через несколько универсальных стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее:
«1) личность развивается ступенчато. Переход от одной ступени к другой, зависит от готовности человека двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения сознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;
2) общество, устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития» (Erikson, 1963a, р. 270).
В книге «Детство и общество» (1963а) Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития Я (как говорят, на «восемь возрастов человека»). Согласно его утверждению, эти стадии являются результатом эпигенетически развертывающегося «плана личности», который наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»), а также о том, что полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Кроме того, согласно Эриксону, каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Иначе говоря, каждая из восьми фаз жизненного цикла человека характеризуется специфичной именно для данной фазы эволюционной задачей – проблемой в социальном развитии, которая в свое время предъявляется индивидууму, но не обязательно находит свое разрешение. Характерные для индивидуума модели поведения обусловлены тем, каким образом, разрешается каждая из этих задач или как преодолевается кризис. Конфликты играют жизненно важную роль в теории Эриксона, потому что рост и расширение сферы межличностных отношений связаны с растущей уязвимостью функций Я на каждой стадии. В то же время он отмечает, что кризис означает «не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации»
Каждый психосоциальный кризис, если рассматривать его с точки зрения оценки, содержит и позитивный, и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно (то есть на предыдущей стадии Эго обогатилось новыми положительными качествами), то теперь Я вбирает в себя новый позитивный компонент (например, базальное доверие и самостоятельность), и это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Напротив, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение, Я, наносится вред, и в него встраивается негативный компонент (например, базальное недоверие, стыд и сомнения). Хотя на пути развития личности возникают теоретически предсказуемые и вполне определенные конфликты, из этого не следует, что на предшествующих стадиях успехи и неудачи обязательно одни и те же. Качества, которые Я приобретает на каждой стадии, не снижают его восприимчивости к новым внутренним конфликтам или меняющимся условиям. Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.
Все восемь стадий развития в теории Эриксона представлены в таблице 5-1. В крайнем левом столбце перечислены стадии; во втором столбце указан приблизительный возраст их наступления; в третьем противопоставлены позитивные и негативные компоненты каждой стадии; в крайнем столбце справа перечислены сильные стороны Я или его достоинства, приобретаемые благодаря успешному разрешению каждого кризиса. В соответствии с принципом эпигенезиса, каждая стадия основывается на разрешении и осмыслении предшествовавших психосоциальных конфликтов. Эриксон выдвинул предположение, согласно которому все кризисы в той или иной степени имеют место с самого начала постнатального периода жизни человека и для каждого из них есть приоритетное время наступления в генетически обусловленной последовательности развития.
Таблица 5-1.
Восемь стадий психосоциального развития
Стадия | Возраст | Психосоциальный кризис | Сильная сторона |
1. Орально-сенсорная | Рождение – 1 год | Базальное доверие – базальное недоверие | Надежда |
2. Мышечно-анальная | 1 – 3 года | Самостоятельность – стыд и сомнение | Сила воли |
3. Локомоторно-генитальная | 3 – 6 лет | Инициативность – вина | Цель |
4. Латентная | 6 – 12 лет | Трудолюбие – неполноценность | Компетентность |
5. Подростковая | 12 – 19 лет | Самотождественность Я – ролевое смешение | Верность |
6. Ранняя зрелость | 20 – 25 лет | Близость – изоляция | Любовь |
7. Средняя зрелость | 26 – 64 года | Продуктивность – застой | Забота |
8. Поздняя зрелость | 65 лет – смерть | Цельность Я – отчаяние | Мудрость |
8. Э. Эриксон. Определение идентичности. Развитие идентичности.