Что означает слово росстани 4 класс литературное чтение

Значение слова «росстань»

Что означает слово росстани 4 класс литературное чтение

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

РО’ССТАНЬ, и, ж. (обл.). Перекресток двух дорог.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ро́сстань

1. нар.-разг. перекрёсток двух или нескольких дорог; распутье ◆ Перепуганные богомолки бросились в лес, а на росстани остались одни мужики. Д. Н. Мамин-Сибиряк, «Три конца», 1890 г. ◆ За воротами, не глядя друг на друга, устремились в разные стороны, хоть обоим надо одним переулком идти ― до росстани. Василий Шукшин, «Бессовестные», 1970 г. (цитата из НКРЯ)

2. перен. поэт. ситуация, при которой приходится делать выбор ◆ А это было то событие, где большинство христиан отреклось от своей веры; это были те росстани, где огромное большинство пошло с христианским именем по языческой дороге и идёт до сих пор. Л. Н. Толстой, «Церковь и государство», 1891 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает слово росстани 4 класс литературное чтениеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова юфть (существительное):

Источник

Литературный словарь по чтению 4 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Фольклор – устное народное творчество, народная мудрость.

Загадка – произведение фольклора, в котором предмет не назван, но даются его признаки, по которым можно догадаться, о чем идет речь.

Пословица – это краткое народное изречение с поучительным содержанием.

Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.

Дразнилка – это произведение фольклора, в котором содержится шутка, вызывающая смех, а иногда и обиду у того, кого дразнят.

Поговорка – часть суждения.

Сказка – вымышленная история со счастливым концом.

Присказка – это вступление или завершение сказки в виде шутки, прибаутки, небылицы.

Былина – произведение русского фольклора о подвигах героев-богатырей, которые защищали русскую землю.

Легенда – произведение фольклора, в котором повествуется о каком-либо историческом событии в сказочной, фантастической форме.

Героическая песня прославляет подвиги настоящих, невымышленных людей и рассказывает о реальных событиях.

Диалог – это разговор двух или нескольких героев произведения.

Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием в стихах или прозе, героями которого являются люди, животные или различные предметы.

Мораль – нравоучительный вывод – может быть расположена как в начале, так и в конце басни.

Ирония – тонкая, скрытая насмешка.

Аллегория – слово греческое, в переводе означает «иносказание».

Баснописец – автор басен.

Стихотворение – это небольшое художественное произведение, написанное в поэтической форме.

Поэт – писатель, создающий произведения в стихах.

Строфа – несколько стихотворных строк, объединенных ритмом и рифмой.

Метафора – переносное значение слова, указывающее на сходство или различие сравниваемых предметов.

Олицетворение – наделение животных, предметов, явлений человеческими качествами (мыслями, переживаниями).

Сравнение – сопоставление людей, животных, предметов по внешнему или внутреннему сходству.

Эпитет – образное определение, которое даёт художественную характеристику явлению или предмету.

Рифма – созвучие в окончании двух или нескольких слов.

Логическое ударение – это выделение в произношении одного из слов предложения для усиления его смысловой нагрузки.

Рассказ – это литературное произведение повествовательного характера и малого объёма.

Эпизод – часть текста художественного произведения, в которой происходит событие, влияющее на развитие действия или раскрывающее характер героя.

Литературный герой – главное действующее лицо в произведении.

Абзац – часть текста от одной красной строки до следующей.

Пьеса – это литературное произведение, содержание которого раскрывается в меняющихся действиях (картинах, сценах).

Юмор – изображение кого-либо или чего-либо в смешном виде.

Очерк – это рассказ, в котором точно описывается событие или происшествие из реальной жизни.

Портрет – описание внешнего облика литературного героя.

Миф – это повествование, отражающее фантастические представления людей об окружающем мире, природе, человеческой сущности.

Быль – это то, что было, рассказ о действительном происшествии.

Житие – жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.

Ремарка это указание автора в тексте пьесы (обычно в скобках) на поступки героев, их жесты, мимику, интонацию, на психологический смысл их высказываний, на темп речи и паузы, на обстановку действия.

Гипербола – это средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении.

Что означает слово росстани 4 класс литературное чтение

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что означает слово росстани 4 класс литературное чтение

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Что означает слово росстани 4 класс литературное чтение

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что означает слово росстани 4 класс литературное чтение

Номер материала: ДБ-202578

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что означает слово росстани 4 класс литературное чтение

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что означает слово росстани 4 класс литературное чтение

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Что означает слово росстани 4 класс литературное чтение

В России планируют создавать пространства для подростков

Время чтения: 2 минуты

Что означает слово росстани 4 класс литературное чтение

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что означает слово росстани 4 класс литературное чтение

Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов

Время чтения: 3 минуты

Что означает слово росстани 4 класс литературное чтение

Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Словарик

Аяк-Ага — знатный господин.

Балага́н — здесь, устаревшее: деревянная постройка.

Бизо́н — дикий североамериканский бык.

Бурми́цкий же́мчуг — крупный жемчуг восточного происхождения.

Верши́ть — решить, совершить, распорядиться.

Воро́ты — ворота.

Всеча́сно — каждый час, постоянно.

Го́лбчик — голбец — здесь: приступок для всхода на печь.

Городни́чий — в России до середины 19 века — начальник города.

Го́рница — парадная половина крестьянской избы.

Гри́вна — здесь: денежная единица в Древней Руси в виде серебряного слитка.

Дать в прика́з — отдать под надзор.

Два-пять — старинная форма числа десять.

Деви́чник — предсвадебный вечер невесты с подругами.

Живо́т — здесь, устаревшее: жизнь.

Жо́мы — тиски.

Зо́лото черво́нное — золото высокой пробы, имеющее красноватый оттенок.

Зы́чный — громкий, звонкий.

Изразцо́вая лежа́нка — украшенная изразцами — плитками из обожжённой глины, покрытыми глазурью.

И́нда — так что даже.

Кармази́нное сукно — тонкое сукно красного цвета.

Клепа́ть — здесь: зря обвинять, клеветать. Загребь — горсть.

Кра́сно пла́тье — устаревшее: красивая одежда.

Лубо́к — народная ярко раскрашенная картинка.

Молоди́ца — молодая замужняя женщина.

Моски́т — мелкое двукрылое кровососущее насекомое южных стран.

Мы́кать век — доживать как-нибудь.

Ни пя́ди —здесь: ни на шаг.

Огла́н — мальчик, парень.

Па́волока — дорогая шёлковая ткань.

Парча́ — шёлковая ткань, расшитая золотыми и серебряными нитями.

Панихи́ды и литурги́и — церковные богослужения.

Пеня́ть — упрекать, укорять.

Перст — палец.

Пла́стью — пластом.

Подво́рье — усадьба — дом, двор с хозяйственными постройками.

Позвоно́к — здесь, устаревшее: бубенчик.

Пола́ти — устаревшее: место для спанья, которое находится между печью и стеной.

Поме́рить — здесь: вдумываться.

Приго́рок мура́вчатый — холмик, поросший мягкой и сочной травой.

По́прище — здесь: область деятельности (например, науки).

Псало́м — религиозное песнопение.

Пядь — старинная мера длины, расстояние между растянутыми пальцами: указательным и большим.

Ра́ди — рады.

Ро́звальни — низкие широкие сани.

Ро́сстань — перекрёсток двух или нескольких дорог, распутье.

Сафья́нный бич — длинная плеть из тонкой кожи.

Светли́ца — устаревшее: помещение для женских работ. (То же, что и горница.)

Седми́ца — неделя.

Сенна́я де́вушка — устаревшее: служанка.

Середо́вич — мужчина средних лет.

Сорочи́н — сарацин — чужестранец с Востока.

Спе́шить — здесь: сбить с коня.

Соче́льник — день перед Рождеством.

Терми́т — насекомое жарких стран, вредитель древесины.

Тувале́т — туалет — здесь: столик с зеркалом.

Чернори́зец — устаревшее: монах.

Ча́уш — здесь: рассыльный.

Че́лядь — устаревшее: слуга.

Хорони́ть па́че зени́цы ока — здесь: сохранять, беречь больше, чем глаза.

Узо́рочье — драгоценные, узорчатые ткани, украшения.

Источник

Литературное чтение. 4 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс

Урок 4. «Ильины три поездочки». Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

На заставу богатырскую – место выезда и въезда в город; пункт.

По нарядам снарядился один или группа пограничников, выполняющих приказ на охрану границы.

Доезжал он до росстани – перекрёсток двух дорог.

Из-за камушков кремнёвеньких – тёмно-серые с металлическим блеском кристаллы которого входят в состав большинства горных пород.

Кони-лошади в булатной броне – старинная особо прочная сталь.

Засияли камни-яхонты – устаревшее название драгоценных камней.

На богатство и обзарилися – смотреть с завистью

Подстрекают, подзуживают – дразнить, подзадоривать.

Из налучника лук тугой – чехол для лука.

сумка-чехол, в которой носились стрелы или болты.

Верста – русская путевая мера.

Погреб – заглубленное в землю сооружение для круглогодичного хранения

Пуд – устаревшая единица измерения массы.

Былина; поэтический текст; прозаический текст; внешний вид героя;

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2016

Основное содержание урока:

— Ребята, игру какого музыкального инструмента вы слышали?

— А как называют музыканта, играющего на гуслях? Его называют гусляр.

— С самых незапамятных времён русские гусляры славились своей волшебной игрой, не оставляющей равнодушными всех, кто её слышал.

— Ребята, исполнение каких произведений сопровождала игра на гуслях?

— Что же такое былина?

— Кто являются главными героями былин?

— Каких богатырей вы знаете?

Рассмотрите картину Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

А кто такой богатырь? Давайте обратимся к словарю.

1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.

2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.

— У этого слова не одно значение, оно многозначное.

— Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, силой, смекалкой.

— Помимо силы и ума чем еще должен обладать здоровьем физическим и духовным.

— В каких произведениях чаще всего мы встречаем богатырей?

Что же мы будем делать сегодня на уроке?

Сколько вопросов у нас!

— Сегодня на уроке мы познакомимся с былиной «Ильины три поездочки» в двух вариантах: поэтическом и прозаическом. Будем читать и анализировать былину и ответим на наши вопросы.

Былина называется «Ильины три поездочки».

Перед тем, как начнём читать, давайте обратимся к названию и подумаем, о чём это произведение.

Былина «Ильины три поездочки» о богатыре Илье Муромце, о каких-то его поездках.

А теперь приступим к чтению.

ИЛЬИНЫ ТРИ ПОЕЗДОЧКИ

Посреди поля чистого,

На закате красна солнышка,

На восходе ясна месяца

На заставу богатырскую

Собирались на походный совет

Думу думали, раздумывали,

По нарядам снарядилися.

Доставалось Илье Муромцу

Ехать в Западную сторону

На великий богатырский дозор.

Выезжал Илья Муромец,

Доезжал он до росстани,

Под ночной тучей западной.

Наезжал на белый камень Илья.

Из-за тучи месяц выглянул:

Прочитай вон, на камени

«Прямо ехать — убитому быть!

Влево ехать — женатому быть!

Вправо ехать — богатому быть!

Все судьбой сие предписано! »

— Как вы думаете, какую дорогу выберет Илья Муромец? Давайте узнаем.

Во глубоком раздумье Илья.

Он стоит, сам себе говорит:

«Это бог с тобой, что — судьбой:

Я готов и с судьбиной на бой!

Только выбрать какую судьбу,

Чтобы с нею вступить мне в борьбу?

Мне в походах жена не нужна,

Мне богатство ненадобно.

Ах, поеду, молодец, я туда,

Где показано убитому быть! »

Как Илья Муромец рассуждает на перепутье у камня?

— Он размышляет о том, что богатство ему не нужно, у него никого нет и жениться ему поздно.

— О каких чертах характера это говорит?

— Это говорит о том, что богатырь смелый, решительный.

— Кого встретил Илья на пути?

Почитайте описание разбойников.

Рассмотрите картину Васнецова «Витязь на распутье». Какой отрывок из былины подходит к картине? Перечитайте.

— Прочитайте начало былины. На что похоже начало былины? Какие произведения начинаются подобным образом?

— Былина начинается как сказка – с зачина.

-Зачином в былине (и других фольклорных произведениях), как мы знаем, называется вступительная часть, в которой определяются место действия, время действия и главный герой

— Былина называется «Три поездочки Ильи Муромца». А мы прочитали только об одной поездке. Как же так?

Дело в том, что это часть былины, её начало.

Сейчас мы прочитаем продолжение приключений богатыря, но уже в другой форме – в прозаической форме.

Перед тем, как приступить к чтению, вспомним, какие две поездки остались и предположим, какую дорогу Илья выберет во второй раз.

ТРИ ПОЕЗДКИ ИЛЬИ МУРОМЦА

(Текст былины в пересказе И.Карнауховой)

— Ну, поеду теперь, где женатому быть!

Как проехал Илья три версты, выехал на лесную поляну. Там стоят терема златоверхие, широко раскрыты ворота серебряные, на воротах петухи поют.

Въехал Илья на широкий двор, выбежали к нему навстречу двенадцать девушек, среди них королевична-красавица.

— Добро пожаловать, русский богатырь, зайди в мой высокий терем, выпей сладкого вина, скушай хлеба-соли, жареной лебеди!

Взяла его королевична за руку, повела в терем, посадила за дубовый стол. Принесли Илье мёду сладкого, вина заморского, жареных лебёдушек, калачей крупитчатых. Напоила-накормила богатыря, стала его уговаривать:

— Ты устал с дороги, умаялся, ложись отдохни на кровать тесовую, на перину пуховую.

Повела королевична Илью в спальную горенку, а Илья идёт и думает:

«Неспроста она со мной ласкова: что королевичне простой казак, старый дедушка! Видно, что-то у нее задумано».

Видит Илья, что у стены стоит кровать точёная золочёная, цветами расписана, догадался, что кровать с хитростью.

Схватил Илья королевичну и бросил на кровать к тесовой стене. Повернулась кровать, и открылся погреб каменный, — туда и свалилась королевична.

— Эй вы, слуги безымянные, несите мне ключи от погреба, а не то срублю вам головы!

— Ох, дедушка незнаемый, мы ключей и в глаза не видывали, ходы в погреба покажем тебе.

Повели они Илью в подземелья глубокие; сыскал Илья двери погреба; они песками были засыпаны, дубами толстыми завалены. Илья пески руками раскопал, дубы ногами растолкал, открыл двери погреба. А там сидят сорок королей-королевичей, сорок царей-царевичей и сорок русских богатырей.

Вот зачем королевична зазывала в свои терема златоверхие!

Говорит Илья королям и богатырям:

— Вы идите, короли, по своим землям, а вы, богатыри, по своим местам и вспоминайте Илью Муромца. Кабы не я, сложили бы вы головы в глубоком погребе.

Вытащил Илья за косы на белый свет королевичну и срубил ей лукавую голову. А потом вернулся Илья к белому камню, стёр старую надпись, написал новую: «Прямо ездил-женатым не бывал».

— Какой третий путь остался Илье Муромцу?

— Путь, который ведёт к богатству.

— А как вы думаете, станет ли Илья Муромец богатым? Почему?

Давайте прочитаем и проверим, верны ли наши предположения.

— Ну, поеду теперь в дорожку, где богатому быть.

Только отъехал он три версты, увидал большой камень в триста пудов. А на том камне написано: «Кому камень под силу свернуть, тому богатому быть».

Принатужился Илья, упёрся ногами, по колена в землю ушёл, поддал могучим плечом — свернул с места камень.

Открылся под камнем глубокий погреб — богатства несметные: и серебро, и золото, и крупный жемчуг, и яхонты!

Нагрузил Илья Бурушку дорогой казной и повёз её в Киев-град. Там построил три церкви каменные, чтобы было где от врагов спасаться, от огня отсидеться. Остальное серебро-золото, жемчуг роздал он вдовам, сиротам, не оставил себе ни полушечки.

Потом сел на Бурушку, поехал к белому камню, стёр надпись старую, написал надпись новую: «Влево ездил — богат не бывал».

Тут Илье навек слава и честь пошла, а наша быль до конца дошла.

— Кого повстречал богатырь во время второй поездки?

— Как он догадался, что королевична задумала недоброе? Найдите эпизод в тексте.

— Неспроста она со мной ласкова: что королевичне простой казак, старый дедушка! Видно, что-то у нее задумано».

— Что добыл Илья в третьей поездке?

-Стал Илья Муромец богатым?

— Нет, Илья Муромец не стал богатым, он отдал все деньги, которые нашёл, на строительство церквей и нуждающимся людям.

— Почему он так поступил? Как характеризует этот поступок богатыря?

— Илья Муромец честный, справедливый, щедрый человек.

-Прочитайте, как заканчивается былина?

— Тут Илье навек слава и честь пошла, а наша быль до конца дошла.

— На что похожа конец былины?

— Так заканчиваются сказки.

— Заметили ли вы в былине элементы вымысла и фантастики?

Как вы думаете, зачем автор включил эти элементы в былину?

— Чтобы интересно было слушателю.

— В каком уже известном жанре устного народного творчества так же много вымысла?

— В волшебной сказке.

-Какой мы можем сделать вывод?

— Былины похожи на сказки

Итак, что же общего в прочитанных произведениях? отрывках?

— А в чем же отличия?

— В прозаическом варианте дается больше описания, описывается Илья Муромец, его конь, природа, также говорится о том, что Илья был стар. Отличаются надписи на камне.

Понравился ли вам Илья Муромец? Чем именно?

мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат

Разбор типового тренировочного задания:

Текст вопроса: Какую первую поездку совершил Илья Муромец?

Влево ехать — женатому быть

Прямо ехать — убитому быть!

Вправо ехать — богатому быть!

Правильный вариант ответа

Прямо ехать — убитому быть!

Разбор типового контрольного задания:

Текст вопроса: Какой сказочной черты нет в этом произведении?

Источник

Проверка читательских умений (работа с текстом) в 4 классе

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Фамилия, имя________________________ _____________, 4 «___» класс 1 вариант

Прочитай внимательно текст

Да, жук был великолепен. И главное, это был наш первый большой усач, первый настоящий дровосек, которого мы встретили, хотя знали о таких жуках давно и давно о них мечтали.

Наконец, решившись, Саша взял жука двумя пальцами, приподнял, оторвав от коры цепляющиеся лапки. Другой рукой стал медленно доставать из сумки морилку. И вдруг.

— Подожди,- Саша удивленно замер,- подожди, он что-то говорит.

Явственно раздался тоненький, скрипучий голосок. Никаких слов, конечно, в «речи» жука не было, но интонации. Он то жаловался на свою горькую судьбу и тоскливо причитал, то обиженно отчитывал нас за недостойное поведение, то возмущенно чего-то требовал. Это был говорящий жук! И понятно, чего он требовал.

Саша осторожно посадил его на ветку, на то самое место, откуда взял.

Потом мы узнали, что наш жук назывался мускусным усачом и что говорить умеет не только он, но и многие другие усачи. Они скрипят благодаря трению одна о другую частей их хитинового панциря.

Именно к семейству усачей относится самый большой на свете жук-южноамериканский дровосек-титан. Он имеет длину 18 сантиметров! Самый большой жук тоже дровосек, уссурийский реликтовый, достигающий в длину 10 сантиметров. Правда, эти гиганты имеют не особенно длинные усы, по сравнению с размерами их тела, конечно.

1. Как еще называют жуков-усачей?

а) жук –лесоруб в)жук – дровосек

б)жук-бородач г)жук- олень

2. Каким было тело мускусного усача, которого встретили мальчики?

а) длинное, толстое в)тонкое, короткое

б) короткое, худое г)тонкое, стройное

3. Заполни пропуски словами из текста

Весь он был изысканно ________________________ и каким-то роскошно _________________, цвета ___________________________ и ________________________, то почти ________________________, то ________________________________________, в зависимости от того, с какой стороны я на него смотрел.

4. С каким редким жуком люди раньше боролись, как с «вредителем»?

а) с уссурийским реликтовым усачом в) с мускусным усачом

б)с дубовым усачом г)с длинноусым усачом

5. За что жуки-усачи получили своё второе название жуки-дровосеки ? Найди и выпиши предложение из текста.

6. Благодаря чему умеют «говорить» многие жуки –усачи?

а) благодаря трению надкрыльев друг об друга.

б) благодаря трению одна о другую частей хитинового панциря.

в)благодаря трению лапок друг об дуга

г)благодаря колебаниям воздуха при взмахе крыльев

7. За что мускусный усач отчитывал(ругал) ребят?

а) за недостойное поведение в) за плохое настроение

б)за плохую учёбу г)за крики в лесу

9. Сколько видов жуков-усачей насчитывается в нашей стране?

а) примерно девяносто видов в) примерно девятьсот видов

б) примерно девять видов г) примерно девять тысяч видов

10. Восстановите последовательность пунктов плана прочитанного текста.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *