Что означает сон в литературе
Сны в русской литературе
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сны в русской литературе
Ни для кого не секрет, что сон – это довольно мистическое и неподдающееся логическому объяснению проявление действия психики каждого человека.
Данное явление довольно часто встречается в русской литературе и активно используется авторами.
Что же значит сон в русской литературе?
Для ответа на этот вопрос, обратимся к небезызвестным произведениям русских классиков, таким как: «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Обломов» И. А. Гончарова, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
Во всех этих произведениях сон использован как литературный прием, имеющий достаточно весомое значение. Для чего же нужен сон и какие виды «снов» бывают в произведениях русских классиков? Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к вышеуказанным произведениям.
В «Евгении Онегине» сон главной героини Татьяны выполняет функцию предсказания, предчувствия чего-то страшного, непоправимого. Девушке снилась ночь, холодный снег, олицетворяющие непреодолимые препятствия, дикие звери, символизирующие опасную ситуацию, главным виновником которой стал последний герой ее сна – Евгений Онегин. Можно утверждать, что сон Татьяны предсказывал дуэль между Онегиным и Ленским, бессмысленное убийство Ленского и разочарование Татьяны в предмете своей любви. Так, данный сон обозначал в этом произведении предчувствие, оправдавшееся впоследствии.
В произведении И. А. Гончарова, сон главного героя – Ильи Обломова, по сути, являлся отражением главной мысли романа. Если рассматривать все произведение целиком, то Обломов почти половину своей жизни «проспал». Такой сон скорее символизировал сущность Обломова и суть самого произведения. Таким образом, в данной ситуации сон является отражением сути романа как таковой.
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, можно выделить следующие типы сновидений в произведениях русских классиков:
Так, все вышеперечисленное является основными типами сновидений, наиболее часто встречающихся в русской литературе. Каждый из них несет свое собственное значение.
В целом, можно сказать, что сновидения главных героев в произведениях русской литературы – это распространенный композиционный прием, помогающий читателю понять смысл произведения, чувства и переживания главных героев.
Значение снов в русской литературе
Как уже говорилось выше, каждый из типов сновидений в русской литературе несет свое предназначение и по-своему влияет на текст. Проанализировав несколько наиболее известных произведений русской литературы, можно прийти к выводу о том, что использование такого приема в произведении имеет множество значений и задач. Прием описания сновидения может служить:
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что сновидение – это художественный, композиционный прием в русской литературе, различающийся по своим типам и задачам. Типы сновидений могут различаться от информирующего до описательного, каждый из них имеет свои собственные композиционные и идейные задачи, к которым, в основном, относится представление и осмысление эмоционального состояния главного героя или раскрытие идейного замысла произведения.
Итак, сновидения как литературный прием играют огромную роль в русской литературе. Они помогают читателю более глубоко понять произведение, более полно и ярко представить картину происходящего, а также помогают самому автору в раскрытии идейного замысла произведения. Сновидения, неся в себе как позитивную эмоциональную окраску, так и негативную, помогают сделать ярче эмоциональную картину произведения. Таким образом, данный литературный прием действительно играет большую роль в русской литературе.
Проект по литературе. Сборник методических материалов «Сон как литературный прием»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Сон-как литературный приём. Роль снов в произведениях Отечественной литературы.
(Сборник методических материалов)
Проект выполнила:
Утешева Анастасия,
ученица 11 класса
МКОУ «Советская СШ»
Сон как литературный прием…………………………………………… 4
Сон Светланы (баллада В.А. Жуковского «Светлана»)……………………. 5
Сон Татьяны (роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)…………………. 7
Сны Родиона Раскольникова (роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)……………………………………………………………. 10
Сон Маргариты (роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)……. 12
Сон Понтия Пилата (роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)… 13
Сон достаточно распространённый литературный приём. В разные периоды времени его использовали в своих произведениях различные авторы. От романтиков до реалистов.
Многие писатели в своих произведениях употребляли сон как литературный приём совершенно в разных целях. Кто-то пытался стереть границу между реальностью и чем-то фантастическим, погружая нас в удивительный, необъяснимый, волшебный, порою сказочный мир. Кто-то, лишь для того чтобы приукрасить произведение, сделать его ярче и интереснее. А кто-то применяет этот литературный приём, для того чтобы понять, прочувствовать того или иного героя, раскрыть его с другой стороны, отразить психологическое состояние персонажа, то есть чувства, внутренние и индивидуальные его переживания. Одни герои ждут сон, для них он- спасение, душевное успокоение, освобождение от оков повседневной суеты, от проблем. Другие, наоборот, бояться засыпать, для них сон-это что-то непредсказуемое, пугающее, мистическое.
Так или иначе, но у каждого писателя свой подход к изображению и описанию сна. Именно поэтому сны в разных произведениях имеют не только схожие черты, но и отличительные. Так в этом мы можем убедиться на конкретных примерах из русской литературы: сон Татьяны (роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»); сон Светланы (баллада В.А. Жуковского «Светлана»); сон Ильи Обломова (роман И.А. Гончаров «Обломов»); сон Катерины (пьеса А.Н. Островского «Гроза»); сны Родиона Раскольникова (роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»); сон Маргариты, сон Понтия Пилата и сон Никанора Босого (роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).
Сон Светланы
(баллада В.А. Жуковского «Светлана»)
В данном случае, Жуковский построил своё произведение таким образом, что сон стал его центральной частью. Василий Андреевич вводит сон, для того чтобы отразить страхи, мучившие девушку, а также показать, как глубокая вера в Бога, в Божью милость, молитва помогает в трудную минуту. Также с помощью сна раскрывается полностью характер девушки.
«О! Не знай сих страшных снов ты, моя Светлана. «
Сон Татьяны
(роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
А.С. Пушкин же использует сон в своих произведениях, для того чтобы стереть границы между реальностью и чем-то фантастическим. Этот приём, несущий огромную смысловую нагрузку также используется автором для характеристики героев.
Этот сон оказывается вещим. Но главным по большой мере является не это. Данное сновидение помогает нам прочувствовать героиню, увидеть её душевное состояние, то есть раскрыть чувства и переживания девушки. Также этот сон является неким дополнением образа «милого идеала» Пушкина.
(пьеса А.Н. Островского «Гроза»)
Катерине снились необыкновенные, волшебные сны: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху».
Сны Катерины отражают её богатый внутренний мир, её мечтательность, певучесть души. Островский использует данный приём как раз-таки, чтобы раскрыть полностью её характер
Сны Родиона Раскольникова
(роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Сон является одним из любимых приёмов Ф.М. Достоевского. Писатель был уверен, что с помощью сна можно раскрыть все стороны характера, а также сделать полную характеристику того или иного героя.
Содержания первого сна.
Родиону снится как он ещё малолетний гуляет с отцом по улице, они видят пьяниц возле кабака. Один из них-Миколка, из-за того что лошадь не хотела идти, начинает избивать её и, в конце концов, убивает. Маленький Родион хотел было броситься на помощь лошади, но отец не пустил мальчика.
Не случайно сон снится Раскольникову перед убийством старухи. Этот приём используется в данном фрагменте, чтобы показать, некое внутреннее противоречие в душе главного героя. С одной стороны, есть замысел об убийстве, с другой стороны, Родион обладает такими качествами, как доброта, жалость, сочувствие, сострадание.
Содержание второго сна.
В этом сне герою снилась старуха-процентщица, которую он ударил топором: «На стуле в уголку сидит старушонка, вся скрючившись и наклонив голову, так что он никак не мог разглядеть лица, но это была она. Он стоял перед ней: «боится!» Но она не упала, даже не пошевельнулась. Когда он заглянул ей в лицо, то увидел, как старуха смеётся Злобным смехом. Потом Родион стал бить старуху, а она всё чаще и громче смеяться.
В данном случае сон показывает в каком истощённом, истерзанном состоянии находится душа героя, после всех произошедших событий, как мучает Родиона совесть. Также с этого момента мы отчётливо видим, как его теория о «тварях дрожащих» и тех, кто право имеет, терпит крушение.
Содержание третьего сна.
В этом сне говорится о «моровой язве». Раскольников видит такое явление: «Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей,— люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. всякий думал, что в нем одном и заключается истина. не могли согласиться, что считать злом, что добром. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей. »
Этот сон играет одну из главных и решающих ролей. Именно после этого сна Родион убеждается в полном провале его теории. Какие последствия ожидали её, если бы каждый из людей ознакомился с этой теорией и понял её. После этого сна герой переосмысляет и переоценивает свою жизнь, также начинается его душевное очищение, обновление, возрождение.
Сон Маргариты
(роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Во сне Маргарите впервые за всё время разлуки приснился Мастер. Он находился в каком-то бревенчатом здании, выглядел её любимый очень больным: «Волосы всклокочены, небрит. Глаза больные, встревоженные». Во сне Мастер поманил её рукой. Когда девушка побежала на его зов, то внезапно проснулась. Для Маргариты сон имел два толкования: либо Мастер умер и теперь зовёт её к себе, либо они скоро увидятся.
Сон Маргариты подарил ей не просто надежду на встречу, на то, что должно в её судьбе что-то произойти, сон, действительно, оказался вещим. Он сформировался на основе её переживаний.
Сон Понтия Пилата
(роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Понтию Пилату снилась лунная дорога, по которой он шёл и о чём-то беседовал вместе с бродячим философом-Иешуа. Пилат внимательно слушал своего собеседника. Это общение доставляло ему огромное удовольствие, прокуратор рад находиться в компании Иешуа, слушать его речи об истине. Во сне Понтий даже позволяет себе рассмеяться от счастья.
Булгаков использует в данном случае сон, для того чтобы раскрыть данного героя с другой стороны, показать дополнительные качества, которыми он обладает. Вместо грозного прокуратора Иудеи во сне мы видим, какой он есть на самом деле: добрый, искренний, нераздражительный, не жестокий.
Таким образом, получается, что сон, действительно, является достаточно распространённым литературным приёмом. Через сон можно раскрыть характер героя, его психологическое состояние, внутренний мир, а также полностью раскрыть героя как личность. Также сны героев позволяют лучше понять причины их поступков, отношение к людям и к себе.
В одних произведениях сон является чуть ли не ключевой частью, в других же-дополнением. Сон- это некое откровение героя, которое не несёт никакой угрозы для него.
Научно-исследователькая работа «Роль снов и сновидений в русской литературе»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение “Аксайская СОШ№1”
ХХV Республиканская научная конференция молодых исследователей
Симпозиум 4.Социально-гуманитарные и экономические науки.
Секция: Теория и история литературы.
Научно-исследовательская работа на тему :
« Сны и сновидения в русской литературе»
Выполнила: Алипханова Вагидат №1».с.Аксай.Хасавюртовский район.Руководитель: Алипханова Мадина Камалдиновна,учитель русского языка и литературы МКОУ «Аксайская СОШ№1»,высшая квалификационная категория.
Аксай
2019-2020 год
Оглавление
Русский язык-это язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, веселых и грустных, добрых и злых. Иногда известные слова нам вдруг преподносят загадки. Вот, например, слово « сон». Конечно же, каждый человек слышал об этом явлении. Данный процесс преследует нас с самого рождения. Вроде бы мы знаем все о снах. Но явление сна все ещё остается загадкой для человеческих умов.
Есть одна старинная притча. Философу приснилось, что он стал мотыльком. И проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, или мотылёк, которому снится, что он — мудрый старец.В этой притче сон и явь переплетаются. И если даже философ не может провести между ними чёткую грань, чего же тогда ожидать от простых смертных? Иногда приходится слышать, что мы живём в мире иллюзий или в каком-то придуманном мире. Люди часто говорят о том, что им хотелось бы забыться и уйти от повседневных забот. Желание уснуть и не видеть ничего вокруг так или иначе возникает у каждого человека. Сон — это всегда что-то загадочное, необъяснимое.
Проблема сна и сновидений интересовала писателей всегда. Но сегодня, в 21 веке, чувствуется особо пристальное внимание и учёных, и писателей к такому уникальному явлению, как сон человеческий. К постижению феномена сна стремится наука, недаром сейчас создан Институт снов, который исследует причины нарушения сна и проблемы их решения.
Меня тоже заинтересовала эта проблема. Я предпринял попытку рассмотрения сна и сновидений как средства отражения действительности, аллегорий и иносказаний на примере произведений фольклора, русской литературы. Есть ли какие-то различия во взглядах на феномен сна и сновидений в разные эпохи, в разные века? Этот вопрос исследуется в работе наряду с другими вопросами, так или иначе затрагивающими тему исследования.
Актуальность проблемы :Выбор темы обусловлен и возрастающим интересом ко всему фантастическому, сверхъестественному и загадочному. Объектом исследования выбраны произведения художественной литературы как вида искусства, порождённого творческой фантазией народа, поэтов и писателей. Из всех произведений, которые могли стать предметом исследования, выбраны только те, в которых снам отводится главенствующая роль в тексте повествования. При этом учитывалась не только содержательная сторона снов, но и публицистическая, идейная направленность.
Цель: Выяснить, какую роль играет сон в художественных произведениях русской литературы.
Найти определения понятия “сон” в разных словарях (мифологический, толковый) и других источниках.
Найти информацию об истории сновидений в литературе.
Найти произведения, где присутствуют картины сна.
Проанализировать отрывки, сопоставить картину сна с героем, с сюжетной линией.
Объект исследования: Сновидения и их значимость в русской литературе.
Предмет исследования: Литературные произведения и мотивы сна, по-разному интерпретируемые писателями.
диалектические: сравнение, обобщение, конкретизация, систематизация, классификация;
Практическая значимость: работа имеет практическую направленность и представляет интерес как для учителей литературы, так и для учащихся. Она поможет глубже изучить место и роль сна литературных героев, лучше понять произведение, поступки героев и их характер. Работа может лечь в основу рассмотрения мотива сна в одном из конкретных направлений литературной современности и функций этого мотива в творчестве современных писателей.
В своей работе я рассмотрю роль снов в русской литературе и выявлю, какую функцию они выполняют в произведениях наших классиков. При выборе произведений определённая сложность заключалась в их большом количестве, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что использование снов в художественных текстах служит, как правило, сходным задачам, поэтому имеет смысл ограничиться наиболее типичными из них. Будут рассмотрены сновидения из русского фольклора и произведений:
2.А.С.Пушкин «Евгений Онегин».
3.Ф.И.Достоевский «Преступление и наказание»
Что означает сон в литературе
Давайте вместе вспоминать «литературные» сны! Мы будем признательны вам за проявленную активность!
Юрьев З. Быстрые сны.
Школьный преподаватель английского языка Юрий Михайлович Чернов начинает видеть странные сны о незнакомой Янтарной планете. Пытаясь разобраться он обращается за помощью в лабораторию сна. Проведя ряд исследовательских экспериментов Чернов узнает, что его быстрые сны символизируют собой нашу Солнечную Систему. Вскоре Чернову становится известно, что на Земле есть еще один человек, который, также как и он, видит быстрые сны о Янтарной планете. Он отправляется к нему за рубеж однако прибыв на место узнает, что этот человек недавно был убит.
Короленко В. Сон Макара (Святочный рассказ).
Вместо аннотации отрывок из произведения:
Этот сон видел бедный Макар, который загнал своих телят в далекие, угрюмые страны, — тот самый Макар, на которого, как известно, валятся все шишки.
Его родина — глухая слободка Чалган — затерялась в далекой якутской тайге. Отцы и деды Макара отвоевали у тайги кусок промерзшей землицы, и хотя угрюмая чаща всё еще стояла кругом враждебною стеной, они не унывали. По расчищенному месту побежали изгороди, стали скирды и стога, разрастались маленькие дымные юртенки; наконец, точно победное знамя, на холмике из середины поселка выстрелила к небу колокольня. Стал Чалган большою слободой.
Но пока отцы и деды Макара воевали с тайгой, жгли ее огнем, рубили железом, сами они незаметно дичали. Женясь на якутках, они перенимали якутский язык и якутские нравы. Характеристические черты великого русского племени стирались и исчезали.
Как бы то ни было, всё же мой Макар твердо помнил, что он коренной чалганский крестьянин. Он здесь родился, здесь жил, здесь же предполагал умереть. Он очень гордился своим званием и иногда ругал других «погаными якутами», хотя, правду сказать, сам не отличался от якутов ни привычками, ни образом жизни. По-русски он говорил мало и довольно плохо, одевался в звериные шкуры, носил на ногах «торбаса́», питался в обычное время одною лепешкой с настоем кирпичного чая, а в праздники и в других экстренных случаях съедал топленого масла именно столько, сколько стояло перед ним на столе. Он ездил очень искусно верхом на быках, а в случае болезни призывал шамана, который, беснуясь, со скрежетом кидался на него, стараясь испугать и выгнать из Макара засевшую хворь.
Работал он страшно, жил бедно, терпел голод и холод. Были ли у него какие-нибудь мысли, кроме непрестанных забот о лепешке и чае?
Куда же нам без дедушки Фрейда и его знаменитого «Толкования сновидений»?!
Итак, З.Фрейд. Толкование сновидений.
Исследование З.Фрейда дает представление о методе и технике психоанализа, предвосхитивших многие положения современной теории сновидений. В книге приведены конкретные примеры анализа сновидений и описаны характерные для них психические процессы. Содержатся основные сведения о психоаналитической трактовке символики сновидений. Фрейд показал, что сон не бессмыслица, а искаженное, замаскированное осуществление вытесненного желания.
Гончаров И. Обломов.
СОН, В КОТОРОМ ВИДНА ВСЯ РОССИЯ
В 1859 году вышел в свет роман И.А. Гончарова «Обломов», в центре которого — образ Ильи Ильича Обломова, барина, воспитанного в патриархальной среде родового имения и живущего в Санкт-Петербурге.
Писатель рисует быт Обломовки как живой среды, сформировавшей характер героя, как целостного и законченного уклада русской жизни. Гончаров видел в формировании буржуазного уклада не только исторический прогресс, но и угрозу для многих духовных ценностей, выработанных русским патриархальным укладом. Многое в старых традициях вызывало отрицательное отношение Гончарова (косность, тунеядство, боязнь перемен и т.д.), но многое и привлекало его — например, теплота человеческих взаимоотношений, уважение к старине, связь с природой. Гончарова тревожило: как бы в погоне за прогрессом не разрушить то ценное, что было в старом, как найти их гармоническое сочетание.
Ничегонеделание Обломова воспринимается современным читателем, успевшим вкусить все прелести дикого капитализма, не только как выражение барской лени и апатии, но и как нравственный вызов человека тогдашним реформаторам. Глава «Сон Обломова», по выражению одного из критиков, — “увертюра всего романа”. Герой переносится в этой главе в своё детство, в самую счастливую пору своей жизни.
Вначале Илье Ильичу снится пора, когда ему всего семь лет. Он просыпается в своей постельке. Няня одевает его, ведёт к чаю. Весь “штат и свита” начинают осыпать его ласками и похвалами. После этого начиналось кормление его булочками, сухариками и сливочками. Потом мать отпускала его гулять с няней. День в Обломовке проходил с виду бессмысленно, в мелочных заботах и разговорах. “Сам Обломов — старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается во дворе. Но главною заботою была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом”. После обеда все дружно спали.
Следующая пора, которая приходит к Обломову во сне, — это когда он стал немного старше, и няня рассказывает ему сказки. “Взрослый Илья Ильич хотя после и знает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц — сказка у него смешалась с жизнью, и он бессильно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка. Его всё тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей”. Илюшу лелеют, “как экзотический цветок в теплице”. Родители мечтали о шитом мундире для него, “воображали его советником в палате, а мать даже и губернатором. Они считали, что учиться надо слегка, не до изнурения души и тела, не до утраты благословенной, в детстве приобретённой полноты, а так, чтоб только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошёл все науки и искусства”.
Неподвижность жизни, дрёма, замкнутое существование — это не только признак существования Ильи Ильича, это суть жизни в Обломовке. Она отъединена от всего мира: “Ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали обломовцев”. И сон Обломова помогает нам это понять. Сон отражает реальную жизнь, которая была характерна для России того времени, отвергавшей нововведения Запада. И, вполне возможно, именно сон Ильи Ильича ближе к умонастроениям тогдашнего российского общества. Жизнь, увиденная Обломовым во сне, по-своему полна и гармонична: это русская природа, сказка, любовь и ласка матери, русское хлебосольство, красота праздников. Это та Россия, которую мы потеряли после революции 1917 года.
Перечитывая главу «Сон Обломова», мы понимаем, что впечатления детства являются для главного героя романа тем идеалом, с высоты которого он судит жизнь. Обломова терзали предчувствия, что в скором времени идиллия привычной жизни будет разрушена, и, к сожалению, его предчувствия сбылись. Россия, жившая давним ожиданием перемен и революционных преобразований, в скором времени надолго лишила своих граждан самой возможности видеть сны, подобные тому, который однажды привиделся Обломову.