Что означает слово сибирь

Откуда пошло название «Сибирь», как и с какого языка переводится «Сибирь»?

Что означает слово сибирь

Что означает слово сибирь

Что значит это название? Из какого языка оно пришло и какой народ дал Сибири ее название?

Много слов уже написано на эту тему, но мужи ученые так до сих пор и не пришли к единому мнению, откуда пошло название «Сибирь», и что означает этот топоним.

Позвольте и мне высказать свое скромное мнение.

Был такой народ сипыры?
По версии З.Я.Бояршиновой, этот топоним происходит от названия тюркоязычной этнической группы «сипыр», жившей по реке Иртыш в районе современного Тобольска. От имени этого народа, проживавшего в районе низовья реки Тобол и по среднему Иртышу восточнее Уральского хребта, и пошло название этой местности.

Но постепенно Сибирью начинают называть не только эту народность и местность, где она проживала, но и все восточные земли вплоть до Тихого океана. Поэтому представляется более правдоподобным, что не народ дал имя территории, а наоборот.

Следуя логике ряда исследователей, в частности, С.К.Патканова, корни народа сипыров нужно искать в народе сяньби, племени кочевников, проживавших во Внутренней Монголии на территории современной КНР, но во времена Великого переселения, в I-II веке н.э. под натиском хунну были вынуждены мигрировать на запад, где ассимилировались с местным населением.

Но в этом случае остается непонятным, почему небольшой народ сипыров дал название местности, а не проживающие здесь же более многочисленные народы хантов или манси, ранее известных под общим именем остяков.

Название придумали русские?
Гипотеза, что слово «Сибирь» обозначает сторону света и возникло от русского «север», не выдерживает никакой критики. Сибирь находится на востоке от русских, от Московской Руси, а вовсе не на севере. Согласитесь, странно было бы русским первопроходцам назвать, например, Канаду «Северной землей» при том, что у нас у самих «севера» пруд пруди.

В этом случае это слово должно принадлежать народам, живущим южнее этой самой Сибири – кипчакам или киргизам, но ни те, ни другие такой топоним не употребляли. Тем более, сомнительно, что тюрко- или монголоязычные народы дали бы территории русское название.

Название придумали англичане?
Совсем надуманной выглядит версия, что топоним Сибирь возник от слияния английских слов «sea» и «bear», то есть, «морской медведь», белый медведь, хозяйничавший на всей территории вплоть до Северного Ледовитого океана. Ведь англичане узнали об этих территориях намного позже русских. Значит, их уже устоявшееся название территории никак не могло перейти к русским. Скорее наоборот.

Аналогично можно сказать и про очевидно созвучное сочетание «see bear» («смотри, медведь»). Можно подумать, англичане ни разу в жизни медведя не видели, а вот приехали в Сибирь и сразу: «waw! see bear!» А русские тоже медведя раньше не видели, удивлялись: «оооо, смотри, точно медведь». И понеслось: как вы там сказали «си бир»? Так и назовем: Сибирь!

Название придумали татары?
Часто название «Сибирь» возводят к искаженному татарскому «себерү» — «мести», «подметать», то есть происходит от понятий «метель», «поземка». Но давайте подумаем, кто мог дать Сибири название «край метелей»? Татары, калмыки, кипчаки, казахи или киргизы? Они все прекрасно знакомы со снегом и метелями, но почему-то свою страну Сибирью, страной метелей, они не назвали. Не называли свою землю Сибирью и проживающие здесь народы.

Название придумали китайцы?
Не удается возвести название Сибирь и к китайскому «северо-запад» (xīběi, 西北). Северо-западными территориями китайцы традиционно называли конкретно земли енисейских кыргызов (хягяз-хакасов). Про Обь-Иртышье их летописи молчат.

Название придумали монголы?
Есть также версия, что своим названием Сибирь обязана монголам.

Так слово «сибери», якобы, по-монгольски означает «страна лесов». Другое «монгольское» же слово «шибир» означает «болото». Сторонники этой версии ссылаются на то, что в Забайкалье есть урочища Улан-шибирь («красное болото»), Хара-шибирь («черное болото»). Однако, по-монгольски «лес» звучит «ой», а страна лесов — «ойн газар», болото по-монгольски звучит «намаг».

Приняв тюркоязычность «монголов» Чингисхана, с этой версией можно было бы согласиться, но с поправкой, что «сибери» означает «страна лесов» или «страна болот» не на монгольском (халха) языке, а на древнетюркском. Тем более, что, например, «хара-шибирь» происходит от сочетания бурятских, имеющих тюркские корни, слов «хара» («кара») — «черный» и «шэбэр» — «кустарниковые заросли» (в смысле «влажная, болотистая местность»).

Однако Сибирь, название которой мы рассматриваем, находится намного западнее бурят-монгольского Забайкалья. И название «шибир» или «сибери» никак не могло распространяться до Прииртышья.

Название придумал хан Мухаммед?
Довольно распространена гипотеза, что татарский хан Мухаммед ибн Абдулла, завоевав Прииртышье, приступил к строительству города и дал ему название Сибирь, а позднее это название распространилось на весь край. Однако смысл слова «Сибирь» в этом случае остается не понятным. Возможно, если это, действительно, название столицы Мухаммеда, само слово и вовсе ничего не значит, вот понравилось Мухаммеду звучание слова, так он город и назвал. Вот, что, например, значит «Москва», с какого языка и как переводится? Да ничего не значит, никак не переводится! «Москва» и «Москва»…

Однако русские же историки утверждают, что хан Мухаммед основал город, свою столицу, лишь в начале XVI века, в то время как название Сибирь («Сибирская земля») в русских летописях встречается уже с 1483 года. Так Карамзин писал, что задолго до завоевания Иртыша московским войском, в этих местах татар не было, а были югорцы или остяки.

Из этого следует, что ишимские ногайцы в союзе с тюменскими татарами завоевали эту территорию не раньше XVI века. Выходит, название города никак не могло стать названием края. И город, который основал Мухаммед не мог называться Сибирью, тем более, что истинно татарское название города — Искер, которым татары называют его по сей день. Более того, если речь идет об одном и том же городе, получается, что и сам город был построен не Мухаммедом, а лишь переименован им в Искер.

Этот факт, в частности, указывает на то, что вплоть до XVI века топоним «Сибирь» не был известен татарам и не употреблялся ими.

Название придумали персы?
Наиболее показательно, узбекский писатель и историк XVII века Абульгази в своих работах упорно избегает слова «Сибирь», но употребляет топоним «Туран».

Это показывает, что среднеазиатским тюркам вплоть до XVII века это слово известно не было, также ни Ядкар, ни Кучум «Сибирью» свои владения не называли. Выходит, Сибирь – это не тюркское название территории, что также подтверждает уже сделанные ранее выводы.

Но все же похожее слово тюрками употреблялось. Так Абульгази пишет: «Известны две области Абир и Сабир, страна кыргызов близка к ним». Земля кыргызов, о которой идет речь, находилась, как известно, в Минусинской низменности в среднем течении Енисея. Если это так, то области, называемые Абир и Сабир, должны лежать либо где-то от Иртыша до Оби, либо восточнее от Ангары до Амура. Ясность вносит «Сокровенное сказание монголов», где сказано, что в год зайца (1207 год) войска монголов покорили все «лесные народы», в том числе народ шибир (sibir), который обитал к северу от Алтая. Таким образом, земли Абир и Сабир локализуются в центральной части Западной Сибири.

Можно, таким образом, предположить, что названия областей Абир и Сабир, исказившись до «Сибир» («Шибэр»), обозначали территорию Обь-Иртышского междуречья, входившую в состав улуса Джучи («Золотая Орда»). Однако, надо понимать, что название народу «шибир» дали монголы, и сделанный вывод, основанный лишь на созвучии в других языках, может быть не совсем корректен.

Но представляется более вероятным, что слова «абир» и «сабир» — это вовсе не названия областей, а одно искаженное, как пишет ряд источников, тюркское слово «абил-сабил», обозначающее безлюдье и безнадзорность, в вольном переводе это могло бы означать «где-то там». Возможно, тюркские племена, жившие южнее современной Сибири, называли «абил-сабил» безлюдные, пустынные земли, расположенные к северу от них. Другие народы, как-то связанные с тюрками, могли принять это слово за название тех мест.

Однако же ни один народ южной Азии, как-то связанный с тюрками, который мог бы принять это слово за название тех мест, не называл неведомые для них северные территории Сибирью. Хотя, если теория верна, они должны были бы называть Сибирью северные земли в среднем и нижнем течении Оби и Иртыша. Но они этого почему-то не делали.

Также я должен сказать, вероятно, в еще одно опровержение этой версии, что я так и не смог найти в современном татарском или киргизском языке аналог сочетания «абил-сабил» в упомянутом смысле «безлюдье» или «где-то там».

Название придумали испанцы?
Впервые в письменной истории топоним Сибирь («Sebur») упоминается в Каталонском атласе 1375 года. Там Сибирь упомянута как «Los munto de Sebur on naix lo gran fluw Edil» — «Сибирские горы, где берет начало великая река Едиль». Непонятно, что за реку имеет в виду древний автор. Ни Волга, ни Дон под это описание не подходят, так как их исток не находится в горах, да и протекают они западнее Каспия, что противоречит атласу. Если говорить о сибирских реках, то под «описание» подходят Иртыш, Обь и Енисей. Одно же точно — Сибирь, согласно Каталонскому атласу — это страна, ограниченная с юга горами. И находится она севернее пути, где торговцы на верблюдах перевозят свои товары.

Что означает слово сибирь

Если автор сверялся с китайскими источниками, а он, несомненно. сверялся с ними, то под Сибирскими горами следует понимать Большой Алтай, великая река — это Обь или Иртыш. Соответственно, собственно Сибирь следует локализовать в Обь-Иртышском междуречье. Что, в общем, не противоречит всему выше сказанному.

Так кто придумал слово «Сибирь»?
Таким образом, нет оснований полагать, что слово «Сибирь» употреблялось тюркоязычными народами Сибири и смежных территорий применительно к территории в низовьях реки Тобола и по среднему Иртышу.

Однако топоним «Сибирь» употреблялся русскими. Так впервые «Сибирь» упоминается в русской летописи 1407 года, где летописец указывает, что убийство хана Тохтамыша произошло в «Сибирской земле». Поскольку это указание настолько неопределенно, большинство историков считают первым русским источником, где Сибирь впервые употребляется как географическое название, «Архангельскую летопись» 1483 года. Согласно летописи, не только по западным склонам Уральских гор, но и по восточным, вплоть до Иртыша, лежала Югорская страна, а на юго-запад от Югры, за Тюменью, простиралась земля Сибирская, населенная самоядью.

С тех пор в русских летописях название «Сибирь» употребляется регулярно. Так указывается, что около 1563 года Кучум, хан ногайский, основал Сибирское ханство. Но Сибирское ханство — это чисто русское название. Сам Кучум не именовал себя ханом Сибирским, ему достаточно было быть потомком Чингисхана из династии Шибанидов, внуком хана Ибака, наследником Большой Орды.

Откуда русские переняли это название? Вероятно, из Каталонского атласа. Типа, раз уж в нем эту землю назвали Сибирью, то Сибирью она и называется. Но откуда это название появилось в Каталонском атласе? Понятно, что его составители в Сибири никогда не были, поэтому могли заимствовать информацию о Сибири и ее названии только из иностранных источников. Но, вот удивительно, нигде более, ни в китайских, ни в персидских летописях это название не встречается!

Я не исключаю и обратного. Если «Сибирь» не упоминается ни в китайских, ни в персидских летописях, то автор Каталонского атласа мог перенять этот топоним от русских, которые, в отличие от всех остальных, его точно использовали. Но документальный источник такого заимствования, вероятно, утерян.

Интересно и то, что по мере того, как русские стали называть Сибирь Сибирью, в западных источниках вся территория за Уралом начинает именоваться «Тартария».

Смысл топонима «Сибирь»
Смысл топонима «Сибирь» остается невыясненным. Очевидно, в его звучании угадываются тюркские корни, но ни в одном языке нет неопровержимого подтверждения его происхождения.

С другой стороны, Русь долгое время была окружена крупными тюркскими государственными образованиями: половцами-кипчаками с востока, печенегами с юга. Однако нет оснований, полагать, что топоним «Сибирь» произошел от имени народа. История же не знает в русском обиходе ни «Печенегии», ни «Кыпчакии», ни «Кимакии» или «Половчины», но знает Тмутаракань и Орду, Астрахань и Казань. Невероятно, что, игнорируя крупные враждебные государственные образования, русские дали имя земле по имени небольшого, не угрожающего интересам Руси племенного образования.

Так или иначе, по мере русских завоеваний название «Сибирь» распространилось на восток, и Сибирью стали называть все русское Зауралье вплоть до Тихого океана. Возможно, если бы, представим, вдруг Китай оказался захваченным русскими тогда же, его, вероятней всего, также называли бы Сибирью.

Источник

Откуда название Сибирь и о её древних жителях

За несколько тысяч лет до Р. Х. в зем­лях срединной Азии и Сибири жил мно­голюдный, сильный, голубоглазый и бе­локурый народ, известный под различны­ми именами.

Позднейшие писатели стали именовать их арийцами.

Название Сибирь

По мнению исследователя древно­стей Сибири XIX века, одного из основа­телей Томского университета Василия Марковича Флоринского название Сибири произошло от имени саби­ров (Σαβειροι, Σαβηρ, Sabira) или савиров, то есть северян.

Учитывая обычный переход б в в и наоборот, очевидно, что и наше слово «север» образовано от имени савиров. Се­верянами этот народ назывался потому, что он на своей родине занимал самую се­верную страну по отношению к прочим гунским народам, обитавшим в землях, расположенных за Уралом, где ныне находится Тобольская область, по нижнему Тоболу, Исети и Туре.

П. Семёнов писал, что слово Сибирь было совершенно чуж­до Сибирским инородцам, которые назы­вали свою столицу Искер. Объяснения та­ким названиям как Алтай, Саяны, Енисей, Такмак и прочие так же следует искать в русском языке.

Древнее население Сибири

Многие учёные убеждены в том, что древнее курганное население Сибири, времён бронзы было белым, то есть име­ло славянскую внешность. Именно наших предков следует подразумевать под наро­дами, вещественный мир которых архе­ологи называют сегодня Афанасьевской, Андроновской, Черняховской, Трипольс­кой и проч. культурами.

В.М. Флоринский считал сибирские древние городища принадлежащими славянской культуре. «Следы бывших поселений указывают на единство древне-сибирской и западно­русской духовной жизни», — говорил В.М. Флоринский.

Современная русская жизнь прямо восходит к доисторической Сибири. Об этом свидетельствуют кур­ганные могилы, виды городских укрепле­ний, исконная привычка этого народа к земледелию и деревянным постройкам, виды гончарных изделий прошлого населения Сибири.

О тождестве былой северо-восточной и старобытной северо-западной культур писал в 1879 году П. Полевой:

«Даже самое поверхностное сравнение с предметами, добытыми в прошлом столетии из сибирских могил и теми, которые и теперь постоянно там откапываются, выяснило тот факт, что медные и бронзовые предметы, находи­мые на северо-востоке (европейской) России занесены сюда из-за Урала, из Азии… Совершенно подобные же изделия находятся на всем пространстве Сибири, до Байкала и Амура».

Областью распространения белого курганного населения было простран­ство, лежащее от западного побережья Америки до Атлантики.

Остатки древних могил, курганов находятся во всех стра­нах северной Европы, у берегов Вислы, в землях Северного Причерноморья, в За­падной Сибири, в Саяно-Алтайской об­ласти, в Прибайкалье, на Селенге и Даль­нем Востоке. Курганы, лежащие над Днепром и Днестром Геродот называл Киммерийскими. Германцы имели обы­чай насыпать курганы над погребённым, как у скифов.

Геродот, живший в V веке до р. х., писал, что в его время скифы за­нимали земли Западной Сибири от Ура­ла на западе до Алтая на востоке. По дру­гим источникам скифы занимали все чернозёмные степи от Оби и Сыр-Дарьи до Дуная и Западной Двины. Французский писатель конца XVII века Жоли (Joly) утверждал, что восточные скифы селились на западном побережье Север­ной Америки. В сочинении Осборна приводится свидетельства Эванса о на­хождении бронзовых полых кельтов в Америке, куда они могли попасть только из Восточной Сибири.

Названия народов Сибири

Теперь, обратимся к важнейшим име­нам сибирских народов.

Динлины, а может скифы?

Динлины (дисцы, дили, ди) — голубоглазый и белокурый народ, были старожилами Китая, перво­бытно населявшими долину Жёлтой реки. К голубоглазым и белокурым народам принадлежат также бома, усуни, хагясы (хакасы), киргизы, и некоторые другие народы срединной Азии.

Динлины насе­ляли также земли в долинах рек Селинги, Енисея, в Минусинской котловине и на Алтайско-Саянском нагорье. Они состав­ляли ядро того народа, который в 1122 го­ду до р. х. овладел всем Китаем, дав ему ди­настию Чжоу (1122-225 года до р. х.). Ки­тайские летописцы очерчивают пределы распространения динлинов от верховий Амура до реки Волги. На этих же необоз­римых пространствах западные древние писатели описывают скифов. Г.Е. Грум-Гржимайло утверждает, «что динлины со­ставляли обособившуюся ветвь белокурой европейской расы», основу которой и ны­не составляют славяне.

С древнейших времён Скифия, в т. ч. Сибирь, была заселена русоволосым, голубоглазым и великорослым народом; об этом говорят все греческие, римские и другие писатели. Аристотель так опи­сывал скифов: «…у обитателей Севера те­ло белое, очи небесно-голубые и волосы на голове русые». Эти слова Аристотеля повторяли Гиппократ, Витрувий, Гален и другие.

Лев Диакон, ссылаясь на Ариана, писал, что: «Ахилл, сын Пелея, был скиф, рождённый в небольшом городке Мирмекионе, находящемся у Азовского мо­ря… Этому рассказу могут служить ясны­ми доказательствами его одеяние с пряжкою. русые волосы, голубые гла­за…».

Белокожие киргизы

Бичурин сообщает, что в IX веке вы­сокий рост, белый цвет кожи, румяное лицо, рыжий (светлый) цвет волос и зе­лёные (голубые) глаза преобладали у киргизов настолько, что «чёрные волосы считались нехорошим признаком, а (лю­ди) с карими глазами почитались потом­ками ли-линъ (китайца)»; к XVII же веку, когда русские пришли в Сибирь, кирги­зы оказались уже совершенно иным на­родом — черноволосым и смуглым, во многом уже усвоившим облик китайцев. Юань-ши отмечает огромную убыль киргизского народа в XIII веке. Абульгази (XVII век) же писал: «Настоящих кир­гиз осталось ныне очень мало, но это имя присваивают себе теперь монголы (собственно смешанные с китайцами со­общества) и другие, переселившиеся на их прежние земли».

О народовластии

Прокопий, писатель VI столетия, оставил следующую характеристику сла­вян: «Славяне и анты не повинуются од­ному человеку, а живут в народовластьи издревле, почему и выгода, и невыгода, всё у них общее… Вступая в битву, многие идут на неприятеля пешком, имея у себя в руках маленькие щиты и копья. Панцыря не надевают: некоторые идут на непри­ятеля даже без исподнего платья и плаща, а только в латах. У тех и других язык вар­варский один и тот же. Не различаются они между собою и телосложением. Все они высоки ростом и весьма сильны… Ве­дут, подобно масагетам, жизнь суровую… Характер их не хитрый и не коварный; с простотою сохраняют во многом гунский образ жизни».

То же самое говорят о динлинах ки­тайские летописцы. Динлины состояли из множества родов, которые собирались вместе на самое короткое время лишь для отпора врагу; они были свободолюбивым народом — в тех случаях, когда их земли захватывались неодолимым врагом, они уходили в другие страны, куда не могли добраться китайцы со своим государ­ственным строем, чиновниками и чуждыми динлинам правилами общежития.

Быт динлинов

Дома свои динлины строили в виде деревянных срубов, крытых корою, камышом, бамбуком и проч. Любопытно, что динлины, как и сла­вяне древней Европы имели обычай рас­писывать (татуировать) свои тела краска­ми. Динлины, как южнорусские казаки, носили серьги; такой же обычай был у по­томков динлинов — древних киргизов, уйгуров и некоторых других, близких им по крови, народов. У динлинов, и народов, произошедших от них, князья и витязи носили красные одежды и звались асами; такое название вождей и богов мы встре­чаем у древних славян Германии.

Мужчины и женщины динлинов но­сили браслеты из золота, серебра и сло­новой кости; у женщин ди в употребле­нии были ожерелья из самоцветных кам­ней, особые обручи на голову из жёлтой меди или венки из серебренных цветов; женщины вплетали себе в косы ракови­ны, бусы (иногда золотые), цветы, колосья и проч.; на головах носили особого рода покрывала, из вытканной золотом тафты. Жены богатых динлинов одевались в парчу, бархат и атлас, с вышивками, серебрены­ми пуговками, золотыми блёстками. Муж­чины носили шляпы и пояса, украшенные золотом, серебром и самоцветными кам­нями; воротники их одежд также отделы­вались золотом и серебром. В могилах встречаются различные части конского прибора: чепраки, уздечки, седла с золо­той и серебреной отделкой.

Минусинский, отчасти Ачинский и Красноярский округа Восточной Сибири составляли особую область древнего кур­ганного населения, расположенную по Енисею и его верхним притокам: камен­ные столбы на курганных могилах, или кругом их, каменные бабы и руноподоб­ные письмена свидетельствуют о высо­ком уровне культуры этого народа. По ха­рактеру и изяществу бронзовых изделий минусинские древности стоят выше за­падно-сибирских, хотя имеют с ними много общих типов. В минусинских кур­ганах были найдены медные стремена, которые относятся ко времени около р. х.; в то время ни в Европе, ни в Персии упо­требление стремян ещё не было известно. Стремена, относящиеся к этой же поре, были обнаружены и в землях Тобольска. По мнению А.Н. Оленина, употребление стремян было введено в Персии не ранее VI века по р. х. Учёные утверждают, что европейские народы древности в эту по­ру совсем не знали стремян: Ксенофонт ни разу не говорит о них в своём сочинении о коннице; Гален замечает, что Рим­ские всадники страдали слабостью в но­гах, вследствие необходимости держать их в висячем положении.

Что означает слово сибирьОбрядовые и священные образы древних сибирских народов, извлека­емые из курганов, и относящиеся к их ве­ре, сходны с подобными же предметами Перми, Печоры и Ретры балтийских сла­вян. Все они отличаются характерными равнобежными (параллельными) лини­ями по полю изделий; подобными же по­рядными линиями покрыты глиняные изображения божеств, найденных Шлиманом в Микенах и в Трое. Следует отме­тить ещё одну особенность сибирских древних предметов поклонения, которая заключается в размещении образа солнца на груди у бронзовых изваяний людей или животных. Такой способ размещения солнца встречается и на образах Великой Перми и Руси. В истории изящных ис­кусств Аженкура приводится русская ико­на XIV века, на которой крестом попираются языческие славянские божества с человеческими ликами на груди. Изобра­жение бога-солнца в виде человеческого лица нередко встречаются и между рим­скими древностями.

Самый распространённый на Севере вид глиняной посуды с оттиснутыми по сырой глине узорами, которые встреча­ются во всех сибирских и российских го­родищах, характерен также для древней Трои, для древних дунайских и балтий­ских славян и некоторых областей Швей­царии.

Культурные свидетельства скифов

Просверлив чешуйки и сшив их конскими и бычачьими жилами, они по­лучают панцири, не уступающие греческим, ни красотой, ни прочностью, — так они хорошо выносят удары и издали и вблизи». Амиан Марцелин передаёт, что «копья у них (сарматов) очень длинны, а панцири из выскобленных и выглаженных пластинок рога, нашитых на подобие перьев на льняную одежду». Все древние сибирские и камско-болгарские костяные изделия приготовлялись при помощи очень хороших орудий (инструментов), несомненно металлических. То же можно сказать и о каменных изделиях. Отделка предметов и отверстия правильного вида, без сомнения, выполненные сверлом, го­ворят сами за себя.

Что означает слово сибирь

Украшение одежды с изображением в середине свернувшегося в клубок оленя

Состав собрания изделий Сибирской коллекции Петра I, хранящейся в Эрмитаже, говорит о высочайшей культуре скифов-сарматов. Большое количество золотых, изящных и притом тяжеловесных предметов, найденных в южно-сибирских курганах, предполагает разработку крупных месторождений золота в рассматриваемое время. Паллас утверждает, что «в горах, по Енисею, находятся изгарины и плавильни древних тамошних рудокопов», доказывающие, что сибирские народы издавна плавили серебро и золото. Он также несколько раз упоминает о существовавшем в Сибири в XVII—XVIII веках промысле т. н. «бугрового» или могильного золота. И все это золото, похороненное в курганах азиатских скифов, в своё время добывалось тут же на месте, а не привозилось из других стран.

Много скифского золота сохранилось в древних курганных могилах, но несравненно больше того вывозилось в другие страны при тор­говле. То же самое можно сказать и о се­ребре. Едва ли в какой-либо другой стра­не света встречается такое множество следов древних рудных разработок, как в Сибири и на Урале. Все они несомненно относятся к бронзовому веку (конец IV-начало I тыс. до р. х.). В «Геологическом путешествии по Алтаю» профессора Г. Щуровского очень подробно описаны различные сибирские копи. Рычков при описании прикамских медноплавильных заводов XIX столетия замечает, что гор­ное искусство древних рудокопов пре­восходит нынешнее, ибо они входили в землю, не применяя никаких крепежей, а делали верхи выработки (шахты) в виде особого свода, которые удерживают не­которые выработки до сих пор.

Егор Классен говорил, что скифские письмена, сохранившиеся в некоторых скандинавских рунах, а также по левому берегу Енисея, повыше са­янского острога, свидетельствуют, что эти письмена служили образцом для древних греческих письмён, равно для кельтских и готских азбук. Европейский ученый Ире полагает, что первобытным языком греческого, латинского и немец­кого языков был скифский язык. Все эти свидетельства говорят о том, что Сибирь была независимым средоточием культу­ры славянских народов, причём очень долго пребывавшим в состоянии само­достаточности.

Исследования древностей сибир­ских народов приводят к убеждению, что они были оседлым земледельческим лю­дом, искусными промышленниками, от­важными воинами и смелыми морехода­ми. Они изучили все сплетения рек не­объятной Сибирской равнины, унизав их берега земляными укреплениями и отметив свои пути и места жительства могильными курганами; овладели суро­вым северным океаном и проложили че­рез него путь к северо-западным берегам Европы.

Что означает слово сибирьСибирские письмена на реке Пышме вблизи Тобольска

И пришли китайцы

Вытеснение динлинов из долины Жёлтой реки началось, вероятно, с тех пор, когда в ней осели китайцы, но только в чжоуское время борьба между старо­жилами и пришлыми китайцами приняла решительный характер. Вытеснение динлинов из земель чжилийской и шаньсий­ской областей (провинций) начала XX ве­ка до р. х. закончилось к концу V столетия до р. х. За 200 лет до р. х. некоторые владения динлинов ещё находились в Ман­чжурии, у озера Байкал и на Алтайско-Са­янском нагории. По Дегину белые наро­ды, древние жилища которых находились на востоке от Иртыша, и которых он на­зывает гунами, к началу христианского летосчисления, разделились на южных и северных. Южные смешались с китайца­ми, а северные образовали различные об­ласти в Татарии (Тартарии), то есть в Сибири. К таким смешанным народам отно­сятся, в том числе, монголы.

Куда рассеились динлины

Во II-III веках до р. х. в Сибири нача­лось замещение славянских народов сме­шанными народами. Возможно, по этим причинам древнее белое население Сиби­ри неуклонно выселялось на запад. Так ро­довые союзы, обитавшие в Минусинском округе, которых Флоринский называет го­тами, переселились, через Великую Пермь, в Скандинавию. Готские древности, как в Скандинавии, так и на Дунае, по-своему ви­ду стоят довольно близко к пермским и си­бирским древностям. К этому же времени относится появление топоров (кельтов) со втулками в западной Европе, которые существовали в Сибири с VI-VII столетия, а, может быть, и со времён более ранних. В середине V столетия по р. х. белые гунны, под предводительством русского князя Аттилы, перешли в Европу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *