Что означает слово роспись в древнем египте
Росписи
Живопись в Египте всегда была неотъемлемой частью архитектуры и никогда не была самостоятельным видом искусства. Вся скульптура, круглая и рельеф, раскрашивалась без градаций оттенков, фигуры обводились контурами. Эти изобразительные принципы использовались также в стенной живописи, которая в эпоху Древнего царства была тесно связана с рельефным искусством. Именно в этот период распространились два основных вида техники стенной росписи: темперой по сухой поверхности и вкладка цветных паст в заранее сделанные углубления.
Самым ранним примером египетской живописи служат росписи гробницы в Иераконполе, относящейся к додинастическому периоду (предположительно герзейскому). Эти росписи, представляющие огромный интерес для археологов, настолько примитивны, что едва ли могут считаться искусством. Они упоминаются здесь только по той причине, что являются самым ранним из известных примеров живописных работ и, вероятно, самыми ранними в этой колыбели цивилизации, Восточном Средиземноморье.
Не сохранилось росписей времен I и II династий, но роспись в гробнице Нефер-маата, относящейся к III династии, показывает, что мог сделать египетский художник, имеющий в своем распоряжении крайне ограниченные средства. Художник изобразил гусей и, несмотря на примитивную технику – только контуры птиц, закрашенные в естественный цвет, и небольшие пучки травы, – картина в целом производит впечатление. Росписи в гробнице Хесира, относящейся тоже к III династии, на которой изображены разные предметы домашнего обихода, представляют интерес только для археологов. Росписи в гробницах Древнего царства не представляют художественной ценности, но заслуживают внимания с точки зрения цветовой гаммы.
До нас не дошли живописные работы эпохи Среднего царства, но сохранились росписи в гробницах номархов Менат-Хуфу (современный Бени-Хасан). Их делали местные художники, чье мастерство не идет ни в какое сравнение с художниками Мемфиса. Их попытки представить туловище в профиль не увенчались успехом, но их росписи отличают яркие краски и красивые узоры. В этот период живопись начинает заменять рельефы, возможно из-за дешевизны и в целях экономии времени.
В период правления XVIII династии основное место в украшении храмов и гробниц отдается росписям. Они украшают гробницы фиванских вельмож и чиновников. Аменхотеп II ввел моду украшать стены гробниц росписями, и этот обычай сохранялся до конца правления XX династии. Стены погребальной камеры Аменхотепа II выкрашены в цвет папируса, и на этом желтоватом фоне зелеными иероглифами написаны религиозные тексты. Темно-синий потолок усыпан светящимися звездами. На колоннах сохранились изображения фараона, приносящего жертвы Осирису, Анубису и Хатхор. По прошествии времени фараоны внесли изменения в оформление своих усыпальниц, и художники, изображая религиозные сцены, получили возможность использовать самые яркие краски палитры. Усыпальница Сети I – прекрасный пример такого оформления гробниц. Росписи подробнейшим образом рассказывают о плавании солнечной ладьи через двенадцать ночных часов по подземному Нилу. Художник изобразил бога Ра с головой барана, стоящего в окружении богов и богинь на ладье, завершающей ночное путешествие по подземному миру и вот-вот готового взойти на небо; астрономические созвездия и небесные светила, выполненные в виде диковинных зверей; египтян и известных им народов. Благодаря росписям погребальной камеры гробница Сети I по праву считается жемчужиной Долины царей.
В Телль-эль-Амарне, как и следовало ожидать, живопись претерпела коренные изменения, но здесь влияние Эхнатона пошло на пользу. Живописцы, в отличие от скульпторов, подхватили новые идеи. Они изображали животных в движении, использовали в качестве фона красивые цветы и растения для украшения храмов и дворцов Ахетатона, новой столицы, построенной Эхнатоном. Сохранился фрагмент росписи нижней части стены дворца в Телль-эль-Амарне, на котором изображены две сидящие у ног матери принцессы, дочери Эхнатона. Художник пытался обойти на тот момент непреодолимое препятствие: изобразить объемный предмет на плоской поверхности. Он попытался решить эту задачу, затемнив верхние части фигур и высветлив нижние.
В Поздний период росписями покрывали деревянные стелы, на которых обычно изображали подносящих приношения богам или умершим родственникам. Эти росписи, примитивные с точки зрения композиции и рисунка, поражают цветовой гаммой; чувствуется, что египетские художники были хорошими колористами. Что касается пейзажной живописи, то известна единственная роспись, относящаяся к этому периоду. На ней изображена гробница женщины по имени Зед-Амон-анх на краю пустыни; на переднем плане финиковые пальмы и сикомор; на заднем плане за гробницей возвышается утес. Фигура плакальщицы несоразмерно большая, но надо понимать, что с точки зрения египтянина без нее эта сцена не имела бы никакого смысла.
Обнаружено большое количество рисунков на папирусах начиная с периода правления XVIII династии, но особенно много относящихся к Позднему периоду. Среди этих изображений, описывающих приготовление и проведение погребения, работы по снабжению покойного и его кормление, моление богам, есть сцены, описывающие путь умершего в царство Осириса и пребывание в нем. Эти иллюстрации «книг иного мира», зачастую раскрашенные, демонстрируют филигранную работу живописцев.
Поначалу греческое искусство, которое появилось в Египте вместе с налаживанием торговых отношений между Грецией и Египтом, практически не оказало влияния на египетское искусство. Когда греческое влияние действительно сказалось на египетской скульптуре, так это при Птолемеях; о живописи ничего сказать нельзя, поскольку не сохранилось никаких живописных работ. Только в римский период опять появились росписи, причем только в одном районе страны, в Фаюме, там, где Птолемеи основали поселения для иностранных наемников и обитавших в Дельте греков. Фаюмские портреты – это синтетический сплав греческой и египетской культур; египетской, поскольку они использовались в египетском погребальном обряде, придя на смену портретным саркофагам, а греческой – по стилю, настроению и, возможно, по технике.
При римлянах, похоже, полностью исчезло исконно египетское искусство, впрочем, как и древняя религия и письменность Египта. В погоне за чужими художественными идеями и методами художники превратились в копировщиков, вместо того чтобы оставаться творцами. Однако с введением христианства появляется новое направление в искусстве, настолько тесно связанное с древним, что возникает вопрос: было ли это действительно новое направление или возрождение древнего искусства? К тому времени коптские художники научились рисовать человеческую фигуру анфас и активно использовали вновь обретенную способность. Но нельзя не заметить, что прекрасные образы, строгие линии и выражения лиц имеют огромное сходство с творениями древних художников. Эти работы напоминают и работы византийских мастеров. Однако расцвет византийского искусства произошел значительно позже, а значит, можно предположить, что византийские художники черпали вдохновение в египетском искусстве. На протяжении столетий византийское искусство оказывало огромное влияние на европейское искусство, но похоже, подобно искусству многих стран, взяло свое начало в долине Нила.
Сложившиеся в древности каноны и традиции, сохраняясь тысячелетиями, передавались из поколения в поколение. Устойчивость религиозных представлений и культовое назначение памятников искусства определили веками установленные строгие правила выбора тем, расположения сцен в рельефах и живописи, утверждения поз и жестов в круглой скульптуре. Однако, создавая рисунки на папирусе, художник вел себя более легкомысленно. Привлекает внимание детальный чертеж двери. Интересны наброски сцен повседневной жизни. Они дают более четкое представление о художественных способностях египтян, чем многие рисунки и росписи.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Роспись в Древнем Египте: примеры и исторические факты
Рельефы и росписи Древнего Египта
Наверняка общее представление о рельефах Египта имеется у каждого. И это не удивительно, ведь что такое роспись в Древнем Египте? По сути она представляла собой строго отпределенные картины. Так, все люди изображались здесь строго лицом, руками и ногами в профиль, а телом в фас. Такое изображение, по мнению египтян, наиболее точно позволяло передавать пропорции и особенности человеческого тела. В первую очередь рельефы относились к духовной жизни общества, что позволило сохранить каноны неизменнными на протяжении практически 2,5 тысячелетий.
Наивысший пик расцвета этого искусства пришелся в Египте на 14 век до н.э. Египтяне тысячелетиями оттачивали навыки изображения, что в конечном итоге позволило им создать самые точные и четкие линии и повторяющиеся изображения.
Что изображали росписи
Где выполнялись росписи
Также настенные росписи Древнего Египта делались в храмах, посвященных различным богам. В этом случае они рассказывали уже о мифах, легендах и представлениях египтян о том или ином божестве.
Как египтяне делали росписи
Для того чтобы понять, что такое роспись в Древнем Египте, необходимо узнать, как они изготавливались. Первоначально египтяне делали углубления в качестве контуров рисунка, а затем при необходимости заполняли их красками. Причем краски использовали только натуральные и естественных цветов: красные, желтые, зеленые, синие и черные. Этого вполне хватало для того, чтобы выразить намерения автора. Причем цвета выражали не только тот или иной оттенок, но передавали саму душу окрашенного объекта. Так, например, зеленый цвет служил олицетворением добра.
Изготовление росписи шло в три этапа: первоначальная роспись, вырезание углублений и окончательная роспись. Как ни странно, некоторые росписи сохранили свой цвет даже до наших дней.
Египетский орнамент: описание и особенности
Среди предметов культурного наследия различных стран и эпох красота египетского орнамента занимает особое место. Эти самобытные рисунки окутаны множеством мифов и легенд. Ученые и искусствоведы пытаются трактовать их скрытый смысл, но вряд ли им когда-нибудь удастся раскрыть все секреты. В этих мотивах часто черпают вдохновение дизайнеры одежды, интерьеров и мебели, вдохновленные величием и загадочностью рисунков страны фараонов. В данной статье вы узнаете о разновидностях орнаментов египетского стиля. Также вы узнаете, как научиться рисовать характерные для этой страны геометрические узоры.
Виды орнаментов
Прежде чем углубляться в разнообразие египетских узоров, следует узнать, что собой представляет данный термин.
Существует два способа их классификации в целом. Они делятся по:
По способу размещения элементов в композиции они делятся на:
Характер составляющих узор деталей может быть следующим:
Разновидности египетского орнамента
В Древнем Египте раньше остальных стран появились геометрические узоры, которые отличались относительной простотой и выстраивались по линейному принципу. Их основными элементами были прямые линии, круги, точки, прямоугольники, конусы. С развитием империи они усложнялись: сначала в орнаментах соединились растительные и животные мотивы, затем добавились иероглифы. Все элементы по-прежнему выстраивались линейно. Помимо усложнения внешнего вида рисунков, появилась бо́льшая смысловая нагрузка. Теперь по ним можно было читать, потому как рисунки, наравне с иероглифами, приобрели общепринятое и понятное всем значение. Изображаемые объекты наделялись религиозным и символическим смыслом, это был основополагающий принцип выбора элементов рисунка. Несмотря на явное совершенствование египетского искусства, орнаментам всех периодов присуще смягчение и скругление форм, придание им пластичности. Преобладающие цвета, использовавшиеся в создании узоров, это сине-голубые оттенки, кирпично-красный, желто-золотой, темный зеленый, кремовый и черный цвет. Созданные в этой стране произведения искусства обладали сдержанностью, утонченностью и строгой последовательностью.
Египетский орнамент в полосе
Линейно выстроенные узоры из геометрических символов формировали длинные нарисованные ленты. Несмотря на то что они являлись самой примитивной формой рисунков в Древнем Египте, в них уже было отображение окружающего растительного мира. Элементарные геометрические символы образовывали нечто похожее на цветы и деревья. По мере развития этого искусства орнаменты будут становиться более детализированными и полосы перестанут так широко использоваться, но именно эти узоры послужили прототипом усовершенствованного искусства.
Растительные элементы в узорах
Анималистические мотивы
Так как жук-скарабей считался священным, его изображение включалось в египетский орнамент чаще всех остальных животных. Он был символом бессмертия, счастья, защитником от болезней и бед. Другими популярными изображениями были рисунки священной птицы бену, которая олицетворяла воскрешение; змеи, поедающей свой хвост (восстановление справедливости), а также антилопы, рыбы, обезьяны.
Вместе с тем на египетских рисунках можно увидеть изображения богов или их символов:
Рисуем узоры Египта
Для того чтобы понять, как поэтапно нарисовать египетский орнамент, нужно разобраться с главными понятиями, определяющими будущий рисунок, и основными изображаемыми элементами.
К примеру, в узоре могут быть три мотива: скарабей, лотос и символ «анх». Будучи расположенными в этой же последовательности, они образуют законченный раппорт, который повторяется неограниченное число раз (все мотивы циклично следуют друг за другом).
Узнав основные понятия, следует выбрать изображаемые мотивы. Самым простым является геометрический растительный узор. Его можно нарисовать следующим образом:
Далее закрасьте все области понравившимися цветами и, завершив орнамент, наслаждайтесь полученным результатом!
ГДЗ история древнего мира 5 класс Никишин, Стрелков Русское Слово 2020 Задание: 12 Культура Древнего Египта
Стр. 65. Ключевые вопросы
№ 1. Что означает понятие «культура»?
Слово «культура» означает «возделывание, выращивание». Культура — это всё, что создано человеком: произведения искусства и ремесленные изделия, научные знания, литература, обычаи. Изучая культуру народов и стран далёкого прошлого, можно понять, как люди в те времена относились к окружающему миру, к другим людям, к обществу в целом и к самим себе.
№ 2. В чём состояли достижения древних египтян в искусстве, науках?
Возведение египтянами храмов, пирамид и скальных гробниц, украшенных рельефами и росписями, изготовление статуй было тесно связано с их религией. Но одновременно все эти здания, изображения и предметы являются достижениями древнеегипетского искусства. Особенно это касается пирамид, которые являются одним из Семи чудес света.
Достижением египтян является также уникальная живопись и скульптура. Ноги и голову человека показывали сбоку, а верхняя часть тела и глаза были обращены на зрителя. Египтяне считали, что нужно показать человеческую фигуру с разных сторон, отметить особенности лба, носа, подбородка. Статуи всегда показывают людей в расцвете сил и красоты. Боги всегда были большого роста; фараон обычно гораздо выше своих вельмож и простолюдинов. Мужчин изображали загорелыми, а знатных египтянок — светлокожими.
Египтяне достигли больших успехов в математике, астрономии и медицине. Математика была необходима для строительных работ. Египтяне умели складывать, вычитать, умножать и делить числа, знали дроби, относительно точно определяли площадь круга.
Развитие астрономии было связано с земледелием. Египтяне установили, что разлив Нила начинается с восходом звезды Сириус. С этого дня (19 июля) они начинали год, который делили на 12 месяцев по 30 дней, а в конце его добавляли 5 праздничных дней.
В Древнем Египте была хорошо развита медицина. Большие знания в этой области накопили древнеегипетские жрецы. При некоторых храмах существовали медицинские школы. Древнеегипетские врачи умели лечить зубы, глазные болезни, делать хирургические операции. До наших дней дошло несколько древнеегипетских папирусов по медицине. В них приведены описания многих болезней, рецепты лекарств от них и способы лечения. Наряду с лекарственными средствами древнеегипетские врачи нередко прибегали к магии.
Стр. 70. Вопрос в рубрике «Работа с источником»
Из поучений писцов ученикам
№ 1. О каких выгодах и достоинствах должности писца говорится в поучениях?
Согласно тексту выгодами должности писца являются:
— освобождение от всяких повинностей и от работы мотыгой.
— у писцов гладкое тело и мягкая рука.
— писцов все почитают и приветствуют.
— писцы — у ног фараона и внимают словам его.
№ 2. Какие требования к ученикам содержатся в приведённом отрывке? Каким аргументом они подкрепляются?
В приведенном отрывке содержатся требования к ученикам. Они должны были ежедневно читать, молча решать задачи, не проводить ни одного дня в безделье. В противном случае последует наказание прутьями.
Стр. 70. Итоговые вопросы
№ 1. Какие приёмы изображения людей на рисунках, в скульптурах существовали у древних египтян? Покажите на примерах иллюстраций учебника. Какое впечатление эти изображения производят в наше время?
На египетских изображениях ноги и голову человека показывали сбоку, а верхняя часть тела и глаза были обращены на зрителя. Египтяне считали, что нужно показать человеческую фигуру с разных сторон, отметить особенности лба, носа, подбородка. Статуи всегда показывают людей в расцвете сил и красоты. Боги всегда были большого роста; фараон обычно гораздо выше своих вельмож и простолюдинов. Мужчин изображали загорелыми, а знатных египтянок — светлокожими.
— Золотая маска мумии фараона Тутанхамона (стр. 46);
— Вельможа на охоте. Роспись древнеегипетской гробницы (стр. 46). Мужчина изображен загорелым;
— Рамсес II и пленные хетты (стр. 57). Фараон выше пленных хеттов.
Египтяне внесли огромный вклад в мировую культуру. Достижением египтян является уникальная живопись и скульптура. Подобных изображений нет больше ни в одной культуре. Египтяне считали, что изображения и скульптуры должны быть на века. И даже сегодня культурное наследие Древнего Египта вызывает интерес у многих людей.
№ 2. Что представляла собой письменность древних египтян? Какие материалы использовались для письма? Кто и как сумел расшифровать древнеегипетскую письменность?
Древнеегипетская письменность возникла в конце IV тысячелетия до н.э. Она состояла из изображений птиц, животных, насекомых, фигурок людей и неодушевлённых предметов. Такие знаки древние греки назвали иероглифами (священными рисунками). Одни иероглифы обозначали отдельные слова, другие — согласные звуки или их сочетание.
Египтяне писали на папирусе. Его стебли разделяли на тонкие полоски, которые укладывали одну на другую вдоль и поперёк. Полоски клали под пресс, в результате чего они склеивались соком папируса. Затем их высушивали и соединяли в длинную ленту, которую сворачивали трубкой. Так получали папирусный свиток.
Писали на папирусе чёрной и красной красками с помощью тростниковой палочки. Папирус был дорог, поэтому нередко в быту для записей использовали глиняные черепки или плоские камни. Иероглифами египтяне высекали на стенах храмов и гробниц обращения к богам, указы фараонов и другие важные надписи. Но писать ими на папирусе было слишком долго. Поэтому писцы придумали упрощённые формы иероглифов.
Папирусные свитки хорошо сохраняются в жарком климате и песке. Каждый древний папирус представляет собой огромную научную ценность. На папирусах делали записи о правлении фараонов, хозяйственные документы, повести, стихи и сказки, научные сочинения.
Многие из этих текстов были прочитаны благодаря тому, что в 1822 году французский учёный-египтолог Жан Франсуа Шампольон расшифровал древнеегипетские иероглифы. Шампольон ещё в детстве проявил выдающиеся способности к иностранным языкам. Его увлекала история древних государств, особенно Древнего Египта. К 16 годам он освоил более десятка языков, в том числе древнегреческий, а также коптский язык, возникший на основе древнеегипетского языка. В расшифровке иероглифов ему помогла находка надписи на Розеттском камне, выполненной сразу на двух языках — египетском и древнегреческом. Некоторые иероглифы были обведены овальными рамками. Шампольон предположил, что таким образом выделены имена Птолемея и Клеопатры. Подставляя греческие буквы под иероглифы в рамках, Шампольон установил значение нескольких знаков древнеегипетского письма. Позже он смог прочитать другие древнеегипетские надписи.
№ 3. Расскажите, кто и чему учился в Древнем Египте. Можно ли сказать, что учеников готовили к будущим профессиям?
Школы в Древнем Египте обычно находились при храмах. Длительное обучение стоило дорого, поэтому образование было доступно в основном сыновьям богатых людей. В школе мальчики учились счёту, чтению и письму. Они заучивали наизусть и многократно переписывали различные тексты. Ученики часто решали практические задачи, например, на определение количества людей, необходимого для перевозки каменного памятника. Они осваивали геометрию, иностранные языки, занимались плаванием. Девочки из богатых семей учились дома.
Да, в школах учеников готовили к будущим профессиям. Тут учились будущие писцы, жрецы, чиновники. В школе начинали учиться с 5 лет, а годам к 15 подросток уже мог, например, стать помощником писца.
№ 4. В каких областях знаний достигли успехов древние египтяне? Чем это объяснялось?
Египтяне достигли больших успехов в математике, астрономии и медицине. Математика была необходима для строительных работ. Египтяне умели складывать, вычитать, умножать и делить числа, знали дроби, относительно точно определяли площадь круга.
Развитие астрономии было связано с земледелием. Египтяне установили, что разлив Нила начинается 19 июля с восходом Сириуса. С этого дня они начинали год, который делили на 12 месяцев по 30 дней, а в конце его добавляли 5 праздничных дней.
В Древнем Египте была хорошо развита медицина. Большие знания в этой области накопили древнеегипетские жрецы. При некоторых храмах существовали медицинские школы. Древнеегипетские врачи умели лечить зубы, глазные болезни, делать хирургические операции. До наших дней дошло несколько древнеегипетских папирусов по медицине. В них приведены описания многих болезней, рецепты лекарств от них и способы лечения.
№ 5. Сравните календарный год древних египтян с календарным годом, которым пользуемся мы. Что является общим? В чём заключаются различия?
Если наш календарный год начинается 1 января, то год у древних египтян начинался в середине лета, 19 июля, и был связан с восходом Сириуса. Год у египтян также, как и у нас состоял из 12-ти месяцев и 365-ти дней, только в нашем календаре чередуются месяцы с 30 и 31 днями (кроме февраля). В Древнем Египте каждый месяц имел 30 дней, а в конце года добавляли 5 праздничных дней.
№ 6. Составьте план выставки древнеегипетского искусства. Какие экспонаты вы выберете для неё, на какие постараетесь обратить особое внимание посетителей? Объясните свой выбор.
Выставка «Искусство Древнего Египта».
1 Скульптура Нефертити, супруги фараона Эхнатона
Достижением египтян является уникальная скульптура. Статуи всегда показывают людей в расцвете сил и красоты. Мужчин изображали загорелыми, а знатных египтянок — светлокожими.
2 Розеттский камень
Розеттский камень содержит одинаковый текст на древнеегипетском и древнегреческом языках. В 1822 году французский учёный Жан Франсуа Шампольон расшифровал древнеегипетские иероглифы на камне. Некоторые иероглифы были обведены овальными рамками. Шампольон предположил, что таким образом выделены имена Птолемея и Клеопатры. Подставляя греческие буквы под иероглифы в рамках, Шампольон установил значение нескольких знаков древнеегипетского письма. Позже он смог прочитать другие древнеегипетские надписи.
Хочу обратить Ваше особое внимание на этот экспонат. Перед Вами свиток папируса. Папирус служил материалом для письма. Его стебли разделяли на тонкие полоски, которые укладывали одну на другую вдоль и поперёк. Полоски клали под пресс, в результате чего они склеивались соком растения. Затем их высушивали и соединяли в длинную ленту, которую сворачивали трубкой. Так получали свиток. Писали на папирусе чёрной и красной красками с помощью тростниковой палочки. Папирус был дорог, поэтому нередко в быту для записей использовали глиняные черепки или плоские камни. Специально для того, чтобы писать на папирусе писцы придумали упрощённые формы иероглифов.
Папирусные свитки хорошо сохраняются в жарком климате и песке. На папирусах делали записи о правлении фараонов, хозяйственные документы, повести, стихи и сказки, научные сочинения. Поэтому каждый такой свиток представляет собой огромную научную ценность.