Что означает слово синагога

Что означает слово синагога

Что такое синагога?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Что означает слово синагога

Слово синагога греческое (synagoge; от syn – вместе, ago – веду). В еврейском языке ему соответствует слово kenesset (собрание). Место собрания называется beth ha kenesset (дом собрания). В Святом Евангелии и других новозаветных книгах на церковнославянском языке слово синагога переводится как «сонмище» (см.: Мф. 4: 23; 12: 9; Мк. 1: 21)

Ни в Законе Моисея, ни в других ветхозаветных книгах нет указаний о необходимости сооружать особые здания религиозных собраний. Предположение, что синагоги возникли во время вавилонского плена, не находят фактического подтверждения. Самый ранний документ, в котором упоминается синагога, – надпись времен фараона Птолемея III Эвергета (247–221 до Р.Х.). За последние два с половиной века ветхозаветной истории синагоги получают распространение не только в диаспоре, но и в самой Палестине. Особенно много их было в Галилее.

Предписания об устройстве синагог содержатся в галахе (нормативной части иудаизма). Синагоги должны были располагаться так, чтобы стена, противоположная входу, была обращена на Иерусалим, а в Иерусалиме – на храм (после разрушения – на место, где он стоял). Поэтому галилейские синагоги были ориентированы на юг, а в Хевроне – на север. Согласно Талмуду, синагога должна быть самым высоким зданием в городе. Так как в рассеянии евреи это исполнить не могли, то на крышах синагог устанавливали длинные шесты. Таким странным образом выходили из затруднения.

Синагоги предназначались для молитвы, чтения Писания, толкования прочитанного и назидания. Они устраивались в образ скинии и храма, но принципиальное отличие было в том, что там отсутствовал жертвенник. Жертвоприношения не совершались. Поэтому середину прямоугольного помещения занимало возвышение (бима), а на нем – стол или кафедра для чтения свитков Торы. Главную значимость имел шкаф, в котором хранились свитки закона. По аналогии с храмом он назывался арон х(г)а-кодеш (святой ковчег). Место у шкафа считалось самым почетным. Большую часть внутреннего пространства синагоги занимали сиденья.

Синагоги не были делом богоустановленным. В них отсутствовало священство. Должностные лица были из мирян и не имели специальных одежд. Главным лицом был начальник синагоги (по-славянски: архисинагог, старейшина собору, начальник сонмища), который упоминается в Святом Евангелии (см.: Мк. 5: 22, 35–36; Лк. 8: 49). Он руководил советом старейшин. Был еще служитель (см.: Лк. 4: 20) или наблюдатель (евр.: хазан). В его обязанности входило поддержание порядка, открытие и закрытие помещения, возжигание светильников и др.

Религиозная жизнь требует от человека внимания к себе, нравственной чуткости, смирения и чистых намерений. Если этого нет, постепенно наступает отвердение сердца. Неизбежно происходит подмена. Это мы наблюдаем на примере той духовной атмосферы, которая была в сонмищах времен земной жизни Спасителя. В синагоге Назарета Иисус Христос прочел мессианское место из пророка Исайи и дал ему толкование. «Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» (Лк. 4: 28–29). Когда Господь в субботу в синагоге исцелил сухорукого, фарисеи, «выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его» (Мф. 12: 14). После того как Спаситель освободил согбенную женщину, которую 18 лет мучил сатана, начальник синагоги, негодуя, сказал народу: «Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Лк. 13: 14). Однако человек не находится в полной зависимости от духовных недугов той среды, в которой живет. Начальник синагоги Иаир имел веру в Иисуса и просил исцелить свою дочь: «Приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива» (Мф. 9: 18).

Либеральные авторы, пишущие на тему об отношении христианства к иудаизму, чтобы затушевать сущность проблемы, пытаются представить неприятие иудаизма как вражду к евреям. Это неправда. Ученики Спасителя были в основном евреями. Были евреи и среди святых отцов (например, святитель Епифаний Кипрский). Среди наших новомучеников евреем был архимандрит Неофит (Осипов; 1875–1937), личный секретарь Святейшего Патриарха Тихона. Как исповедник, он решительно отвергал Декларацию митрополита Сергия. Его очень ценили священномученик митрополит Кирилл (Смирнов) и святитель Афанасий (Сахаров), которые вместе с ним были в ссылке.

Что означает слово синагога

Причина здесь религиозная. Это ясно выразил апостол Иоанн Богослов: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» (1 Ин. 2: 22). Тот же апостол был тайнозрителем и получил откровение от Господа: «И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское» (Откр. 2: 8–9).

В средневековом церковном европейском искусстве противопоставление христианства и иудаизма аллегорически представлено в виде двух женских фигур – Церкви и Синагоги. Такими скульптурами оформлен южный портал трансепта (поперечного нефа) собора в Страсбурге (ок. 1230). Женщина, олицетворяющая Церковь, прямо и уверенно держит правой рукой крест, словно опираясь на него. Прямые, ниспадающие до земли складки плаща делают фигуру твердой и устойчивой. Голова увенчана короной. Взгляд устремлен в даль. Синагога прижимает к телу сломанное в нескольких местах копье. Изгиб фигуры повторяет эту ломаную линию. Из левой руки выпадают скрижали. Голова опущена. На глазах повязка – символ духовной слепоты.

Источник

Синагога

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Синагога — главная составляющая Еврейской жизни.

По-русски — синагога, на иврите бейт кнессет (Дом собрания), на английском (из идиш) — shul.

Синагога — больше, чем просто дом молитвы. Здесь делают бриты и говорят поминальную речь, здесь устраивают шидухи и делают Хупот, и здесь люди днем и ночью учат Тору.

Дома молитвы существовали уже во времена Храма. В них собирались для обсуждения общественных дел, вознесения молитв во время постов, в них выступали пророки, а также учителя Торы, дававшие уроки для всех желающих. Слово «синагога» — греческого происхождения, означает «собрание людей»; в древнем Израиле употреблялось другое название, арамейское — Бе-кеништа. Синагога представляла собой как бы Малый Храм, со всеми его функциями, кроме жертвоприношений и связанных с ними другими элементами ритуала. В рассеянии синагога стала центром духовной и общественной жизни евреев.

По закону, нельзя начинать строительство нового поселения, пока не будет закончено здание синагоги. Она принадлежит всем жителям, которые обязаны за свой счет покупать свитки Торы, книги для учения и молитвы, поддерживать в ней порядок, ремонтировать здание. Синагогу нельзя переделать для других нужд или продать. Ее святость не исчезает даже если она разрушена.

Главным в синагоге является зал (улам), где молятся или учатся. У стены, направленной в сторону Иерусалима (а в Иерусалиме — в сторону Стены плача), расположен специальный шкаф для свитков Торы — Арон Акодеш. В эту же сторону поворачиваются молящиеся в час молитвы. В Талмуде написано: «Находясь вне Эрец Исраэль, обрати свое сердце (когда молишься) к Эрец Исраэль. Находясь в Эрец Исраэль, обрати свое сердце к Иерусалиму. Находясь в Иерусалиме, обрати свое сердце к Храму».

Ближе к центру зала молитв стоит Бима — возвышение, на стол которого кладут свитки Торы при их чтении. Молитву ведет хазан, которого называют «шалиах цибур», посланец общины.

За порядком в синагоге, а также за ведением денежных расходов, включая нужды на помощь беднякам, следят служители, «габаим», избираемые членами общины.

Часто в одном комплексе вместе с синагогой размещают микву (ритуальный бассейн) и помещение для занятий с детьми — хедер.

«Русская» синагога

Необходимое условие и самое эффективное средство как в приближении нерелигиозных евреев к Традиции, так и для тех, кто уже соблюдает — быть членом общины.

Естественно, что выходцы одной общины стремятся молиться в одной синагоге. Так возникает «русская» синагога, горская синагога, бухарская синагога.

Толдот Йешурун старается поддерживать становление общин, которые формируются по близости культуры и менталитета выходцами из бывшего Советского Союза.

Как правило, община включает в себя синагогу, где проходят молитвы и шабатние уроки, различные общинные мероприятия — бриты, бар-мицвы, кидуши и т.д., уроки для женщин и различные программы для детей, и, конечно, ее ядром является вечерний хаврутный колель Толдот Йешурун. Иногда общины издают свои собственные газетки, организуют семинары для своих членов и т.д.

Наша цель — чтобы их члены не только вернулись к Традиции, но и обрели новые сферы общения, укрепили новые социальные связи и, в конечном счёте, чтобы русскоязычные баалей-тшува органично влились в израильское религиозное общество. Таким образом, общины — это мост к тому, чтобы стать полноценным религиозным человеком, религиозной семьёй. Важно добавить, что мы помогаем общинам лишь на первом этапе и наша цель — чтобы они стали финансово независимыми, самостоятельными.

Мы помогали и помогаем становлению таких русскоязычных общин в разных городах Израиля, таких, как Хайфа — под руководством рава Дова Бурдана, Нетания — под руководством рава Хаима Тверского, Ашдод — под руководством рава Йосефа Скляра, Беэр-Шева — под руководством рава Мордехая Разнова, Арад — под руководством рава Авигдора Носикова, Неве-Яаков в Иерусалиме — под руководством рава Шалома Каплана, Рамот — под руководством рава Яакова Шуба, Бейтар — под руководством рава Нохума Офмана, Тель-Цион — под руководством рава Нафтоли Панаровского, Брахфельд — под руководством рава Йосефа-Овадьи Зарудинского и многих других.

Также мы помогали и помогаем не только ашкеназским русскоязычным евреям, но и выходцам из восточных республик бывшего Советского Союза — горским, бухарским, грузинским евреям. Так, например, в Тель-Авиве мы помогаем общине горских евреев под руководством рава Шмуэля Симантова, в Хадере — под руководством рава Зрахьи Хизкияева, в Неве-Яакове в Иерусалиме — общине бухарских евреев под руководством рава Боруха Бабаева, становлению колеля для грузинских евреев под руководством рава Асаэля Мирта и другим.

Русскоязычные синагоги Израиля:

Бейтар — Синагога «Оэль Авраам».
Руководитель рав Нохум Офман 052-7615194.
Проходят молитвы Минха (в канун Шабата/Праздника), Кабалат Шабат и Маарив Шабат/Праздник, а также молитвы в Шабат и Праздники в синагоге Оэль Авраам на ул. Хафец Хаим. Статья

Неве Яаков — русскоязычная синагога.
Руководитель рав Шалом Каплан 054-7921174,
с воскресенья по четверг в 22:00 проходят вечерние молитвы (Маарив) в синагоге Маген Авраам на ул. Шаули. А также в «Хедер Камениц» на ул. Шаули проходят молитва Минха перед шабатом (время зажигания субботних свечей), урок по Недельной Главе и Маарив шабат.

Хайфа — Синагога «Толдот Ицхак», адрес: ул. Трумпельдор 37, Неве Шеанан. Руководителя общины — рав Шрага Боер — 052-432-77-70 Община русскоязычных религиозных евреев, центр изучения Торы, ежедневные молитвы, утренние и вечерние хавруты, женские уроки, шаббатоны, детские программы и др. Открытие нового центра изучения Торы

Модиин — русскоязычная синагога.
Руководитель рав Йосеф Овадья Зарудинский 054-8421101
Вечерняя молитва (Маарив) в воскресенье и вторник в 22:15 после вечернего колеля, в синагоге «Киподан», ул. Киподан 22.

Ашдод — Синагога «Зехер Ицхак», адрес: ул. Маво аШарвитан 7 (район Хет). Руководитель рав Борух Шейнин — 053-820-57-70. Индивидуальные занятия для мужчин, женские уроки, программы для семей, шаббатоны и др. мероприятия. Каждый день вечерние молитвы в 20:45.

Тель-Авив — синагога «Ор Овадья».
Руководитель рав Шмуэль Йуда Давид Симантов пел 054-5401707
р-н Неве Элиэзер, ул. Ацира 3, синагога Ор Овадья при Торговом Центре.
Каждый день проходят молитвы Минха в 16:00 и Маарив в 20:00 (в зимнее время).
В канун Шабата собирается миньян на Минху (время зажигания свечей), Кабалат Шабат и Маарив. Короткое время после Маарива в синагоге есть занятия для молодых ребят Онег Шабат.
В Шабат в 8:00 есть Шахарит, в 11:00 Хеврат Теилим для детей с викторинами и призами, в 13:00 — Минха и после нее начинается третья трапеза, которая обычно затягивается до выхода Шабата и молитвы Маарив.

Источник

Синагоги

Синагоги Греческое слово «синагоге» первоначально обозначало

1. собрание людей; так, например, этим словом названо собрание христиан в послан. Иакова 2

Синагоги, обыкновенно, строились на возвышенном месте на общинные средства, а изредка и на средства отдельных благотворителей ( Лк 7.5 ). В помещении синагоги стояли скамьи, из которых передние были отведены старейшинам и знатным ( Мф 23.6 ). В Александрийской синагоге находились 71 золотой стул по числу членов Синедриона. Перед скамьями стояла кафедра. У передней стены стоял ящик или шкаф, называемый ковчегом, в котором хранились Священные Писания. Этот ковчег помещался в передней части синагоги, всегда обращенной к Иерусалиму, чтобы народ во время богослужения находился лицом к Святому городу. В синагоге постоянно горел светильник. У двери были кружки для сбора добровольных пожертвований.

В Галилее найдены развалины древних синагог, например, в Тел-Хуме (Капернауме), в Керазе (Хоразин), две в Кефр-Берим и т.д. Из остатков видно, что они имели четыреугольную форму, разделялись колоннадами на несколько отделений с довольно высокими порталами и с двумя боковыми дверьми.

Наконец, там еще были, так называемые, «батланим», т.е. свободные люди, 10 человек, которые всегда должны были приходить на богослужения для того, чтобы в синагоге было достаточное для открытия собрания число присутствующих. Это были или люди со средствами, которые имели свободное время, или нанятые за плату члены общины.

К богослужению относились молитва, пение, чтение Библии с толкованием, совершение обрезания и установленных законом омовений. Жертвоприношения в синагогах никогда не совершались. Молитвы и песни были взяты преимущественно из Псалтыря, самой древней из богослужебных книг.

«Даруй мир, блаженство, благословение, милосердие и сострадание нам и всему Твоему народу Израилю. Отец, благослови нас всех светом Твоего лица, ибо в свете лица Твоего Ты дал нам, Господи, Боже наш, закон жизни, любви, праведности, благословения, милосердия и мира. Благоволи благословить Твой народ, Израиля, во все времена и в каждое мгновение миром. Благословен Господь, благословляющий Свой народ Израиля миром».

Каждому бросается в глаза, в какой значительной мере богослужение синагоги было подготовлением к богослужению христианской церкви. Не связаная с каким-либо священным местом, но возникавшая повсюду, где являлась в ней потребность; не отягощенная тяжелым бременем обрядов, но свободная от жертвенника, священства и жертвоприношения, и, с другой стороны, дающая свободный доступ для участия в ее деятельности каждому члену общины, – синагога была во многих отношениях образцом для первоначального богослужебного порядка христианских церквей.

От синагог отличались, так называемые «молитвенные дома», которые всегда были вне города, поблизости от проточной воды, так как евреи имели обыкновение совершать омовение перед молитвой. В таком молитвенном доме Павел нашел Лидию ( Деян 16.13 и дал.). Иногда встречается слово «молитвенное место», обозначающее настоящую синагогу.

«Ниддуй» мог произнести один раввин; человек, подпавший под отлучение, должен был одеться в траур, ему нельзя было стричься, он должен был держаться на расстоянии 4 шагов от людей; он мог посещать богослужения, но ему нельзя было входить через общие ворота. «Херем» же имели право произнести не менее десяти членов общины; он оглашался при трубных звуках всенародно и совершенно отлучал преступника от храма и синагоги; разрешалось только подавать ему пищу. Если он после 30 дней раскаивался, то его принимали вновь. Кроме этих двух степеней, позднейшие раввины упоминают «Шаммата», как самую высшую и тяжелую степень, т.е. отлучение навсегда. Это различие между тремя степенями, согласно Кейлю, придумано с 1525 года.

Источник

ЧТО ТАКОЕ СИНАГОГА

Молитва
Изучение Торы
Библиотека
Центр общественной жизни

Раввин
Хазан
Шамаш
Габай

Ашкеназы и сефарды
Хасиды и нехасиды

О названии «синагога»

Что означает слово синагогаС глубокой древности и по сей день синагогу называют на иврите «бейт-кнесет», что буквально означает «дом собрания». Слово «синагога» происходит от греческого слова synagoge («собрание») которое обозначает то же, что и слово «кнесет» на иврите: «собрание».

Еще синагогу называют на идиш словом «шул» (от немецкого «Schule» – «школа»).

История возникновения синагог

Время возникновения синагог точно не известно. Большинство историков полагает, что они возникли после разрушения Первого храма (586 до н.э.) и начала Вавилонского пленения. Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг у друга, чтобы вместе молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для молитвы – первые синагоги.

Когда вавилонские изгнанники вернулись на Родину и возвели Второй Иерусалимский храм, они построили ряд синагог и в Эрец Исраэль. Источники времен Второго Храма свидетельствуют, что в тот период синагога была даже на Храмовой горе.

Второй Храм возродил еврейскую жизнь в Палестине, но многие евреи остались в Вавилоне. Для них синагога сохранила свою роль духовного центра, места молитвы и изучения закона.

Функции синагоги

После изгнания из Израиля для рассеянных по всему миру еврейских общин синагоги стали центром общественной, политической и культурной жизни еврейского народа.

Молитва

Синагога – это, прежде всего, место для молитвы. В иудаизме придается огромное значение общественной молитве. Синагога и есть такое место, где община собирается для молитвы.

Изучение Торы

Существует обычай, восходящий к древним временам, по субботам и праздникам выступать в синагоге с лекциями на темы недельной главы Торы или по каким-либо проблемам еврейского законодательства, связанным, как правило, с предстоящим праздником.

Такую беседу (драшу) проводит один из наиболее знающих членов общины или специально приглашенный раввин. Кроме того, по субботам после утренней или дневной молитвы в синагогах обычно собираются группы для изучения Торы.

Библиотека

По традиции, в синагоге должны быть книги еврейского учения. Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги. Практически в любой синагоге можно найти Пятикнижие с комментариями, Мишну, Талмуд, труды Рамбама, полный «Шулхан арух», а также сотни или даже тысячи других книг. Этими книгами вправе пользоваться любой член общины. Обычно их разрешается брать на дом, нужно только предупредить об этом синагогального служку – шамеса.

Центр общественной жизни

Синагога, в соответствии со своим названием, является местом проведения встреч, собраний, различных торжеств как всей общины, так и отдельных ее членов. В синагоге нередко проводят бар-мицву, обрезание, выкуп первенца и пр.

Раньше в большинстве синагог были комнаты для гостей, где останавливались путешествовавшие евреи, имелись также конюшни для нескольких лошадей. Часть здания занимала миква, поэтому синагоги нередко строились у реки.

Устройство синагоги

Архитектура

Для синагоги не предписано никаких определенных архитектурных форм. Это может быть и скромное здание, даже комната в доме, используемом для других целей, и роскошное строение в любом архитектурном стиле.

Что означает слово синагогаЗакон требует, чтобы помещение синагоги имело окна. Талмуд предостерегает от молитвы в комнате без окон: люди должны видеть небо.

При входе в здание должен быть вестибюль, проходя который, человек оставляет помыслы и заботы материального мира, настраивается на молитву.

Здание ориентируют на Иерусалим (синагоги, находящиеся в самом Иерусалиме, ориентированы на Храмовую гору). Талмуд требует, чтобы молящиеся обращались лицом к Иерусалиму при чтении одной из самых главных молитв – Амиды.

Согласно Талмуду, синагога должна стоять на самом высоком месте в городе. Исторически, чтобы выполнить это предписание, шли на всякие хитрости. Например, устанавливали на крыше синагоги шест, и тогда формально она оказывалась выше других построек.

Любая синагога, маленькая или большая, скромная или роскошно украшенная, должна быть соответствующим образом оснащена.

Внутренняя структура

В объяснение этой традиции рав Лау, бывший главный раввин Израиля, пишет: «Человека в синагоге ничто не должно отвлекать от молитвы. Сказано в Торе: знай, перед кем стоишь. А потому, вознося свои молитвы, человек должен быть предельно сосредоточен на общении с Творцом. Мысли о домашних делах (жена) или романтические переживания здесь неуместны».

Арон Акодеш

Нер тамид

Над Арон Акодеш располагается «Нер Тамид – “неугасимый светильник”. Раньше это была масляная свеча. Сейчас это, как правило, лампа, похожая на свечу. Нер Тамид горит всегда, символизируя менору, масляный светильник Храма. В меноре было семь фитилей, один из которых горел постоянно.

Бима

В центре синагоги находится возвышение, называемое «бима». С этого возвышения читается Тора, на нем установлен стол для свитка. Бима напоминает помост, с которого в Храме читали Тору.

Амуд

Амуд может также располагаться сбоку от Арон Акодеш.

Место раввина

Рядом с арон акодеш находится место раввина. По другую сторону арон акодеш отводится место для хазана или приглашенного оратора.

Все эти детали являются неотъемлемыми компонентами внутреннего убранства синагоги, однако в остальном интерьеры различных синагог весьма разнообразны. Синагогу разрешается украшать в соответствии со вкусами и возможностями общины.

Некоторые синагоги представляют собой современные сооружения из легкого металла, стекла и бетона. Другие выдержаны в классическом стиле, с деревянными панелями и кожаными сидениями. В некоторых есть витражи или росписи, изображающие сцены еврейских праздников, в других этого нет. Ограничения касаются лишь изображений людей.

Синагогальные должности

Синагоги независимы друг от друга; каждая община самостоятельно избирает руководство и должностных лиц общины.

Раввин

Хазан

В зависимости от нужд общины, хазан может выполнять и другие обязанности. В будние дни роль хазана как правило, выполняет кто-нибудь из молящихся, обладающий достаточным опытом. Хазан должен не только обладать хорошим голосом и слухом, но и быть богобоязненным человеком, иметь достаточное образование – как минимум, понимать смысл молитв на иврите.

Шамаш

Габай

Какие бывают синагоги

Многие столетия рассеяния привели к небольшим расхождениям в порядке молитв, а также к некоторым различиям в обычаях разных общин. Однако в целом порядок службы, основанный на Устном Учении, один и тот же. Тот факт, что религиозные обряды евреев практически одинаковы в весьма отдаленных друг от друга странах, изумляет всех, кто с ним сталкивается. В частности, различия в порядке молитв весьма незначительны и заметны лишь тем, кто хорошо знает службу. Эти различия придают своеобразный колорит еврейским общинам разных стран. Обычно в соответствии с принадлежностью к той или иной традиции ашкеназской, сефардской, хасидской или не хасидской и различаются между собой синагоги.

Ашкеназы и сефарды

Хасиды и нехасиды

Источник

Значение слова синагога

Словарь Ушакова

1. Еврейский молитвенный дом, молельня. Хоральная симфония.

2. Религиозно-общинная организация у евреев (устар.).

Культурология. Словарь-справочник

(греч. synagoge – собрание)

в иудаизме молитвенный дом, а также община верующих.

Архитектурный словарь

молитвенный дом иудеев.

(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Библейская энциклопедия арх. Никифора

(Мф 12:9). Нет положительных доказательств, что до плена Вавилонского существовали определенные народные собрания для Богослужения, или собрания для общественных религиозных наставлений. После же плена подобные собрания сделались общими и были названы синагогами. Первоначально, вероятно. Иудеи собирались в частных домах или на открытом воздухе. По преданию в Иерусалиме прежде покорения оного римлянами было не менее 480 подобных зданий. Конечно, в этом есть преувеличение, но, все-таки, общая цифра представляется довольно правдоподобною. Строить синагоги считалось делом благочестивым и благотворительным (Лк 7:5). Синагоги можно было устроить во всяком месте, где только находилось достаточное число истинных поклонников из евреев. Существовало некоторое сходство между устройством этих синагог и устройством храма. В центральном здании, называемом храмом, помещался шкаф или ящик, где хранились свитки закона Моисеева, который предлагался для чтения народу. Среди синагоги возвышался низкий налой или кафедра. Некоторые из мест для сидения были выше прочих и назначались для старейшин. В Евангелии от Матфея (23:6) они называются председаниями. Каждая синагога имела своих особенных служителей. Собор, которому принадлежало высшее управление синагогою, состояло из старейших или престарелых и влиятельных лиц. Председатель этого совета назывался правителем или начальником синагоги (Мк 5:22, Деян 13:15). Начальники синагоги имели власть отлучать и подвергать бичеванию нарушителей закона (Мф 10:17, Ин 16:2). Изгнание из синагоги считалось наказанием, которого Иудеи страшились даже более, чем самого бичевания. Как кажется, в синагогах разбирались также и различные судебные дела. Бичевание производилось в синагогах по распоряжению трибунала каким либо назначенным лицом.

Энциклопедия иудаизма

Некоторые исследователи пытались найти в псалме (XXIII, 8) «Сожгли все места собраний Божьих на земле» намек на С, существовавшие, якобы, еще в эпоху Библии. Выражение «Дом народа» (Иер. XXXIX, 8) тоже рассматривается, как обозначение С.

С. была местом собрания народа, где обсуждались общественные дела, где пророки произносили свои пророчества и где происходила коллективная молитва. Само название «Бе-кништа» по-арамейски означает «Дом общины». В Талмуде* упоминаются С. и Дома Учения, существовавшие в древности. Достоверно предположение, что С. появились в вавилонской диаспоре* в конце периода Первого Храма или сразу же после его разрушения, когда возникла потребность в общественном здании для молитвы и чтения Торы, а, быть может, и для утешительных проповедей и обращений к народу, поддерживавших его надеждой на избавление. В С. видели тогда «малый Храм», и стих «Я буду им малым Храмом в странах, в которые они пришли» (Иех. XI, 1.) так объяснили мудрецы: «Это С. и Батей мидраш в Вавилоне» (Мег. XXIX). Это наименование «малый Храм» осталось и по сей день образным обозначением С. По возвращении на родину вавилонские изгнанники построили ряд С. в Эрец Исраэль. Источники времен Второго Храма свидетельствуют, что в тот период С. была даже на Храмовой горе. Есть точные сведения о С, существовавшей во времена Птоломея III (ок. 200 г. до н. э.). Имеются данные о существовании С. в Египте во II в. до н. э. и позже. В Талмуде рассказывается о большой С. в Александрии, в которой кафедры были сделаны из золота: «Тот, кто не видел ее, не видел почета, которым пользуется Израиль». Эта С. определенно была выстроена еще во времена Второго Храма.

С. в диаспоре были центром духовной и общественной жизни евреев на чужбине, а после разрушения Храма возросло значение С. и в Эрец Исраэль. Развалины и археологические раскопки свидетельствуют о существовании множества С. не только в Галилее, но и в Иудее, на Голане и в Заиорданье.

С. освещали свечами, как сказано: «Огнями почтите Господа» (Ис. XXIV, 15).

Старая С. в Вормсе, разрушенная нацистами, построена была в XI в. и реставрирована в XII в. С. «Альтнойшуль» в Праге построена была, очевидно, в XIV в.

Мудрецы наши подчеркивали, что кроме пожертвований на возведение С. обязаны общины содержать изучающих Тору. Однажды проходили р. Хама бар Ханина и р. Гошайа мимо С. в Лоде. Сказал р. Хама: «Сколько средств вложили сюда [в постройку этих синагог] отцы мои!». Отвечал ему р. Гошайа: «Разве не было людей, занимавшихся изучением Торы? Лучше было содержать их на эти деньги».

Мудрецы Талмуда были убеждены, что Бейт мидраш следует предпочесть С. и молиться в нем.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

синаг’ога — община или собрание евреев данной местности ( Иоан.9:22 ; Иоан.12:42 ; Деян.9:2 ), а также здание, в котором они собирались для чтения Священного Писания, молитв и некоторых обрядов. Общепринято считать, что синагоги появились во время вавилонского плена, но некоторые полагают, что они были у израильского народа и раньше ( Пс.73:8 ; Пс.106:32 ; Деян.15:21 ). Во времена Христа синагоги были во многих местах и вне Палестины: в Дамаске ( Деян.9:2 ), в Саламине ( Деян.13:5 ), в Антиохии ( Деян.13:14 ), в Фессалониках ( Деян.17:1 ), в Верие ( Деян.17:10 ), в Афинах ( Деян.17:17 ), в Коринфе ( Деян.18:4 ), в Ефесе ( Деян.18:19 ; Деян.19:8 ).

Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий

(греч. «совещание», «собрание») здание или помещение для собраний всей иудейской общины, где обучаются заповедям, читают Тору, тексты Священного Писания, оказывают гостеприимство. Иногда в синагоге размещался «Дом учения» («Бет Мидраш»). Существуют доказательства, что предшественником синагоги был местный пункт сбора диаспоры грекоговорящих евреев, где они могли выразить чувство общности.

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG synagogue)

Энциклопедический словарь

Словарь Ожегова

СИНАГОГА, и, ж. Иудаистский храм.

| прил. синагогальный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

ж.
Молитвенный дом и религиозная община иудеев.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

(греч. συναγωγή, соответствует еврейскому kenesset — собрание, beth hakenesset — дом собрания) — так называются у евреев богослужебные здания, предназначенные для общественных молитв и чтения и толкования Священного Писания, но не для жертвоприношений. Точно определить время появления общественных молитв и С. у евреев нельзя: некоторые относят его ко времени первого храма и даже еще более раннему, большинство — ко времени вавилонского плена или ближайшему за ним. Введенный Ездрой порядок чтения закона является основою современного еврейского общественного богослужения: Ездра установил общественное чтение отдела из Пятикнижия, а затем из пророков, по субботним и праздничным дням, впоследствии же и по понедельникам и четвергам, а также в ярмарочные и судебные дни. Ко времени И. Христа С. распространились по всем тем местам, где жили евреи, и не только в Палестине, но и вне ее. В Иерусалиме, как говорят, было 480 С.; особенно богата была ими Галилея, которая называлась «страной синагог»; вне Палестины упоминаются С. в Александрии, Дамаске, Антиохии, Солуни, Ефесе, Коринфе, Афинах, Риме и т. д.; в Кесарии славилась С. восстания, подавшая повод к войне против римлян. Весьма часто при С. находилась школа для изучения закона, или это изучение происходило в самой С., почему она часто называется «школой». После разрушения иерусалимского храма С. сделалась хранилищем идеи иудейской национальности и необходимой принадлежностью каждой, даже самой незначительной еврейской общины. При постройке С. наблюдается, чтобы сторона, противоположная входу, была обращена к тому месту, где был прежде храм иерусалимский. Общий план синагогального здания представляет в большинстве случаев прямоугольный четырехугольник; при входе портик, за ним следует самая С., разделенная рядами колонн на несколько нефов (от 3 до 5). Синагоги, сооруженные европейскими евреями, носят отпечаток того времени, когда они были выстроены: так, пражская и вормсская С. построены в византийском стиле; в мавританском стиле сооружены С. в Толедо (IX и XIV в.), Вене, Берлине, Франкфурте; мюнхенская и бреславльская С. построены в романском стиле и своею конструкцией напоминают древние римские базилики; в готическом стиле построены некоторые С. в Польше, а также синагога в Кельне. В середине синагоги находится эстрада, называемая алмемор или бима, где производится чтение Священного Писания; у восточной стены — ковчег, где хранятся свитки завета с их принадлежностями; этот ковчег соответствует находившемуся в иерусалимском храме ковчегу. Помещение для женщин совершенно отделено от помещения для мужчин. К принадлежностям С. относятся: светильник, сделанный по модели храмового семисвечника, кружки для сбора пожертвований, трубные рога, употреблявшиеся в новый год, валторны (chazozroth), в которые трубили в дни новомесячия, в праздники и т. д. Для выполнения специально синагогальных функций — чтения Священного Писания, произнесения молитв, проповеди — при С. не было сначала отдельных лиц, так как все эти действия могли отправляться кем-либо из общины; тем не менее, при С. существовал целый ряд официалов, а при некоторых С. — синагогальный совет, состоявший из лиц ученых и уважаемых. Во главе С. стояло особое лицо, смотревшее за внешним порядком при богослужении, заботившееся о содержании синагогального здания и вообще управлявшее делами С. Существовали еще особые собиратели милостыни. Исполнение низших служебных обязанностей в С. лежало на служителе; он же по субботам обучал детей чтению. Для отправления синагогального богослужения требуется присутствие не менее 10 совершеннолетних (не моложе 13 лет) евреев. Общественное богослужение заключается в чтении трех отрывков Пятикнижия, которые каждый еврей обязан читать утром и вечером; затем следуют евлогии (благословения), молитвы и чтения из Пятикнижия и пророков. Все Пятикнижие прочитывалось в трехгодичный цикл, для чего было разделено на 154 отдела, по одному на каждую субботу; лишь к VIII в. относится происхождение современного обычая прочитывать закон Моисеев в течение одного года и разделение его для этой цели на 54 части. Чтение закона Моисеева и пророков производилось непременно на еврейском языке; когда же этот язык сделался непонятным для народа, то к чтению еврейского текста стали присоединять перевод прочитанного на народный арамейский язык. С переводом соединялось назидательное объяснение прочитанного или проповедь, право произносить которую представлялось каждому члену общины, сведущему в Св. Писании. Синагогальное богослужение оканчивалось обрядом священнического благословения, или воздеяния рук. Этот синагогальный ритуал, установившийся уже ко времени разрушения второго храма, в общих чертах сохранился в еврейском богослужении до настоящего времени; но теперь произнесение молитв и чтение Св. Писания обыкновенно лежат на обязанности особых лиц, а проповеди произносятся раввином или особым проповедником. В новейшее время в некоторых С. введен орган при богослужении, а также употребляется, наряду с еврейским языком, и местный. Ср. Zunz, «Der Ritus des synagogalen Gottesdiens t es» (Берл., 1859); А. Никитин, «С. иудейские как места общественного богослужения» (Киев, 1891); Н. Зезюлинский, «Еврейская С. и ее функции» («Жур. Мин. нар. просв.», 1887, № 1). Слово синагога употребляется иногда также в значении иудейства как религии в противоположность церкви (ecclesia), т. е. христианству. Великой С. (keness é th hagdolah) называется, по талмудическим источникам, собрание еврейских ученых, которые под председательством Ездры привели в порядок религиозные дела евреев. Под именем «мужей великой С.» подразумеваются также ученые, жившие от времен Ездры до времени Симона Праведного (ум. ок. 292 г. до Р. X.) и занимавшиеся приведением в порядок библейских книг и отчасти устного закона.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *