Что означает слово сибирь
Откуда пошло название «Сибирь», как и с какого языка переводится «Сибирь»?
Что значит это название? Из какого языка оно пришло и какой народ дал Сибири ее название?
Много слов уже написано на эту тему, но мужи ученые так до сих пор и не пришли к единому мнению, откуда пошло название «Сибирь», и что означает этот топоним.
Позвольте и мне высказать свое скромное мнение.
Был такой народ сипыры?
По версии З.Я.Бояршиновой, этот топоним происходит от названия тюркоязычной этнической группы «сипыр», жившей по реке Иртыш в районе современного Тобольска. От имени этого народа, проживавшего в районе низовья реки Тобол и по среднему Иртышу восточнее Уральского хребта, и пошло название этой местности.
Но постепенно Сибирью начинают называть не только эту народность и местность, где она проживала, но и все восточные земли вплоть до Тихого океана. Поэтому представляется более правдоподобным, что не народ дал имя территории, а наоборот.
Следуя логике ряда исследователей, в частности, С.К.Патканова, корни народа сипыров нужно искать в народе сяньби, племени кочевников, проживавших во Внутренней Монголии на территории современной КНР, но во времена Великого переселения, в I-II веке н.э. под натиском хунну были вынуждены мигрировать на запад, где ассимилировались с местным населением.
Но в этом случае остается непонятным, почему небольшой народ сипыров дал название местности, а не проживающие здесь же более многочисленные народы хантов или манси, ранее известных под общим именем остяков.
Название придумали русские?
Гипотеза, что слово «Сибирь» обозначает сторону света и возникло от русского «север», не выдерживает никакой критики. Сибирь находится на востоке от русских, от Московской Руси, а вовсе не на севере. Согласитесь, странно было бы русским первопроходцам назвать, например, Канаду «Северной землей» при том, что у нас у самих «севера» пруд пруди.
В этом случае это слово должно принадлежать народам, живущим южнее этой самой Сибири – кипчакам или киргизам, но ни те, ни другие такой топоним не употребляли. Тем более, сомнительно, что тюрко- или монголоязычные народы дали бы территории русское название.
Название придумали англичане?
Совсем надуманной выглядит версия, что топоним Сибирь возник от слияния английских слов «sea» и «bear», то есть, «морской медведь», белый медведь, хозяйничавший на всей территории вплоть до Северного Ледовитого океана. Ведь англичане узнали об этих территориях намного позже русских. Значит, их уже устоявшееся название территории никак не могло перейти к русским. Скорее наоборот.
Аналогично можно сказать и про очевидно созвучное сочетание «see bear» («смотри, медведь»). Можно подумать, англичане ни разу в жизни медведя не видели, а вот приехали в Сибирь и сразу: «waw! see bear!» А русские тоже медведя раньше не видели, удивлялись: «оооо, смотри, точно медведь». И понеслось: как вы там сказали «си бир»? Так и назовем: Сибирь!
Название придумали татары?
Часто название «Сибирь» возводят к искаженному татарскому «себерү» — «мести», «подметать», то есть происходит от понятий «метель», «поземка». Но давайте подумаем, кто мог дать Сибири название «край метелей»? Татары, калмыки, кипчаки, казахи или киргизы? Они все прекрасно знакомы со снегом и метелями, но почему-то свою страну Сибирью, страной метелей, они не назвали. Не называли свою землю Сибирью и проживающие здесь народы.
Название придумали китайцы?
Не удается возвести название Сибирь и к китайскому «северо-запад» (xīběi, 西北). Северо-западными территориями китайцы традиционно называли конкретно земли енисейских кыргызов (хягяз-хакасов). Про Обь-Иртышье их летописи молчат.
Название придумали монголы?
Есть также версия, что своим названием Сибирь обязана монголам.
Так слово «сибери», якобы, по-монгольски означает «страна лесов». Другое «монгольское» же слово «шибир» означает «болото». Сторонники этой версии ссылаются на то, что в Забайкалье есть урочища Улан-шибирь («красное болото»), Хара-шибирь («черное болото»). Однако, по-монгольски «лес» звучит «ой», а страна лесов — «ойн газар», болото по-монгольски звучит «намаг».
Приняв тюркоязычность «монголов» Чингисхана, с этой версией можно было бы согласиться, но с поправкой, что «сибери» означает «страна лесов» или «страна болот» не на монгольском (халха) языке, а на древнетюркском. Тем более, что, например, «хара-шибирь» происходит от сочетания бурятских, имеющих тюркские корни, слов «хара» («кара») — «черный» и «шэбэр» — «кустарниковые заросли» (в смысле «влажная, болотистая местность»).
Однако Сибирь, название которой мы рассматриваем, находится намного западнее бурят-монгольского Забайкалья. И название «шибир» или «сибери» никак не могло распространяться до Прииртышья.
Название придумал хан Мухаммед?
Довольно распространена гипотеза, что татарский хан Мухаммед ибн Абдулла, завоевав Прииртышье, приступил к строительству города и дал ему название Сибирь, а позднее это название распространилось на весь край. Однако смысл слова «Сибирь» в этом случае остается не понятным. Возможно, если это, действительно, название столицы Мухаммеда, само слово и вовсе ничего не значит, вот понравилось Мухаммеду звучание слова, так он город и назвал. Вот, что, например, значит «Москва», с какого языка и как переводится? Да ничего не значит, никак не переводится! «Москва» и «Москва»…
Однако русские же историки утверждают, что хан Мухаммед основал город, свою столицу, лишь в начале XVI века, в то время как название Сибирь («Сибирская земля») в русских летописях встречается уже с 1483 года. Так Карамзин писал, что задолго до завоевания Иртыша московским войском, в этих местах татар не было, а были югорцы или остяки.
Из этого следует, что ишимские ногайцы в союзе с тюменскими татарами завоевали эту территорию не раньше XVI века. Выходит, название города никак не могло стать названием края. И город, который основал Мухаммед не мог называться Сибирью, тем более, что истинно татарское название города — Искер, которым татары называют его по сей день. Более того, если речь идет об одном и том же городе, получается, что и сам город был построен не Мухаммедом, а лишь переименован им в Искер.
Этот факт, в частности, указывает на то, что вплоть до XVI века топоним «Сибирь» не был известен татарам и не употреблялся ими.
Название придумали персы?
Наиболее показательно, узбекский писатель и историк XVII века Абульгази в своих работах упорно избегает слова «Сибирь», но употребляет топоним «Туран».
Это показывает, что среднеазиатским тюркам вплоть до XVII века это слово известно не было, также ни Ядкар, ни Кучум «Сибирью» свои владения не называли. Выходит, Сибирь – это не тюркское название территории, что также подтверждает уже сделанные ранее выводы.
Но все же похожее слово тюрками употреблялось. Так Абульгази пишет: «Известны две области Абир и Сабир, страна кыргызов близка к ним». Земля кыргызов, о которой идет речь, находилась, как известно, в Минусинской низменности в среднем течении Енисея. Если это так, то области, называемые Абир и Сабир, должны лежать либо где-то от Иртыша до Оби, либо восточнее от Ангары до Амура. Ясность вносит «Сокровенное сказание монголов», где сказано, что в год зайца (1207 год) войска монголов покорили все «лесные народы», в том числе народ шибир (sibir), который обитал к северу от Алтая. Таким образом, земли Абир и Сабир локализуются в центральной части Западной Сибири.
Можно, таким образом, предположить, что названия областей Абир и Сабир, исказившись до «Сибир» («Шибэр»), обозначали территорию Обь-Иртышского междуречья, входившую в состав улуса Джучи («Золотая Орда»). Однако, надо понимать, что название народу «шибир» дали монголы, и сделанный вывод, основанный лишь на созвучии в других языках, может быть не совсем корректен.
Но представляется более вероятным, что слова «абир» и «сабир» — это вовсе не названия областей, а одно искаженное, как пишет ряд источников, тюркское слово «абил-сабил», обозначающее безлюдье и безнадзорность, в вольном переводе это могло бы означать «где-то там». Возможно, тюркские племена, жившие южнее современной Сибири, называли «абил-сабил» безлюдные, пустынные земли, расположенные к северу от них. Другие народы, как-то связанные с тюрками, могли принять это слово за название тех мест.
Однако же ни один народ южной Азии, как-то связанный с тюрками, который мог бы принять это слово за название тех мест, не называл неведомые для них северные территории Сибирью. Хотя, если теория верна, они должны были бы называть Сибирью северные земли в среднем и нижнем течении Оби и Иртыша. Но они этого почему-то не делали.
Также я должен сказать, вероятно, в еще одно опровержение этой версии, что я так и не смог найти в современном татарском или киргизском языке аналог сочетания «абил-сабил» в упомянутом смысле «безлюдье» или «где-то там».
Название придумали испанцы?
Впервые в письменной истории топоним Сибирь («Sebur») упоминается в Каталонском атласе 1375 года. Там Сибирь упомянута как «Los munto de Sebur on naix lo gran fluw Edil» — «Сибирские горы, где берет начало великая река Едиль». Непонятно, что за реку имеет в виду древний автор. Ни Волга, ни Дон под это описание не подходят, так как их исток не находится в горах, да и протекают они западнее Каспия, что противоречит атласу. Если говорить о сибирских реках, то под «описание» подходят Иртыш, Обь и Енисей. Одно же точно — Сибирь, согласно Каталонскому атласу — это страна, ограниченная с юга горами. И находится она севернее пути, где торговцы на верблюдах перевозят свои товары.
Если автор сверялся с китайскими источниками, а он, несомненно. сверялся с ними, то под Сибирскими горами следует понимать Большой Алтай, великая река — это Обь или Иртыш. Соответственно, собственно Сибирь следует локализовать в Обь-Иртышском междуречье. Что, в общем, не противоречит всему выше сказанному.
Так кто придумал слово «Сибирь»?
Таким образом, нет оснований полагать, что слово «Сибирь» употреблялось тюркоязычными народами Сибири и смежных территорий применительно к территории в низовьях реки Тобола и по среднему Иртышу.
Однако топоним «Сибирь» употреблялся русскими. Так впервые «Сибирь» упоминается в русской летописи 1407 года, где летописец указывает, что убийство хана Тохтамыша произошло в «Сибирской земле». Поскольку это указание настолько неопределенно, большинство историков считают первым русским источником, где Сибирь впервые употребляется как географическое название, «Архангельскую летопись» 1483 года. Согласно летописи, не только по западным склонам Уральских гор, но и по восточным, вплоть до Иртыша, лежала Югорская страна, а на юго-запад от Югры, за Тюменью, простиралась земля Сибирская, населенная самоядью.
С тех пор в русских летописях название «Сибирь» употребляется регулярно. Так указывается, что около 1563 года Кучум, хан ногайский, основал Сибирское ханство. Но Сибирское ханство — это чисто русское название. Сам Кучум не именовал себя ханом Сибирским, ему достаточно было быть потомком Чингисхана из династии Шибанидов, внуком хана Ибака, наследником Большой Орды.
Откуда русские переняли это название? Вероятно, из Каталонского атласа. Типа, раз уж в нем эту землю назвали Сибирью, то Сибирью она и называется. Но откуда это название появилось в Каталонском атласе? Понятно, что его составители в Сибири никогда не были, поэтому могли заимствовать информацию о Сибири и ее названии только из иностранных источников. Но, вот удивительно, нигде более, ни в китайских, ни в персидских летописях это название не встречается!
Я не исключаю и обратного. Если «Сибирь» не упоминается ни в китайских, ни в персидских летописях, то автор Каталонского атласа мог перенять этот топоним от русских, которые, в отличие от всех остальных, его точно использовали. Но документальный источник такого заимствования, вероятно, утерян.
Интересно и то, что по мере того, как русские стали называть Сибирь Сибирью, в западных источниках вся территория за Уралом начинает именоваться «Тартария».
Смысл топонима «Сибирь»
Смысл топонима «Сибирь» остается невыясненным. Очевидно, в его звучании угадываются тюркские корни, но ни в одном языке нет неопровержимого подтверждения его происхождения.
С другой стороны, Русь долгое время была окружена крупными тюркскими государственными образованиями: половцами-кипчаками с востока, печенегами с юга. Однако нет оснований, полагать, что топоним «Сибирь» произошел от имени народа. История же не знает в русском обиходе ни «Печенегии», ни «Кыпчакии», ни «Кимакии» или «Половчины», но знает Тмутаракань и Орду, Астрахань и Казань. Невероятно, что, игнорируя крупные враждебные государственные образования, русские дали имя земле по имени небольшого, не угрожающего интересам Руси племенного образования.
Так или иначе, по мере русских завоеваний название «Сибирь» распространилось на восток, и Сибирью стали называть все русское Зауралье вплоть до Тихого океана. Возможно, если бы, представим, вдруг Китай оказался захваченным русскими тогда же, его, вероятней всего, также называли бы Сибирью.
Откуда название Сибирь и о её древних жителях
За несколько тысяч лет до Р. Х. в землях срединной Азии и Сибири жил многолюдный, сильный, голубоглазый и белокурый народ, известный под различными именами.
Позднейшие писатели стали именовать их арийцами.
Название Сибирь
По мнению исследователя древностей Сибири XIX века, одного из основателей Томского университета Василия Марковича Флоринского название Сибири произошло от имени сабиров (Σαβειροι, Σαβηρ, Sabira) или савиров, то есть северян.
Учитывая обычный переход б в в и наоборот, очевидно, что и наше слово «север» образовано от имени савиров. Северянами этот народ назывался потому, что он на своей родине занимал самую северную страну по отношению к прочим гунским народам, обитавшим в землях, расположенных за Уралом, где ныне находится Тобольская область, по нижнему Тоболу, Исети и Туре.
П. Семёнов писал, что слово Сибирь было совершенно чуждо Сибирским инородцам, которые называли свою столицу Искер. Объяснения таким названиям как Алтай, Саяны, Енисей, Такмак и прочие так же следует искать в русском языке.
Древнее население Сибири
Многие учёные убеждены в том, что древнее курганное население Сибири, времён бронзы было белым, то есть имело славянскую внешность. Именно наших предков следует подразумевать под народами, вещественный мир которых археологи называют сегодня Афанасьевской, Андроновской, Черняховской, Трипольской и проч. культурами.
В.М. Флоринский считал сибирские древние городища принадлежащими славянской культуре. «Следы бывших поселений указывают на единство древне-сибирской и западнорусской духовной жизни», — говорил В.М. Флоринский.
Современная русская жизнь прямо восходит к доисторической Сибири. Об этом свидетельствуют курганные могилы, виды городских укреплений, исконная привычка этого народа к земледелию и деревянным постройкам, виды гончарных изделий прошлого населения Сибири.
О тождестве былой северо-восточной и старобытной северо-западной культур писал в 1879 году П. Полевой:
«Даже самое поверхностное сравнение с предметами, добытыми в прошлом столетии из сибирских могил и теми, которые и теперь постоянно там откапываются, выяснило тот факт, что медные и бронзовые предметы, находимые на северо-востоке (европейской) России занесены сюда из-за Урала, из Азии… Совершенно подобные же изделия находятся на всем пространстве Сибири, до Байкала и Амура».
Областью распространения белого курганного населения было пространство, лежащее от западного побережья Америки до Атлантики.
Остатки древних могил, курганов находятся во всех странах северной Европы, у берегов Вислы, в землях Северного Причерноморья, в Западной Сибири, в Саяно-Алтайской области, в Прибайкалье, на Селенге и Дальнем Востоке. Курганы, лежащие над Днепром и Днестром Геродот называл Киммерийскими. Германцы имели обычай насыпать курганы над погребённым, как у скифов.
Геродот, живший в V веке до р. х., писал, что в его время скифы занимали земли Западной Сибири от Урала на западе до Алтая на востоке. По другим источникам скифы занимали все чернозёмные степи от Оби и Сыр-Дарьи до Дуная и Западной Двины. Французский писатель конца XVII века Жоли (Joly) утверждал, что восточные скифы селились на западном побережье Северной Америки. В сочинении Осборна приводится свидетельства Эванса о нахождении бронзовых полых кельтов в Америке, куда они могли попасть только из Восточной Сибири.
Названия народов Сибири
Теперь, обратимся к важнейшим именам сибирских народов.
Динлины, а может скифы?
Динлины (дисцы, дили, ди) — голубоглазый и белокурый народ, были старожилами Китая, первобытно населявшими долину Жёлтой реки. К голубоглазым и белокурым народам принадлежат также бома, усуни, хагясы (хакасы), киргизы, и некоторые другие народы срединной Азии.
Динлины населяли также земли в долинах рек Селинги, Енисея, в Минусинской котловине и на Алтайско-Саянском нагорье. Они составляли ядро того народа, который в 1122 году до р. х. овладел всем Китаем, дав ему династию Чжоу (1122-225 года до р. х.). Китайские летописцы очерчивают пределы распространения динлинов от верховий Амура до реки Волги. На этих же необозримых пространствах западные древние писатели описывают скифов. Г.Е. Грум-Гржимайло утверждает, «что динлины составляли обособившуюся ветвь белокурой европейской расы», основу которой и ныне составляют славяне.
С древнейших времён Скифия, в т. ч. Сибирь, была заселена русоволосым, голубоглазым и великорослым народом; об этом говорят все греческие, римские и другие писатели. Аристотель так описывал скифов: «…у обитателей Севера тело белое, очи небесно-голубые и волосы на голове русые». Эти слова Аристотеля повторяли Гиппократ, Витрувий, Гален и другие.
Лев Диакон, ссылаясь на Ариана, писал, что: «Ахилл, сын Пелея, был скиф, рождённый в небольшом городке Мирмекионе, находящемся у Азовского моря… Этому рассказу могут служить ясными доказательствами его одеяние с пряжкою. русые волосы, голубые глаза…».
Белокожие киргизы
Бичурин сообщает, что в IX веке высокий рост, белый цвет кожи, румяное лицо, рыжий (светлый) цвет волос и зелёные (голубые) глаза преобладали у киргизов настолько, что «чёрные волосы считались нехорошим признаком, а (люди) с карими глазами почитались потомками ли-линъ (китайца)»; к XVII же веку, когда русские пришли в Сибирь, киргизы оказались уже совершенно иным народом — черноволосым и смуглым, во многом уже усвоившим облик китайцев. Юань-ши отмечает огромную убыль киргизского народа в XIII веке. Абульгази (XVII век) же писал: «Настоящих киргиз осталось ныне очень мало, но это имя присваивают себе теперь монголы (собственно смешанные с китайцами сообщества) и другие, переселившиеся на их прежние земли».
О народовластии
Прокопий, писатель VI столетия, оставил следующую характеристику славян: «Славяне и анты не повинуются одному человеку, а живут в народовластьи издревле, почему и выгода, и невыгода, всё у них общее… Вступая в битву, многие идут на неприятеля пешком, имея у себя в руках маленькие щиты и копья. Панцыря не надевают: некоторые идут на неприятеля даже без исподнего платья и плаща, а только в латах. У тех и других язык варварский один и тот же. Не различаются они между собою и телосложением. Все они высоки ростом и весьма сильны… Ведут, подобно масагетам, жизнь суровую… Характер их не хитрый и не коварный; с простотою сохраняют во многом гунский образ жизни».
То же самое говорят о динлинах китайские летописцы. Динлины состояли из множества родов, которые собирались вместе на самое короткое время лишь для отпора врагу; они были свободолюбивым народом — в тех случаях, когда их земли захватывались неодолимым врагом, они уходили в другие страны, куда не могли добраться китайцы со своим государственным строем, чиновниками и чуждыми динлинам правилами общежития.
Быт динлинов
Дома свои динлины строили в виде деревянных срубов, крытых корою, камышом, бамбуком и проч. Любопытно, что динлины, как и славяне древней Европы имели обычай расписывать (татуировать) свои тела красками. Динлины, как южнорусские казаки, носили серьги; такой же обычай был у потомков динлинов — древних киргизов, уйгуров и некоторых других, близких им по крови, народов. У динлинов, и народов, произошедших от них, князья и витязи носили красные одежды и звались асами; такое название вождей и богов мы встречаем у древних славян Германии.
Мужчины и женщины динлинов носили браслеты из золота, серебра и слоновой кости; у женщин ди в употреблении были ожерелья из самоцветных камней, особые обручи на голову из жёлтой меди или венки из серебренных цветов; женщины вплетали себе в косы раковины, бусы (иногда золотые), цветы, колосья и проч.; на головах носили особого рода покрывала, из вытканной золотом тафты. Жены богатых динлинов одевались в парчу, бархат и атлас, с вышивками, серебреными пуговками, золотыми блёстками. Мужчины носили шляпы и пояса, украшенные золотом, серебром и самоцветными камнями; воротники их одежд также отделывались золотом и серебром. В могилах встречаются различные части конского прибора: чепраки, уздечки, седла с золотой и серебреной отделкой.
Минусинский, отчасти Ачинский и Красноярский округа Восточной Сибири составляли особую область древнего курганного населения, расположенную по Енисею и его верхним притокам: каменные столбы на курганных могилах, или кругом их, каменные бабы и руноподобные письмена свидетельствуют о высоком уровне культуры этого народа. По характеру и изяществу бронзовых изделий минусинские древности стоят выше западно-сибирских, хотя имеют с ними много общих типов. В минусинских курганах были найдены медные стремена, которые относятся ко времени около р. х.; в то время ни в Европе, ни в Персии употребление стремян ещё не было известно. Стремена, относящиеся к этой же поре, были обнаружены и в землях Тобольска. По мнению А.Н. Оленина, употребление стремян было введено в Персии не ранее VI века по р. х. Учёные утверждают, что европейские народы древности в эту пору совсем не знали стремян: Ксенофонт ни разу не говорит о них в своём сочинении о коннице; Гален замечает, что Римские всадники страдали слабостью в ногах, вследствие необходимости держать их в висячем положении.
Обрядовые и священные образы древних сибирских народов, извлекаемые из курганов, и относящиеся к их вере, сходны с подобными же предметами Перми, Печоры и Ретры балтийских славян. Все они отличаются характерными равнобежными (параллельными) линиями по полю изделий; подобными же порядными линиями покрыты глиняные изображения божеств, найденных Шлиманом в Микенах и в Трое. Следует отметить ещё одну особенность сибирских древних предметов поклонения, которая заключается в размещении образа солнца на груди у бронзовых изваяний людей или животных. Такой способ размещения солнца встречается и на образах Великой Перми и Руси. В истории изящных искусств Аженкура приводится русская икона XIV века, на которой крестом попираются языческие славянские божества с человеческими ликами на груди. Изображение бога-солнца в виде человеческого лица нередко встречаются и между римскими древностями.
Самый распространённый на Севере вид глиняной посуды с оттиснутыми по сырой глине узорами, которые встречаются во всех сибирских и российских городищах, характерен также для древней Трои, для древних дунайских и балтийских славян и некоторых областей Швейцарии.
Культурные свидетельства скифов
Просверлив чешуйки и сшив их конскими и бычачьими жилами, они получают панцири, не уступающие греческим, ни красотой, ни прочностью, — так они хорошо выносят удары и издали и вблизи». Амиан Марцелин передаёт, что «копья у них (сарматов) очень длинны, а панцири из выскобленных и выглаженных пластинок рога, нашитых на подобие перьев на льняную одежду». Все древние сибирские и камско-болгарские костяные изделия приготовлялись при помощи очень хороших орудий (инструментов), несомненно металлических. То же можно сказать и о каменных изделиях. Отделка предметов и отверстия правильного вида, без сомнения, выполненные сверлом, говорят сами за себя.
Украшение одежды с изображением в середине свернувшегося в клубок оленя
Состав собрания изделий Сибирской коллекции Петра I, хранящейся в Эрмитаже, говорит о высочайшей культуре скифов-сарматов. Большое количество золотых, изящных и притом тяжеловесных предметов, найденных в южно-сибирских курганах, предполагает разработку крупных месторождений золота в рассматриваемое время. Паллас утверждает, что «в горах, по Енисею, находятся изгарины и плавильни древних тамошних рудокопов», доказывающие, что сибирские народы издавна плавили серебро и золото. Он также несколько раз упоминает о существовавшем в Сибири в XVII—XVIII веках промысле т. н. «бугрового» или могильного золота. И все это золото, похороненное в курганах азиатских скифов, в своё время добывалось тут же на месте, а не привозилось из других стран.
Много скифского золота сохранилось в древних курганных могилах, но несравненно больше того вывозилось в другие страны при торговле. То же самое можно сказать и о серебре. Едва ли в какой-либо другой стране света встречается такое множество следов древних рудных разработок, как в Сибири и на Урале. Все они несомненно относятся к бронзовому веку (конец IV-начало I тыс. до р. х.). В «Геологическом путешествии по Алтаю» профессора Г. Щуровского очень подробно описаны различные сибирские копи. Рычков при описании прикамских медноплавильных заводов XIX столетия замечает, что горное искусство древних рудокопов превосходит нынешнее, ибо они входили в землю, не применяя никаких крепежей, а делали верхи выработки (шахты) в виде особого свода, которые удерживают некоторые выработки до сих пор.
Егор Классен говорил, что скифские письмена, сохранившиеся в некоторых скандинавских рунах, а также по левому берегу Енисея, повыше саянского острога, свидетельствуют, что эти письмена служили образцом для древних греческих письмён, равно для кельтских и готских азбук. Европейский ученый Ире полагает, что первобытным языком греческого, латинского и немецкого языков был скифский язык. Все эти свидетельства говорят о том, что Сибирь была независимым средоточием культуры славянских народов, причём очень долго пребывавшим в состоянии самодостаточности.
Исследования древностей сибирских народов приводят к убеждению, что они были оседлым земледельческим людом, искусными промышленниками, отважными воинами и смелыми мореходами. Они изучили все сплетения рек необъятной Сибирской равнины, унизав их берега земляными укреплениями и отметив свои пути и места жительства могильными курганами; овладели суровым северным океаном и проложили через него путь к северо-западным берегам Европы.
Сибирские письмена на реке Пышме вблизи Тобольска
И пришли китайцы
Вытеснение динлинов из долины Жёлтой реки началось, вероятно, с тех пор, когда в ней осели китайцы, но только в чжоуское время борьба между старожилами и пришлыми китайцами приняла решительный характер. Вытеснение динлинов из земель чжилийской и шаньсийской областей (провинций) начала XX века до р. х. закончилось к концу V столетия до р. х. За 200 лет до р. х. некоторые владения динлинов ещё находились в Манчжурии, у озера Байкал и на Алтайско-Саянском нагории. По Дегину белые народы, древние жилища которых находились на востоке от Иртыша, и которых он называет гунами, к началу христианского летосчисления, разделились на южных и северных. Южные смешались с китайцами, а северные образовали различные области в Татарии (Тартарии), то есть в Сибири. К таким смешанным народам относятся, в том числе, монголы.
Куда рассеились динлины
Во II-III веках до р. х. в Сибири началось замещение славянских народов смешанными народами. Возможно, по этим причинам древнее белое население Сибири неуклонно выселялось на запад. Так родовые союзы, обитавшие в Минусинском округе, которых Флоринский называет готами, переселились, через Великую Пермь, в Скандинавию. Готские древности, как в Скандинавии, так и на Дунае, по-своему виду стоят довольно близко к пермским и сибирским древностям. К этому же времени относится появление топоров (кельтов) со втулками в западной Европе, которые существовали в Сибири с VI-VII столетия, а, может быть, и со времён более ранних. В середине V столетия по р. х. белые гунны, под предводительством русского князя Аттилы, перешли в Европу.