Что означает состояние равновесия между спросом и предложением
Вопрос 4 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
ОТВЕТ
Выше мы рассматривали спрос и предложение по отдельности. Теперь предстоит объединить эти две стороны рынка. Как это сделать? Ответ заключается в следующем. Взаимодействие спроса и предложения друг с другом порождает равновесную цену и равновесный объем или рыночное равновесие.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ – процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.
Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса.
При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют факторы как для повышения, так и для понижения цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными.
Графическое изображение взаимодействия спроса и предложения показано на рис. 4.1.
На рис. 4.1 показано, что рыночная равновесная цена определяется в точке пересечения кривых спроса и предложения, которая является точкой равновесия (Е), отражающей равенство объема спроса и объема предложения. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, выступает как равновесная цена. Равенство объема спроса и объема предложения представляет собой равновесный объем и характеризует рыночное равновесие.
Цена, по которой благо продается или покупается, может не совпадать с равновесной ценой. Аналогично и реальный объем продаж может не совпадать с равновесным объемом. Дело в том, что равновесное состояние нестабильно, поскольку условия рынка, которые определяют рыночное равновесие, также нестабильны, вызывая тем самым изменения спроса и предложения.
Рис. 4.1. Взаимодействие спроса и предложения
РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ – ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.
Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.
Когда «потолок цен» устанавливается ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня.
Когда минимальные уровни цен устанавливаются выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса и образуется избыток благ. Рыночное равновесие и отклонение от него показаны на рис. 4.2.
Выделяют четыре варианта влияния сдвигов кривых спроса и предложения на цену и объем благ.
1. Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага.
Рис. 4.2. Рыночное равновесие
2. Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага.
3. Увеличение предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный объем блага.
4. Уменьшение предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага.
Используя указанные четыре варианта изменения спроса и предложения и сдвига их кривых, можно определить равновесную точку в случае любых колебаний спроса и предложения.
Однако не всегда «срабатывают» названные выше «четыре правила» спроса и предложения, ибо часто одновременно происходит сдвиг и кривой спроса, и кривой предложения, что значительно усложняет анализ реальных экономических явлений и процессов.
Научно обоснованный метод анализа спроса и предложения предполагает необходимость:
а) отличать изменение спроса или предложения, которые ведут к сдвигу кривой, от изменения объема спроса или предложения, которые вызывают движение вдоль кривой;
б) соблюдать все остальные условия равными, что требует знания различий между влиянием, обусловленным изменением цены блага, и влиянием, обусловленным изменением других факторов.
Изложенная выше модель рынка статическая, поскольку распространяется на определенный фиксированный период (год, квартал, месяц), связи ее переменных во времени не анализируются. Включение в модель зависимости спроса, предложения и цен во времени трансформирует модель в динамическую модель.
Если допустить, что под воздействием спроса реакция предложения будет более медленной, возникает иной вариант, который в экономической науке называется «паутинообразной моделью», предполагающей, что осуществление нового состояния равновесия устанавливается соотношением определенных параметров функций спроса и предложения.
Выше была изложена неоклассическая концепция рыночного равновесия. Но в мировой экономической мысли имеются и другие взгляды. Например, институционалисты сомневаются в том, что для рынка характерно состояние равновесия. По их мнению, рынок не является нейтральным механизмом распределения ресурсов, цены не определяются свободной конкуренцией, которой нет, а устанавливаются теми, кто обладает экономической властью, т. е. государством и олигополиями. Согласно постулатам институционализма, движение спроса и предложения, а также рыночное равновесие зависят от действующих в стране институтов, которые развиваются и усложняются вместе с эволюцией социально-экономической жизни. Институционалисты исходят из повышения роли государства при реализации определяющих целей общества. Вместе с тем они не противопоставляют государственное регулирование рынку, на передний план они выдвигают социальные интересы, выступают против анализа экономических отношений с позиций «экономического человека». Институционалисты считают, что неоклассики упрощают действующую экономическую теорию и практику, не придают значения социальным, правовым, политическим, психологическим факторам, воздействующим на экономику.
Таким образом, институционалисты отрицают теорию рыночного равновесия.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава II. Временное равновесие спроса и предложения
Глава II. Временное равновесие спроса и предложения § 1. Простейший случай баланса, или равновесия, между желанием и усилием мы наблюдаем, когда человек удовлетворяет одно из своих желаний собственным непосредственным трудом. Когда мальчик собирает черную смородину,
Глава ХII. Равновесие нормального спроса и предложения (продолжение) в свете закона возрастающей отдачи
Глава ХII. Равновесие нормального спроса и предложения (продолжение) в свете закона возрастающей отдачи § 1. Теперь мы можем продолжить исследование, начатое в гл.III и V, и рассмотреть некоторые трудности, связанные с отношениями спроса и предложения таких товаров,
5. Рыночное равновесие
5. Рыночное равновесие Шкалы спроса и предложения показывают нам, сколько товаров покупатели могли бы купить, а продавцы предложить при различных ценах. Сами по себе цены не могут сказать нам, при какой цене действительно произойдет купля-продажа. Однако пересечение этих
Вопрос 3 Предложение. Закон предложения. Кривая предложения. Изменение предложения.
Вопрос 3 Предложение. Закон предложения. Кривая предложения. Изменение предложения. ОТВЕТПРЕДЛОЖЕНИЕ – количество (объем) благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период. В стоимостном выражении предложение представляет сумму рыночных цен этих
Вопрос 5 Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие.
Вопрос 5 Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие. ОТВЕТОсновными инструментами государственного регулирования рынка являются:• налоги;• дотации;• фиксированные цены.Наиболее цивилизованным
7.3. Соотношение спроса и предложения. Рыночное равновесие
7.3. Соотношение спроса и предложения. Рыночное равновесие Взаимодействие спроса и предложения можно представить путем совмещения графиков этих кривых. Кривые спроса и предложения пересекаются в точке М, которую называют точкой равновесия, или «местом встречи спроса и
14.2. Совокупное предложение и его график, равновесие совокупного спроса и совокупного предложения
14.2. Совокупное предложение и его график, равновесие совокупного спроса и совокупного предложения Совокупное предложение (англ. agregate supply, AS) – это общее количество товаров и услуг, которое может быть предложено при разных уровнях цен. AS может быть приравнено к величине
4. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения
4. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения Кривая совокупного предложения есть не что иное, как сумма кривых долгосрочного и краткосрочного периодов, наложенных на одну плоскость. Таким образом, когда фирма изменяет количество одного фактора, для нее
9.1. Взаимодействие спроса и предложения
9.1. Взаимодействие спроса и предложения Взаимодействие спроса и предложения графически отражено на рис. 9.1. Рис. 9.1. Взаимодействие спроса и предложенияСущность рыночного равновесия заключается в том, что в этом состоянии рынок сбалансирован: ни продавцы, ни покупатели
Занятие 6 Взаимодействие спроса и предложения. Государственное воздействие на рыночное равновесие
Занятие 6 Взаимодействие спроса и предложения. Государственное воздействие на рыночное равновесие Семинар Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем… Отвечаем:1. Чем круче кривая спроса на какой-либо товар по отношению к кривой предложения на этот же
5. Равновесие спроса и предложения на рынке. Равновесная цена
5. Равновесие спроса и предложения на рынке. Равновесная цена Для эффективного функционирования рыночной экономики спрос на факторы производства и товары и услуги так или иначе должен быть удовлетворен. Иными словами, экономика должна находится в состоянии, когда она
31. Взаимодействие спроса и предложения
31. Взаимодействие спроса и предложения Покупатели и продавцы вместе формируют рынок, и нет смысла говорить об оптимальности удовлетворения потребностей покупателя, если он не купит все, что запланировал, и о максимальности прибыли поставщика, если он не сумеет продать,
Равновесие между спросом и предложением
Лекция 5. Рыночное равновесие
Равновесие – ситуация, когда при данной цене величина спроса равна величине предложения. В данном случае суммарное количество товара, предложенное производителями, в точности совпадает с количеством товара, которое потребители планируют купить.
Цена, при которой объём спроса равен объёму предложения, называется равновесной ценой.
Точка пересечения кривой спроса (D) и кривой предложения (S) – это точка их равновесия (Е) (рис. 5.1).
Рис. 5.1. Взаимодействие спроса и предложения
Q – объём спроса и предложения;
Е – точка равновесия;
QЕ – равновесный объём спроса и предложения;
РЕ – равновесная цена.
В результате установления равновесия выигрывают и потребители и производители. Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены, величину излишка (выигрыша) потребителя графически можно представить через площадь треугольника РмахPεЕ (рис. 5.2).
Рис. 5.2. Формирование выигрыша потребителя и производителя
В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены, по которой продавцы готовы продавать продукцию. Таким образом, выигрыш (излишек) производителя можно представить в виде площади треугольника Рmin PE (рис. 5.2.)
Равновесие спроса и предложения. Пример. График
Спрос и предложения – это основные факторы, влияющие на поведение участников рынка. Данные понятия тесно взаимосвязаны между собой. Как правило, без спроса на определенные виды товаров реализовывать продукцию бессмысленно, поэтому предложение будет низким. Если предложение полностью покрывает спрос, а рынок не испытывает избытка продукции, то данное положение можно назвать равновесием.
Раскрытие понятий
Чтобы понять, что такое равновесие спроса и предложения, важно предварительно рассмотреть несколько параметров, оказывающих воздействие на поведение участников рынка. К подобным критериям относят цену, предложение и спрос.
Ценой называют отпускную стоимость продукции. То есть, она представляет собой денежное выражение значимости товара. Цену устанавливают продавцы. Она формируется под влиянием себестоимости, а также уровня спроса и предложения.
Спросом называют уровень потребности потенциальных клиентов в какой-либо продукции. В менеджменте приводится и другое определение понятия. Под ним понимается зависимость между ценой продукции и объемом товаров, доступных для приобретения. Как правило, чем выше стоимость, тем ниже спрос.
Не менее важен для рынка такой параметр, как предложение. Так называют объем аналогичной продукции, поступающей от разных продавцов на реализацию. Надо отметить, что чем выше предложение, тем сложнее конкурировать с лидерами рынка, а потенциальным клиентам легче покрыть свои потребности.
Высокий уровень предложения оказывает влияние на цену. Чем больше аналогичных товаров доступно к продаже, тем ниже их стоимость.
Люди, хорошо знакомые с экономической теорией и менеджментом, отлично понимают, что означает такое утверждение, как «спрос рождает предложение». Но простой человек может даже и не задумываться о его расшифровке. Чтобы понять, что хотел сказать автор фразы, не нужно обладать огромными знаниями и навыками. На самом деле три параметра, таких как предложение, цена и спрос всегда неразрывны. Они тесно взаимосвязаны. Как правило, если спрос на продукцию увеличивается, растет и цена. Чтобы обеспечить уровень спроса, производители повышают темпы и начинают предлагать потенциальным клиентам гораздо больше аналогичных товаров. Подобная концепция соблюдается до тех пор, пока спрос и предложение не достигнут равновесия.
В случае уравнения спроса и предложения устанавливается равновесная цена. Так называют стоимость продукции, удовлетворяющую потребности и покупателей и производителей. Таким образом, чтобы установить на продукцию равновесную цену, необходимо уровнять спрос и предложение.
Спрос и предложение
Равновесие спроса и предложения является сложным экономическим явлением. Именно поэтому, прежде чем приступать к рассмотрению графика процесса, нужно более подробно изучить его составляющие.
Спрос
Экономическая теория называет спросом зависимость между ценой и предложением, которая выражается в покупательной способности потенциальных клиентов. Если говорить простыми словами, то спрос – это количество определенных товаров, которые желают и имеют возможность приобрести покупатели по определенной цене. Если стоимость продукции изменяется, то возникает динамика спроса. Рост цены приводит к снижению последнего показателя, а увеличение – к повышению спроса.
Чтобы лучше понять, что такое спрос, можно обратиться к графику. На нем изображена кривая спроса. Она отражает прямую зависимость между рассматриваемыми параметрами.
Надо отметить, что под спросом понимается вся кривая линия целиком. А вот величиной спроса можно называть объем продукции, который покупатель готов приобрести за определенную цену.
Важно! Под ценой спроса подразумевают максимальное значение стоимость продукции, по которой потенциальные клиенты готовы ее приобрести.
Предложение
Предложением называют прямую взаимосвязь между ценой реализации продукции и объемом товаров, доступных для продажи.
Предложение характеризуется следующими признаками:
Как правило, такие показатели, как спрос и предложение, постоянно меняются. Все начинается со спроса. Она увеличивается, растет цена. Стоимость на товары становится выше, а для того, чтобы получить максимум прибыли, производители наращивают производство, из-за чего повышается предложение.
Факторы спроса и предложения
Как уже было сказано ранее, на динамику спроса и предложения оказывает воздействие цена. Но существуют и иные факторы, которые влияют на изменение показателей.
Факторы спроса | Факторы предложения | ||
Фактор | Описание | Фактор | Описание |
Количество потенциальных клиентов | Рост потребителей приводит к увеличению спроса. | Стоимость материалов и других ресурсов | От этого зависит себестоимость продукции. |
Уровень обеспеченности потребителей | Высокие доходы порождают рост спроса. | Уровень конкуренции | Чем больше компаний продает аналогичную продукцию, тем выше предложение. |
Внутренние потребности клиентов | Если меняется мода, то спрос на ушедшие бренды падает. | Стоимость товарозаменителей | Предложение будет ниже, если цена на подобные товары упадет. |
Стоимость подобных товаров | Если цена на подобную продукцию ниже, спрос падает. | Технологичность производства | Чем производительнее и совершеннее производственная линия, тем выше предложение. |
Ожидания клиентов | Если потенциальные клиенты думают, что в ближайшее время цена на товары упадет, то спрос временно снизится и наоборот. | Ожидания клиентов | Если ожидается падение цен, то уровень предложение снижается и наоборот. |
Внешние факторы | Сезонность, погодные условия и другие подобные критерии оказывают влияние на динамику спроса. | Внешние факторы | Погодные условия часто влияют на объем продукции, которую может выпустить компания. Например, в засуху снижается предложение на овощи, зерновые и т.д. |
Таким образом, на динамику спроса и предложения оказывают воздействие не только цена, но и другие не менее важные факторы.
Равновесие спроса и предложения
Равновесие спроса и предложения достигается в тот момент, когда устанавливается равновесная цена. И наоборот. Равновесная цена может быть достигнута только в том случае, если спрос и предложение образуют аналогичные значения.
Схема установления равновесия спроса и предложения проста:
Важно! Установление равновесия спроса и предложения может произойти, как при увеличении рассматриваемых показателей, так и при их уменьшении.
Все дело в том, что данное значение получается в результате достижения спросом и предложением аналогичных величин. То есть, растет или снижается спрос и предложение до тех пор, пока они не соединятся в одной точке.
График равновесия спроса и предложения
Чтобы лучше понять, что такое равновесие спроса и предложения, нужно обратиться к графику. Он отлично показывает, когда рассматриваемые показатели достигнут равновесия. Чтобы его составить, необходимо наложить друг на друга два графика: спроса и предложения. В результате образуется единая система координат и две кривые линии. Точка их пересечения и является значением, когда спрос и предложение достигает равновесия.
Пример равновесия спроса и предложения
Рассмотрим пример установления равновесия спроса и предложения по ниже представленным вводным данным.
Месяц | Цена | Спрос |
Январь | 100 | 100 |
Февраль | 120 | 80 |
Март | 130 | 70 |
Апрель | 140 | 65 |
Май | 150 | 50 |
Для того чтобы найти точку равновесия спроса и предложения построим график и начертим кривые соответствующих показателей. Черная линия – спрос, красная – предложение.
Как видно из графика, кривые пересекаются в точке с координатами 70/130. Таким образом, равновесие спроса и предложения достигается в марте месяце, а 130 – считается равновесной ценой.
Вывод
Изучив тему «Равновесие спроса и предложения» можно сказать о том, что любой рынок сталкивается с подобным явлением. Равновесие говорит о том, что цена продажи продукции устраивает как покупателя, так и продавца. В таком положении рынок не испытывает трудностей. Не наблюдается избытка или дефицита товаров.
Однозначно, что равновесие – это идеальное состояние рынка. Однако удержать его практически невозможно. Все дело в том, что на спрос и предложение, кроме цены оказывают воздействие и другие факторы. В связи с этим показатели начинают менять свое значение. Схема установления равновесия спроса и предложения вновь повторяется. Но на этот раз может быть установлена совершенно другая равновесная цена. Все зависит от иных показателей, оказывающих влияние на стоимость продукции, например себестоимость товаров.