Что означает слово тризна в древней руси
Значение слова «тризна»
1. Заключительная часть 412 похоронного обряда у древних славян, состоявшая из жертвоприношений, военных игр, состязаний, борьбы, а позднее из поминального пиршества. В честь витязя тризну свершали, Дружина дралася три дня, Жрецы ему разом заклали Всех жен и любимца коня. А. К. Толстой, Курган.
2. Книжн. Церковный обряд похорон или поминовения усопшего. Привезут к нам останки твои, Чтоб почтить похоронною тризною. Н. Некрасов, Размышления у парадного подъезда. || Обрядовое угощение с вином в память умершего после похорон или в день годовщины его смерти. При возвращении с кладбища начиналася тризна в честь покойника, и родственники и друзья бывали пьяны два, три дня или даже целую неделю. Пушкин, История села Горюхина.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ТРИ’ЗНА, ы, ж. 1. У древних славян — поминки по умершем, сопровождавшиеся пиршеством (истор.). Ковши круговые запенясь шипят на тризне плачевной Олега. Пушкин. 2. перен. Скорбное воспоминание о ком-чем-н. утерянном, погибшем (поэт., ритор.). Садись один и тризну соверши по радостям земным своей души. Баратынский. Привезут к нам останки твои, чтоб почтить похоронною тризною. Некрасов.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
три́зна
1. истор. заключительная часть погребального обряда у древних славян, сопровождавшаяся военными играми, состязаниями, а также поминальным пиршеством ◆ Ковши круговые, запенясь, шипят на тризне плачевной Олега. Пушкин
2. религ. церковный обряд поминания умершего у православных
3. обрядовое угощение с вином в память умершего после похорон или в день годовщины его смерти; поминки
4. перен. поэт. высок. скорбное воспоминание о ком-либо либо о чём-нибудь утерянном, погибшем ◆ Садись один и тризну соверши по радостям земным своей души Баратынский
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: герметически — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Тризна
Многим из нас известно слово Тризна, однако немногие полностью понимают его смысл. Тризна – это древнеславянский поминальный обряд, длившийся три дня. Он включал в себя поминальное пиршество и военные игрища.
Поминальный обряд, с помощью которого древние славяне провожали усопшего в иной мир, назывался Тризна. Славяне справляли его, следуя самым древним традициям, поверьям и ритуалам. Отмечалась Тризна в течение трех дней.
Тризна: значение и происхождение слова
При разборе слова тризна по составу, выделяется корень три. Он означает, что человек одинаково принадлежит трем мирам: Земному, Подземному и Небесному, и имеет право свободно путешествовать между ними после смерти. Число 3 во многом символично для данного мероприятия. Например, оно означает и количество дней в нем.
Вариантов перевода слова тризна со старобелорусского языка достаточно много: «подвиг», «состязание» или «поминальное пиршество».
Существует несколько интересных сходств в других европейских языках:
Существовало несколько видов тризны:
Славянский обряд тризна состоял из нескольких этапов:
Кроме того, обряд включал в себя умывание покойного и одевание его в самые чистые и дорогие ему одежды.
1 день обряда: подготовка умершего
Сразу после смерти покойного оставляли в той одежде, в которой он умер, и заносили в дом на прощание с семьей. В этот день вся семья прощалась с усопшим – за исключением беременных женщин. Всем беременным в селении (даже если они являлись родственницами) запрещалось присутствовать на похоронах и тризне, участвовать в омовении тела даже прикасаться к нему и смотреть на его.
Затем покойного умывали и одевали в самые лучшие одежды. Это должны были делать только взрослые замужние женщины, не являвшиеся родственницами умершему. Таким нехитрым способом наши предки огораживали от «контактов» со смертью молодых людей.
Пока усопший находился в доме, производились некоторые действия, согласно древним верованиям имевшие определенный смысл:
В первый день также готовилась большая часть блюд для поминальной стравы. В список обязательно входили кутья и холодные постные блины. Кисель готовился прямо перед застольем. Приготовлением всех этих блюд также занимались исключительно взрослые женщины.
2 день Тризны: поминальная страва
В этот день готовилось большое пиршество. В качестве места для его проведения выбиралось возвышение – курган или холм. На возвышении устанавливался поминальный стол. Первыми за него усаживались самые близкие родственники покойного, затем дальние родственники и друзья.
Детей и молодежь, как уже упоминалось ранее, старались огородить от смерти, поэтому их либо сажали в самый дальний конец стола, либо для них устанавливался отдельный маленький столик.
Блюда на тризну выбирались в соответствии с древними ритуальными традициями славян. На столе во время поминальной стравы всегда находилась кутья нескольких видов, постные блины и кисель. Эти блюда гости должны были съесть обязательно. Если на столе присутствовали пироги, то их никогда не разрезали ножом. Гости должны были разламывать их руками. Делалось это для того, чтобы из пирогов шел хлебный пар, принадлежащий душам умерших. Есть и другие объяснение этому странному обычаю: колющие на столе во время поминок изымались, чтобы «не уколоть покойника», но чаще – чтобы не спровоцировать конфликты и драки с использованием ножей.
Поминальное застолье проводилось спокойно и тихо. Смех за столом был слышен крайне редко, поскольку существовало поверье о том, что засмеявшийся на тризне вскоре должен был получить известие о смерти близкого человека. Еще одним правилом категорически запрещалось пользоваться чужими приборами.
После стравы начиналось оплакивание покойного. Родные и близкие рассказывали за столом истории из его жизни. Причем, вспоминали об усопшем только хорошее. Дети на этой части Тризны отсутствовали. Вся страва длилась до конца ночи.
3 день Тризны: боевые игрища
Если умерший был воином, погибшим в бою за свой род, это считалось великим подвигом, и во время тризны его братья по оружию инсценировали сражения, в которых участвовал погибший. В этом своеобразном спектакле роль самого усопшего «исполнял» его самый близкий товарищ.
Чтобы сражения выглядели наиболее правдоподобными, воины одевали доспехи. Однако за столом они сидели в обычной одежде. Для того, чтобы переодеться перед игрищем, они вставали из-за стола и готовились к выступлению.
Чур – деревянная статуя, охранявшая могилу
После окончания поминального пиршества и военных побоищ, место, где проводился обряд, засыпали песком, чтобы скрыть следы поминальной трапезы. На этом месте, в память об усопшем, ставили чур – деревянную статую-оберег.
Тризна, как древнеславянский ритуальный обряд, давно забыт. После введения Христианства на Руси начали справлять поминки. И все же, некоторые традиции сохранились вплоть до наших времен. Так, на стол до сих пор подают кутью и постные блины, пирог ломают руками, а жизнь и поступки усопшего вспоминают только самыми добрыми словами.
Столовую, кафе или ресторан для организации поминального стола вы найдете в разделе Проведение поминок нашего портала
Тризна
Содержание
Этимология
Упоминание в «Повести временных лет»
Первое упоминание тризны находится в описании славянских народов и их жизни в недатированной части ПВЛ:
Следующее упоминание при описании погребальных действий княгини Ольги над умершим мужем князем Игорем и одновременно осуществление мести древлянам за его убийство (945 г.):
В последний раз тризна упоминается в ПВЛ, когда говорится о смерти княгини Ольги (969 г.):
Описание
Назначение тризны состояло в том, чтобы отогнать злые силы от живущих. В современном русском языке слово тризна в основном используется как часть фразеологизма совершить тризну и понимается главным образом как пиршество в честь усопшего, поминки.
Кроме поминок, тризна включала в себя обряд омовения покойника, обряжания (одевания в лучшие одежды, украшения), ритуального бдения у тела покойного, которое могло сопровождаться обрядовым весельем, и сжигания трупа на специальном помосте, именуемом крада. У славян-язычников часто встречалось и обычное погребение, без сожжения, но подавляющим оно стало лишь после распространения христианства.
Подобные традиции погребальных обрядов существовали и у других народов. В частности, у древних греков в честь покойного устраивались игры (спортивные состязания).
Глава VII. Жели
§64. Борьба с языческими погребальными обычаями. Тризна. Поминальная трапеза.
§65. Плач – жели
Оплакивание мертвых принадлежит к древнейшим обычаям человечества. Эти плачи у нас назывались – жели. Жели – скорбь, печаль, терзание. Желети – сожалеть, скорбеть. Жальник – могила.
По Слову о полку Игореве, русские жены оплакивали с причитаниями своих мужей, погибших на берегах Каялы. Высоко поэтический плач Ярославны известен. В Задонщине приводится плач московских боярынь по своим мужьям. Конечно, Слово о полку Игореве поэма, а не исторический документ в роде грамоты; то же самое необходимо сказать и о Задонщине, которая кроме того является местами рабским подражанием Слову о полку Игореве. Но составители обоих произведений, говоря о плаче по покойникам, очевидно имели в виду всем известный в их время обычай. Этот обычай существовал в 16 в., как видно из Стоглава: тогда в Троицкую субботу по селам и по погостам сходились мужчины и женщины на жальниках (кладбищах) и плакались на гробах умерших с великим воплем, а потом на тех же жальниках устраивались пляски и бесовские игры с сатанинскими песнями.
Плач по умершим – это естественное проявление печали по дорогом покойнике. В крестьянской среде плач сопровождается обыкновенно причитаниями. Существует множество причитаний, что видно из издания Барсова «Причитания Северного края». В настоящее время языческое значение плача забыто. Существует даже убеждение, что долго оплакивать покойников грешно. В этом мы усматриваем влияние церкви, ратовавшей против желения.
§66. Борьба церкви с обычаем лишать погребения умерших насильственною смертью
§67. Обличение остатков языческого культа мертвых. Бани, трапезы и огни для покойников
Касаясь интимнейших сторон человеческого духа, память о почивших и почитание их во все времена были священною обязанностью для живых. Культ предков был делом частным, домашним; а потому здесь устойчивее, чем в других верованиях, могли сохраниться древние традиции. Действительно, литературные памятники древнейшей Руси показывают, что в культе мертвых у нас сохранились весьма многие языческие верования. Церковь боролась против них; это доказывают нам безыменные слова и поучения.
Обращаемся к безыменным обличением, разсеянным в разных словах и поучениях наших старинных сборников.
§68. Живучесть культа мертвых
Сборник отдел. рус. яз. Акад. Наук, т. 88, №3, стр. 273
Тризна
Тризна – что это такое?
Древние славяне имели чёткое представление о том, что душа человека бессмертна, и после смерти она переходит в мир Нави, а затем, путешествуя по Золотому мосту, находит свою обитель уже в новом месте. Для того, чтобы душе удалось продолжить взросление, нужно было для этого жить правильно и следовать при жизни всем законам богов. Естественно у древних славян были особые ритуалы, связанные с погребением и отпеванием усопшего. В данной статье мы поговорим именно об этом.
Раньше, в период расцвета языческих верований, тело усопшего попросту сжигали, а затем пепел развевали на ветру. В частности, делали это на берегу реки, или в чистом поле, но суть даже не в этом, а в том, что для наших предков, именно огонь был своего рода порталом в загробный мир. После сжигания тела, проводились ритуалы в честь памяти усопшего. Совокупность именно этих ритуалов, называли Тризной.
Тризна — это та часть погребальных ритуалов, которые проводились на месте погребения, после того, как тело уже было сожжено. В число таких ритуалов входили песни, танцы, бои и многие другие состязания. Проводились они в честь умершего человека, и в них участие принимали не только его родственники, но и все жители деревни. Тризна была характерна для племён восточных славян.
Этимология слова.
Естественно наши предки не стали бы просто так, из воздуха называть столь важную часть своего быта. Этимология слова тризна, увы, так до конца и не ясна учёным, они всё никак не могут прийти к одному знаменателю. Было выдвинуто множество теорий о происхождении этого слова. Давайте рассмотрим парочку из них. Итак, известный славист Марк Фасмер высказывал своё соображение касательно того, что слово тризна происходило от праславянского «tryzna». Он утверждал, что произошло чередование гласных, и первоначальной формой и исходником было слово «травить», что означало поминальное угощение. То есть речь шла о поминальном застолье, которое устраивают до сих пор. Второй славист, Измаил Срезневский, предполагал, что название обряда означает некую ритуальную борьбу, состязание, награду, подвиг в честь умершего. Некоторые исследователи, например, такие, как Фортунатов и Мейе, считали, что исходным было слово «trizna». Это слово являлось родственным с древнеисландским словом «strið», что в переводе означает войну и спор. Российский лингвист, Олег Трубачёв искал корни названия тризна в числительном «tri». По его мнению, название обряда происходила от традиции приносить в жертву исключительно трёхгодовалого животного. Владимир Топоров, предполагал, что тризна обозначала три вида состязания, таких как, например, троеборье. Он также подчёркивал, что в жертву могли приносить три разных животных, которые могли выступать в роли символом всех трёх миров: небесного, земного и подземного. Ещё одна интересная теория принадлежит Рале Цейтлин, которая предложила разбить название обряда тризна на два слова «три» и «изна». В первом случае, три это три, то есть числительное, а слово «изна» можно трактовать, как «вознаграждение». То есть согласно этой теории, тризна — это тройное вознаграждение. Как говорили в известном сериале «Секретные материалы» — истина где-то рядом.
Исторические сводки и упоминания.
Чтобы у читателя не создалось такое ощущение, словно обряд с таким названием, был придуман только недавно неоязычниками, и теперь тиражируется, как исконно славянский обряд, автор статьи спешит привести исторические сводки. Итак, мои дорогие, такой обряд, как Тризна упоминается в историческом памятнике «Повесть Временных Лет». Первое упоминание этого праздника, находится в не датированной части этой рукописи, которая рассказывает о жизненном укладе и быте славян.
Второе упоминание этого обряда датируется приблизительно 945 годом, и повествует о тех погребальных ритуалах, которые были проведены княгиней Ольгой, над телом её покойного супруга. Здесь же описывается месть, которая была совершена по отношению к роду древлян, так, как именно они убили князя. Последнее упоминание об обряде датируются 969 годом, когда описываются похороны самой княжны Ольги.
Описание обряда.
В первую очередь, тризна проводилась для того, чтобы защитить живых от посягательств тёмных сил. В этом есть свой смысл, особенно, если учитывать, что во время утраты близкого человека, люди становятся эмоционально очень уязвимыми. И для того, чтобы бесам не удалось захватить господство над душами людей, необходимо было провести Тризну. Тем более, эта совокупность ритуалов облегчала душе переход в иной мир. В современном языке слово тризна трактуется, как синоним поминальных застолий.
Помимо поминальных застолий, в число ритуалов Тризны входило: процесс омовения тела усопшего, его одевание в парадную одежду, ритуальное бдение, и в дальнейшем уже сожжение тела. Сжигали кстати тело на особом помосте, который называли крадом. Затем устраивались игрища и разные состязания, чтобы почтить память ушедшего и развеселить остальных. Подобные традиции существовали и у других народов, например, у греков.
Мы уже вдоволь поговорили о Тризне, о том, как приблизительно она могла проводиться, и откуда собственно и берёт начало этот праздник. Но давайте, теперь взглянем на похоронные процессии древних славян, с другой стороны. Задумаемся, почему всё же тела усопших сжигали и какой сакральный смысл вкладывали в это действо наши предки.
В похоронных ритуалах древних славян важным атрибутом так же служила лодка, или ладья. По преданию, для того, чтобы оказаться в мире мёртвых, душе предстояло переплыть речку Смородину. После этого, душа усопшего оказывалась в том месте, которое было ей уготовано. По некоторым верованиям, душа пересекала реку проходя по Калиновому мосту. Но всё же некоторые славянские племена сжигали своих усопших в лодках. Но, всё это может показаться читателю недоказанным. Автор попытается привести исторические сводки, и описание погребальных ритуалов у славян, которые были запечатлены иностранными путешественниками и учёными, в своих трудах.
Масуди, арабский автор, который жил в десятом веке, пишет о том, что на Руси, у словенов и сербов было принято сжигать своих усопших, а вот дунайские болгары, по его описанию могли по своему усмотрению и сжечь, и похоронить тело в землю. Лев Диакон из Византии, описывает как воины князя Святослава сожгли тела своих павших соратников. Существует исторические свидетельства подобного ритуала в Польше во времена правления князя Мечислава. Согласно «Повести временных лет», племена кривичей, северян и радимичей, ещё в десятом веке сжигали своих покойников, тогда, как племена древлян и полян хоронили.
Подобные исторические сводки позволяют утверждать, что всё же исконные славяне сжигали тела усопших. После сожжения, останки обычно хоронились в неглубоких могилках. С началом великого расселения славянских народов, которое датируется шестым веком, появились и многочисленные различия в погребальных ритуалах. Например, в центральной части славянских земель стала практиковаться особенность захоронения останков в курганах. Они представляли собой единое пространство, где хоронили всех, просто для каждого усопшего вырывалась отдельная ямка. В юго-восточной части Славии курганное захоронение не прижилось, но зато там распространился обычай просто хоронить не сожжённые тела в земле. По мнению исследователей, подобное сочетание столь разных способов захоронения уходит своими корнями в римскую эпоху, и заимствован он из верований иранских народов. Симбиоз культур происходил на рубеже второго и четвёртого века, на территории Северного Причерноморья. В этом нет ничего странного, так, как когда две культуры существуют рядом с друг — другом, то невозможно избежать взаимодействия языков, культуры, традиций и религиозных представлений. Так, например, приставка «бог» перешла к славянам, от иранских народов. Отсюда и появились Стрибог, Даждьбог. Таким образом судить о том, что традиция захоронения мертвых у славян является результатом христианского влияния в корне ошибочна, так, как этот ритуал существовал задолго до прихода православия на землю славян. Постепенно обряд сожжения усопших сошёл на нет. Данное действо датируется одиннадцатым веком, и здесь конечно уже не обошлось без вмешательства новой религии — христианства.
Ибн-Доста, арабский автор, живший в девятом веке, писал в своей работе «Книга драгоценных драгоценностей», что у славян было принято сжигать тела усопших. А вот при описании ритуала захоронения у русских, данный автор описывает, что когда умирал зажиточный русский, то, его хоронили его в могиле похожей на дом. Туда вместе с телом хоронили одежду, драгоценности и другие ценности. Так же в могилу укладывались припасы с едой, и напитки. Вместе с усопшим данной могиле располагалась и жена усопшего, будучи ещё живой. Могилу закрывали, и женщина умирала в заточении. Данный автор, так же подчёркивает, что подобное явление было основано на добровольном решении самих жён.
Весьма интересное описание о ритуале погребения у русов, даёт нам арабский путешественник, Ахмед Ибн — Фадлан. Он побывал на побережье реки Волги. Данное действо датируется приблизительно 921 годом (возможна неточность в один год). Во время своего путешествия Фадлан познакомился с русскими купцами, при этом он стал свидетелем похорон. Автор уточняет, что описанные им похороны принадлежали зажиточному и весьма богатому человеку. Похороны богатых отличались своей многоступенчатостью ритуалов, тогда как, для похорон бедняка сколачивали лодку и просто сжигали тело в нём.
Похоронная процессия богатого человека начиналась следующим образом: для начала тело на десять дней укладывали в могилу с настилом. Туда же укладывали припасы с едой и хмельные напитки. В течение десяти дней происходило деление нажитого покойником богатства. Треть от имущества отходила к семье усопшего, на треть средств шили богатый, похоронный наряд, а остальная треть тратилась на изготовление хмельного напитка, которое использовалось для поминания умершего. В этот период сопутствующими элементами подготовки к похоронам, считались музыка, пьянство и сексуальная свобода.
Принадлежащим умершему рабыням и рабам задавали вопрос, кто из них был готов последовать вслед за своим господином. Обычно, на такое соглашались девушки. К добровольной жертве приставляли в услужение двоих девушек, которые должны были быть с ней повсюду. Арабский путешественник даже описывает, что эти девушки мыли жертве ноги своими руками. Перед погребальной церемонией жертва могла сполна насладиться всеми радостями жизни: петь, танцевать, есть и пить самое лучшее и предаваться плотским утехам.