Что означает слово шахид в исламе
Кто они, шахиды?
Хвала Аллаху — Господу миров! Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье и сподвижникам.
Некоторым мусульманам при упоминании шахидов сразу приходит на ум, что степень шахида получают лишь те, кто был убит в ходе сражения с неверными. Но это только одна из многих возможностей заслужить степень шахида. Всевышний возвысил степенью шахида многих людей из этой общины, из числа тех, кто не был убит в сражениях.
«Мало умерших в строю, Аллах знает об их намерениях» («Муснад имама Ахмада», «Муснад» Аби Шайба»). В действительности искренность погибшего на пути Аллаха знает только Всевышний.
Имам Муслим в своём достоверном сборнике сообщает, что Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха сказал: «Кого вы считаете среди вас шахидом?» Они ответили: «Посланник Аллаха, убитый на пути к Аллаху и есть шахид». Он сказал: «Но тогда шахидов в моей общине будет мало!» Если считать шахидами только тех, кто убит в сражениях и у кого искреннее намерение, то шахидов этой уммы было бы очень мало. А Пророк (мир ему и благословение) желал, чтобы эту степень получили больше людей.
Итак, получить степень шахида можно получить не только на поле боя. Напротив, в хадисе говорится:
إِنَّ أَكْثَرَ شُهَدَاءِ أُمَّتِي أَصْحَابُ الْفُرُشِ
«Большая часть шахидов уммы умерли в постели».
О просьбе умереть шахидом сказал Халид ибн аль-Валид: «Я участвовал в сотне сражений, в каждом из них я надеялся умереть шахидом». Когда Халид умирал, он говорил: «Я умираю в постели. Пусть глаза трусов никогда не найдут отдыха во сне».
Степень шахида приобретается благодаря следованию истинным путём, богослужению и другим способам. Тот же, кто погиб на поле сражения, может лишиться степени шахида, если вёл речи о том, что его не касалось, или скупился расходовать излишки. Человек, для которого было обычаем проклинать других, также лишится степени шахида и не получит заступничества, даже если был убит на пути Аллаха. Его проклятия могут стать преградой к тому, чтобы он считался искренним в момент смерти. Абу Дарда передал слова Пророка (мир ему и благословение):
لا يكون اللعانون شفعاء ولا شهداء
«Поистине, проклинающие в Судный день не предстают заступниками или шахидами»
Верующий может достигнуть степени шахида, если его язык будет сохранён от греха, если он не будет проявлять жадность в том, что Всевышний его обязал расходовать, если будет просить степени шахида с искренностью.
Аллах, одари нас степенью шахидов, вознагради нас как шахидов! Воскреси нас вместе Пророком (мир ему и благословение) шахидами и праведниками, заслужив Твоё довольство! И вся хвала Всевышнему!
Стенограмма проповеди шейха Хабиба Умара
Шахид … как много в этом слове
На сегодняшний день в России провозглашена свобода совести, закрепленная Конституцией страны. Мусульмане имеют возможность свободно издавать религиозную литературу, строить мечети, изучать и соблюдать исламские нормы, распространять информацию о своей религии.
Кроме внутренней борьбы, мусульманин обязан вести борьбу с социальными пороками, путем распространения достоверной информации об Исламе. Одной из форм джихада также является война, в случаях, оговоренных выше, когда избежать её не удаётся.
Мученичество за веру так или иначе характерно для всех монотеистических религий. В первую очередь, это соотносится с жертвенностью Исмаила, сына Ибрагима (Авраама), мир им обоим. В христианской и иудейской передаче Авраам по велению Бога был готов принести в жертву другого своего сына Исаака. Однако в данном случае это существенной роли не играет.
Однако Ислам не разделяет бытие человека на мирское и духовное, поэтому он шире смотрит на вопрос того, кто является мучеником, признавая право считаться таковыми, в отличие от христианства, и за павшим на войне, и от рук преступников, защищая себя, свою семью, веру. При этом, как и в любом проявлении человеческой деятельности, внутренних движений души важно искреннее намерение человека.
К шахидам также относятся: умершие от чумы, плеврита, туберкулеза, от болезней живота, утопленники, женщины, умершие во время беременности и после родов в результате кровотечений, погибшие при самообороне, защите семьи или имущества, отстаивании своей веры.
В священном хадисе Пророк, мир ему, также сказал: «Кто влюбится и умрет, сохранив себя от греха прелюбодеяния, приравнивается к шахиду». Имеются в виду люди, не успевшие по каким-то причинам, вступить в законный брак.
Шахидами, например, являются мусульмане, павшие на фронтах Великой отечественной войны, защищавшие свою землю, веру от оккупантов с искренним намерением. Образцом высочайшего героизма и жертвенности не так давно провозглашались и для большинства населения нашей страны остаются (за исключением некоторых маргинальных деятелей) такие имена как Александр Матросов, Николай Гастелло, Леня Голиков, батальон героев-панфиловцев и т.д., пожертвовавшие собой во имя освобождения Родины.
Не лишним будет также напомнить, что сегодня в Дагестане считается, что смертью шахида погиб от рук террористов муфтий республики Саидмухаммад Абубакаров. Он один из первых призывал общество обратить внимание на растущую угрозу ваххабизма. Однако своевременно ни в высоких кабинетах, ни где-либо еще его слова не были услышаны.
Другое дело, когда идеалы мученичества и жертвенности приобретают гипертрофированные формы. Как, например, в современной квазикультуре потребления. Именно в ней стали возможны призывы типа: «Живи быстрей, умри молодым» с культом употребления наркотиков, беспорядочных половых связей и проч.
Ибн Джибрин называет террористов, захватывающих заложников, бандитами и пишет, что, если среди попавших в беду есть достаточно натренированные люди, то они могут постараться нарушить планы террористов. Таким образом, павший при освобождении заложников от рук тех, кто может называть себя «шахидом», сам по воле Аллаха становится шахидом.
О противоречии Исламу их деятельности говорит уже хотя бы полное религиозное невежество главы террористов, захвативших заложников в Москве, Мовсара Бараева, который называл себя шахидом, при том, что шахидом по определению может считаться только мертвый.
Более того, Бараев даже не знал перевода названия собственной «бригады» «Рияду салихин». Так с его слов бандиты стали «смертниками Ислама», что дало повод, например, НТВ заявить, что «террористы на языке Шариата называются шахидами».
Тем не менее, дословно «Рияду салихин» означает «Сады праведных». Это имя носит известный сборник хадисов Имама Навави, который, вполне очевидно, к терроризму никакого отношения не имеет. Возможно, что за свою недолгую жизнь Бараев видел или слышал от кого-нибудь это название.
Вообще фактор отсутствия должного количества исламских теологов и медресе, плюс нерешенность целого спектра социальных проблем, вызвавших многократное превышение критического уровня криминогенной обстановки стали едва ли не решающими фактором распространения псевдоисламского течения ваххабизма в Чечне. Его идеологи, прикрываясь терминологией Ислама, фактически проводили политику обратную интересам мусульман.
Например, как показывало российское телевидение, на праздновании шестой годовщины независимости Чечни побывала делегация из Израиля, где встретила радушный прием.
Через год же в конце ноября 1998 года в «Коммерсанте» прошла информация «Чеченцы рассчитывают продавать Израилю нефть», в которой были приведены слова представителя парламента Ичкерии Хамида Хатуева, что на нефть в Ичкерии «хочет сесть Израиль».
Тут же можно вспомнить до сих пор сохраняющиеся связи боевиков с Борисом Березовским, а также махинации «амиров» с британским магнатом, выходцем из еврейской династии банкиров Джеймсом Голдсмитом, не менее известным и одиозным, чем Джордж Сорос.
В этой связи в 1997 году в Вашингтоне была даже создана Кавказско-американская торгово-промышленная палата, которой формально руководил бывший вице-премьер Ичкерии Хож-Ахмет Нухаев, а группу экспертов возглавил бывший председатель Европейского банка реконструкции и развития Жак Аттали. Интересно, что СМИ РФ стали уделять повышенное внимание ваххабитам именно в то время, когда международные нефтяные компании и финансовые группировки проявили огромную активность к каспийской нефти.
На фото: Муфтий Дагестана Сайидмухаммад хаджи Абубакаров, павший смертью шахида от рук террористов в августе 1998 г.
Кого можно называть шахидом?
Recent Fatwas by Mufti Ebrahim Desai
Исламский информационно-образовательный портал
Вопрос: Кого можно называть шахидом?
Ответ:
Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том.
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.
Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал[1]:
الشَّهَادَةُ سَبْعٌ سِوَى الْقَتْلِ فِيْ سَبِيْلِ اللهِ الْمَطْعُوْنُ شَهِيْدٌ وَالْغَرِقُ شَهِيْدٌ وَصَاحِبُ ذَاتِ الْجَنْبِ شَهِيْدٌ وَالْمَبْطُوْنُ شَهِيْدٌ وَصَاحِبُ الْحَرِيْقِ شَهِيْدٌ وَالَّذِيْ يَمُوْتُ تَحْتَ الْهَدَمِ شَهِيْدٌ وَالْمَرْأَةُ تَمُوْتُ بِجُمَعٍ شَهِيْدٌ
«Есть семь видов мученичества, кроме тех, кто убит на пути Аллаха. Тот, кто умер от чумы, – мученик; тот, кто утонул, – мученик; тот, кто умер от зат аль-джанб, – мученик; мабтун – мученик; тот, кого сожгли, – мученик; тот, кто убит обрушившимся зданием, – мученик; и женщина, умершая во время беременности, – мученица» (Абу Дауд, 3/188, Мактаба аль-асрийя)
Алляма Абдуль-Хайй аль-Лякнави (да помилует его Аллах) сказал, что следующие люди получат статус шахида[2]:
1. Тот, кто умер в благородной войне.
2. Тот, кто умер от чумы.
3. Тот, кто умер от болезни внутренних органов.
5. Тот, кто умер от плеврита.
6. Тот, кто умер от пожара.
7. Женщина, которая умерла во время беременности.
8. Тот, кого забили до смерти.
9. Тот, кто сильно желал умереть шахидом.
10. Тот, кто умер от туберкулеза.
11. Тот, кто умер в пути.
12. Тот, кто умер от ядовидого укуса.
13. Тот, кто умер от наводнения.
14. Тот, кого съел зверь.
15. Тот, кто упал с лошади/средства передвижения.
16. Тот, кто умер от падения.
17. Тот, кто умер в своей постели, отправившись на благородную войну.
18. Тот, кто умер, защищая свою религию.
19. Тот, кто умер, защищая себя.
20. Тот, кто умер, защищая свою семью.
21. Тот, кого несправедливо убили.
22. Тот, кто умер в тюрьме, после того как был несправедливо в нее посажен.
23. Тот, кто испытывает страсть, но сохраняет целомудрие.
24. Тот, кто умирает в поиске знаний.
25. Та, которая умирает во время беременности, или во время родов, или пока кормит грудью.
26. Тот, кто спокойно остается в городе, зараженном чумой.
27. Тот, кто готовился к благородной войне.
29. Тот, кто проявляет терпение в общении с женой.
30. Тот, кто двадцать пять раз в день читает:
اللهم بارك لي في الموت وفيما بعد الموت
Перевод: «О Аллах, благослови меня в смерти и в том, что придет после смерти».
Транскрипция: «Аллахумма барик ли филь-маут уа фима ба’даль-маут».
31. Тот, кто читает намаз ад-духа, постится три дня каждый месяц и не пропускает намаз витр ни дома, ни в пути.
32. Тот, кто следует Сунне во времена упадка.
33. Достойный доверия и честный предприниматель.
34. Тот, кто на смертном одре сорок раз прочтет:
لا إله إلا أنت سبحانك إني كنت من الظالمين
Перевод: «Нет никого, достойного поклонения, кроме Тебя. Ты чист от всех изъянов, [мой Господь, прости меня за то, что] я был в числе притеснителей».
Транскрипция: «Ля иляха илля анта субханака инни кунту мин аз-залимин».
35. Тот, кто снабжает горожан едой.
36. Тот, кто читает азан в надежде на награду.
37. Тот, кто заботится о жене и семье, велит им подчиняться Аллаху и снабжает их дозволенным пропитанием.
38. Тот, кто сто раз прочитает салават.
39. Тот, кто каждый день утром и вечером читает:
اللهم إني أشهد أنك أنت الله الذي لا إله إلا أنت وحدك لا شريك لك وأن محمدا عبدك ورسولك أبوء بنعمتك علي وأبوء بذنبي فاغفر لي إنه لا يغفر الذنوب غيرك
Перевод: «О Аллах! Я свидетельствую, что ты Единственный Бог, нет Господа, кроме Одного Тебя, у тебя нет сотоварища, и Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует) – Твой раб и Посланник. Я признаю твои милости мне и признаюсь в грехах. Прости меня. Воистину, никто не прощает грехи, кроме Тебя».
Транскрипция: «Аллахумма инни ашхаду аннака анталлах аллязи ля иляха илля инта уахдака ля шарика ляка уа анна Мухаммадан ‘абдука уа расулюк, абуу бини’матика ‘алейя уа абуу бизанби, фагфир ли иннаху ля ягфиру-з-зунуба гейрак».
40. Тот, кто каждое утро читает по три раза следующее:
أعوذ بالله السميع العليم من الشيطن الرجيم
Перевод: «Я прошу защиты у Аллаха, Всеслышащего, Всезнающего, от проклятого шайтана».
Транскрипция: «А’узу билляхи ас-сами’ аль-‘алим минаш-шайтани-р-раджим».
هُوَ ٱللَّهُ ٱلَّذِى لَآ إِلَـٰهَ إِلَّا هُوَۖ عَـٰلِمُ ٱلۡغَيۡبِ وَٱلشَّهَـٰدَةِۖ هُوَ ٱلرَّحۡمَـٰنُ ٱلرَّحِيمُ (٢٢) هُوَ ٱللَّهُ ٱلَّذِى لَآ إِلَـٰهَ إِلَّا هُوَ ٱلۡمَلِكُ ٱلۡقُدُّوسُ ٱلسَّلَـٰمُ ٱلۡمُؤۡمِنُ ٱلۡمُهَيۡمِنُ ٱلۡعَزِيزُ ٱلۡجَبَّارُ ٱلۡمُتَڪَبِّرُۚ سُبۡحَـٰنَ ٱللَّهِ عَمَّا يُشۡرِڪُونَ (٢٣) هُوَ ٱللَّهُ ٱلۡخَـٰلِقُ ٱلۡبَارِئُ ٱلۡمُصَوِّرُۖ لَهُ ٱلۡأَسۡمَآءُ ٱلۡحُسۡنَىٰۚ يُسَبِّحُ لَهُ ۥ مَا فِى ٱلسَّمَـٰوَٲتِ وَٱلۡأَرۡضِۖ وَهُوَ ٱلۡعَزِيزُ ٱلۡحَكِيمُ (٢٤)
Перевод: «Он Аллах, кроме Которого нет другого Бога, Знающий скрытое и явное, Милостивый, Милующий. (22) Он Аллах, кроме Которого нет другого Бога, Властелин, у Кого нет недостатков, Мир, Хранитель веры, Который заботится о творениях, Победитель, Кто принуждает рабов, к чему захочет, Величественный, Он чист от всех тех, кого ему приписывают как сотоварищей. (23) Он Аллах, Создатель, Творец, Придающий форму. У Него прекрасные имена. Все, что на небесах и на земле, восхваляет Его, и Он Победитель, Мудрый» (24).
41. Тот, кто умер в пятницу.
42. Тот, кто умер с надеждой на мученичество.
Алляма Лякнави (да помилует его Аллах) назвал эти сорок два типа людей. Другие ученые прибавили к ним еще некоторые виды.
А Всевышний Аллах знает лучше.
[1] سنن أبي داود (3/ 188)
حَدَّثَنَا الْقَعْنَبِيُّ، عَنْ مَالِكٍ، عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ جَابِرِ بْنِ عَتِيكٍ، عَنْ عَتِيكِ بْنِ الْحَارِثِ بْنِ عَتِيكٍ، وَهُوَ جَدُّ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ أَبُو أُمِّهِ، أَنَّهُ أَخْبَرَهُ أَنَّ عَمَّهُ جَابِرَ بْنَ عَتِيكٍ، أَخْبَرَهُ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ جَاءَ يَعُودُ عَبْدَ اللَّهِ بْنَ ثَابِتٍ، فَوَجَدَهُ قَدْ غُلِبَ، فَصَاحَ بِهِ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَلَمْ يُجِبْهُ فَاسْتَرْجَعَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَقَالَ: غُلِبْنَا عَلَيْكَ يَا أَبَا الرَّبِيعِ، فَصَاحَ النِّسْوَةُ، وَبَكَيْنَ فَجَعَلَ ابْنُ عَتِيكٍ يُسَكِّتُهُنَّ، فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «دَعْهُنَّ، فَإِذَا وَجَبَ فَلَا تَبْكِيَنَّ بَاكِيَةٌ» قَالُوا: وَمَا الْوُجُوبُ؟ يَا رَسُولَ اللَّهِ، قَالَ: «الْمَوْتُ» قَالَتِ ابْنَتُهُ: وَاللَّهِ إِنْ كُنْتُ لَأَرْجُو أَنْ [ص:189] تَكُونَ شَهِيدًا، فَإِنَّكَ كُنْتَ قَدْ قَضَيْتَ جِهَازَكَ، قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ قَدْ أَوْقَعَ أَجْرَهُ عَلَى قَدْرِ نِيَّتِهِ، وَمَا تَعُدُّونَ الشَّهَادَةَ؟» قَالُوا: الْقَتْلُ فِي سَبِيلِ اللَّهِ تَعَالَى، قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: » الشَّهَادَةُ سَبْعٌ سِوَى الْقَتْلِ فِي سَبِيلِ اللَّهِ: الْمَطْعُونُ شَهِيدٌ، وَالْغَرِقُ شَهِيدٌ، وَصَاحِبُ ذَاتِ الْجَنْبِ شَهِيدٌ، وَالْمَبْطُونُ شَهِيدٌ، وَصَاحِبُ الْحَرِيقِ شَهِيدٌ، وَالَّذِي يَمُوتُ تَحْتَ الْهَدْمِ شَهِيدٌ، وَالْمَرْأَةُ تَمُوتُ بِجُمْعٍ شَهِيدٌ
[2] إتحاف النبلاء بفضل الشهادة وأنواع الشهداء لعبد الله الغماري (42-43) عالم الكتب
وأما إذا ورد في كون عامل عملٍ خاصٍ شهيدا فليس المراد بأن العمل جهاد: قال العلامة عبد الحي اللكنوي رحمه الله في «التعليق الممجد»:
«قد ورد في الأخبار عدد كثير لمن يجد ثواب الشهادة فمن ذلك المقاتل المجاهد وهو أعلى الشهداء والمطعون والمبطون والغريق وصاحب ذات الجنب والحريق والتي تموت بجمع والذي يموت بهدم ومن يقصد الشهادة ويعزم عليه ولا يتفق له ذلك كما هو ثابت في حديثي الباب وصاحب السيل أخرجه أحمد من حديث راشد بن حبيش والطبراني من حديث سلمانوالغريب أي المسافر بأي مرض مات أخرجه ابن ماجه من حديث ابن عباس والبيهقي في «الشعب» من حديث أبي هريرة والدارقطني من حديث ابن عمر والصابوني في «المائتين» من حديث جابر والطبراني من حديث عنزة أخرجه الديلمي من حديث أنس وللديغ والشريق والذي يفترسه السبع والخار عن دابته رواها الطبراني من حديث ابن عباسوالمتردي أخرجه الطبراني من حديث ابن مسعود والميت على فراشه في سبيل الله رواه مسلم من حديث أبي هريرة والمقتول دون ماله والمقتول دون دينه والمقتول دون دمه والمقتول دون أهله أخرجه أصحاب السنن من حديث سعيد بن زيد أو دون مظلمته أخرجه أحمد من حديث ابن عباس والميت في السجن وقد حبس ظلما رواه ابن مندة من حديث علي والميت عشقا وقد عف وكتم أخرجه الديلمي من حديث ابن عباس والميت وهو طالب العلم أخرجه البزار من حديث أبي ذر وأبي هريرة والمرأة في حملها إلى وضعها إلى فصالها ماتت بين ذلك أخرجه أبو نعيم من حديث ابن عمر والصابر القائم ببلد وقع به الطاعون أخرجه أحمد من حديث جابر والمرابط في سبيل الله ومن قتل بأمره الإمام الجائر بالمعروف ونهيه عن المنكر ومن صبر من النساء على الغيرة أخرجه البزار والطبراني من حديث ابن مسعود ومن قال كل يوم خمسا وعشرين مرة «اللهم بارك لي في الموت وفيما بعد الموت» أخرجه الطبراني من حديث عائشة ومن صلى الضحى وصام ثلاثة أيام من الشهر ولم يترك الوتر في سفر ولا حضر أخرجه الطبراني من حديث ابن عمر والمتمسك بالسنة عند فساد الأمة أخرجه الطبراني من حديث أبي هريرة والتاجر الأمين الصدوق أخرجه الحاكم من حديث ابن عمر ومن دعا في مرضه أربعين مرة «لا إله إلا أنت سبحانك إني كنت من الظالمين» ثم مات أخرجه الحاكم من حديث سعد وجالب طعام إلى بلد أخرجه الديلمي من حديث ابن مسعود والمؤذن المحتسب أخرجه الطبراني من حديث ابن عمر ومن سعى على امرأته أو ما ملكت يمينه يقيم فيهم أمر الله ويطعمهم من حلال ومن اغتسل بالثلج فأصابه برد ومن صلى على النبي صلى الله عليه وسلم مائة مرة أخرج الأول ابن أبي شيبة في «المصنف» عن الحسن والثاني الطبراني في «الأوسط» من حديث أنس ومن قال حين يصبح وحين يمسي «اللهم إني أشهدك أنك أنت الله الذي لا إله إلا أنت وحدك لا شريك لك وأن محمدا عبدك ورسولك أبوء بنعمتك علي وأبوء بذنبي فاغفر لي إنه لا يغفر الذنوب غيرك» أخرجه الأصبهاني من حديث حذيفة ومن قال حين يصبح ثلاث مرات «أعوذ بالله السميع العليم من الشيطان الرجيم ويقرأ ثلاث أيات من سورة الحشر أخرجه الترمذي من حديث معقل ومن مات يوم الجمعة أخرجه حميد بن منجويه من حديث رجل من الصحابةومن طلب الشهادة صادقا أخرجه مسلم فهذه خمسة وأربعون ورد فيهم أن لهم أجر الشهداء وقد ساق الأخبار الواردة فيها السوطي في رسالته «أبواب السعادة في أسباب الشهادة» مع زيادة
التعليق الممجد لللكهنوي ت1304ه (89-91) دار السنة والسيرة | دار القلم
Шахид
Однако, поскольку Ислам не разделяет бытие человека на мирское и духовное, поэтому он шире смотрит на вопрос того, кто является мучеником, признавая право считаться таковыми, в отличие от христианства, и за павшим на войне, и от рук преступников, защищая себя, свою семью, веру. При этом, как и в любом проявлении человеческой деятельности, внутренних движений души важно искреннее намерение человека. Шахидами, например, являются мусульмане, павшие на фронтах Великой отечественной войны, защищавшие свою землю, веру от оккупантов с искренним намерением.
По утверждению имама Ан-Науауи: «Шахид, который не омывается и не совершается над ним похоронный намаз – это тот, кто умер в битве с кафирами во время боя, и убитый кафиром, или нечаянно убитый мусульманином или не намерено ударил сам себя, или упал с коня и умер, или на него наступило любое другое животное, или его поразила стрела, выпущенная неизвестно кем, мусульманином или кафиром, или его нашли убитым после сражения, и не известна причина его смерти, без разницы, есть на нем следы крови или нет, и без разницы, сразу он умер или оставался в живых некоторое время, а потом из-за этого ранения умер.» («Аль-маджмуа», 261/5).
Но умирая мученической смертью, шахид не может нарушить заповедей, оставленных пророком Мухаммедом, и должен быть очень внимателен при выборе способа принесения себя в жертву. Согласно Корану, верующий (мусульманин) не имеет права покуситься на жизнь другого истинно верующего. Кроме того, истинный мусульманин не может покуситься на жизнь невинного. (В категорию невинных согласно исламу попадают: девочки до 9-и лет; мальчики до 12-и лет; беременные женщины; женщины, что передали свою волю в руки своих мужей; старики, вышедшие за пределы социальной жизни, ответственность за чьи действия находится в руках их собственных детей.) Убив невинного мусульманин пополнит собой сонм джинов, подбивающих людей на греховные поступки.
Примечания:
Автор: Кавказский Узел
Одним из составляющих элементов всех монотеистических религий считается мученичество. Если в христианстве погибших такой нелёгкой смертью канонизируют, то в исламе их причисляют к обитателям Рая.
В исламском вероучении мученики именуются шахидами, хотя у этого слова есть и другие трактовки. В данном материале мы будем его использовать исключительно в значении погибшего мученической смертью на пути Всевышнего. Причём смысл этого определения в Шариате сильно отличается от того, что традиционно понимается под термином «шахид» в современном обществе с подачи СМИ.
Кто считается шахидом
1. Погибший на поле битвы
В первую очередь к числу шахидов причисляются воины, которые стали жертвами боевых действий, ЗАЩИЩАЯ собственную страну, город или семью от агрессии извне. Во времена Посланника Аллаха (с.г.в.) мучениками считались верующие, которые погибли в сражениях при Бадре или Ухуде, когда мусульмане воевали с многобожниками. За принятие мученической смерти им была обещана великая награда. В Коране сказано:
«Не считай мёртвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа» (3:169)
Кроме того, по мнению богословов, шахидом может считаться человек, который погиб, защищая свою семью, родных и близких в мирное время. Но мучеником может быть признан лишь человек, исповедовавший ислам.
2. Убитый, будучи неповинным
В частности, это касается мирного населения, которое страдает во время боевых действий, бомбёжек и обстрелов населённых пунктов, захватов зданий террористами (последние в случае гибели не могут считаться шахидами с точки зрения Шариата – прим. Islam.Global) и т.д. Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Убитый несправедливо – шахид» (ан-Насаи).
3. Если жертва защищала имущество
Речь идёт о верующих, погибших при защите своего дома или иного имущества, которое стремятся у них отнять путём грабежа или разбоя. В одном из хадисов сказано: «Кто погибнет, защищая свою собственность, тот станет мучеником» (Тирмизи).
4. Умершие от болезней, природных катаклизмов и иных форс-мажорных обстоятельств
Подтверждение этому мы можем найти в хадисе, который приводят Абу Дауд, Ибн Маджа и Ахмад: «Наряду с убитыми на поле битвы мучениками также считаются: скончавшийся от чумы, утопленник, умерший от плеврита, заболевания желудка, погибший под развалинами зданий или от многочисленных ожогов, женщина, скончавшаяся во время родов или беременности». В риваяте от имама Ахмада также говорится о женщинах, умерших от послеродового кровотечения.
Кто не может быть шахидом
Мученичество в суннизме и шиизме
«А тем, которые переселились или были изгнаны из своих жилищ, были подвергнуты мучениям на Моём пути, сражались и были убиты, Я непременно прощу их злодеяния и введу их в Райские сады» (3:195)
У шиитов шахидом признаётся только последователь шиизма – как «истинного учения праведных имамов». Сунниты же не столь категоричны в данном вопросе, хотя имеются и некоторые оговорки.
Дозволено ли совершать по шахидам джаназа-намаз?
В вопросе омовения тела шахидов и совершения погребальной молитвы мнения богословов разделились. Одни считают, что этого делать не стоит. В качестве подтверждения они приводят слова Анаса ибн Малика: «Во время сражения при Ухуде мы не совершали омовения тел шахидов, а хоронили их в крови, не совершая заупокойную молитву» (Абу Дауд). Другие же уверены, что джаназа-намаз дозволен над мучениками. Они ссылаются на хадис, в котором говорится, что Посланник Аллах (с.г.в.) выполнил погребальную молитву над Хамзой, который был убит при Ухуде (Ахмад).
Часть учёных придерживаются позиции, что после сражений не следует совершать джаназа над каждым погибшим, так как это займёт много времени. Если же шахидов не так много и имеется для этого возможность, то лучше будет совершить заупокойную молитву, но это не будет считаться коллективным фардом. Такое мнение высказывал шейх Альбани.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!