Что означает слово рондо

Значение слова рондо

Словарь Ушакова

р о ндо (итал. rondo) и рондо (франц. rondeau), нескл., ср.

1. (рондо). Популярная во французской поэзии 17 в. стихотворная форма с обязательным повторением в строфе одних и тех же стихов в определенном порядке (лит.).

2. (рондо). Форма инструментальной музыки (сольной и симфонической), с многократным повторением главной темы в чередовании с одной или несколькими побочными (муз.). Рондо в Патетической сонате Бетховена.

3. (рондо). Особо закругленный рукописный, а также печатный шрифт.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

(от франц. rond — круглый) — стихотворение, состоящее, как правило, из 13—14 строк с рифмовкой ааба, аббр, ааббар, где р — нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки. Форма сложилась в средневековой французской поэзии.

Рб: роды и жанры литературы + структура стихотворного произведения

Пример: В. Брюсов. «Ее колени»

* «Замечательные образцы формы рондо дал в XVI веке К. Маро («Друзьям», «Союз мыслей», «О любви доброго старого времени»)» (В.А. Никонов). *

Энциклопедический словарь

Словарь Ожегова

РОНДО, нескл., ср. (спец.). Музыкальная пьеса, в к-рой несколько раз повторяется рефрен.

РОНДО (спец.).

1. нескл., ср. Стихотворение из пятнадцати строк со сложным чередованием рифм и повторяющимся нерифмуемым рефреном.

2. нескл., ср. Закруглённый рукописный и печатный шрифт.

3. неизм. О пере : со срезанным концом для писания таким шрифтом. Перо р.

Источник

Значение слова «рондо»

Что означает слово рондо

РО́НДО, нескл., ср. Музыкальная, преимущественно инструментальная, форма, основанная на многократном повторении главной темы в чередовании с постоянно обновляемыми побочными.

1. Особо закругленный рукописный, а также печатный шрифт.

2. Перо с тупым концом для писания таким шрифтом.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

В обобщённом виде схема формы такова:

A — B — A — C — A — … — A

РО’НДО [ит. rondo] и РОНДО’ [фр. rondeau], нескл., ср. 1. (рондо́). Популярная во французской поэзии 17 в. стихотворная форма с обязательным повторением в строфе одних и тех же стихов в определенном порядке (лит.). 2. (ро́ндо). Форма инструментальной музыки (сольной и симфонической), с многократным повторением главной темы в чередовании с одной или несколькими побочными (муз.). Р. в Патетической сонате Бетховена. 3. (рондо́). Особо закругленный рукописный, а также печатный шрифт. || в знач. неизмен. прил. Перо с тупым концом — для писания таким шрифтом. Писать пером р.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ро́ндо

1. муз. форма инструментальной музыки (сольной и симфонической), с многократным повторением главной темы в чередовании с одной или несколькими побочными ◆ Рондо в Патетической сонате Бетховена

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

рондо́

1. филол. популярная во французской поэзии 17 в. стихотворная форма с обязательным повторением в строфе одних и тех же стихов в определённом порядке

2. особо закруглённый рукописный, а также печатный шрифт ◆ На бумажке изящным рондо было выведено ее имя

3. перо с тупым концом, приспособленное для писания таким шрифтом ◆ Писать пером рондо

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает слово рондоПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова вываривание (существительное):

Источник

Рондо

В обобщённом виде схема формы такова [2] :

A — B — A — C — A — … — A

Содержание

Старинное (куплетное) рондо

Что означает слово рондо

Что означает слово рондо

Название происходит от французского слова Couplet, которым в нотах композиторы XVIII века помечали разделы, называемые нами эпизодами. Рефрен назывался «рондо́» (фр. rondeau ; иногда форму куплетного рондо по французской традиции также называют «рондо́», с ударением на последнем слоге).

Куплетное рондо было одной из любимых форм французских клавесинистов — Шамбоньера, Ф. Куперена, Рамо и других. В большинстве это программные пьесы, обычно — миниатюры, самого разного характера. В этой форме эти композиторы писали и танцы. В немецком барокко рондо встречается редко. Иногда применяется в финалах концертов (И. С. Бах. Концерт для скрипки с оркестром E-dur, 3-я часть). В сюитах это часто подражание французскому стилю (в той или иной мере) либо танцы французского происхождения (И. С. Бах. Паспье из Английской сюиты e-moll).

Различна продолжительность формы. Норма — 5 или 7 частей. Минимум — 3 части (Ф. Куперен. «Le Dodo, ou L’Amour au berceau»). Максимально известное количество частей (в принципе для рондо) — 17 (Пассакалия Ф. Куперена).

