Что означает слово с оглушением звонкого согласного на конце

Парные звонкие и глухие согласные

Два согласных звука — звонкий и глухой, похожие по звучанию и заменяющие друг друга в устной речи, называются парными:

ЗвонкиеГлухие
Твёрдые[б][п]
[в][ф]
[г][к]
[д][т]
[ж][ш]
[з][с]
Мягкие[б’][п’]
[в’][ф’]
[г’][к’]
[д’][т’]
[з’][с’]

гла з [ с ] – гла з а [ з ],

про с ьба [ з’ ] – про с ить [ с’ ].

Оглушение и озвончение согласных

Оглушение согласных — это замена звонкого согласного звука на парный ему глухой звук. Звонкие согласные оглушаются, если стоят в конце слова или перед глухими согласными. Например:

Озвончение согласных — это замена глухого согласного звука на парный ему звонкий звук. Глухие согласные озвончаются, если стоят перед звонкими согласными. Например:

Правила оглушения и озвончения согласных:

звонкий звук + глухой звук = оглушение,

глухой звук + звонкий звук = озвончение.

Правописание парных согласных в корне

Для проверки правильности написания парной согласной в корне слова нужно подобрать проверочное слово. Проверочным словом может быть изменённая форма данного слова или родственное слово.

Проверочным будет являться такое слово, в котором после парного согласного стоит гласная буква или одна из согласных Л, М, Н или Р. Например:

Источник

Согласные звонкие и глухие. Оглушение и озвончение согласных

Согласные звонкие и глухие. Оглушение и озвончение согласных

По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на звонкие и глухие.

Звонкие согласные образуются при участии голосовых связок и состоят из голоса и шума. Глухие согласные образуются без участия голосовых связок и состоят только из шума.

Большинство согласных образуют пары по глухости / звонкости. Таблица:

Некоторые согласные не образуют пар по звонкости / глухости (они бывают, так сказать, «только звонкими» или «только глухими»).

Непарные глухие согласные: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Непарные звонкие согласные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

В потоке речи в определенных позициях парные звонкие согласные меняются на глухие (оглушаются), а парные глухие — на звонкие (озвончаются).

Звонкие согласные оглушаются в двух позициях:

(Много) цветов — [цв’ито́ф].

2. Перед глухим согласным:

Под полом — [патпо́лам].

Глухие согласные озвончаются в позиции перед парными звонкими:

С другом — [здру́гам].

Согласные мягкие и твердые. Смягчение твердых согласных

По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на твердые и мягкие.

Мягкие согласные образуются при участии средней части языка и имеют особое, «мягкое» звучание. Твердые согласные образуются без участия средней части языка и имеют «твердое» звучание.

Большинство согласных образуют пары по твердости / мягкости.

Некоторые согласные не образуют пар по твердости / мягкости (они бывают, так сказать, «только твердыми» или «только мягкими»).

Непарные твердые согласные: [ж], [ш], [ц].

Непарные мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].

Твердые согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [и], мягкие согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [ы].

Мужик — [мужы́к] (здесь после твердого [ж] звучит [ы]).

Учил — [уч’и́л] (здесь после мягкого [ч’] звучит [и]).

В некоторых случаях в потоке речи происходит смягчение парных твердых согласных.

Твердый [н] может меняться на мягкий [н’] в сочетаниях [н’ч’], [н’щ’].

Блин — блинчик [бл’и́н’ч’ик].

Смена — сменщик [см’э́н’щ’ик].

Твердые [д], [т], [з], [с], [н] могут смягчаться перед мягкими [д’], [т’], [з’], [с’], [н’].

Уподобление согласных по звучанию и по произношению, выпадение согласных в труднопроизносимых сочетаниях

Помимо смягчения, озвончения и оглушения в потоке речи согласные звуки подвергаются в определенных позициях и другим изменениям. Отметим некоторые из них.

Звуки [з], [с], [д], [т] перед согласными [ж], [ш], [ч’], [щ’] уподобляются им по звучанию и по произношению.

Из шерсти — [ишшэ́рс’т’и].

В сочетании ТСК звуки [т] и [с], взаимно уподобляясь по произношению, совпадают в звуке [ц].

При труднопроизносимом сочетании согласных звуков может происходить выпадение одного из них.

Гласные ударные и безударные. Редукция безударных гласных

По особенностям произношения, длительности и силе звучания гласные звуки делятся на ударные и безударные.

Ударные гласные имеют в русском языке значительно бо́льшую длительность и силу звучания, чем безударные. Ударные гласные характеризуются более четким произношением, чем безударные.

В безударной позиции гласные произносятся менее четко и звучат с меньшей длительностью (т.е. редуцируются).

Гласные [и], [ы], [у] без ударения в целом сохраняют свое звучание.

Гласные [о], [э], [а] без ударения меняют качество своего звучания.

После твердых согласных безударные [о] и [а] совпадают в кратком гласном звуке, близком, но не тождественном [а] (в школьном курсе фонетики для этого звука не существует особого значка, используется символ [а]).

После мягких согласных безударные [э] и [а] совпадают в кратком гласном звуке, близком, но не тождественном [и] (в школьном курсе фонетики для этого звука не существует особого значка, используется символ [и]).

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я в русской графике

Буквы е , ё, ю, я играют двойную роль в русской графике.

Буквы е , ё, ю, я обозначают сразу два звука, если стоят в начале слова, либо после разделительных Ъ и Ь, либо после гласного звука: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а].

Есть — [й’э́с’т’] (буква е обозначает два звука в начале слова).

Прольет — [прал’й’о́т] (буква ё обозначает два звука после Ь).

Уют — [уй’у́т] (буква ю обозначает два звука после гласного).

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Возможные трудности

Добрые советы

Гласные звуки на письме не всегда обозначаются привычными буквами, что иногда приводит к ошибкам в транскрипции.

Буква О в слабой (безударной) позиции обозначает звук, близкий к [а]:

Буквы Я, Е в слабой (безударной) позиции обозначают звук, близкий к [и]:

Буква А в слабой (безударной) позиции после непарных мягких согласных [ч’], [щ’], [й’] обозначает звук, близкий к [и]:

Буква И после непарных твёрдых [ш], [ж], [ц] обозначает звук [ы]:

В ситуации экзамена, когда нет возможности произнести слово вслух, чтобы определить звонкость / глухость согласных, могут возникнуть сомнения.

Воспользуйтесь школьной подсказкой — фразой, в которой содержатся все глухие согласные русского языка: «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фи!» (плюс соответствующие им парные по твёрдости / мягкости).

Не забывайте, что парные звонкие согласные в слабой позиции на конце слова или перед глухим согласным всегда оглушаются, а глухие перед звонким – иногда озвончаются.

Буквы, обычно обозначающие звонкие согласные (В, Д, З и др.) при оглушении обозначают глухие звуки, и это может привести к ошибкам в фонетической транскрипции слова.

Обратите внимание на согласные звуки, звучащие на конце слова и перед глухими согласными. Убедитесь в том, что в указанных позициях звучат только глухие согласные, даже если они обозначены буквами, обычно обозначающими парные им звонкие согласные звуки.

Когда буквы, обыкновенно обозначающие глухие согласные, при озвончении обозначают звонкие звуки, это кажется настолько необычным, что может привести к ошибкам в транскрипции.

Найдите согласные звуки, звучащие перед звонкими парными согласными. Убедитесь в том, что в этой позиции звучат только звонкие согласные, даже если они обозначены буквами, обычно обозначающими парные им глухие согласные звуки.

Однако следует помнить, что озвончения глухих согласных не происходит перед всегда звонкими согласными [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], а также перед звуками [в], [в’]. Например: свет, твой, класс, съёмка, приз.

В заданиях, связанных со сравнением количества букв и звуков в слове, могут быть «ловушки», провоцирующие ошибки.

Часто в словах, где есть Ь или непроизносимые согласные, букв больше, чем звуков, например:

весь (4 буквы, 3 звука),

решить (6 букв, 5 звуков),

чувство (7 букв, 6 звуков).

Если в слове есть гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова или после гласной, то следует учесть, что эти буквы в указанных позициях обозначают не один, а два звука:

яркий (5 букв, 6 звуков),

стоял (5 букв, 6 звуков).

Наличие в слове разделительных Ь и Ъ никак не влияет на количественное соотношение букв и звуков: Ъ и Ъ не обозначают ни одного звука, а буквы Е, Ё, Ю, Я, перед которыми они, как правило, встречаются, обозначают 2 звука, поэтому в итоге на 2 буквы приходится 2 звука.

Источник

Фонетические законы в областях согласных звуков с примерами

Оглушение звонкого согласного в конце слова

Например:

Сад [сат], снег [с’н’эк], нож [нош], новь [ноф], роз [рос]

Ассимиляция согласных по глухости (в середине слова)

звонкий + глухой = звонкий оглушается

Например:

Головка [гΛлофкъ]

Варежки [вар’ьшк’и]

Согласные между предлогами и словами:

в поле [ф-пол’ь] ; без комнаты [б’иэс-комнъты]

Если оба согласные, которые находятся рядом, это глухие или звонкие звуки — по правилам они не ассимилируются.

Например:

Между [м’эжду]

Ассимиляция согласных по звонкости

глухой + звонкий = глухой согласный становится звонче, происходит неполная ассимиляция

Например:

Сделать [з’д‘элът’]

Сбежать [зб‘иэжат’]

К берегу [г-б‘эрьгу]

Списать [сп‘исат’]

Ассимиляция по мягкости (твердые / мягкие согласные)

В современном русском языке ассимиляция смягчения (регрессивная, контактная) возможна только между зубными: [д], [т], [з], [с], [л], [н] и нёбно-зубными звуками [ш’], [ч’], [р]

Например:

Снег [с’н’эк]

Мысли [мыс’л’и]

Пенсия [пэн’с’иj’ь]

Ассимиляция согласных по месту образования

Этот вид полной контактно регрессивной ассимиляции возможен между группами зубных и нёбно-зубных согласных звуков.

зубные [д], [т], [з], [с], [л], [н], [ц] + нёбно-зубные [ж], [ш], [ш’], [ч’], [р]

Сшить [шшыт’]

Сжечь [жжэч’]

С Женей [ж-жэн’ьj’]

С щёткой [ш’-ш’откъj’]

Счастье [ш’ас’т’j’ь]

Непроизносимые согласные звуки в транскрипции

В русском языке существует целый ряд слов, в которых не произносятся некоторые согласные звуки. В транскрипции они также опускаются.

Например:

Солнце [сонцъ]

Сердце [с’эрцъ]

Грустный [грусныj’]

Лестница [л’эс’н’ицъ]

Честный [ч’эсныj’]

Окрестный [Λкр’эсныj’]

Поделиться ссылкой на статью в социальных сетях:

Источник

Консультация для учителей начальной школы «Оглушение парных звонких согласных «

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Консультация для учителей начальной школы

Подготовила учитель-логопед МБОУ СОШ№6 г. Георгиевска Ставропольского края

Оглушение парных звонких согласных

Задачей каждого учителя является преодоление школьной неуспеваемости. Эта задача может быть решена в том случае, если учитель знает причины неуспеваемости и владеет методами ее преодоления и предупреждения.

Учитель-логопед общеобразовательной школы на занятиях с учащимися начальных классов страдающих дисграфией использует методы и приёмы, которые могут использовать учителя и родители для оказания помощи в развитии фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи.

В логопедии эта тема считается пограничной. То есть её можно отнести как к орфографической и рассматривать как неусвоение правила, несформированности умения подбирать проверочные слова, неумение пользоваться своими знаниями. Так и логопедической и рассматривать данные ошибки как результат нарушения фонетико-фонематического слуха и восприятия.

У детей-логопатов ошибки особые. Происходит замена парных звонких согласных в местах, где чётко слышится звонкий звук (берлога –перлога; дупло –дубло; забирались –запирались). Следует обратить внимание на то, что у учащихся страдающих дисграфией могут наблюдаться ошибки и ипервой и второй категории.

Как же работает учитель-логопед над коррекцией оглушения парных согласных?

Цель логопедических занятий:

1. Наблюдение учащимися за несовпадением норм произношения с нормами правописания.

2. Упражнять учащихся в проверке сомнительных согласных.

Цели учителя – логопеда совпадают с целями учителя начальной школы.

I. Подготовительный этап

Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

II. Дифференциация парных согласных.

Дифференциация каждой пары согласных проводится отдельно:

[в]-[ф], [б]-[п], [д]-[т], [з]-[с], [г]-[к], [ж]-[ш]. Продолжительность работы, определяется самим логопедом. В случае необходимости, логопед может продлить время работы над той или иной парой звуков. Логопед не ограничен требованиями реализации программы, в отличии от учителя, а значит при необходимости, как уже говорилось, может продлить время работы или обратиться к той или иной паре согласных несколько раз спустя некоторое время.

На занятиях рассматривается артикуляция звуков. Сравнивается произношение звуков в начале изолированно, затем в слогах, словах. Позже логопед приступает к дифференциации звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Для этого предлагаются разные виды работы.

· Чтение слогов, слоговых дорожек:

· Запоминание и повторение слогов и слов после одного проговаривания (по цепочке или одним учеником).

· Определение места звука в слове.

· Составление словосочетаний (сущ. + прил.; числ. +сущ.) на заданный звук.

Составление и запись предложений:

· Записать предложение, в котором, все слова начинаются с заданного звука (Папа пробует пастилу. Борис бросил бумажку.).

· Запись предложения после одного проговаривания.

· Графическая запись предложений.

Работа с паронимами.

Проводится она в следующем порядке:

o Прочти (запиши и прочти) слова.

o Скажи, чем отличаются слова (буквами/ звуками)

o Изменяется ли смысл слова?

o Составь и запиши предложение с первым словом, со вторым словом.

III .Работа над орфографической темой «Парные согласные по глухости- звонкости»

Завершив, подготовительную работу, работу по дифференциации парных согласных звуков, переходим непосредственно к оглушению парных звонких согласных. Работаем по следующей схеме:

2. Назови, что изображено.

3. Определи, какой звук стоит в слове третьим.

4. Сравни с написанием (ложка – чашка, лодка – ветка).

5. Обрати внимание, какая согласная буква стоит после звонкой парной согласной.

Аналогично проводится наблюдение за оглушением звонких согласных в конце слов. Обращается внимание, что оглушение в данном случае происходит из-за местоположения звука в слове (конец слова).

Закончив процесс наблюдения, логопед проводит беседу о том, что оглушение объясняется соседством глухого согласного звука, в данных примерах звука [к], или любого другого глухого согласного. И если устранить это соседство, то звук зазвучит звонко, без оглушения. А способствовать этому будут гласные звуки и звонкие согласные.

Обязательно проводится наблюдение и сравнение написания и произношения.

Вводится правило, которое взято из русского языка: парный согласный проверяй гласной или буквой «н».

Логопедом используются традиционные упражнения подбора проверочных слов.

· Образование единственного и множественного числа (игра «Один – много»).

· Образование прилагательных от существительных.

· Подбор однокоренных слов

Только совместная работа учителя – логопеда и учителя начальной школы принесёт положительные результаты в усвоении правил орфографии и поможет преодолеть ученикам специфические ошибки дисграфии.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

оглушение согласных

Смотреть что такое «оглушение согласных» в других словарях:

Первое германское передвижение согласных — Братья Гримм Первое германское передвижение согласных (также первый сдвиг согласных, закон Гримма, в англоязычных источниках также закон Раска Гримма) фонетико морфологический процесс в развитии германских языков, заключавшийся в… … Википедия

Передвижение согласных — Передвижение согласных в сравнительно историческом языкознании комплекс регулярных звуковых соответствий, отражающих, согласно традиционной точке зрения, развитие индоевропейских смычных в германских языках. Открыто Р. К. Раском (1818), как… … Лингвистический энциклопедический словарь

Петербургская фонологическая школа — Эту страницу предлагается переименовать в Щербовская школа или Ленинградская фонологическая школа. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/6 января 2012. Возможно, её текущее название не соответствует… … Википедия

Африкаанс — Самоназвание: Afrikaans [afrə kãːs] Страны: ЮАР, Намиби … Википедия

Бурский язык — Африкаанс Самоназвание: Afrikaans [afrə kãːs] Страны: ЮАР, Намибия, другие страны Южной Африки Официальный статус: ЮАР (официальный язык), Намибия (национальный язык) Регулирующая организация … Википедия

Башкирский язык — Самоназвание: Башҡорт теле Страны … Википедия

Кхуздул — (Khuzdul или Khuzdûl, в переводе «гномий») язык Гномов в произведениях Дж. Р. Р. Толкина о Средиземье. Один из искусственных языков, созданных Толкином, наряду с квенья и чёрным наречием. Содержание 1 Кхуздул в истории Арды … Википедия

Древнерусский язык — Древнерусский язык общий язык восточных славян (см. Славянские языки), сформировавшийся в Древнерусском государстве в 7 8 вв. и существовавший до 14 15 вв., когда распался на 3 отдельных восточнославянских языка (русский, украинский и… … Лингвистический энциклопедический словарь

Польский алфавит — Современный польский алфавит состоит из 32 букв: A Ą B C Ć D E Ę F G H I J K L Ł M N … Википедия

Чеченское имя — В чеченских личных именах отражены специфики особенности фонетической системы, морфологическое строение нахских языков, а также лексическая единица этого языка. Содержание 1 Источники личных имён 2 Отчества и фамилии … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *