Что означает слово система обществознание 10 класс
Что означает слово система обществознание 10 класс
Подробное решение параграф § 2 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что означает понятие «система»?
Слово «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность». Таким образом, каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между частями системы. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.
2. Чем социальные (общественные) системы отличаются от природных?
Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в его составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырьё и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.
В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.
Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода сигналами, на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на сигналы тем или иным образом.
3. В чём заключается главное качество общества как целостной системы?
4. Каковы связи и отношения общества как системы со средой?
5. Что такое социальный институт?
Социальный институт – устойчивая форма организации совместной деятельности людей для удовлетворения определённой социальной потребности.
6. Охарактеризуйте главные социальные институты.
Главными социальными институтами являются: институт семьи и брака, политические институты, в первую очередь государство, экономические институты, институты образования, науки и культуры, институты религии.
7. Каковы основные черты социального института?
Основными чертами социального института являются:
— социальный институт закреплён системой правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения;
— наличие учреждений, снабжённых определёнными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности;
— любой из институтов интегрирован в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществлять контроль за нею;
— социальный институт стабилизирует социальные отношения, вносит согласованность в действия членов общества. Для социального института характерно чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля.
8. В чём значение институциализации?
Институционализация, с точки зрения социологии, это процесс становления социального института. Значение данного процесса очень велико в жизни общества и государства, ведь мы окружены различного рода институтами, которые помогают нам в процессе жизнедеятельности. И когда общество чувствует необходимость в создании какого-нибудь нового института (учреждения), наделенного определенными социально значимыми функциями, начинается процесс создания этого института, включения его в уже существующую систему институтов.
1. Применяя системный подход, проанализируйте российское общество начала XXI в.
Российское общество начала XXI в. общество было разрознено многочисленными войнами и экономическими трудностями, из-за чего и произошла революция 1917 г.
2. Охарактеризуйте все основные черты социального института на примере института образования. Используйте материал и рекомендации практических выводов данного параграфа.
Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.
Признаками института образования являются:
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.
Из данного высказывания видно, что общество существует и функционирует в многообразных формах», то есть общество, оставаясь обществом (сохраняя свою сущность), может всё-таки и изменяться. Здесь чётко проглядываются признаки общества как системы.
Такие результаты социологического опроса можно объяснить тем, что российское общество начала XXI в. очень часто обращалось за помощью в различные общественные институты, но так и не получила определённую помощь, поэтому рассчитывают только на себя и большинство никому не доверяют.
Общество как система
Урок 22. Обществознание 10-11 классы. Человек. Общество. Духовная культура ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Общество как система»
Вспомним ещё раз основные определения, которые вы давали термину общество.
Вот как раз о том, что именно включает в себя общество, как часть материального мира, мы и поговорим. И выясним, почему общество является системой, и какие качества ему, как системе, присущи.
В общем, примеры можно приводить ещё очень долго. Что же означает это слово?
Приведём в качестве примера человеческий организм. Это сложная система. Она состоит из различных органов: сердце, мозг, желудок, печень, мышцы. Каждый из них выполняет собственные функции. Но ни один из органов не может сколь-нибудь длительное время существовать сам по себе, отдельно от системы.
Наша жизнедеятельность не определяется работой только мозга, или только мышц. Мы дышим, ходим, чувствуем, потому что различные органы нашего организма работают согласованно.
Что включает в себя общество как система?
Между индивидами и социальными общностями возникают многообразные общественные отношения. Для удобства изучения, анализа их принято делить на 4 большие подсистемы: экономическую, социальную, политическую и духовную. Каждая из них включает в себя множество элементов.
Экономическая сфера связана с удовлетворением материальных потребностей людей. Производя различные жизненные блага, индивиды вступают в отношения собственности, распределения, обмена, потребления. Используют различные орудия и предметы труда. Привлекают финансовые ресурсы. Вырабатывают знания о наиболее эффективных способах организации производства и применяют их на практике.
Социальная сфера включает в себя отношения между различными общностями людей. Мы уже называли некоторые из них. У каждой общности есть собственные интересы. Они по-разному относятся к существующему социальному строю, установившимся общественным порядкам. Это различие определяется как их материальным положением, так и другими факторами. Именно в сфере социальных отношений происходит согласование интересов, сглаживание противоречий. Или не происходит. Тогда возникают социальные конфликты, которые могут очень серьёзно изменить эти самые установившиеся порядки.
Политическая сфера охватывает те структуры, которые связаны с осуществлением власти. Она удовлетворяет потребности людей в порядке и безопасности. Деятельность государства, способы и методы, которыми оно управляет обществом. Политические интересы и политические организации. Способы участия граждан в политической жизни.
К духовной сфере относят представления людей об окружающем мире. Обычаи, традиции, верования. Философские воззрения. Художественные предпочтения.
Все эти подсистемы тесно связаны друг с другом, влияют друг на друга. Структурные изменения в экономике могут привести к росту безработицы в отдельных отраслях. Это вызовет снижение уровня жизни многих людей, социальные проблемы. Вполне вероятно, что государство для их разрешения должно будет предпринять какие-то меры. Причём, речь может идти не только о выплате пособий людям, потерявшим работу. Потребуется, например, организовать массовое переобучение, изменить подходы к содержанию школьного и профессионального образования.
Человек всегда был и остаётся главной производительной силой. Если произойдут качественные изменения в подготовке кадров, их профессиональный рост, это серьёзно повлияет на экономическое развитие страны.
Важнейшим элементом общественной системы являются социальные нормы и ценности. Они регулируют поведение отдельных индивидов и социальных общностей, придают определённую стабильность общественному развитию. Комплекс норм, правил, которые регулируют какую-то конкретную область жизнедеятельности людей обычно называют социальным институтом.
Но порой кардинальные перемены происходят буквально на глазах. Ваши родители, знакомые старшего возраста могут многое рассказать о тех политических и экономических изменениях в стране, свидетелями которых они были. Что же касается технического прогресса и тех изменениях, которые он вызывает в организации производства и быта, то тут и спрашивать никого не надо. Вы сами можете выступить в качестве рассказчиков.
Социальные изменения достаточно часто непредсказуемы.
На планете присутствуют в качестве наблюдателей сотрудники земного Института экспериментальной истории. Они глубоко убеждены в существовании объективных закономерностей исторического развития. Хотят выяснить, с какими особенностями они будут проходить в местном государстве Арканар. Но всё происходит совсем не так, как предполагалось. В результате переворота устанавливается тоталитарная теократическая диктатура. Осуществляется тот вариант развития, который практически был невероятен. Кстати, в повести очень много и других интересных линий. Может быть, вам стоит её прочитать? Или посмотреть один из двух вариантов экранизации?
Однако, несмотря на определённую непредсказуемость развития, на возможность серьёзных кризисов, перехода от порядка к хаосу, отката назад, общество достаточно устойчивая система. Оно может интегрировать (включить в себя, сделать своей частью) новые элементы. Перейти от хаоса на другую ступень самоорганизации и развиваться дальше.
Что означает слово система обществознание 10 класс
§ 10. Общество как развивающаяся система
чем характеризуется любая механическая система? В чем выражается целостность живых организмов? Каков смысл понятия «развитие» применительно к живой природе? В чем выражается развитие общества? Какова роль социальных революций в развитии общества?
Понятие «система» в современной науке и философии – одно из ключевых. Однако о таких проявлениях системности, как целостность, единство, писали еще древнегреческие философы. Спустя столетия, уже в эпоху Нового времени, своего рода эталоном системности стали считать научное, в первую очередь теоретическое, знание. Вскоре системный подход стал использоваться и в различных областях естественно-научного знания: физике, биологии, геологии и др. Проник он и в науки об обществе. Само общество в целом и отдельные его стороны стали рассматриваться как совокупность взаимосвязанных элементов. Вместе с тем ряд вопросов (каковы основные компоненты общества как системы, каков характер связи этих компонентов, в чем выражаются интегральные свойства общества как целого) остается дискуссионным. На некоторых из них мы остановимся в этом параграфе.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОБЩЕСТВУ
Мы рассмотрели общество как совокупность людей, связанных социальными отношениями, как отличную от природы, но неразрывно с ней связанную часть реального мира. Есть еще один важный аспект, который углубляет наши знания об обществе на социально-философском уровне, – анализ общества как целостной системы.
Слово «система» греческого происхождения, означает «целое», «составленное из частей», «совокупность». Множество объектов реального мира могут быть рассмотрены как системы. Классическим примером системного объекта в мире вещей служат часы. Они являются несомненной целостностью, но в то же время состоят из множества элементов – деталей, определенным образом связанных друг с другом и выполняющих свою функцию в работе данной вещи. На примере этой простейшей модели мы можем выявить некоторые свойства системного целого. Во-первых, оно имеет части; во-вторых, эти части имеют значение только в рамках целого (отдельная деталь часового механизма годится только на то, чтобы заменить такую же неисправную); в-третьих, все компоненты связаны определенным способом; в-четвертых, целое больше, чем сумма его частей. Поясним последнее положение. Представим, что мы разобрали часы и все детали сложили в кучку, ни одна из них не пропала (сумма целого сохранена), но целого – часов – нет.
Существенно более сложные системы мы находим в природе. Здесь мы обнаруживаем еще одно важное свойство – открытость этих систем. Они взаимодействуют с внешней средой, изменяют под влиянием этого свои свойства, однако сохраняют свою целостность. Примером здесь может служить не только живой организм, но и целостная экосистема (океан, лес и т.п.).
Сложной открытой системой является и общество. Естественным условием его существования выступает природная среда. В ходе общественного производства люди постоянно взаимодействуют с природой, используя созданные ими средства труда. Представим себе, что такое взаимодействие, пусть даже на короткое время, прервалось. В результате общество, не способное к производству материальных благ, прекратило бы свое существование.
Общество как система включает в себя множество компонентов. Философы и ученые пытаются вычленить и классифицировать их по степени общности, по выполняемым функциям и другим критериям.
СИСТЕМНОЕ СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА
Важнейшие элементы общества становятся очевидными уже из его определения: это люди и связывающие их общественные отношения. Отдельные исследователи выделяют такие элементы, как вещи и знаки (картины, книги, т.е. то, что является плодами духовной культуры в их материальной оболочке). Читая статью, рассматривая изображение герба, останавливая свой взгляд на дорожном знаке, мы «считываем» определенную информацию, необходимую для осмысления социальной среды, правильной ориентировки в ней.
Одним из основных компонентов общества является социальный институт. Рассмотрим это понятие на примере такого института общества, как семья. Создание семьи – одна из фундаментальных потребностей человека. Вместе с тем семья выполняет в обществе важные функции: рождение и воспитание детей, экономическую поддержку малолетних и нетрудоспособных и многие другие. Каждый член семьи занимает в ней свое особое положение. Родители (или один из них) обеспечивают средства к существованию, ведут домашнее хозяйство, занимаются детьми. Дети учатся, помогают по дому. Такое поведение регулируется не только внутрисемейными правилами, но и общественными нормами – традициями, правом, моралью. Так, общественная мораль осуждает отсутствие заботы старших членов семьи о младших. Закон закрепляет ответственность и обязанности супругов по отношению друг к другу, к детям; совершеннолетних детей к престарелым родителям. Создание семьи, основные вехи семейной жизни сопровождаются установившимися в обществе обрядами. Например, во многих странах брачный ритуал включает обмен супругов обручальными кольцами.
Таким образом, социальный институт можно рассматривать как устойчивую совокупность людей, групп, организаций, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных норм, правил, стандартов поведения.
Помимо семьи, к основным институтам общества относятся государство, школа.
Общественные институты существуют в политике, экономике, культуре. Они делают общество более устойчивым.
Таким образом, наряду с элементами в устройстве общества различают более крупные компоненты, сами имеющие сложный составной характер, – общественные институты, а также сферы жизни общества. Об институтах речь шла выше. Остановимся на характеристике основных сфер как подсистем общества.
СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ КАК ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
У исследователей нет единства по вопросу о том, какие сферы общественной жизни следует выделять. Некоторые подразделяют общество всего на две сферы – материальную и духовную; к первой относят экономику и производство, ко второй – науку и культуру. Наибольшее распространение получило выделение экономической, духовной, социальной и политической сфер жизни общества. Попытки отдельных авторов дополнить этот ряд семейно-бытовой сферой вызывают возражения: при всей значимости этой области жизни она выражает более конкретный срез общества в сравнении с другими подсистемами, отражающими фундаментальную структуру общества.
Каждая из сфер охватывает определенный круг общественных отношений и социальных институтов, соответствует тем или иным функциям, которые приходится выполнять обществу.
Экономическая сфера охватывает отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ. Важнейшая функция здесь – взаимодействие общества как системы с внешней природной средой: приспособление к ней (адаптация) и ее преобразование.
Социальная сфера включает отношения между различными социальными общностями и группами. Она призвана объединять, интегрировать общество на основе соотнесения и учета интересов различных групп.
Политическую сферу образуют отношения гражданского общества, политических партий и государства. Назначение сферы политики – осуществлять руководство и управление.
Духовная сфера охватывает отношения, складывающиеся в процессе создания, распространения, сохранения и освоения духовных ценностей. Через нее осуществляется такая важная функция общества, как поддержание определенных ценностей, норм человеческого общежития.
Сферы жизни общества как части единой системы неразрывно связаны между собой, изменения в одной влекут, как правило, изменения в другой.
Рассмотрим взаимовлияние общественных сфер на отдельных примерах. Обратимся к явлению, получившему столь широкое распространение в современном мире, – массовой культуре. С ее продуктами – рекламой, поп-музыкой, развлекательными передачами на телевидении и т.п. – знаком сегодня практически каждый. Но было время, когда общество не знало массовой культуры. Должны были произойти изменения в различных сферах жизни, включая саму культуру, чтобы на рубеже XIX – XX вв. этот феномен появился. В экономической сфере – переход к массовому производству, его стандартизация; повышение платежеспособного спроса рабочих и служащих; в дальнейшем – появление технических средств, позволяющих тиражировать произведения искусства. В социальной – стремительный рост городского населения, появление досуга у значительной части работников. В собственно культурной сфере индустриально развитые страны делают важные шаги, направленные на развитие образования, прежде всего начального. Так, в 70-е гг. XIX в. в Великобритании вводится обязательное обучение детей в возрасте 5–12 лет, в конце столетия отменяется плата за обучение в начальной школе. На появление у «низших» классов досуга, некоторых средств, сверх минимально необходимого, на рост числа грамотных, на желание расслабиться, отдохнуть после монотонного труда рынок ответил соответствующим предложением «типового» культурного продукта: книгами, фильмами, граммофонными пластинками и т.д.
Есть ли среди сфер жизни общества определяющая, дающая своего рода первотолчок последующим трансформациям? Этот вопрос остается дискуссионным. Наиболее обстоятельная разработка идеи о приоритете экономики, производственных отношений в общественном развитии принадлежит К. Марксу. Как вы уже знаете, согласно созданному им учению, изменения в производстве, отношениях собственности вызывают крупные сдвиги в других областях жизни: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества».
Во многом этот тезис справедлив. Уже на примере зарождения массовой культуры мы видели, что изменения в материальном производстве, технические достижения, да и сам характер рыночных отношений в обществе существенным образом повлияли на этот процесс. Вместе с тем данный пример показывает нам и роль других факторов: социальных, духовных, политических (образовательная политика властей).
Поэтому большинство исследователей сегодня считают, что при рассмотрении общественных явлений в расчет нужно принимать целый ряд факторов, и решающим среди них не всегда будет экономический. В свою очередь, экономические процессы не могут не испытывать политических, социальных и духовных сдвигов в обществе, что хорошо показал немецкий социолог начала прошлого века М. Вебер. Исследуя зарождение капитализма как экономической системы, он обратил внимание на ту роль, которую сыграло изменение духовных ценностей определенной части общества – людей, перешедших на позиции протестантизма. По его мнению, именно протестантизм, давший нравственное оправдание богатству, деловому успеху, открыл возможность для широкого развития предпринимательской деятельности – «мотора» капиталистической экономики.
ИЗМЕНЧИВОСТЬ И СТАБИЛЬНОСТЬ
Ученые относят общество к саморазвивающимся системам.
На уроках истории вы неоднократно убеждались в том, что с течением времени меняются социальные институты, образ жизни людей, совершенствуются технологии, усложняются формы общественного устройства, что свидетельствует о развитии общества, источники которого находятся в нем самом.
Интенсивность, глубина изменений оценивались различно. Многие философы, социологи, историки поддерживали идею эволюционного развития. Применительно к живой природе она получила научное обоснование в трудах Ч. Дарвина, а затем закрепилась в учениях о развитии общества. Сторонники эволюционизма подчеркивали постепенность изменений, преемственность в развитии различных сторон общества, обращали внимание на значение традиций. Так же как и в биологии, развитие считалось необратимым.
Отрицать преемственный, эволюционный характер многих изменений в обществе не приходится. Вместе с тем проведение прямых аналогий между обществом и природой не позволяет понять специфику общественных явлений. Так, вряд ли к обществу в полной мере применимо положение о необратимости изменений. История знает примеры регресса, упадка, возврата к более примитивным формам организации (вспомните такие факты). В отдельных случаях возврат к более простым структурам служит гарантией выживания: именно печка, колодец и собственный огород, а не городская квартира без тепла и света помогали выжить людям в годы военного лихолетья.
Иной взгляд на проблему отстаивали последователи марксизма. Согласно этому учению, решающую роль в обновлении общества играют социальные революции. Именно их Маркс называл «локомотивами истории». Истоки революции, по его мнению, лежат в непримиримом конфликте тех социальных сил, которые олицетворяют уходящий экономический строй, с классами, заинтересованными в утверждении новых порядков. В ходе революции передовой класс свергает реакционный, берет власть в свои руки и осуществляет назревшие перемены во всех сферах жизни общества.
Теория выглядит достаточно абстрактной, но сами революции, как вы знаете из курса истории, вполне реальные события, имевшие место во многих странах и часто коренным образом менявшие сложившийся порядок. Не случайно ряд революций назвали великими (вспомните какие). Однако, хотя изменения были значительными, они не всегда отвечали интересам широких слоев общества, а нередко расходились с представлениями самих революционеров. Часто революционные действия и политика новых властей усугубляли ряд трудностей, уже существовавших в обществе. Кульминацией революций, как вы знаете из курса истории, нередко становилось утверждение диктатур, превосходящих по своей жестокости прежние режимы. Эти черты социальных революций заставили историков и политологов отнестись более сдержанно к оценке их позитивной роли в истории, а политиков если и призывать к революциям, то только «бархатным», лишенным элементов гражданской войны и диктаторских замашек лидеров.
Одной из очевидных закономерностей общественных изменений является возрастание их темпа в последние два-три века. Говоря словами современного английского историка, англичанин середины XVIII в. в материальном отношении стоял ближе к легионерам Цезаря, чем к собственным внукам.
Социологи иллюстрируют тенденцию к ускорению социальных изменений следующими расчетами: если последние 50 тыс. лет существования человечества измерить числом поколений, каждое со средней продолжительностью жизни в 62 года, то таких поколений получится 800. Из них 650 провели свою жизнь в пещерах. Письменностью пользуются последние 70. Лишь 6 последних поколений получили возможность пользоваться печатным словом. Только при жизни последних четырех поколений люди научились довольно точно измерять время. Подавляющее большинство вещей, с которыми вы имеете дело в повседневной жизни, создано не ранее середины прошлого века.
Изменения охватывают не только образ жизни, но и образ мыслей людей: их взгляды, предпочтения, представления о должном. Вместе с тем ряд ценностей сохраняет свое значение и в современном мире. К примеру, семью, притом что формы ее меняются, миллионы людей в мире по-прежнему рассматривают как важнейшую ценность в своей жизни. Множество людей остаются приверженцами религий, зародившихся тысячелетия назад.
Тем не менее многие стороны общественной жизни стремительно меняются. Есть ли определенная направленность у этих изменений? Ответу на этот вопрос посвящен следующий параграф.
Основные понятия: общество как система, общественный институт, сфера жизни общества.
1) Что позволяет утверждать, что общество является системой? 2) Каковы важнейшие компоненты общества как системы? 3) Что такое общественный институт? Назовите основные институты общества. 4) Назовите и охарактеризуйте основные сферы жизни общества. 5) Как связаны общественные отношения, институты и сферы жизни общества? Проиллюстрируйте эту связь примерами. 6) Приведите примеры, отражающие взаимосвязь различных сфер жизни общества. 7) Какие черты развития общества выделяют сторонники эволюционного подхода? 8) В какой форме выражается скачкообразность общественного развития? 9) Как и почему менялись оценки роли революций в развитии общества? 10) Что свидетельствует об ускорении в последнее время темпов общественного развития?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. Опираясь на положения, приведенные в данном параграфе, а также на знания из других предметов, выберите из перечисленных ниже характеристик те, которые отражают свойства любой системы:
сохранение с течением времени своего состояния неизменным; наличное состояние позволяет точно определить последующее; постоянный обмен веществ с внешней средой; наличие взаимосвязанных элементов; несводимость целого к сумме частей, появление у целого свойств, отсутствующих у отдельных компонентов.
Поясните свой выбор.
2. Соотнесите общественные институты и сферы жизни общества.
Институты | Сферы |
1) государство; 2) семья; 3) школа; 4) церковь; 5) финансовая система; 6) средства массовой информации. | а) экономическая сфера; б) политическая сфера; в) социальная сфера; г) духовная сфера. |
Есть ли в перечне институтов те, которые вы хотели бы отнести к нескольким сферам общественной жизни? Назовите их. Чем можно объяснить отсутствие жесткого соответствия сфер и институтов общества?
3. Заполните таблицу.
Основные подсистемы общества
Сферы общества | Деятельность людей и отношения между ними | Основные учреждения (организации) |
Политическая сфера | ||
Экономическая сфера | ||
Социальная сфера | ||
Духовная сфера |
4. Историк и публицист М.И. Туган-Барановский писал: «Политическое преобладание Москвы основывалось, между прочим, на том, что Москва была торговым центром огромного края, промышленность которого находилась в непосредственном подчинении торговому капиталу, сосредоточенному преимущественно в Москве. Торговый класс был вслед за земельным дворянством самым влиятельным классом старинной Руси».
Связь каких сфер жизни общества можно проследить в этой характеристике?.
5. По мнению одного из социологов, общество движется от размытости к четкости, от единообразия к многообразию, последовательно проходя определенные стадии развития. Каждая из них утверждается лишь тогда, когда предыдущая исчерпала свои возможности.
Можете ли вы на основании приведенных утверждений заключить, что автор придерживается эволюционной модели общественного развития? Если нет, то каких знаний вам недостает?
Поработайте с источником
Прочитайте отрывок из книги современного отечественного философа К.X. Момджяна.
…Общество способно меняться, сохраняя качественную определенность.
…Общество включает в себя множество явлений, качественно отличных друг от друга, и в то же время обладает законами, не сводимыми к сумме отдельно взятых законов экономической, политической, правовой или эстетической жизни.
Это означает, что механическое сложение сведений, известных политологии, искусствоведению и прочим специальным наукам, не дает нам достаточных знаний об обществе. Если мы хотим понять совместную жизнь людей во всей ее реальной сложности, нам следует рассмотреть ее как реальное системное целое, слагающееся из определенных частей, но не сводимое к ним.
Общество… относится к числу саморазвивающихся систем, которые, сохраняя свою качественную определенность, способны самым существенным образом менять ее состояния. Сравнив Японию XVI века и Японию XX века, мы можем вообразить, что побывали на разных планетах с колоссальными по масштабу различиями в образе жизни людей.
И тем не менее речь идет об… одном и том же народе, находящемся на разных этапах своего исторического развития, в котором настоящее проистекает из прошлого и содержит в себе важные зачатки будущего.
Конечно, можно утверждать, как это делают некоторые теоретики, что средневековая Япония значительно больше похожа на феодальную Францию, чем на современную Страну восходящего солнца, ставшую одним из лидеров мирового сообщества. Но это не дает оснований разрывать целостную историю страны, которая связана воедино не только общим названием, географическим положением и языком общения, но и устойчивыми стереотипами культуры, воспроизводимыми особенностями национального менталитета (в частности, столетней психологией коллективизма, долга и дисциплины, которая во многом определила нынешнее преуспевание японцев).
Вопросы и задания к источнику:
1) Почему сумма знаний из различных общественных наук недостаточна для понимания общества? При каком условии это понимание может быть достигнуто? 2) Что, на взгляд автора, позволяет сохранять народу целостность даже при очень существенных изменениях в образе жизни людей? 3) Возможны ли изменения, которые могут разрушить целостность? Выскажите свою точку зрения. Подкрепите ее примерами.