Рефрен излагает ведущую (почти всегда — единственную во всем произведении) тему, её доминирующая роль сильно выражена. Обычно он написан компактно, в гомофонной фактуре и имеет песенный характер. В большинстве случаев он квадратен (в том числе у И. С. Баха) и имеет форму периода.

Последующие проведения рефрена всегда в главной тональности. Он почти не меняется, единственное нормативное изменение — отказ от повторения (если оно было в первом проведении рефрена). Варьирование рефрена крайне редко.

Куплеты почти никогда не имеют нового материала, они развивают тему рефрена, оттеняя её устойчивость. В большинстве случаев имеет место одна из двух тенденций: малые отличия куплетов друг от друга или целенаправленное развитие куплетов, накопление движения в фактуре.

Старинная концертная форма

Эта форма не является одной из форм рондо, хотя в её основе — тот же принцип. От рондо она принципиально отличается очень масштабными изменениями первой темы (здесь — ритурнеля) при её повторных возвращениях: все они (кроме заключительного) транспонированы, часто проводятся в сокращённом виде. При этом достигается не характерная для рондо динамика развития, иногда даже превосходящая динамику сонатной формы у классиков.

Рондо в творчестве К. Ф. Э. Баха

Что означает слово рондо

Что означает слово рондо

Эстетика Карла Филиппа Эммануэля Баха была противоположна эстетике французских клавесинистов. Он внёс в форму рондо очень сильный элемент фантазийности.

К. Ф. Э. Бах обращается с формой гораздо свободнее, чем его предшественники и многие композиторы последующих эпох. Рефрен активно развивается (чего нет у французских клавесинистов и венских классиков), он транспонируется (причём не обязательно в родственную тональность), имеют место сокращения, разработка или расширение рефрена (часто за счёт включения фантазийных элементов — каденций и т. п.). На фантазийном материале часто строятся эпизоды. Возрастает контраст между частями и их количеством. Общий тональный план лишён уравновешенности, как и масштабы разделов. Возрастает и индивидуальность конструкции каждого произведения. Иногда в его рондо присутствует элемент сонатности (это выражается в возвращении одного из эпизодов в конце формы в основной тональности). Этим он готовит рондо-сонату венского классицизма.

РЭП 1РЭП²РЭП³РЭП 4РЭП 5
(ЭП²)
РЭП 6РР 1ЭП 7
(ЭП 3, 4 )
Р
8+4+81281188+84+811884+48+258238+16+14+1915
3 ч. ф.периодпериод
Bc-BFB-EsEsccc-EEadd-BBBbB
(ГП)(ПП)(ПП²)(ГП)(ПП²)

Рондо классической эпохи

Рондо в музыке венских классиков занимает большое место. После Ф. И. Баха эта форма снова обрела уравновешенность и стройность. Части классического рондо строго регламентированы, свобода минимальна. Такое понимание формы соответствует общей для классиков концепции гармоничного и разумно устроенного мира.

Область применения рондо в этот период — финалы или медленные части циклов (то есть части, где важна устойчивость, завершённость и отсутствует конфликтность). Реже встречаются отдельные пьесы в форме рондо (Моцарт. Рондо a-moll; Бетховен. Рондо «Ярость по поводу утерянного гроша»).

По количеству тем выделяют малое рондо (1 или 2 темы) и большое рондо (3 темы и более). Ниже будут рассмотрены эти типы. Нужно заметить, что в европейской теории XIX — начала XX веков (А. Б. Маркс и его последователи, в том числе русские) выделялось 5 форм рондо. Далее будет указано, какой форме рондо по Марксу соответствует тот или иной тип.

Малое рондо

Однотемное рондо

Структура этого типа формы имеет изложение темы и её повторение, связанные модулирующим ходом [4] ). Схема этой формы такова:

Основное качество этой формы, позволяющее причислить её к формам рондо — наличие хода. Такая форма в чистом виде встречается редко, часто имеет место зарождение нового тематического материала (и образности) внутри хода, что приближает целое к двухтемному рондо.

Тема обычно бывает в простой двухчастной форме, чем обуславливается самостоятельное значение хода (а не его серединная роль), реже простая трехчастная или период (в этом случае ход имеет размеры, намного превосходящие тему).

Самостоятельные пьесы в этой форме редки.

Двухтемное рондо

Схема этой формы такова:

АходBходA
Тне-ТТ

Такая структура называется нечётным рондо (по количеству проведений тем, не считая ходов). Иногда произведение может заканчиваться второй темой (B), такая структура называется чётным рондо:

АходBходAходB1
Тне-ТТТ

Форма может быть продолжена ещё и завершаться на проведении главной темы:

АходBходAходB1ходA
Тне-ТТТТ

Двухтемное рондо в основном применяется в медленной музыке лирического характера (медленные части циклов, ноктюрны, романсы и т. п.) и в оживлённой моторной, часто жанрово-танцевальной (финалы циклов, этюды, отдельные пьесы и т. д.).

Главная (первая) тема обычно написана в простой форме, чаще всего в простой двухчастной. Она устойчиво излагается в главной тональности и имеет ясную каденцию.

Вторая тема в той или иной мере контрастирует с первой и имеет самостоятельное значение. По тематизму она может быть производной от главной. В большинстве случаев она устойчива, но может быть и неустойчивой. Часто вторая тема написана в простой двухчастной, реже — в форме периода.

Иногда может пропускаться один из ходов (чаще — уводящий). Ходы могут иметь свой тематический материал или же развивать материал темы.

Большое рондо

К большим рондо относятся формы, имеющие от трёх тем и более.

Большое рондо принято делить: по количеству тем — на трёхтемное, четырёхтемное и т. п.; по правильности возвращения рефрена — на регулярное и нерегулярное; по повторяющемуся разделу — возможны формы, где кроме рефрена возвращается один из эпизодов.

Большое рондо состоит из тех же частей, что и малое рондо — из тем и ходов. Такие же и характеристики этих разделов — темы более устойчивы, ходы — менее.

Вступление в большом рондо, когда оно является частью цикла, встречается редко, если оно и есть, то невелико и несамостоятельно. Напротив, в отдельных произведениях вступление может разрастаться до большой интродукции (Сен-Санс. Интродукция и рондо-каприччиозо).

Кода в большом рондо присутствует почти всегда. Часто она включает в себя последнее проведение главной темы.

Большое регулярное рондо

В этом типе рондо [6] рефрен последовательно возвращается после эпизодов. Схема формы такова:

Общее число тем может различаться, но в большинстве случаев их три, соответственно, всего пять разделов.

Главная тема имеет те же характеристики, что и в малом рондо. Она может варьироваться при своих повторных проведениях. В рондо классической эпохи рефрен всегда проводится в главной тональности, в более позднее время рефрен может транспонироваться (Ф. Шуберт. Соната a-moll, op. 164, 2-я часть).

Эпизоды обычно имеют мотивную самостоятельность. Часто используется принцип нарастания контраста — каждый следующий эпизод контрастен рефрену более, чем предыдущий.

Большое регулярное рондо с повторением побочных тем

В этом типе рондо [7] одна или несколько побочных тем (эпизодов) повторяются — обычно транспонированно, очень редко в той же тональности. Применяется она почти исключительно в финалах сонатно-симфонических циклов.

Схема наиболее распространённой разновидности такова:

АBACABA
ТDTSTTТ

Обозначения тональностей условны (для эпизодов), хотя тональный план, показанный на схеме, более распространён.

Иногда может быть пропущено одно из проведений рефрена при повторении (Гайдн. Симфония № 101 D-dur, 4-я часть).

Структура этого типа рондо обладает иными, более масштабными пропорциями. Иначе воспринимается начальный участок формы (ABA) — теперь это уже целый экспозиционный раздел. В большинстве случаев перед центральным эпизодом (С) отсутствует ход — чтобы ярче отделить его от экспозиционного и репризного разделов. Контраст между рефреном и центральным эпизодом больше, чем между рефреном и первым эпизодом — часто меняется характер (например, с подвижного танцевального на распевный и лирический).

Большое нерегулярное рондо

В этом типе рондо чередование частей свободное, рядом могут находиться два или более эпизода. Типической планировки эта форма не имеет. Пример: Шуберт. Рондо для фортепиано в 4 руки e-moll, ор. 84 № 2. Его схема такова:

АBCABCBA

Сонатная форма с эпизодом вместо разработки

От рондо-сонаты она отличается отсутствием разработки и тем, что в конце экспозиции не возвращается главная тональность (в рондо-сонате второе проведение главной партии звучит в главной тональности)

Эта форма имеет некоторые черты сонатной формы — типичную сонатную экспозицию и репризу. Однако она лишена главного для сонатной формы раздела — разработки, которую заменяет эпизод с новым тематическим материалом. Поэтому принципиально эта форма оказывается ближе к рондо.

Схема формы такова:

А
(ГП)
B
(ПП)
C
(эпизод)
A
(ГП)
B
(ПП)
Tне-ТТТ

Основная сфера применения этой формы — финалы сонатно-симфонических циклов (например, финал Сонаты для фортепиано № 1 Бетховена).

Послеклассическое рондо

Рондо в новых условиях [9] отличается очень разнообразным применением. Оно может использоваться более традиционно (финал цикла), или более свободно — например, самостоятельная миниатюра (некоторые ноктюрны Шопена — как превращение медленной части цикла в самостоятельную пьесу), самостоятельная вокальная пьеса (Бородин. «Море»), по принципу рондо могут строиться очень крупные конструкции (Интродукция из «Руслана и Людмилы» Глинки).

Меняется и образное содержание рондо. Теперь это может быть экстатическая музыка («Поганый пляс Кащеева царства» из «Жар-птицы», финал «Весны священной» Стравинского), драматическая и трагическая (Танеев. Романс «Менуэт»). Хотя сохраняется и традиционная лирическая сфера (Равель. «Павана»).

Исчезает классическая унификация формы, сильно возрастает её индивидуализация. Две одинаковых конструкции — редкость. Рондо может иметь любое количество частей не меньше пяти. Рефрен может проводиться в разных тональностях (что иногда встречалось уже у венских классиков), нередко нарушение регулярности следования частей (2 эпизода подряд).

Такой тип рондо смыкается с другими формами, в частности, с контрастно-составной (это выражается в усилении контраста между разделами) или сюитной (формально сюита «Картинки с выставки» Мусоргского — рондо).

Источник

РОНДО

Смотреть что такое «РОНДО» в других словарях:

Рондо — (франц. rondeau, старо франц. rondel, старо провансальское redondel) форма строфы, возникшая во французской лирике XIII XIVвв. и представляющая собой куртуазное преломление структуры народной плясовой песни с запевом и припевом. В своей наиболее… … Литературная энциклопедия

РОНДО — (фр., от rond круглый). 1) лирическое стихотворение в тринадцать стихов, с двумя рифмами. 2) музыкальная пьеса, в которой главная тема или первая мысль часто повторяются. 3) круглый рукописн. шрифт. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

Рондо — РОНДО одна из твердых форм, канонизировавшихся во Франции в XIII веке. Отличительной особенностью Рондо служит два раза повторенный припев, представляющий собой часть первого стиха. Refrain обыкновенно бывает вне рифм. Рифм две. Развитие этой … Словарь литературных терминов

рондо — и рондо. В знач. «музыкальная пьеса, в которой несколько раз повторяется рефрен» рондо, ср., нескл. Исполнить рондо. В знач. «закругленный рукописный или печатный шрифт; перо с тупым концом для писания таким шрифтом» рондо, ср., нескл. Перо рондо … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

РОНДО — (итальянское rondo, французское rondeau, от rond круг), музыкальное произведение, основанное на чередовании рефрена (раздела с основной темой) и эпизодов. Одна из древнейших европейских музыкальных форм песенно танцевального происхождения.… … Современная энциклопедия

РОНДО — (итал. rondo франц. rondeau, от rond круг), музыкальная форма, основанная на чередовании неизменной темы рефрена и различных эпизодов. Происхождение связано с народной песенно танцевальной музыкой. Различают рондо старинное (в пьесах французских… … Большой Энциклопедический словарь

РОНДО — РОНДО, нескл., ср. (спец.). Музыкальная пьеса, в к рой несколько раз повторяется рефрен. II. РОНДО (спец.). 1. нескл., ср. Стихотворение из пятнадцати строк со сложным чередованием рифм и повторяющимся нерифмуемым рефреном. 2. нескл., ср.… … Толковый словарь Ожегова

РОНДО — РОНДО, нескл., ср. (спец.). Музыкальная пьеса, в к рой несколько раз повторяется рефрен. II. РОНДО (спец.). 1. нескл., ср. Стихотворение из пятнадцати строк со сложным чередованием рифм и повторяющимся нерифмуемым рефреном. 2. нескл., ср.… … Толковый словарь Ожегова

рондо — стихотворение, шрифт Словарь русских синонимов. рондо сущ., кол во синонимов: 3 • перо (28) • … Словарь синонимов

Рондо — (итальянское rondo, французское rondeau, от rond круг), музыкальное произведение, основанное на чередовании рефрена (раздела с основной темой) и эпизодов. Одна из древнейших европейских музыкальных форм песенно танцевального происхождения.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Источник

Рондо – что означает? Определение, значение, примеры употребления

Ищешь, что значит слово рондо? Пытаешься разобраться, что такое рондо? Вот ответ на твой вопрос:

Значение слова «рондо» в словарях русского языка

Рондо это:

рондо (от итал. rondo, развившегося из — «круг», «движение по кругу», «круговой танец», восходящего к лат.

Рондо

1.Музыкальная форма, основанная на многократном повторении главной темы, чередующейся с побочными.

2.Музыкальная пьеса, написанная в такой форме. II ронд`о нескл. ср.

1.Французская стихотворная форма с двумя рифмами и с обязательным повторением начальных строк или начальных слов в середине и в конце стихотворения в определенном порядке.

2.Стихотворение, написанное в такой форме. III ронд`о нескл. ср.

1.Особо закругленный рукописный, а также печатный шрифт.

2.Перо с тупым концом для писания таким шрифтом.

Рондо

I. ит. rondo) муз. пьеса, в которой главная тема (рефрен) повторяется несколько раз и ей противопоставляются несколько побочных тем; музыка р. обычно носит веселый, оживленный характер. II. ( фр. — rondeau) в западноевропейской литературе Средних Веков и эпохи Возрождения — вид стихотворения, как правило, содержащего 13 строк и 2 рифмы. III. ( фр. rondeau)
1) особый закругленный рукописный, а также печатный шрифт;
2) перо с широким концом для письма таким шрифтом.

Рондо

I ср. нескл.
1) Музыкальная форма, основанная на многократном повторении главной темы, чередующейся с побочными.
2) Музыкальная пьеса, написанная в такой форме. II

1. ср. нескл.
1) Старинная французская стихотворная форма с обязательным повторением в строфе одних и тех же стихов в определенном порядке.
2) Стихотворение, написанное в такой форме.

2. ср. нескл.
1) Особо закругленный рукописный, а также печатный шрифт.
2) Название пера с тупым концом для писания таким шрифтом.

Рондо

Рондо

[ит. rondo]муз. пьеса, в которой главная тема (рефрен) повторяется несколько раз и ей противопоставляются несколько побочных тем; музыка р. обычно носит веселый, оживленный характер.

Рондо

ронд`о, нескл., с. (в поэзии; полигр.)

Рондо

закругленный рукописный и печатный шрифт рондо О пере 2: со срезанным концом для писания таким шрифтом Перо р. рондо стихотворение из пятнадцати строк со сложным чередованием рифм и повторяющимся нерифмуемым рефреном рондо музыкальная пьеса в которой несколько раз повторяется рефрен

Рондо

(итал. rondo, франц. rondeau, от rond — круг), музыкальная форма, основанная на чередовании неизменной темы — рефрена и различных эпизодов. Происхождение связано с народной песенно-танцевальной музыкой. Различают рондо старинное (в пьесах французских клавесинистов, сюитах И. С. Баха), классическое, с меньшим количеством более контрастных и крупных разделов (инструментальные пьесы, части симфоний и сонат у композиторов венской классической школы) и послеклассическое, с сильным контрастом между разделами вплоть до различия темпа и жанровых признаков (в музыке 19-20 вв.). — (франц. rondeau), в стихосложении — твердая форма, стихотворение в 15 строк с рифмовкой aabba, abbr, aabbar (см. Рифма), где r — нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки. Популярно в поэзии барокко и рококо.

Рондо

I рондо ср. нескл.
1) Музыкальная форма, основанная на многократном повторении главной темы, чередующейся с побочными.
2) Музыкальная пьеса, написанная в такой форме. II рондо

1. ср. нескл.
1) Старинная французская стихотворная форма с обязательным повторением в строфе одних и тех же стихов в определенном порядке.
2) Стихотворение, написанное в такой форме.

2. ср. нескл.
1) Особо закругленный рукописный, а также печатный шрифт.
2) Название пера с тупым концом для писания таким шрифтом.

Рондо

(ит. rondo) и РОНДО (фр. rondeau), нескл., ср.

1. (рондо). Популярная во французской поэзии 17 в. стихотворная Форма с обязательным повторением в строфе одних и тех же стихов в определенном порядке (лит.).

2. (рондо). Форма инструментальной музыки (сольной и симфонической), с многократным повторением главной темы в чередовании с одной или несколькими побочными (муз.). Рондо в Патетической сонате Бетховена.

3. (рондо). Особо закругленный рукописный, а также печатный шрифт. || в знач. неизмен. прил. Перо с тупым концом – для писания таким шрифтом. Писать пером рондо.

Рондо

Рондо

Рондо

рондо, нескл., с. (в поэзии; полигр.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *