Что означает слово романс
РОМАНС
Смотреть что такое «РОМАНС» в других словарях:
Романс — употребляется в двух значениях. 1. В применении к испанской литературе Р. от старокастильского прилагательного «romance» «романский, простонародный» обозначает народные поэмы лирико эпического характера, исполняемые самостоятельно или под… … Литературная энциклопедия
РОМАНС — (фр.). Песня, лирическое стихотворение для пения с музыкою; в музыке занимает место между песней и балладой, имея более мелодической плавности, чем песня, и менее драматического движения, чем в балладе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав … Словарь иностранных слов русского языка
«Романс к И. « — Романс к И. «РОМАНС К И. », раннее стих. Л. (1831), обращено к Н.Ф. Ивановой, как и ряд др. стих. 1830 31. Входит в круг юношеских стихов Л., объединенных «провиденциальными» мотивами: преследование, изгнанничество, предчувствие трагич. исхода … Лермонтовская энциклопедия
романс — См … Словарь синонимов
романс — а, м. romance f. ит. romanza. 1. В различных средневековых западно европейских литературах и в подражательной поэзии позднейших времен лирическое любовное стихотворение песенного народного склада. БАС 1. Первые изобретатели романсов трубадуры… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
РОМАНС — (испанское romance), произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепьянным и гитарным) сопровождением. Основной жанр камерной вокальной музыки. Популярен в России (назван с начала 19 в.), в том числе цыганский романс, в других… … Современная энциклопедия
РОМАНС — (исп. romance) музыкально поэтическое произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепианным) сопровождением, важнейший жанр камерной вокальной музыки. Название романс носят и некоторые инструментальные пьесы напевного характера … Большой Энциклопедический словарь
Романс — (испанское romance), произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепьянным и гитарным) сопровождением. Основной жанр камерной вокальной музыки. Популярен в России (назван с начала 19 в.), в том числе цыганский романс, в других… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
РОМАНС — РОМАНС, а, муж. Небольшое лирическое музыкально поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением. Старинные русские романсы. | прил. романсный, ая, ое (спец.). Романсная лирика. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова … Толковый словарь Ожегова
Романс — (муз.) вокальное сочинение, написанное на небольшоестихотворение лирического содержания, преимущественно любовного. Ноформе Р. схож с песнью; как и последняя, он пишется в коленном складе,но в нем не обязательна та квадратура, та четность тактов … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Романс
Содержание
История романса
Романс развился из песни. Он появился и сформировался в XV и XIX веках. Расцвет романса как синтетического музыкально-поэтического жанра начался во 2-й половине XVIII века в Германии, Франции и России. Большое влияние на его развитие оказало творчество крупнейших поэтов Гёте и Гейне.
В XIX веке складываются яркие национальные школы романса: немецкая и австрийская (Шуберт, Шуман, Брамс, Вольф), французская (Г. Берлиоз, Ж. Бизе, Массне, Гуно), и русская. Зачастую композиторы объединяли романсы в вокальные циклы: ранний пример — Л. Бетховен («К далёкой возлюбленной», 1816), зрелый — Шуберт («Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»), в дальнейшем к этой форме обращались Шуман, Брамс, Г. Малер, Вольф и многие другие композиторы, в том числе русские: Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков.
Во 2-й половине XIX — начале XX вв. становятся заметными образцы чешской, польской, финской, норвежской национальных школ. Наряду с камерно-вокальной классикой развивался бытовой романс, рассчитанный на певцов-любителей.
В России
Жанр русского романса сформировался на волне веяний романтизма в первой половине XIX века. Ведущий вклад в его становление внесли композиторы Алябьев, Варламов и Гурилёв. Во многих романсах звучат цыганские темы. В продолжение XIX века сформировалось несколько поджанров — салонный романс, жестокий романс и др.
«Золотой век» русского романса пришёлся на начало XX века, когда работали такие крупные и самобытные исполнители, как А. Вертинский, В. Панина, А. Вяльцева, Н. Плевицкая. Позднее традиции романса продолжали в эмиграции Пётр Лещенко и Грибкова Дарья Игоревна, в СССР — Изабелла Юрьева|, Тамара Церетели и Вадим Козин.
В советское время, особенно с конца 1930-х гг., романс подвергался гонениям как пережиток царской эпохи, вредный для строителей социалистического будущего. Ведущие исполнители замолчали либо были репрессированы. Возрождение русской школы романса пришлось на 1970-е гг., когда романсы стали исполнять Николай Сличенко, Валентин Баглаенко, Валентина Пономарёва, Нани Брегвадзе и другие яркие артисты сцены.
Черты вокального романса
Основные жанровые признаки романса
Романс встречается и в операх (например, романс Рауля в первом действии «Гугенотов»).
Форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romance sans paroles» (= «song without words», «Lied ohne Worte», «песня без слов»): это — пьеса в коленном складе с преобладающим мелодическим значением. Такие романсы пишутся для фортепиано (см. Мендельсона) или для какого-нибудь другого сольного инструмента, с аккомпанементом.
Текст
Значение слова романс
Романс в словаре кроссвордиста
романс
Романс Рома́нс — многозначный музыкальный и литературный термин, в наиболее распространённом значении — небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.
Большой современный толковый словарь русского языка
( фр. romance roman романский)
1) небольшое музыкально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением (иа фортепьяно, гитаре в т. п.); романсом часто называют инструментальные муз. пьесы (для скрипки, виолончели, фортепьяно), отличающиеся преобладанием мелодического начала;
2) небольшое лирическое стихотворение песенного типа, чаще всего о любви.
Новый словарь иностранных слов
м.
1) а) Небольшое произведение для голоса с сопровождением фортепиано или каких-л. других инструментов (гитары, арфы и т.п.). б) Небольшая музыкальная пьеса с преобладанием мелодии песенного лирического характера.
2) Лирическое стихотворение песенного народного склада (в различных средневековых западно-европейских литературах и в подражательной поэзии позднейших времен).
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
1. небольшое музыкально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением (иа фортепьяно, гитаре в т. п.); романсом часто называют инструментальные муз. пьесы (для скрипки, виолончели, фортепьяно), отличающиеся преобладанием мелодического начала;
2. небольшое лирическое стихотворение песенного типа, чаще всего о любви.
Словарь иностранных выражений
Словарь русского языка Лопатина
небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением Старинные русские романсы.
Словарь русского языка Ожегова
(исп. romance), музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепианным) сопровождением, важнейший жанр камерной вокальной музыки. Название «романс» носят и некоторые инструментальные пьесы напевного характера.
Современный толковый словарь, БСЭ
романс м.
1) а) Небольшое произведение для голоса с сопровождением фортепиано или каких-л. других инструментов (гитары, арфы и т.п.). б) Небольшая музыкальная пьеса с преобладанием мелодии песенного лирического характера.
2) Лирическое стихотворение песенного народного склада (в различных средневековых западно-европейских литературах и в подражательной поэзии позднейших времен).
Толковый словарь Ефремовой
романса, м. (фр. romance).
1. Небольшое вокальное произведение для одного или двух голосов на слова какого-н. стихотворения с аккомпанементом одного инструмента (муз.). || В инструментальной музыке – небольшая пьеса с преобладанием мелодии песенного лирического характера (муз.).
2. В различных средневековых западноевропейских литературах и в подражательной поэзии позднейших поэтов – лирическое любовное стихотворение песенного народного складка (лит.). || В испанской литературе – старинное стихотворение с историческим или эпическим сюжетом (лит.).
Толковый словарь русского языка Ушакова
Словарь литературоведческих терминов
1954. В. А. Васина-Гроссман.
Большая советская энциклопедия, БСЭ
Полный орфографический словарь русского языка
небольшое произведение для голоса с сопровождением фортепиано или каких-либо других инструментов (гитары, арфы и т. п.) небольшая музыкальная пьеса с преобладанием мелодии песенного лирического характера лирическое стихотворение песенного народного склада (в западноевропейской литературе эпохи Средневековья и в подражательной поэзии позднейших времен)
И то, что стечением времени старый классический романс был вытеснен новым литературным, и то, что в XVII веке в условиях испанского контрреформенного барокко в романсе возобладают, с одной стороны, религиозные мотивы (см., например, «Духовный романсеро» того же Лопе де Вега), а с другой — бурлескные и даже «плутовские» мотивы, направленные на дегероизацию прошлого, не отменяет достигнутого.
И вот из квартиры Кожинова я позвонил в Краснодар моей жене, чтобы она поехала к Прасковье Моисеевне Селезневой и, переполненный восторгом от исполнения Baдимом романса “Гори, гори, моя звезда”, попросил его спеть по телефону этот романс моей жене.
Что такое романс – определение
Романс – это музыкальное произведение вокального характера, которое написано ссылаясь на стихотворную форму не очень большого содержания, в основном, его тематика – любовная. Это музыкальное поэтическое камерное творение создается для голоса и сопровождается инструментально.
Романс в истории
Данный термин впервые появился в Испании еще в средние века. Вначале «романс» называлась светская песня, но спустя некоторое время, распространился и на территориях других стран. В некоторых из них и по сегодняшний день песня и романс подразумеваются под одним определенным словом.
Романс происходит от песни, и возник в пятнадцатом веке, но полностью был сформирован в девятнадцатом. Особый его фурор произошел в конце восемнадцатого века в таких странах как Россия, Франция, Германия. Значительный след в развитии романса оставили творческие работы известных немецких поэтов – Гейне и Гете. Даже создавались школы романса, которые считались национальными.
По прошествии девятнадцатого века и в начале двадцатого, одновременно с романсом классическим, начал развиваться – бытовой, который был сконцентрирован на певцов-любителей.
Для российского романса самым трудным временем был конец 1930 года, когда считался пережитком царизма и был подвержен гонениям. Исполнители замолкали, а те, кто не подчинился, были подвержены репрессиям. Возрождение произошло только в семидесятых годах.
Представление о романсе
Своей формой романс очень напоминает песню. Отличием считается то, что в данном произведении допускается отклонение в квадратуре и четкости тактов. Также можно встретить некоторые отступления, которые называют вставки или расширения. Вокал здесь ясный и рельефно очерчен мелодией. Певучесть тоже немного отличается от других музыкальных произведений.
В большинстве случаев припев, но в романсе это рефрен, отсутствует. Особое значение здесь имеет передача текстового настроения, нежели иллюстрация деталей. Акцент делается на мелодию, но не на аккомпанемент.
Романс относится к музыке камерной, и аккомпанируют его всего лишь одним музыкальным инструментом. Хотя иногда это делается и оркестровым сопровождением.
В данном виде произведений, как текст, так и музыка имеют равноправие. Если этого не придерживаться и отдавать предпочтение чему-то одному, то тогда романс теряет саму свою сущность.
Романс разделили на несколько разновидностей жанра:
Как распознать романс?
Данное произведение можно распознать по таким признакам:
Рассматривая романс, как вокально-поэтический жанр, то можно заметить. Что в нем прекрасно сочетают трехгранную структуру:
Иногда в опере тоже можно встретить романсы.
Разновидности российского романса
В России практически в одно время с классическим камерным романсом начал развиваться – бытовой. Его поделили на три направления:
Первый из них был зарожден в городе и пригороде, где жили в основном мещане. Они начали создание своей собственной субкультуры, которая вначале состояла из частушек, танцев, живописи на лубе, в том числе и романса. Так как в это время все подобные действия не приветствовались, то от этого и идет – «жестокий».
Жанр этого романса определить практически невозможно. Основными его чертами был ограниченный сюжет и всегда заканчивался он или бытовым убийством, или самоубийством, или смертью, связанную с каким-то горем, а если речь шла о любви, то только неразделенной.
Но спустя некоторое время, когда все поутихло, он дал толчок на создание романса городского. В отличие от жестокого направления, с точки зрения литературы, он больше гармоничен, чем его предшественник.
Отталкиваясь от романса городского, началось развитие таких жанров:
Блатная песнь воспевает тяжесть быта и нравственность в уголовной среде. Сконцентрирован данный жанр на людей, находящихся в заключении или же очень близко к преступным деяниям. Сначала он нашел поклонников в Советском Союзе, но через некоторое время стал популярен и в странах СНГ.
Авторские песни появились немного позже. Их особенность в том, что конкретного автора нет, а если и есть, то «неизвестный». Здесь тоже в основе была жизнь осужденных, которые находились в лагерях, об непригодных условиях проживания в этих местах.
Спустя некоторое время, среди блатных песен начали появляться произведения, которые немного отходили от тематики криминала, хотя в них тоже присутствовали та же мелодия, жаргон, взгляд на окружающий мир. Данный жанр получил название – русский шансон.
В наше время его можно услышать где угодно. Поклонники русского шансона, как и исполнители, не обязательно осужденные или те, кто уже отсидели свой срок.
Цыганский романс хотя и был создан на территории России, но в нем совмещали как российские тексты, так и цыганские.
Разновидности всемирного романса
Кроме вышесказанных, еще различают такие виды романса:
Но всегда неизменным и не теряющим своей популярности считается классический романс.
Многие композиторы стараются придерживаться основ романса, как традиции, уже не одно десятилетие. При этом стараются придать ему что-то необычное и особенное. К примеру, уже в шестидесятых годах создавались данные произведения, которые были рассчитаны на больше, чем один голос, а это уже было ближе к вокально-симфоническому произведению.
Словари
1. Небольшое произведение для голоса с сопровождением фортепиано или каких-либо других инструментов (гитары, арфы и т.п.).
отт. Небольшая музыкальная пьеса с преобладанием мелодии песенного лирического характера.
2. Лирическое стихотворение песенного народного склада (в западноевропейской литературе эпохи Средневековья и в подражательной поэзии позднейших времен).
РОМА́НС, романса, муж. (франц. romance).
1. Небольшое вокальное произведение для одного или двух голосов на слова какого-нибудь стихотворения с аккомпанементом одного инструмента (муз.).
1) Небольшое музыкальное произведение лирического или лирико-драматического содержания для голоса с инструментальным сопровождением.
Романс на слова Фета.
После чаю Ярцев пел романсы, аккомпанируя себе на гитаре (Чехов).
2) Небольшое лирическое стихотворение песенного типа, преимущественно на тему любви.
рома́нсный (романсная лирика), рома́нсовый (романсовая лирика)
Вокально-инструментальный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, для голоса с инструментальным сопровождением, обычно сентиментальное по характеру.
1. Вокально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением фортепьяно или каких-л. других инструментов, имеющее более сложную, чем песня, форму.
Романс на слова Пушкина. Романсы Глинки.
После чаю Ярцев пел романсы, аккомпанируя себе на гитаре. Чехов, Три года.
Название инструментальных пьес певучего, мелодического характера.
2. Небольшое лирическое стихотворение песенного типа, преимущественно на тему о любви.
Лит.: Васина-Гроссман В. А. Русский классический романс 19 в. М., 1956; Она же. Романтическая песня 19 в. М., 1966; Русская поэзия в отечественной музыке (до 1917 г.). Вып. 1-2. М., 1966-69.