Что означает сокращение под фт фрому
Противодействие отмыванию денег и валютный контроль
Легализация преступных доходов — это серьезное экономическое преступление. Преступники стремятся скрыть истинное происхождение и назначение своих денег, которые обычно связаны с коррупцией, уклонением от уплаты налогов, наркобизнесом, деятельностью террористических организаций и другими видами организованной преступности.
Для этого они используют в качестве прикрытия обычные финансовые операции или обычную хозяйственную деятельность. Это называется сомнительными операциями.
Для государства борьба с сомнительными операциями является очень важной задачей, ведь невозможно эффективно бороться с криминалом, не перекрыв его финансовые потоки.
Банк России ведет борьбу с сомнительными операциями в финансовой системе во взаимодействии с Росфинмониторингом, правоохранительными органами, Федеральной налоговой службой и другими контрольно-надзорными органами.
В результате целенаправленной борьбы объем сомнительных операций в последние годы постоянно уменьшается.
Информация об объемах вывода денежных средств за рубеж и обналичивания денежных средств в банковском секторе*
Эффективность механизма противодействия незаконным финансовым потокам возможна, только если финансовая система сама ставит заслон для экономической активности преступных элементов. Так, банки имеют право отказывать в открытии счетов, вкладов или проведении операций клиентам, чья добросовестность вызывает сомнения.
Но иногда и добросовестные клиенты могут получать отказы, если они не предоставили банкам достаточно информации или банки ошибочно расценили их операции как сомнительные. Чтобы такие ситуации не приводили к трудностям и дополнительным затратам для честного бизнеса, Банк России создал двухуровневую систему пересмотра решений банков об отказах. На первом этапе клиент, несогласный с решением банка, обращается в сам банк, а если вновь получает отказ — в межведомственную комиссию при Банке России. Для обращения в межведомственную комиссию необходимо направить заявление по почте или в электронном виде через Интернет-приемную Банка России.
Для банков выявление сомнительных операций — сложная и дорогостоящая работа. Банк России постоянно оказывает им методологическую поддержку, например, определяет основные признаки сомнительности операций, а также предоставляет банкам информацию о лицах, которым ранее было отказано в банковском обслуживании из-за сомнений в их добросовестности.
В середине 2022 года Банк России планирует запустить платформу для банков «Знай своего клиента» — систему, которая будет предоставлять необходимую информацию об уровне риска вовлеченности в проведение сомнительных операций потенциальных и существующих клиентов. Это сократит и издержки банков, и число необоснованных отказов их клиентам.
Основные положения, регламентирующие вопросы ПОД/ФТ/ФРОМУ, содержатся в Федеральном законе от 07.08.2001 № «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Банк России также контролирует проведение валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями. Валютный контроль — часть государственной политики. Он направлен на обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка страны. Это направление деятельности регулируется Федеральным законом от 10.12.2003 № «О валютном регулировании и валютном контроле».
Что означает сокращение под фт фрому
Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ
и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):
юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России
тел.: +7 (964) 768 9380 (многоканальный) +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10
Ко мпания основана в 1996 году
Вся правда о правилах внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ
(опубликовано на www.smyslovy.ru 28.05.2019 г.)
Несмотря на то, что о правилах внутреннего контроля написан не один десяток статей, в т.ч. и автора настоящего материала, и, казалось бы, эта тема изъезжена вдоль и поперек, оказывается, что многие организации и предприниматели регулярно задают нам один и тот же вопрос: «Что такое правила внутреннего контроля и какие с ними бывают проблемы?». Попробуем сегодня снова поднять эту тему, но поговорить о ней уже более простыми терминами, неюридического характера, раскрыв Вам всю правду о правилах внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ. Если Вы не хотите разбираться в теме правил внутреннего контроля самостоятельно и ищите разработку ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, Вам СЮДА.
1. Правила внутреннего контроля (ПВК) должны быть у всех без исключения организация и предпринимателей, на которых распространяются нормы Федерального закона №115 от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Вы субъект названного закона, нашли себя в статье 5 или 7.1 ФЗ №115 и у Вас нет правил? Непорядок! Скорее его делайте!
3. Правила должны описывать то, как организации и предприниматели проводят проверки своих клиентов, сдают отчетность в Росфинмониторинг, хранят документы, запрашивают документы и сведения, проходят обучение по ПОД/ФТ/ФРОМУ, замораживают имущество, приостанавливают операции клиентов и многое-многое другое. Полный перечень разделов, входящих в ПВК, можно легко найти в нормах законодательства:
В интернете прорва сайтов, где можно найти эти нормативные акты. Главное – найти их в самой последней и актуальной редакции.
5. ПВК проверяют надзорные органы: прокуратура, Банк России, Пробирная Палата, Росфинмониторинг, Роскомнадзор и даже налоговая инспекция. Штрафы за отсутствие правил или их неверное составление – до 100 000 рублей. Это немало! Тем более штрафом не откупиться, все равно ПВК заставят делать, вынеся предписание. А уж кто не исполнит предписание, того накажут штрафом уже до миллиона рублей… Вообще не смешно. Правда?
Пришла проверять правила прокуратура? Держитесь крепче! Особенно если Вы поднадзорны Банку России! Узнаете много нового. Например, что Вы – болван, а Ваши ПВК не годны, т.к. их якобы надо делать было по 667 Постановлению Правительства. Ну а то, что 667 Постановление Правительства на поднадзорных Банку России компаний не распространяется, прокурора особо не волнует: ведь где Вы, и где ОН! Вы в коридоре на скамеечке сидите к нему на прием, а он в удобном кресле.
6. Правила внутреннего контроля надо обновлять. Изменился закон или иной нормативный, повлиявший на содержание этого документа – внесите изменения. Три месяца для этого есть у ломбардов, КПК, МФО, страховых компаний, профучастников РЦБ, УК, иных НФО, поднадзорных Банку России, и всего месяц у ювелиров, агентств недвижимости, лизинга, факторинга, операторов по приему платежей, почты, юристов, бухгалтеров, игорного сектора и некоторых других. Но не каждое изменение в законе надо отражать в ПВК – надо подходить к этому разумно, исходя из конкретного текста. И уж тем более, повторимся, не нужно законы переписывать в правила, это же не какой-то там Кодекс финансового мониторинга, а практическая инструкция по вашей важной работе. Бывает, что организации тянут до последнего, до самого запроса ПВК на проверку надзорщиками и смотрителями. Получив запрос, начинают метаться в поисках правил посвежее. Можно ли сделать ПВК за день? За час? Можно и за 5 минут, если слепить из чего попало. Можно ли подстричься за минуту? Можно: «стрижка-вспышка» называется. Ножницы не нужны, достаточно помазать голову керосином и поджечь зажигалкой. Дешево, быстро и сердито. Так и правила внутреннего контроля: обновляйте их вовремя.
7. ПВК могут проверить в динамике, т.е. как они обновлялись у Вас в течение года, двух, трех лет и т.д. Не верите? Зато автору статьи летом 2018 года заказали сделать сразу все ПВК с 2013 года. Получилось не много не мало, а сразу 17 редакций (с начала 2013). И все эти редакции проверяли сотрудники Росфинмониторинга.
9. Если Вам сделал ПВК проверенный специалист, не нужно в них ничего менять, т.к. он все в них что нужно, учел. Иначе можно наломать дров. Бывают, что звонят и говорят: «Уберите из ПВК все про публичных лиц, про экстремистов. У нас таких не будет 100%» или «Мы не работаем с юрлицами, зачем Вы нам о них написали?». Приходится убеждать в том, что эти и подобные положения необходимы в правилах, т.к. нет гарантий, например, того, что Ваш клиент «дядя Вася» не окажется мужем судьи районного суда (т.е. родственником публичного должностного суда) и т.д. Бывают вещи и «покруче». Но обо всех разве напишешь?
10. Хороших шаблонов ПВК, готовых к использованию, уже давно нет. Прошли те времена середины 2000-х гг., когда порой не каждый проверяющий то знал, как выглядят правила. Зато сейчас можно, например, найти готовое содержание правил внутреннего контроля и скачать его под видом якобы размещенного готового шаблона правил. Да, да, есть такие сайты! Своими глазами их видел! Выкладывают их с целью накруток показателей посещаемости сайта и обмана поисковиков, а то, что доверчивые люди всерьез их скачивают и утверждают – кого это волнует? Это все равно что пойти на помойку и взять там порванную книжку, в которой есть только обложка и оглавление. Крутое получится чтиво, правда ведь?
О правилах внутреннего контроля можно беседовать часами, им можно посвящать семинары, конференции и книги. Поэтому на сегодня мы поставим пока запятую в нашей статье.
В заключение отметим, что какую бы правду о ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ вы не слышали, в действительности она одна: без актуальных, четко проработанных правил внутреннего контроля, 100% соответствующих всем нормативным требованиям, работа организаций и предпринимателей вне закона.
эксперт по финансовому мониторингу, главный редактор СМИ «Вестник финансового мониторинга», канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов
При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!
Ознакомьтесь с нашими многочисленными стать ями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:
Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам
Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:
— любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);
— обучение и инструктаж по финмониторингу;
— аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;
— электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;
— помощь на проверках;
Мы в социальных сетях:
Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (964) 768 9380 (многоканальный); 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310
Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2020
Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя
Обязанности по ФРОМУ стали реальнее
Дата актуализации материала — 04.10.2018. Уточнить актуальность информации Вы можете, связавшись с нами.
Что изменилось?
21 сентября 2018 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 11.09.2018 N 1081 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которым утверждены изменения сразу в несколько важных документов по ПОД/ФТ:
Вносимые изменения обусловлены необходимостью приведения нормативных актов Правительства РФ в соответствие с новой редакцией Федерального закона N 115-ФЗ.
Ознакомьтесь с обзором новой редакции Федерального закона N 115-ФЗ от 23.07.2018.
1) Скорректированы наименования:
3) Запросы Росфинмониторинга об операциях клиентов и их бенефициарах будут направляться субъектам ПОД/ФТ через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга или на бумажном носителе, а ответы должны предоставляться через личный кабинет либо на машинном носителе.
Срок корректировки и опубликования обновленного Перечня экстремистов/террористов на основании данных, публикуемых на сайтах международных организаций, установлен в 1 день.
Как будет на практике — покажет время.
Для реализации изменений в части направления отчетности в Росфинмониторинг потребуется дополнительное изменение подзаконных актов Росфинмониторинга и Банка России.
Что нужно сделать субъектам ПОД/ФТ?
1) Всем субъектам ПОД/ФТ следует провести внутреннее обучение с сотрудниками из Перечня обучаемых:
Узнайте полный перечень оснований для проведения внутреннего обучения по ПОД/ФТ в рамках услуги «Консультация».
2) Следует обновить Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ:
Воспользуйтесь нашей помощью в разработке ПВК по ПОД/ФТ.
После утверждения новой редакции ПВК по ПОД/ФТ следует провести соответствующее внутреннее обучение с сотрудниками из Перечня обучаемых.
Для неНФО, принимающих участие в процедуре «Добровольное сотрудничество с Росфинмониторингом», рекомендуем:
Документальное оформление действий с новым перечнем ФРОМУ
Рассмотрим, какие действия нужно предпринять организациям и индивидуальным предпринимателям, перечисленным в статье 5 Федерального закона от 07.08.2001 115 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в связи с опубликованием нового перечня.
Во-первых, необходимо скачать новый перечень и провести проверку своих клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев по рассматриваемому перечню.
Для документального оформления результатов проверки клиентов наши специалисты подготовили практическое пособие по работе с новым перечнем ФРОМУ. В состав пособия входят образцы заполнения таких документов, как акт проверки клиентов по перечню ФРОМУ, отчет о результатах проверки клиентов не реже одного раза в три месяца.
По вопросам приобретения практического пособия обращайтесь к нам по электронной почте info@law115.ru
Содержание практического пособия
Практическое пособие о документальном оформлении работы специального должностного лица в Личном кабинете Росфинмониторинга
Практическое пособие для некредитных финансовых организаций о документальном оформлении работы специального должностного лица в Личном кабинете Росфинмониторинга
В-третьих, в анкете клиента нужно предусмотреть новую строку, в которой следует отражать результаты проверки клиентов по новому перечню ФРОМУ.
Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг.
Как создать подразделение по финансовому мониторингу для соблюдения Федерального закона №115-ФЗ
На практике вопрос создания подразделения по финансовому мониторингу для исполнения требований, предусмотренных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» решают двумя нижеперечисленными способами:
1 способ. Создается самостоятельное подразделение по ПОД/ФТ.
Отдел финансового мониторинга (отдел, служба или департамент Вы можете назвать его в зависимости от организационной структуры в Вашей компании) должен быть самостоятельным структурным подразделением организации и подчинятся непосредственно руководителю организации.
Подразделение по ПОД/ФТ не может состоять менее, чем из двух сотрудников организации.
Руководство текущей деятельностью Отдела осуществляется Начальником отдела. Начальником отдела является Специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Начальник Отдела подчиняется непосредственно Руководителю организации и выполняет свои функции на основании должностной инструкции, утверждаемой руководителем организации. Соответственно, Начальник, назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя организации.
На период временного отсутствия начальника отдела его замещает сотрудник отдела, назначаемый приказом руководителя организации. Например, в период временной нетрудоспособности, отпуска (за исключением отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком), служебной командировки Начальника отдела исполняющим его обязанности назначается второй сотрудник Отдела при условии его соответствия квалификационным требованиям.
Должность второго сотрудника Отдела, как правило, называют Специалист по финансовому мониторингу.
Специалист назначается и освобождается от занимаемой должности, а также переводится на другую работу в организации приказом руководителя организации по представлению Начальника подразделения по ПОД/ФТ.
Работой Специалиста непосредственно руководит Начальник отдела в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Сотрудники подразделения по ПОД/ФТ могут совмещать свою деятельность с осуществлением иных функций в организации.
В каждом из вышеописанных случаев сотрудники подразделения должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным постановлением Правительства РФ от 29 мая 2014 г. №492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Квалификационные требования к соискателям на должность специалиста по финансовому мониторингу юридического лица:
Если речь идет о сотрудниках некредитных финансовых организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, указанных в статье 5 Федерального закона №115-ФЗ (за исключением кредитных организаций) надзор за которыми осуществляет Банк России, то они должны соответствовать квалификационным требованиям установленным Указанием Банка России от 5 декабря 2014 г. №3470-У.
Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель компании Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ, телефон +7(800) 100-49-90, электронная почта info@law115.ru