Что означает солнышко в 1 классе
Что означает солнышко в 1 классе
Аттестация — это подтверждение знаний и умений ребёнка. Проведение аттестаций регламентируется федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и рядом приказов Министерства просвещения.
Аттестация — это тесты, проверочные работы, контрольные, которые дети пишут для подтверждения, что их знания не ниже государственных стандартов.
Виды аттестации в школе
Выделяют три вида проверки знаний:
Виды аттестации для первоклассников
Актуальной для первоклассников может быть только промежуточная аттестация. Ни текущей, ни итоговой проверки знаний в первом классе не бывает, так как в первый год обучения не ставятся оценки и не проводятся экзамены государственного уровня.
В первом классе оценки запрещены.
Отсутствие оценок в первом классе установлено Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”».
Тем не менее у первоклашек возможна аттестация в конце года. По ФГОС промежуточная аттестация учащихся может начинаться и с первого класса, и со второго — окончательное решение за администрацией школы.
Часто учебное заведение проводит промежуточную аттестацию в первом классе один раз в конце года. У подхода есть преимущества:
При этом оценки за аттестацию 1 класса всё равно не ставятся — в личном деле ставят пометку «усвоено».
Формы промежуточной аттестации в первом классе
Форма и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся 1 класса определяются школой самостоятельно. Как правило, это короткие письменные работы или устные задания. Перегружать первоклассников не будут — тем более на первой в жизни официальной контрольной.
Аттестация в первом классе начальной школы «Фоксфорда»
В начальной онлайн-школе «Фоксфорда» аттестация первого класса проходит только один раз — перед летними каникулами.
Со второго класса вводится более частая проверка знаний — по триместрам. Но уже в первый год обучения написать контрольную не составит труда. Аттестация несложная, удалённая и комфортная для юных школьников.
Проверка знаний проходит в виде тестов на сайте школы-партнёра «Фоксфорда». Ребёнок сможет спокойно написать контрольную из дома.
Промежуточная аттестация проходит по предметам, которые изучаются в 1 классе, а также по обязательным базовым дисциплинам, которые пока что не преподают в нашей онлайн-школе (ИЗО, музыка, физкультура).
Аттестация по этим предметам в зависимости от школы может проходить в формате контрольных работ, рефератов. Для ИЗО часто требуются рисунки по темам учебной программы. Принимаются справки из музыкальных и художественных школ, спортивных школ и секций — на основе справок могут зачесть дисциплину.
Резюме
В первом классе не ставят оценки. Каждая школа самостоятельно решает, проводить ли промежуточную аттестацию 1 класса. Как правило, выбирают проводить один раз в конце года — чтобы подготовить детей к переходу во второй класс, где начнётся отметочное обучение и регулярные проверочные работы.
В начальной онлайн-школе «Фоксфорда» аттестация учеников 1 класса проходит один раз в конце года и организована комфортно — тесты можно выполнить на сайте прямо из дома.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.
1 класс-ставят оценки,посоветуйте!
Я школу не прогуливала, не курила и не бедокурила.
Не вижу ничего страшного в оценках, главное, как подать. Должен быть стимул для работы.
А как Вы видите процесс обучения? Как похвалить того, кто старался? Как дать понять, что нужно быть чуть-чуть внимательнее?
Я начала тянуть за год до этого. Это позволило распределить нагрузку.
Мы в 6 лет каждый день делали прописи по 2 часа, потому что у ребенка были проблемы с моторикой руки. И он не мог нормально писать. Мы вырисовывали с ним палочки и штриховки медленно-медленно. Он сидел и делал, чуть не плача. А я сидела рядом и контролировала, правильно ли он держит руку. Потому что стоило ослабить контроль, и карандаш брался неправильно, и рука тоже переставала нормально ходить. У нас была эта проблема, мы ее решали целый год. Если бы ее нужно было решить за первый класс, когда у ребенка меньше времени, а у меня его совсем не стало, мы бы ее не решили.
В общем, все как обычно: есть цель, есть время, есть «цена».. Чем больше цель и меньше время, тем выше цена. А дальше уже каждый просчитывает эту комбинацию для себя.. некоторые результаты моих детей стоили неврозов не им, а мне.
А если не хочется платить такую цену, надо или увеличивать время или уменьшать результат. То есть признавать что да, ребенок не будет идеальным учеником через неделю. И даже через год не будет. Ну и ладно. В конце концов, не в этом счастье. И пусть учитель и дальше пишет «старайся».
У моего сына периодически пытается в школе за математику выйти 4.. При том что он самый сильный математик параллели. Рассеянность и грязь. Что с ним сделать? Ничего. Объясняю, жду когда дозреет, забила на школьные оценки. Не в них счастье, есть другие критерии качества.
Я устный счет с детьми оттачивала игрой в мячик. Кидаю его и даю пример, мне должны сказать ответ и вернуть мячик. По скорости возврата мячика хорошо замечается подвисание ребенка. А устный счет, чтобы быть нормальным, должен быть по большому счету заучен наизусть. Счет на пальцах нужен для понимания процесса. А дальше таблица сложения должна быть зазубрена как таблица умножения. Она не должна требовать думанья. 6+7=13 и это не потому, что мы в уме добавляли единицу, правда же. Вот для этого я использую мячик. Проверяю на каких примерах у ребенка подвисание, и начинаю давать ему их, перемежая с теми которые он хорошо знает. За день (например 2 игры по 5 минут) выучивается 2-3 пары чисел. Например 6+7 и 6+8
А столбики в Узоровой это просто еще один подход к тому же самому. Тоже полезный. Но 3 столбика ребенку, для которого это сложно, это издевательство. Моя дочка тоже ноет, когда 3 видит. Сходимся на одном. Можно сделать один столбик утром, один вечером. тогда и ребенку не напряжно, и даже эффект лучше, потому что 2 раза мозг напрягся..
В общем, думать нужно, как подтягивать тот или иной момент.
Урок по природоведению.Солнце. 1 класс.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней № 8
Открытый урок по природоведению в
Тема: Солнце. Почему бывает лето, осень, зима и весна.
Подготовила учитель начальных классов Берзина Е.А.
Цель: формировать представление о Солнце, о зависимости жизни растений и животных, людей от солнечного тепла и света, развивать наблюдательность, логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи на основе наблюдений, расширять кругозор учащихся, воспитывать чувство любви к окружающему миру, умение заботится о собственном здоровье.
Стали ровненько, ребята!
Был звонок, учиться надо.
Всем хочу я пожелать
На уроке нет зевать,
На вопросы отвечать,
Чаще руку поднимать.
И садитесь удобней.
— А если так – начинаем урок! Я хочу вам подарить урок тёплый, ясный, радостный
— Какие эмоции у вас возникают, когда вы получаете подарки?
— Я хочу, чтобы с таким настроением вы получали новые знания!
ІІ. Повторение изученного материала.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Горы, воздух и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг – природа!
Что мы относим к живой природе?
— Чем живая природа отличается от неживой природы?
-Что мы относим к неживой природе?
Что не относится к природе?
Какие предметы живой и неживой природы есть у вас дома?
Назовите ваши домашние вещи, созданные человеком?
Почему природу нужно беречь, любить и уважать?
ЗАДАНИЕ 1. Распределить рисунки на 3 групп ы.
ЗАДАНИЕ 2. Рассказать о животных на рисунке. К какой природе они относятся?
ЗАДАНИЕ 3. Отгадать загадки, объяснить к какой природе они относятся отгадки.
— Молодцы, ребята! Вы порадовали меня своими знаниями, поэтому моё настроение похоже на какой-то предмет в голубом небе и я дарю его вам. А что это, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
И лучами обнимает. (солнце)
— Сегодня мы с вами познакомимся с темой: Солнце. Почему бывает лето, осень, зима и весна», продолжим учиться, познавать природу с помощью наблюдений.
— Как вы думаете, для чего нам нужна эта тема?
Солнце спит и небо спит,
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало.
Вдруг повеял ветерок,
Небо тучей заволок,
И деревья раскачал.
Дождь по крышам застучал,
Барабанит дождь по крышам
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спрятались за тучи,
Ни один не виден лучик.
Проводником нашего урока будет девиз: «Веди нас, солнышко в пути –
Создание «Ассоциативного куста» (пальминг для глаз)
— Разогрейте свои ладошки, закройте глазки и согрейтеих, Представьте, что это солнышко согревает ваши глазки своим теплом.
А что ещё вы представляете при слове солнце?
— А что ещё вы знаете о солнце?
Давайте проведём небольшой опыт:
— Закройте глаза на несколько секунд.
— Солнце перестанет светить, что случится?
— Как изменится наша жизнь?
— Какой сделаем вывод?
Мы ежедневно встречаемся с Солнцем, но никогда не задумывались о его значении для жизни на Земле. Оно беспрерывно посылает нам на Землю свет и тепло. С давних времён Солнце почитали все, считали его святым. С ним связано очень много чудес, легенд, сказок. По Солнцу, его цвету и поведению на небе люди определяли погоду и некоторые события. Старые люди говорят: «До тех пор, пока сиять будет в чистых небесах золотистое светило, будет продолжаться земной путь».
– И это действительно так! Так давайте поближе познакомимся с Солнцем.
3.Работа с учебником. (С. 48)
— Как высоко находится Солнце в течении дня?
— Почему летом утром и вечером прохладнее, а в полдень жарко?
— Ребята, посмотрите, какие солнышки появились у нас в кабинете, да ещё и о чём-то спорят…
Заспорили как – то между собой Солнышко (жучок) и Подсолнечник: кто главнее – животные или растения.
Подсолнечник: Без нас, как еды, не смогли бы прожить ни единого дня. И жильё вы своё строите на деревьях и кустах. Мы и воздух для вас очищаем от пыли и грязи. Ну что б вы, животные, без нас делали? Ничего! Даже дышать не смогли бы!
Солнышко: А без нас, ваши цветы никогда не давали бы плодов! И кто вам помогал расселится по свету, если бы не мы? А ещё мы улучшаем почву, в которой вы растёте, а ещё…. а ещё….
Солнце: Не стоит ссориться. У каждого из вас своя роль на этой планете. У матушки – Земли нет хороших или плохих, полезных или ненужных детей – растений или животных. Но без меня, Солнца, невозможна ваша жизнь. Я разгоняю тьму ночи, я согреваю вас. Моя энергия распределяется между всеми живыми организмами.
— Дейсвительно, Солнце даёт всему жизнь на Земле. Ежегодно благодаря Солнцу вырастают тысячи видов растений, которые кормят тысячи видов животных.
Работа с учебником. (с. 50)
Чтение учителем и детьми.
— Что вы нового узнали о Солнце?
2. Работа с тетрадью (с. 27-28
а) работа в парах. Взаимопроверка.
— Подпишите названия времён годо к рисункам.
— Соедините стрелочками явления природы с названиями времён года.
б) Игра « Найди ошибку».
Художник много рисовал, устал – стал невнимательным, допустил ошибки. Помоги художнику.
— С какой темой мы сегодня с вами познакомились?
— Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?
— Я всех благодарю за урок, за вашу старательность, любознательность.А сейчас небольшой сюрприз от ваших одноклассников! Закончим наш урок песней и клипом про Солнышко.
Встану я до солнышка,
Буду я для солнышка
Рано утром во дворе,
Бегают под солнышком
Девочки и мальчики
С солнышком играют.
Девочки и мальчики
Всех согреет солнышко,
Будем завтра, солнышко,
(Муз. Александра Ермолова, сл. Вадима Борисова)
Критерии оценок в начальной школе
Многих мам волнует вопрос: достаточно ли хорошо читает (считает, пишет) мой ребенок? Не отстает ли он от нормативов? А порой оценка, выставленная учителем за контрольную работу, кажется несправедливой: всего одна ошибка, за что тройка? Обеспокоенная мама сразу начинает думать, что учитель невзлюбил ее ребенка.
А между тем, существуют нормы и критерии, которыми руководствуется учитель при оценке работ учащихся. Эти цифры мы приводим ниже.
Нормы по скорости чтения
Нормы по русскому языку
Темп письма к концу года:
Объем сочиненного текста (сочинения):
Объем излагаемого текста (изложение):
Словарный диктант
Тест
Исправленные ошибки считаются за помарки.
Нормы оценки работ по математике
Письменная работа, содержащая только примеры
Письменная работа, содержащая только задачи
Комбинированная работа (1 задача, примеры и задание другого вида)
Комбинированная работа (2 задачи и примеры)
Математический диктант (устный счёт)
Требования к оформлению тетрадей
Официально единый орфографический режим давно отменён. Но отменён он людьми, никогда в школе не работавшими. Единый орфографический режим в начальной школе необходим. Но так как отменён он давно, то теперь учителя варьируют.
Изначально было по математике:
По русскому – 2 строчки между написанием числа, Классной и Домашней работами.
В целом делайте так, как говорит ваш учитель.
Единый орфографический режим не настолько сложен, как полезен и необходим для малышей.
На форуме Материнство можно задать вопрос Ольге Узоровой »»
Формы и приемы безотметочного оценивания в 1 классе
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Клип «Оценка на контрольной»
Формы и приемы безотметочного оценивания в 1 классе (Слайд 1)
Одним из основных условий функционирования системы образования является качественная система контроля и оценки знаний. Безотметочное обучение вводится в 1 классе начальной школы и призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.
. Это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания такие как:
не формирование у учащихся оценочной самостоятельности;
затруднение индивидуализации обучения;
В условиях безотметочного обучения контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, обеспечивать комплексный подход, позволяющий диагностировать предметные, метапредметные результаты (универсальные учебные действия (УУД) обучающихся: познавательные, регулятивные, коммуникативные) начального общего образования, выявлять, как идёт личностное развитие ребёнка.
Основными принципами (слаид 5) безотметочного обучения являются:
Содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими.
Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся: прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы).
гибкость и вариативность
Содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, изучение как индивидуальных, так и групповых, коллективных результатов учебной деятельности.
естественность процесса контроля и оценки
Все формы ( слаид 6 ) оценивания являются личным достоянием ребенка, и не являются предметом сравнения с достижениями других детей
Оценки не должны служить причиной наказания или поощрения ребенка со стороны учителя и родителей.
Младший школьник в силу своих возрастных особенностей не вполне осознает значение отметки. Отметка, полученная за выполненную работу, воспринимается как оценка его личности в целом, во многом определяющей систему социальных отношений в семье и школе.
Поэтому безотметочная система оценивания в начальной школе способствует более успешной и быстрой адаптации ребенка к школе, не вызывая психотравмирующего воздействия.
Никакому оцениванию не подлежат темп работы ученика, личностные качества школьников, особенности психических процессов.
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются: (слаид 7 )
текущие проверочные работы;
итоговые проверочные работы;
демонстрация достижений учащихся (портфолио )
Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их предметной готовности к изучению данного курса.
Стартовая работа позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для обучения, а также «зону ближайшего развития предметных знаний», организовать коррекционную работу в «зоне актуальных знаний».
Частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных знаний или навыков указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с данным ребенком в течение адаптационного периода.
Отметки не выставляются, а качество усвоения и уровень знаний и умений оценивается следующими видами оценочных суждений:
— хорошо знает и может применить на практике полученное знание;
Все виды контрольно-оценочных работ (стартовая, текущая, итоговая) по учебным предметам анализируются по отдельным знаниям и умениям.
Критерии определения уровня овладения знаниями и умениями:
— ниже среднего уровень (НСУ)- 30-49% выполнения;
Результаты анализа работ каждого учащегося оформляются на листе и доводятся до сведения родителей учащихся.
Об уровнях использования системы оценок расскажет Л.Р.
.Рассмотрим более подробно начальный уровень использования оценок.
На этом этапе вводятся только два правила, которые составляют основу оценивания и без опоры на которые невозможно реализовать все прочие правила и элементы системы оценки.
2-е правило (Самооценка). Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».
1-е правило: «Оценка результата и отметка» (слаид 9)
Оцениваем результаты предметные, метапредметные и личностные.
Что такое результаты УЧЕНИКА и в чём их оценивать? (слаид 10)
Результаты ученика это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака). Иными словами, оцениваться может всё, фиксируется отметкой (за исключением 1-го класса) только демонстрация умения по применению знаний (решение задачи).
это словесная характеристика результатов действий («молодец», «оригинально», «а вот здесь неточно, потому что…»)
это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы)
Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д.
Могут ли быть исключения из этого правила?
Можно в конце урока предложить всему классу определить, какие гипотезы оказались наиболее точными, интересными, помогли найти решение общей проблемы. Авторы этих гипотез коллективным решением могут поощряться: им даётся оценка и(или) ставится отметка «отлично» (решение задачи повышенного уровня) на то умение, по которому формулировалась проблема урока.
А сейчас мы с вами попробуем поработать.
К доске мы приглашаем 2 участников.
. Задание: у доски 2 человека рисуют дом .
А остальные работают за своим рабочим местом
Оцените свою работу. Проведите взаимооценку рисунков.
А теперь совместно составим критерии. (Слайд 12)
Оцените рисунок по таким критериям как:
1.Фундамент – 1 балл
6. Окно на чердаке – 1 балл
7. Водосточная труба – 1 балл
8. Труба на крыше дома – 1 балл
9. Трава возле дома – 1 балл
10. Использовали не менее 3 цветов – 1 балл
Рефлексия по заданию: (слаид 13)
Насколько отличались оценки и почему?
Какую оценку вам было легче всего поставить и почему?
Какой из оценок вы остались довольны и почему?
Следовательно, уделять внимание критериальному оцениванию, так как оно способствует «расшифровке» полученной оценки, ученик видит слабые стороны своей деятельности
********2-е правило: «Самооценка». Слаид 14
Оценку определяют учитель и ученик сообща!
Может ли ученик адекватно оценивать свои результаты? Об этом расскажет О.И.
Для адекватного оценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки.
Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик) :
2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?(Учимся сравнивать результат с целью)
3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём? Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эталон правильного решения задачи и сравнить с ним своё решение; либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение – исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ. (Учимся находить и признавать ошибки)
4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)? ( Учимся оценивать процесс)
В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы: «Как мы различаем отметки и оценки?», «Какую себе поставишь отметку?» и т.д.
Что делать в 1-м классе, где ученик ещё психологически не готов к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок? ( слайд 16)
1-й шаг (на первых уроках). Обозначаем своё настроение.
Даём возможность детям эмоционально оценить прошедший урок (день). Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На полях тетради или в дневнике дети обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики или кружки с цветами светофора.
2-й шаг (через 2–4 недели). Учимся сравнивать цель и результат .(слайд 17)
Даём детям возможность оценить содержание своей письменной работы.
Раздав тетради с проверенными работами, учитель ведёт диалог с учениками, в котором главным являются такие вопросы:
– Какое у вас было задание? Кто может сказать, что нужно было сделать дома? (Обучение 1-му шагу алгоритма самооценки.)
– Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено?
(Коллективная самооценка обучение 2-му шагу алгоритма самооценки.)
3-й шаг (примерно через месяц). Устанавливаем порядок оценки своей работы. ( слайд 18 )
К уже известным ученикам пунктам 1 и 2 алгоритма самооценки добавляем пункты 3 («правильно или ошибкой?») и 4 («сам или с чьей-то помощью?»). При этом оцениваются только успешные решения. В качестве «награды» за решение задачи учитель, например, может предложить ученику в тетради или в дневнике/еженедельнике нарисовать кружок и закрасить его любым цветом.
4-й шаг. Учимся признавать свои ошибки. (слайд 19)
Учитель предлагаем ученику (психологически готовому) в классе оценить выполнение задания, в котором у него есть незначительные ошибки. В случае признания ошибки кружок в тетради или дневнике/еженедельнике («награда» за решение задачи) закрашивается не полностью, при этом доля закрашенного значения не имеет.
5-й шаг. Учимся признавать свою неудачу. (слайд20 )
Далее учитель помогает ученикам на уроках оценивать свои действия, признавая ошибки. Затем можно предложить кому-то из детей оценить себя в ситуации, когда он совсем не справился с заданием. В дневнике или в тетради это может (с согласия ученика) обозначаться незакрашенным кружком.
6-й шаг. Используем умение самооценки. ( слайд21)
Когда все (или почти все) ученики хотя бы раз оценили свою работу в классе, учитель перестаёт проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагает ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них (с опорой на схему).
Где найти время для развития умения самооценки?
1-й шаг. Выбрать урок, на котором будет использован только МИНИМУМ содержания учебного материала. Время, отводимое на весь материал, использовать на выработку у учеников умения самооценки.
2-й шаг. Проектируя данный урок, выбрать этап (проверка изученного или изучение нового) для использования алгоритма самооценки.
3-й шаг. Выбрать простое задание, после выполнения которого одному из учеников будет предложено публично оценить свой результат по алгоритму самооценки (опорный сигнал).
Как обучить детей порядку самооценки? Об этом расскажет Л.Р.
1-й шаг. Выбрать для публичной самооценки результатов своей работы наиболее подготовленного ученика (чтобы первое применение алгоритма осуществлялось на успешном результате).
2-й шаг: После предъявления решения (устный ответ, запись на доске и т.п.) предложить ученику самому оценить результат своей работы. Предупредить, что в начале в этом будет помогать учитель: задавать ученику вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал): «задание?», «результат?», «правильно?», «сам?». Ученик даёт ответы, учитель поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценивание. Необходимо активизировать их внимание вопросами: «Какой шаг по оценке работы мы уже сделали?» и т.п.
3-й шаг. На следующих уроках самооценка по алгоритму проводится по очереди всеми учениками класса (достаточно 1-2 эпизодов на один урок, главное, чтобы они происходили на каждом уроке).
4-й шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорный сигнал, задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Помимо диалога, самооценка может проводиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает своё решение.
5-й шаг. Когда ученики начинают проводить оценивание, не глядя на опорный сигнал, учитель может убрать его и использовать, только если у кого-то возникают затруднения. Базовое умение самооценки сформировано.
Приёмы безотметочного оценивания знаний и умений:
Слаид 24
«Волшебные линеечки» ( Слайд 25)
«Светофор» ( Слайд 26)
Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяю так называемый «Светофор». В первом классе предложила детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
«Дерево успехов» ( Слайд 27) Итоги дня подводим на Дереве успехов
У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики. В конце дня или изучения новой темы дети прикрепляют их на дерево:
плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
цветок – получилось почти все, дело прошло неплохо;
зеленый листик – не все получилось, но я старался;
желтый листик – не мог справиться с заданием, еще нужно работать
.
Знаковая символика ( Сл.28)
Получилась часть работы.
Работа не получилась… (Слайд 29)
В тетрадях 3 «лица»: одно улыбается, второе нейтральное, третье грустное. После выполнения задания и сравнения с образцом ученик закрашивает то лицо, которое соответствует выполненной работе. При проверке учитель «зажигает лучики» и превращает в «солнышко» то «лицо», которому, по его мнению, соответствует работа.
У детей полоски или жетоны цвета радуги (маркеры или фломастеры) с соответствующим значением:
К – выполнил работу отлично
О – выполнил работу хорошо (незначительные недочёты)
Ж – выполнил работу, есть ошибки
З – выполнил половину работы
Г – выполнил меньше половины работы
С – выполнил незначительную часть работы
Ф – не справился с работой
Портфолио – это документ ученика, в котором отмечаются все индивидуальные достижения в результате многообразной деятельности
Самооценка ученика предшествует оценке учителя.
Если самооценка ученика совпадает с учительской оценкой, то таких детей педагог хвалит. Эти дети уже умеют делать важное дело – адекватно оценивать себя сами.
Особую осторожность вызывает та группа детей, которые обладают заниженной самооценкой. К такому ребёнку следует проявлять особую оценочную бережность: вообще не критиковать (по крайней мере в первые дни занятий), исправляя ошибки, акцентировать только успехи, вселяя уверенность. Слова-напутствия учителя: «Пожалуйста, будь к себе добрее».
Ученики с завышенной самооценкой нуждаются в дополнительном разборе критериев оценивания или в маленьком учительском тренинге. Например, как бы ты оценил работу, в которой допущено 3 ошибки? Ни одной ошибки?
Безотметочная система оценивания помогает ребёнку обрести адекватную самокритичность и уверенность в себе. Такое обучение активизирует самостоятельную деятельность учеников и учителя, нейтрализует детскую тревожность, создаёт условия для сохранения физического и психического здоровья учащихся и учителей.
В оценочных суждениях необходимо придерживаться некоторых правил и не забывать о них, какой бы ребёнок не был перед вами:
Оценивание успехов ученика словами, интонацией, жестом, мимикой.
Чаще хвалить детей и поддерживать их улыбкой, прикосновением.
Хвалить самого ребёнка, а не его работу, критиковать только исполнение.
Стараться в любой, даже в самой неудачной работе, найти маленький успех и искренне порадоваться ему вместе с ребёнком.
Ставить перед ребёнком цель, руководствуясь его особенностями, стремлением.
Фразы, которые позволяют поддержать ученика в ситуации неуспеха: «Ты можешь сделать лучше», «Ты меня очень огорчил этой работой», «Работа хуже, чем обычно»
Недопустимо использование при неверном ответе слов: «Неправильно», «Не думал», «Неверно», лучше сказать: «Ты так думаешь», «Это твоё мнение».
Это хорошо. Сто способов похвалить ребенка.
Если вы ставите своей целью воодушевлять детей, научитесь сотне различных способов говорить
Ниже предлагаются некоторые из этих способов: