Что означает слово руна
Что означает слово руна
Древнерусские резы сохранились в вышивке
Все индоевропейские языки происходят из пра-языка ведического санскрита, в нём и следует искать корень этого слова. На санскрите слово « rAsnA» — «секрет, тайна, любое тайное учение», на готском языке слово «runa» означает «тайна», на древнем немецком «runen», и на древнеисландском «runar» — «тайна», на английском: «Secret» — «сокрыто».
На санскрите «mudrA» — «таинство», «тайный знак (печать)». Значение слова «руна» указывает на таинство, известное не многим, а только избранным ведическим жрецам и мудрым кудесникам. На санскрите слово «кудаяти» — codayati — ускорить просьбу, вызывать быстрое действие, побуждать, подстрекать» записано в Ригведе (RV), древнейшей части Вед, написанной на ведическом санскрите. (родственные слова в др. рус. яз.: КУДО – чудо, кудесы – чудеса, кудесник. КУДЪ – вождь; жрец). Кельтским жрецам, славянским кудесникам, волхвам, умеющим творить чудеса, совершать магические действия, «таинственно шептать над раной», останавливать, то есть заговаривать кровь были хорошо известны тайные знаки — руны.
Использование рунических тайных знаков следует понимать шире, чем элементы простого навыка письменности. Руническая культура опирается на широчайший культурный пласт охватывающий мифологию, религиозные воззрения на мир, природу, человека и его постижение магического искусства. С древнейших времён славяне, венеды, этруски, кельты относились к начертанным знакам, как к таинству божественного происхождения, имеющему магическое воздействие на всё живое.
Архаичный греческий алфавит на этрусском килихе
Магическими знаками считались и буквы первых известных алфавитов, записанных на в этрусских курганах найдены амфоры с дарственными надписями, килих — сосуд для вина, украшенный по кругу буквами греческого и этрусского алфавита, записанного справа налево: ABGDEVZHΘIKLMNΞOPŚQRSTUXΦΨ. Это можно считать простейшим видом рунической магии, распространённой не только на севере и западе, но и на востоке и юге Европы.
Надпись на копье из Ковеля славянскими рунами — 4 век.
Славянам с глубокой древности было известно руническое письмо, и руническая культура в целом. Славяне язычники, поклонялись деревянным и каменным идолам, на которых были начертаны магические знаки — руны с именами богов, об этом свидетельствуют античные авторы.
Древнеславянская руническая письменность сохранилась и после крещения Руси, в эпоху двоеверия, когда не только простой народ, но и князь Владимир Мономах после крещения, продолжал верить в силу старых богов и носил «змеевик», как оберег, наряду с православным крестом. Существование на Руси двоеверия — язычества и христианства сохранялось более 600 лет.
Руническая культура славян сохранилась в элементах древней сакральной вышивки, в магических знаках на древнерусских украшениях, в росписи глиняных кувшинов, в деревянной резьбе.
Славянские Рунические надписи Старой Ладоги
Дерево не долговечный материал, деревянные находки со славянскими руническими знаками не часто находят, но они всё-таки сохранились на севере России.
Традиция украшать дома резными деревянными наличниками и другими декоративными элементами возникла в России не на пустом месте. Первоначально деревянная резьба, как и древнерусская вышивка, носила культовый характер. Древние славяне наносили на свое жилище языческие знаки призванные оберегать жилище, обеспечивать плодородие и защиту от врагов и природных стихий.
Одним из древнейших не алфавитных рунических знаков является свастика, она может состоять из четырёх или трёх ветвей.
Изображения свастики часто встречается в славянской и скифской культуре, у этрусков, венедов, в кельтской культуре, в древней Элладе, Египте, Риме, древней Персии, словом, у всех народов, воспринявших в древности арийскую культуру.
В ведическом санскрите знак-свастика была не только символом бога АГНИ — «огня» и солнца, но также был знаком Бога, «Отца Небесного», и его наместника на земле «короля, царя, правителя»
Крест, в любых начертаниях — прямой или косой крест, был символом плодородия, а в древнерусском алфавите этот рунический знак представлен буквой «Херъ».
Считается, что древние греки позаимствовали свой алфавит у финикийцев, а впоследствии на основе греческого алфавита была создана древнерусская азбука, и якобы была заимствована древнерусская буква Херъ, где она читается как [kʰ] или [x]. Но, если вы посмотрите внимательно на финикийский алфавит, то обнаружите, что в нём НЕТ древнерусской буквы Херъ.
Отталкиваясь от кардинального значение корня hṛṣ в ведическом санскрите, как ‘ощетинивание, эрекция’, возводимому к праиндоевропейскому этимону *ghers(*g‘ h ers-) — ‘ощетиниваться’, теоним ‘Хорс’ интерпретируется как божество плодородия, сочетающее функции ‘солнечного героя’ и ‘хтонического бога’, сравнимого по функции с греческим Дионисом и его аналогами в других европейских и восточных культах.
Харша — harṣa (hṛṣ) — радость, удовольствие, счастье, трепетный момент восторга или радости, подъём волос, шерсти, ощетинивание; (родственные слова в рус. яз.: — ХОРОШО, хорош, хороша…; в англ.: hard — твёрдый, har + da — дающий эрекцию, подъём;).
Что означает слово «руна»?
Древнерусские резы сохранились в вышивке
Все индоевропейские языки происходят из пра-языка ведического санскрита, в нём и следует искать корень этого слова. На санскрите слово «rAsnA» — «секрет, тайна, любое тайное учение», на готском языке слово «runa» означает «тайна», на древнем немецком «runen», и на древнеисландском «runar» — «тайна», на английском: «Secret» — «сокрыто».
На санскрите «mudrA» — «таинство», «тайный знак (печать)». Значение слова «руна» указывает на таинство, известное не многим, а только избранным ведическим жрецам и мудрым кудесникам. На санскрите слово «кудаяти» — codayati — ускорить просьбу, вызывать быстрое действие, побуждать, подстрекать» записано в Ригведе (RV), древнейшей части Вед, написанной на ведическом санскрите. (родственные слова в др. рус. яз.: КУДО – чудо, кудесы – чудеса, кудесник. КУДЪ – вождь; жрец). Кельтским жрецам, славянским кудесникам, волхвам, умеющим творить чудеса, совершать магические действия, «таинственно шептать над раной», останавливать, то есть заговаривать кровь были хорошо известны тайные знаки — руны.
Использование рунических тайных знаков следует понимать шире, чем элементы простого навыка письменности. Руническая культура опирается на широчайший культурный пласт охватывающий мифологию, религиозные воззрения на мир, природу, человека и его постижение магического искусства. С древнейших времён славяне, венеды, этруски, кельты относились к начертанным знакам, как к таинству божественного происхождения, имеющему магическое воздействие на всё живое.
архаичный греческий алфавит на этрусском килихе
Магическими знаками считались и буквы первых известных алфавитов, записанных на в этрусских курганах найдены амфоры с дарственными надписями, килих — сосуд для вина, украшенный по кругу буквами греческого и этрусского алфавита, записанного справа налево: ABGDEVZHΘIKLMNΞOPŚQRSTUXΦΨ. Это можно считать простейшим видом рунической магии, распространённой не только на севере и западе, но и на востоке и юге Европы.
Надпись на копье из Ковеля славянскими рунами — 4 век.
Славянам с глубокой древности было известно руническое письмо, и руническая культура в целом. Славяне язычники, поклонялись деревянным и каменным идолам, на которых были начертаны магические знаки — руны с именами богов, об этом свидетельствуют античные авторы.
Древнеславянская руническая письменность сохранилась и после крещения Руси, в эпоху двоеверия, когда не только простой народ, но и князь Владимир Мономах после крещения, продолжал верить в силу старых богов и носил «змеевик», как оберег, наряду с православным крестом. Существование на Руси двоеверия — язычества и христианства сохранялось более 600 лет.
Руническая культура славян сохранилась в элементах древней сакральной вышивки, в магических знаках на древнерусских украшениях, в росписи глиняных кувшинов, в деревянной резьбе.
Славянские Рунические надписи Старой Ладоги
Дерево не долговечный материал, деревянные находки со славянскими руническими знаками не часто находят, но они всё-таки сохранились на севере России.
Традиция украшать дома резными деревянными наличниками и другими декоративными элементами возникла в России не на пустом месте. Первоначально деревянная резьба, как и древнерусская вышивка, носила культовый характер. Древние славяне наносили на своё жилище языческие знаки призванные оберегать жилище, обеспечивать плодородие и защиту от врагов и природных стихий.
Одним из древнейших не алфавитных рунических знаков является свастика, она может состоять из четырёх или трёх ветвей.
Изображения свастики часто встречается в славянской и скифской культуре, у этрусков, венедов, в кельтской культуре, в древней Элладе, Египте, Риме, древней Персии, словом, у всех народов, воспринявших в древности арийскую культуру.
В ведическом санскрите знак-свастика была не только символом бога АГНИ — «огня» и солнца, но также был знаком Бога, «Отца Небесного», и его наместника на земле «короля, царя, правителя»
Крест, в любых начертаниях — прямой или косой крест, был символом плодородия, а в древнерусском алфавите этот рунический знак представлен буквой «Херъ».
Считается, что древние греки позаимствовали свой алфавит у финикийцев, а впоследствии на основе греческого алфавита была создана древнерусская азбука, и якобы была заимствована древнерусская буква Херъ, где она читается как [kʰ] или [x]. Но, если вы посмотрите внимательно на финикийский алфавит, то обнаружите, что в нём НЕТ древнерусской буквы Херъ.
Символ X присутствовал и в загадочной письменности цивилизации долины Инда 2500 до нашей эры. Причём знаки этой письменности поразительно схожи со знаками культуры Винча.
Именно, с символом плодородия связано имя древнерусского бога Хорса.
Отталкиваясь от кардинального значение корня hṛṣ в ведическом санскрите, как ‘ощетинивание, эрекция’, возводимому к праиндоевропейскому этимону *ghers(*g‘ h ers-) — ‘ощетиниваться’, теоним ‘Хорс’ интерпретируется как божество плодородия, сочетающее функции ‘солнечного героя’ и ‘хтонического бога’, сравнимого по функции с греческим Дионисом и его аналогами в других европейских и восточных культах.
Харша — harṣa (hṛṣ) — радость, удовольствие, счастье, трепетный момент восторга или радости, подъём волос, шерсти, ощетинивание; (родственные слова в рус. яз.: — ХОРОШО, хорош, хороша…; в англ.: hard — твёрдый; на санскрите: har + da — дающий эрекцию, подъём;)
Значение слова «Руна»
1. река в России, приток Полы ◆ Руна — одна из многочисленных рек, протекающих по территории России.
ру́на I
1. мн. ч. древнейшие письмена, преимущественно скандинавов, сохранившиеся на камнях, оружии, утвари и т. п. ◆ Оба они, и Вальдемер и Эльга, на русских хлебах вырастают, делаются дородными и не имеют уже нужды наступать на мир, пиратскими ли набегами, или волшебными рунами: здесь, на новой почве, к ним и само пойдет все в руки, и все, без усилия с их стороны, признают их владетелями и великими. П. А. Флоренский, «Имена», 1926 г.
2. отдельная буква в этих письменах ◆ В германских рунических рядах содержание руны Белбога отчасти передают руны Манназ и Альгиз, а сам образ славянского Белого Бога представляет собой прямую параллель образу скандинавского бога Хеймдалля. Антон Платов, «Славянские руны», 2001 г.
ру́на II
1. народная эпическая песня у древних карелов, финнов, эстонцев ◆ Город мой, твои громады-скалы, // Что стоят кругом, тебя храня, // Сделать руной новой Калевалы —// Вот мечта заветная моя. А. В. Подстаницкий, «Мурманск вечером», 1940 г. // «Полярная правда»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: прибывать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Значение слова «руны»
[От др.-сканд. rūn — тайна]
[От финск. runo — стихотворение, песнь]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
После принятия христианства в странах Северной Европы руны как письменность были вытеснены латиницей. Сам термин «руны» имеет связь с древнегерманским корнем run («тайна»). Всего известно около 5000 рунических надписей, большая часть из которых была найдена в Швеции. Кроме того, в средневековой Европе существовали рунические календари.
Алфавит древних тюрков сходной угловатой формы также называют рунами.
РУ’НЫ, рун, ед. ру́на, ы, ж. [нем. Rūnen] (филол.). 1. Древние письмена скандинавских германцев, сохранившиеся в надписях на камнях и других предметах. 2. Древние народные песни у карелов, финнов. Из рун составлена в позднейшее время поэма Калевала.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: квантование — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Значение слова руны
Словарь Ушакова
р у ны, рун, ед. руна, руны, жен. (нем. Rünen) (филол.).
1. Древние письмена скандинавских германцев, сохранившиеся в надписях на камнях и других предметах.
2. Древние народные песни у карелов, финнов. Из рун составлена в позднейшее время поэма Калевала.
Словарь лингвистических терминов
1) Древний алфавит, сброшенный, по преданию, на Землю Óдином – верховным богом асов, и вытесненный впоследствии латинским алфавитом;
2) рунические буквы, вырезанные на дереве, металле, камне, применялись у скандинавских и германских народов в культовых и др. целях;
3) Р. использовались в древности и продолжают использоваться до сих пор как средство гадания, предсказания судьбы;
4) Р. называлось древнетюркское письмо, созданное «на основе согдийского письма, имевшего арамейское происхождение».
Этнографический Словарь
2) эпические песни у финноязычных народов.
Грамматологический словарь
(от готского rūna «тайна»; ср. также санскр. लून «резать», латыш. runas «речь», фин. runa «песнь», кечуа runa «человек» и рус. рана, руно «пучок шерсти, косяк рыб», белорус. рунь «всходы», ирландское rón «волос», иранское رونس название растения Марены красильной) – древнейшие германские письмена, известные с 2 в. до н.э. до позднего Средневековья. Термин «руны» в настоящее время применяется и к некоторым другим письменам, чьи графемы имеют угловатые очертания. Так применимы названия орхоно-енисейские руны, венгерские (секейские) руны, валлийские руны, протоболгарские руны, которые имеют к германскому алфавиту весьма отдаленное (если и вовсе никакого) отношение.
Руны можно рассматривать как своеобразный стиль или графический синдром, также характерен для силлабариев Суматры (реджанг, лампонг, батакский), архаического греческого алфавита, этрусского и целого ряда италийских абецедариев.
Формы рун могут принимать эвентуальные системы – ветви деревьев, морозные узоры на стеклах, художественные орнаменты.
Словарь по мифологии М. Ладыгина.
Источники:
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
РУНЫ, рун, рунам, ед. руна, ы, ж.
1. Древние письмена скандинавов, сохранившиеся в надписях на камнях и других предметах.
2. Древние карельские, финские и эстонские народные эпические песни.
| прил. рунический, ая, ое (к 1 знач.). Руническое письмо.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— древнейшие письмена германцев, возникшие из латинских букв, своеобразно видоизмененных применительно к материалу, на котором они первоначально вырезались, т. е. к дереву. За немногими исключениями, до сих пор не выясненными, все рунические знаки легко объясняются, с этой точки зрения, желанием облегчить технику начертания их. Так, дугообразные и круглые линии видоизменяются в ломанные (С. G. О. R.); горизонтальные черты, параллельные к волокнам деревянных палочек, превращаются в косые, причем последние ведутся преимущественно сверху вниз (H. T. L. А.) и лишь редко снизу вверх (F); в общем преобладают вертикальные линии, пересекающие волокна дерева под прямым углом. Полученные таким образом формы сохраняются в общих чертах и тогда, когда техника письма переносится с дерева на камень, металл и т. п.
Время возникновения Р. в точности определить нельзя. Едва ли может подлежать сомнению, что они появились в каком-нибудь одном месте, вероятно — у одной из южно-германских народностей, от которой затем распространились по всему германскому миру. Где и когда произошло заимствование, и были ли буквы непосредственно переняты у римлян или же посредниками между последними и германцами служили кельты — все эти вопросы пока еще не решены. Во всяком случае, Р. были в употреблении уже в IV в. после Р. Х., так как ими воспользовался при создании готского алфавита живший в этом веке епископ Вульфила, переведший Священное Писание на готский язык. К этому же, приблизительно, времени относится и древнейшая руническая надпись (см. ниже). Некоторые соображения — между прочим и палеографические — указывают на конец II или начало III в. после Р. Х., как на наиболее вероятное время возникновения Р. То, что Тацит (в конце I в.) в десятой главе своей «Германии» говорит о каких-то знаках (notae), которые вырезывались на деревянных палочках и служили целям прорицания или вообще волхвования, относится, вероятно, не к Р. в позднейшем смысле этого слова, а к неизвестным нам теперь магическим знакам. Возможно, однако, что они были одного с Р. происхождения и развились лишь впоследствии в стройный звуковой алфавит. Во всяком случае, эти именно знаки дали позднейшим Р. их наименование, так как слово «руна» (древне-северное и англосаксонское rún, древневерхненемецкое rûna) значит «тайна, тайная мудрость, волшебство» и находится в связи с нем. raunen — «таинственно шептать». Что и Р. в позднейшем смысле вырезывались первоначально на деревянных палочках, доказывается, между прочим, такими словами как древне-северное rúnstafr, нем. Buch stab и английское write (древне-северное ríta, нем. reissen, ritzen и т. д.), обозначающими технику рунического письма на дереве, металле и т. д., в противоположность готскому meljan (нем. malen) и нем. schreiben (из лат. scribere), служащим для обозначения позднейшего, т. е. нашего письма, при помощи красок или чернил. Находится ли немецкое Buch (славянское букы, буква), Buch stab в связи с Buche (буковым деревом) — вопрос пока открытый. Древнейший общегерманский алфавит (фиг. 1) состоит из 24 знаков, своеобразно, но всегда одинаково располагаемых.
Фиг. 1. Древнейший общегерманский алфавит.
Фиг. 2. Англосаксонские руны.
Фиг. 3. Сокращенный рунический алфавит.
Так как он передавал разнообразие скандинавских звуков очень неточно, то с конца Х в. начинают появляться диакритические знаки в виде точек, прибавляемых к Р. Так создается последний тип Р. — так называемые пунктированные Р. (фиг. 4).
Фиг. 4. Пунктированный рунический алфавит.
В некоторых областях скандинавского севера встречаются некоторые особенности в начертании Р., но они имеют лишь местное значение.
Содержание рунической письменности далеко не соответствует численному богатству ее памятников. Большей частью это — краткие надписи, встречающиеся на предметах военного и домашнего обихода (копья, мечи, ножны, ножи, щиты, гребенки, перстни, фибулы, брактеаты, каменные амулеты и т. п.) и называющие лишь имя владельца или мастера; подчас они содержат краткие фразы, иногда — более или менее полные рунические азбуки (нож, найденный в Темзе; фибула из Charnay; брактеат из Vadstena). Исключение составляет англосаксонская надпись на костяном ларчике (в британском музее): она говорит о ките, давшем для него материал, и толкует резные фигуры, которыми украшен ларчик. Несколько богаче содержанием надписи на камне, встречающиеся только в Англии и Скандинавии. Правда, и здесь мы в огромном большинстве случаев имеем дело с краткими надгробными надписями, называющими лишь имя лица, в память которого поставлен памятник, и часто еще лица, воздвигнувшего его; но нередко эти надписи развиваются в более или менее подробные биографии, иногда довольно пространные, в которых проза сменяется стихами (например, на камне из Rök’a в южной Швеции, Х в.). Каменный крест из Ruthwell (Англия, VII в.) носит англосаксонскую надпись, со стихотворными отрывками христианского содержания. Большое историческое значение имеют камни с надписями, воздвигнутые датским королем Гормом-старшим и его сыном Гаральдом (X в.). В частной жизни Р. применялись, по-видимому, мало. В литературе сохранились указания на письма и записи, писавшиеся Р. на деревянных табличках, которые иногда покрывались предварительно воском; но ни один из этих памятников до нас не дошел. Что касается, наконец, рунических рукописей, то они встречаются только в Скандинавии; их крайне мало. Древнейшая из них относится к концу XIII в. В это время всюду уже был принят латинский шрифт, совершенно вытеснивший Р. Частные рунические записи, встречающиеся в Скандинавии еще в XVI и XVII в., носят уже характер ученой забавы.
Литература. Лучшее исследование о Р., решившее вопрос о их возникновении — L. Wimmer’a; немецкий перевод Гольтгаузера: «Die Runenschrift» (Берлин, 1887) просмотрен и дополнен автором. Древнейшие скандинавские надписи изданы и обследованы в книге F. Burg, «Die älteren nordischen Runeninschriften» (Б., 1885). Сборник всех Р. дал G. Stephens, «The old northern runic monuments» (1866 и сл.). Английские надписи в транскрипции дает Sweet, «The oldest english Texts» (Л., 1885). Наконец, готские и немецкие Р. изданы в книге R. Henning, «Die deutschen Runendenkmäler» (Страсбург, 1889).