Что означает слово задолбали
Морфологический разбор слова «задолбали»
Морфологический разбор «задолбали»:
«Задолбали»
Грамматический разбор
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Я не люблю, когда математики, знающие намного больше меня, не могут ясно выражать свои мысли.»
Морфологический разбор слова «задолбали»
Фонетический разбор слова «задолбали»
Карточка «задолбали»
Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
2. Служебные части речи:
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
Лужину (кому?) — имя существительное;
Ладонью (чем?) — имя существительное;
Пыль (что?) — имя существительное;
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
План морфологического разбора прилагательного
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
Морфологический разбор глагола
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
Вошел (что сделал?) — глагол;
Значение слова «долбить»
1. (сов. продолбить). Пробивать отверстие, делать углубление в чем-л. путем последовательных частых ударов какими-л. инструментами. Генуэзцы и венецианцы, искусные каменотесы, несколько десятилетий долбили там скалы, проводя в них подземные галереи. Сергеев-Ценский, Флот и крепость. Мужики пешнями долбили лед и баграми ощупывали дно речки. Марков, Строговы. | О птицах. Молча стоял лес, не шепталась трава, не слышно было птиц, только неугомонный дятел где-то недалеко долбил сухое дерево. Мамин-Сибиряк, Первые студенты. || (сов. выдолбить). Делать, изготовлять что-л. долблением. Отец Виталий любит ульи долбить — выдолбит за год штук десять и дарит их всем, кому надобно. М. Горький, Жизнь Матвея Кожемякина. — Сам выдолбил [трубку]. Я ведь на все руки мастак. 422 Чуть не из целого дерева долбил. Седых, Даурия.
2. Разг. Длительно и упорно ударять, стучать по чему-л. Щеткин молча озирался кругом, пускал залпом махорочный дым и долбил себя кулаком по колену. Фурманов, Красный десант. || Долго и упорно бить из орудий, бомбить что-л. Бронепоезд враг расколол в щепы, и остались в нем целыми только три орудия, несколько пулеметов, оси да колеса. И сейчас враг продолжал долбить бронепоезд. Вс. Иванов, Пархоменко. Неумолчно гудят пикирующие бомбардировщики, с методической точностью долбящие притихшего противника. Первенцев, Честь смолоду.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ДОЛБИ’ТЬ, блю́, би́шь, несов., что. 1. Частыми последовательными ударами делать в чем-н. углубление. Дятел дерево долбит. Капля и камень долбит. 2. Постоянно говорить, напоминать, повторяя одно и то же (разг.). Сколько ему ни долби — не понимает. Ну, он свое и долбит: я стар, я прав. М. Грькй. 3. Заучивать наизусть, бессмысленно, механически, зубрить (школьн. арго, вульг.). Он часами долбит урок.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
долби́ть
1. ударами какого-либо инструмента проделывать отверстия, углубления в чём-либо твёрдом, разбивать что-либо ◆ Рабочие долбили в стенах новые проемы, бетонировали пол. Всеволод Овчинников, «Ветка сакуры», 1971 г. (цитата из НКРЯ)
2. о птицах ударяя клювом, делать углубление в чем-либо ◆ Дятел любит долбить кору дерева.
3. разг. наносить частые удары; бить, ударять, стучать по чему-либо
4. разг. подвергать сильному длительному обстрелу или бомбардировке; обстреливать, бомбардировать
5. перен. прост. беспрестанно твердить, повторять одно и то же
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: оградительный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Всякая грубость потрясает не только своей жестокостью, но и бессмысленностью
Меня умудрились задолбать ровно за один день.
Я никогда не была объектом внимания коллекторов. В разное время на меня были оформлены две ипотеки, пара потребительских кредитов и есть кредитная карта, которой я пользуюсь в экстренных случаях — если честно, почти никогда.
Показать полностью.
Все платежи всегда вносила вовремя, закрытия по всем кредитам были досрочные, так что про коллекторов я разве что читала адские истории в сети.
Что они клали прибор на законы, что они звонят родным, друзьям и коллегам недобросовестных заёмщиков, что они могут и до уголовки дойти: помните, несколько лет назад пострадал маленький мальчик, когда нелюдь-коллектор поджёг дом должника? Но, повторюсь, всё это было так, со стороны.
Одним не самым прекрасным утром в 7:30 по московскому времени меня разбудил телефонный звонок. Номер незнакомый. И я приняла звонок. И полилось говно. Истеричная баба громко проорала мои фамилию, имя и отчество, заявила, что она из коллекторского агентства, и начала требовать, чтобы я разыскала должника, который в контактных данных близких людей указал меня. Этого человека я вообще не знала, поэтому сквозь её визги попыталась донести, что я его не знаю, ищите сами, и повесила трубку.
Думаете, это всё? Ошибаетесь.
Через две минуты истеричная тварь позвонила снова и начала орать, чтобы я не смела бросать трубку, что я обязана его разыскать, и что она будет мне звонить постоянно с разных номеров, пока я его не найду. Я снова попыталась донести до этой дуры, что я не знаю этого человека, и если они не могут найти его, то пусть обращаются в полицию: розыск пропавших — их работа. Трубку бросила, номер заблокировала. Фитнес-браслет показал пульс 180. Руки тряслись ещё полдня.
Дальше пошли звонки со скрытых номеров. Я поставила на них запрет вызова. Вечером проверила журнал входящих: больше 70 звонков с интервалом от 3 до 15 минут.
А теперь, собственно, пожелание коллекторам. Я вам, господа хорошие, желаю все звонки тем людям, которые не имеют отношения к долгам — это родные, друзья, коллеги, в общем, не заемщики и не созаемщики, от которых вы не получали никаких согласий на обзвон, совершать исключительно с унитаза, мучаясь от кровавого поноса. Вы довели здоровую 35-летнюю женщину до истерики, а что, если вы попадете на больного человека?
Хотя вам же наплевать. Вы можете только орать, требовать, угрожать.
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали
Здесь много было измышлений про нелепые попытки всех и вся «оптимизировать» все что только можно, сократить на что-то затраты. Но блин, даже учебник экономики первого курса вуза говорит, что оптимизировать можно не более двадцати процентов расходов. А у нас пытаются оптимизировать все сто.
Показать полностью. Идеально — получать прибыль вообще без затрат, но неужели вы не понимаете, что это невозможно? И что за любым сокращением расходов стоит и сокращение доходов?
В городе А отменили автобусный маршрут, который по мнению чиновников был очень непопулярен у населения. То, что он ходил раз в час без расписания и что людям гораздо быстрее за это время добраться с двумя пересадками — тактично умолчали. Итог — по улице, по которой ходил этот единственный автобус, пробки из такси. В то время как автобусный парк плачется о снижении доходов.
Для примера, в городе Б была подобная ситуация — в результате вместо сокращения автобусный маршрут усилили и там стали ходить автобусы один раз в десять минут. Автобусный парк этого города получил прибыль. Хотя изначально тоже хотели закрыть маршрут, но нашёлся умный человек, который этого не допустил.
Каждый день я хожу в кафе рядом с работой и практически наизусть знаю их меню. Однажды я не обнаружил в списке любимых блюд — опять же, объяснили оптимизацией меню. На «жричёдают» я не согласен, поэтому нашёл другое кафе в двух кварталах, где не только не собираются ничего сокращать, но и к каждому счету даётся маленький листок, куда можно вписать те блюда, которые человек любит, чтобы они в дальнейшем появились в этом кафе. Через некоторое время туда стали ходить все, а первое кафе дооптимизировало свое меню до такой степени, что просто закрылось.
Или например, есть интернет-магазин в котором я покупаю необходимые для хобби сепульки. Однажды они решили оптимизировать свой ассортимент. Сепульки из продажи исчезли, написал им — возвращать не собираются, они, видите ли, убыточны для них. Буквально через десять минут был найден магазин конкурентов, в которых мало того что сепульки при оптовой продаже дешевле, так ещё и есть бесплатная доставка при заказе на определённую сумму. Естественно, стал пользоваться им. Через год случайно зашёл на сайт первого магазина — оказалось, что у владельца не хватило денег даже оплатить хостинг и сайт был заблокирован за неуплату.
Запомните уже наконец, оптимизировать можно только внутренние процессы, но никак не уменьшая ассортимент или ухудшая условия для покупателя. Сделать это — первый шаг к разорению, так как всегда есть конкуренты, которые предложат более выгодные условия. Я не знаю тех людей, которые из принципа верности оставались сотрудничать с фирмой, которая ухудшила для них условия. Что по ассортименту, что по цене.
Хотите оптимизировать — начните с себя, купите себе не Мерседес, а Жигули. Тогда и клиенты останутся довольными и бизнес ваш будет процветать.
Так что, дорогие оптимизаторы, одумайтесь, пока не поздно! Ваши действия по ухудшению условий для собственных клиентов — задолбали.
И рыбку съесть, и в лужу не сесть
По роду своей деятельности, я довольно часто разгребаю внутрисемейные конфликты и проблемные ситуации, связанные с учениками местной школы. И знаете кто задолбал меня? Странные родители, или, как я их называю, родители Шрёдингера.
Например, люди, которые привели в мир маленького человека, научили его определённой линии поведения, и впадающие в сильнейшее удивление, когда дети ей следуют.
Показать полностью.
Маше нельзя спорить. Никак. Вообще. Не доросла потому что. Она должна скромно улыбаться и молча кивать, когда её задирает старший брат, потому что сама виновата, он не полез бы к ней, если бы не отсвечивала. И вообще, нечего тут ныть, учись договариваться самостоятельно. В какой-то момент выясняется, что Машу обижают подружки старшеклассницы, сестра которой учится в классе Маши и что-то с ней не поделила. Маша послушная девочка, поэтому она улыбается и кивает, как учила мама. Ситуация всплывает тогда, когда одна из обидчиков ставит девочке подножку, и она катится кубарем с лестницы, серьёзно повреждая ногу. Родители Маши недоумевают, как так вышло — неужели она не могла дать отпор, громко сказать девицам отстать от неё, или рассказать родителям? Разве мы её воспитывали терпилой?
Витя должен беспрекословно слушаться старших. И маму, и папу, и друзей семьи, которые появляются в доме раз в год. Если папин двоюродный брат в приказном тоне говорит что-то сделать — значит иди и делай, тебе же взрослый сказал, какие вопросы! Поэтому когда к Вите, играющему во дворе школы, подходит дядя и говорит, что он папин друг и пришёл его забрать домой, Витя безропотно идёт за ним. Благо, друзья мальчика спохватились и стали звать учительницу, после чего папин друг дал дёру. На вопрос: «Зачем ты пошёл за ним?» — ответ был простой. Старших надо всегда слушаться. Мама с папой так научили.
Ещё интереснее родители, которые ведут себя как анекдотичный курильщик со стажем, который читает сыну нотации о недопустимости курения.
Родители игнорируют просьбы Аси практически с пелёнок. От просьбы купить конфетку с определённым вкусом до просьбы отремонтировать шкаф, который уже разваливается, потому что он старше самой Аси. На недоумение объясняют — надо учиться быть самостоятельной, а не ожидать, что всё будут делать за неё. Как это связано с разваливающимся шкафом и что ей предлагается с ним делать — не отвечают. В каком-то смысле это срабатывает — к подростковому возрасту Ася становится очень самостоятельной, учится делать многое сама, в том числе чинит злополучный шкаф по видео на Ютубе, и даже находит подработку. Казалось бы, родители должны ликовать. Но не тут-то было. Девочка точно так же перестаёт обращать внимание на просьбы родителей и выполняет их через раз, а иногда вообще отказывается, если дело не первой важности. Родители ахают и охают — ну мы же говорили ей, что наши просьбы надо выполнять сразу, где же она такому поведению научилась! И правда, непонятно.
Вика слышит фразы в духе «побольше поплачешь — поменьше пописаешь» рефреном в течение всей своей короткой жизни. Упала и разодрала коленку? Чё воешь, болеть меньше станет? Потеряла любимую игрушку? Так надо было лучше следить, сама виновата, чего разнылась. Во втором классе родители ведут её к психологу и требуют направить на комиссию, крича, что вырастили психопатку. Как они это поняли? Викина мама потеряла кошелёк, и, перенервничав, начала плакать прямо перед дочкой, которая пришла попросить помочь ей с домашкой. На просьбу «пожалеть мамочку» ответила заученной фразой — ты, мам, сама виновата, надо было лучше следить. И вообще, от воя кошелёк домой не приползёт. Родители хватаются за голову и не понимают, как вырастили человека, не умеющего сочувствовать.
Дорогие родители! Поймите, пожалуйста, что дети — это маленькие люди. Маленькие, неопытные, не умеющие себя вести, но не глупые и всё прекрасно видящие. И вы для них — пример для подражания. Если вы будете вести себя определённым образом, то они скопируют эти действия, даже если сто раз сказать на словах, что это неправильно. Потому что мама и папа — самые правильные люди в мире, и с них надо брать пример. Так же и с линией поведения — дети не умеют переключаться по щелчку волшебной кнопочки.
Если под страхом наказания заставлять ребёнка слушаться любого, кто старше — он послушается и незнакомца, который представляется папиным другом. Если запрещать ребёнку ныть и жаловаться — он будет скрывать все конфликты и переживания, пока они не дойдут до необратимой точки кипения. Если говорить, что эмоции — это стыдно, он может не постесняться пристыдить за такие же эмоции родителей.
Вроде бы ничего непонятного, но как выяснилось, даже на этом сайте не все это понимают. И это задалбывает.
Фонетический разбор слова «задолбали»
Фонетический разбор «задолбали»:
«Задолбали»
Характеристики звуков
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
Морфологический разбор слова «задолбали»
Фонетический разбор слова «задолбали»
Карточка «задолбали»
Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.
Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.
Список всех букв — это просто алфавит
Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:
Аа | «а» | Бб | «бэ» | Вв | «вэ» | Гг | «гэ» |
Дд | «дэ» | Ее | «е» | Ёё | «йо» | Жж | «жэ» |
Зз | «зэ» | Ии | «и» | Йй | «й» | Кк | «ка» |
Лл | «эл» | Мм | «эм» | Нн | «эн» | Оо | «о» |
Пп | «пэ» | Рр | «эр» | Сс | «эс» | Тт | «тэ» |
Уу | «у» | Фф | «эф» | Хх | «ха» | Цц | «цэ» |
Чч | «чэ» | Шш | «ша» | Щщ | «ща» | ъ | «т.з.» |
Ыы | «ы» | ь | «м.з.» | Ээ | «э» | Юю | «йу» |
Яя | «йа» |
Всего в русском алфавите используется:
Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.
Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].
Что такое фонетический разбор?
Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.
Фонетическая транскрипция
Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:
В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).
Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.
Как сделать фонетический разбор слова?
Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:
Данная схема практикуется в школьной программе.
Пример фонетического разбора слова
Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.
Звуковая характеристика букв:
Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.
Фонетика и звуки в русском языке
Какие бывают звуки?
Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.
— Сколько в русской живой речи звуков?
Правильный ответ 42.
Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?
Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:
А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.
Гласные звуки в словах русского языка
Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.
Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.
— Сколько гласных звуков в русской фонетике?
В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.
Фонетика: характеристика ударных гласных
Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.
Разбор по звукам ударных гласных
Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [к о´ т’ик], колокольчик [калак о´ л’ч’ык], молоко [малак о´ ], восемь [в о´ с’им’], поисковая [паиск о´ вайа], говор [г о´ вар], осень [ о´ с’ин’].
Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’ о ], патио [па’ти о ], радио [ра’ди о ], боа [б о а’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’ о´ рн], костёр [кас’т’ о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.
Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):
В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:
Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.
Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:
Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:
Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].
(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)
Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».
Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):
Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.
При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:
Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.
◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:
Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.
Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [ йа ´рмарка], но яйцо [ йи йцо´].
Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:
Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.
Сколько согласных звуков в русской речи?
В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.
Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
В нашем языке согласные бывают:
Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.
Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.
Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.
Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.
Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.
Позиционное оглушение/озвончение
В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:
В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].
При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].
По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бе сш умный [б’и ш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].
Мягкие согласные в русском языке
В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].
Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.
Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.
Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].
Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка
Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.
В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:
Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.
Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.
Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.