Что означает слово жертва
ЖЕРТВА
Полезное
Смотреть что такое «ЖЕРТВА» в других словарях:
Жертва — Жертва: жертва 1) человек, пострадавший или погибший от чего либо; 2) человек, пострадавший или погибший ради чего либо; 3) животное, объект охоты хищника; 4) живое существо или предмет, приносимое в дар божеству во время жертвоприношения[1].… … Википедия
ЖЕРТВА — аборта. Прост. Груб. О ничтожном, неполноценном человеке. Вахитов 2003, 54; Максимов, 130; Арбатский, 127. /em> Слова Остапа Бендера из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» (1928 г.). Дядечко 2, 62. Жертва автомобильного аборта. Жарг … Большой словарь русских поговорок
жертва — ЖЕРТВА, ы, ж. (или жертва аборта, жертва классовой борьбы, жертва пьяной акушерки, жертва чахотки, жертва красного террора, жертва ошибки акушера и т. п.). Ирон. обращение (руг. или ласк. дружеское, в зависимости от ситуации). Ср. «жертва аборта» … Словарь русского арго
жертва — См. благодеяние, дар, клиент, расход пасть жертвой, принимать вид жертвы, стать жертвой. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. жертва благодеяние, дар, клиент, расход;… … Словарь синонимов
Жертва — (иноск.) пострадавшій отъ чьихъ либо вліяній или другихъ причинъ. Ср. Всѣ мы жертвы обстоятельствъ. Грановскій. Переписка. Ср. Кажется, въ концѣ концовъ у тебя будетъ масса жертвъ, падшихъ отъ твоей красоты. При словахъ «масса жертвъ» ей… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
ЖЕРТВА — особь, подвергающаяся прямому нападению со стороны хищника. Необходимое звено в системе “хищник жертва”, в которой жертва источник питания для хищника. См. также Хищничество. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция… … Экологический словарь
ЖЕРТВА — жен. пожираемое, уничтожаемое, гибнущее; что отдаю или чего лишаюсь невозвратно. | Приношенье от усердия божеству: животных, плодов или иного чего, обычно с сожиганием; | отречение от выгод или утех своих по долгу или в чью пользу; самоотверженье … Толковый словарь Даля
ЖЕРТВА — в криминологии физическое или юридическое лицо, которому уголовно наказуемым деянием был непосредственно либо косвенно причинен материальный или нематериальный ущерб; в широком смысле социальные группы (см. также Потерпевший, Виктимология) … Юридический словарь
Жертва — А. Пострадавший, погибший в результате несчастного случая, стихийного бедствия, преступных действий и т.п. Б. Добровольный или вынужденный отказ от имущества, прав, привилегий ради достижения поставленных целей или получения выгод в будущем.… … Словарь бизнес-терминов
ЖЕРТВА — ЖЕРТВА, ы, жен. 1. В древних религиях: приносимый в дар божеству предмет или живое существо (убиваемое), а также приношение этого дара (жертвоприношение). Ж. богам. 2. Добровольный отказ от кого чего н. в чью н. пользу, самопожертвование (высок.) … Толковый словарь Ожегова
Жертва
См. также
Примечания
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью. |
Полезное
Смотреть что такое «Жертва» в других словарях:
ЖЕРТВА — аборта. Прост. Груб. О ничтожном, неполноценном человеке. Вахитов 2003, 54; Максимов, 130; Арбатский, 127. /em> Слова Остапа Бендера из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» (1928 г.). Дядечко 2, 62. Жертва автомобильного аборта. Жарг … Большой словарь русских поговорок
жертва — ЖЕРТВА, ы, ж. (или жертва аборта, жертва классовой борьбы, жертва пьяной акушерки, жертва чахотки, жертва красного террора, жертва ошибки акушера и т. п.). Ирон. обращение (руг. или ласк. дружеское, в зависимости от ситуации). Ср. «жертва аборта» … Словарь русского арго
жертва — См. благодеяние, дар, клиент, расход пасть жертвой, принимать вид жертвы, стать жертвой. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. жертва благодеяние, дар, клиент, расход;… … Словарь синонимов
Жертва — (иноск.) пострадавшій отъ чьихъ либо вліяній или другихъ причинъ. Ср. Всѣ мы жертвы обстоятельствъ. Грановскій. Переписка. Ср. Кажется, въ концѣ концовъ у тебя будетъ масса жертвъ, падшихъ отъ твоей красоты. При словахъ «масса жертвъ» ей… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
ЖЕРТВА — ЖЕРТВА, жертвы, жен. (книжн.). 1. В древних религиях приносимые в Дар божеству предмет или живое существо (умерщвляемое при этом). Приносить жертву. Принести кого что нибудь в жертву. Человеческие жертвы. || То же, что жертвоприношение. «Пока не… … Толковый словарь Ушакова
ЖЕРТВА — особь, подвергающаяся прямому нападению со стороны хищника. Необходимое звено в системе “хищник жертва”, в которой жертва источник питания для хищника. См. также Хищничество. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция… … Экологический словарь
ЖЕРТВА — жен. пожираемое, уничтожаемое, гибнущее; что отдаю или чего лишаюсь невозвратно. | Приношенье от усердия божеству: животных, плодов или иного чего, обычно с сожиганием; | отречение от выгод или утех своих по долгу или в чью пользу; самоотверженье … Толковый словарь Даля
ЖЕРТВА — в криминологии физическое или юридическое лицо, которому уголовно наказуемым деянием был непосредственно либо косвенно причинен материальный или нематериальный ущерб; в широком смысле социальные группы (см. также Потерпевший, Виктимология) … Юридический словарь
Жертва — А. Пострадавший, погибший в результате несчастного случая, стихийного бедствия, преступных действий и т.п. Б. Добровольный или вынужденный отказ от имущества, прав, привилегий ради достижения поставленных целей или получения выгод в будущем.… … Словарь бизнес-терминов
ЖЕРТВА — ЖЕРТВА, ы, жен. 1. В древних религиях: приносимый в дар божеству предмет или живое существо (убиваемое), а также приношение этого дара (жертвоприношение). Ж. богам. 2. Добровольный отказ от кого чего н. в чью н. пользу, самопожертвование (высок.) … Толковый словарь Ожегова
Жертва
Б. Добровольный или вынужденный отказ от имущества, прав, привилегий ради достижения поставленных целей или получения выгод в будущем.
Значение слова Жертва по словарю Даля:
Жертва
ж. пожираемое, уничтожаемое, гибнущее; что отдаю или чего лишаюсь невозвратно. | Приношенье от усердия божеству: животных, плодов или иного чего, обычно с сожиганием; | отречение от выгод или утех своих по долгу или в чью пользу; самоотвержен
Значение слова Жертва по словарю Брокгауза и Ефрона:
Жертва — умилостивительное или благодарственное приношение Богу от плодов земных или из царства животных. Этимологически это слово происходит от глагола жрети, жрать, пожирать (отсюда жрец, см.) — как вследствие представления о том, что приносимое в Ж. потребляется божеством, так и вследствие того, что Ж., по освящении ее, потреблялась самими приносящими. Идея Ж. проникает собой все религии, как древнего, так и нового мира, но формы ее разнообразны до бесконечности. В наиболее чистом виде Ж. представляется в Библии, где она выступает уже в первобытные времена как символ отношений между Богом и человеком. Чувствуя свое ничтожество и свою полную зависимость от Высшего существа, человек старается умилостивить его в случае бедствия или возблагодарить в случае успеха и благоденствия, равно как и просто выразить чувства своей преданности ему, и вследствие этого приносит ему Ж., т. е. жертвует от своего достатка что-нибудь такое, что дорого и приятно ему самому, в предположении, что то же самое будет приятно и божеству. Первые следы Ж. в Ветхом Завете мы видим уже на первых страницах Библии; сыновья прародителей приносили в Ж. Богу — один от плодов земных (Каин), а другой от стад своих (Авель). После потопа обычай жертвоприношений является уже вполне выработавшимся. Патриархи приносят Ж. при всяком выдающемся случае в своей жизни; но только при Моисее вполне выработана была подробная обрядовая регламентация жертвоприношений. Правила о них изложены в книге Левит; они разделялись на пять родов: 1) Ж. всесожжения (см. Всесожжение). 2) Ж. о грехе, 3) Ж. повинности — за невольные и вольные прегрешения; 4) Ж. мира — в выражение благодарности Богу и 5) Ж. бескровная — состоявшая из приношения не животных, а муки, масла, вина и ладана. Как первые четыре рода Ж. означали принесение Богу жизни, так этот последний род означал принесение Ему плодов земли. При необычайных событиях Ж. иногда приносились в огромном количестве. Так, Соломон по случаю освящения храма принес в Ж. 22 тыс. волов и 120 тыс. овец. Отличительной особенностью библейских Ж. было то, что в них весьма сложная обрядность не закрывала основной идеи этого установления, получавшей все большее развитие. Во времена пророков прямо уже ставился вопрос о замене символа самой сущностью дела: вместо того чтобы приносить в Ж. животных или плоды земные, требовалось приносить Богу сердце чистое, по принципу, что правда и милость — выше и благоугоднее Богу, чем кровь и жир баранов и козлов («Милости хочу, а не жертвы» — господствующий тон пророческих воззрений на этот предмет). В высшем своем значении ветхозаветные Ж. были символом великой Ж. Богочеловека, принесенной им во искупление человечества от первородного греха. В языческих религиях самая идея Ж. подверглась грубому искажению. Чувственность здесь всегда господствует над идеей, а в некоторых культах Ж. получает кровожадный характер, переходя в полный каннибализм. Так, в семитическом культе Ваала и Астарты этим божествам приносилась в Ж. девическая честь, и у капищ их существовали особые штаты «священных блудниц и блудников» (часто с омерзением упоминаемые в Библии кедешимы и кедошоты). Кровожадность находила себе высшее выражение в человеческих жертвоприношениях, бывших в обычае у многих народов древности, не исключая и классических (в первобытные времена их истории). Хотя с течением времени они и отменялись, но существование их ясно засвидетельствовано памятниками; например, на ассиро-вавилонских памятниках часто можно видеть изображение приношения людей в Ж., во всей обстановке религиозного ритуала. Чаще всего родители приносили в жертву своих детей, господа — рабов, победители — побежденных. Таких безнравственных и каннибальских жертвоприношений совершенно чужда ветхозаветная религия. Новейший критицизм, впрочем, готов усматривать следы их и в Библии, в подтверждение чего ссылается особенно на факт жертвоприношения Авраамом своего сына Исаака и на историю дочери Иеффая. Но приводимые факты нисколько не подтверждают этой мысли. Видеть в жертвоприношении Исаака доказательство существования человеческих жертвоприношений и у евреев, значит упускать из виду значение этого факта, как испытания твердости веры Авраама. Более правдоподобия, по-видимому, имеет ссылка на Иеффая, принесшего в Ж. свою дочь; но и эта история излагается в Библии (Суд., XI, 30-40) с такой таинственной неопределенностью, что факт жертвоприношения в ней может подлежать различным толкованиям, и большинство новейших исследователей склоняется к объяснению, что дочь Иеффая была просто посвящена Богу на служение при Скинии. Во всяком случае Моисеев закон ясно запрещает человеческие жертвоприношения (см. Лев., XVIII, 21; XX, 2-5; Второзак., XII, 31; XVIII, 10), как «мерзость» перед Господом. Ср. Bähr, «Symbolik d. Mos. Cultus»; Mövers, «Opferwesen der Karthager»; Hartung, «Religion der Römer»; Sykes, «Versuch über die Natur, Absicht u. d. Ursprung der Opfer» (1778). А. Л.
Жертва
Смотря по цели и назначению жертвы, по закону Моисееву, можно разделить их на четыре главных рода:
1. жертвы очищения в действительном значении этого слова, которые разделяются на жертву за грех и жертву повинности,
2. жертвы всесожжения,
3. мирные жертвы, которые делились на жертвы хваления, обетования и добровольные,
4. хлебные и возлияние. Первая из перечисленных жертв имела целью поставить человека под покров благодати, для его примирения с Богом. Три следующие рода жертв приносились уже примирившимся. В тех случаях, когда приносилось одновременно несколько жертв, первыми приносились жертвы за грех и повинности или только одна из них, а затем уже жертвы всесожжения и мирная жертва. Хлебная жертва и жертва возлияния приносились, большею частью, совместно с другими, а также и самостоятельно.
Жертвы были или кровавые, т.е. жертвы заклания, или бескровные, состоявшие из хлеба, вина и елея. Некоторые из жертв были точно определены, например, ежедневные, в известные праздники, очищения и освящения. Другие же были добровольные и приносились или всем обществом, или отдельными лицами по различным причинам.
Хотя идея о приношении не выявляется так ясно в прочих жертвоприношениях, как в двух первых, – однако и в них можно уловить указание на то и напоминание о том, что все вообще приносимые жертвы благоугодны Богу только ради крови «примиряющей». Ежедневные жертвы также должны были свидетельствовать о примирении. По закону, ничего не очищалось без крови, ибо «без пролития крови не бывает прощения» ( Евр 9.22 ).
(Несмотря на это, было возможно приносить жертвы и в других местах вне храма, что видно из некоторых мест Библии. См. примечание к слову «Священник»).
В крови приносилась Богу жизнь души, кропление кровью символизировало искупление, омытие греха и помилование грешника. Огонь на жертвеннике символизировал Бога, как живую силу, Который не терпит ничего нечистого в Своем присутствии. Сгоравшая в огне жертва – символизировала полное предаяие Богу души, которая переходит от смерти в жизнь. При жертвоприношении плодов не должно было быть меда и закваски; первый не подходил к святости и чистоте жертвы, последняя обозначала, что все нечистое и плотское не устоит перед Богом. Елей при хлебных жертвах, понимают, как символ Святого Духа или смягчающего и оживляющего милосердия Божьего. Курение обозначает молитвы праведников ( Откр 5.8 ), соль – твердый союз благодати с Иеговою и ее сохраняющие свойства ( Мк 9.49 и дал., Чис 18.19 ).
Однокоренное слово, которое созвучно нашему объекту исследования, очень популярно в СМИ. То тут, то там можно слышать, что какая-нибудь знаменитость пожертвовала очередную довольно крупную сумму денег. Жаль, что благотворительность превращается в пиар, но ничего сделать нельзя. А другие, наоборот, скрывают свои добрые поступки. Сегодня мы рассмотрим вопрос о том, что такое жертва.
Происхождение
По сведениям этимологического словаря, слово заимствованно из старославянского. Был в нем такой глагол «жръти», что означало «приносить в жертву». Ученые усматривают здесь влияние греческого языка, ибо слово geras и объект исследования восходят к одной и той же основе. Кстати, греческое слово означает «почетный дар», потому что первоначально под жертвой понимали «дар божеству».
Значение
Толковый словарь дает историческое значение как первое. Но рассмотрим их все, чтобы видеть картину целиком:
Какие значения слова «жертва» наиболее популярны сейчас? Из списка позиции 2 и 3. Первый смысл актуален только для тех, кто любит книги про древние культы и иногда перечитывает Ветхий завет. 4 смысл безнадежно устарел, поэтому и мы будем работать сегодня только с насущным.
Синонимы
Нами рассматривается простое определение, и тем не менее синонимы к слову «жертва» не будут лишними. Аналоги всегда помогают понять смысл лучше и глубже. Список замен следующий:
Как видно из перечня, полноценного синонима к слову «жертва» нет. К этой данности можно относиться как угодно, но главное – не отчаиваться. Как бы далеки ни были по смыслу слова, представленные выше, ими все-таки можно воспользоваться при случае.
Какие бывают жертвы?
Если рассматривать слово не так существительное, а как определенное действие, то с помощью прилагательных можно вспомнить множество вариантов того, какая именно бывает жертва:
Псевдожертва
После того как основная часть пройдена, стоит разобраться в тонкостях. Чтобы по-настоящему объяснить смысл определения, нужно понимать, что порой оно означает не то, чем кажется.
Например, играют папа и сын (или дочь) в шахматы, и родитель, объяснив правила, несколько раз выигрывает у начинающего шахматиста, он побеждает снова и снова, а зачем «случайно» проигрывает. Зачем ему такая жертва (что такое это, уже понятно)? С точки зрения воспитания есть две непримиримые позиции: одни родители полагают, что ребенку нельзя поддаваться, ибо это унижает его достоинство, а другие – что поддаваться нужно, так как в противном случае мальчик или девочка быстро потеряют интерес к игре. Чью сторону занять в этом педагогическом споре, каждый решает сам, но ясно одно: если разок не поддаться, то ребенок действительно может все бросить. Кроме того, победа придаст ему сил и уверенности и возникнет желание двигаться дальше.
Жертва-ловушка
Снова можно было бы воспользоваться аналогией с шахматами, но обновим образный ряд. Представим футбольный матч, в котором играет гранд и заведомый аутсайдер. Сильная команда позволяет слабой забить себе гол, не особенно сопротивляясь. Затем, когда аутсайдер поверил в собственную непобедимость, и, возможно, успокоился и потерял бдительность, гранд берет свое и забивает три безответных мяча и с легкостью доводит поединок до нужного результата.
Стратегия жертвы-ловушки практикуется и в человеческих отношениях, но имеет несколько иной вид. Это те случаи, когда за добродетель люди предъявляют чек к оплате. Желтая пресса иногда вытаскивает подобные истории на свет Божий. Матушка растила доченьку (или сынка), а потом, когда та выросла, тщательно все суммировав, выставила чаду счет. Печально. Если вас когда-нибудь спросят, что такое жертва, можете привести «торговлю добродетелью» как контрпример.
Черты подлинной жертвы
Настало время поговорить о чем-то настоящем. Чтобы отличить подлинник от подделки, нужно только проанализировать поведение человека, который делает нечто для другого. Выносим за скобки сразу то, что от любого доброго поступка человек получает моральное удовлетворение, только пророки не испытывают ничего, когда помогают людям, и то мы в это верим потому, что так написано в священных книгах, но истинного положения вещей никто не знает. Итак, что такое жертва настоящая, подлинная, как ее узнать? Черты следующие:
Читатель резонно спросит: «А можно ли привести пример хотя бы киношный, чтобы понимать, о чем речь?» Это справедливо.
В фильме «Реальная любовь» (2003) есть история о том, как отчим и пасынок после смерти жены и матери соответственно ищут общий язык. Кажется, что такое течение жизни вполне естественно, но не так много найдется мужчин, которые приняли бы на себя заботы о пасынке как о сыне. Если слегка модифицировать ситуацию и представить, что парень женат на девушке не так давно, а мальчик маленький, то вполне вероятен поворот событий, при которой сирота останется с родителями матери, а «отец» начнет новую жизнь, как будто трагически прервавшегося брака вообще не было.
Надеемся, теперь понятно, что, несмотря на простое определение слова «жертва», за ним скрывается порой целая драма.
Почему позиция «жертва обстоятельств» ущербна?
Это сложный вопрос, ведь словосочетание довольно распространенное. Причем иногда человек действительно заложник обстоятельств без всяких преувеличений. Здесь же речь идет только о том, когда мужчина или женщина намеренно занимают позицию жертвы. Почти любой без труда может вспомнить подобного рода людей: у них все и всегда отчаянно плохо. В своих бедах они винят: родителей, природу, Бога, но никогда не берут на себя ответственность за происходящее в их судьбе. Что поделать, они заложники ситуации, игрушки в руках Фортуны.