р о ндо (итал. rondo) и рондо (франц. rondeau), нескл., ср.
1. (рондо). Популярная во французской поэзии 17 в. стихотворная форма с обязательным повторением в строфе одних и тех же стихов в определенном порядке (лит.).
2. (рондо). Форма инструментальной музыки (сольной и симфонической), с многократным повторением главной темы в чередовании с одной или несколькими побочными (муз.). Рондо в Патетической сонате Бетховена.
3. (рондо). Особо закругленный рукописный, а также печатный шрифт.
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
(от франц. rond — круглый) — стихотворение, состоящее, как правило, из 13—14 строк с рифмовкой ааба, аббр, ааббар, где р — нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки. Форма сложилась в средневековой французской поэзии.
Рб: роды и жанры литературы + структура стихотворного произведения
Пример: В. Брюсов. «Ее колени»
* «Замечательные образцы формы рондо дал в XVI веке К. Маро («Друзьям», «Союз мыслей», «О любви доброго старого времени»)» (В.А. Никонов). *
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
РОНДО,нескл., ср. (спец.). Музыкальная пьеса, в к-рой несколько раз повторяется рефрен.
РОНДО (спец.).
1.нескл., ср. Стихотворение из пятнадцати строк со сложным чередованием рифм и повторяющимся нерифмуемым рефреном.
2.нескл., ср. Закруглённый рукописный и печатный шрифт.
3.неизм. О пере : со срезанным концом для писания таким шрифтом. Перо р.
РО́НДО, нескл., ср. Музыкальная, преимущественно инструментальная, форма, основанная на многократном повторении главной темы в чередовании с постоянно обновляемыми побочными.
1. Особо закругленный рукописный, а также печатный шрифт.
2. Перо с тупым концом для писания таким шрифтом.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В обобщённом виде схема формы такова:
A — B — A — C — A — … — A
РО’НДО [ит. rondo] и РОНДО’ [фр. rondeau], нескл., ср.1. (рондо́). Популярная во французской поэзии 17 в. стихотворная форма с обязательным повторением в строфе одних и тех же стихов в определенном порядке (лит.). 2. (ро́ндо). Форма инструментальной музыки (сольной и симфонической), с многократным повторением главной темы в чередовании с одной или несколькими побочными (муз.). Р. в Патетической сонате Бетховена.3. (рондо́). Особо закругленный рукописный, а также печатный шрифт. || в знач. неизмен. прил. Перо с тупым концом — для писания таким шрифтом. Писать пером р.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ро́ндо
1. муз. форма инструментальной музыки (сольной и симфонической), с многократным повторением главной темы в чередовании с одной или несколькими побочными ◆ Рондо в Патетической сонате Бетховена
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
рондо́
1. филол. популярная во французской поэзии 17 в. стихотворная форма с обязательным повторением в строфе одних и тех же стихов в определённом порядке
2. особо закруглённый рукописный, а также печатный шрифт ◆ На бумажке изящным рондо было выведено ее имя
3. перо с тупым концом, приспособленное для писания таким шрифтом ◆ Писать пером рондо
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова вываривание(существительное):
Название происходит от французского слова Couplet, которым в нотах композиторы XVIII века помечали разделы, называемые нами эпизодами. Рефрен назывался «рондо́» (фр. rondeau ; иногда форму куплетного рондо по французской традиции также называют «рондо́», с ударением на последнем слоге).
Куплетное рондо было одной из любимых форм французских клавесинистов — Шамбоньера, Ф. Куперена, Рамо и других. В большинстве это программные пьесы, обычно — миниатюры, самого разного характера. В этой форме эти композиторы писали и танцы. В немецком барокко рондо встречается редко. Иногда применяется в финалах концертов (И. С. Бах. Концерт для скрипки с оркестром E-dur, 3-я часть). В сюитах это часто подражание французскому стилю (в той или иной мере) либо танцы французского происхождения (И. С. Бах. Паспье из Английской сюиты e-moll).
Различна продолжительность формы. Норма — 5 или 7 частей. Минимум — 3 части (Ф. Куперен. «Le Dodo, ou L’Amour au berceau»). Максимально известное количество частей (в принципе для рондо) — 17 (Пассакалия Ф. Куперена).
Рефрен излагает ведущую (почти всегда — единственную во всем произведении) тему, её доминирующая роль сильно выражена. Обычно он написан компактно, в гомофонной фактуре и имеет песенный характер. В большинстве случаев он квадратен (в том числе у И. С. Баха) и имеет форму периода.
Последующие проведения рефрена всегда в главной тональности. Он почти не меняется, единственное нормативное изменение — отказ от повторения (если оно было в первом проведении рефрена). Варьирование рефрена крайне редко.
Куплеты почти никогда не имеют нового материала, они развивают тему рефрена, оттеняя её устойчивость. В большинстве случаев имеет место одна из двух тенденций: малые отличия куплетов друг от друга или целенаправленное развитие куплетов, накопление движения в фактуре.
Старинная концертная форма
Эта форма не является одной из форм рондо, хотя в её основе — тот же принцип. От рондо она принципиально отличается очень масштабными изменениями первой темы (здесь — ритурнеля) при её повторных возвращениях: все они (кроме заключительного) транспонированы, часто проводятся в сокращённом виде. При этом достигается не характерная для рондо динамика развития, иногда даже превосходящая динамику сонатной формы у классиков.
Рондо в творчестве К. Ф. Э. Баха
Эстетика Карла Филиппа Эммануэля Баха была противоположна эстетике французских клавесинистов. Он внёс в форму рондо очень сильный элемент фантазийности.
К. Ф. Э. Бах обращается с формой гораздо свободнее, чем его предшественники и многие композиторы последующих эпох. Рефрен активно развивается (чего нет у французских клавесинистов и венских классиков), он транспонируется (причём не обязательно в родственную тональность), имеют место сокращения, разработка или расширение рефрена (часто за счёт включения фантазийных элементов — каденций и т. п.). На фантазийном материале часто строятся эпизоды. Возрастает контраст между частями и их количеством. Общий тональный план лишён уравновешенности, как и масштабы разделов. Возрастает и индивидуальность конструкции каждого произведения. Иногда в его рондо присутствует элемент сонатности (это выражается в возвращении одного из эпизодов в конце формы в основной тональности). Этим он готовит рондо-сонату венского классицизма.
Р
ЭП 1
Р
ЭП²
Р
ЭП³
Р
ЭП 4
Р
ЭП 5 (ЭП²)
Р
ЭП 6
Р
Р 1
ЭП 7 (ЭП 3, 4 )
Р
8+4+8
12
8
11
8
8+8
4+8
11
8
8
4+4
8+25
8
23
8+16+14+19
15
3 ч. ф.
период
период
B
c-B
F
B-Es
Es
c
c
c-E
E
a
d
d-B
B
B
b
B
(ГП)
(ПП)
(ПП²)
(ГП)
(ПП²)
Рондо классической эпохи
Рондо в музыке венских классиков занимает большое место. После Ф. И. Баха эта форма снова обрела уравновешенность и стройность. Части классического рондо строго регламентированы, свобода минимальна. Такое понимание формы соответствует общей для классиков концепции гармоничного и разумно устроенного мира.
Область применения рондо в этот период — финалы или медленные части циклов (то есть части, где важна устойчивость, завершённость и отсутствует конфликтность). Реже встречаются отдельные пьесы в форме рондо (Моцарт. Рондо a-moll; Бетховен. Рондо «Ярость по поводу утерянного гроша»).
По количеству тем выделяют малое рондо (1 или 2 темы) и большое рондо (3 темы и более). Ниже будут рассмотрены эти типы. Нужно заметить, что в европейской теории XIX — начала XX веков (А. Б. Маркс и его последователи, в том числе русские) выделялось 5 форм рондо. Далее будет указано, какой форме рондо по Марксу соответствует тот или иной тип.
Малое рондо
Однотемное рондо
Структура этого типа формы имеет изложение темы и её повторение, связанные модулирующим ходом [4] ). Схема этой формы такова:
Основное качество этой формы, позволяющее причислить её к формам рондо — наличие хода. Такая форма в чистом виде встречается редко, часто имеет место зарождение нового тематического материала (и образности) внутри хода, что приближает целое к двухтемному рондо.
Тема обычно бывает в простой двухчастной форме, чем обуславливается самостоятельное значение хода (а не его серединная роль), реже простая трехчастная или период (в этом случае ход имеет размеры, намного превосходящие тему).
Самостоятельные пьесы в этой форме редки.
Двухтемное рондо
Схема этой формы такова:
А
—
ход
—
B
—
ход
—
A
Т
→
не-Т
→
Т
Такая структура называется нечётным рондо (по количеству проведений тем, не считая ходов). Иногда произведение может заканчиваться второй темой (B), такая структура называется чётным рондо:
А
—
ход
—
B
—
ход
—
A
—
ход
—
B1
Т
→
не-Т
→
Т
→
Т
Форма может быть продолжена ещё и завершаться на проведении главной темы:
А
—
ход
—
B
—
ход
—
A
—
ход
—
B1
—
ход
—
A
Т
→
не-Т
→
Т
→
Т
→
Т
Двухтемное рондо в основном применяется в медленной музыке лирического характера (медленные части циклов, ноктюрны, романсы и т. п.) и в оживлённой моторной, часто жанрово-танцевальной (финалы циклов, этюды, отдельные пьесы и т. д.).
Главная (первая) тема обычно написана в простой форме, чаще всего в простой двухчастной. Она устойчиво излагается в главной тональности и имеет ясную каденцию.
Вторая тема в той или иной мере контрастирует с первой и имеет самостоятельное значение. По тематизму она может быть производной от главной. В большинстве случаев она устойчива, но может быть и неустойчивой. Часто вторая тема написана в простой двухчастной, реже — в форме периода.
Иногда может пропускаться один из ходов (чаще — уводящий). Ходы могут иметь свой тематический материал или же развивать материал темы.
Большое рондо
К большим рондо относятся формы, имеющие от трёх тем и более.
Большое рондо принято делить: по количеству тем — на трёхтемное, четырёхтемное и т. п.; по правильности возвращения рефрена — на регулярное и нерегулярное; по повторяющемуся разделу — возможны формы, где кроме рефрена возвращается один из эпизодов.
Большое рондо состоит из тех же частей, что и малое рондо — из тем и ходов. Такие же и характеристики этих разделов — темы более устойчивы, ходы — менее.
Вступление в большом рондо, когда оно является частью цикла, встречается редко, если оно и есть, то невелико и несамостоятельно. Напротив, в отдельных произведениях вступление может разрастаться до большой интродукции (Сен-Санс. Интродукция и рондо-каприччиозо).
Кода в большом рондо присутствует почти всегда. Часто она включает в себя последнее проведение главной темы.
Большое регулярное рондо
В этом типе рондо [6] рефрен последовательно возвращается после эпизодов. Схема формы такова:
Общее число тем может различаться, но в большинстве случаев их три, соответственно, всего пять разделов.
Главная тема имеет те же характеристики, что и в малом рондо. Она может варьироваться при своих повторных проведениях. В рондо классической эпохи рефрен всегда проводится в главной тональности, в более позднее время рефрен может транспонироваться (Ф. Шуберт. Соната a-moll, op. 164, 2-я часть).
Эпизоды обычно имеют мотивную самостоятельность. Часто используется принцип нарастания контраста — каждый следующий эпизод контрастен рефрену более, чем предыдущий.
Большое регулярное рондо с повторением побочных тем
В этом типе рондо [7] одна или несколько побочных тем (эпизодов) повторяются — обычно транспонированно, очень редко в той же тональности. Применяется она почти исключительно в финалах сонатно-симфонических циклов.
Схема наиболее распространённой разновидности такова:
А
→
B
→
A
→
C
→
A
→
B
→
A
Т
D
T
S
T
T
Т
Обозначения тональностей условны (для эпизодов), хотя тональный план, показанный на схеме, более распространён.
Иногда может быть пропущено одно из проведений рефрена при повторении (Гайдн. Симфония № 101 D-dur, 4-я часть).
Структура этого типа рондо обладает иными, более масштабными пропорциями. Иначе воспринимается начальный участок формы (ABA) — теперь это уже целый экспозиционный раздел. В большинстве случаев перед центральным эпизодом (С) отсутствует ход — чтобы ярче отделить его от экспозиционного и репризного разделов. Контраст между рефреном и центральным эпизодом больше, чем между рефреном и первым эпизодом — часто меняется характер (например, с подвижного танцевального на распевный и лирический).
Большое нерегулярное рондо
В этом типе рондо чередование частей свободное, рядом могут находиться два или более эпизода. Типической планировки эта форма не имеет. Пример: Шуберт. Рондо для фортепиано в 4 руки e-moll, ор. 84 № 2. Его схема такова:
А
B
→
C
→
A
→
B
C
→
B
A
Сонатная форма с эпизодом вместо разработки
От рондо-сонаты она отличается отсутствием разработки и тем, что в конце экспозиции не возвращается главная тональность (в рондо-сонате второе проведение главной партии звучит в главной тональности)
Эта форма имеет некоторые черты сонатной формы — типичную сонатную экспозицию и репризу. Однако она лишена главного для сонатной формы раздела — разработки, которую заменяет эпизод с новым тематическим материалом. Поэтому принципиально эта форма оказывается ближе к рондо.
Схема формы такова:
А (ГП)
B (ПП)
C (эпизод)
A (ГП)
B (ПП)
T
не-Т
Т
Т
Основная сфера применения этой формы — финалы сонатно-симфонических циклов (например, финал Сонаты для фортепиано № 1 Бетховена).
Послеклассическое рондо
Рондо в новых условиях [9] отличается очень разнообразным применением. Оно может использоваться более традиционно (финал цикла), или более свободно — например, самостоятельная миниатюра (некоторые ноктюрны Шопена — как превращение медленной части цикла в самостоятельную пьесу), самостоятельная вокальная пьеса (Бородин. «Море»), по принципу рондо могут строиться очень крупные конструкции (Интродукция из «Руслана и Людмилы» Глинки).
Меняется и образное содержание рондо. Теперь это может быть экстатическая музыка («Поганый пляс Кащеева царства» из «Жар-птицы», финал «Весны священной» Стравинского), драматическая и трагическая (Танеев. Романс «Менуэт»). Хотя сохраняется и традиционная лирическая сфера (Равель. «Павана»).
Исчезает классическая унификация формы, сильно возрастает её индивидуализация. Две одинаковых конструкции — редкость. Рондо может иметь любое количество частей не меньше пяти. Рефрен может проводиться в разных тональностях (что иногда встречалось уже у венских классиков), нередко нарушение регулярности следования частей (2 эпизода подряд).
Такой тип рондо смыкается с другими формами, в частности, с контрастно-составной (это выражается в усилении контраста между разделами) или сюитной (формально сюита «Картинки с выставки» Мусоргского — рондо).
Рондо — (франц. rondeau, старо франц. rondel, старо провансальское redondel) форма строфы, возникшая во французской лирике XIII XIVвв. и представляющая собой куртуазное преломление структуры народной плясовой песни с запевом и припевом. В своей наиболее… … Литературная энциклопедия
РОНДО — (фр., от rond круглый). 1) лирическое стихотворение в тринадцать стихов, с двумя рифмами. 2) музыкальная пьеса, в которой главная тема или первая мысль часто повторяются. 3) круглый рукописн. шрифт. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка
Рондо — РОНДО одна из твердых форм, канонизировавшихся во Франции в XIII веке. Отличительной особенностью Рондо служит два раза повторенный припев, представляющий собой часть первого стиха. Refrain обыкновенно бывает вне рифм. Рифм две. Развитие этой … Словарь литературных терминов
рондо — и рондо. В знач. «музыкальная пьеса, в которой несколько раз повторяется рефрен» рондо, ср., нескл. Исполнить рондо. В знач. «закругленный рукописный или печатный шрифт; перо с тупым концом для писания таким шрифтом» рондо, ср., нескл. Перо рондо … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
РОНДО — (итальянское rondo, французское rondeau, от rond круг), музыкальное произведение, основанное на чередовании рефрена (раздела с основной темой) и эпизодов. Одна из древнейших европейских музыкальных форм песенно танцевального происхождения.… … Современная энциклопедия
РОНДО — (итал. rondo франц. rondeau, от rond круг), музыкальная форма, основанная на чередовании неизменной темы рефрена и различных эпизодов. Происхождение связано с народной песенно танцевальной музыкой. Различают рондо старинное (в пьесах французских… … Большой Энциклопедический словарь
РОНДО — РОНДО, нескл., ср. (спец.). Музыкальная пьеса, в к рой несколько раз повторяется рефрен. II. РОНДО (спец.). 1. нескл., ср. Стихотворение из пятнадцати строк со сложным чередованием рифм и повторяющимся нерифмуемым рефреном. 2. нескл., ср.… … Толковый словарь Ожегова
РОНДО — РОНДО, нескл., ср. (спец.). Музыкальная пьеса, в к рой несколько раз повторяется рефрен. II. РОНДО (спец.). 1. нескл., ср. Стихотворение из пятнадцати строк со сложным чередованием рифм и повторяющимся нерифмуемым рефреном. 2. нескл., ср.… … Толковый словарь Ожегова
рондо — стихотворение, шрифт Словарь русских синонимов. рондо сущ., кол во синонимов: 3 • перо (28) • … Словарь синонимов
Рондо — (итальянское rondo, французское rondeau, от rond круг), музыкальное произведение, основанное на чередовании рефрена (раздела с основной темой) и эпизодов. Одна из древнейших европейских музыкальных форм песенно танцевального происхождения.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Рондо – что означает? Определение, значение, примеры употребления
Ищешь, что значит слово рондо? Пытаешься разобраться, что такое рондо? Вот ответ на твой вопрос:
Значение слова «рондо» в словарях русского языка
Рондо это:
рондо (от итал. rondo, развившегося из — «круг», «движение по кругу», «круговой танец», восходящего к лат.
Рондо
1.Музыкальная форма, основанная на многократном повторении главной темы, чередующейся с побочными.
2.Музыкальная пьеса, написанная в такой форме. II ронд`о нескл. ср.
1.Французская стихотворная форма с двумя рифмами и с обязательным повторением начальных строк или начальных слов в середине и в конце стихотворения в определенном порядке.
2.Стихотворение, написанное в такой форме. III ронд`о нескл. ср.
1.Особо закругленный рукописный, а также печатный шрифт.
2.Перо с тупым концом для писания таким шрифтом.
Рондо
I. ит. rondo) муз. пьеса, в которой главная тема (рефрен) повторяется несколько раз и ей противопоставляются несколько побочных тем; музыка р. обычно носит веселый, оживленный характер. II. ( фр. — rondeau) в западноевропейской литературе Средних Веков и эпохи Возрождения — вид стихотворения, как правило, содержащего 13 строк и 2 рифмы. III. ( фр. rondeau) 1) особый закругленный рукописный, а также печатный шрифт; 2) перо с широким концом для письма таким шрифтом.
Рондо
I ср. нескл. 1) Музыкальная форма, основанная на многократном повторении главной темы, чередующейся с побочными. 2) Музыкальная пьеса, написанная в такой форме. II
1. ср. нескл. 1) Старинная французская стихотворная форма с обязательным повторением в строфе одних и тех же стихов в определенном порядке. 2) Стихотворение, написанное в такой форме.
2. ср. нескл. 1) Особо закругленный рукописный, а также печатный шрифт. 2) Название пера с тупым концом для писания таким шрифтом.
Рондо
Рондо
[ит. rondo]муз. пьеса, в которой главная тема (рефрен) повторяется несколько раз и ей противопоставляются несколько побочных тем; музыка р. обычно носит веселый, оживленный характер.
Рондо
ронд`о, нескл., с. (в поэзии; полигр.)
Рондо
закругленный рукописный и печатный шрифт рондо О пере 2: со срезанным концом для писания таким шрифтом Перо р. рондо стихотворение из пятнадцати строк со сложным чередованием рифм и повторяющимся нерифмуемым рефреном рондо музыкальная пьеса в которой несколько раз повторяется рефрен
Рондо
(итал. rondo, франц. rondeau, от rond — круг), музыкальная форма, основанная на чередовании неизменной темы — рефрена и различных эпизодов. Происхождение связано с народной песенно-танцевальной музыкой. Различают рондо старинное (в пьесах французских клавесинистов, сюитах И. С. Баха), классическое, с меньшим количеством более контрастных и крупных разделов (инструментальные пьесы, части симфоний и сонат у композиторов венской классической школы) и послеклассическое, с сильным контрастом между разделами вплоть до различия темпа и жанровых признаков (в музыке 19-20 вв.). — (франц. rondeau), в стихосложении — твердая форма, стихотворение в 15 строк с рифмовкой aabba, abbr, aabbar (см. Рифма), где r — нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки. Популярно в поэзии барокко и рококо.
Рондо
I рондо ср. нескл. 1) Музыкальная форма, основанная на многократном повторении главной темы, чередующейся с побочными. 2) Музыкальная пьеса, написанная в такой форме. II рондо
1. ср. нескл. 1) Старинная французская стихотворная форма с обязательным повторением в строфе одних и тех же стихов в определенном порядке. 2) Стихотворение, написанное в такой форме.
2. ср. нескл. 1) Особо закругленный рукописный, а также печатный шрифт. 2) Название пера с тупым концом для писания таким шрифтом.
Рондо
(ит. rondo) и РОНДО (фр. rondeau), нескл., ср.
1. (рондо). Популярная во французской поэзии 17 в. стихотворная Форма с обязательным повторением в строфе одних и тех же стихов в определенном порядке (лит.).
2. (рондо). Форма инструментальной музыки (сольной и симфонической), с многократным повторением главной темы в чередовании с одной или несколькими побочными (муз.). Рондо в Патетической сонате Бетховена.
3. (рондо). Особо закругленный рукописный, а также печатный шрифт. || в знач. неизмен. прил. Перо с тупым концом – для писания таким шрифтом. Писать пером рондо.