Что означает соборные школы

Соборные (или кафедральные) школы

Что означает соборные школы Что означает соборные школы Что означает соборные школы Что означает соборные школы

Что означает соборные школы

Что означает соборные школы

Эти немногочисленные школы открывались при крупных Соборах. В них давался высокий для того времени уровень образования.

В содержание обучения входило: обучение грамоте (чтение и письмо), а также изучение семи свободных искусств:

тривиума (риторика, грамматика и диалектика);

квадривиум (арифметика, астрономия, геометрия, музыка).

Составные части тривиума и квадривиума имели совершенно определенное назначение.

Риторика предполагала владение ораторским искусством, необходимым для проведения проповедей. Освоение грамматики было ориентировано на чтение латинских книг. Диалектика (искусство спорить) рассматривалась как инструмент доказательства церковных истин и искусство спорить с еретиками.

Цель изучения арифметики состояла в умении высчитывать церковные праздники, она ограничивалась сложением и вычитанием. В рамках астрономии изучались астрологические знания на основе геоцентрической системы мира. Геометрия была необходима с точки зрения архитектуры. Музыка же сводилась к изучению духовной музыки.

Особый интерес в культуре Средних веков представляет процесс развития схоластики, которая считалась наукой. Стержень схоластики – утверждение научных основ религиозных знаний, доказательство истинности церковных догм.

Схоластика проявляла себя как в средневековых школах, так и университетах. Остановимся подробнее на взглядах наиболее интересного ученого-схоласта – Фомы Аквинского.

Фома Аквинский – авторитетный средневековый философ. Он развивал научные основы религиозного знания, пытался синтезировать науку и религию. Фома Аквинский утверждал, что знание и вера могут существовать в единстве. Знать тождественно верить. И наоборот. Разрабатываемая им философская система была названа томизмом (философия религии). Согласно этой системе, религия есть наука, что, конечно, неверно.

Воспитание рыцарства (светских феодалов)

Воспитание светских феодалов (рыцарей) сложилась как определенная система. Она хорошо описана в литературе. Обобщенные основы рыцарского дворянского воспитания представлены в книге Винцента Из Бове (1190-1264 гг.) – «Об обучении детей благородных особ».

Предполагалось три ступени воспитания:

— от рождения до 7 лет – домашнее воспитание;

— от 7 до 14 лет – поступление в услужение к жене своего сюзерена (мальчик становился пажом);

— 14-21 год – служба оруженосцем своего господина: будущей рыцарь сопровождал сюзерена в военных походах.

Воспитание заканчивалось обрядом посвящения в рыцари.

В течение всех этих периодов молодой человек осваивал семь рыцарских добродетелей, а именно: умение охотиться; ездить верхом; плавание; фехтование; умение владеть копьем, мечом и луком; шахматы; стихосложение.

Основу моральных норм и отношений в системе рыцарского воспитания определяла война, служение Богу, верность сюзерену. Но при всей привлекательности моральных норм реальные отношения в рыцарской среде оставались жестокими. Велась постоянная война кланов, предпринимались крестовые походы, происходил постоянный процесс подавления волнений низших сословий. В этот период истории оправдывался культ силы, хитрости, обмана. При этом нравы оставались весьма примитивными (вилку, например, в то время еще не изобрели).

Средневековые университеты:

Источник

Чему учили в соборных школах?Как происходило обучение?

Ответ или решение 2

Что означает соборные школы

При храмах и монастырях нередко открывались так называемые соборные школы. Обучение осуществляли на латыни, так как этот язык являлся языком науки.

В соборных школах преподавали следующие предметы: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Отличительная черта соборной школы: там не существовало деления по возрасту на классы.

Предметы делились на две ступени:

1 ступень: грамматика, риторика, диалектика;

2 ступень: арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Проводилось обучение церковным таинствам, как правило, после успешного освоения 2 ступеней.

Что означает соборные школы

Образование в средние века

Преподавали грамматику, письмо, арифметику, учили наизусть псалмы из Псалтыри. Основным предметом было богословие.

В Европе в ХI веке, кроме сословия крестьян и знати, появились сословия рыцарства и бюргерства. Феодалы стремились к изящному быту и «вежественному обхождению». Чтобы поддерживать порядок и управлять обществом в канцелярии королей, графов, кардиналов потребовались образованные люди. Этот спрос и должны были удовлетворить соборные школы.

Высшая церковная власть принадлежала епископам. Они управляли целыми областями и размещались обычно в столичных и крупных городах в резиденциях при кафедральных соборах. Место епископа называлось кафедрой. Под руководством епископов и функционировали соборные школы (школы при кафедральных соборах).

Обучение в соборных школах

Учеба делилась на два этапа:

В ХI веке в разных городах получили развитие разные науки.

Источник

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 2

ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Вопросы в тексте параграфа

Когда и кем в Римской империи был издан указ о свободе христианского вероисповедания? Каково происхождение и значение слов «епископ», «папа римский»?

Христиане всего мира почитают императора Константина как первого христианского императора, прекратившего гонения на христиан. Однако император Константин не был первым императором, кто прекратил гонения на христиан. За два года до Миланского эдикта Константина, дающего свободу вообще любого вероисповедания, а не только христианского, императором Галерием был подписан Никомедийский эдикт терпимости (311 год), прекращавший все гонения на христианскую религию. Из этого эдикта следовало, что христиане могут открыто исповедовать свою религию при условии, что они должны молить своего Бога о процветании и благополучии Римского государства. Сразу после приятия этого эдикта все находившиеся в тюрьмах христиане были освобождены. При этом христианские авторы обличают Галерия как одного из главных гонителей христиан. Считается, что к концу своей жизни император Галерий изменил свое отношение к христианству, поскольку понял, что гонения на христиан потерпели неудачу. Христиане не только не исчезли, но и укрепились в своей вере, что наносило ущерб национальному единству и гармонии. Кроме того, страдания отдельных христиан не вызывали восторга у языческого населения.

Таким образом, Константин лишь продолжил дело, начатое императором Галерием, подписав Миланский эдикт в 313 году. Кстати, этот эдикт был принят также и еще одним императором — Лицинием. Миланский эдикт не придавал официального государственного статуса какой-либо религии. В соответствии с Миланским эдиктом все религии уравнивались в правах, таким образом, традиционное римское язычество теряло роль официальной религии. Эдикт особенно выделял христиан и предусматривал возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений.

Епископ — священнослужитель в христианской церкви. Само слово «епископ» имеет древнегреческие корни и означает «надзирающий, надсматривающий». В христианских общинах это слово имело вполне конкретное значение – так называли главу христианской общины в поселении.

Папа Римский – термин, обозначающий епископа, главу христианской общины в Риме. Епископов нередко называли словом «Папа», что означало, что он имеет право благословлять. А поскольку главный епископ находился в Риме, то его стали именовать папой Римским. Сегодня папа римский является главой католической церкви.

Обобщение информации параграфа

1. Докажите, что союз короля и христианской церкви был взаимно выгоден.

Во все времена и во всех странах государственная и религиозная власть шли рука об руку. И так уж было принято, что государство владеет людьми, а религия – умами этих людей. Если церковь, как представитель религиозного течения, находится в согласии со светскими властями, то они могут взаимовыгодно сотрудничать, помогая друг другу. Чем выгоден такой союз? Поскольку церковь владеет умами людей, а мы знаем, что чем меньше население образовано, тем большее влияние на него оказывает церковь, она может быть использована для управления этим самым населением. Проще говоря, церковь может помочь «держать народ в узде», доказывая богоугодность государственной власти, а в сложные моменты истории церковь способна сплотить народ. Примеры такого сплочения можно найти в истории любого государства, а особенно нашего. Для церкви же государственная поддержка тоже крайне важна. Несмотря на различные догматы о нестяжательстве, бедности, отречению от всего мирского, «божьим людям» тоже нужно что-то есть, где-то жить и желательно жить хорошо. Церковь не может существовать без поддержки государства. Именно государственный аппарат и правители обеспечивали церковь землями, зависимыми крестьянами, богатыми дарами и прочим, что позволяло церкви увеличивать свое влияние на умы людей. Получается, что без взаимной поддержки успешно не может существовать ни церковь, ни государство.

2. Чем различались по положению и образу жизни служители церкви, относившиеся к чёрному и белому духовенству?

Традиционно служители церкви делятся на белое и черное духовенство. В первую категорию входят те священники, которые не брали на себя монашеский обет, во вторую — взявшие его. Принятие обета происходит в момент пострижения в монахи. До принятия духовного сана человек должен принять решение, кем он хочет быть: священником (им дозволено иметь жену) или монахом. Белое духовенство наиболее приближено к мирской жизни и руководит духовной жизнью своей паствы. Черное же духовенство старается оградить себя от мирской жизни, монахи отказывались от личного имущества и семьи, давали обет жить в бедности и трудах, посвятив себя лишь служению Богу.

3. На основании текста и иллюстраций составьте план рассказа о средневековых рукописных книгах и предложите своему однокласснику сделать по этому плану сообщение.

4. Какую роль в сохранении античного культурного наследия играли монастыри?

В Европе долгое время письмом владели лишь служители церкви. Монахи в монастырских скрипториях занимались переписыванием книг и рукописей с работами известных богословов и античных мыслителей. Благодаря труду монахов, до наших дней дошли многие произведения античных поэтов и философов.

5. Чему учили в соборных школах? Как происходило обучение?

В соборных школах не было деления по классам или возрастам. Обучение велось на латинском языке. Ученики изучали «семь свободных искусств»: чтение и письмо на латыни, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Только после изучения этих наук слушатели соборных школ могли начинать изучать богословие.

1. Сохранилось предание о том, что во время обряда принятия христианства Хлодвигом священник сказал: «Твоё крещение — наша победа». Объясните смысл этих слов. Как вы считаете, прав ли был служитель церкви?

В лице Хлодвига христианская церковь нашла то, чего ей не хватало для расширения собственного могущества – поддержку мощного государства. Обращение Хлодвига в христианство сделало его не только союзником папы римского, но и защитником христианской веры от язычества. Кроме того, поддержка правителей франков дало папе римскому земли, богатства, зависимых крестьян и политическое влияние во всех новых государствах Западной Европы.

2. Почему религия, церковь в раннее Средневековье обладала огромной властью над умами людей?

После падения в 476 г. Западной Римской империи духовный авторитет церкви в христианском мире неизмеримо возрастает, так как императорская власть полностью утрачивает влияние на Рим, а установившие власть в Риме германцы-остготы не стремились вмешиваться в церковные дела. В этот период папы как наиболее авторитетные в городе лица фактически сосредоточили в своих руках не только церковную, но и светскую власть.

Религия всегда занимала одно из главных мест в мировоззрении древнего и средневекового человека. Поэтом в период падения империи и неустойчивости светской власти все большее влияние начинает приобретать религия, поскольку она может дать ответы (хотя и своеобразные) на все вопросы. В Риме вся общественная и культурная жизнь людей выстраивается с опорой на христианские идеалы. Всех людей объединяет одна фундаментальная ценность – служение Богу и спасение своей души. Церковь, получив такой подарок, уже не упустила его, получив поддержку правителя франков и обеспечив свою материальную базу для распространения христианства и укрепления власти церкви.

3. Какие перемены произошли в христианской церкви раннего Средневековья по сравнению с Античностью?

В период своего рождения христианская религия была гонимой. Представителям христианской церкви нужно было не только проповедовать, но и скрываться, терпеть лишения и страдания. Античная церковь не обладала богатствами, землями, зависимыми крестьянами и не стремилась к укреплению своего политического значения. Церковь же Средневековья стала серьезной организацией, претендующей не только на религиозное главенство, но и на политическое влияние. Взаимная поддержка церкви и государственной власти принесло церкви огромные земли, богатство, влияние, а также еще большие амбиции.

4. Чем отличается средневековая школа от той, в которой вы учитесь? Выделите сами линии для сравнения. В какой школе вам хотелось бы учиться? Почему?

Средневековая школа занималась подготовкой нужных церкви специалистов, а не образованием. В средневековой школе людей не учили думать, не учили самостоятельно работать с информацией. В современной же школе мы имеем возможность научиться самостоятельно мыслить, а не только заучивать церковные тексты и догматы.

5. Церковь обычно осуждала взимание платы за обучение. Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с такой позицией относительно нашего времени? Аргументируйте свой ответ.

Христианская церковь в Западной Европе совершенно не ставила перед собой задачи повышения уровня образования народных масс, это противоречило ее принципам и ставило под угрозу господство церкви. Тем не менее церковь в Средние века стала единственным образовательным центром в Западной Европе. Организуя соборные школы, церковь решала несколько задач: подготовка священников для проповедования церковной догматики, воспитание и передача обучающимся угодного для церкви мировоззрения. В церкви прекрасно понимали, что в школах они должны воспитать религиозную и политическую элиту, верных борцов с ересью, а в крайнем случае – добрых и преданных прихожан. Естественно, взимание платы за такое обучение было бы неправильным.

Я могу понять такие стремления церкви, но не могу одобрить их с позиции нашего времени. Образование предполагает всесторонне обучение и воспитание у обучающегося принципов самостоятельного поиска и обработки информации. Образованный человек умеет работать с информацией и делать собственные выводы, руководствуясь лишь свободой выбора. Средневековая церковь занималась лишь подготовкой «элиты» с нужными ей умениями и качествами. Такое вмешательство в образовательный процесс я считаю вредным.

6. Во всех странах Западной Европы, принявших христианство, богослужение велось на латинском языке. Подумайте, какие последствия могли быть у этого явления.

Почему в качестве языка богослужения в странах Западной Европы применялся и применяется мертвый язык – латынь? Этому есть несколько объяснений.

Во-первых, западноевропейская церковь сохранила мертвый латинский язык в качестве языка богослужения в память о распространении христианского учения в Риме. Мертвый язык также позволял гарантировать неизменность текста службы. Мертвый язык в отличие от живого не меняется. Во-вторых, считалось, что молитва обращена к Богу, а не присутствующим во время мессы прихожанам. Верующим вообще не обязательно слушать и понимать, что говорит священник. В-третьих, язык богослужения должен придавать богослужению торжественный и даже в какой-то степени сакральный характер, отделяющий его от повседневной жизни. Тут в принципе не уместен народный язык. Таинство богослужения не должно быть слишком доступным. В-четвертых, использование латинского языка позволяет служить одну мессу для верующих разных национальностей, в то время как использование живых языков повлекло бы в многонациональных местностях споры, на каком языке служить.

Есть еще много причин для сохранения неизменного языка для богослужения. Кстати, это касается не только богослужения в Западной Европе — в современных православных церквях в России богослужение тоже ведется не на русском языке, а на старославянском.

Теперь обратимся к последствиям у этого явления. Уже в средние века в государствах Западной Европы латынь была мертвым языком. Все государства разговаривали на так называемой «варварской латыни», которая была смесью латыни и языков различных германских племен, захвативших власть на территории Западной Европы. Эти языки, каждый из которых имел собственные особенности, и латынь с течением времени все больше отдалялись друг от друга, и настал момент, когда латынь стала непонятна для широких масс населения. Для того чтобы понимать латинский текст, а тем более писать по-латыни, нужно было длительно учиться; но народ не имел этой возможности. Однако это обстоятельство нисколько не смущало церковь; наоборот, оно как раз вполне отвечало и её специальным церковным интересам, и интересам феодального общества. Действительно, недоступность Библии и других, религиозных книг для широких масс населения необычайно повышала значение всей армии церковников во главе с епископами и самим папой. Церковники становились неизбежными посредниками между богом, его священным писанием, Библией, и всей массой верующих. Только церковникам предоставлялись возможность, право и обязанность читать, пересказывать и толковать Библию. Легко понять, что при господстве религиозного мировоззрения в средневековом обществе священники-посредники, хранители и толкователи библейской истины получали громадную власть над умами людей.

Недоступность Библии на латинском языке для масс привела к появлению многочисленных еретических учений. Дело в том, что как раз в Библии еретики находили идеологические основы для критики церковных догматов и для их отрицания, для обличения церковных деятелей — ведь церковная действительность никак не соответствовала библейским идеалам. Добравшись до Библии, всякий разумный человек тотчас убеждался, что церковь с её богатствами и продажностью, с развратными и жадными священниками — самая нехристианская организация в мире.

Также можно выделить и другие последствия использования латыни в богослужении. Мы видим, что латынь, как язык церкви, стал языком западноевропейской средневековой науки и образованности, языком средневекового просвещения. Отсюда делаем вывод, что сама средневековая наука и образованность оказались недоступными для широких слоёв населения. Средневековая культура оказывалась доступной лишь для господствующего класса. Она стала привилегией господствующего класса феодалов во главе с феодальной церковью. Этот порядок вещей как нельзя лучше соответствовал общественным отношениям средневековья. Чем темнее и невежественнее народ, тем он более раздроблен и неорганизован, тем легче господствовать над ним кучке вооружённых феодалов.

Таким образом, латынь в богослужении в итоге служила лишь инструментом для усиления контроля над широкими массами.

Источник

Церковные школы: содержание, формы и методы обучения.

Что означает соборные школы Что означает соборные школы Что означает соборные школы Что означает соборные школы

Что означает соборные школы

Что означает соборные школы

Католическая церковь крепко держала все образование в своих руках. В средневековых монастырях переписывались книги для нужд богослужения, готовились переписчики, создавались библиотеки и школы.

Наконец, при ряде приходских церквей велось более или менее систематическое преподавание в так называемых приходских школах. В школах обучались только мальчики. Приходские школы помещались в каком-либо церковном помещении или на квартире того служителя культа, который брал на себя обучение детей. Обучали в них чтению молитв на латинском языке и церковному пению, реже учили письму. Зачастую смысла читаемого на не родном языке ученики не понимали.

Монастырские и соборные школы, как правило, имели особые помещения, предназначенные для учения; определенные сроки обучения не устанавливались. Учителями были духовные лица, получившие навыки учебной работы.

В приходской школе учение продолжалось несколько лет: наряду с детьми учились и юноши и даже взрослые люди, решившие постигнуть «книжную мудрость». В начальной стадии обучения учитель читал материал на непонятном учащимся латинском языке, а они повторяли его вслух; там, где ученики владели письмом, они записывали урок на навощенной дощечке, а затем, выучив наизусть, стирали. Каждый учащийся вызывался к доске и должен был повторять заученное без запинки.

Учили читать по-латыни буквослагательным методом, который был основан на механическом запоминании, и поэтому процесс учения был крайне труден. Материалом для чтения служили религиозные книги, содержание которых было недоступно учащимся. До возникновения книгопечатания книги были рукописными и написаны разным почерком, что крайне затрудняло овладение техникой чтения. Техника письма была также очень сложной.

Учитель не щадил своих учеников за ошибки; жестокие телесные наказания были очень распространены. Они одобрялись церковью, которая учила, что «природа человека греховна» и телесные наказания способствуют спасению души, изгоняют «дьявольское начало».

В низшие школы первоначально принимались только дети католического духовенства. А с XI века, после того как духовенству было воспрещено вступать в брак, в эти школы стали принимать детей горожан и некоторых крестьян. В школах стали учиться и те, кто не собирался становиться церковнослужителем или монахом.

Основная масса народа не получала образования в школах; дети воспитывались родителями в повседневном труде. В семьях и мастерских ремесленников сложилась система ремесленного ученичества. Обучение труду и самый труд осуществлялись одновременно: овладевая трудовыми навыками, ученики проявляли большую сноровку и ловкость.

Особенно большое значение придавалось грамматике, которая сводилась к разучиванию грамматических форм латинского языка, к разбору различных духовных книг и к заучиванию отдельных грамматических форм и оборотов религиозно-мистического значения. Риторика первоначально сводилась к изучению сборников церковных законов и к составлению деловых бумаг церковного характера, а затем ее задачей была подготовка церковных проповедей. Диалектика готовила учащихся к спору на религиозные темы, приучала их защищать религиозные догмы. На занятиях по арифметике учащиеся знакомились с тремя действиями, реже с четырьмя (так как деление было очень осложнено) и овладевали мистическим значением чисел. Знание астрономии помогало в расчетах для установления даты пасхи и предсказаний по звездам; обучение музыке было связано с церковным богослужением. Всем учебным предметам был придан религиозно-мистический характер.

Что означает соборные школы

Вновь организованные церковные школы стали восприемниками античной традиции, наиболее приметным проявлением которой (хотя и искаженная) была латынь, ставшая языком образованной средневековой Европы. Следы античности мы находим в программах («тривиум» и «квадривиум»), методах средневековой школы.

Между тем потребность в грамотных чиновниках и священнослужителях увеличивалась.

Католическая церковь стремилась исправить положение. Духовные соборы в Оранже и Валенсе (529 г.), шестой Вселенский собор (681 г.) принимали обращения о необходимости создания школ. Но эти призывы были безрезультатны.

Карл был одним из первых крупных политических деятелей средневековой Европы, кто осознал роль школы как орудия государственности. Он всячески поощрял учреждение церковных школ. В специальных капитуляриях (787 и 789 гг.) приходам и епископствам предписывалось открывать школы для всех сословий, где учили бы «символу веры и молитвам». Это была, по сути, одна из первых попыток организовать в Европе обязательное и бесплатное элементарное обучение.

Но результата акции Карла не дали. Вскоре после его кончины перестала существовать дворцовая школа. Среди светских феодалов вновь возобладало отрицательное отношение к книжной культуре и образованности. Островками знания в море невежества остались церковные школы. Тем не менее начало было положено. Не случайно и сегодня во Франции как школьный праздник отмечают «День святого Карла» в память о просветительской деятельности одного из первых королей франков.

В раннесредневековой Европе сложились два главных типа церковных учебных заведений: епископальные (кафедральные) школы и монастырские школы.

В малых школах один учитель (схоласт, дидаскол, магнискола) обучал всем предметам. По мере увеличения количества учащихся к нему присоединялся кантор, преподававший церковное пение. В больших школах, кроме учителей, за порядком надзирали циркаторы.

Епископальные (кафедральные) школы до IX в. являлись ведущим типом церковных учебных заведений. Наиболее известными были школы в Сен-Дени, Сен-Жермене, Туре, Фонтенеле (Франция), Утрехте (нынешние Нидерланды), Люттихе (современная Бельгия), Галле, Рейхене, Фульде (Германия) и ряд других.

В течение IX в. школы при епископствах и кафедральных соборах переживают упадок. В числе причин этого можно назвать разорительные набеги норманнов, конкуренцию монастырских школ. Однако в X в. рост сети епископальных и кафедральных школ возобновился. Например, во Франции вновь возникли подобные учреждения в Суассоне, Вердене, Реймсе, Шартре, Париже (школы Нотр-Дама и Святой Женевьевы). В числе основателей этих школ можно указать Лефранка (1005- 1089).

Среди создателей первых монастырских школ средневековья выделялся Кассиодор. В монастыре, настоятелем которого он был, работала школа с библиотекой.

В течение шести веков монастырские школы бенедиктинцев оставались наиболее влиятельными учебными заведениями такого типа. В конце VIII в., например, в Западной Европе существовало до 15 тыс. монастырей св. Бенедикта, при каждом из которых действовала школа. Особую известность приобрели в это время школы бенедиктинцев в Рогенсбурге, Тюрлингене, Гессене (Германия).

К XIII в. влияние бенедиктинцев на духовную жизнь падает. Средневековое общество справедливо обвиняло многих членов ордена в разврате и излишествах.

Впрочем, нельзя говорить, что школа совсем забыла, что имеет дело с детьми. Порой устраивались «дни веселья», когда разрешались игры, борьба и пр. Хотя формально каникул не существовало, дети могли отдохнуть от учебы во время многочисленных церковных праздников.

Подавляющее число церковных школ ограничивалось рудиментарным образованием. В школах бенедиктинцев три года учили началам грамоты, пению псалмов, соблюдению религиозных ритуалов. Немного шире была программа аналогичных школ капуцинов, которая знакомила с религиозным учением и давала общую подготовку (письмо, счет, пение); иногда к этому добавляли начала астрономии.

Основными учебными книгами были Абецедарий и Псалтирь. Абецедарием называлось пособие, напоминающее современный букварь. Оно приобщало учеников к основам христианской веры, которые они сопоставляли с устными наставлениями на родном языке. При изучении Абецедария происходило деление учащихся на тех, кто завершал обучение на элементарном уровне, и тех, кто продолжал учебу. Псалтирь заучивали сначала наизусть, затем (после усвоения алфавита) читали.

Затем учили письму. Писали на вощеных деревянных дощечках металлической заостренной палочкой (стило), т.е. так же, как в античную эпоху Лишь избранные использовали весьма дорогой пергамент (до VI в.), перья и чернила из сажи (чернильницы изготовлялись из рогов животных).

Церковные школы, где давалось повышенное образование, исчислялись единицами. Несколько таких школ, например, было в конце VIII в. в Англии, Ирландии и Шотландии. Ряд церковных школ превратился в крупные учебные центры. Так, в начале XII в. в Парижской богословской школе, по свидетельству современников (вероятно, несколько преувеличенному), учились до тридцати тысяч студентов, в том числе 20 будущих кардиналов и 50 будущих епископов.

Грамматика являлась главным учебным предметом. Изучение латыни начиналось с элементарных правил, освоения простейших фраз (правила были весьма сложными, например, знаки препинания появились только в VIII в.). При обучении грамматике пользовались учебниками Присципиана, Доната, Диомеда, Алкуина (до IX в.), Ратерия (в X в.), Александера (до XV в.). Постепенно учебники упрощались, становились доступнее. Например, в учебном пособии Александера латинская грамматика и Библия излагались в рифмованном виде.

Классическая греческая литература изучалась в латинском переводе, поскольку греческий язык был исключен из программы, так же как и новейшие языки.

География и геометрия давали представление об устройстве обитаемого пространства с помощью чисел. Число не отделялось от пространственной формы. Каждая цифра соответствовала своей геометрической фигуре. В соотношении фигур и чисел искали глубокий нравственно-философский смысл. Собственно геометрию изучали по скудным отрывкам из Евклида. Географическая наука была развита крайне слабо. Ученых-географов было мало, например, Адам Бременский (ум. в 1076 г.). Основные географические сведения черпали из арабских источников. Немногие знали о путешествиях викингов в Винланд (нынешняя Северная Америка).

В музыкальном образовании предпочтение отдавалось духовной и светской музыке. Ее воспринимали как отражение гармонии между природой и человеком, обществом и Богом. Инструментальной музыке обучали с помощью нот, означенных буквами алфавита. Линейная нотная грамота появилась в 1030 г.

Программа по арифметике включала не только и не столько овладение четырьмя арифметическими действиями, так как считалось, что мир устроен Богом с помощью чисел, и потому им приписывались чудесные свойства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *