Что означает слово селигер

история и происхождение озера Cелигер

Селигер образовался около 20 тыс. лет назад, когда древние доледниковые речные долины были запружены водами таявшего ледника. Форма озера очень необычна и причудлива.Реки и озера сыграли основную роль в освоении этого края в древние времена. По их берегам шло расселение славянских племен, строились первые поселения — городища, по ним проходили торговые пути.
Первые упоминания о Селигере встречаются в русских летописях ХII-ХIII вв. В то время озеро, называвшееся чаще Серегер, входило в состав оживленных новгородских путей.

Эти передвижения по Селигеру прежде всего и отражены в летописях. Так, в 1199 г., в пути из Новгорода во Владимир, на Селигере скончался новгородский архиепископ Меркурий. Под 1216 г. сохранилось известие, что новгородцы «ходили Серегером на верх Волги». Свое название Селигер получил от первых обитателей этого края — древних финнов.

В переводе с финского Селигер толкуется как «озеро на волоке», «прозрачное озеро», «изрезанное озеро».
Близкое схождение верховьев рек (Волга, Западная Двина, Днепр, Пола), текущих в различные стороны, давно использовали славянские племена, проложив пути, связывающие Волгу с Балтикой и Черным морем.

Суда и грузы перетаскивали (переволакивали) — из одного бассейна в другой.
В XIII в. южная и западная части Селигерского края были захвачены Литвой, северная — оставалась во владении Новгорода. Лишь в конце XV века вся территория вошла в состав Московского княжества, но она часто претерпевала набеги врагов (поляков, литовцев, шведов). В XVI-XVII вв., когда по берегам Селигера и в верховье Волги было уже много сел, деревень, погостов, началось активное строительство монастырей и церквей (в Осташкове, на Николо-Рожке, в Рогоже, на о. Столбный и др.).
В XVII в. Осташковская слобода была центром промыслового рыболовства страны, она поставляла озерную рыбу в Москву, Петербург, Тверь и другие города России.
В описании крупнейшей несохранившейся карты России, в так называемой «Книге Большому Чертежу» (XVII в.), впервые говорится, что «промеж озера Селижарова и озера Торопа … потекла под Ржеву Волга», а «из озера Селижарова вытекла речка Селижаровка». В очертаниях, отдаленно напоминающих современные, Селигер появляется лишь на картах XVIII в., в частности в «Атласе» 1745 г.
При Петре I предлагался проект соединения Селигера с рекой Полой и озером Ильменем. Позднее, при Екатерине II, новгородский генерал-губернатор Я. Е. Сиверс готов был уже приступить к его практическому осуществлению — строительству канала, который соединил бы Селигер с Ильменем и далее с Балтикой. В письме к императрице губернатор писал о Селигере, что «не видел более прекрасного места».
Первым русским географом, побывавшим на Селигере, стал известный в свое время ученый, академик Н. Я. Озерецковский. Свою поездку в эти места он предпринял в 1814 г. Написанная им книга «Путешествие на озеро Селигер» и сейчас читается с интересом.

Первое подлинно научное изучение Селигера и Валдайской возвышенности было осуществлено лишь в 1894—1895 гг. отцом русской лимнологии (озероведения) Д. Н. Анучиным. Были измерены ширина и глубина здешних озер и рек, скорости течения, температура воды. Это был колоссальный труд. Так, для того чтобы составить карту глубин Селигера (батиметрическую), было сделано около 8 тыс. измерений, которые производились с лодки с помощью лота. Благодаря такой тщательности, исследования Д. Н. Анучина и до сих пор остаются наиболее фундаментальной работой об этом крае.

Селигер. На вид – самое обыкновенное озеро; можно купаться, загорать, ловить рыбу. Поначалу просторы его изумляют, но затем привыкаешь и уже не прислушиваешься к плеску волн, не замечаешь, как синее небо отражается в зеркальных водах. Можно провести на его берегу несколько приятных дней или даже недель. А потом уехать, так и не узнав, что перед тобой простиралась удивительная страна.

Нужно было просто захотеть ее увидеть.
Сколько лет Селигеру? Огромный ледник, пришедший с севера, хозяйничал здесь примерно 65 тысяч лет. Ледник то продвигался к югу, вспахивая свое ложе и унося с собой все, что мог зацепить, то, отступая, таял и оставлял гряды песка и камней, которые раньше тащил на себе. А когда 11 тысяч лет назад он окончательно растаял, то не осталось здесь ровной земли. Ряды холмов вытянулись с северо-запада на юго-восток. Образовалась возвышенность, которую сейчас называют Валдайской.

Высшая точка Валдайской возвышенности – 346 метров над уровнем моря, она находится в 50 км от озера на восток, за рекой Цной. И как бы вы не старались подъехать к горе поближе, все равно придется идти пешком несколько километров.
Впадины, вырытые когда-то ледником, заполнились водой. Образовалось множество озер, Ильмень и Селигер – самые большие из них. Легенда гласит: Ильмень и Селигер – так звали двух братьев, которые влюбились в одну и ту же девушку – Волгу. И выбрала она в женихи Селигера. Позавидовал Ильмень счастью брата, решил навсегда покинуть дом. Ночью перед тем, как уйти, подошел Ильмень к спящему Селигеру, чтоб взглянуть на прощание. Зависть лишила его разума. Проклял Ильмень брата: “Пусть будут бока твои кривыми, а на спине вырастет 100 горбов!”.

И исполнилось проклятье. Только Ильмень был уже далеко и не видел этого. Но мучела его совесть, чувствовал, что неладно с братом. Ночью уснул Ильмень и увидел во сне, как лежит несчастный Селигер, подняться не может. Пожалел Ильмень о своих словах, да уж поздно было. “Раз брат по моей вине лежит, то и я не встану” – решил он. Так и лежат они до сих пор.

И на спине у Селигера действительно 100 горбов-островов, а у Ильменя горбов нет. Ни одного! А Волга поплакала, да и убежала от обоих к Каспию…
На спине у Селигера 100 островов, вернее, более 150. Если площадь озера около 260 кв.км., то острова занимают ее шестую часть. Самый большой остров называется Хачин, на нем самом 13 озер и 4 деревни. Он делит водное пространство озера на плесы.
В озеро впадает более 100 рек и ручьев, наиболее крупные реки: Сорога, Серемуха, Крапивенка.

Вытекает лишь одна река – Селижаровка. Селигер относится к бассейну реки Волги.
Селигерский край уникален в историко-культурном отношении. Здесь встречаются памятники археологии, места древних городищ, неолитические стоянки, монастыри, скиты, церкви, старинные села и усадьбы.

Селигер, Селигер, Удивительный край!
Он похож на земной, на пленительный рай.
И всего – то здесь небо, да лес, да вода,
Отчего ж, как магнитом, нас тянет сюда?
То ль зовут сосняки на крутых берегах,
То ли сена стожки на уютных лугах.
Может плесов простор? Может речек покой?
Ведь нигде тишины не отыщешь такой.
Ни в каком самом дивном заморском краю
Красота не заполнит всю душу твою
Всю проверит сперва, всю промоет до дна,
Чтобы стала частицей природы она.
Здесь когда – то суда через волоки шли,
Здесь отшельники Богу молитвы несли,
И в названиях древних дыханье святынь:
Полоновка, Клично, Городец, Кравотынь…
Вновь и вновь бы бродить по душистым борам,
Покланяясь несметным природным дарам,
Или в лодке грести вдоль стены тросника
И внимать чудесам,что дарует река.
И следить за полетом жуков и стрекоз,
И смотреть, как заря окунается в плес,
И молиться, чтоб все это жило всегда,
И мечтать каждый год возвращаться сюда.

Источник

Что означает озеро “Валдай” и “Селигер”

Существует множество легенд и научных фактов о названии озер «Валдай» и «Селигер». Самые красивые из первых и самые точные из вторых мы рассмотрим в данной статье.

Что означает слово селигер

Озеро Селигер

Слово «Селигер» имеет прибалтийско-финское начало и в наиболее приближённом переводе означает «изрезанное озеро». Это легко объясняет огромное количество островов и длиннейшую береговую линию озера (около 550 км). Но существует и менее прагматичное, но зато более красивое объяснение.

Что означает слово селигер

Легенды Валдая

Впервые название «Валдай» звучит в берестяной грамоте XII века, в которой указано, что местность Валдай задолжала дань в 15 кун, возможно такое название носил целый регион, а не конкретная местность. В любом случае, первое конкретное упоминание Валдая датируется 1495 годом, благодаря расположению села на одноименном озере.

Легенда гласит, что на берегу озера жил кузнец, которого звали Валда и был он настолько хорош собой, что покорял своей красотой все живое вокруг. Не обошло это стороной и озеро, куда он бывало ходил, чтоб умыться. Стоило ему появиться и преклонить колени пред водой, начинало озеро взволновано шептать:»Валда, Валда». Умер кузнец, ведь недолго век человека, но озеро все так же звало своего возлюбленного за что и прозвалось Валдай.

Существует еще одна легенда, менее сказочная и романтичная. В ней говорится о том, что на берегу озера собирали оброк и пошлину с местного селения. Оброк требовалось отдавать в виде крупного скота и частенько раздавались крики недовольных:»Вола дай!», сокращенно Валдай.

Что означает слово селигер

© 2021 «Берендеево царство».
Круглогодичный Отдых на Валдае
в уютных домиках

Источник

Селигер

Смотреть что такое «Селигер» в других словарях:

Селигер — озеро, басс. Волги; Тверская и Новгородская обл. Летописи и писцовые книги XII XV вв. приводят название в двух основных формах: Серегерь и Селегерь, которые принадлежат древнему финноязычному населению этого края. Их возможные первичные формы… … Географическая энциклопедия

СЕЛИГЕР — озеро на Валдайской возв., в Калининской и Новгородской обл. 212 км&sup2. Глубина до 24 м. Состоит из нескольких обособленных плесов. Ок. 160 островов. Туризм. Рыболовство. На Селигере г. Осташков … Большой Энциклопедический словарь

СЕЛИГЕР — СЕЛИГЕР, озеро на Валдайской возвышенности, в Тверской и Новгородской областях. 212 км2. Глубина до 24 м. Состоит из нескольких обособленных плёсов. Ок. 160 островов. Туризм. Рыболовство. На севере г. Осташков. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

селигер — сущ., кол во синонимов: 1 • озеро (162) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Селигер — оз. Тверской (Осташковского у.) и Новгородской (Демьянскогои Валдайского уу.). Наибольшая дл. 72 в., шир. 49 в. Площадь 261 кв. в.,в том числе в Тверской губ. 234 кв. в. Озеро имеет ракообразную форму исостоит из 23 водоемов (плесы, луки, озера) … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Селигер — У этого термина существуют и другие значения, см. Селигер (значения). Селигер Координаты: Координаты … Википедия

Селигер — озеро в России, на Валдайской возвышенности, в Тверской и Новгородской областях. 212 км2. Глубина до 24 м. Состоит из нескольких обособленных плёсов. Около 160 островов. Туризм. Рыболовство. На Селигере г. Осташков. * * * СЕЛИГЕР СЕЛИГЕР, озеро… … Энциклопедический словарь

Селигер — Sp Seligèras Ap Селигер/Seliger L ež. RF Tverės ir Naugardo sr … Pasaulio vietovardžiai. Internetinė duomenų bazė

Селигер — озеро, басс. Волги; Тверская и Новгородская обл. Летописи и писцовые книги XII XV вв. приводят название в двух основных формах: Серегерь и Селегерь, которые принадлежат древнему финноязычному населению этого края. Их возможные первичные формы… … Топонимический словарь

Селигер — озеро в Калининской и Новгородской области РСФСР. Расположено на высоте 205 м на С. З. Валдайской возвышенности. Площадь 212 км2, средняя глубина 5,8 м, длина с С. на Ю. 100 км. С. имеет ледниковое происхождение и сложную лопастную… … Большая советская энциклопедия

Источник

Селигер вариант этимологии

Селигер (вариант этимологии)

Привычно Нил Максиня увлечён лишь своими версиями, которые с уровня завиральных постепенно приближаются к относительно чуть обоснованным (хотя иные версии, включая профессиональных лингвистов, Нил зачастую не учитывает). Венедский залив (по Птолемею) – это всё-таки залив под контролем венедов (античного народа, из которого славяне, анты и балты) http://krotov.info/history/09/3/schukin.html;
http://ru.wikipedia.org/wiki/Венеды; http://www.proza.ru/avtor/zolinpm&book=20#20;
http://www.proza.ru/avtor/zolinpm&book=18#18; http://www.proza.ru/2010/08/14/570 и др.

Возникает и необходимость первоначально сделать ещё один акцент
Носители преимущественно славянской гаплогруппы R1a1, по исследованиям А.А.Клёсова, появились в Центре, на Северо-Западе и Севере Европейской России на несколько веков раньше носителей преимущественно финно-угорской (уральской) гаплогруппы N1c. При этом шло неизбежное перемешивание населения, вовлечение в этногенез носителей других мужских и женских гаплогрупп.http://www.proza.ru/2010/10/04/376

Времена жизни общих предков, рассчитанные из картины мутаций в их ДНК, по областям показали неупорядоченный набор цифр, из которых можно вынести только то, что общие предки гаплогруппы N1c (как бы «финно-угры», но не они одни) по указанным территориям жили в интервале примерно 3200-3500 лет назад, и с тех пор перемешались:
Архангельская 2775 лет назад («славянская» гаплогруппа R1a1 здесь 5150 лет: П.З.)
Вологодская 3350(«славянская» гаплогруппа здесь 4175 лет)
Новгородская 3150 («славянская» гаплогруппа здесь 3850 лет)
Ивановская 3450 («славянская» гаплогруппа здесь 3950 лет)
Тверская 3075 («славянская» гаплогруппа здесь 5450 лет)
Рязанская (1850) («славянская» гаплогруппа здесь 4875 лет)
Смоленская 3200 («славянская» гаплогруппа здесь 4100 лет)
Брянская 2925 («славянская» гаплогруппа здесь 5300 лет)
Пензенская 3575 («славянская» гаплогруппа здесь 4100 лет)
Орловская 2950 («славянская» гаплогруппа здесь 3725 лет)
Липецкая (4300) («славянская» гаплогруппа здесь 4650 лет)
Тамбовская 3975 («славянская» гаплогруппа здесь 3225 лет; единственный из перечисленных регион, где носители N1c появились ранее носителей R1a1 )

А.А.Клесов умышленно не округляет цифр, чтобы не смазывать сопоставления областей друг с другом.

Выпадающие значения по Рязанской и Липецкой областям (приведенные в скобках) обусловлены крайне малой статистикой, и эти данные приведены здесь скорее, чтобы показать, как малая статистика может приводить к разбросам. Да и то, как видно, к разбросам довольно умеренным, не фантастическим. Тем не менее, эта информация вряд ли имеет особую ценность по ряду причин. Если формально усреднить времена до общих предков по областям, если это имеет какой-то смысл, то получим 3200±600 лет. Если же провести расчеты по всем 76 гаплотипам, которые имеют суммарно 317 мутаций от предкового гаплотипа

то это показывает, что общий предок всех «русских угро-финнов» жил 3525 лет назад. Вполне можно округлить до 3500 лет назад.

Это – примерно на тысячу лет позже времени жизни общего предка славян гаплогруппы R1a1 по тем же территориям, что было рассчитано (см. предыдущий рассказ) равным 4400±700 лет по областям, и 4800 лет для всей выборки из 257 гаплотипов.

Про венедов и Венедский залив в ссылках и указанной там литературе основное сказано. При современной трактовке исторической ономастики обязательно необходимо учитывать ностратические корни, указывающие на глубины в десятки тысячелетий. Если бы М.Фасмер знал современную ностратику, он обязательно бы истоки многих своих ононимов удревнил (углубил) на многие тысячелетия. Пока же в его словаре указано следующее.

http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111117.htm ИльменЬ. Илмер
; http://en.wikipedia.org/wiki/Filimer Филимер
Селигер – ононим типа Филимер и Илмер (позднеантичные и раннесредневековые индоевропейские), что исключается однозначные привязки гидронима только к финно-уграм.

Варианты очевидные.
№ 161. (s(y)il-) «Жирный, сало» (ИЕ, Ур). № 225. (gar(y)-) «Распухать, увеличивать, расти» (ИЕ, АА?, Др). Сило-гар – места обильных промыслов.
№ 164. (s(y)il(y)-) «Убрать, стащить, схватить» (ИЕ, АА, Др). № 350. (Gar-) «Выкрикивать, кричать хором» (ИЕ, Кар).
Сило-гар – места успешных загонов
№ 170. (s(y)ir-) «Вить, вращать, стягивать, вязать; лента, верёвка, любой предмет, похожий на верёвку» (ИЕ, АА, Алт, Шум). № 303. (g(y)ir-) «Прикладывать, прикреплять» (ИЕ, АА, Др, Шум).
Сиро-гир – места изготовления сетей, промыслов сетями.

* Si [R] GA ‘боль; болеть / раненых, чтобы сосна, томиться «: это возможно.
2167. * Саро «распространяться»: это возможно.
2168. * ;oRwo «сухой; получить сухой»: это возможно.
2169. * SA [г] Хо «на поток, чтобы поток»: это возможно.
2170. * Сурдо «волокна (используется как резьба)»: это возможно.
2171. * Ser [о] м [и] ‘сухожилий, корень «: это возможно.
2172. * ;eh;E к бодрствовать, чтобы посмотреть (более), чувствовать, замечать ‘: это возможно.
2194. * Sil [и] (или * Sil [и]?) «Принять, чтобы снять с / с / до»: это возможно.
2194a. * ;il.o (и * sil.o?) «Жира»: это возможно.
2195. * S | ;ul.o (= * силос?) «Ствол, журнал» ([в потомок языка] «доска» ; «корыто»,
и т.п.): слабая.
2196. * S [и] l.i «шея, затылок»: отклонены.
2197. * S ‘роса’ [ч] [и] л ¬ O: отклонены.
2198. * Сал [O] QU «расщеплять, нарезать на куски»: слабая.
2199. * Сал [Я] WO (? Или * Сал [Я] woyo) «дичь gallinacean»: это возможно.
2200. * Силоса (-ма) «глаз, посмотреть, изучить»: это возможно.
2200A. * Si ¬ ла или * ‘зуб, клык «Ки ¬ Ло ([в потомком языках]’ острой палкой» ;):
отклонены.
2214. * Саро «должно быть сухим ‘: отклонены.
2215. * [S] Эро ‘жарить’: это возможно.
2216. * Сиро «кожу (животного), из сыромятной кожи»: это возможно.
2217. * Суровова «стадо, рой (диких животных) ‘: это возможно.
2218. * Se ¬ [] RO «, чтобы попасть, к подходу, чтобы ввести»: отклонены.
2219. * ‘Зерна, (дикий) зерновых «так ¬ ¬ Оро * так ¬ Аро: возможно.
2220. ‘Волосы’ * ;a;oy [Я] Ro: отклонены.
2221. * ;ihro ‘серый, яркий ([в потомок языка] «темный» ;?): Отклонены.
2222. * ‘Стороны, край «Шесть [U] Ro: возможно.
2223. * ;erwo «вставить, засунуть в ‘: отклонены.
2224. * S [O] Рубо «пить, глотать, ужинать, сосать»: это возможно.
2225. * SE [# о] ‘грубый волос, бровей «Rbo: отклонены.
2226. * ;aRAe «сломать, разбить, чтобы сократить»: это возможно.
2227. * ;ErEA [] ‘красный, желтый’: отклонены.
2228. * SER [о] Ао, чтобы косу, на плетень «: это возможно.
http://www.nostratic.ru/books/(287)bomhard-dolgopolsky.pdf

Окончательные решения за опытными лингвистами.

Сергей Дарда в «Поясе мира Летописные параллели в истории Евразии» http://beltofpeace.com/index.html предложил ряд интересных версий.

Имя, которое словари объясняют как древнее латинское фамильное имя, Сергей, происходящее от имени Сергиус, согласно Виргилиевой Энеиде, было привезено беженцами из разрушенной Трои в Италию и первоначально произносилось как Сергест (Вергилий, Энеида, 5. 120): «Правил «Кентавром» Сергест – от него получил свое имя Сергиев дом».

Имя Сергей, Сережа находится в большем употреблении в восточнославянских странах, чем в Италии, Греции и в других странах. Этимологию имени Сергей трудно объяснить с помощью современных славянских языков, но ведь ни латинский, ни греческий, и ни итальянский язык не предлагают правдоподобных альтернатив, за исключением латинской версии, предполагающей, что имя Sergius происходит от слова servius, означающего служить, и библейской версии, предполагающей, что имя Серуг (библейский Патриарх) на древнееврейском означает сила, твердость, что перекликается с санскритским Saraga, означающим сильный, мощный, а также с сарзори, что означает на языке хинди сила, упрямство, с древнегреческим ;;;;;, означающем сила, власть и ;;;;;;, означающем сила, могущество, а также с современным английским strong, означающим сильный, убежденный (староанглийское strangg, старошведское strong, староверхненемецкое strango, старонорвежское strangr), что предполагают близким староверхненемецкому strengi, современному немецкому streng, шведскому strang, и датскому streng, которые означают строгий, и, соответственно, родственными общеславянскому слову строгий. Ниже я привожу несколько альтернативных гипотез, которые, к сожалению, не дают окончательного ответа на вопрос этимологии имени Сергей, но, тем не менее, очерчивают контекстуальный блок информации, возможно, связанной с происхождением этого имени.

Одним из древних ирано-говорящих народов Средней Азии в античные времена был народ согдийцы, проживающие в стране Согд/Сугду/Согдиана (;;;;;;;;; у греков и Suguda, Sugud у персов). Согдийцы были известны как образованный, древний торговый народ с развитыми металлургией и земледелием, обитающий большей частью на территории современных Узбекистана (северо-восточная половина) и Таджикистана (западная половина); именно там согдийцы основали ряд торговых поселений вдоль большого участка Великого Шелкового Пути, соединявшего Средиземноморье с долиной реки Янцзы в Китае (общая длинна всего Шелкового пути около шести с половиной тысяч километров).

Предполагается, что уже во втором веке до нашей эры согдийцы контролировали Шелковый Путь, по которому шелк импортировался из Китая в Средиземноморье – Рим и Грецию. Одежда из шелка была в одно время настолько популярна у римлян, что отрицательный торговый баланс с Китаем поставил Рим в тяжелое положение, заставив римлян добиваться контроля над Великим Шелковым путем. В шестом веке нашей эры вопрос об импорте шелка встал очень остро и в Византии, что описал Л. Гумилев в книге Древние тюрки (Глава 4) следующим образом. В Византии в этот период шелк ценился на вес золота и имел хождение в виде международной валюты для найма войск и расширения границ влияния Византийской империи. В этот же период тюрки разгромили эфталитов, контролировавших Согд. Под властью тюрков у согдийцев открылись самые широкие перспективы в торговле шелком, так как, во-первых, тюрки предоставили согдийцам безопасный доступ в Китай, а во-вторых, сами тюрки брали дань с китайцев шелком, и, в свою очередь, были заинтересованы в том, чтобы согдийцы сбыли и этот тюркский шелк, которого у тюрков скопилось невероятное количество. Сасаниды, государство которых контролировало часть Шелкового Пути проходившего по территории северного Ирана, из враждебности к Византии, а также пытаясь защитить развившееся к тому времени свое шелководство, ввели квоты и тарифы на поступавший в Византию из Согда шелк, что затормозило византийскую экспансию. Возить же шелк по северной дороге в то время было равносильно смерти. Все это привело к длительному периоду напряженности и военным столкновениям в Средней Азии.

Вероятно, контрабанда шелковой технологии из Китая в Европу была первым известным случаем успешного промышленного шпионажа. Второй случай текстильного промышленного шпионажа, который по своим масштабам и успеху даже превзошел «шелковое дело», была контрабанда устройства механического ткацкого станка из Британии в Америку в 1813 году (J. Fialka, War by other means). Это была эпоха промышленной революции, когда изобретенный Эдмундом Картрайтом механический ткацкий станок произвел переворот в жизни Британии, превратив ее в самую богатую и самую технически продвинутую державу. Зная, что экономическое чудо держится на секрете технического механизма ткацкого станка, правительство Британии сделало все возможное, чтобы другие страны не получили информации об устройстве этого станка. Несмотря на все меры защиты и наказаний, талантливый американский математик Кабот Лоуэлл, пробыв в Шотландии три года, вернулся в Бостон, Массачусетс, где воссоздал британский механический ткацкий станок. В городе, который позже назвали его именем, Лоуэлл основал первую в Америке фирму, производившую ткани на механических станках. Именно с этого началась промышленная история Соединенных Штатов, которая превратила отсталую страну в экономического и технического лидера.

Предполагают, что в седьмом веке согдийцы значительно расширили свои торговые связи, добавив в портфель своих товаров и пушнину, привозимую из северных стран. Но в первой половине восьмого века, арабы под предводительством Кутейба-ибн-Муслима, разгромили разобщенные конфедерации согдийских правителей. Часть согдийцев была истреблена, часть угнана в рабство, а часть бежала на север. Согдийцы Пянджикента, Самарканда и окрестностей этих городов в 721 году пытались бежать в Фергану, однако были почти все уничтожены арабами (По следам древних культур, стр. 230). В 8 веке нашей эры в результате арабского нашествия Шелковый Путь зарос бурьяном, а затем пережил период непродолжительного расцвета в 13-14 веках в период татаро-монгольского нашествия.

Вероятно Сугд/Сурожь крымский был одним из поселений согдийцев на северном шелковом пути, который связывал Крым не только с Грецией и Италией, но и со Средней Азией, хотя этимологию этого топонима М. Фасмер подает как производную из осетинского sugdae, означающего священный, видимо, намекая, на то, что это имя городу дали сарматы. В Москве сурожскими купцами назывались русичи, которые вели торговлю со Средиземноморьем через крымский Сурожь, а суровским, или суражским товаром называли «изделия из шелка, шерсти и хлопка» (М. Фасмер). Вероятно, что города Сураж в Тернопольской области и Суражичи в Черниговской области на Украине, Сураж Брянской области в России, Сураж Витебской области и Сураж Городнянского района в Белоруссии были основаны сурожскими купцами на пути из Крыма на север – в Прибалтику и Москву. Есть также город Сураж в Польше на реке Нарве, а также город Серадз на реке Варте. Любопытно, что в разных древних хрониках, описывавших эпоху движения славянских народов на запад (середина первого тысячелетия до нашей эры), упоминались два древних славянских племени – серадзане и сагудаты, где сагудаты, вероятно, является западной транслитерацией этнонима серадзане.

Сначала из шелка в Китае шили в основном одежду для правителей, и только позже изделия из шелка стали доступны средним слоям населения. Одежда из шелка отличалась в выгодную сторону от существовавших в то время грубых хлопчатобумажных изделий по многим параметрам: мягкость, воздухопроницаемость, влагопроницаемость, защита от жары и холода, и, возможно, известные в те годы антисептические свойства шелковых тканей. Поэтому заморские правители, не смотря на баснословные цены, немедленно переходили на шелковый гардероб, как только у них появлялся доступ к шелку.

Когда финансовые выгоды от торговли шелком с иностранцами стали очевидны, китайский императорский дом монополизировал изготовление шелка, и стал торговать им с другими странами; насколько выгодно было торговать шелком видно из того, что были периоды в Китае, когда шелк приобретал статус валюты. Китайские императоры строго контролировали сохранение коммерческой тайны изготовления шелка – под страхом смертной казни никто не имел права разглашать секреты шелкового бизнеса. Ноу-хау охранялось так строго, что в античном Средиземноморье, куда шелк стал поступать из Китая в незапамятные времена, никто не знал технологии изготовления шелка. Долгое время в Средиземноморье считалось, что шелковая пряжа растет на листьях какого-то особенного дерева; однако, приблизительно во времена Плиния средиземноморцы узнали о шелкопряде, хотя в скандинавских источниках 12 века все еще упоминались серы, которые счесывают пряжу с листьев и продают ее в других странах для изготовления тканей.

Итак, у нас есть информация о городе купцов Суроже/Сугде, через который славяне торговали с Грецией и Италией, есть информация о согдийцах/сугдийцах в Средней Азии, которые контролировали большой участок Шелкового Пути, по которому в Европу доставлялся китайский шелк. Вдобавок к этому, вот как этимологию английского слова шелк, silk, подает Оксфордский словарь английского языка (TheOxfordEnglishDictionary, Secondedition, onCD):

Silk, n. and a. Forms: a. sioloc, seolc, seohic, seolc, seolk (solk), seolke; selc, selk(e, silk, silke; sylk(e, sylcke.
Стапроиндоевропейское sioloc, seoloc, etc (раннее *siluc) муж., отличается по форме и роду в старонорвежском и исландском silki (норвежское, шведское и датское *siluc), не обнаруживается в других германских языках, но находим в старославянском шелк. Предполагают, что происходит от латинского sericus или греческого ;;;;;;; шелковый. Серы (Seres, ;;;;;), восточный народ (возможно китайцы), который импортировал шелк. Переход Р в Л вероятно произошел в некоторых языках, от которых это слово перешло в славянские языки.

Seric
Лат. Sericus (1) принадлежащий серам, (2) сделанный из шелка.

Seres
Лат. Seres (греч. ;;;;;), откуда sericum – шелк.
Название народа встарь населяющего какую-то часть Восточной Азии (возможно Китай), из чьей страны, как полагали, произошел шелк. Откуда: Серийская шерсть, шелк.

Serian
Серийский червь, тутовый шелкопряд.

Вероятно так первоначально называли шелк, хотя в ранне английском нет тому доказательств. Но названия тканей часто используют для наименования более дешевых и грубых тканей, чем те, от которых произошло их название.

1. Шерстяная ткань, свойства которой вероятно значительно отличались в разные периоды. До 16 века так в основном называли ткани для портьер, покрывал и т. д.; после 16 века так называли ткани, из которых шили одежду для менее состоятельных слоев населения (мужчин и женщин), вероятно, по причине износостойкости, а не цены, которая повидимому, была не столь и мала. Теперь так называют очень прочную переплетенную по диагонали камвольную ткань, или ткань на основе гребенной шерсти, которую часто используют для изготовления одежды и для других целей.

Получается, что древние греки и итальянцы словом sericus, ;;;;;;;, шелковый называли шелковые ткани, а сам шелк называли сересская шерсть, по имени некоего восточно-азиатского народа серес/серы, который, как предполагают историки, был китайским народом (точно также, в западной Европе изделия из фарфора называют просто Сhina, что буквально в переводе означает Китай, так как именно из Китая фарфор «пришел» в Европу, а в средние века на Руси цини назывался вид ткани, китайская материя); эти древнегреческие и древнелатинские слова и считают предками слова шелк в современных европейских языках (любопытно, что одна из германских форм слова шелк, а именно sarsche, передает в транскрипции звук Ж). Предполагается, что французы первые заимствовали слово seric у итальянцев, откуда это слово попало в германские и славянские языки, где в английском слово serge первоначально означало только шелк, а затем стало означать вообще тканный материал, а у славян саржа означало шелк (М. Фасмер); позже Р заменилось на Л, и появилась современная форма слова шелк, silk(точно также в старину название города Амстердам писали то через Р, то через Л – Амстелдам). В корейском языке шелк это sir, что тоже очень близко древнегреческой и древнелатинской формам.

Скорее всего серами древние греки называли торговцев китайским шелком, но толкователями терминов позднего времени была выдвинута гипотеза, что серами греки и латины называли китайцев, привозящих шелк из Китая. Наверное, серы, они же сурожцы, они же согдийцы, суть один и тот же народ, который был посредником между Китаем и Средиземноморьем в торговле шелком, от имени которого и сам шелк в Европе начали называть серге/саржа. Наличие же двух форм этого слова – серес и серже, предполагает, что этноним серы является сокращенной или видоизмененной формой этнонима, в последнем слоге которого присутствовал звук К/Г/Ж.

В Тамил Наду только небольшая часть шурастрийцев нашла возможность продолжать дело предков – большинство сураштрийцев вынуждены были переквалифицироваться. В наше время сураштрийцы, проживающие в Тамил Наду, Карнатаке и Андхра Прадеше говорят на сураштрийском языке, который является одним из диалектов гуджаратского языка (около 44 миллионов говорящих на гуджаратском языке), который в свою очередь принадлежит к индоиранской, индоарийской подгруппе. Согласно sourashtra.com около 450 тысяч человек на юге Индии в настоящее время считают сураштрийский язык своим родным языком

Несмотря на то, что изготовление тканей упоминалось еще в Риг ведах, что подтверждает древность этого искусства в Индии, у нас нет письменных свидетельств на основании которых можно было бы безапелляционно утверждать что народ сураштра как-то связан с шурасенами, согдийцами и сурожцами. Кроме того, сам народ сураштра проживал на довольно таки приличном расстоянии от Великого Шелкового пути. Скорее всего, Сураштра могла бы быть использована либо как перевалочный пункт в мореходной торговле либо как ответвление торгового пути, который по Сарасвати связывал север Индии с ее западным побережьем. Но не исключено, что часть жителей страны Сураштра могла основать колонии на севере, заняться сухопутной торговлей шелком, а благодаря своим торговым связям перенять искусство изготовления шелка у китайцев в очень раннее время. Занявшись изготовлением и продажей своего шелка, сураштрийцы могли быть известны у древних греков как серы/согдийцы, а у славян – как сурожцы (при этом любопытно, что на сураштрийском языке шелк это patshut, а на иврите pishtah это хлопок).

Не исключено также, что первоначально саргой/саржой называли только хлопчатобумажную ткань, импортируемую в Средиземноморье из Индии до появления шелка; когда же на рынке появился шелк, который по многим показателям превосходил хлопок, то саргой/саржой начали называть исключительно шелк. Терминологическая преемственность проглядывается в том, что некоторые современные восточно-азиатские фирмы, вовлеченные в текстильную индустрию, используют слово Сураж в своих названиях: Suraj Cotton Mills (Сураж Коттон Милс) в Пакистане и Suraj Textiles (Сураж Текстильз) в Индии.

Несмотря на недостаток письменных свидетельств, археологические находки дополняют общую картину текстильной индустрии и торговых связей древней Индии с другими странами. Хотя шелк пришел в Индию в сравнительно позднее время, известно, что ткани из хлопка изготавливались в Индии еще во времена хараппской цивилизации (Индия в Древности, стр. 99-100), так как почти в каждом раскопанном доме хараппского периода, были найдены пряслицы, а одной из находок в Мохенджо-Даро является кусочек хлопчатобумажной ткани. Вполне возможно, что уже в третьем тысячелетии до нашей эры сураштрийцы были вовлечены в изготовление хлопчатобумажных тканей, что позже позволило им сравнительно легко переориентировать часть индустрии на шелковую основу.

В Средней Азии, и в частности на территории Таджикистана (бывшая Согдия) археологами были обнаружены неоспоримые доказательства культурных и торговых связей в третьем тысячелетии до нашей эры с северо-западом Индии (Индия в древности, стр. 100). Аналогичная ситуация и в Туркменистане (Индия в древности, стр. 596): «В результате новых исследований советских археологов в Алтын-депе, в Южной Туркмении (недалеко от Ашхабада), было установлено наличие контактов между городами долины Инда и поселениями эпохи бронзы Южной Туркмении – контактов, относившихся к периоду расцвета хараппской цивилизации». В Алтын-депе была обнаружена древнеиндийская печать с пиктограммами без рисунков, что, по мнению некоторых историков, свидетельствует о том, что на территории античного Туркменистана проживали люди, способные прочесть древнеиндийские надписи. Эти древние связи со Средней Азией могли стать фундаментом для основания там индийских торговых колоний во второй половине первого тысячелетия до нашей эры и открытия Великого Шелкового Пути.

Нужно отметить, что центральная часть Согда, находившаяся на территории современного юго-востока Узбекистана, в наше время является центром текстильного производства. Во времена Советского Союза небольшой юго-восточный участок Узбекистана выводил Узбекскую республику на первое место по производству хлопко-волокна и шелка-сырца (БСЭ). Крупным центром хлопководства и шелководства в Узбекистане является Сурхандарьинская область, прилегающая к реке Сурхандарья, притоку Сырдарьи; Сурхандарья протекает по южной границе Узбекистана и частично принадлежит Афганистану, в котором эта река называется Суркхан. Гидроним Сурхандарья/Суркхан настолько близок по звучанию к топониму Сурожь и этнониму сураштра, что, учитывая также и текстильные параллели, можно предположить о существовании более древнего названия этой реки – Суржан. В 1933 году на территории Таджикской ССР во время раскопок одного из согдийских городов были найдены фрагменты шелковых и хлопчатобумажных тканей местного производства, а также горсть хлопка сырца, что доказывает существование хлопководства и шелководства у согдийцев еще в 7 веке нашей эры (По следам древних культур, стр. 213-214).

Крупным центром хлопководства и шелководства в Средней Азии является также и Ферганская долина. Считается, что жители Ферганской долины, которую пересекал Шелковый Путь, заимствовали у китайцев шелковые технологии еще в ранний период существования Шелкового Пути, после чего традиции шелководства передавались из поколения в поколение вплоть до нашего времени: еще в начале этого века Фергана поставлял около 90% всей шелковой и хлопковой продукции Туркестана (Ферганская область, А.Махмудов, И.Тухтасинов, М.Гольверк, А.Гафуров). Вероятно хлопководство развивалось параллельно шелководству, что позволяло более полно утилизировать ткацкие «производственные мощности», и что вывело сегодня Узбекистан на третье место в мире по экспорту хлопка.

Вполне возможно, что между современным передовым производством хлопка и шелка в Узбекистане и народом сураштра нет никакой связи, но если такая связь имелась, то тогда нужно признать, что согдийцы были не просто посредниками в торговле шелком, но и организовали свою местную текстильную индустрию, которая послужила фундаментом создания современной узбекской текстильной промышленности. Если это так, то у согдийцев было две важные причины вносить путаницу в географические представления о месте обитания серов: во-первых, торговля шелком приносила существенные выгоды, которые любое вооруженное соседнее государство могло легко отнять, так как Согдия была страной торговой, а не милитаристской; во-вторых, согдийцы наладили производство своего шелка, продавая который они извлекали больше прибыли, чем от перепродажи китайского шелка.

В сураштрийском городе Лотхала (полуостров Катхиявар) найдены доказательства существования широкомасштабной международной морской торговли еще в третьем тысячелетии до нашей эры; там же, в Лотхале были найдены печати с изображениями, характерными для территории Персидского залива. В Шумере археологи обнаружили кусок хлопчатобумажной ткани с оттиском хараппской печати – по мнению авторов книги Индия в древности, одной из функций так называемых хараппских печатей с нерасшифрованными еще надписями, являлось что-то типа брэндинга экспортируемых из древней Индии товаров. Клинописные свидетельства из Аккада времен правителя Сарагона (третье тысячелетие до нашей эры) упоминали, что корабли купцов из Индии регулярно останавливались в гавани неподалеку от его столицы. В этом плане любопытно отметить географическую близость Финикии к Аккаду, а также ту известность, которую приобрели финикийцы как торговый народ, в особенности славный качественными тканями, привозимыми из финикийских городов Сидона и Тира. Древнее название финикийского города Тир было Сарр (современный город Сур), что очень близко к греко-римскому названию «шелкового» народа серов. Сидонские же красные шелковые ткани были настолько знамениты, что они очень часто упоминались древними летописцами; любопытно, что на старославянском языке темно-красную шелковую ткань называли червень, от слова червоный (красный), которое в латинской транскрипции принимает вид cerveny, а в сербохорватском – црвлен, что опять возвращает нас к основе сер.

Если крымская Сугдея у славян произносилась как Сурожь, то, вероятно, и само название народа сугдийцев/согдийцев у славян произносилось как сурожане или сурожцы; древние троянцы возможно называли согдийцев сергестцами. Учитывая склонность у звуков С и К меняться местами, одним из вероятных названий сергестов могло быть кергесты, что очень близко к современному этнониму киргизы. Есть ли что-то общее между согдийцами и киргизами? Возможно, никакой связи между киргизами и согдийцами нет, но, тем не менее, я позволю себе изложить ряд бесспорных фактов, между которыми может существовать связь.

Вопрос этногенеза киргизов довольно таки запутанный, и на сегодняшний день окончательной и общепризнанной теории нет. Споры по вопросу истории киргизов продолжаются второе столетие; единственное, в чем никто не сомневается, так это в том, что киргизский народ является одним из самых древних современных народов Средней Азии. Споры о происхождении киргизов вызваны тем, что помимо киргизов собственно современной Киргизии, много киргизов кочует в горных районах Афганистана, Пакистана, в горах Памира и Тянь-Шаня; кроме того киргизы также проживали в южной Сибири на Енисее – 2500 километров на северо-восток от киргизов Тянь-Шаня. Вопрос о том, есть ли связь между киргизами Тянь-Шаня и киргизами Енисея, и если есть, то в каком направлении происходила миграция, до сих пор открытый. Одни историки считают, что миграция происходила из Енисея в Тянь-Шань, другие – что никакой связи между киргизами Тянь-Шаня и Енисея нет.

Киргизы Енисея
Считают что в летописях Сы-ма-цяня, впервые упоминаются енисейские киргизы под именами Гэ-Гунь в связи с событиями 201 года до нашей эры. В других китайских летописях приблизительно того же периода неоднократно упоминаются киргизы как народ Гэ-Гунь/Гянь-Гунь/Цзянь-Кунь/Кыр-Кунь – согласно разной интерпретации чтения китайских иероглифов. О киргизах Енисея середины-конца первого тысячелетия нашей эры китайские летописи писали, что они находились на высокой степени цивилизации и «Они занимались земледелием и скотоводством; умели разрабатывать золото, железо и олово» (Брокгауз и Эфрон).

В 758 году енисейские киргизы были завоеваны уйгурами, но уже в 840 году киргизы отвоевали свободу. Китайские летописи упоминали, что язык киргизов этого времени был сходный с языком уйгуров (тюрко-язычный народ). В арабских летописях восьмого века нашей эры для киргизов Енисея появляется современное название киргизы. В девятом веке киргизы завоевали Монголию, имели дружеские отношения с таджиками, арабами и Китаем, а правитель киргиз принадлежал к династии, родственной китайской правящей династии. В это время у енисейских киргизов был свой алфавит и письмо, они добывали металлы и мускус на экспорт, причем в те годы киргизский мускус считался одним из лучших, приравнивался к тибетскому по качеству, после которого шел согдийский мускус из района реки Зарафшан. Арабские купцы привозили к киргизам караваны шелка.

Учитывая, что западными соседями Енисейских киргиз был народ кимаки, проживавшие в те годы на реке Иртыш, можно предположить, что либо кимаки и киргизы были родственными народами, либо до появления киргиз на реке Кем/Енисей, там жили кимаки, от которых и сама река вероятно называлась Кем (еще до сих пор ханты называют эту реку Каменная Обь – возможно есть какая-то связь между словами Кемь и камни), но после прихода киргиз кимаки мигрировали на запад. Вполне возможно, что современные фино-угорцы коми являются родственниками енисейских кимаков, а современная река Кама названа коми, жившими в прошлом на Каме, в память о реке, которая сегодня называется Енисеем. Если это не так, то тогда очень трудно объяснить следующий факт: современный народ коми называют зырянами, а встарь называли сырьянами, серьянами, сурьянами. Манси называют коми saran, а ханты – saranjax (М. Фасмер). Возможно, что коми и киргизы мигрировали от Енисея за Урал совместно, так как коми называют коми-зырянами. Любопытно, что хантийская форма SARANJAX почти совпадает со славянской СУРОНЖ (Геродот (3.9, 3.17) писал также про племя Сарангов, которое проживало где-то в Азии возле реки Акес). Интересно и то, что современный самоедский народ, проживающий на реке Кон, притоке Енисея выше Красноярска, называется камасинцы, как предполагают, этот этноним связан с гидронимом Кон; а народ самоядь был также и соседом камской коми.

Русские летописи времен завоевания Сибири в 17 веке упоминают четыре киргизских княжества: Тубинское, Езерское, Алтырское и Алтысарское. Русские летописи 18 века сообщают, что еще в 18 веке у енисейских киргизов существовало два самоназвания – киргизы и алатоолук кыргыздар, что означает алатауские киргизы (Народы Мира. Народы Средней Азии и Казахстана. Т. 2. стр. 157), за что енисейских киргизов называли алатырцами. В этот период енисейские киргизы оказались в трудном политическом положении – между русскими, ойратами (калмыками) и монголами, и вынуждены были вступать в политический союз то с одними, то с другими. Считается что в 18 веке киргизов Енисея не стало после того, как за «неподчинение налоговой милиции» калмыки угнали к себе почти всех енисейских киргизов; небольшая часть оставшихся на Енисее киргизов растворилась в других народах. Вероятно племя саргаты, проживающее в Томской области возле реки Обь, а также народ тофалары, старое название которого каргасы (по имени одной из родоплеменных груп), проживающее в Иркутской области, являются остатками енисейских киргизов, сохранивших в употреблении древние этнонимы.

Киргизы Тянь-Шаня
Что касается киргизов Тянь-Шаня, то тут ситуация спорная: одни историки считают, что китайские летописи начинают их упоминать в 10 или в 13 веке нашей эры, а другие считают что первые упоминания о киргизах Тянь-Шаня появились только в 16 веке. В русских летописях впервые киргизы Тянь-Шаня упоминаются в 16-17 веках, когда киргизы Тянь-Шаня подвергались грабежу и истреблению со стороны монголов. В 18 веке русские летописи начали отождествлять казахов и киргизов после того, как эти два народа некоторое время управлялись одним ханом, но в 19 веке уже различали сначала киргизов и киргиз-кайсаков, а затем уже просто киргизов и казахов.

Любопытно, что Согдия и Фергана были известны тем, что в этих странах разводили лошадей какой-то особенной породы. Считалось, что эти лошади имеют небесное происхождение, и считалось, что они потеют кровью и отличаются несравнимой выносливостью. Китайцы дважды отправляли свои войска на покорение Ферганы с единственной целью, чтобы заполучить этих знаменитых лошадей. Только со второго раза ферганцы сдались и передали китайском императору тысячу этих лошадей, которые для Китая в то время являлись эквивалентом вертолетов: породистые лошади позарез нужны были Китаю, чтобы было что противопоставить великолепной коннице гуннов, терроризировавших северную часть Китая. В добавок к этому нужно сказать, что Птолемей соседями согдийцев назвал народы коми (на юге) и комеды (на востоке), что очень похоже на кимаков, западных соседей енисейских киргиз.

В 6-7 веках нашей эры Сугдея и страна Саков подчинились Тюркскому каганату. Именно с этого периода языки саков и согдийцев начали выходить из обихода и вытесняться тюркскими. Несмотря на это, антропологические исследования (Народы Мира. Народы Средней Азии и Казахстана) говорят о том, что смены этноса в этот период не произошло; даже позже, в восьмом веке, когда согдийцев завоевали арабы, которые сожгли все научные и художественные произведения согдийцев и захватили контроль над Шелковым Путем, значительной арабской миграции не было. В 12 веке именно в эпоху завоеваний Чингисхана, как показывают антропологические исследования, произошли серьезные изменения в этносе согдийцев. К десятому веку согдийский язык вышел из обихода в крупных городах; к 14 веку на согдийском прекратили говорить и в сельской местности, а в 16 веке согдийцев уже называли киргизами; (считается, что современный ягнобский язык, один из языков Таджикистана, является самым близким языком к согдийскому).

Любопытно, что в долине реки Орхон (Монголия), реки Енисей, на Алтае, в Прибайкалье, в Ферганской и Таласской долинах в Средней Азии найдено бесчисленное количество надписей руническим письмом, названным Орхоно-енисейскими надписями. Находки датируются 8-10 веками нашей эры, а алфавит, на котором сделаны надписи, близок финикийскому алфавиту; кроме множества графических соответствий, из сорока знаков Орхоно-енисейских рун имеется десять графико-звуковых соответствий с этрусским и финикийским алфавитами.

Ситуация с Орхоно-енисейскими рунами такая же, как и ситуация с древнегерманскими рунами: все имеющиеся артефакты датируются очень поздним периодом – восьмой век нашей эры самое раннее. Учитывая степень сходства Орхоно-енисейского алфавита с финикийским алфавитом, можно предположить, что источник у обоих один и тот же. Однако в восьмом веке нашей эры в Средиземноморье уже никто не пользовался ни этрусским, ни финикийским, ни лидийским алфавитами – в ходу были более продвинутые латинский и греческий алфавиты. Таким образом заимствование знаков для Орхоно-енисейского алфавита должно было произойти в более ранний период.

По одной из гипотез Орхоно-енисейские руны были созданы на основе согдийского письма задолго до восьмого века нашей эры. Само же согдийское письмо носит большое сходство с тем самым западно-семитским алфавитом, надписи на котором еще до сих пор не расшифрованы, и который послужил прототипом для создания финикийского алфавита, на базе которого были созданы почти все средиземноморские алфавиты классического периода.

Киргизы Птолемея
Строго говоря, Птолемей в своей Географии ни разу не упоминал этноним киргизы. Но это не означает, что Птолемей не упоминал народ, который позже стали называть киргизами. В шестой главе Географии (6.16) Птолемей описывал народ серы, страну Серов и столицу – город Сера, которые он обозначил на восьмой карте Азии. Именно на этой карте Птолемей показал страны, которые лежали на самой границе того мира, о котором у древних греков и римлян была хоть какая-нибудь информация; дальше, на север от серов лежали неизведанные земли.

С первого взгляда восьмая карта Азии из географии Птолемея описывает местность, которую почти невозможно привязать к известным сегодня ориентирам. Чудо происходит, если эту карту Птолемея совместить с картой Алтая времен проживания там киргизов Енисея. Тогда все становится на свои места, и можно только удивляться, что почти два тысячелетия тому назад, Птолемей довольно таки подробно и точно описал этот регион.

В греко-римских источниках второго века нашей эры серами называли тот народ, который находился на северо-востоке от дард, и название которого в тюркской транскрипции звучит как харгас/киргиз. Учитывая то, что политическая и географическая информация была известна средиземноморским географам только по приблизительным пересказам народов, которые соприкасались с этим регионом, то нет ничего странного в том, что у Птолемея присутствуют некоторые географические неточности, а также и этнонимы он подает либо в греческом переводе, при наличии дополнительной информации (Гипофаги, Антрофаги), либо в оригинальной транскрипции, отличающейся от греко-латинской. Нижеприведенная таблица содержит этнонимы, топонимы и гидронимы Птолемея, которые имеют свои соответствия в альтернативных летописных источниках.
География Птолемея (6.15, 6.16) Альтернативные источники Комментарии
Страна Серов (Serica) Киргизы Енисея
Народ Авзахи (Auzacios) Народ Азы Юго-западный сосед киргизов/серов
Антрофаги (Anthrophagi) Народ Кури/Фури Юго-восточные соседи киргизов/серов
Народ Скифы Гипофаги (Scythian Hippophagi) Народ Кимаки Западные соседи киргизов/серов; Гипофаги буквально означает питающиеся кониной. Гипофагов Птолемей расположил именно там, где должен протекать Иртыш, на котором жили Кимаки. Возможно Комоеди, которых Птолемей разместил на восток от Согдийцев, это дублированная информация из альтернативного источника
Народ Раббаны (Rhabbanae) Народ Ду-бо/Туба Восточный сосед киргизов/серов
Народ Абии (Abii) Река Обь Абии Птолемея буквально находятся там, где должна протекать река Обь
Аннибские горы (Annibi Mountains) Восточно-Саянский хребет
Авзакийские горы (Auzacis Mountains) Саянский хребет
Река Ойкард (Oechardes) Енисей У Птолемея Ойкард берет начало в Авзакийских горах, в то время как Енисей пересекает Саянский хребет
Казийские, Асмирейские и Тагурийские горы (Casius, Asmiraeis, Thaguri) Алтайские горы
Отторокорские горы (Ottorocoras mountains) Тянь-Шань
Серские горы (Serici mountains) Киргизский хребет в горах Алатау

Вот что написал о серах Дж. О. Томсон (История древней географии, стр. 427): «Во всех других источниках «шелковые люди» изображены как очень добродушные и застенчивые, которые охотнее дожидаются, чтобы торговцы пришли к ним, чем сами предпринимают шаги в этом направлении. Упоминается, что они занимаются немым обменом товаров в пустыне или же у какой-то реки. Немой обмен действительно практиковался довольно широко в тех случаях, когда один, а иногда и оба из участвовавших в нем народов стояли на очень низкой ступени развития. Однако древние авторы, кажется, склонны преувеличивать распространение этого явления, и очень возможно, что они напрасно приписывают «шелковым людям» подобный способ торговли. Имеется также нелепое сообщение, основанное якобы на словах цейлонских послов, будто серы – рослые, рыжеволосые и голубоглазые люди, живущие за «Эмодом» (Гималаями). Юль отбрасывает это сообщение как неправдоподобное, и в самом деле непонятно, какое отношение мог иметь Цейлон к столь отдаленному народу». Любопытно, что описание серов цейлонцами поразительно совпадает с описанием китайскими путешественниками енисейских киргиз.

То, что страны Серу, Сакею и Абасу называли островами, не было исключением для древних географов: африканскую страну Мерое тоже всегда называли островом, так как эта страна лежала оазисом в пустынной местности. Если под Сакеей подразумеваются саки, то саки были ближе к согдийцам, а если под Абасой понимать Обь/Абиев, то это ближе к киргизам Енисея. Река Обь впервые появилась в русских летописях в 1364 году, где Обь называли Обдорой. Современные ханты знают Обь как Ас, манси – как Сос, тюрки называют эту реку Умар. Как пишет А. П. Дульзон (Древние топонимы южной Сибири Индоевропейского происхождения, стр. 2-3), гидронимы с компонентом об располагаются в замкнутом ареале (Кемеровская область, Хакассия, часть Красноярского края), где их насчитывается около 35. Объяснить этот гидроним из языков местных народов не удается, однако хорошо известно, что гидронимы с компонентами об/аб встречаются в небольшой области Средней Азии, в местах, где в прошлом проживали ираноязычные народы, на языках которых аб/об значит вода, река. По мнению А. Дульзона и других, Обь это зырянское название, которое происходит от зырянского составного слова Обва, где об это снежная вода, а ва это река.

Три события любопытным образом произошли приблизительно в одно и тоже время: 1) начало широкомасштабной торговли между Китаем и Индией шелком; 2) первые упоминания о киргизах Енисея; 3) начало контроля согдийцами Великого Шелкового Пути. Все это произошло во втором веке до нашей эры. Возможно, это все простое совпадение, но, возможно, также, что никакого совпадения и не было, а было шелковое цунами, которое заставило один из народов либо мигрировать на очень большие расстояния, либо основать отдаленные колонии, что позволило бы получить выгоды от торговли шелком.

Интересны также следующие лексические и гидронимические параллели. В киргизских степях Казахстана есть большое озеро Балкаш, название которого созвучно озеру Байкал. Утверждать, что этимология названий этих двух озер одинаковая оснований нет, но к этим двум гидронимам можно добавить еще ряд других гидронимов: Балтийское море, озеро Балатон, реки Балыклей и Балыклейка (их этимологию возводят к тюркскому богатая рыбой), залив Байкал в северо-западной части острова Сахалин, Балканы. Кроме этого словом бакалда означают озеро, оставшееся после разлива Волги, бакай – это речной поток, баклуши – это маленькие озера в пойме реки (Астрахань), балка в польском языке это маленькое озерце, а в русском – русло высохшей реки, болото в русском – это болото, болонь – это поемный луг; сюда же – влага, волога (на иврите влага это лахут); сюда же можно отнести близкое русскому слову болото английское pool, означающее лужа; на алтайском балкаш это грязь, точно также как и на киргизском; баткак на киргизском и алтайском это топкое место; болото на тюркском, староузбекском и башкирском это баткак, на уйгурском и алтайском это паткак, на казахском это батпак, на азербайджанском это батлак, на туркменском это батка, на турецком это batak, на татарском это баткалык, на чувашском это путлах, на персидском это batlaq; на монгольском и киргизском булун это залив. Этноним болгары/волгары связан с гидронимом Волга, который, вполне вероятно, мог произноситься как Болга, и возможно имеет связь с одним из следующих слов: монгольское булаг и калмыцкое булг, означающие ключ, источник, родник; тюркское булак, означающее источник, арык; татарское булак, означающее ручей, староузбекское булаг, означающее родник; древнеуйгурское пулак, означающее источник; тувинское булак, означающее источник, родник; узбекское булок, означающее родник, источник; английское bog (болото) происходит от галльского bogach (болото), а американское bayuk (болото) считается заимствованным в английский язык через французский (Луизиана) из языка североамериканского племени чакто (Choctaw), говорившего на языке, принадлежащем к семье маскогиенских (Muskhogean) языков, на котором bayuk означало болото. Один из народов и их страна, упоминаемые в Махабхарате, имеют различное, но схожее произношение: Бахли, Бахлика, Балхи, Балхика, Валхика; столица Балхики был город Балх; греки эту страну называли Бактрией.

Кроме этого, в китайском Тибете находится город Согды, на юго-западе Ирана есть три топонима Согад, а в Хабаровске – город Согда; Птолемей писал о городе Суреска (Cyrescha), реке Зарисп (Zariaspes) и городе Зарисп (Zarispa) на территории соседней с Согдом Бактрией, а Алайские горы на территории современного Узбекистана Птолемей называл Согдийскими горами.

Множество топонимов с основой сер*ж и сур*ж есть на северо-западе Индии, в восточной части Ирана, на севере Пакистана, Афганистана и Китая.
Иран Пакистан Индия Афганистан
Seraj Surazhvali Surajpura Sergay
Serajeh Suraga Surajgar Surgari
Seraji Surag Surajgara Surgay
Seraz Surjani Surangi Sergal
Sereshk Surangi Surajpur Sergha
Sereshkeh Surazhpur Surjagarh
Sereshbar Surg Surjanagar
Sergan Saraj
Serizjan Cerga

Учитывая наличие множества топонимов с основой серг/сург/сураж/сураг/сераж на 32° параллели, проходящей по Пакистану, Афганистану и Ирану, можно предположить, что в древние времена южный шелковый путь пролегал значительно южнее, чем предполагают сегодня историки.

На территории Франции есть тоже много современных топонимов, которые, похоже связаны с основой ser*g: Sergeac, Sergy, Serignac, Serignan, Serrigny, Serzy, Sergines, Serignan, в Бретани недалеко от Бреста по два топонима Kerguz и Kergoz. Происхождение этих топонимов, возможно, не связано с древними торговцами шелком, но интуиция подсказывает мне, что какая-то связь с шелком должна быть, хотя бы с некоторыми из этих топонимов.

В 12 веке до нашей эры троянские беженцы привезли в Италию имена Юл, Сергей/Сергест, Эней и Асканий, которые каким то образом были связаны с малоазийскими, среднеазиатскими и причерноморскими топонимами, гидронимами или этнонимами середины второго тысячелетия до нашей эры. Помимо Виргилиевой Энеиды, личное мужское имя с основой сер/сур упоминалось у разных народов в различные исторические эпохи. Имя Сурочан упоминается в Махабхарате; известно, что царя, правившего в Вавилоне приблизительно в 24 веке до нашей эры, звали Саргон первый (Sharrum-kin на аккадском); Саргоном вторым называл себя ассирийский правитель (8 век до нашей эры), который возводил свою родословную к вавилонскому Саргону первому. Имя патриарха Серуга (жил приблизительно 2300 году до нашей эры) упоминается в Библии (Лук., 3.35), а исследователи Библии считают, что это имя связано со страной Саруг в Месопотамии близь города Харана (Еврейская Энциклопедия. Т.14). Сына персидского царя Атаксеркса звали Согдий, что, возможно, было одним из вариантов произношения имени Сурожень. Саркисом звали героя древнего армянского эпоса. Данные Велесовой книги о том, что князя в четвертом поколении после Кия звали Сережень, подтверждают то, что на Руси примерно за пятьсот лет до крещения и ввода в широкий обиход греческих и латинских имен, одно из разновидностей имени Сергей/Сережа уже было в употреблении. Есть информация о славянском былинном богатыре Суровце (Сурог, Суровень, Пленко Сурожанин), отце богатыря Чурилы Пленковича, имя которого некоторые специалисты производят либо от города Сурожь, либо от реки Сорог «ниже малого Киевца», которого называли торговым гостем – Сароженином или Сурожанином (имя Пленко возможно этимологически связано с названием Плеяд – Пленкинь).

На то, что между личным именем Сергей и названием античного народа, привозившего китайский шелк в Европу, существует связь, указывает слишком много взаимопересекающихся фактов, которые трудно назвать совпадениями. Тем не менее, это не приближает нас ни на шаг к этимологии этнонима, которая не обязательно должна быть связана со словом шелк на каком-либо языке. Так же и английское слово china, означающее фарфор, не объясняет этимологии этнонима китайцы или в английской транскрипции – Chinese.

Топоним и производное от него личное имя Сураж, от которого позже отпочковались варианты Сережа, Сергей, скорее всего, впервые появилось у древнеиндийского народа сураштра, который в позднее время был известен у славян как народ сурожане; личное же имя Сураж (Suraj) до сих пор в обиходе в Индии. Учитывая, что сураштра был индоевропейским народом, говорившим на языке мало отличавшемся от санскрита, то и значение имени Сергей можно попробовать определить из санскрита.

В санскрите su-rasa означает богатый водой, что является этимологической основой для образования гидронима Сарасвати (в иранских источниках – Харахвати). Вышеупомянутые согдийско-сакские река Зеравшан, озера Зареч и Сарез, возможно, происходят от измененной основы сур, а имя царицы киргизских саков, Зарины, возможно, происходит от водной основы сур, (хотя не исключены варианты с основой зоря, звезда и с основой царица). Как и Сарасвати, Зеравшан является многоводной рекой, которую питает около 50 горных речек в районе Зеравшанского ледника (Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии, стр. 273), а обширная оросительная система зеравшанских каналов, которая питала поля Согда в районе Самарканда в 7 веке нашей эры, продолжает служить людям и в наше время. На севере России сурошка это сырая, низменная лесистая местность. Не исключено, что гидронимы на основе сур были первоначальной основой топонимов типа Сурожь, которых помимо крымского Сурожа было несколько на территории Руси (см. выше). Любопытно, что одно из древних балканских племен, проживавших на южном побережье озера Балатон, называлось озериаты. Любопытно, что озеро, в котором берет свое начало Волга, раньше называлось Сережар, а теперь переименовано в Селигер. Вот еще несколько слов из санскрита, с которыми славянские сырость и озеро находятся в родстве:

Полуостров Катхиявар (по размеру и форме напоминающий Крым), на котором жил народ сураштра, опоясан уникальной для Индии областью солончаковых болот, который называется Качским Рамом. Территория Качского Рама во время муссонов почти полностью затопляется водой, превращая часть штата Гуджарат буквально в остров. В прошлом недалеко от Катхиявара, через Качский Рам, в море впадала река Сарасвати, «богатая водами». Учитывая это, нет никакого совпадения в том, что в словах сураштра и Сарасвати просматривается основа сар/сур, указывающая на связь с водой. То, что на территории Согда были реки Сарджас, Сурхандарья и Зеравшан, в таджикском Памире озеро Сарез, приуральских коми называют зырянами, а один из родов енисейских киргизов назывался езерским, это дополняет общую ономастическую закономерность, связанную с народом, имя которого в Азии и в Европе ассоциировалось с шелком (К. Конкобаев дает этимологию реки Зеравшан как золотоносная река, от основы зар, золото, Топонимия южной Киргизии, стр. 13, что, скорее всего, неверно).

В одной из статей книги Алтайские этимологии (стр. 152) авторы выражают искреннее недоумение по поводу того факта, что в языке зырян, которые живут на огромном расстоянии от Индии, присутствует слово САР, которое на зырянском языке означает МОРЕ, что соответственно ближе всего только к санскритским и пенджабским словам saras, водоем, озеро и sar, озеро, пруд; любимый же напиток зырян это сурь (Брокгауз и Эфрон), что родственно санскритскому сура; у Брокгауза и Эфрона упоминается, что «Зырянские поселения расположены исключительно по берегам рек». Происхождение русского слова чаруса, чурас, означающего небольшое но глубокое озеро, считается неизвестным, хотя скорее всего оно связано с санскритским Saras (озеро). Кроме этого, возвращаясь к крымскому городу Сурожь следует сказать, что современное название этого города, Судак, в тюркских языках означает буквально ручей, приток, (и именно так называется река, которая впадает в Черное Море возле Судака), что, вероятно, является калькой с древнего значения названия Сурожь, о котором, вероятно, было еще известно в то время, когда этот город стал принадлежать татарам и был переименован из Сурожа в Судак. Другая лингвистическая параллель в терминах с основой сур/сар проявляется в следующем: в санскрите и языке хинди слово sura означает хмельную жидкость, а sura-jivin означает винокур, или живущий виноделием; у коми-зырян домашнее пиво называется сур.

Как же тогда быть с тем, что на древнеиндийском, древнегреческом, древнееврейском языках слова, похожие на имя Сергей, означают сила, твердость, власть? В аккадском sirratu это веревка, канат, повод, узда, а также в переносном смысле управлять, царствовать, обуздывать (sarru и sarratu в аккадском – это царь и царица, а еврейское женское имя Сара означает буквально княгиня); в древнегреческом ;;;;; это веревка, аркан, ;;;;;;;; это пристяжная лошадь, ;;;;;; это царь, ;;;;;;;; это царица. В санскрите sarathya это обуздание, что возможно связано с составным словом sarathi, возница колесницы, состоящее из основы sа – совместно, и ratha, колесница, воитель, герой, которому родственны славянские рать, ратный, соратник, литовское rati(колесница) и немецкое ritter (всадник, рыцарь); на древнеперсидском sairi это власть, sarem это глава, sra это сильный, могущественный; на языке хинди расси это веревка, рас это 1)поводья, 2)взять под свою власть, и саркар это господин.

Пытаясь объяснить почему у россиян, украинцев и белорусов личное имя Сергей в течении длительного времени является одним из самых популярных, необходимо заглянуть в историю того, как в христианское время давали имена личные. Начиная с десятого века церковь начала борьбу с древними славянскими именами: обязательным правилом стала практика давать при крещении имена только из списка православных святых. Так многочисленные славянские Жданы, Милавы, Любомиры, Радогосты, Любомыслы, Весняны, Голубы, Милонеги, Ясыни, Жизнеславы, Славомилы, Святославы, Любавы, Рады, Синеоки, Лепославы, Добрыни и Соколы были заменены на Андреи, Александры, Василии, Елены, Сергеи, Константины, Марии. Но так, как славянские имена иногда все-таки проскальзывали в обиход, то при Петре Первом был издан правительственный указ, запрещавший использование не церковных имен вообще. Популярность имени Сергей можно объяснить тем, что близкий вариант этого имени, Сураж (Сережа), было известно у славян с еще более древних времен, так что употребление церковного имени Сергий было своего рода компромиссом, дававшим возможность использовать дохристианское имя.

Вообще, конечно, идея поиска истоков современного имени Сергей может показаться бредовой, ненужной а выводы исследований могут выглядеть бездоказательными. Но, тем не менее, я глубоко убежден, что у любого современного личного имени очень богатая и древняя история с порой непредсказуемыми параллелями. Взять хотя бы имя древнего славянского правителя, Кия, по имени которого назвали город Киев. Только на вскидку одна из теорий утверждает, что этимология этого имени восходит к основе ковать, и что следовательно, имя Кий означало кузнец, коваль. Одного из героев иранской мифологии звали Кава (Кова), который был кузнецом, и который сделал знамя из кожаного кузнечного фартука, которое стало знаменем династии Кеянидов, персидских правителей. По одной из версий имя сына Адамы и Евы, Каина, означает кузнец, что близко древнееврейскому qajin (кузнец), арамейскому qjn (ковать), греческому ;;;; (ковать). Одного из героев балтийского эпоса звали Кальвисом, который был кузнецом и помощником громовержца. И это всего лишь небольшой срез ономастической информации по одному имени в разных странах и разных эпохах.

Подводя итоги, нужно отметить, что либо древние народы переживали кризис жанра в области этнонимики и называли себя и друг друга похожими по звучанию словами за неимением альтернатив, либо была какая-то историческая преемственность в названиях, которые мы встречаем в различных уголках Евразии у совершенно различных по сегодняшним меркам народов. Вот лишь некоторые повторяющиеся этнонимы и названия стран, которые упоминались выше (этот список не исчерпывает всех случаев существования сходных этнонимов – так, сюда не включены многие этнонимы, включая этнонимы на основе слова гора: Гарии, Грецы, Гурийцы, Гурджийцы, Хурриты, Хоринцы, Хори, Хорваты и Белые Хорваты, Хорутане (словенское племя), Каринтия, Карпы, Карпианы, а также как и этнонимы Даки на Балканах и Дахи в Средней Азии, от которых Дагестан, вероятно происходят от основы дах, означающей гора, крыша; этнонимы, с основой кет/хет – Хатаны, Хатты, Хетты, Кеты, Котины, Геты, Котины, Готы, Гутии/Кутии, Гуцулы; этнонимы с основой ор/ар – Ории, Орантцы, Ойроты, Оретаны, Ориты, Арианцы, Арии, Артеи, Армении и многие другие):
Европа, Британия Античное Средиземноморье Сибирь, Средняя и передняя Азия Античная Индия
Осы, Оссии, Асайи Асы, Азаны, Асионы Азия, Азы, Асии Асуры?
Аскания, Саксония Оски, Сиканы Саки/Сакасена Шаки/Саки
Амазонки балтийские Амазонки Стрираджая
Балты, Волохи, Булоны, Валхи, Уэльсцы Бактрия Балхики/Бахлики
Бреги Фригийцы, Обрики Евреи Бхригу, Абхиры?
Бриты, Бреты Бритты Буруты Бхарата
Венеды, Вятичи Ионийцы, Венеты, Энеты Ваны Яваны, Ванаю
Галлы, Кельты, Галичане, Голядь, Галинды Галлаты, Гализоны, Халибы Галлы, Галилеяне Култу/Кулу
Дардания Дардания Дандары? Дарды
Кимры, Камбрия (Уэльс) Киммерийцы Шумеры Симиру, Кримы
Курляндия/Курша Куреты Кури/Курыканы Куру
Лузитаны, Лугии, Ляхи, Лужичи, Лучане Луканы, Луконцы Ликаонцы Лохи
Людиники, Латыши, Литва Лидия, Латины Лата, Ладаки
Московия, Месия Мисия Мосхи Матсьи/Маччхи
Поляне?, Полесцы Пеласги Палестина Пулинды?
Свардоны, Сиверцы Себрия, Кибиры Сибири, Савиры Саувиры, Кубера
Сурожь, Саргаты, Серадзане, Серды, Сагудаты Серы Сугдия/Киргизы, Каргасы, Серы, Саргаты, Саргаты Сураштра
Тарусаты, Терсины, Русы, Рутены, Реция, Русины, Россомоны, Пруссы, Прасийцы Турсены/Расены Рушанцы Шурасена, Ришики, Рохитака, Прасии

конец цитирования материала Сергея Дарда)
http://beltofpeace.com/16-1.html

Процесс углубления знаний продолжается.

Но попробуйте это дружным отрядам противников подобное доказать.
Хотя современные подтверждения в пользу этой версии очевидны.

И правительственные дачи. И всякие сообщества под названием «Селигер».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *