Что означает слово жена в библии

Что означает слово жена в библии

Она жена воздаёт ему мужу добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Притч. 31,12–13

Дети и построение города увековечивают имя, но превосходнее того и другого считается безукоризненная жена. Сир.40,19

Друг и приятель сходятся по временам, но жена с мужем – всегда. Сир.40,23

Жена связана законом, доколе жив муж её; если же муж её умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. 1Кор.7,39

И более любит человек жену свою, нежели отца и мать. 2Езд.4,24

Злость жены изменяет взгляд её и делает лице её мрачным, как у медведя. Сядет муж её среди друзей своих и, услышав о ней, горько вздохнет. Сир.25,19–20

Не отдавай жене души твоей, чтобы она не восстала против власти твоей. Сир.9,2

Соглашусь лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злою женою. Сир.25,18

Не засматривайся на красоту женскую и не похотствуй на жену. Сир.25,23

Сердце унылое и лице печальное и рана сердечная – злая жена. Сир.25,25

Опущенные руки и расслабленные колени – жена, которая не счастливит своего мужа. Сир.25,26

От жены начало греха, и чрез неё все мы умираем. Сир.25,27

Всякая злость мала в сравнении со злостью жены; жребий грешника да падет на неё. Сир.25,21

Жёны, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Кол.3,18

При худой жене хорошо иметь печать, и, где много рук, там запирай. Сир.42,6

Что восхождение по песку для ног старика, то сварливая жена для тихого мужа. Сир.25,22

Не оставляй умной и доброй жены, ибо достоинство её драгоценнее золота. Сир.7,21

Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем. Сир.25,24

Многие сошли с ума из-за женщин и сделались рабами через них. 2Езд. 4,26

Не будь ревнив к жене сердца твоего и не подавай ей дурного урока против тебя самого. Сир.9,1

Есть у тебя жена по душе? не отгоняй её. Сир.7,28

..к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою. Быт.3,16

Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме. Притч.25,24

Многие погибли и сбились с пути и согрешили через женщин. 2Езд. 4,27

Кто нашел добрую жену, тот нашёл благо и получил благодать от Господа. Притч. 18,23

Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрёт муж, она освобождается от закона замужества. Рим.7,2

Не давай воде выхода, ни злой жене – власти; если она не ходит под рукою твоею, то отсеки её от плоти твоей. Сир.25,28–29

Жена добродетельная радует своего мужа и лета его исполнит миром; добрая жена – счастливая доля: она дается в удел боящимся Господа. Сир.26,2–3

И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. 1Кор.11,5

..а жена есть слава мужа. 1Кор.11,7

Кроткая жена – дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе. Сир.26,17

Благодать на благодать – жена стыдливая,и нет достойной меры для воздержной души. Сир.26,18–19

Равно и жёны их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всём. 1Тим. 3:8,11

Глупый сын – сокрушение для отца своего, и сварливая жена – сточная труба. Притч.19,13

Жёны ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. 1Кор. 14,34

Болезнь сердца и печаль – жена, ревнивая к другой жене, и бич языка ее, ко всем приражающийся. Сир.26,7–8

Любезность жены усладит её мужа, и благоразумие её утучнит кости его. Сир.26,16

Большая досада – жена, преданная пьянству, и она не скроет своего срама. Сир.26,10

Наклонность женщины к блуду узнаётся по поднятию глаз и век её. Сир.26,11

..ибо неприлично жене говорить в церкви. 1Кор.14,35

Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа. Притч.19,14

Добродетельная жена – венец для мужа своего; а позорная – как гниль в костях его. Притч. 12,2

Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками. Притч.14,1

Но как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём. Еф.5,24

Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жён своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. 1Петр.3,1

Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа. Притч.19,14

Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Притч.30,30

Благонравная жена приобретает славу мужу, а жена, ненавидящая правду, есть верх бесчестия. Притч.11,15

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Новый Завет о браке

Вза­им­ные права и обя­зан­но­сти супру­гов

1‑е Посла­ние Апо­стола Петра ( 1Петр.3:1-2,7 ):
Также и вы, жены, пови­нуй­тесь своим мужьям, чтобы те из них, кото­рые не поко­ря­ются слову, житием жен своих без слова при­об­ре­та­емы были, когда увидят ваше чистое, бого­бо­яз­нен­ное житие.
Также и вы, мужья, обра­щай­тесь бла­го­ра­зумно с женами, как с немощ­ней­шим сосу­дом, ока­зы­вая им честь, как сона­след­ни­цам бла­го­дат­ной жизни, дабы не было вам пре­пят­ствия в молит­вах.

Апо­стола Павла 1‑е посла­ние к корин­фя­нам ( 1Кор.7:3 ):
Муж ока­зы­вай жене долж­ное бла­го­рас­по­ло­же­ние; подобно и жена мужу.

Апо­стола Павла посла­ние к колос­ся­нам ( Кол.3:18-19 ):
Жены, пови­нуй­тесь мужьям своим, как при­лично в Гос­поде. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.

Апо­стола Павла посла­ние к ефе­ся­нам ( Еф.5:22-33 ):
Жены, пови­нуй­тесь своим мужьям, как Гос­поду, потому что муж есть глава жены, как и Хри­стос глава Церкви, и Он же Спа­си­тель тела. Но как Цер­ковь пови­ну­ется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
Мужья, любите своих жен, как и Хри­стос воз­лю­бил Цер­ковь и предал Себя за нее, чтобы освя­тить ее, очи­стив банею водною посред­ством слова; чтобы пред­ста­вить ее Себе слав­ною Цер­ко­вью, не име­ю­щею пятна, или порока, или чего-либо подоб­ного, но дабы она была свята и непо­рочна.
Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любя­щий свою жену любит самого себя. Ибо никто нико­гда не имел нена­ви­сти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Гос­подь Цер­ковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
Посему оста­вит чело­век отца своего и мать и при­ле­пится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отно­ше­нию ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

Без­услов­ная вер­ность супру­гов

Еван­ге­лие по Матфею ( Мф.5:27-28 ):
Вы слы­шали, что ска­зано древним: не пре­лю­бо­дей­ствуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смот­рит на жен­щину с вожде­ле­нием, уже пре­лю­бо­дей­ство­вал с нею в сердце своем.

Супру­же­ские отно­ше­ния

Апо­стола Павла 1‑е посла­ние к корин­фя­нам (Кор.7:3–6):
Муж ока­зы­вай жене долж­ное бла­го­рас­по­ло­же­ние; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не вла­стен над своим телом, но жена. Не укло­няй­тесь друг от друга, разве по согла­сию, на время, для упраж­не­ния в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не иску­шал вас сатана невоз­дер­жа­нием вашим. Впро­чем это ска­зано мною как поз­во­ле­ние, а не как пове­ле­ние.

Нерас­тор­жи­мость брака. Развод.

Еван­ге­лие по Матфею ( Мф.5:31-32 ):
Ска­зано также, что если кто раз­ве­дется с женою своею, пусть даст ей раз­вод­ную (см. Втор.24:1-4 ). А Я говорю вам: кто раз­во­дится с женою своею, кроме вины любо­де­я­ния, тот подает ей повод пре­лю­бо­дей­ство­вать; и кто женится на раз­ве­ден­ной, тот пре­лю­бо­дей­ствует.

Еван­ге­лие по Матфею ( Мф.19:3-12 ):
И при­сту­пили к Нему фари­сеи и, иску­шая Его, гово­рили Ему: по всякой ли при­чине поз­во­ли­тельно чело­веку раз­во­диться с женою своею?
Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотво­рив­ший вна­чале муж­чину и жен­щину сотво­рил их? И сказал: посему оста­вит чело­век отца и мать и при­ле­пится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­чает.
Они гово­рят Ему: как же Моисей запо­ве­дал давать раз­вод­ное письмо и раз­во­диться с нею?
Он гово­рит им: Моисей по жесто­ко­сер­дию вашему поз­во­лил вам раз­во­диться с женами вашими, а сна­чала не было так; но Я говорю вам: кто раз­ве­дется с женою своею не за пре­лю­бо­де­я­ние и женится на другой, тот пре­лю­бо­дей­ствует; и женив­шийся на раз­ве­ден­ной пре­лю­бо­дей­ствует.
Гово­рят Ему уче­ники Его: если такова обя­зан­ность чело­века к жене, то лучше не жениться.
Он же сказал им: не все вме­щают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, кото­рые из чрева мате­рин­ского роди­лись так; и есть скопцы, кото­рые оскоп­лены от людей; и есть скопцы, кото­рые сде­лали сами себя скоп­цами для Цар­ства Небес­ного. Кто может вме­стить, да вме­стит.

Еван­ге­лие по Марку ( Мк.10:2-12 ):
Подо­шли фари­сеи и спро­сили, иску­шая Его: поз­во­ли­тельно ли раз­во­диться мужу с женою? Он сказал им в ответ: что запо­ве­дал вам Моисей? Они ска­зали: Моисей поз­во­лил писать раз­вод­ное письмо и раз­во­диться. Иисус сказал им в ответ: по жесто­ко­сер­дию вашему он напи­сал вам сию запо­ведь. В начале же созда­ния. Бог муж­чину и жен­щину сотво­рил их. Посему оста­вит чело­век отца своего и мать и при­ле­пится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­чает.
В доме уче­ники Его опять спро­сили Его о том же. Он сказал им: кто раз­ве­дется с женою своею и женится на другой, тот пре­лю­бо­дей­ствует от нее; и если жена раз­ве­дется с мужем своим и выйдет за дру­гого, пре­лю­бо­дей­ствует.

Еван­ге­лие по Луке ( Лк.16:18 ):
Всякий, раз­во­дя­щийся с женою своею и женя­щийся на другой, пре­лю­бо­дей­ствует, и всякий, женя­щийся на раз­ве­ден­ной с мужем, пре­лю­бо­дей­ствует.

1‑е Посла­ние к Корин­фя­нам ( 1Кор.7:10-18 ):
А всту­пив­шим в брак не я пове­ле­ваю, а Гос­подь: жене не раз­во­диться с мужем, – если же раз­ве­дется, то должна оста­ваться без­брач­ною, или при­ми­риться с мужем своим, – и мужу не остав­лять жены своей.
Прочим же я говорю, а не Гос­подь: если какой брат имеет жену неве­ру­ю­щую, и она согласна жить с ним, то он не должен, остав­лять ее; и жена, кото­рая имеет мужа неве­ру­ю­щего, и он согла­сен жить с нею, не должна остав­лять его. Ибо неве­ру­ю­щий муж освя­ща­ется женою веру­ю­щею, и жена неве­ру­ю­щая освя­ща­ется мужем веру­ю­щим. Иначе дети ваши были бы нечи­сты, а теперь святы.
Если же неве­ру­ю­щий хочет раз­ве­стись, пусть раз­во­дится; брат или сестра в таких слу­чаях не свя­заны; к миру при­звал нас Гос­подь. Почему ты знаешь, жена, не спа­сешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спа­сешь ли жены?

Вто­ро­бра­чие вдов­ству­ю­щих

1‑е Посла­ние к Корин­фя­нам ( 1Кор.7:39-40 ):
Жена свя­зана зако­ном, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, сво­бодна выйти, за кого хочет, только в Гос­поде. Но она бла­жен­нее, если оста­нется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.

Вос­кре­се­ние изме­няет зна­че­ние брака

Еван­ге­лие по Луке ( Лк.20:27-40 ):
Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выхо­дят замуж; а спо­до­бив­ши­еся достиг­нуть того века и вос­кре­се­ния из мерт­вых ни женятся, ни замуж не выхо­дят, и уме­реть уже не могут, ибо они равны Анге­лам и суть сыны Божии, будучи сынами вос­кре­се­ния. А что мерт­вые вос­крес­нут, и Моисей пока­зал при купине, когда назвал Гос­пода Богом Авра­ама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мерт­вых, но живых, ибо у Него все живы.
На это неко­то­рые из книж­ни­ков ска­зали: Учи­тель! Ты хорошо сказал. И уже не смели спра­ши­вать Его ни о чем.

Семья – свя­щен­ный союз

Семья — это первый, есте­ствен­ный и в то же время свя­щен­ный союз. Чело­век при­зван стро­ить этот союз на любви, вере и сво­боде. Семья — пер­во­на­чаль­ная, исход­ная ячейка духов­но­сти не только в том смысле, что именно здесь чело­век впер­вые науча­ется (или, увы, не науча­ется!) быть личным духом. Духов­ные силы и умения (а также сла­бо­сти и неуме­ния), полу­чен­ные в семье, чело­век пере­но­сит затем на обще­ствен­ную и госу­дар­ствен­ную жизнь.

Насто­я­щая семья воз­ни­кает из любви и дает чело­веку сча­стье. Если брак не осно­ван на любви, то семья имеет лишь внеш­нюю види­мость; если брак не дает чело­веку сча­стья, то он не выпол­няет своего пер­во­на­чаль­ного назна­че­ния. Научить детей любви роди­тели могут лишь в том случае, если они сами в браке умели любить. Дать детям сча­стье роди­тели могут лишь постольку, поскольку они сами нашли сча­стье в браке. Семья, внут­ренне спа­ян­ная любо­вью и сча­стьем, — это школа душев­ного здо­ро­вья, урав­но­ве­шен­ного харак­тера, твор­че­ской пред­при­им­чи­во­сти. В жизни обще­ства она подобна пре­красно рас­пу­стив­ше­муся цветку. Семья, лишен­ная этой здо­ро­вой цен­тро­стре­ми­тель­но­сти, рас­тра­чи­ва­ю­щая свои силы на судо­роги вза­им­ного отвра­ще­ния, нена­ви­сти, подо­зре­ния и “семей­ных сцен”, — это насто­я­щий рас­сад­ник боль­ных харак­те­ров, пси­хо­па­ти­че­ских тяго­те­ний, нев­ра­сте­ни­че­ской вяло­сти и жиз­нен­ного “неудач­ни­че­ства”.

Чело­век при­зван к тому, чтобы видеть и любить в люби­мой жен­щине (или соот­вет­ственно в люби­мом муж­чине) не только плот­ское начало, не только телес­ное явле­ние, но и “душу” — свое­об­ра­зие лич­но­сти, осо­бен­но­сти харак­тера, сер­деч­ную глу­бину, для кото­рых внеш­ний облик чело­века служит лишь телес­ным выра­же­нием или живым орга­ном.

То, что должно воз­ник­нуть из брака, есть прежде всего новое духов­ное еди­не­ние и един­ство — един­ство мужа и жены: они должны пони­мать друг друга и делить радость и горе жизни; для этого они должны одно­родно вос­при­ни­мать и жизнь, и мир, и людей. Здесь важно не душев­ное подо­бие, не сход­ство харак­те­ров и тем­пе­ра­мен­тов, а одно­род­ность духов­ных оценок, кото­рая только и может создать един­ство и общ­ность жиз­нен­ной цели у обоих. Важно, чему ты покло­ня­ешься, что любишь, чего жела­ешь себе в жизни и в смерти, чем и во имя чего ты спо­со­бен жерт­во­вать. Жених и неве­ста должны найти друг в друге это еди­но­чув­ствие и еди­но­лю­бие, объ­еди­ниться в том, что есть важ­ней­шего в жизни и ради чего стоит жить. Ибо только тогда они сумеют, как муж и жена, всю жизнь верно вос­при­ни­мать друг друга, верить друг другу и верить друг в друга. Это и есть самое дра­го­цен­ное в браке: полное вза­им­ное дове­рие перед Лицом Божиим. С этим свя­зано и вза­им­ное ува­же­ние, и спо­соб­ность обра­зо­вать новую, жиз­ненно силь­ную духов­ную ячейку. Только такая ячейка может решить одну из глав­ных задач брака и семьи — осу­ще­ствить духов­ное вос­пи­та­ние детей.

Итак, нет более верной основы для достой­ной и счаст­ли­вой семей­ной жизни, чем вза­им­ная духов­ная любовь мужа и жены: любовь, в кото­рой начала стра­сти и дружбы сли­ва­ются воедино, пере­рож­да­ясь в нечто высшее — в огонь все­сто­рон­него еди­не­ния. Такая любовь примет не только насла­жде­ние и радость — и не выро­дится, не вывет­рится, не огру­беет от них, но примет и всякое стра­да­ние, и всякое несча­стье, чтобы осмыс­лить их, освя­тить их и очи­ститься через них. И только такая любовь может дать чело­веку тот запас вза­им­ного пони­ма­ния, вза­им­ного снис­хож­де­ния к сла­бо­стям и вза­им­ного про­ще­ния, тер­пе­ния, тер­пи­мо­сти, пре­дан­но­сти и вер­но­сти, кото­рый необ­хо­дим для счаст­ли­вого брака.

Бла­го­сло­вен­ная труд­ность семьи

Всту­пая в брак, надо быть гото­вым на повсе­днев­ный, еже­час­ный подвиг любви. Созда­ние пло­до­твор­ных, напол­нен­ных любо­вью и забо­той супру­же­ских отно­ше­ний тре­бует вре­мени и труда, вернее, всей жизни. Необ­хо­димо при­ло­жить огром­ные усилия, чтобы эго­и­сти­че­ские формы пове­де­ния, при­об­ре­тен­ные во время уха­жи­ва­ния, транс­фор­ми­ро­ва­лись в бес­ко­рыст­ную любовь, кото­рая явля­ется осно­вой счаст­ли­вого брака.

При вступ­ле­нии в семей­ный союз чело­век стал­ки­ва­ется с опре­де­лен­ным пара­док­сом, с двумя несов­ме­сти­мыми усло­ви­ями, кото­рые влияют на выбор. С одной сто­роны, необ­хо­димо как можно лучше узнать буду­щего супруга до брака, а с другой, хорошо узнать буду­щего супруга до брака невоз­можно.

Оба супруга при­но­сят с собой в брак личное про­шлое, куль­туру, манеру обще­ния. Два раз­лич­ных стиля жизни, два жиз­нен­ных опыта и две судьбы сли­ва­ются в единое целое. Но если каждый из супру­гов не обла­дает навы­ками обще­ния и уме­нием пони­мать дру­гого и не желает учиться этому, то бли­зо­сти, при­но­ся­щей удо­вле­тво­ре­ние, не полу­чится.

Брак — это когда схо­дятся два несо­вер­шен­ных чело­века, и каждый из них помо­гает дру­гому допол­нить и усо­вер­шен­ство­вать себя. Вы не поте­ря­ете свою инди­ви­ду­аль­ность, если научи­тесь ста­вить нужды своего супруга выше своих соб­ствен­ных. Брак — не просто нечто, что вы добав­ля­ете к своим еже­днев­ным заня­тиям холо­стого чело­века. Брак должен занять цен­траль­ное место в вашей жизни, а все осталь­ные заня­тия отойти на второй план.

Бла­го­сло­вен­ная труд­ность семьи в том, что здесь каждый из нас неслы­ханно близко под­хо­дит к самому важ­ному пер­со­нажу нашей жизни — к дру­гому чело­веку. Спе­ци­ально для брака свой­ство Дру­гого быть именно Другим резко под­чер­ки­вает два запрета: биб­лей­ский запрет на одно­по­лую любовь и запрет на кро­во­сме­ше­ние. Муж­чина должен соеди­ниться с жен­щи­ной и при­нять ее жен­ский взгляд на вещи, ее жен­скую душу — до глу­бины своей соб­ствен­ной муж­ской души; и жен­щина имеет столь же труд­ную задачу по отно­ше­нию к муж­чине. Кроме того, муж­чина и жен­щина, созда­ю­щие новую семью, должны прийти непре­менно из двух разных семей, с неиз­беж­ным раз­ли­чием в навы­ках и при­выч­ках, в том, что само собой разу­ме­ется, — и заново при­вы­кать к пере­па­дам, к чуть-чуть иному зна­че­нию эле­мен­тар­ней­ших жестов, слов, инто­на­ций.

Что каса­ется отно­ше­ний между роди­те­лями и детьми, тут, напро­тив, един­ство плоти и крови — в начале пути; но путь — снова и снова пере­ре­за­ние пупо­вины. Тому, что вышло из роди­мого чрева, пред­стоит стать лич­но­стью. Это — испы­та­ние и для роди­те­лей, и для детей: заново при­нять как Дру­гого — того, с кем когда-то состав­лял одно нераз­ли­чи­мое целое в теплом лоне родо­вого бытия. А пси­хо­ло­ги­че­ский барьер между поко­ле­ни­ями до того труден, что поспо­рит и с про­па­стью, отде­ля­ю­щей муж­ской мир от жен­ского, и со рвом, про­ры­тым между раз­лич­ными семей­ными тра­ди­ци­ями.

Этот Другой — он же, по словам Еван­ге­лия, Ближ­ний! Все дело в том, что мы его не выду­мали — он неумо­лимо, взыс­ка­тельно предъ­яв­ляет нам жест­кую реаль­ность своего соб­ствен­ного бытия, абсо­лютно не зави­ся­щую от наших фан­та­зий, чтобы вконец нас изму­чить и пред­ло­жить нам наш един­ствен­ный шанс на спа­се­ние. Вне Дру­гого нет спа­се­ния; хри­сти­ан­ский путь к Богу — через Ближ­него.

Ново­за­вет­ное учение о браке

В Новом Завете пони­ма­ние брака пре­тер­пело корен­ные изме­не­ния. Раз­ли­чия тем более явственны, что в новом Завете исполь­зо­ваны кате­го­рии вет­хо­за­вет­ного мыш­ле­ния для того, чтобы напол­нить их новым содер­жа­нием. Так, напри­мер, в про­ти­во­вес иудей­скому пред­став­ле­нию, нигде в Еван­ге­лии не упо­ми­на­ется о том, что дето­рож­де­ние явля­ется оправ­да­нием брака. Само по себе дето­рож­де­ние явля­ется сред­ством спа­се­ния лишь тогда, когда оно сопро­вож­да­ется «верой, любо­вью и свя­то­стью» ( 1Тим.2:15 ). Осо­бенно ясно изме­не­ние вет­хо­за­вет­ных норм жизни видно на трех при­ме­рах:

1. Рас­сказ об отно­ше­нии Иисуса Христа к леви­рату1 при­ве­ден во всех синоп­ти­че­ских Еван­ге­лиях ( Мф.22:23-32 ; Мк.12:16-27 ; Лк.20:27-37 ). Важно под­черк­нуть, что этот рас­сказ имеет непо­сред­ствен­ное отно­ше­ние к учению Христа о вос­кре­се­нии и бес­смер­тии – учению, кото­рое не нуж­да­ется в идее вечной жизни в потом­стве. Когда сад­ду­кеи («кото­рые гово­рили, что нет вос­кре­се­ния») спро­сили, кто из семи бра­тьев, после­до­ва­тельно женив­шихся на одной и той же жен­щине, будет иметь ее женой «в вос­кре­се­нии», Иисус отве­чал, что «в вос­кре­се­нии не женятся, не выхо­дят замуж, но пре­бы­вают, как Ангелы Божии на небе­сах».

Эти слова часто тол­ку­ются в том смысле, что брак есть чисто земное уста­нов­ле­ние, дей­стви­тель­ность кото­рого уни­что­жа­ется смер­тью. Такое пони­ма­ние пре­об­ла­дало в Запад­ной Церкви, кото­рая раз­ре­шает вдов­цам всту­пать в новый брак и нико­гда не огра­ни­чи­вает число этих браков. Но если счи­тать пра­виль­ным такое пони­ма­ние слов Иисуса, то мы ока­жемся в прямом про­ти­во­ре­чии с уче­нием о браке апо­стола Павла и с кано­ни­че­ской прак­ти­кой Пра­во­слав­ной Церкви. Ответ Иисуса Христа сад­ду­кеям строго огра­ни­чен зна­че­нием их вопроса. Они отвер­гали вос­кре­се­ние, потому что были про­пи­таны иуда­ист­ским пони­ма­нием брака как воз­об­нов­ле­ния зем­ного чело­ве­че­ского бытия путем вос­про­из­ве­де­ния потом­ства. Об этом Гос­подь и гово­рит им: «Заблуж­да­е­тесь», потому что жизнь в Цар­ствии будет подобна жизни анге­лов… Поэтому ответ Христа – только отри­ца­ние наив­ного и мате­ри­а­ли­сти­че­ского пони­ма­ния вос­кре­се­ния, отри­ца­ние мате­ри­а­ли­сти­че­ского пони­ма­ния брака.

2. Сущ­ность хри­сти­ан­ского брака глу­боко освя­щена в запре­ще­нии Хри­стом раз­вода. Такой запрет прямо про­ти­во­ре­чит Вто­ро­за­ко­нию ( Мф.5:32; 19:9 ; Мк.10:11 ; Лк.16:18 ). Хри­сти­ан­ский брак нерас­тор­жим, и это исклю­чает всякие мате­ри­а­ли­сти­че­ские, ути­ли­тар­ные его истол­ко­ва­ния. Союз мужа и жены явля­ется само­це­лью; это вечный союз между двумя лич­но­стями, союз, кото­рый не может быть рас­торг­нут ради «про­дол­же­ния рода» (оправ­да­ние кон­ку­би­ната2) или защиты родо­вых инте­ре­сов (оправ­да­ние леви­рата).

«Будьте совер­шенны, как Отец ваш совер­ше­нен есть». Тре­бо­ва­ние абсо­лют­ной моно­га­мии пока­зало все несо­вер­шен­ство слу­ша­те­лей Христа (см.: Мф.19:10 ). Фак­ти­че­ски любовь стоит вне кате­го­рий «воз­мож­ного» и «невоз­мож­ного». Она есть тот «совер­шен­ный дар», кото­рый позна­ется лишь в реаль­ном опыте. Любовь, оче­видно, несов­ме­стима с супру­жест­кой изме­ной, потому что в этом случае ее дар отвер­га­ется и брака более не суще­ствует. Тогда мы имеем дело не с юри­ди­че­ским только «раз­во­дом», но и с тра­ге­дией зло­упо­треб­ле­ния сво­бо­дой, то есть, с грехом.

3. Апо­стол Павел, говоря о вдов­стве, исхо­дит из того, что брак не пре­ры­ва­ется смер­тью и любовь нико­гда не пере­стает ( 1Кор.13:8 ). Вообще, отно­ше­ние апо­стола Павла к браку рази­тельно отли­ча­ется от иуда­ист­ско-рав­ви­ни­сти­че­ского взгляда на брак, что осо­бенно заметно в 1‑м Посла­нии к Корин­фя­нам, где апо­стол отдает пред­по­чте­ние без­бра­чию над браком. Только в Посла­нии к Ефе­ся­нам этот отри­ца­тель­ный взгляд исправ­лен уче­нием о браке как образе союза Христа и Церкви; уче­нием, кото­рое стало осно­вой бого­сло­вия брака, создан­ного пра­во­слав­ной тра­ди­цией.

В спор­ном вопросе о без­бра­чии вдов взгляд апо­стола Павла точно соот­вет­ствует кано­ни­че­ской и освя­щен­ной тра­ди­ции Церкви: «Если не могут воз­дер­жаться, пусть всту­пают в брак, ибо лучше всту­пать в брак, нежели раз­жи­гаться» ( 1Кор.7:9 ). Второй брак вдовца или раз­ве­ден­ного терпим только как лекар­ство от «раз­жже­ния», не более того. Совре­мен­ный чин бла­го­сло­ве­ния вто­ро­брач­ных ясно пока­зы­вает, что он допус­ка­ется только из снис­хож­де­ния к чело­ве­че­ской сла­бо­сти. Свя­щен­ное Писа­ние и Пре­да­ние всегда исхо­дили из того, что вер­ность вдовца или вдовы покой­ной или покой­ному – это нечто боль­шее, чем «идеал», это – норма хри­сти­ан­ской жизни, потому что хри­сти­ан­ский брак – не только земной, плот­ский союз, но вечные узы, кото­рые не рас­па­да­ются и тогда, когда тела наши «станут духов­ными» и когда Хри­стос будет «вся­че­ская во всех».

Эти три при­мера ясно пока­зы­вают, что Новый Завет напол­нил древ­нее биб­лей­ское учение о браке новым содер­жа­нием и что осно­вы­ва­ется это новое пред­став­ле­ние на Благой вести о Вос­кре­се­нии, про­по­ве­дан­ной Спа­си­те­лем. Хри­сти­а­нин при­зы­ва­ется уже в этом мире вос­при­нять новую жизнь, стать граж­да­ни­ном Цар­ства, а идти по этому пути он может в браке. В таком случае, брак пере­стает быть про­стым удо­вле­тво­ре­нием вре­мен­ных при­род­ных потреб­но­стей и гаран­тией иллю­зор­ного выжи­ва­ния через потом­ство. Это – един­ствен­ный в своем роде союз двух существ в любви; двух существ, кото­рые под­ни­ма­ются над своей чело­ве­че­ской при­ро­дой и ста­но­вятся еди­ными не только «друг с другом», но и «во Христе».

При­ме­ча­ния:

1 Леви­рат – древ­ний брач­ный обычай, по кото­рому жена умер­шего должна выйти замуж за его брата – своего деверя (левиря).

2 Кон­ку­би­нат – уза­ко­нен­ное Рим­ским правом фак­ти­че­ское сожи­тель­ство муж­чины и жен­щины без юри­ди­че­ского оформ­ле­ния брака.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *