Что означает слово свиток 4 класс литературное чтение
Значение слова «свиток»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Документы в виде длинной ленты из подклеенных один к другому листов, свертываемых в свиток, в Русском государстве называли столбцами.
СВИ’ТОК, тка, м. 1. Узкая полоса бумаги или пергамента, свернутая в трубку (истор.). || Старинная рукопись в виде такой полосы (филол.). Папирусный с. 2. перен. Длинная, последовательно развивающаяся цепь чего-н. (воспоминаний, мыслей; поэт. устар.). Воспоминание безмолвно предо мной свой длинный развивает свиток. Пушкин.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
сви́ток
1. полоса бумаги, пергамента или иного писчего материала, свёрнутая в трубку
2. старинная рукопись, свёрнутая в трубку
3. перен. длинная цепь, череда событий, впечатлений, мыслей и т. п.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: подсобный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Словарик
Аяк-Ага — знатный господин.
Балага́н — здесь, устаревшее: деревянная постройка.
Бизо́н — дикий североамериканский бык.
Бурми́цкий же́мчуг — крупный жемчуг восточного происхождения.
Верши́ть — решить, совершить, распорядиться.
Воро́ты — ворота.
Всеча́сно — каждый час, постоянно.
Го́лбчик — голбец — здесь: приступок для всхода на печь.
Городни́чий — в России до середины 19 века — начальник города.
Го́рница — парадная половина крестьянской избы.
Гри́вна — здесь: денежная единица в Древней Руси в виде серебряного слитка.
Дать в прика́з — отдать под надзор.
Два-пять — старинная форма числа десять.
Деви́чник — предсвадебный вечер невесты с подругами.
Живо́т — здесь, устаревшее: жизнь.
Жо́мы — тиски.
Зо́лото черво́нное — золото высокой пробы, имеющее красноватый оттенок.
Зы́чный — громкий, звонкий.
Изразцо́вая лежа́нка — украшенная изразцами — плитками из обожжённой глины, покрытыми глазурью.
И́нда — так что даже.
Кармази́нное сукно — тонкое сукно красного цвета.
Клепа́ть — здесь: зря обвинять, клеветать. Загребь — горсть.
Кра́сно пла́тье — устаревшее: красивая одежда.
Лубо́к — народная ярко раскрашенная картинка.
Молоди́ца — молодая замужняя женщина.
Моски́т — мелкое двукрылое кровососущее насекомое южных стран.
Мы́кать век — доживать как-нибудь.
Ни пя́ди —здесь: ни на шаг.
Огла́н — мальчик, парень.
Па́волока — дорогая шёлковая ткань.
Парча́ — шёлковая ткань, расшитая золотыми и серебряными нитями.
Панихи́ды и литурги́и — церковные богослужения.
Пеня́ть — упрекать, укорять.
Перст — палец.
Пла́стью — пластом.
Подво́рье — усадьба — дом, двор с хозяйственными постройками.
Позвоно́к — здесь, устаревшее: бубенчик.
Пола́ти — устаревшее: место для спанья, которое находится между печью и стеной.
Поме́рить — здесь: вдумываться.
Приго́рок мура́вчатый — холмик, поросший мягкой и сочной травой.
По́прище — здесь: область деятельности (например, науки).
Псало́м — религиозное песнопение.
Пядь — старинная мера длины, расстояние между растянутыми пальцами: указательным и большим.
Ра́ди — рады.
Ро́звальни — низкие широкие сани.
Ро́сстань — перекрёсток двух или нескольких дорог, распутье.
Сафья́нный бич — длинная плеть из тонкой кожи.
Светли́ца — устаревшее: помещение для женских работ. (То же, что и горница.)
Седми́ца — неделя.
Сенна́я де́вушка — устаревшее: служанка.
Середо́вич — мужчина средних лет.
Сорочи́н — сарацин — чужестранец с Востока.
Спе́шить — здесь: сбить с коня.
Соче́льник — день перед Рождеством.
Терми́т — насекомое жарких стран, вредитель древесины.
Тувале́т — туалет — здесь: столик с зеркалом.
Чернори́зец — устаревшее: монах.
Ча́уш — здесь: рассыльный.
Че́лядь — устаревшее: слуга.
Хорони́ть па́че зени́цы ока — здесь: сохранять, беречь больше, чем глаза.
Узо́рочье — драгоценные, узорчатые ткани, украшения.
СВИТОК
Смотреть что такое СВИТОК в других словарях:
СВИТОК
СВИТОК
рукопись в виде ленты, свёртываемой в трубку, один из древнейших видов книги (См. Книга), характерный для культур Древнего Египта, а также Древ. смотреть
СВИТОК
СВИТОК
свиток м. 1) Старинная рукопись, свернутая в трубку. 2) а) Узкая полоса бумаги или пергамента, свернутая в трубку. б) Бумага с текстом, чертежами и т.п., свернутая в трубку. 3) перен. Длинная, последовательно развивающаяся цепь событий, впечатлений, мыслей и т.п.
СВИТОК
свиток м.roll, scroll
СВИТОК
СВИТОК
СВИТОК
СВИТОК
СВИТОК
СВИТОК
Свиток узкая полоса папируса, пергамента или бумаги, свернутая в трубку; одна из древнейших форм книги. Большой толковый словарь по культурологии. смотреть
СВИТОК
СВИТОК
1) одна из древнейших форм книги, в которой листы скреплены в длинную ленту и свернуты в рулон. Свитки появились в Древнем Египте в 3 тыс. до н.э. Материалами для них служили папирус, шелк, кожа, бумага. 2) главная форма традиционной станковой живописи в странах Дальнего Востока, которая имела вид вертикальных и горизонтальных свитков с живописью тушью и водяными красками на шелке и бумаге. смотреть
СВИТОК
св’иток — форма древней книги в виде длинного листа писчего материала (папируса, иногда полотна), сматываемого в рулон. Письмена на такой лист наносили. смотреть
СВИТОК
сущ. муж. родасувійот слова: свитка сущ. жен. родасвіткаот слова: свитка сущ. жен. родасвитка
СВИТОК
СВИТОК свитка, м. 1. Узкая полоса бумаги или пергамента, свернутая в трубку (истор.). || Старинная рукопись в виде такой полосы (филол.). Папирусный свиток. 2. перен. Длинная, последовательно развивающаяся цепь чего-н. (воспоминаний, мыслей; поэт. устар.). Воспоминание безмолвно предо мной свой длинный развивает свиток. Пушкин.
СВИТОК
(2 м), Р. сви/тка; мн. сви/тки, Р. сви/тковСинонимы: какэмоно, книга, рукопись
СВИТОК
-тка, м. Полоса бумаги, пергамеита или иного писчего материала, свернутая в трубку.||Старинная рукопись в виде такой свернутой в трубку полосы.Синоним. смотреть
СВИТОК
мtomar, ruloпапи́русный сви́ток — papirus tomarı, ruloСинонимы: какэмоно, книга, рукопись
СВИТОК
мRolle f; Papierrolle fпапирусный свиток — Papyrusrolle fСинонимы: какэмоно, книга, рукопись
СВИТОК
м.rouleau mпапирусный свиток — rouleau de papyrus Синонимы: какэмоно, книга, рукопись
СВИТОК
СВИТОК
м. rouleau m папирусный свиток — rouleau de papyrus
СВИТОК
Rzeczownik свиток m zwitek m
СВИТОК
свитокמְגִילָה נ’* * *לגולל יריעהמגילהСинонимы: какэмоно, книга, рукопись
СВИТОК
м.rollo m; pergamino m (старинная рукопись)
СВИТОК
сви́ток, сви́ткаСинонимы: какэмоно, книга, рукопись
СВИТОК
мrolo m; pergaminho mСинонимы: какэмоно, книга, рукопись
Литературный словарь по чтению 4 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Фольклор – устное народное творчество, народная мудрость.
Загадка – произведение фольклора, в котором предмет не назван, но даются его признаки, по которым можно догадаться, о чем идет речь.
Пословица – это краткое народное изречение с поучительным содержанием.
Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.
Дразнилка – это произведение фольклора, в котором содержится шутка, вызывающая смех, а иногда и обиду у того, кого дразнят.
Поговорка – часть суждения.
Сказка – вымышленная история со счастливым концом.
Присказка – это вступление или завершение сказки в виде шутки, прибаутки, небылицы.
Былина – произведение русского фольклора о подвигах героев-богатырей, которые защищали русскую землю.
Легенда – произведение фольклора, в котором повествуется о каком-либо историческом событии в сказочной, фантастической форме.
Героическая песня прославляет подвиги настоящих, невымышленных людей и рассказывает о реальных событиях.
Диалог – это разговор двух или нескольких героев произведения.
Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием в стихах или прозе, героями которого являются люди, животные или различные предметы.
Мораль – нравоучительный вывод – может быть расположена как в начале, так и в конце басни.
Ирония – тонкая, скрытая насмешка.
Аллегория – слово греческое, в переводе означает «иносказание».
Баснописец – автор басен.
Стихотворение – это небольшое художественное произведение, написанное в поэтической форме.
Поэт – писатель, создающий произведения в стихах.
Строфа – несколько стихотворных строк, объединенных ритмом и рифмой.
Метафора – переносное значение слова, указывающее на сходство или различие сравниваемых предметов.
Олицетворение – наделение животных, предметов, явлений человеческими качествами (мыслями, переживаниями).
Сравнение – сопоставление людей, животных, предметов по внешнему или внутреннему сходству.
Эпитет – образное определение, которое даёт художественную характеристику явлению или предмету.
Рифма – созвучие в окончании двух или нескольких слов.
Логическое ударение – это выделение в произношении одного из слов предложения для усиления его смысловой нагрузки.
Рассказ – это литературное произведение повествовательного характера и малого объёма.
Эпизод – часть текста художественного произведения, в которой происходит событие, влияющее на развитие действия или раскрывающее характер героя.
Литературный герой – главное действующее лицо в произведении.
Абзац – часть текста от одной красной строки до следующей.
Пьеса – это литературное произведение, содержание которого раскрывается в меняющихся действиях (картинах, сценах).
Юмор – изображение кого-либо или чего-либо в смешном виде.
Очерк – это рассказ, в котором точно описывается событие или происшествие из реальной жизни.
Портрет – описание внешнего облика литературного героя.
Миф – это повествование, отражающее фантастические представления людей об окружающем мире, природе, человеческой сущности.
Быль – это то, что было, рассказ о действительном происшествии.
Житие – жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.
Ремарка это указание автора в тексте пьесы (обычно в скобках) на поступки героев, их жесты, мимику, интонацию, на психологический смысл их высказываний, на темп речи и паузы, на обстановку действия.
Гипербола – это средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-202578
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Литературное чтение. 4 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 4 класс
Урок 1. Что такое летопись
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Былины. Летописи. Жития.
Летопись— запись событий по годам.
Келья – отдельная комната монаха в монастыре.
Перо – роговое образование на коже птиц.
(В старину отточенное гусиное перо использовалось для письма).
Светец (устар.) – подставка для лучины, освещающей жильё.
Чернило (устар.) – красящая жидкость для письма.
Чернильница – небольшой сосуд для чернил.
Хартия – старинная рукопись.
Былина – русская народная эпическая песня сказание о богатырях.
Житие – повествовательный жанр описание жизни.
Ключевые слова: Былины. Летописи. Жития.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 138 с.: ил. С. 138-142
Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина [Электронный ресурс]. – 2018. Режим доступа: http://muzeinikitin.vzh.ru/vtour/nikitin/index.html свободный. – Загл. с экрана.
Основное содержание урока.
В- Какие новые понятия встретились вам в заголовке темы?
О-(Летописи, былины, жития.)
— Мы с вами узнаем, что такое летописи, откуда появилось это название, в чём их особенности.
В-Ребята, рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен?
-Как вы думаете, почему он изображен именно в этом разделе?
-А почему летопись и Илья Муромец связаны между собой?
В- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
В-Какую цель поставим на урок?
О- Сегодня на уроке мы узнаем, как появились летописи, былины, почему летописи стали называться летописями,кто записывал летописи.
В-Ребята, как вы думаете, почему книги, различные документы в древности называли рукописями?
О- Их называли рукописями потому что они были написаны вручную.
Как было уже упомянуто раньше, рукописные книги были очень дорогими и чтобы уберечь их от пожаров и других стихийных бедствий, их помещали в специально отведенные места – библиотеки и архивы, которые находились в монастырях и церквях.
В-А зачем нужны летописи?
О-Дело в том, что каждый человек, когда он строит какие-то планы, непременно опирается на свой опыт, вспоминает события из своей жизни или из жизни своих родителей. Это его личная память. Так же происходит и с любым народом. Лучше понять окружающий мир, объяснять многое происходящего в нём помогает народу его историческая память. Многие тысячи лет назад нашим предкам помогали сохранять в памяти прошлое устные сказания, предания песни, былины, сказки-всё то, что называют произведениями устного народного творчества. С появлением письменности сведения о самых важных событиях в жизни народа стали записывать в летописях. Записи делались из года в год, или, как раньше говорили на Руси, из лета в лето. Отсюда и название этих записей-летописи.
Самые древние русские летописи не сохранились. Узнать, о чём в них рассказывалось, мы можем благодаря труду монахов-летописцев, которые не только писали о современных им исторических событиях, но и переписывали старые летописи.
-Как вы думаете, является ли летопись художественным произведением? Чтобы узнать об этом подробно, мы с вами совершим путешествие в историческое прошлое и узнаем как создавались летописи.
-Готовы ли вы сделать это вместе с героями литературных путешествий? Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте.
При каждом монастыре был свой летописец. На основе первичных летописей составлялись летописные своды.
— Представьте себе, что мы перенеслись в прошлое, в 12 век, в Киево-Печёрский монастырь, где в келье при свете лампады неустанно пишет свой труд монах Нестор образованнейший человек своего времени. Скрипит перо в руке старца, выводя заглавие книги: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала, есть».
— Нестор описывал события по годам, в хронологическом порядке. Труд его называется ЛЕТОПИСЬ.
В- Откуда же он брал сведения о событиях прошлых лет?
О- (Из произведений устного народного творчества – песен, былин, преданий).
В- Как понимаете слово летопись?
О- (Запись событий по годам).
В- Как называлась начальная русская летопись?
О- (Начальная русская летопись была создана в XI-XII веках. Она называлась “Повесть временных лет”, что значит “минувших” и рассказывала о происхождении русского государства.
Данную повесть составляли несколько летописцев – монахов, которые по тому времени были весьма образованными людьми. Они извлекали исторические сведения из былин, песен, старинных преданий и создали целую энциклопедию жизни Киевской Руси IX – XII столетий).
Храм Покрова Богородицы, стоящий среди заливных лугов при впадении речки Нерль в Клязьму, часто называют душой России. В XII веке в России центр княжеской власти перешёл из Киева во Владимир. Небесной заступницей стала Богородица, и в ее честь был учрежден новый праздник – Покров Пресвятой Богородицы.
Молодой Нестор, по собственным его словам, поступил в Печёрский монастырь в 17 лет, он в совершенстве овладел книжным искусством и из простого переписчика стал одним из первых древнерусских писателей.
Вот как начинает ее Нестор-летописец: «Се повести временных лет, откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве нача первее княжить и откуда Русская земля начала быть».
«Повесть временных лет» составлена около 1113 года монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. В науке летописи называются летописными сводами, так как каждый автор в своем повествовании соединял в одно целое уже имевшиеся к тому времени летописи, повести, жития, различный документы и собственные записи. В основу своего труда Нестор положил Начальный свод (1093–1095), которому, в совою очередь, предшествовали более ранние летописные своды. Этот текст Нестор значительно переработал и дополнил, использовав переводную византийскую хронику Георгия Амартола. Кроме того, он включил в «Повесть» договоры русских князей с Византией, ряд народных сказаний, свои собственные рассказы о событиях конца XI – начала XII века.
— А знаете ли вы, что древнейшая из дошедших до нас летописей была написана в 1377 году на пергаменте, называется она Лаврентьевской, по имени монаха-переписчика Лаврентия.
В эту летопись входит крупнейший памятник летописания «Повесть временных лет», то есть «Повесть о былых годах», которая была составлена в начале XII века монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. «Повесть временных лет» – это целое литературное произведение об истории Древней Руси.
— Что интересного вы заметили при перечитывании фрагмента о летописи?
— Вспомните характерные черты научно-познавательного текста. Найдите их в летописи. Обратите внимание на простое перечисление исторических фактов, на короткие, как бы рубленые фразы, которые лаконично сообщают о свершившихся исторических фактах.)
Вспомните вопрос на который вы не смогли ответить в начале урока. Можно ли назвать летопись художественным произведением?В исторические тексты вносились элементы художественности.
В- Но достаточно ли этих фактов, чтобы отнести летопись к художественным произведениям?
О- (Конечно нет, это только элементы художественности, а летопись не художественное произведение.)
Летопись — это историческое произведение, в нём только появляются элементы художественного произведения.
Подведём итоги: составьте рассказ о том, что такое летопись, кто записывал летописи, как это происходило, какие особенности летописи вы знаете.
— Закончить урок мне бы хотелось словами одного из лучших знатоков древнерусской литературы Дмитрия Сергеевича Лихачёва.
«Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины». Д.С.Лихачёв
Разбор типового тренировочного задания:
Текст вопроса: Когда сведения о важных событиях стали записывать в летописях?
а) с появлением письменности
б) многие тысячи лет назад
в) когда появилось устное народное творчество
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
а) с появлением письменности.
Разбор типового контрольного задания:
Текст вопроса: Распределите в столбцы таблицы толкование слов.
2. Исторический жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Исторический жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.
Это жанр устного народного творчества, древнерусская, позже русская народная эпическая песня