Что означает собака в геральдике
Собаки на гербах
Слово «герб» пришло в русский язык из польского, а туда, в свою очередь, из немецкого (нем. Erbe — наследство). Герб — это наследственная эмблема, отличительный знак; на нем изображаются предметы, символизирующие владельца данной эмблемы (человека, сословие, род, город, страну и т.п.). Изучением гербов занимается наука геральдика. Классические гербы обычно состоят из следующих элементов: щит, шлем, намет (выходящие из шлема украшения), корона, нашлемник, щитодержатели (изображения людей, аллегорических фигур или «»геральдических зверей», стоящих на задних лапах, мантия и девиз. Каждый элемент герба, равно как и способ его изображения (например, форма или цвет), имеет своё значение; в совокупности же элементы могут многое рассказать о своем владельце. Гербы в форме, близкой к современной, появились в Средние века в Западной Европе, в Англии и Франции. Первым гербом считается щит с шестью золотыми львами на голубом поле. Согласно одной из версий (впрочем, сегодня оспариваемой), Жоффруа V Анжуйский получил его в 1127 году (1128) от своего тестя, короля Англии Генриха I. Распространение гербов связано с появлением боевых доспехов, прежде всего, шлема с забралом, закрывающим лицо.
СОБАЧЬЯ ГЕОГРАФИЯ Вполне объяснимо появление собак на гербе Канарских островов. Собаки держат щит, на котором изображены семь островов, входящих в этот архипелаг. Это «говорящий» символ, поскольку название Canarias образовано от латинского canis — «собака». Буквально «Собачьи острова». Некогда римский ученый Плиний Старший утверждал, что на этих островах водятся огромные собаки. Позже выяснилось, что Плиний ошибался, однако название сохранилось. С 1506 года собака украшает также герб крупнейшего города архипелага, столицы острова Гран-Канария, Лас-Пальмас.
Название шотландского города Линлитгоу, на первый взгляд, не имеет ничего общего с собаками. Однако у горожан Линлитгоу есть странное прозвище «черные суки», а на гербе города изображена чёрная собака, прикованная цепью к дубу. Чёрная собака присутствует и в гербе города Банги (Великобритания), а под ней — зигзаг молнии. Вообще легенды о черном псе очень популярны в Англии, особенно в восточных её графствах. Встреча с чёрной собакой обычно предвещает несчастье. Чаще всего её описывали как «огромную, чёрную, как смоль. Из её пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Пёс проваливался сквозь землю или исчезал со вспышкой».
Не имеет смысла перечислять все семейства, на гербах которых изображена собака: их слишком много. Словом, и знатные роды, и целые города охотно ассоциировали свои фамилиии названия с собаками, не смотря даже на то, что в той же Библии упоминания о собаках обычно носят уничижительный характер. Жизнь, в которой всегда находилось место искусным охотникам, надежным сторожам или даже просто верным друзьям, оказывается сильнее любых «писаний», какими бы священнымиони ни были.
При копировании материала активная ссылка на сайт Друзья собак обязательна!
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
Геральдика. Животный мир
| ||
Рубрики: | Геральдика |
Метки: геральдика.
Процитировано 2 раз
Понравилось: 2 пользователям
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Метки
—Рубрики
—Статистика
Собака, как символ
Собака
Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Энциклопедия сверхъестественных существ. М., 1997.
Плутарх говорит, что собаки символизируют консервативное, бдительное, философское начало в жизни.
Собака, подымающая свою грубую шею, с мордой поочередно то черной, то золотой означает посланника, снующего туда-сюда между высшими и подземными силами (Апулей). Она охраняет границы между тем миром и этим, страж этого перехода, страж мира подземного, прислужница мертвых, психопомп.
В алхимии собака с волком олицетворяют дуальную природу Меркурия, философской ртути, ноуса.
У кельтов ассоциируется с целительными водами и сопровождает богов охоты, войны и героев, а также бога-целителя Ноденса. Суцеллоса также сопровождает собака.
У китайцев означает верность, неколебимую преданность. Приход собаки значит будущее процветание. Красная Небесная Собака Тьен-ку относятся: к принципу ян и помогает Эрлангу отгонять злых духов; но, будучи стражем ночных часов, собака становится инь и символизирует разрушение, катастрофу, становится связаной с метеорами и затмениями. В эти периоды собака приходит в бешенство и кусает Солнце или Луну. Львиная Собака Будды часто изображается в китайском искусстве.
У египтян она сокологлавый проводник к солярному богу, помогающий держать Солнце на верном пути. Посвящена Анубису, богу с шакальей или собачьей головой, и Гермесу, как богу-посланнику. Является атрибутом Великой Матери, Аменти.
У евреев означает нечистоту.
У японцев: защита, страж.
У майя собака, несущая факел, олицетворяет молнию.
В митраизме, будучи психопомпом, собака связана с жертвой быка, и в этом случае изображается со змеей и скорпионом.
В шумеро-семитской мифологии собака ассоциируется со скорпионом, змеей и всеми рептилиями, несущими зло, злобными и демоническими; в финикийской иконографии собака сопровождает Солнце и является эмблемой Гала, великого целителя. Собака является составной частью символики Богини-Матери и аккадского Белитили, чей трон держится на собаках, либо собака сидит у его трона. Атрибут Астарты.
источник
СОБАКА
Преданность, защита, бдительность – символизм, источник котороголежит в основном в кельтской и христианской традициях. В более примитивныхи древних представлениях собака ассоциировалась с загробным миром– как его страж и как проводник, доставляющий туда души умерших (например,мифический древнегреческий Цербер, ужасающий трехглавый пес у входав ад). Трехглавые псы также сопровождали Гекату, богиню смерти, котораячасто посещала могилы и перекрестки дорог и в честь которой древниегреки приносили в жертву собак. Среди других символов агрессии – скандинавскийадский пес Гарма и черная собака сатаны.
Однако обычно символизм, связанный с собакой и смертью, болеепозитивен. Тот факт, что они ежедневно и повсюду сопровождали человека,и приписываемое им знание мира духов стали причиной того, что их считалихорошими проводниками в загробном мире. Они встречаются в этой ролии в древнеегипетской мифологии как спутники бога Анубиса, и как проводникичеловеческих душ через реку Смерти в мифах майя. Ацтекский бог-собакавел солнце сквозь тьму загробного мира и возрождался вместе с ним каждоеутро. Собаки часто были жертвенными животными – в честь своих умершиххозяев или как посредники в общении с богами, как, например, в ирокезскомжертвоприношении белой собаки. Души умерших были в более тесном контактес собаками в древности в Центральной Азии и Персии, где телами умершихкормили собак. Этот обычай привел к семитскому и мусульманскому представлениюо собаке как о нечистом, подлом, жадном животном, которого использовалитолько как сторожа (за исключением гончих собак, у которых был по вполнепонятным причинам более высокий статус). Во многих культурах собакабыла одновременно символом презрения и преданности, что и закрепилосьв современной идиоматике – эта противоречивость отражена в происхождениислова «циник» от греческого слова «kuon» (собака), оскорбительноговыражения по отношению к последователям философа Диогена, иллюстрирующегоих агрессивную грубость, но принятого затем как подходящее обозначениедля их роли стражей морали. Название «доминиканцы» для монашескогоордена переводится с латинского как «псы Господа» и прямо символизируетмиссию охраны христианских догм. В христианстве собака – также подходящийсимвол для пастыря Господня, и поэтому она была эмблемой духовенства.Собаки – символы милосердия в кельтско искусстве, спутники многих богинь– покровительниц целительства, а также охотников и воинов. Собаки– символ защиты в Японии, а также в Китае, хотя там они могут иметь репутациюдемонических созданий, особенно в космическом символизме затменияи других пугающих явлений природы; они могут быть символом как солнца,так и ветра. Послушный пес – символ верности закону, хотя Будда сказал,что –те, кто живет как собака, после смерти и превратятся в собаку. Виндуизме собаки считаются спутниками бога смерти Ямы, что снова возвращаетнас к связи собаки и загробного мира.
В других местах собак часто напрямую ассоциировали с богами,особенно в Африке. В Меланезии, в североамериканских и сибирскихлегендах ум собаки сделал ее символом неистощимых выдумок, создателемили похитителем огня. Как и другие подобные легендарные фигуры, собаки проклинали, и восхваляли. В некоторых легендах утверждается, чтоиз-за оплошности собаки человек потерял дар бессмертия.
murmia
Мурка
Герб (польск. herb от нем. Erbe — наследство) — эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба (человека, сословие, род, город, страну и т. п.). Изучением гербов занимается геральдика.
Гербы обычно состоят из следующих элементов: щит, шлем, намёт (выходящие из шлема украшения), корона, нашлемник, щитодержатели (изображения людей, аллегорических фигур или «геральдических зверей», стоящих на задних лапах), мантия и девиз
Список гербов в Википедии:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B1#top
ДЕВИЗ – выразительное изречение, афоризм, имеющий прямое или аллегорическое отношение к гербовладельцу. Помещается на узкой ленте под или над щитом. Цвет ленты и букв должен соответствовать цвету или металлу герба.
ЩИТ – геометрическая фигура, на которой помещаются гербовые фигуры. В русской геральдике принят так называемый французский щит – четырехугольной формы с закругленными нижними углами, с заострением в средней части нижней кромки щита, с соотношением ширины к высоте, равной 7:8. Среди других форм щита выделяются треугольный (варяжский), круглый (английский), овальный (итальянский), фигурный (немецкий), плоский сверху и закругленный внизу (испанский) и многие другие.
ФЕНИКС – мифическая птица, возрождающаяся из огня и пепла. Символ возрождения и бессмертия.
2) Цвета на гербе:
ГОЛУБОЙ ЦВЕТ – символизирует красоту, величие, верность, доверие, безупречность, а также развитие, движение вперед, надежду, мечту. Изображается горизонтальными линиями.
КРАСНЫЙ ЦВЕТ – символизирует любовь, мужество, смелость, великодушие, а также кровь, пролитую за веру, государя, отечество.
ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ – символизирует изобилие, плодородие, радость, свободу, покой и мир. Изображается диагональными линиями справа налево.
ЗОЛОТО – символизирует справедливость, милосердие и смирение, а также богатство, знатность, самостоятельность.
СЕРЕБРО – геральдический металл, изображаемый белым цветом. Символ веры, чистоты, искренности, чистосердечности, благородства, откровенности и невинности.
ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ – символ образованности, скромности, осторожности, постоянства в испытаниях, скорби и печали. Изображается пересекающимися вертикальными и горизонтальными линиями.
ПУРПУРНЫЙ ЦВЕТ – символ достоинства, благочестия, умеренности, щедрости и верховного господства. Изображается диагональными линиями слева направо.
5) символы, заинтересовавшие меня при рассматривании гербов и показавшиеся мне любопытными:
Палка с надетой на нее «шапкой Свободы» (иначе, Фригийская шапка — головной убор древних фригийцев, имела форму высокого колпака, верх которого ниспадал кпереди, часто снабжена была двумя клапанами на ушах; встречается на многих древних статуях (особенно Париса). Послужила образцом для шапочки якобинцев во время великой французской революции; с тех пор — символ свободы), они символизируют желание стоять на страже свободы своей страны. (например, на гербе Аргентины)
герб РФ
из Федерального Закона о Государственном гербе Российской Федерации:
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём змея.
История Российского герба:
Великий князь Московский Иван III (1462-1505) женился на византийской царевне Софье Палеолог. Чтобы завоевать уважение других государств, он принял родовой герб византийских царей — Двуглавого Орла. Византийский герб с изображением орла олицетворял независимость. Две головы символизировали власть над восточной и западной частью империи. На головах орла были изображены две короны, знак двойной власти. Когда Иван III превратился из Великого князя в царя Московского, он взял для своего государства новый герб — Двуглавого Орла. Иван III в 1472 году возложил на обе орлиные главы Цесарские венцы. В это же время на груди Орла появляется щит с изображением иконы Святого Георгия Победоносца. В 1480 г. царь Московский становится Самодержцем — независимым и самостоятельным главой государства, чья воля для всех — закон. А вот уже сын Ивана III, Василий III (1505-1533) возлагает на обе главы Орла одну общую самодержавную Шапку Мономаха.
В 1610 году впервые в лапе Орла появляется Скипетр — символ твердой власти. Слово происходит от соединения двух греческих слов: «палка» и «опираюсь». Это один из знаков монархической власти. Шекспир писал о скипетре так: «Он — атрибут величья и почета, внушающий пред царской мощью трепет». Жажда «скипетра» пробудила в народе волну патриотизма и привела к освобождению Москвы и избранию новой династии в лице Михаила Федоровича Романова (1613-1645), прозванного народом Тишайшим.
На протяжении 1472-1918 гг. русский Орел несколько раз меняет свои формы. На иконах Святой Георгий Победоносец всегда скачет слева направо, то есть с запада на восток, угрожая извечным врагам — монголо-татарам. Теперь же враг оказался на западе: поляки и Ватикан не оставляли своих надежд привести Русь в католическую веру.
другие примеры государственных гербов:
1. Республика Ирак. Ирак — государство в Западной Азии, на юго-востоке имеющее узкий выход к Персидскому заливу Индийского океана. Столица Багдад