Что означает слово рогачик у сошки

Чтение былины «Вольга и Микула Селянинович»

7 класс

Что означает слово рогачик у сошки

В минуты отвлечения от реальной действительности и погружения в мир фантастический радужному воображению учителя-словесника представляется такая идеальная картина его несбывшихся мечтаний: каждый школьник, будь он с задатками математика или биолога, или имеющий склонность к физической деятельности, или даже не проявляющий заметного интереса ни к какой области знаний, ждет не дождется очередного урока литературы, потому что урок литературы для него – это возможность пройти бок о бок отрезок жизни с теми, кто изображен в произведении (пусть это будут вымышленная жизнь, вымышленные литературные герои), это надежда получить эстетическое удовольствие от эмоционального сопереживания изображенных жизненных коллизий, а для тех учащихся, которые проявляют повышенный интерес к словесности, это также и читательское приобщение к творческой лаборатории автора. Первой и совершенно необходимой ступенькой для этого является прочтение текста произведения «с толком, с чувством, с расстановкой». Среди художественных произведений, включенных в школьную программу по литературе, есть такие (например, «Слово о полку Игореве», «Пророк» А.С. Пушкина, русские былины), которые требуют от школьника специальной предварительной подготовки – тогда текст этих произведений станет доступным для учащегося и вызовет в его душе эмоциональный отклик. Каждое такое произведение требует от учителя строго индивидуального подхода к методике его преподавания. В настоящей статье хотим поделиться своим опытом прочтения текста былины «Вольга и Микула Селянинович» на уроке в седьмом классе.

Своеобразие русской былины с учебно-методической точки зрения заключается прежде всего в наличии большого количества таких слов и оборотов речи, которые современному русскому литературному языку совершенно несвойственны. Среди них имеются и такие, без объяснения которых отдельные места произведения оказываются совсем непонятными школьнику. Поэтому чтение былины должно сопровождаться (или предваряться) прежде всего лингвосемантическим комментарием. Возраст учащихся и ограниченность во времени не позволяют провести полный лингвистический анализ произведения, но некоторые языковые факты «старины», самые необходимые для понимания текста и наиболее интересные для семиклассников, учителем разъясняются. Это и устаревшие грамматические формы слов, и диалектизмы, и слова, вышедшие из употребления в силу исторических изменений в жизни людей, и несвойственные разговорному языку конструкции слов, которые создавались под влиянием своеобразной поэтической традиции сказания былин. Попутно учащиеся получают некоторые сведения о стилистических и литературоведческих элементах былины, характеризующих особенности произведения с идейно-художественной стороны, что также является необходимым условием для полноценного восприятия древнего сказания.

Считаем наиболее целесообразным изложить материал статьи в форме «стенографической» записи урока, но, разумеется, не какого-то конкретного, а обобщающего многие реальные уроки. Это позволит учителю-словеснику увидеть описываемую методику в неискаженном виде и объективно оценить ее сильные и слабые стороны; те из коллег, которые пожелают воспользоваться настоящей разработкой урока, найдут, что можно в нашем опыте изменить и исправить, чтобы усовершенствовать предлагаемую методику или приспособить ее к особенностям своего класса.

К уроку изготовляем специальный плакат на чертежном листе бумаги (см. его репродукцию), который будет хорошим подспорьем при объяснении лексического материала урока. Текст былины цитируется по «Учебнику-хрестоматии для 7-го класса общеобразовательных учреждений», автор-составитель В.Я. Коровина. 2-е изд. М.: Просвещение, 1995.

Уроки проводила Ж.И. Жителева.

Мы уже знаем следующие виды устного народного творчества: сказку, пословицу, поговорку, загадку. Сегодня к этому перечню видов произведений добавим былину. Былины – произведения русской народной поэзии о богатырях. Слово былина происходит от слова быль. В былинах, как вы догадываетесь, рассказывается о том, что было. Насколько верна ваша догадка, мы уточним на следующих уроках. А сегодня наша задача – прочитать одну из былин.

Однако прочитать былину так, чтобы увидеть, насколько она интересна, непросто, потому что былины создавались в глубокой древности и пронесли через столетия до наших дней много такого, что требует объяснения. Былину можно прочесть, если читаешь неторопливо и вдумчиво, бездумного чтения она не терпит. Поскольку былины создавались в далеком прошлом, их называют также старинами.

Показывая запись на плакате.

Вот эти слова – оратай орет – из былины, которую сегодня прочтем. Кто знает, что означает оратай? (Пахарь.) Что делает оратай? (Показываю глагол орет.) Что значит оратай орет? (Пахарь пашет.) Как думаете, существительное оратай и глагол орет – однокоренные или разнокоренные слова. «Оратай орет» – так говорили древние славяне.

Былины обычно воспевают воинские подвиги богатырей. Мы же прочтем былину о богатыре пахаре, оратае Микуле Селяниновиче. Селянинович – от существительного село. Отчество, а вернее, прозвище Селянинович указывает на то, что Микула – сельский житель, крестьянин.

Былины создавались и передавались от поколения к поколению простым трудовым народом, который на своих плечах выносил и тяготы военных подвигов, и тяжкий повседневный крестьянский труд. Через былины простые труженики пытались скрасить хотя бы в своем воображении непомерное бремя трудовых и ратных подвигов, показать величие человека труда и его превосходство над остальными. В народе любили былинных богатырей. Сейчас увидим, с какой гордостью за богатыря пахаря сказители былин рассказывали о работе Микулы на поле.

Откройте учебник на странице одиннадцатой, найдите строфу шестую*. Я буду читать, а вы следите за мной по своим книгам и внимательно слушайте.

Как орет в поле оратай – посвистывает,
А бороздочки он да пометывает,
А пенья-коренья вывертывает,
А большие-то каменья в борозду валит.
У оратая кобыла соловая,
Гужики у нее да шелковые,
Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присошечек у сошки серебряный,
А рогачик-то у сошки красна золота.
Обращаюсь к плакату.

Микула орет (пашет) сошкой. Вот рисунок сохи. «Сошка у оратая кленовая» Из какого дерева сделана сошка? (Из клена.)

«Омешики на сошке булатные». Вот эти металлические наконечники сохи называются омешиками. У сохи, которой пашет Микула, омешики булатные, то есть сделаны из самого хорошего металла, из булата.
Вот «при сохе» присошек, лопатка для отворота земли, для того, чтобы землю «в борозду валить». «Присошечек у сошки серебряный». Рогачик – рукоятка сохи. «А рогачик-то у сошки красна золота».
Это обжи, между ними находилась лошадь. На шею лошади надевали хомут, обжи привязывались к хомуту гужами. «Гужики у нее да шелковые».

Что означает слово рогачик у сошки

«У нее» – то есть у лошади. А лошадь у Микулы соловая. Смотрите в тексте: «У оратая кобыла соловая». Соловая лошадь – это лошадь такой масти: сама светло-коричневая, но хвост и грива белые.

Кобыла у богатыря пахаря тоже богатырская. Микула на своей лошади «пенья-коренья вывертывает» и большие каменья не объезжает стороною, как это обычно делается, а валит их в борозду вместе со вспаханной землей, словно бы и не замечая их.

Если Микулина кобыла ступью идет (от глагола ступать), то другим лошадям приходится уже скакать, чтобы не отстать от нее; а если она грудью пойдет, за ней уже никакому коню не угнаться. Купил ее Микула «жеребеночком из-под матушки», то есть жеребенком-сосунком, и заплатил за нее очень дорого – пятьсот рублей. Если бы его лошадь не кобылой была, а конем, то ей и совсем цены не было бы.

Любовь народа к былинному богатырю пахарю проглядывает и в описании внешности Микулы. Читаем следующую строфу, седьмую. Т., прочти первые две строчки; остальные следят по книге.

А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.

«Скачен жемчуг», или «скаченый жемчуг» – отборный жемчуг, круглый, ровный, высшего сорта. Представьте себе: высыпали из мешочка жемчуг, и покатились жемчужные шарики по столу. «У оратая кудри. что не скачен ли жемчуг рассыпаются». Следующие две строчки прочтет Т.

У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.

С чем сравниваются глаза Микулы? (С глазами сокола.) А брови какие? (Соболиные – как мех черного соболя.) Теперь послушайте описание сапог, которые на богатыре пахаре:

У оратая сапожки зелен сафьян:
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.

У Микулы сапоги сшиты из сафьяна. Сафьян – выделанная козлиная кожа, мягкая, эластичная. «У оратая сапожки зелен сафьян». Заметьте: не «сапоги», но «сапожки». Следующую строчку прочтет Т.

Вот шилом пяты, носы востры.

Пяты значит «каблуки»; существительные пята и пятка – родственные слова. «Шилом пяты» – с чем сравниваются пяты, то есть каблуки? (С шилом.) «Шилом пяты» – то есть каблуки тонкие, как шило. «Носы востры» – какие носы у сапожек? (Острые.) Следующую строчку прочтет Т.

Вот под пяту-пяту воробей пролетит.

Если «под пяту воробей пролетит» – значит, каблуки у Микулиных сапожек какие: низкие или высокие? (Высокие.) Каблуки такие высокие, что может воробей пролететь. «Шилом пяты, под пяту воробей пролетит», – каблуки у Микулиных сапожек очень тонкие и высокие. Следующую строчку прочтет нам Т.

Около носа хоть яйцо прокати.

«Носы востры. около носа хоть яйцо прокати», – носы у сапожек острые и такие ровные, что можно яйцо прокатить. Последние две строчки прочтет Т.

У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.

Как видите, пахарь вышел на работу в поле в нарядной одежде, словно бы на праздник.

Мимо того места, где «орет оратай» Микула, проезжает князь Вольга Святославович. Былинный князь Вольга Святославович тоже не прост: богатырь, да к тому же еще обладает колдовской силой, волшебными мудростями. Он может обращаться в птиц, рыб, зверей, причем, став птицей, рыбой или зверем, он продолжает обладать необыкновенной, богатырской силой. Вот что о Вольге говорится в одной из былин:

Что означает слово рогачик у сошкиКогда зарождался млад светёл месяц,
Тогда зарождался Вольга богатырь.
Стал Вольга да десяти годов,
Ай задался он, Вольга, да во мудрости,
Ай во мудрости, Вольга, да он в хитры хитрости:
Птицей он летать да под оболоку,
Рыбою ходить да в глубоки стана,
Зверями ходить да во темны леса.
Обернулся Вольга да малой птичиной, –
Улетел-то Вольга да он под оболоку,
Ай птицу всю да он порозгонял.
Обернулся Вольга да свежей рыбиной,
Ай пошел-то Вольга да в глубоки стана,
Рыбу-то всю да он порозгонял.
Обернулся Вольга да лютым зверём,
Ай ушел-то Вольга до во темны леса,
Зверей-то всех да он порозгонял.

В былине, которую сегодня прочтем, князь Вольга и пахарь Микула встречаются, и мы получаем возможность сопоставить, сравнить князя и пахаря, выявить, в ком из них больше достоинств – достоинств не внешних, а истинных, таких, которые и человека делают героем, и окружающим людям на благо служат.

Князь Вольга получил от своего дяди, стольнокиевского князя Владимира, три города и отправился в эти города, чтобы получить дань, за получкою поехал. С ним «хоробрая дружинушка» в «тридцать молодцев без единого» – то есть сколько дружинников с ним. А что значит хоробрая.

Найдите строфу четвертую на странице десятой; я читаю, вы следите за мной по книге.

Что означает слово рогачик у сошкиПовыехали в раздольице чисто поле,
Услыхали во чистом поле оратая,
Как орет в поле оратай – посвистывает,
Сошка у оратая поскрипывает,
Омешики по камешкам почиркивают.
Ехали-то день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати.
Они ехали да ведь и другой день,
Другой день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати.

Более двух дней Вольге пришлось добираться до Микулы после того, как был услышан Вольгою голос Микулы и скрип его сошки – вот каким могучим богатырем был пахарь!

Конечно, сила человека, его возможности, его могущество явно преувеличены в этом описании. Почему в былине допущено такое преувеличение. Чтобы подчеркнуть, каких колоссальных усилий требует от человека его основная деятельность – обработка земли. Чтобы показать, какие могучие люди ходят за сошкою, перепахивая родные поля. Чтобы, наконец, выразить гордость за могучих в работе землепашцев.

Сказители былин часто использовали художественный прием преувеличения. Преувеличивалось могущество защитников родины, преувеличивалась сила врага, с которым русским богатырям приходилось сражаться. Такое преувеличение в художественных произведениях называется гиперболой. В былинах очень часто используются гиперболы; можно сказать, былины почти целиком строятся на гиперболах. Вспомним из описания Микулиных сапожек: «. под пяту-пяту воробей пролетит».

Итак, более двух дней пришлось ехать Вольге на голос пахаря. Но вот наконец доехал князь до землепашца, увидел его. Т. прочитает нам, как Вольга приветствовал крестьянина, – смотрим строфу восьмую.

Говорит-то Вольга таковы слова:
– Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко!
Орать, да пахать, да крестьяновати,
А бороздки тебе да пометывати,
А пенья-коренья вывертывати,
А большие-то каменья в борозду валить!

Вольга, приветствуя Микулу, желает ему Божьей помощи в его тяжелом труде. А что еще более доброго можно пожелать крестьянину-труженику, как не помощи в его нелегкой работе?! Как видите, былина опять напоминает нам о нелегком труде пахаря.

Т. прочтет ответ Микулы на приветствие Вольги.

Говорит оратай таковы слова:
– Поди-ка ты, Вольга Святославович!
Мне-ка надобна Божья помочь крестьяновати.
А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь?

Всем понятна фраза «Мне-ка надобна Божья помочь крестьяновати». Вольга говорит Микуле: «Божья помощь тебе!». Микула отвечает: «Мне надобна Божья помощь, чтобы крестьянствовать». Видите, былина и здесь не обходит стороною тему нелегкого крестьянского труда.

«А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь?» – спрашивает князя Микула. Вольга отвечает, что он едет в города получить дань, за получкою едет. Микула говорит Вольге, что в тех городах живут мужики-разбойники, они подрубят у моста сляги (длинные бревна, на которые настилается мост) – подрубят сляги и потопят князя в речке.

Далее Микула говорит Вольге:

Я недавно там был в городе, третьёго дни,
Закупил я соли цело три меха,
Каждый мех-то был ведь по сто пуд.

А кто из вас знает слово пуд? Пуд – русская мера веса, равная приблизительно шестнадцати килограммам.

Микула говорит: «Закупил я соли цело три меха, каждый мех-то был ведь по сто пуд». Не может быть такого мешка, в который вошло бы сто пудов соли. Опять в былине применена гипербола. Читаем строфу одиннадцатую, следите за мною по своим учебникам.

Тут проговорил оратай-оратаюшко:
– Ай же ты, Вольга Святославович!
Там живут-то мужички да все разбойнички,
Они подрубят-то сляги калиновы,
Да потопят тебя в речке да во Смородине!
Я недавно там был в городе, третьёго дни,
Закупил я соли цело три меха,
Каждый мех-то был ведь по сто пуд.

Следующую строчку прочтет Т.

А тут стали мужички с меня грошей просить.

У некоторых сказителей былин это предложение звучит так: они просят грошёв подорожных. Как видим, мужики-разбойники «просят» деньги. Но разбойники не просят! – просят деньги с проезжих; следовательно, здесь речь идет о людях, которые занимались разбоем на дорогах. Следующую строчку прочтет Т.

Я им стал-то ведь грошей делить.

Давал Микула деньги мужикам-разбойникам или не давал? (Давал.) Следующую строчку прочтет Т.

А грошей-то стало мало ставиться.

Смысл сказанного понятен? Денег у Микулы «стало мало ставиться». Следующую строчку прочтет Т.

Мужичков-то ведь больше ставится.

Надо объяснять эту фразу. Денег у Микулы «стало мало ставиться», а мужичков, требующих от него деньги, все «больше ставится». Посмотрим, как дальше развивались события. Т., прочти следующие строчки.

Потом стал-то я их ведь отталкивать.
Стал отталкивать да кулаком грозить.
Положил тут их я ведь до тысячи.

Не хватило у Микулы на всех денег, пришлось расправляться с грабителями кулаками. «Положил тут их я ведь до тысячи», – рассказывает Микула. Понял князь, что его дружинушке «в тридцать молодцев без единого» не справиться с такой ордой разбойников, и предложил Вольга Микуле поехать вместе с ним «во товарищах».

Сейчас я прочитаю всю былину целиком. Слушая ее, обратите внимание на следующее.

Существительные обычно употребляются в уменьшительно-ласкательной форме. Дружинушка, дядюшка, батюшка, матушка, оратаюшко, земелька, бороздочка, сошка (а не «соха»), у Вольги жеребчики (а не «жеребцы»), даже мужики-разбойники названы мужичками-разбойничками.

Прилагательные также иногда встречаются в уменьшительно-ласкательной форме. Кобыла соловенькая (вместо «соловая»), сошка кленовенькая (вместо «кленовая»).

Встретим постоянные эпитеты, многие из них уже известны нам из других произведений устного народного творчества: конь добрый, поле чистое, солнце красное, небо ясное, леса темные, моря синие, дружинушка хоробрая, сошка кленовая, куст ракитов.

Прилагательные нередко употребляются в краткой форме. Например, в сравнениях при описании внешности Микулы: скачен жемчуг (вместо «скаченый жемчуг», что значит «круглый, ровный, отборный жемчуг»), глаза ясна сокола (вместо «ясного сокола»), брови черна соболя (вместо «черного соболя»), сапожки зелен сафьян (вместо «зеленый сафьян»), кафтанчик черна бархата (вместо «черного бархата») и так далее.

Встретим глаголы в неопределенной форме с древним окончанием -ти. Например: «станут мужички меня похваливати» (вместо «похваливать»), «не могли до оратая доехати» (вместо «доехать»).

Все эти поэтические особенности былины характерны и для других произведений устного народного творчества, прежде всего для сказок и песен. А теперь послушайте былину.

На чтение былины требуется приблизительно одиннадцать минут.

Задание на дом: научиться выразительно читать былину. Желающие могут выучить наизусть одну из строф былины (шестую, седьмую или четырнадцатую); каждый, кто выучит строфу и выразительно ее расскажет, получит хорошую оценку.

(Материал в сокращении опубликован в журнале «Литература в школе» № 9/2002.)

* На первом, вводном уроке литературы, посвященном знакомству учащихся с учебником (согласно методической разработке системы уроков, изложенной в книге: Турьянская Б.И. и др. Литература в 7-м классе. Урок за уроком. М.: Русское слово, 2000), учащиеся пронумеровали строфы былины; в указанном выше учебнике-хрестоматии былина разбита на двадцать две строфы.

Источник

Русская соха и ее виды

СОХА — одно из главных пахотных орудий русских крестьян северных, восточных, западных и центральных районов Европейской России. Соха встречалась также и на юге, в степных районах, участвуя в обработке земли вместе с плугом. Свое название соха получила от палки с развилиной, называвшейся сохой.

Устройство сохи зависело от почвы, рельефа местности, системы земледелия, местных традиций, степени обеспеченности населения. Сохи различались формой, шириной рассохи — доски, на которой закрепляли ральники (сошники) и оглобли, способом ее соединения с оглоблями, формой, размерами, количеством ральников, наличием или отсутствием полицы — отвала, способом ее установки на ральниках и рассохе.

Характерной чертой всех видов сох было отсутствие полоза (подошвы), а также высокое расположение центра тяжести — прикрепления тяговой силы, т. е. лошадь тянула соху за оглобли, прикрепленные в верхней части орудия, а не в нижней. Такое расположение тяговой силы заставляло соху вспарывать землю, не углубляясь в нее. Она как бы «черкала», по выражению крестьян, верхний слой почвы, то входя в землю, то выскакивая из нее, перепрыгивая через корни, пни, камни.

Соха была орудием универсальным, использовавшимся для множества различных работ. Ею поднимали новь на песчаных, песчано-каменистых, на серых с супесью почвах, лесных росчистях, проводили первую вспашку на старопахотных землях. Сохой двоили и троили пашню, запахивали семена, пропахивали картофель и т.д. В крупных помещичьих хозяйствах все эти работы проводили с помощью специальных орудий: плуга, рала, скоропашки, запашника, пропашника, культиватора, окучника.

Соха хорошо шла на лесных почвах, засоренных пнями, корнями, валунами. Ею можно было пахать не только сухую, но и очень влажную почву, так как она не имела полоза, на который быстро налипала земля, затрудняя движение. Соха была удобна для крестьянской семьи тем, что свободно работала на самых узких и небольших по размерам пашнях, имела сравнительно небольшой вес (около 16 кг), стоила довольно дешево, легко ремонтировалась прямо на поле. Были у нее и некоторые недостатки.

Известный русский агроном И.О.Комов писал в XVIII в.: «Соха тем недостаточна, что излишне шатка и чрезмерно короткие рукоятки имеет, отчего владеть ею столь удручительно, что трудно сказать, лошади ли, которая ее тянет, или человеку, который правит, ходить с нею труднее» (Комов 1785, 8). Пахота земли сохой была делом достаточно сложным, особенно для неопытного пахаря. «Пашню пашут — руками не машут » — говорит пословица. Соха, не обладая полозом, не могла стоять на земле. Когда в нее запрягали лошадь, соха шла неровно, толчками, часто заваливаясь набок или глубоко зарываясь сошниками в землю.

Пахарь при работе держал ее за рукоятки рогаля и постоянно регулировал ход. Если ральники очень сильно углублялись в почву, пахарю приходилось приподнимать соху. Если они выскакивали из земли, он должен был с силой нажать на рукоятки. Когда на пути пахаря встречались камни, он вынужден был или углубить ральники в землю, чтобы поднять на них камень, или вынуть соху из борозды, чтобы перескочить камень. В конце борозды пахарь поворачивал соху, предварительно вынув ее из земли.

Работа пахаря была крайне тяжелой, когда лошадь находилась в упряжке без дуги. Поддерживая соху на руках, регулируя ее ход, пахарь брал на себя треть всей сошной тяги. На лошадь же приходилась остальная. Работа пахаря несколько облегчалась при дужной запряжке лошади. Соха тогда становилась устойчивее, меньше заваливалась набок, ровнее шла в борозде, поэтому пахарь мог не держать ее «на руках». Но для этого нужна была здоровая, сильная, хорошо кормленная лошадь, так как именно на нее в этом случае приходилась основная тяжесть. Другим недостатком сохи была мелкая вспашка (от 2,2 до 5 см) при первой пахоте поля. Однако она компенсировалась двухкратной или трехкратной вспашкой, вторичной вспашкой земли «след в след», т.е.углублением уже сделанной борозды.

Сложность работы преодолевалась профессиональным навыком пахаря. Можно с полной уверенностью сказать, что соха, обладая широким агротехническим диапазоном, будучи экономически доступной для большей части земледельцев, была оптимальным вариантом пахотного орудия, удовлетворяя потребности мелкого крестьянского хозяйства. Русские крестьяне очень ценили свою соху — «матушку-кормилицу », «бабушку Андреевну», советовали: «Держись за со- шеньку, за кривую ноженьку».

Говорили: «У матушки-сошки золотые рожки». О сохе составлялось много загадок, в которых хорошо обыгрывалась ее конструкция: «Загуляла корова, все поле рогами перепахала», «Лиса всю зиму боса, весна пришла — в сапогах пошла». В некоторых загадках соха принимала антропоморфные черты: «Матушка Андреевна сгорбившись стоит, ноженьки в землюшку, рученьки раскинула, все хочет схватить». В былине о Вольге и Микуле создается идеальный образ сохи, которой пашет крестьянский богатырь Микула: Сошка у ратая кленовая, Омешики на сошке булатные, Присошечек у сошки серебряный, Рогачик-то у сошки красна золота.

Соха — орудие древнее. Сошные ральники обнаруживаются археологами в культурных слоях IX—X вв. Первое письменное упоминание о сохе относится к XIII в. Это берестяная грамота из Великого Новгорода, посланная владельцем земли, вероятно, своим родным в 1299—1313 гг. В переводе она звучит так: «А если я пришлю сошники, то вы им дайте моих голубых коней, с людьми дайте, не запрягая в сохи». Соха как пахотное орудие упоминается также в бумажной грамоте Дмитрия Донского, написанной около 1380—1382 гг. Самые ранние изображения сохи встречаются на миниатюрах Лицевого летописного свода XVI в. Сохи, бытовавшие в Древней Руси, не были полным аналогом сох XIX в.

В домонгольское время преобладали сохи без пблиц с кодовыми ральниками, при этом ральники были меньше и уже, чем коловые ральники крестьянских пахотных орудий XIX в. Их размеры варьировались в пределах от 18 до 20 см в длину, от 0,6 до 0,8 см в ширину. Лишь в XIV в.стали появляться более длинные коловые ральники с заостренной лопастью и одной режущей стороной, приближающиеся по типу к ральникам XIX в. Двузубая соха с перовыми ральниками и перекладной пблицей появилась, по мнению историков, на рубеже XIV— XV вв. или в XVI в., т.е. тогда, когда началось освоение русскими людьми крупных массивов земель с характерными почвенными и ландшафтными условиями.

Соха-двусторонка

Почвообрабатывающее орудие с высоким прикреплением тяговой силы, использовавшееся для пахоты на легких почвах с большим количеством корней, а также на хорошо распаханных землях. Корпус сохи-двусторонки состоял из рассохи, двух ральни- ков, рогаля, оглобель, полицы. Рассоха сохи представляла собой слегка выгнутую доску с развилкой — рожками (ногами) — на приподнятом вверх конце. Ее вырубали из комлевой части дуба, березы или осины, стараясь использовать крепкие корни для рожек. Ширина рассохи была обычно около 22 см.

Верхний конец рассохи вдалбливался в рогаль — круглый или четырехгранный в сечении толстый брусок длиной около 80 см, с хорошо обтесанными концами. Рассоха вбивалась в него неплотно, получая возможность некоторой подвижности, или, как говорили крестьяне, «хлябания». В ряде районов России рассоха не вбивалась в рогаль, а зажималась между рогалем и толстым брусом (корцом, подушкой), связанными на концах друг с другом. В рогаль плотно вбивали оглобли для запряжки лошади. Длина оглобель была такой, чтобы ральники не могли задеть ног лошади и поранить их.

Оглобли скрепляла деревянная поперечина (веретено, пасынок, перевяслок, перечень, спорник). К ней прикреплялся подвой (войло, земленка, мутики, перекрест, притужина, струна) — толстая витая веревка — или вица, т.е. перевитые ветви черемухи, ивы, молодого дуба. Подвой охватывал рассоху снизу, там, где она раздваивалась, затем два его конца поднимали вверх и закрепляли в местах соединения поперечины и оглобель. Подвой можно было удлинять или укорачивать при помощи двух деревянных палочек-клепней, расположенных около оглобель: клепни скручивали или раскручивали веревку.

Иногда веревочные или прутяные подвои заменяли деревянным, даже железным стержнем, укреплявшимся в поперечине между оглоблями. Составной частью сохи была полица (кляпина, наполок, отвал, присох, шабала) — железная лопатка прямоугольной формы с легким выгибом, слегка напоминавшим желоб, с деревянной рукояткой, длиной около 32 см. При веревочных подвоях рукоятку полицы вкладывали в место их скрещивания, при прутяных — привязывали к подвою, а при деревянном стержне она проходила в выдолбленное в нем отверстие.

Полица была перекладной, т.е. перекладывалась пахарем с одного ральника на другой при каждом повороте сохи. Соха-двусторонка являлась орудием для своего времени совершенным. Все ее детали были тщательно продуманы и функционально обусловлены. Она позволяла регулировать глубину вспашки, делать ровную борозду нужной глубины и ширины, поднимать и переворачивать подрезанную ральниками землю. Соха-двусторонка была самой распространенной среди русских сох. Принято считать, что она появилась в русском быту на рубеже XIV—XV вв. или в XVI в. в результате усовершенствования сохи без полицы.

Соха-односторонка

Почвообрабатывающее орудие, разновидность сохи. Для сохи-односторонки, как и для сохи-двусторонки, характерно высокое прикрепление тяговой силы, наличие деревянной рассохи, раздвоенной внизу, перовых ральников и пблицы. Однако рассоха односторонки имела более выгнутую форму, чем рассоха сохи-двусторонки, и иное расположение ральников. Левый перовой ральник такой сохи ставили вертикально к поверхности земли, другой же лежал плашмя. К левому ральнику прикрепляли неподвижно металлическую полицу — продолговатую лопатку, зауженную к концу. С правой стороны к рассохе прикрепляли небольшую дощечку — крыло,— помогавшую отваливать пласты земли.

При пахоте левый сошник, стоявший ребром (в другом варианте брыла), подрезал почву сбоку, а правый сошник — снизу. Земля поступала на полицу и перекидывалась всегда на одну сторону — правую. Отвалец на правой стороне рассохи помогал переворачивать пласт. Сохи-односторонки были удобнее для пахаря, чем сохи-дву- сторонки. Пахарь мог работать на «один омеш», не наклоняя соху набок, как это ему приходилось делать, подрезая пласт на сохе-двусторонке. Наиболее удачно была сконструирована соха с брылой.

Благодаря двум близко поставленным, горизонтально расположенным ральникам борозда получалась значительно шире, чем в сохе с вертикально поставленным ральником, в которой ширина борозды равнялась ширине одного ральника. Сохи-односторонки были распространены по всей территории России. Особенно сохи с брылой. Они являлись одним из основных пахотных орудий в северо-восточной части Европейской России, в Приуралье, Сибири, встречались в центральных районах европейской части страны.

Во второй половине XIX в. на уральских заводах стали изготавливать и более совершенные сохи-односторонки с брылой. Их рассоха заканчивалась одним толстым рожком-зубом, на который надевали широкий треугольный лемех с брылой. К лемеху прикрепляли сверху неподвижный металлический отвал. Сохи могли варьироваться по форме лемеха, расположению отвала, могли иметь зачаток полоза, характерного для плуга, но при этом прикрепление тяговой силы всегда оставалось высоким.

Усовершенствованные варианты сох-односторонок носили разные названия: курашимка, чегандинка и прочие. Они получили распространение в Сибири и на Урале. Усовершенствованные сохи-односторонки имели значительное преимущество перед сохой-двусторонкой. Они глубже пахали, шире брали пласт, лучше разрыхляли землю, были более производительными в работе. Однако они дорого стоили, достаточно быстро изнашивались, при поломке их было трудно отремонтировать в поле. К тому же они требовали в упряжку очень сильных лошадей.

Соха многозубая или насошка, или трясуха

Почвообрабатывающее орудие с высоким прикреплением тяговой силы, разновидность сохи. Характерной чертой многозубой сохи было наличие на рассохе от трех до шести широконечных, тупых ральников, а также отсутствие полицы. Такую соху использовали для заделывания весной после осенней вспашки яровых посевов, заволакивания землей семян овса, перепахивания земли после пахоты сохой- двусторонкой или сохой-односторонкой. Многозубая соха была малоэффективна в работе.

Представитель новгородского земства священник Серпухов характеризовал многозубую соху: «При насошках c насошниками тупыми широконечными, наподобие коровьих языков, ни одной из главных целей или условий при возделывании земли не достигается, насошка почти несется на руках работника, иначе земля и овес буровятся, а при поднятии оной земля оставляется кучами и овес грядами, и в землю глубже вершка нейдет. Трудно понять, что за цель введения оной в сельское хозяйство, крестьяне насашивают землю сряду после посева, или, как обыкновенно говорят, заваливают насошкой овес. Но наблюдение за действиями оной нисколько не говорит в их пользу, а скорее разуверяет в противном » (Серпухов 1866, V,3). Многозубые сохи в XIX в. встречались довольно редко, хотя в более раннее время, в XII—XIV вв., они имели широкое распространение, пока не были вытеснены более совершенными типами сох.

Соха суковатка или дерябка, ельцы, ельчина, смык

Орудие для пахоты, боронования и заделывания землей семян, использовавшееся на подсеке — лесной поляне, на которой вырубили и сожгли лес, подготовив землю для пашни. Ее изготавливали из нескольких (от 3 до 8) бронниц — пластин с сучьями на одной стороне, полученных из стволов елей или сосен, расколотых продольно. Бронницы скрепляли двумя поперечинами, располагавшимися на двух противоположных сторонах суковатки.

Материалом для их скрепления служили тонкие стволы молодых дубков, ветви черемух, лыко или лоза. Иногда бронницы связывали друг с другом без поперечин. К двум крайним бронницам, более длинным, чем центральные, привязывали постромки, с помощью которых и впрягали лошадь. Иногда крайние бронницы были столь длинными, что их использовали как оглобли. Зубьями суковатки служили заостренные на концах сучья длиной до 80 см. На подсеке суковаткой взрыхляли слой земли, перемешанный с золой.

Зубья-сучья, крепкие и в то же время гибкие, хорошо прочерчивали подсеку, а наталкиваясь на корни, неизбежные на таком поле, пружинисто перескакивали через них, совершенно не ломаясь. Суковатка была распространена в северных и северо-западных губерниях Европейской России, преимущественно в лесных районах. Суковатки, отличавшиеся простотой своего устройства, были известны восточным славянам еще в эпоху Древней Руси. Некоторые исследователи считают, что именно суковатка явилась тем почвообрабатывающим орудием, на основе которого была создана соха. Развитие сохи из суковатки произошло путем уменьшения количества зубьев в каждой из пластин-бронниц, а затем и уменьшения количества и размера самих пластин.

Сабан

Почвообрабатывающее орудие с низким прикреплением тяговой силы, разновидность плуга, использовался для подъема залежи. Это орудие было известно русским в двух вариантах: однолемешный и двухлемешный сабан. Однолемешный сабан во многом повторял плуг малороссийский и состоял из полоза (подошвы), лемеха, отвала, резца, стойки, матки, рукояток, передка и грядиля.

От малороссийского плуга он отличался лемехом, имевшим форму разностороннего треугольника, более выгнутым резцом, касавшимся земли нижним концом обуха и отстоявшим от лемеха на значительном расстоянии, а также большей изогнутостью грядиля. Кроме того, деревянная стойка, скреплявшая полоз с грядилем, здесь была заменена на железную, а лемех соединялся с грядилем еще и подмогой — железным прутом. Сабан имел один или два железных отвала, которые напоминали крылья, прикрепляемые возле лемеха. Сабан, как и малороссийский плуг, был тяжелым, громоздким орудием. Его с трудом влекли за собой две лошади.

Обычно в него впрягали от трех до пяти лошадей или три—шесть пар волов. Двухлемешный сабан имел полоз, сделанный из двух толстых деревянных брусьев, на концах которых были лемехи в форме прямоугольного треугольника, располагавшиеся горизонтально по направлению к земле. Полоз соединялся с рукоятками. С их помощью пахарь и управлял сабаном. Один конец сильно изогнутого грядиля прикрепляли к полозу недалеко от лемеха, другой конец вставляли в передок с колесами. В грядиль перед лемехами вставляли резец в виде ножа, направленного лезвием вперед. Отвалом служили две деревянные доски, прикрепленные к рукояткам и грядилю справа и слева от подошвы.

Двухлемешный сабан был орудием более легким, чем однолемешный. В него запрягали обычно двух лошадей. Сабан хорошо скользил по земле на полозе, резец отрезал пласт земли вертикально, а лемехи подрезали его по горизонтали. Глубину пахоты регулировали с помощью клинышков, вставлявшихся сверху или снизу заднего конца грядиля. Если клинья вставляли сверху, то пахота была более мелкой, если снизу — то более глубокой. Сабаны были распространены главным образом в губерниях Нижнего Поволжья и на Урале.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *