Что означает слово ремесленник история 5 класс

Значение слова «ремесленник»

Что означает слово ремесленник история 5 класс. Смотреть фото Что означает слово ремесленник история 5 класс. Смотреть картинку Что означает слово ремесленник история 5 класс. Картинка про Что означает слово ремесленник история 5 класс. Фото Что означает слово ремесленник история 5 класс

1. Лицо, знающее какое-л. ремесло (в 1 знач.) и занимающееся по заказу потребителя изготовлением изделий кустарным способом собственными орудиями производства. Охотники захолустного Усть-Каменогорска были ремесленники: кузнецы, слесари, кожевники, шубники. Пермитин, Пролетные птицы.

2. перен. Тот, кто работает, выполняет свои обязанности без творческой инициативы, по шаблону. Без чувства ответственности перед своей совестью командир никогда не будет настоящим руководителем боя. Он будет только ремесленником военного дела. Вершигора, Люди с чистой совестью.

3. Разг. Ученик ремесленного училища.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

В переносном смысле, ремесленник (в отличие от художника, творца) — тот, кто работает без творческой инициативы, вдохновения, шаблонно. Подобное противопоставление является современным, поскольку в древности ремесло и искусство не противопоставлялись друг другу.

РЕМЕ’СЛЕННИК, а, м. 1. Лицо, знающее какое-н. ремесло и занимающееся по заказу потребителя изготовлением изделий кустарным способом у себя на дому собственными орудиями производства. 2. перен. Человек, не вкладывающий в свою работу творческой инициативы, действующий по сложившемуся шаблону (пренебр.). Это не артист не писатель, а р.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

реме́сленник

1. человек, владеющий и зарабатывающий себе на жизнь ремеслом, то есть частным изготовлением кустарной продукции

2. разг. ученик ремесленного училища ◆ Мы двое из института, а Вася — ремесленник.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает слово ремесленник история 5 класс. Смотреть фото Что означает слово ремесленник история 5 класс. Смотреть картинку Что означает слово ремесленник история 5 класс. Картинка про Что означает слово ремесленник история 5 класс. Фото Что означает слово ремесленник история 5 классПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова де-юре (наречие):

Источник

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 5

ПОЯВЛЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ

Объясните значение слов:

1. Чем занимались ремесленники? Назовите два-три занятия.

2. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи?

С изобретением технологий обработки металлов, развитием орудий труда и методов обработки земли с использованием тягловых животных необходимость в совместном труде всей общины на полях отпала. Теперь хозяйство могли вести самостоятельно представители одной семьи. Результаты труда теперь не распределялись среди всей общины, а оставались в распоряжении семьи и главы семьи.

3. Почему вожди племён и вся знать были заинтересованы в военных походах?

Во время военных походов вождь и знать получали свою долю добычи и рабов. За счет военных походов они увеличивали свое влияние и богатство.

4. Каким имуществом владели знатные семьи?

Знатные семьи владели плодородными землями, скотом, лучшими одеждами и предметами роскоши, а также рабами, чей труд они эксплуатировали.

5. Какие изменения произошли с поселениями, превратившимися в города? Для ответа используйте опорные слова: размеры, укрепления, состав населе­ния, место совершения религиозных обрядов.

Со временем поселения людей увеличивались в размерах и превращались в города. Обычно городское поселение было окружено оборонительной системой укреплений — земляными валами, частоколом или стенами. В городах проживали знатные люди, которых обслуживали ремесленники и рабы. Города были центрами общественной жизни племени, отсюда уходили войны за добычей, сюда стекались все богатства, взятые во время военного похода, здесь находился и духовный центр — святилище, место совершения религиозных обрядов.

Подведём итоги и сделаем выводы

Какую роль в жизни первобытных людей сыграли сделанные ими изобретения и открытия? (Опорные слова: огонь, жилища, одежда, лук и стрелы, земледелие и скотоводство, гончарство, ткачество, металлы.)

Изобретения новых орудий труда и открытия новых способов обработки пищи, материалов и металлов сыграли огромную роль в эволюции человека и развитии общества. Так, когда человек научился сохранять, а впоследствии и добывать огонь, качество его жизни и питания заметно улучшилось. Жилища теперь обогревались огнем, на огне же готовилась и пища. С изобретением лука и стрел человек получил возможность охотиться на небольших и быстрых зверей, а также охотиться издалека, находясь в укрытии. Это существенно увеличило количество добываемого мяса и шкур. Изобретение технологий прядения и ткачества позволили человеку сменить одежду из шкур на удобную одежду из ткани.

Начало земледелия, скотоводства, гончарного дела и обработки металлов привели к кардинальным переменам в образе жизни человека и последовательному уходу от присваивающего хозяйства. Переход к производящему хозяйству стал в свою очередь толчком к дальнейшему развитию орудий труда и изменению устройства общества:

В чём проявлялось неравенство между людьми? (Опор­ные слова: знатные — незнатные, богатые — бедные)

Неравенство людей стало следствием развития орудий производства, повышения эффективности обработки земли и появления излишков продукта. Неравенство зародилось вместе с изменением родоплеменных отношений, выделением более известных и почитаемых людей из числа других и наделением их большим влиянием и богатствами, чем у других. Это, конечно, хорошо, когда кого-то уважают больше других за определенные заслуги, усердный труд, умения и качества. Но когда это уважение становится причиной неравного перераспределения богатств и собственности — появляется социальное неравенство. Племя разделяется на знатных и незнатных, богатых и бедных. Эта разница со временем только увеличивается — богатые становятся более богатыми, а знатные приобретают еще больше влияния в обществе. Богатые и знатные получают еще большую долю добычи. Они делают пленников рабами и заставляют работать на себя, тем самым увеличивая собственное благосостояние.

Источник

История Древнего Мира 5 класс Вигасин. Вопросы и задания к разделу «Жизнь первобытных людей». Номер №9

Что означают слова и выражения: рубило, копье, гарпун, мотыга, плуг, серп, родовая община, старейшина, племя, вождь племени, знатный, колдовской обряд, жертва, идол, оборотень, душа, “страна мертвых”?

Решение

Рубило – орудия труда, которое представляло собой обработанный камень.
Копье – орудия труда, предназначенное для охоты, представляло собой палку с привязанным заостренным каменным наконечником.
Мотыга – примитивное орудия труда, предназначенное для вскапывания земли.
Плуг – орудия труда, предназначенное для обработки земли; плуг способен рыхлить более твердую землю, чем мотыга.
Серп – орудия труда, предназначенное для срезания колосьев, изготовлялось из дерева или кости.
Родовая община – это человеческий коллектив, главным в котором являлись родственные связи, а жилище, пища, дрова были общими.
Старейшина – это самые опытные и мудрые старики, которые знали повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения.
Племя – это группа людей, объединенных каким−либо признаком (например, верой в единого предка и др.).
Вождь племени – это глава племени, который избирался для ведения военных походов и защиты своих сородичей от врагов.
Знатный – это члены племени (вожди, старейшины), которые приобретали известность, они пользовались почетом, даже если не отличались особой доблестью и умом, им выделяли лучшие участки земли, большую часть военной добычи.
Колдовской обряд – это действия, направленные на то, чтобы вызвать помощь при охоте и др.
Жертва – это подарки (пища, вещи и др.), которые люди преподносили своим богам и духам, чтобы отблагодарить и задобрить их.
Идол – это изображения богов и духов, которые люди высекали из камня, лепили из глины, вырезали из дерева.
Оборотень – это существа, способные превращаться в других существ – людей, камни, животных и любые другие предметы.
Душа – это сверхъестественное существо, которое обитало в каждом человеке, согласно вере первобытных людей.
«Страна мертвых» − это место, куда, согласно древним верованиям, переселялись души предков.

Источник

Объясните значение слов: ремесленник, гончарный круг, плуг, вождьплемени, знатные люди (знать), рабы, город, святилище, царь.Про

Что означает слово ремесленник история 5 класс. Смотреть фото Что означает слово ремесленник история 5 класс. Смотреть картинку Что означает слово ремесленник история 5 класс. Картинка про Что означает слово ремесленник история 5 класс. Фото Что означает слово ремесленник история 5 класс

Ответ:

ремесленник- мастер, который обладает определенными навыками мастерства и рукаделия, производящее на продажу.

гончарный круг-устройство для формирования посуды и керамических изделий, позволяющий использовать инерцию вращения для создания формы изделий.

плуг-орудие для вспашки плотной почвы,и поднятия целины.

вождь племени- глава племени или вождества в общинных обществах.

знатные люди(знать)- лица, выдавшиеся своими заслугами в какой либо области социалистического строительства.

рабы-человек, лишенный средств производства и являющийся полной собственностью своего господина.

город-крупный населенный пункт, жители которого заняты не сельским хозяйством.

святилище- священное место или алтарь, просвещенный божеству.

царь- один из титулов славянских монархов.

1) гончарное ремесло, кожевенное ремесло, кузнечное ремесло

2)потому что появились новые орудия труда с помощью которых было проще обрабатывать землю, а так же привлекали к работе домашний скот.

3) при захвате новых земель вожди получали богатство, новые территории и рабов

4) большие земельные наделы, семьи крестьян,, у многих во владениях были целые деревни.

5) поселение превратившееся в город: увеличивается в размерах, обносится стеной и защитными укреплениями, состав населения увеличивается, строятся церкви и храмы, появляются собственные представители власти и администрация.

Источник

ГДЗ история древнего мира 5 класс Никишин, Стрелков Русское Слово 2020 Задание: 6 Древние земледельцы и скотоводы

Стр. 28. Ключевые вопросы

№ 1. Как люди перешли от присваивающего хозяйства к производящему — земледелию и скотоводству? Как в результате этого изменились отношения в общинах?

После потепления на Земле некоторые племена сумели приручить диких животных и перешли к скотоводству. Охотники были теперь лучше вооружены и охотились не на таких крупных животных, как раньше. Иногда у людей оставался запас пищи. Охотники перестали сразу убивать пойманных ягнят или козлят, а приносили их с собой в поселение. Затем люди стали отбирать самых спокойных и послушных животных. Так появилось скотоводство.

Занимаясь собирательством, люди заметили, что зерна, упавшие в землю, прорастают, причем из одного зерна вырастает колосок со многими зёрнами. Тогда их стали специально сеять и отбирать самые лучшие семена. Так возникло земледелие.

С возникновением земледелия и скотоводства изменились отношения в общинах. Племена, которые занимались земледелием, перешли к оседлому образу жизни, так как людям было необходимо возделывать землю и следить за урожаем. А племена скотоводов стали кочевниками – они передвигались с места на место на поисках пастбищ.

Стр. 33. Итоговые вопросы

№ 1. Представьте схему родо-племенного строя. Укажите, какие группы людей составляли основу родо-племенной организации общества. Кто руководил жизнью общины?

Важным достижением людей разумных стал их переход к жизни родовыми общинами. Родовая община состояла из нескольких семей одного рода. Род — это группа людей, ведущих своё происхождение от общего предка. Первобытные люди могли считать своим предком не только человека, но зверя и птицу. Род носил его имя, поклонялся ему.

Несколько родовых общин объединялись в племя. Руководили родом наиболее опытные и уважаемые старейшины, которые решали важные вопросы на совете старейшин. Во главе племени стоял вождь, которого избирали мужчины на общем собрании. Постепенно племя превращалось в сплочённую группу людей. Человек из другого племени становился «чужим», а соплеменник — «своим». У каждого племени была своя территория проживания, на которую не пускали «чужих». Объединённые в родовые общины и племена, люди больше помогали друг другу, успешнее охотились.

№ 2. Расскажите, как у людей появились домашние животные. Как их использовали?

После потепления на Земле некоторые племена сумели приручить диких животных и перешли к скотоводству. Охотники были теперь лучше вооружены и охотились не на таких крупных животных, как раньше. Иногда у людей оставался запас пищи. Охотники перестали сразу убивать пойманных ягнят или козлят, а приносили их с собой в поселение. Затем люди стали отбирать самых спокойных и послушных животных. Так постепенно люди приручили овец, коз, свиней, коров. Они служили источником мяса и молока. К началу IV тысячелетия до н.э. была одомашнена лошадь, которую стали использовать также для передвижения и в качестве тягловой силы. Перевозка грузов значительно облегчилась после изобретения колеса в IV тысячелетии до н.э. Вместе с колесом появились повозки. Благодаря этому перемещать грузы на большие расстояния стало быстрее и легче.

Самым первым приручённым животным стала собака. Дикие собаки следовали за охотниками в надежде получить что-нибудь из добычи. Постепенно они стали жить рядом с людьми. Собаки помогали людям в охоте, охраняли стада приручённых животных, став хорошими помощниками охотникам и пастухам. Также они охраняли жилища древних людей.

№ 3. Проведите обсуждение на тему «Возникновение земледелия». С чего начиналось земледелие? Что потребовалось древним людям для выращивания растений? Что нужно было освоить, придумать? Какое значение имел переход к земледелию?

Занимаясь собирательством, люди заметили, что зерна, упавшие в землю, прорастают, причем из одного зерна вырастает колосок со многими зёрнами. Тогда их стали специально сеять и отбирать самые лучшие семена. Так возникло земледелие. Первыми растениями, которые научились выращивать люди, были ячмень, просо, пшеница и рис. В разных районах земли люди нашли много полезных и съедобных растений, которые они научились выращивать. Родиной ячменя, риса и чая является Азия, капусты — Европа, а кукурузы, картофеля, подсолнечника, какао и тыквы — Америка.

Занятие земледелием требовало много сил. Пригодных для обработки земель было мало, людям приходилось отвоёвывать их у леса. С помощью топора вырубали деревья и кустарники, выкорчёвывали пни, а затем, дав дереву высохнуть, поджигали его. Землю рыхлили мотыгой, которая сменила палку-копалку. Сначала это были просто сучковатые палки, затем появились каменные мотыги с деревянной рукояткой. Через несколько тысяч лет был изобретён плуг. Поэтому ученые назвали ранее земледелие мотыжным, а более позднее плужным.

Земледельцы стали оседлым населением. Не все племена на планете одновременно перешли к земледелию, а вначале лишь некоторые. Земледелие возникало там, где для этого были благоприятные условия — тепло, много воды, плодородная почва и где в диком виде росли подходящие для посева растения.

№ 4. Вы узнали, что освоение людьми земледелия и скотоводства означало переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству. А какие новые материалы, предметы стали производить древние люди? Какие ремёсла у них возникли?

Кроме скотоводства и земледелия, люди изготовляли орудия труда, одежду, посуду из дерева, коры и других материалов, плели корзины, строили жилища, научились шлифовать и сверлить камень. Земледельцы и скотоводы изобрели глиняную посуду и ткань. Древние люди заметили, что глина, побывав в огне, становилась более прочной. Тогда они стали намеренно обжигать глиняные изделия. Так был открыта керамика. Керамические сосуды украшали орнаментом, раскрашивали яркими красками. Со временем для обжига посуды придумали специальные печи.

Другими важными ремеслами были прядение и ткачество. Плести корзины или соломенные циновки люди умели и раньше, а с возникновением земледелия и скотоводства они научились прясть нити из шерсти и волокон льна. Ткали на простейшем ткацком станке, который придумали около 6 тысяч лет назад.

Глиняную посуду поначалу лепили вручную, но затем стали использовать гончарный круг. Гончар обеспечивал соплеменников посудой. Ремесло, стало его основным занятием. Возникали и другие ремёсла. Ремесленниками становились ткачи, оружейники, ювелиры, строители.

№ 5. Используя текст и иллюстрации параграфа, объясните, какое значение имело изобретение гончарного круга и ткацкого станка. Чем отличались изделия ремесленников от домашних поделок членов общины?

Глиняную посуду поначалу лепили вручную. Такую несложную работу умели делать многие. Каждый мог вылепить грубый глиняный горшок или изготовить какое-либо орудие. Но затем положение изменилось. Посуду стали делать на гончарном круге. Прочную и красивую посуду изготавливали только искусные мастера, которые учились этому долгое время. Гончар обеспечивал соплеменников посудой.

Другими важными ремеслами были прядение и ткачество. Плести корзины или соломенные циновки люди умели и раньше, а с возникновением земледелия и скотоводства они научились прясть нити из шерсти и волокон льна. Ткали на простейшем ткацком станке, который придумали около 6 тысяч лет назад.

Создание вещей своими руками стало основным занятием ремесленников. Возникали и другие ремёсла. Ремесленниками становились оружейники, ювелиры, строители.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *