Что означает слово тейп на кавказе

[ Чеченские тейпы ]

Что означает слово тейп на кавказе

«У чеченцев нет пьедестала, на который они возводят своих героев, но нет и ямы, в которую они бросают своих отщепенцев», – эти слова имама Шамиля наиболее полно иллюстрируют природу чеченского общества, её законы и принципы.

Даже в закрытом для посторонних кавказском обществе чеченцы представляют интерес особой прочностью традиционных социальных институтов. Если попытаться разбить общее самосознание чеченца на несколько уровней, получится следующая картина. Внизу стоит отдельная свободная личность (озди – уздень), которая входит в семью – доьзал. Несколько семей составляют некъи, а некъи объединяются в гары. Исследуемый нами институт – тейп, состоит из гаров. Следующий уровень тукхум – состоит из 10-40 тейпов. Весь чеченский народ – къом, составляет 9 тукхумов. Таким образом, каждый чеченец имеет 7 уровней самосознания. Сравним структуру чеченского общества с наиболее близким им по географии, истории и менталитету дагестанским народом – аварцами. К примеру, доьзал у аварцев называется цIа (хъизан – семья), некъи – рукъ (дословно означает дом), гар – гIаркъел (ветка), тейп – кьибил (корень). Аналогом чеченских тукхумов является аварские бо (народ – войско), а весь народ, называемый чеченцами къом, у аварцев носит название къам (къавм, миллат). Несмотря на схожесть уровней самосознания родственных народов, обнаруживается значительное расхождение в их значении.

Если для современного чеченца интересы тейпа стоят иногда даже выше интересов нации, то для аварца такую же важность имеет его село. То есть: если чеченское общество всё ещё пока структурировано по родственному признаку, аварцы делятся по землячествам. Основа чеченской нации – это родственная группа – тейп, а аварской – соседская община – село. Эти различия объясняются наличием у дагестанцев, в особенности у аварцев (у большей их части), долгого исторического опыта проживания в едином государстве. Сначала это царство Сарир, потом Аварское нуцальство, а в ХIХ веке – Имамат. Соответственно, у аварцев более развиты элементы государственности, а в сильном государстве административное деление всегда превыше племенного и кланового. По этой же причине, то есть в силу отсутствия у чеченцев в прошлом государственности, у них получили развитие альтернативные институты власти – тейпы и структура управления нацией, основанная на этом делении.

Структура чеченского общества

Высший орган управления чеченским народом Мехк кхел (Совет страны) состоял из глав тукхумов и отдельных тейпов (Тейп Да). Этот средневековый парламент «заседал» на священной для каждого чеченца горе Кхеташон Корта около селения Центорой в современном Веденском районе. В его полномочиях было объявление войны или мира, принятие особо важных, касающихся всех чеченцев решений. На более низком уровне стояли советы тукхумов, большинство которых состояло из 40 членов. Чеченцы делятся на 9 тукхумов – племён: аккинцы (Аькхий), ичкеринцы (Нохч-Махкахой), шатоевцы (Шуотой), чантиевцы (ЧIантий), терлоевцы (ТIерлой), шароевцы (Шарой), чеберлоевцы (ЧIебарлой), мелхистинцы (Мялхий) и орстхоевцы (Орштхой). Орстхоевцы, представляя собой отдельное племя, стоящее между чеченцами и ингушами, вошли в состав обоих народов – 3/4 их являются сейчас чеченцами, а 25% – ингушами. Чеченский тукхум – это своего рода военно-экономический союз определённой группы тейпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач: защиты от нападения противника и экономического обмена. Но есть также тейпы, которые не входят в тукхумы: майистинцы (МIайстой), пешхоевцы (Пешхой) и некоторые другие.

Ниже мы приводим семёрку наиболее многочисленных чеченских тейпов. Отметим, что никакого учёта и какой-либо другой статистики в этом плане не ведётся, поэтому наши оценки носят приблизительный характер.

1. Беной. Из тукхума Нохч-Махкахой. Самый крупный тейп, насчитывающий около 80 тысяч человек. Центр – село Беной Ножай-Юртовского района. Живут почти по всей Чечне. К этому тейпу принадлежит семья Кадыровых.

2. Центарой. Нохч-Махкахой. Родственен Беной. Их более 50 тысяч. Центр – село Центорой Ножай-Юртовского района. Самый знаменитый представитель тейпа – «маршал лесной войны» Шоип-мулла Центароевский – наиб имама Шамиля. Живут по всей равнинной Чечне, в основном на востоке.

3. Чиннхой. Про них говорят, что они проведут и самого шайтана. Численность – 45 тысяч. Живут в основном на западе – в Малой Чечне. Центр – Шатойский район. Представитель тейпа – наиб Шамиля Дуба Чиннхоевский.

4. Аькхий. Несмотря на свою неоднородность – они состоят из 7 тейпов, этот тукхум большинство чеченцев воспринимает как тейп. Численность – 40 тысяч. Делятся на Лам-Акхий (горные аккинцы, живущие в основном на западе Чечни в Ачхой-Мартановском районе) и Ара-Акхий (равнинные аккинцы, живущие в Дагестане и на востоке Чечни).

5. Аллерой. Нохч-Махкахой. Их больше 30 тысяч. Живут в основном на востоке Чечни. Бывший президент ЧР Аслан Масхадов из Аллероя.

6. Билттой и Белгатой. Древний тейп Нохч-Махкахой, разделившийся на несколько частей – тейпов: билттой, белгатой и сесаной. Родственны ботлихцам, особенно белгатой. Белгатоевцем является Шамиль Басаев. Из билттой – Бейбулат Таймиев, лидер чеченского народа в начале ХIХ века. Около 30 тысяч.

7. Гендаргеной. Нохч-Махкахой. Их более 25 тысяч человек. Бывший президент ЧР Доку Завгаев – представитель этого тейпа.

Тейп, его атрибуты и история

Тейп – традиционная социальная структура, основанная на кровно-родственных связях, но включающая в свой состав и группы людей иного происхождения. В Чечне сейчас более 150 тейпов. Их численность, состав и структура вызывают много споров среди обывателей и учёных.

К примеру, общеизвестно, что семья Кадыровых принадлежит к самому многочисленному тейпу Беной, но сам Рамзан Кадыров заявил в интервью «ЧК», что является представителем тейпа Угро. В данном случае Угро всего лишь гар или некъи, входящий в состав тейпа, хотя и имеет, по некоторым данным, иное (украинцы, запорожские казаки) происхождение. Для того, чтобы обрести статус тейпа, родственная группа должна обладать несколькими атрибутами – определённым центром, селом, башней, родословной, в которой от основателя тейпа до современника должно быть как минимум 7 колен, и т. д. Если же тейп не отвечает большинству этих требований, он входит в состав другого тейпа или находится под его покровительством, в любом случае не образуя самостоятельного клана.

Далее излагается процесс переселения его потомков в Чечню в Нашах (Западная Чечня, на границе с Ингушетией. Район озера Галанчож-Ами на высоте 1530 метров над уровнем моря). Нашах считается родиной всех «чистых» чеченских тейпов. По преданиям, здесь в башне Моцарой у предков чеченцев имелся бронзовый котёл, на котором были выгравированы названия более чем 20 изначальных тейпов (Беной, Центарой, Курчалой, Нашхой, Пешхой, Гендаргеной и другие). Представители других тейпов «из вредности» расплавили этот котёл.

«В Нашхе от них образовалось 13 тейпов. Уже из Нашхи нохчий стали расселяться пo всем направлениям. Предок беноевцев Биан через Аргунское ущелье, где было основано поселение Оргун с башнями, через Тевзана пришёл сюда и основал селение Бена. Я назову тебе имена наших предков, но не могу тебе сказать, точно ли я запомнил их и всех ли перечислил. Моего отца звали Тур, его отца Оьлкъа, затем Мохьмад, Юьрташ, Убайд, Элдар, Жоба (этот Жоба является родоначальником нашего гара Жоби-некъе), Бахьанда, Йовта, Хурсул (он принял ислам), Тур, Биан (основатель Беноя), Эл, Ул, Уз, Iамирхан. А далее то ли Оргун, его отец Сайдхан и его дед Абулхан – сын Сайд-Али аш-Шами.

У беноевцев девять гаров. Эти гары: Жоби-некъе, Уонжби-некъе, Iасти-некъе, Ати-некъе, Чупал-некъе, Очи-некъе, Доьвши-некъе, а также Эди-некъе и Гуьрж-махкахой. Все мы, беноевцы, братья и равны между собой. Мы всегда помогаем друг другу и защищаем друг друга. Над нами шутят люди из окружающих селений, называя нас большеногими беноевцами, потому что у нас очень много людей крупного телосложения. Люди уважают нас за бесхитростность, прямоту, верность слову и бесстрашие. Наш тейп самый сильный и многочисленный в Чечне. Мы чистые чеченцы». (Предание беноевцев)

Наряду с тейпами чеченского происхождения в составе этого кавказского народа имеются и тейпы иного, прежде всего дагестанского происхождения. Ниже приведён далеко не полный их список.

1. Андий (выходцы из села Анди Ботлихского района). Живут в сёлах Старый Юрт, Кень-Юрт, Шуани и других.

2. Акхшой (акушинцы). Потомки мухаджиров времён Шамиля.

3. Алмакхой (село Алмак Казбековского района).

4. Анцадой (село Ансалта Ботлихского района). Кроме Чечни, живут и в селе Экажево в Ингушетии.

5. АргIаной (село Аргвани Гумбетовского района). Составляют значительную часть села Знаменское (Мундар-Юрт). Они также живут в сёлах Гехи, Алхан-кала и Пседах. В Ичкерии живут в Дарго. (Переселились в давнее время, как кровники. В настоящее время в Дарго составляют целый гар.)

6. Ахтой. (ахтынцы). Переселились во времена Шамиля из крепости Ириб, рядом с которой у них было своё селение.

7. ГIаз-гIумкий (лакцы).

8. ГIалгIатлой (село Гагатли Ботлихского района).

10. Гунхой (село Гунха Ботлихского района). Член и один из основателей тейпа – шейх Кунта-хаджи Кишиев. Живут в селе Юкерчу-Гонха.

11. Данухой (село Данух Гумбетовского района).

12. Дзилой (село Зило Ботлихского района).

14. Ишинчалой (село Ичичали Гумбетовского района).

15. Куьбчий (кубачинцы).

16. Къордой (село Корода Гунибского района).

17. КIирди (село Карата Ахвахского района). Жили в бассейне реки Аргун в Итумкалинском районе.

18. Мелардой (гумбетовцы). Живут в Гехи, Урус-Мартане и других сёлах.

19. СогIаттой (село Согратль Гунибского района).

20. Сулий (аварцы). Живут в Шуани, Пседахе, Цечой (Чапаево, Новолакский район). Село Бетти-Мохк Ножай-Юртовского района почти полностью сулий.

21. Таркхой (таркинцы).

22. ХIакарой (село Гаквари Цумадинского района). Живут в сёлах Химой на границе с Цумадой и в Ачхой-Мартановском районе.

23. Iудалой (гидатлинцы). Жили в обществе Ригахой (Ришниял) Чебарлойского тукхума. Сейчас живут в Грозненском районе.

24. ЦIадархой (цудахарцы). Выходцы из села Цудахар, переселившиеся в Ичкерию во время Кавказской войны в ХIХ веке. В настоящее время живут и в селе Махкеты. Сначала основали село Ца-Ведено, затем после покорения Ичкерии большая часть их вернулась. Жили также в Шарое, около Химоя, позже ушли оттуда в Ца-Ведено. Отличаются от других чеченских тейпов эндогамией – у них развиты внутритейповые браки, тогда как в остальных тейпах такие браки почти запрещены.

25. Чунгарой (село Чанхо Ботлихского района). Живут в Цечой (Чапаево, Новолакский район), Урус-Мартане и других сёлах.

27. Хьаркъарой (село Сильди Цумадинского района). Жили и живут рядом с гидатлинцами.

Следует признать, что, несмотря на соблюдение преемственности, в нашу эпоху тейп уже не выполняет в полной мере прежних функций. Но всё-таки зачастую на основе такого деления мы становимся очевидцами попыток подмены тейпового родства клановостью. В качестве противовеса этому стремлению можно упомянуть обязательное почтение к родственникам матери и жены, то есть к своим кузенам и кузенам своих детей. Так как большинство браков чеченцы заключали с представителями других тейпов, то поэтому до сих пор в Чечне нет как такового внутригражданского межтейпового противостояния. Сказывается влияние реальных родственных уз в противовес тейповым, зачастую мифическим. ]§[

Источник

Что такое чеченский тайп? Какой тайп считается самым влиятельным?

Что такое чеченский тайп? Какой тайп считается самым влиятельным?

В современной Чечне насчитывается около 130 больших и малых тайпов, хотя некоторые кавказоведы утверждают, что их может быть более 300.

Свое название тайп получил либо от имени предка, либо по основной профессии его членов, либо по территории расселения.

Члены тайпов могут жить в разных уголках республики и даже не знать друг о друге. Но все равно принадлежность к определенному тайпу для чеченца важнее любого паспорта.

Чеченские тайпы издревле сгруппированы в 9 более больших единиц, тухкумов: Аккий, Мелхий, Нохчмахкахой (самый крупный, его еще называют, ичкерийцы), Терлой, Чантий, Чебарлой, Шарой, Шатой, Орстхой (карабулаки). Иногда, как об отдельном тухкуме чеченцы говорят об ингушах (гIалгIaй). Стоит отметить, что не все чеченские тайпы входят в тухкумы.

На гербе ЧРИ каждый звезда значила определенный тайп.

У каждого чеченского тайпа имеется старейшина, избираемый из наиболее уважаемых членов тайпа. У всех тайпов прежде существовал общий совет старейшин, называемый Мехк-Кхел.

У каждого тайпа была определенная территория и своя гора. Каждый тайп также имел либо свою башню, или другое строение, природный памятник, служивший убежищем (например, крепость, пещеру или скалу).

Внутри себя себя тайп делится на гары (роды). Но есть и гораздо более мелкое дробление.

В доисламские время каждый тайп имел свое божество. У каждого тайпа имеются свои праздники, обычаи и традиции, а также свое собственное кладбище. Тайп управляется советом старейшин и имеет право на кровную месть. Хотя последняя обычно ведется на уровне ца или дозал, дабы не привести к полномасштабной гражданской войне.

Кроме того, у чеченцев не приняты браки внутри тайпа. Считается, что лучше жениться/выходить замуж в других тайпах. При этом дети входят в тайп отца, а жена после смерти будет погребена на кладбище тайпа супруга.

Существует две группы тайпов: равнинные и горные (ламарой). Кроме того, сами чеченцы различают «чистые» тайпы и сюли тайпы (соьли тайпа). К последним относятся все тайпы, имеющие не чеченского предка.

В середине 19-го века насчитывалось около 135 тайпов, из которых 20 относились к «сьоли». Среди тайпов нечеченского происхождения есть те, где предками могли быть казаки, грузины, горские евреи, аварцы и т.д.

КАКОЙ ТАЙП САМЫЙ ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ

Самым влиятельным и сильным чеченским тайпом считается Беной. Это один из наиболее крупных тайпов, чьи представители (около 100 тысяч человек) живут по всей Чечне и за ее пределами.

Источник

Как понять ингушей: девять главных слов их культуры

Что означает слово тейп на кавказе

Иллюстрация: Лиза Стрельцова

Ингушетия — самая молодая республика России. При этом ингушский народ имеет очень долгую историю, особую культуру и довольно строгие горские нравы. Пробуем разгадать их «загадочную душу».

Галгай эздел

Галгай — это самоназвание ингушского народа, в переводе означает «строитель башен» (Ингушетия славится своими родовыми башнями, но об этом позже). А вот слово «эздел» дословного перевода на русский язык не имеет. Так называют неписаный комплекс морально-этических правил, прививаемых ингушам с самого детства. Надо сказать, правила довольно строгие. Зато, как гласит местная пословица, «если ты знаешь ингушские законы, уживешься с любым народом».

Придерживаться этих правил очень важно не только для самих ингушей (вне зависимости от пола, возраста и социального положения), но и для всех, кто живет в республике. Их несоблюдение влечет за собой потерю общественного уважения и для самого нарушителя, и для всей его семьи.

В этот кодекс входят такие понятия, как эздел (сдержанность, уважение к окружающим, благородство), эх (стыд, совесть), ях (сразу два значения: чистота помыслов и дух здорового соперничества), а также денал (мужество, сила духа, надежность, верность слову, достоинство).

Еще одно из основополагающих понятий — сий, что можно перевести на русский как «честь». Подразумевает в целом то же самое: настоящий ингуш должен вести себя достойно и соблюдать все национальные и религиозные обычаи. В республике даже говорят: «Один достойный мужчина может поднять честь всего худого рода».

Не менее важными понятиями для ингушского народа является сахал, означающее «человечность», или «милостыня», и кахетам — «сострадание».

Слово тейп чаще всего переводится на русский язык как «род». Но для ингушей (а также для их ближайших соседей чеченцев) это гораздо более обширное и важное понятие. Тейп — своеобразное объединение людей по родству: в нем объединялись представители нескольких фамилий или выходцы из одной исторической местности. По примерным подсчетам, в самый многочисленный тейп — Евлой — входит около 80 тысяч человек.

Согласно ингушским адатам, представители тейпа — практически семья, связанная одной историей и восходящая к единому предку. Родство по тейпу необычайно важно для ингуша: «однотейпчане» всегда могут рассчитывать на поддержку друг друга, даже если познакомились совсем недавно.

Так что при знакомстве в Ингушетии часто задают сразу четыре вопроса: какой у тебя тейп? Какая фамилия? Откуда ты и кто твой отец? Делается это, чтобы установить возможную родственную связь.

Источник

Чеченские тайпы: как это устроено

Что означает слово тейп на кавказе

Фото: Елена Афонина/ТАСС

Село Беной, Ножай-Юртовский район

Что такое тайп?

Сайпуди Натаева смело можно назвать тайповедом. Он написал десятки работ, посвященных социальной сущности чеченского тайпа. Как и всякий ученый, Сайпуди очень придирчив к словам — не любит, когда тайп называют родом. Он убежден, что слово «братство» куда лучше характеризирует взаимоотношения внутри этой структуры.

— Чеченский тайп отличается от первобытного рода, — подчеркивает историк. — Во-первых, в нем отсутствует кровное родство. Во-вторых, нет коллективного труда. Тайп — это ассоциация родственных и неродственных социальных групп, объединенных едиными интересами и территориальной общностью.

Историк уверен, что своими корнями тайп уходит в глубину тысячелетий, и ссылается на то, что еще в урартских клинописях еков до н. э. встречались топонимы, близкие по названию чеченским тайпам. А окончательно тайпы сформировались в XIV веке, и связано это с нашествием Тимура:

— Население равнины должно было уйти в горы, и в условиях малоземелья, суровой горной природы люди нуждались в объединении для защиты своих интересов. Самой лучшей формой самоорганизации была организация на основе родства.

Ученые до сих пор не пришли к единому мнению насчет количества тайпов. В советское время этот список содержал от 115 до 135 наименований. Сайпуди Натаев говорит, что в его перечень, составленный на основе научных исследований, генеалогических преданий и фольклорного материала, входит 366 тайпов. Причем многие из них, по мнению историка, уже исчезли, как, например, цой (жрецы), ветанхой (льноводы).

Место тайпа в структуре чеченской нации

Свое название тайп мог взять от местности, реки или села, где проживали его представители. Часто род назывался в честь основателя — допустим, энгеной происходят от предка Энгана. В семантике некоторых тайпов можно углядеть названия профессий. Так, представители тайпа белгатой в исторические времена были земледельцами. Это слово образовано от чеченских «бел» (лопата) и «гота» (пашня). Была среди чеченских тайпов и военная каста: хой — это стражники (в Веденском районе до сих пор есть одноименное селение), чеченхой — воины, носившие «чачан» — чешуйчатые кольчуги. Название тайпа мялхий образовано от слова «малх», что в переводе означает «солнце».

В языческие времена тайпы поклонялись собственным божествам, причем у каждого были свои обряды. Есть целая группа тайпов, которая в домусульманской Чечне составляла касту жрецов: терлой, пхамтой, цонтарой, эрсаной. Цикарой — тоже название чеченского тайпа — переводится как «нашедшие огонь».

Около сорока тайпов названы в честь народностей. Это свидетельствует об их нечеченском происхождении: например, гумкий — кумыки, чергази — черкесы, ногий — ногайцы. Натаев объясняет это тем, что, несмотря на расхожее мнение, вайнахское общество никогда не было закрытым. У чеченцев даже существовал обычай «сту бийна ваша» — «брат, зарезавший быка». Это торжественный обряд жертвоприношения и пиршество в честь принятия в тайп представителя другого рода или нации. С тех пор человек становился полноправным членом этого братства и получал его защиту. Из тайпа могли и изгнать за совершение какого-либо проступка, причем наказанию и осуждению подвергался не только сам преступник, но и его семья.

У чеченского тайпа был ряд отличительных признаков. Это наличие особой территории, собственной тайповой горы, башни и родового кладбища. Жену, кстати, хоронили на кладбище тайпа мужа. Кроме того, во всех тайпах женщины не имели права голоса при обсуждении важных вопросов — все решения принимались исключительно мужчинами. Внутри каждого тайпа был свой свод правил и законов. Всем тайпом помогали семьям или людям, пострадавшим от бедствий и несчастий, а в случае смерти человека траур объявлял весь род. В современных чеченских тайпах, которые насчитывают до десятков тысяч человек, многие из этих правил уже забыты.

Связанные одной ветвью

Со временем тайпы разрастались, и структурное деление внутри них увеличилось. С XV века, с тех пор, как чеченцы начали переселяться на равнину, тайп стал распадаться на гары — ветви, каждая из которых после могла образовать свой собственный тайп. Гары, в свою очередь, распадались на некъий — это слово переводится как «путь» или «потомство».

Каждый чеченец должен был знать своих предков до седьмого колена. На чеченском языке это звучит как ворхи да — седьмой отец. Тот, кто не знал своей родословной до семи поколений, не мог доказать свою принадлежность к народу. Именно этот седьмой предок и становился основателем некъий. Часто фамилию чеченцы берут именно от него. Хотя есть тайпы, которые не придерживаются этого правила, и вот уже на протяжении многих поколений она остается созвучной их роду: Аллероевы, Бильтоевы

Чем малочисленней тайп, тем строже в нем придерживаются экзогамии. Считается, что лучше вступать в брак с представителем другого тайпа. Кроме того, у чеченцев не приняты браки между родственниками в пределах одного некъий, хотя ислам позволяет жениться уже на двоюродной сестре.

Источник

Что означает слово тейп на кавказе

Что означает слово тейп на кавказе

Тейповая организация, является ячейкой, где формируется личность. Тейп устанавливает и поддерживает этические нормы, концентрирующиеся вокруг термина «оьздангала», означающего скромность, воспитанность, собранность, чистосердечие, обходительность. Нормы «оьздангала» предусматривают, к примеру, осуждение человека за срезанную им ради баловства ветку; заставляют чеченца сидеть, не откидываясь, не расставляя ног, не крутя головой, не рассматривать пристально женщину и т.д. Человек, следующий нормам «оьздангала», в чрезвычайных обстоятельствах должен проявить мужество и героизм. Этикетные нормы поведения предписывают младшему встать при появлении старшего, идти слева от старшего, занимать определенное место в помещении, сначала накормить гостя и т.д.

Поскольку в традиционном обществе близость территории и крови часто совпадают, то тейп правильнее называть родово-территориальной общностью. Фактически тейп – это группы нескольких родов, живущих на общей территории и находящихся между собой в отношениях социального равенства. Тейповая группа – это общность близкородственных фамилий. В селах и аулах Чечни имеются целые кварталы и улицы, где издавна живут выходцы из одного тейпа и называются они его именем.

Тейповая группа, как и семейная, выступает как целостное образование, каждый ее член стремится поддерживать ее авторитет, осуждение человека за отход от родовых и религиозных предписаний переживается и осуждается всеми ее членами.

В середине XIX века чеченское общество состояло из 135 тейпов. В настоящее время они подразделяются на горные (около 100 тейпов) и равнинные (около 70 тейпов).

В чеченской тейповой номенклатуре обнаруживаются названия, основанные на территориальной принадлежности. Например, Харачой («пещера»), Хьачарой («сливовая долина»), Шарой («ледник»)

Имеются тейпы, чьи названия составлены по производственному признаку, по названиям ремесел. Например, Пешхой («печеделатели»), Дешни («золотых дел мастера»), Хой («стражники»).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *