Что означает слово россия
Значение слова «россия»
Столица — Москва. Государственный язык — русский.
В состав Российской Федерации входят 85 субъектов, 46 из которых именуются областями, 22 — республиками, 9 — краями, 3 — городами федерального значения, 4 — автономными округами и 1 — автономной областью.
Россия граничит с восемнадцатью государствами (самый большой показатель в мире), включая два частично признанных и два непризнанных:
по суше — с Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Белоруссией, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Монголией, КНР, КНДР, Южной Осетией, Абхазией, ЛНР, ДНР;
по морю — с Японией и США.
Россия — многонациональное государство, отличающееся большим этнокультурным многообразием. Бо́льшая часть (около 75 %) населения относит себя к православию, что делает Россию страной с самым многочисленным православным населением в мире.
После распада СССР в конце 1991 года Российская Федерация была признана международным сообществом как государство-продолжатель СССР в вопросах ядерного потенциала, внешнего долга, государственной собственности за рубежом, а также членства в Совете Безопасности ООН. Россия состоит в ряде международных организаций — ООН, ОБСЕ, Совет Европы, ЕАЭС, СНГ, ОЧЭС, ОДКБ, ГКМЧП, ВОИС, ММО, ВТО, ЮНВТО, ВФП, ШОС, АТЭС, БРИКС, КООМЕТ, МОК, МЭК, ISO, EUREKA, IRENA, G20 и других.
По данным Всемирного банка, объём ВВП по ППС за 2014 год составил 3,745 трлн долларов (25 636 долларов на человека). Денежная единица — российский рубль (усреднённы
Росси́я
1. полит. государство, за которым закреплена власть над территорией восточной части Европы и северной части Азии ◆ Россия — священная наша держава! // Россия — любимая наша страна! // Могучая воля, великая слава — // Твоё достоянье на все времена! С. В. Михалков, Г. Эль-Регистан, «Гимн Российской Федерации», 2000 г. (цитата из Викитеки) ◆ Естественно, что любое национальное государство, в том числе Россия, рассматривает проблему деструктивной деятельности. Мария Козлова, «Свобода совести и светскость государства: проблемы и решения (1 часть)», 2004 г. // «Адвокат» (цитата из НКРЯ) ◆ Как Вы могли бы прокомментировать данное решение, насколько оно отвечает практическим задачам борьбы с международным терроризмом в рамках проводимого Россией внешнеполитического курса? А. В. Конузин, «Интервью по вопросам КТК», 2004 г. // «Дипломатический вестник» (цитата из НКРЯ)
2. геогр. полит. территория России [1] ◆ Россия — священная наша держава! // Россия — любимая наша страна! // Могучая воля, великая слава — // Твоё достоянье на все времена! С. В. Михалков, Г. Эль-Регистан, «Гимн Российской Федерации», 2000 г. (цитата из Викитеки) ◆ С этим наставлением, которое спасло бы множество жизней в голодные годы, будь оно услышано, Дюма покинул Россию. «Рецепты национальных кухонь: Франция», 2000–2005 г. (цитата из НКРЯ)
3. перен. народ России, связанные с этим народом культура, устои, уклад и т. п. ◆ Умом Россию не понять.
Что означает слово россия
Современная наука не дает единого ответа на вопрос, как появилось слово «Русь». Большинство исследователей отмечает, что первоначально русью назывался народ или племя — по аналогии с племенами чудь, весь, корсь. Повесть временных лет в начале XII века сообщала о событиях 862 года: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы». Под 882 годом в том же источнике указывалось: «И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью». Академик Дмитрий Лихачев уточнял, что оставалось неясно, прозывались ли русью только «прочие» или все вместе — варяги, славяне (вероятно, автор имел в виду племя словен) и другие.
Многочисленные гипотезы о происхождении слова «Русь» можно разделить на три группы. Норманская теория возводит «Русь» к финскому Ruotsi, что значит «Швеция». С XVIII века норманисты пытались доказать, что шведы варяги, пришедшие на Русь во главе с Рюриком, дали покоренным племенам свое название. Современные исследователи эту теорию критикуют, ведь в скандинавских источниках нет упоминаний о подобных событиях. Ученые спорят и о том, кем были варяги. Принято считать, что это скандинавы германского происхождения, однако существует версия, что варяги жили на южном побережье Балтийского моря и были славянским племенем. Она объясняет слова летописца о варягах, называвшихся «русью» и противопоставленных шведам. Эта версия не отрицает, что русские князья приглашали в наемники скандинавов. О путешествиях на Русь «на заработки» сообщалось и в северогерманских источниках.
Вторая теория о происхождении слова «Русь» — индоарийская. Согласно ей, слово имеет индоарийский корень ruksa-/ru(s)sa- («свет, светлый») и «Русь» переводится как «Белая сторона». Третья теория — славянская. Праславянский корень rud-/rus- имеет значение «красный, рыжий». Сторонники этой теории предполагают, что народ получил имя либо по названию реки Рось — правого притока Днепра, — либо по названию города Руса (ныне — Старая Русса). Есть версия, что «русь» родственна «руслу» и могла обозначать ложбину, по которой протекает река. Так как восточные славяне селились по рекам, они могли называть себя «речным» народом подобно тому, как бедуины именуют себя «жителями пустынь», а приморские чукчи — «морскими жителями».
После возникновения в начале IX века государства восточных славян, под названием Русь объединились разные племена. Но в период феодальной раздробленности XII–XIV веков Русью часто называли лишь отдельные «центральные» княжества. Так, в новгородских документах о Руси говорилось как о сопредельных землях — сами новгородцы не считали свою республику частью Руси.
В сирийской хронике VI века упоминался народ hros или hrus, живший в Предкавказье. Имел ли он отношение к русам, доподлинно неизвестно. Византийцы, постоянно контактировавшие с восточными славянами, с IX века упоминали в документах неких росов. В православной Византии это название появилось не от слова «Русь», а из Священного писания, где упоминается воинственный северный народ рош. По-гречески еврейский звук [ш] произносился как [с], и потому библейское племя рош превратилось в росов. Отмечалось также, что имя свое росы получили за внешность, однако древние авторы не поясняли, о каких особенностях внешности шла речь. Но, учитывая корень «красный, рыжий», ученые предположили, что росы были светловолосы и красны лицом. Последнее могло быть последствием пребывания северян на южном солнце.
В сочинении византийского императора Константина Багрянородного «О церемониях» X века впервые встречается слово Rosia — страна росов. Слово быстро вошло в книжный обиход и из греческих церковных книг в конце XIV — начале XV века попало в русский язык. Уже в XV веке в русских записях понятия «Русь» и «Росия» (с одной «с») стали употребляться на равных. В документах XVII века второе слово стало встречаться чаще, чем «Русь», и писалось уже через удвоенное «с» — вероятно, по аналогии со словом «русский». При Иване Грозном, принявшем в 1547 году титул царя, великое княжество Московское стало именоваться Русским царством (или на византийский манер — Российским). В 1721 году Петр I переименовал Российское царство в Российскую империю.
Слово «Русь» стало употребляться только в историческом или поэтическом контексте. Производное от него — «русский» — означало и до сих пор означает национальный признак. Производное от России — «российский» — значит «принадлежность к России, проживание в ней». В Сибири и на Дальнем Востоке слово «Россия» до сих пор используется и в узком значении — «европейская часть страны».
Современная наука не дает единого ответа на вопрос, как появилось слово «Русь». Большинство исследователей отмечает, что первоначально русью назывался народ или племя — по аналогии с племенами чудь, весь, корсь. Повесть временных лет в начале XII века сообщала о событиях 862 года: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы». Под 882 годом в том же источнике указывалось: «И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью». Академик Дмитрий Лихачев уточнял, что оставалось неясно, прозывались ли русью только «прочие» или все вместе — варяги, славяне (вероятно, автор имел в виду племя словен) и другие.
Многочисленные гипотезы о происхождении слова «Русь» можно разделить на три группы. Норманская теория возводит «Русь» к финскому Ruotsi, что значит «Швеция». С XVIII века норманисты пытались доказать, что шведы варяги, пришедшие на Русь во главе с Рюриком, дали покоренным племенам свое название. Современные исследователи эту теорию критикуют, ведь в скандинавских источниках нет упоминаний о подобных событиях. Ученые спорят и о том, кем были варяги. Принято считать, что это скандинавы германского происхождения, однако существует версия, что варяги жили на южном побережье Балтийского моря и были славянским племенем. Она объясняет слова летописца о варягах, называвшихся «русью» и противопоставленных шведам. Эта версия не отрицает, что русские князья приглашали в наемники скандинавов. О путешествиях на Русь «на заработки» сообщалось и в северогерманских источниках.
Вторая теория о происхождении слова «Русь» — индоарийская. Согласно ей, слово имеет индоарийский корень ruksa-/ru(s)sa- («свет, светлый») и «Русь» переводится как «Белая сторона». Третья теория — славянская. Праславянский корень rud-/rus- имеет значение «красный, рыжий». Сторонники этой теории предполагают, что народ получил имя либо по названию реки Рось — правого притока Днепра, — либо по названию города Руса (ныне — Старая Русса). Есть версия, что «русь» родственна «руслу» и могла обозначать ложбину, по которой протекает река. Так как восточные славяне селились по рекам, они могли называть себя «речным» народом подобно тому, как бедуины именуют себя «жителями пустынь», а приморские чукчи — «морскими жителями».
После возникновения в начале IX века государства восточных славян, под названием Русь объединились разные племена. Но в период феодальной раздробленности XII–XIV веков Русью часто называли лишь отдельные «центральные» княжества. Так, в новгородских документах о Руси говорилось как о сопредельных землях — сами новгородцы не считали свою республику частью Руси.
В сирийской хронике VI века упоминался народ hros или hrus, живший в Предкавказье. Имел ли он отношение к русам, доподлинно неизвестно. Византийцы, постоянно контактировавшие с восточными славянами, с IX века упоминали в документах неких росов. В православной Византии это название появилось не от слова «Русь», а из Священного писания, где упоминается воинственный северный народ рош. По-гречески еврейский звук [ш] произносился как [с], и потому библейское племя рош превратилось в росов. Отмечалось также, что имя свое росы получили за внешность, однако древние авторы не поясняли, о каких особенностях внешности шла речь. Но, учитывая корень «красный, рыжий», ученые предположили, что росы были светловолосы и красны лицом. Последнее могло быть последствием пребывания северян на южном солнце.
В сочинении византийского императора Константина Багрянородного «О церемониях» X века впервые встречается слово Rosia — страна росов. Слово быстро вошло в книжный обиход и из греческих церковных книг в конце XIV — начале XV века попало в русский язык. Уже в XV веке в русских записях понятия «Русь» и «Росия» (с одной «с») стали употребляться на равных. В документах XVII века второе слово стало встречаться чаще, чем «Русь», и писалось уже через удвоенное «с» — вероятно, по аналогии со словом «русский». При Иване Грозном, принявшем в 1547 году титул царя, великое княжество Московское стало именоваться Русским царством (или на византийский манер — Российским). В 1721 году Петр I переименовал Российское царство в Российскую империю.
Слово «Русь» стало употребляться только в историческом или поэтическом контексте. Производное от него — «русский» — означало и до сих пор означает национальный признак. Производное от России — «российский» — значит «принадлежность к России, проживание в ней». В Сибири и на Дальнем Востоке слово «Россия» до сих пор используется и в узком значении — «европейская часть страны».
Значение слова россия
Политическая наука: Словарь-справочник
Топонимический словарь Амурской области
Российская Федерация. В ее составе находится Амурская область. В основе названия Россия находится этноним русь. Существуют различные гипотезы его происхождения. Согласно наиболее обоснованной в историческом и лингвинистическом отношении гипотезе, этноним русь в I тысячелетии применялся прибалтийскими финнами для обозначения шведов, селившихся в южном Приладожье. В IX-X вв. шведские поселенцы расстворились среди славянского населения, и этим этнонимом стали обозначать славян новгородского Северо-Запада. Затем название русь постепенно распространяется на всех восточных славян, и этноним русь превращается в Русь – название Киевского государства. Это название государства употребляется во всех памятниках русской письменности XI-XIV вв. В XV-XVI вв. в русск. употреблене входит название Росия, возникшее в X в. в Византии, где превращение русь в рось было обусловлено фонетическими особенностями греческого языка, а окончание –ия было обычным для греческих названий стран. C XVIII в. в употребление входит написание Россия. Современное официальное название – Российская Федерация – принято 25 декабря 1991 г.
Гаспаров. Записи и выписки
♦ Французский посол при Николае I писал, что русская администрация напоминает театр, где идут одни генеральные ре петиции.
♦ Россия гибнет не от злоупотребления, а от исполнения каждым своей должности (потому что каждый сидит не на своем месте), — А. Жемчужников в записной книжке.
…и выбрал Моисей из всего Израиля СПОСОБНЫХ
людей и поставил их НАЧАЛЬНИКАМИ (РОШ) народа
Исход 18:25
Русь (древнерус. Роусь) — историческое название земель Киевской Руси, с XII века, имя переходит и на удельные княжества, с XVI—XVII вв. этноним Русь употребляется в форме Рос(с)ия, позже этот термин становится официальным.
В сер. XVI в. появляется термин «Святая Русь», возникновение которого связывают с возвышением Московского княжества, что соответственно потребовало религиозно-философского осмысления, старец псковского монастыря Филофей в письме московскому князю Василию III обосновал это явление следующим образом:
«два убо Рима падоша (Рим и Константинополь), а третий стоитъ (Москва), а четвертому не быти. … да в;сть твоа держава, благочестивый царю, яко вся царства православныя христианьския в;ры снидошася въ твое ЕДИНО царство: ЕДИНЪ ты во всей поднебесной христианом царь».
Таким образом, в представлениях деятелей того времени сформировался программный лозунг развития Московской Руси, в лексике отмечен постепенный переход от термина Русь (ограниченная территория) к термину РОССИЯ («единая в поднебесной» по Филофею). А как же иначе, Бог – един (ивр. АДОНАЙ), следовательно, и наместник его на земле ЦАРЬ, тоже должен быть АДОНом (хозяином, властелином), иудаизм – религия ЕДИНСТВА?
Справочник «Русский язык XI-XVII вв.», Академия Наук. М., 1997.
Всея РОСИА царь и великий князь (об Иване IV), Сильв. Послан., 1553.
РОССИЯ (РОСИЯ), термин, очевидно, делится на два корня – РОСС + ИЯ (некоторые думают, что это окончание) = ивр. И, ИА краткое написание имени Бога в текстах, Господь; Россия – это ведь страна Бога, Русь Святая (кто-то полагает иначе?), мы определились с одним термином – нам осталось узнать СМЫСЛ понятия РОСС.
2) Ирма Хайнман «Еврейская диаспора и Русь», Иерусалим, 1983
Автор на основании изучения арабских, еврейских и византийских источников и трактовок понятий на основе иврита, приходит к выводу, что «Русь» являлась крупной торгово-военной и религиозной организацией объединения еврейских купцов «Радания», которая осуществляло торговые операции в бассейнах Средиземного, Черного и Каспийского морей. Эта «корпорация» средневековья имела сухопутные маршруты, с запада на восток через Прагу и Киев, к IX в. «Русью» были освоены торговые пути по Днепру и Волге с выходом в Балтийское море и Скандинавию; Ибн Хордадбек зафиксировал существование в IX в. международной организации еврейских купцов «Радания».
Используя различные источники, И. Хайнман проводит анализ имени «РОС», она считает, что свидетельства арабского историка Ибн–Руста (X) можно считать обобщенными сведениями о «Руси» и позволяют локализовать это торговое сообщество в IX-X вв. на Таманском полуострове.
— Живут на острове, окружность острова 3 дня пути, остров окружен озером (Азовское море называли – озеро Меотида).
— Остров покрыт лесом и болотами, нездоров и сыр.
Дельта р. Кубань до сих пор представляет 180 км полосу, сплошь покрытую озерами и болотами; стоит наступить ногой на землю, и она трясётся, по причине (рыхлости) обилия в ней воды. Этот признак характерен для региона и в наше время, на реке Кубань, Таманском и Керченском полуострове – грязевые вулканы, они извергают грязевые массы, особенно много Г. В. в дельте рек (БСЭ., т. 7, с. 418.);
— Имеют царя (каган Русь); набеги на славян совершают на кораблях, торгуют людьми, которых продают хазарам и болгарам.
КОХЕН (КОГЕН), КОГАНИ ;;;;;; священник (высокая должность, пост, сан); мы знаем, что титул «каган» связан с выполнением в первую очередь сакральных обязанностей (кн. Владимир именовался каганом).
— Пашен не имеют, имущества (недвижимости) не имеют; промысел единственный – торговля соболями и мехами; чистоплотны, добры к приезжим, вооружены сулейманскими мечами, набеги и битвы совершают на кораблях, лошадьми не пользуются (та же специализация и в Киевской Руси).
И. Хайнман считает, что религиозный состав крымских торговых диаспор был пестрым: одни состояли в иудеях, часть была эллинизированна, существовало также много сект: караимы (VIII в.), самаритяне и другие. Еврейские общины являлись очагами распространения христианства, они составляли ядро сформировавшейся в Северном Причерноморье в VI-VII вв. военно-торговой организации «Русь», которая позже распространила свое влияние на всю Восточно-Европейскую долину, и сыграли решающую роль при формировании Киевской Руси.
Итак, израильский историк И. Хайнман определила регион базирования Черноморской Руси – Крым и Таманский полуостров (также место дислокации болгар), указала на торговые связи «Руси» с болгарами, и что особенно важно она использовала для объяснения общественных явлений древнееврейский язык – иврит.
Происхождение имя «Русь» И. Хайнман связывает с ивр. РАША злодей, так называли евреев отвергавших иудаизм в пользу язычества.
С точки зрения философии любое явление содержащее ЗЛО, носителем которого являются материальные объекты, в первую очередь люди, влечет за собой наступление ХАОСА и беспорядка в мире, что приводит в конечном итоге к разрушению самого субъекта действия – НОСИТЕЛЯ ЗЛА. Выводы мудрецов Талмуда и философская трактовка явления ЗЛА – совпадают, очевиден факт заимствования идей иудаизма.
3) Этимология иврита и образы иудаизма
а) Иврит
Итак, Русь на Днепре НЕ РАСПАЛАСЬ, следовательно, термин не может быть «ЗЛОДЕЙСКИМ», содержать в себе понятие «ЗЛА», наоборот он должен быть – ОРГАНИЗУЩИМ и СОЗИДАТЕЛЬНЫМ, указывать на новое социальное иудеохристианское ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ.
Второзаконье 1:15: «И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых, и испытанных, и сделал их начальниками (РОШ) над вами».
РУСЬ, РОССЫ = ивр. РОШ руководить, глава, голова, вершина, князь, начальник, правитель, вождь, первый, высший.
РОСС+ИЯ = РОШ (правитель) + ИА (Бог) = правитель осуществляющий управление территорией на основе доктрины иудеохристианства (правитель по воле Бога, от Бога); собственно РУСКАЯ ИДЕЯ – МОНАРХИЯ + БОГ (православие), позже прибавили НАРОД.
Так как в международных языках того времени (греческом и латинском) не было буквы «Ш», в международном праве и дипломатии (документах) соответственно оформилось имя – РОС, РОСС; при транслитерации с иврита на другие языки буква иврита ШИН, СИН (Ш-С) передавалась через сдвоенное «СС» или «С».
На территории Киевской Руси за классом администраторов закрепилось имя – РОСЫ, РОССЫ; при появлении городов и концентрации населения (водный путь «из варяг в греки» способствовал централизации, усвоению единой идеологии и терминологии), имя перешло на формирующуюся народность – Русь.
б) Образ РОШ в книгах Библии
Исход 6:25: «Вот НАЧАЛЬНИКИ (РОШ) поколений левитских, по семействам их».
Исход 18:25: «и выбрал Моисей из всего Израиля СПОСОБНЫХ людей и поставил их НАЧАЛЬНИКАМИ (РОШ) народа».
Второзаконье 1:15: «И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых, и испытанных, и сделал их начальниками (РОШ) над вами».
Второзаконье 29:10: «Все вы сегодня стоите пред лицеем Господа Бога вашего, начальники (РОШ) колен ваших, старейшины ваши, надзиратели ваши, все Израильтяне».
3 Цар. 8:1: «Тогда созвал Соломон старейшин Изралиевых и всех начальников (РОШ) колен»; и т.д.
Таким образом, проведя исследования терминов Русь и Россия, мы выявили ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ код (смысл), философско-идеологическое значение этих терминов.
Русь – региональное военно-торговое объединение на Днепре, организованное Хазарским каганатом и еврейскими общинами Крыма и Тамани (филиал, колено Руси Крымской), как пограничная и перевалочная зона (пункт) в общей торговой системе Европа – Азия, около 840 года. Первоначально, ПРАВИТЕЛЕЙ (РОШ) очевидно назначал хазарский каган (иудаизм и иврит), при Святославе Игоревиче, в связи с распадом Хазарского каганата (экологическая катастрофа, наводнение?) территория Поднепровья в 969 г. выделилась в самостоятельное княжество.
Терминология иврита и образы иудаизма «ВЫПИРАЮТ» из русского языка настолько очевидно, что оставить это явление без объяснения – невозможно; неизвестный автор в анонимном сборнике «Еврейские мелодии», очень тонко подметил «КРАМОЛЬНУЮ» проблему:
«Нам осмыслить народов призвание
помогает имен их звучание.
Каковое порой сообщает явно больше, чем кто-то желает.
Имена, имена, имена,
вам завидная доля дана:
ведь как часто по виду имен
узнаём мы, кто с чем сопряжен». …
«Ядовитей, чем стрелы слова;
ведь жидовским же Рош – «Голова»
нарекалась Росс-ия сама …».
Имя — росы: как меняется название России в разных странах и эпохах
12 июня — День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. Портал «Кубань 24» рассказывает об истории названия нашей страны, и как Россию называют другие народы.
Рош и Rosia
Единого мнения о происхождении слов «Русь» и «Россия» нет. Существует несколько версий, и каждая из них имеет и сторонников, и скептиков. Тем не менее письменные источники позволяют проследить и появление слова «Русь», и как оно преобразовалось в «Россия».
Первые упоминания о племени под названием «русь» относятся к сирийской хронике VI века. Там указывается народы «hros» и «hrus» и местом обитания указываются территории севернее и западнее Кавказа.
В документах Византии «росы», как народ, упоминаются с IX века. При этом многие историки считают, что там это название появилось не от слова «русь», а из Священного писания, в котором упоминается воинственный северный народ «рош». В греческом еврейский звук «ш» произносился как «с». Потому племя «рош» превратилось в «рос».
Уже Х веке в сочинении византийского императора Константина Багрянородного «О церемониях» появляется слово «Rosia» — страна «росов».
Константин VII Багрянородный. Фото freesofiatour.com
От Гардарики — к Московии
Впрочем «Rosia» в ту пору еще не имела широкого распространения. Тем более, что и России тогда еще по сути не существовало. В том же Х веке арабские летописцы использовали слово «Ас-Славия», что созвучно со словом «славяне». Следует заметить, что Ас-Славией арабы называли земли современной Новгородской и Псковской областей.
В ту же эпоху европейские источники зафиксировали скандинавское название нынешних земель центральной и северной России — Гардарика. Дословный перевод — «страна крепостей».
Княжества, располагавшиеся в средние века на этих землях, не использовали в названиях корень «рус». И хотя в древнерусских летописях и литературных памятниках упоминаются и русы, и русские земли — как обобщающее понятие, сами княжества именуются по городам: Киевское, Владимирское, Новгород-Северское.
На западе же эти территории тоже называли совсем не Россией. На многих картах той поры восточнее Речи Посполитой помещали Тартарию. В XV-XVIII вв поляки, итальянцы и французы стали называть сформировавшееся русское государство «Московией». А в самой «Московии» в эту пору складывалось новое самоназвание.
От Руси — к России
После завершения периода феодальной раздробленности, в эпоху правления Ивана III и объединения русских земель вокруг Москвы, появляется словосочетание «Русское государство», а сам Иван III уже называл себя «Государем всея Руси».
Словосочетание «Российское государство» или просто «Россия» распространились намного позже — лишь при Иване Грозном. На это повлияло распространение светской и церковной греко-византийской литературы, где часто упоминается «Росия»/«Россия»/«Руссия». При принявшем титул царя Иване Грозном Московское государство значительно увеличилось в размерах, присоединив Астрахань, Казань и Сибирь, установились дипломатические и торговые отношения со многими странами. Именно тогда Россия, как название нашей страны, получило распространение в мире.
При Петре I Российское государство приобретает после Северной войны статус империи, и до революции 1917 года носит название Российская империя.
Петр I. Фото factroom.ru
От Руслана до Нга
В мире множество языков и диалектов. Нередко на них название нашей страны звучит смешно, необычно, но в большинстве случаев — узнаваемо, и основа вертится вокруг форм «Russia», «Rusia», «Расiа» или «Ресей» (на казахском).
Вот как звучит Россия на некоторых иностранных языках:
На иврите, литовском, сербском, хорватском, турецком, болгарском и на арабском Россия — просто «Русия». Всего в одну букву разница — «Русиа» — на индонезийском, итальянском, испанском.
В Польше мы «Росья». «Рузиа» — это уже на португальском, и «Руско» — на чешском.
На фризском диалекте (это язык севера Нидерландов) наша страна звучит почти по-пушкински — Руслан (Ruslan).
И даже у венгров — больших мастеров переиначить чужие названия — исходное звучание в наименовании нашей державы угадывается — «Оросорсаг». Но есть у России названия и хитроумнее.
Карта России на вьетнамском языке. Фото lordmb.livejournal.com
Сразу и не опознаешь
Как это часто бывает в истории, чем ближе сосед, тем сильнее его мнение о тебе отличается от общепринятого.
Например, для финнов и эстонцев Россия — совсем не Россия, а соответственно «Venäjä» («Веняйя») и «Venemaa» («Венемаа»). Эти названия восходят к имени венедов — древнего племени, жившего на берегах Балтийского моря и по мнению многих историков относившегося к славянам. Средневековые народы Прибалтики, в том числе предки финнов и эстонцев, распространили имя венедов на все славянские племена, с которыми им приходилось контактировать.
По такому же принципу Россия называется «Krievija» («Кривия») у латышей — их предки в древности соседствовали с восточнославянским племенем кривичей. Так и повелось.
Еще сложнее и запутаннее бывает с азиатскими языками.
Так на китайском Россия звучит как «Элосы». Это восходит к слову «урус». Так русских звали народы степи, через которых название и пришло в Китай (на современном монгольском Россия называется «Орос»). Но письмо в Китае иероглифическое, а каждый иероглиф имеет свой смысл. Иероглифы, которые обозначают комбинацию звуков «Элосы» — не исключение. Они могут быть переведены как «внезапная страна». Неожиданно, правда?
Еще абсурдней сложилось название России во Вьетнаме. Там наша страна называется «Нга». Нелепица образовалась по причине того, что вьетнамцы в свое время перенимали иероглифы у китайцев, но читали их по-своему.
То есть на письме в средневековом Вьетнаме Россия обозначалась теми же иероглифами, что в Китае означали Элосы — Внезапную страну. Но по-вьетнамски эти иероглифы читались как «Nga La Tư» («Нга ла ты»). А потом Вьетнам отказался от иероглифов в пользу латиницы, а звучание — Нга — осталось.