Что означает слово рефлексивность

Значение слова «рефлексия»

Что означает слово рефлексивность

[От лат. refiexio — отражение]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Согласно Пьер Тейяру де Шардену, рефлексия — то, что отличает человека от зверей, благодаря ей человек может не просто знать нечто, но ещё и знать о своём знании.

Согласно Эрнсту Кассиреру, рефлексия заключается в «способности выделять из всего нерасчленённого потока чувственных феноменов некоторые устойчивые элементы, чтобы, изолировав их, сосредоточить на них внимание»

Одним из первых в психологии рассмотрением рефлексии занялся А. Буземан (1925—1926 гг.), который трактовал её как «всякое перенесение переживания с внешнего мира на самого себя».

В психологических исследованиях рефлексия выступает двояко:

как способ осознания исследователем оснований и результатов исследования;

как базовое свойство субъекта, благодаря которому становится возможным осознание и регуляция своей практичности.

↑ Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. — М., 1988. — С. 486.

↑ См.: Степанов С. Ю., Семёнов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии, 1985, № 3. — С. 31-40.

РЕФЛЕ’КСИЯ, и, мн. нет, ж. [латин. reflexio — отклонение; размышление]. 1. Отражение света на поверхности предмета (физ.). 2. Размышление, внутренняя сосредоточенность, склонность анализировать свои переживания (псих.). В характере шекспировского Гамлета р. преобладает над действием.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

рефле́ксия

1. психол. обращение внимания субъекта на содержание и функции собственного сознания

2. филос. теоретическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и всей культуры в целом

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает слово рефлексивностьПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: кислотность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Рефлексивность

Что означает слово рефлексивностьРефлексивность – это устремлённость на максимальную осознанность собственных поступков, другими словами настроенность на нахождение смысла происходящих событий и взаимосвязей между ними. Она считается системообразующим и многофункциональным личностным качеством, способствующим эффективному усвоению, углублению и переработке социального опыта, переключению с внешнего уровня на внутренний план.

Рефлексивность также является способностью индивидов и социума мыслить критически, видеть негативные стороны, патологические явления, выявлять потенциальные опасности, принимать предохранительные меры способные предотвратить либо замедлить некоторые тенденции.

Что это такое

Дабы разобраться с понятием рефлексивность, необходимо прояснить значение слова рефлексия, которое подразумевает процесс обращения индивидами внимания внутрь себя и на собственно сознание, тогда рефлексивность означает способность субъектов постигать свою личность, понимать истоки собственных поступков.

Таким образом, рефлексия представляет собой качественную характеристику, свидетельствующую о том, что сознание способно направлять внимание внутрь. Рефлексивность представляет количественную характеристику, демонстрирующую выраженность такой способности, критичность анализа, глубину.

Рефлексия дословно подразумевает обращение назад. Понятие рефлексировать применяется для обозначения процесса размышления над собственным психическим состоянием, обращения внимания внутрь себя. В различных науках и философских воззрениях рассматриваемый термин имеет неодинаковое наполнение. Так Локк под рефлексией подразумевал источник специфического знания, когда созерцается действие сознания. Лейбниц считал рефлексию вниманием индивидов к происходящему внутри них. Согласно Юнгу идеи являются рефлексией над представлениями, получаемыми извне.

Обобщая все воззрения, общим в трактовке рефлексии является её устремлённость на внутренний мир индивидов.

Рефлексивность же выступает в качестве личностной черты, характеризующей познание, направленное на себя. Анализируемое явление причисляют к важнейшим характеристикам сознания.

Психологи акцентируют важность разделения двух вышеприведённых схожих явлений. Рефлексивность в психологии представляется в качестве личностного свойства, а рефлексия является процессом познания собственной личности.

При этом под первым подразумевается каче­ство личности, обусловливающее рефлексию в качестве про­цесса. Рефлексивность обладает критерием выраженности и определяется устремлённостью процессов познания внутрь собственной личности.

Эти два вышеприведённых явления реализуются при по­мощи рефлексивных способностей.

Таким образом, рефлексивность является способностью анализировать собственную личность, обнаруживать мотивы своих действий, включая:

– былые поступки и события;

– удачные либо неуспешные результаты деятельности;

– меняющиеся личностные черты, качества характера.

Каждый индивид обладает различным уровнем рефлексии. Обусловлен он интеллектуальным развитием, уровнем знания, воспитанием. Некоторые субъекты непрерывно анализируют собственные действия, размышляют над мотивацией своих поступков, другие – и вовсе не задумываются о собственном поведении. Огромную роль здесь отводится желанию индивида понять собственные заблуждения, осознать ошибки, уровень самокритичности и потребности в сопоставлении собственной персоны с окружением.

Что означает слово рефлексивность

Отличием зрелой личности считается способность отвечать за совершенные поступки и брать ответственность за бытие, которое человек имеет. Если индивид неизменно обвиняет в текущих событиях и происходящих ситуациях окружение и стечение обстоятельств, то он является слабой личностью.

Рефлексивность сознания это способность постигать собственную внутреннюю «Вселенную» и выстроить картину личных состояний.

Общее сознание исполняет функцию самоощущения (умение вычленять собственную персону в качестве отдельного создания) с взаимодействием и направленностью во внешнюю среду. Оно присуще всем существам. Тогда как рефлексивное сознание ответственно за самопознание (умение анализировать состояние собственного духовного мира), вырабатывается в ходе развития в качестве специфической особенности, присущей исключительно человеческому сознанию.

Непосредственно возможность зарождения рефлексии у индивидов возникает вследствие познания окружающей среды и в частности социума. Овладение исторически выработавшимися операциями деятельности и приёмами взаимодействия с окружением порождает необходимость рефлексии, а, следовательно, приводит к появлению совершенной формы отображения действительности. Лишь на уровне совершенной формы отображения и возникает рефлексивность сознания.

Принцип рефлексивности

Описываемый термин в качестве продуктивного параметра процесса рефлексии представляет собой либо свойство личности, либо характеристику целой социальной общности, например, лиц, имеющих высшее образование. Термин также актуален и применим и в других науках. Так, например примеры в информатике – в качестве способности программы мониторить и трансформировать свою структуру в ходе выполнения, в экономике – применима теория рефлексивности, автором которой является Дж. Сорос, либо в качестве понятия взаимосвязях в математике. Благодаря трудам В. Лефевра термин рефлексия был вычленен из философии в междисциплинарную сферу и введены такие понятия, как рефлексивная система и управление, пребывающие на рубеже многих наук: социологии, математики, психологии, философии, этики.

Так в психологии трудовой деятельности и инженерной психологии проводится диагностика уровня развития рефлексивности мышления и коммуникаций. Это необходимо для определения уровня готовности к трудовой деятельности.

Профессиональное развитие человека происходит одновременно с созреванием его личности. Именно личностный рост даёт толчок профессиональному росту посредством более глубокого понимания и благодаря приобретаемому опыту.

Принцип рефлексивности заключается в переосмыслении опыта индивидуального бытия. Исходной позицией в становлении убеждений индивидов является опора на индивидуальный опыт в качестве смысловой, эмоционально-экспериментальной основы.

Внутреннее переживание опыта осознаётся не только чувственно, поскольку обязательно присутствует аспект, именуемый «осознанностью». Такое понимание, естественно, не обделено эмоциональностью, страстью, интересом, которые в достижении осознания играют значимую роль. Переживание предоставляет источник для рефлексии.

Основываясь на опыте переживаний, полученного в прошлом существовании, человек вырабатывает собственную пристрастную позицию к моральным устоям и нормам, формирует индивидуальное поле духовных смыслов. Следовательно, рефлексивность нужно рассматривать в контексте внутреннего осмысления индивидуального опыта.

Принцип рефлексивности подразумевает обращение субъекта к анализу собственного опыта, выявлению духовных смыслов деятельности, поведенческих паттернов, общения.

Описываемый принцип в нравственном воспитании требует от средств, организационных форм быть методами самоосознания, а на этом базисе – и самореалезации, и самоопределения. Он подразумевает отношение к осмыслению и взаимопониманию как к необходимому и достаточному условию человечности и эффективности форм, средств и способов воспитания.

Большей частью рефлексия охватывает происходящее с индивидом, урок, который он извлёк из произошедшего, и то, каким он образом в дальнейшем использует приобретённые вследствие пережитого опыта, знания, навыки.

Рефлексия в качестве принципа мышления, устремляющего его на постижение и осознание индивидуальных форм, предпосылок, способствует приобретению нового понимания, оценивания и обоснованию собственных установок. Умение рефлексировать позволяет достичь адекватной самооценки, прогнозировать дальнейшую жизнедеятельность, анализировать её результаты.

Рефлексивность мышления

Умение понимать и создавать мыслительные действия и практические акты именуется рефлексивностью мышления. Данная познавательная деятельность актуализируется, в первый черед, в ходе выявления, понимания и разрешения разногласий в анализируемой и реорганизовываемой ситуации.

Ж. Пиаже интерпретировал рассматриваемое понятие в качестве процесса, осуществляющегося на базисе понимания необходимости связать объект с направленной на него операцией. Осознание представляет процесс восстановления схемы акта и трансформация её в понятие.

Исследование рефлексивности мышления позволяет выявить уровень сформированности рефлексивного интеллекта, который преимущественно обуславливает успешность воплощения исследовательской функции в отношении собственной персоны.

Рефлексивное мышление воплощает личный опыт индивидов, характеризующийся разумением смысла вещей. И направлено оно на сбор фактов, идей либо примеров, а также необходимо для рассмотрения явлений с различных точек зрения и организации персональных действий, способствующих нахождению алгоритма, придающего смысл тому, о чём индивиды размышляют.

В сложных обстоятельствах рефлексивные процессы играют ключевую роль в мыслительной деятельности: они вовлекаются в процессы оценивания проблемных условий, осознания источников неясности, выбора либо выработки способа действий, а также приёмов достижения результата.

Описываемое понятие обнаруживается в суждениях относительно возникших условий и проблемных ситуаций (причин, механизмов, способов). Преобразование личностного смысла обстоятельств способствуют сглаживанию, а порой и полному устранению негативных аффективных треволнений, порождаемых проблемной ситуацией, и достижению изменения поведенческого паттерна оппонента. Найти отыскать некую свежую точку видения обстоятельств возможно посредством рефлексии.

Таким образом, рефлексивное мышление выступает процессом, осуществляющимся на базисе понимания индивидом взаимосвязи объекта с устремлённым на него актом, а также основываясь на понимании надобности такой связи.

При этом каждый субъект характеризуется индивидуальностью когнитивных процессов. Все человеческие индивиды абсолютно по-разному понимают и перерабатывают информацию.

Сегодня недостаточно изучен процесс формирования рефлексивности мышления. С этой целью разработана методика определения рефлексивности мышления, его развитости.

Максимальное количество набранных баллов за ответы свидетельствуют о сравнительно высоком уровне рефлексивности мыслительной деятельности, а именно сформированности коллективной и индивидуальной форм самоанализа интеллектуальной деятельности.

Также существуют методики-тесты для исследования когнитивных стилей по шкале импульсивность рефлексивность (тип реагирования), что необходимо для выявления скорости и обоснованности принятия решений.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Что значит рефлексировать и что такое рефлексия

Что означает слово рефлексивность

«Антон Павлович, что мне делать? Меня рефлексия заела!» И Антон Павлович ответил мне: «А вы поменьше водки пейте»
И.А. Бунин. «Чехов»

Не путайте с модными словами флексить и рофлить.

Что означает слово рефлексивность

Какая бывает рефлексия и зачем она нужна?

Рефлексия помогает осмысливать свои поступки, лучше понять себя и окружающих. Это позволяет человеку расти над собой, исправлять недостатки и развивать свои лучшие качества. В то же время рефлексия способна приносить страдания, если человек рефлексирует из-за неприятных событий и раз за разом испытывает негативные эмоции.

Синонимы к слову рефлексировать

Рефлексия и рефлексировать. Примеры употребления

Есть чувства и мысли, которые никак не поддаются рефлексии, даже у человека, как я, изуродованного ею.
Л.Н. Толстой. Записные книжки (1853-1857)

Мне слабо верилось, что за ореховыми панелями, в полированной поверхности которых отражался огонек сигары Чапаева, спит красная солдатня, но я старался не рефлексировать по этому поводу.
Виктор Пелевин. «Чапаев и пустота» (1996)

Травматолог сразу догадался, что пациент попался рефлексирующий, нервный, даже истеричный.
Маша Трауб. «Бриллиантовые руки» // «Огонек», 2014

Источник

Значение слова рефлексия

Словарь Ушакова

1. Отражение света на поверхности предмета (физ.).

2. Размышление, внутренняя сосредоточенность, склонность анализировать свои переживания (псих.). В характере шекспировского Гамлета рефлексия преобладает над действием.

Культурология. Словарь-справочник

(лат. reflexio – обращение назад)

1) размышление, самонаблюдение, самопознание;

2) (филос.) форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

Педагогический терминологический словарь

1. размышление, самонаблюдение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 239)

важный механизм продуктивного мышления; особая организация процессов понимания происходящего в широком системном контексте (включающая оценку ситуации и действий, нахождения приемов и операций решения задач); процесс самоанализа и активного осмысления состояния и действий индивида и других людей, включенных в решение задач. поэтому рефлексия может осуществляться как во внутреннем плане (переживание, самоотчет одного индивида), так и во внешнем (как коллективная мыследеятельность и совместный поиск решения).

Кроме того, рефлексия может быть направлена на предмет деятельности, на саму деятельность, на действия или индивида, или других людей, на их взаимодействия.

Словарь лингвистических терминов

1. (поз.-лат. reflexio обращение назад)

Размышление, самонаблюдение; осмысление собственных действий;

в лингвистике: языковая Р. – осмысление собственной речевой деятельности.

2. Тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. В Новейшем словаре иностранных слов и выражений (2002) рефлексия трактуется как размышление, самонаблюдение, самопознание, осмысление человеком собственных действий и их законов [с. 700]. Как специальная проблема, рефлексия изучается более двух тысяч лет. Ее изучение восходит к античной философии.

Ученые по-разному трактовали рефлексию:

1) Сократ акцентировал в качестве исходных задачи самопознания;

2) Платон и Аристотель трактовали рефлексию как атрибут божественного разума, через который в его совокупности с мышлением проявляется единство мыслимого и мысли;

3) в средние века рефлексию рассматривали как самовыражение через Логос миротворящей активности Бога, его «умной энергии»;

4) у Декарта рефлексия выступает как основной методологический принцип философии, нацеленный на переход к предметному рассмотрению сознания, наряду с переходом к самопознанию, т.е. к саморефлексии. Считалось, что в таком случае человек освобождается от непосредственной привязанности к сущему и возвышается до ипостаси свободного и автономного субъекта мышления, являющегося центром окружающего мира;

5) в истории рефлексии как особого понятия выделяются: эмпирическая, логическая, трансцендентальная и абсолютная стадия эволюции:

а) эмпирическая рефлексия связана с именем Локка, она носит чувственный, эмпирический психологический характер и описывает внутренний опыт мыслящего субъекта;

б) логическая рефлексия была обоснована Лейбницем, который, анализируя различение умопостигаемого и чувственного мира, рассматривал рефлексию как интеллектуальный процесс, связанный со всеобщим знанием и всеобщими истинами;

в) трансцендентальная рефлексия синтезировала логическую и эмпирическую трактовки в трансцендентальном единстве апперцепции: Я мыслю. Кант писал о том, что рефлексия есть такое состояние души, при котором мы прежде всего пытаемся найти субъективные условия, при которых можем образовать понятия;

г) у Гегеля рефлексия представляет собой абсолютную негативность. Абсолютная трактовка рефлексии – первая критика философии рефлексии. В движении к всеобщему рефлексия снимает свои собственные моменты. Действительным субъектом рефлексии становится понятие, которое как полагает, так и снимает моменты рефлексии;

6) феноменологический метод Гуссерля ориентировался на исследование интенциональной структуры сознания;

7) в конце 19 в., в 20 в. появляются критика и возможные варианты преодоления философии рефлексии (Ницше, Дильтей, Хайдеггер, Деррида и др.);

8) в психологии и социологии были предложены специфические версии. В психологии рефлексия – процесс самопознания индивидом внутренних состояний и актов;

9) в социологии и социальной психологии рефлексия выступает: как знание и понимание субъектом (социальным актором) самого себя; осознание им того, как он оценивается другими индивидами – то, что изучается концепцией «отраженного», или «зеркального» Я; способность мысленного восприятия позиции «другого» и его точки зрения на предмет рефлексии (предмет изучения феноменологической социологии, этнометодологии и др.). В данном случае рефлексия понимается как процесс зеркального взаимоотражения субъектами друг друга и самих себя в пространстве коммуникации и социального взаимодействия (интерактивные концепции);

10) в теории дискурс-анализа разработана теория символического интеракционизма; интеракционизм, коммуникация, культура – взаимосвязанные компоненты теории, так как отношение между коммуникацией и культурой указывает на взаимосвязь различных информационных средств и структур, коммуникативных систем, форм культуры и идеологии определенного исторического периода и реального жизненного опыта, переживаний участников интеракции;

11) в литературоведении учение о рефлексии имеет принципиальное значение для анализа поведения героев, персонажей художественных произведений;

12) в критике языка понятия рефлексия и саморефлексия языковой системы являются составной частью учения о языке;

13) изучение синергетических процессов в языковой системе, а также в лингвистике может оказаться перспективным в случае использования философии рефлексии;

14) одним из объектов исследования истории и философии науки, в частности, истории и философии языкознания является рефлексия как тип научного мышления и, в частности, как тип лингвистического мышления;

в плане современной научной методологии возможна разработка рефлексии как метода общенаучного и частного исследования.

Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология

Тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. В «Новейшем словаре иностранных слов и выражений» (2002) рефлексия трактуется как размышление, самонаблюдение, самопознание, осмысление человеком собственных действий и их законов» [с. 700]. Как специальная проблема, рефлексия изучается более двух тысяч лет. Ее изучение восходит к античной философии. Ученые по-разному трактовали рефлексию:

1) Сократ акцентировал в качестве исходных задачи самопознания;

2) Платон и Аристотель трактовали рефлексию как атрибут божественного разума, через который в его совокупности с мышлением проявляется единство мыслимого и мысли;

3) в средние века рефлексию рассматривали как самовыражение через Логос миротворящей активности Бога, его «умной энергии»;

4) у Декарта рефлексия выступает как основной методологический принцип философии, нацеленный на переход к предметному рассмотрению сознания, наряду с переходом к самопознанию, т.е. к саморефлексии. Считалось, что в таком случае человек освобождается от непосредственной привязанности к сущему и возвышается до ипостаси свободного и автономного субъекта мышления, являющегося центром окружающего мира;

5) в истории рефлексии как особого понятия выделяются: эмпирическая, логическая, трансцендентальная и абсолютная стадия эволюции: а) эмпирическая рефлексия связана с именем Локка, она носит чувственный, эмпирический психологический характер и описывает внутренний опыт мыслящего субъекта; б) логическая рефлексия была обоснована Лейбницем, который, анализируя различение умопостигаемого и чувственного мира, рассматривал рефлексию как интеллектуальный процесс, связанный со всеобщим знанием и всеобщими истинами; в) трансцендентальная рефлексия синтезировала логическую и эмпирическую трактовки в «трансцендентальном единстве апперцепции»: «Я мыслю». Кант писал о том, что рефлексия есть такое состояние души, при котором мы прежде всего пытаемся найти субъективные условия, при которых можем образовать понятия»; г) у Гегеля рефлексия представляет собой абсолютную негативность. Абсолютная трактовка рефлексии – первая критика философии рефлексии. В движении к всеобщему рефлексия снимает свои собственные моменты. Действительным субъектом рефлексии становится понятие, которое как полагает, так и снимает моменты рефлексии;

6) феноменологический метод Гуссерля ориентировался на исследование интенциональной структуры сознания;

7) в конце 19 в., в 20 в. появляются критика и возможные варианты преодоления философии рефлексии (Ницше, Дильтей, Хайдеггер, Деррида и др.);

8) в психологии и социологии были предложены специфические версии. В психологии рефлексия – процесс самопознания индивидом внутренних состояний и актов;

9) в социологии и социальной психологии рефлексия выступает: как знание и понимание субъектом (социальным актором) самого себя; осознание им того, как он оценивается другими индивидами – то, что изучается концепцией «отраженного», или «зеркального» Я); способность мысленного восприятия позиции «другого» и его точки зрения на предмет рефлексии (предмет изучения феноменологической социологии, этнометодологии и др.). В данном случае рефлексия понимается как процесс зеркального взаимоотражения субъектами друг друга и самих себя в пространстве коммуникации и социального взаимодействия (интерактивные концепции);

10) в теории дискурс-анализа разработана теория символического интеракционизма; интеракционизм, коммуникация, культура – взаимосвязанные компоненты теории, так как отношение между коммуникацией и культурой указывает на взаимосвязь различных информационных средств и структур, коммуникативных систем, форм культуры и идеологии определенного исторического периода и реального жизненного опыта, переживаний участников интеракции;

11) в литературоведении учение о рефлексии имеет принципиальное значение для анализа поведения героев, персонажей художественных произведений;

12) в критике языка понятия рефлексия и саморефлексия языковой системы являются составной частью учения о языке;

13) изучение синергетических процессов в языковой системе, а также в лингвистике может оказаться перспективным в случае использования философии рефлексии;

14) одним из объектов исследования истории и философии науки, в частности, истории и философии языкознания является рефлексия как тип научного мышления и, в частности, как тип лингвистического мышления; в плане современной научной методологии возможна разработка рефлексии как метода общенаучного и частного исследования.

Криминалистическая энциклопедия

(позднелат. reflexio — обращение назад)

обращенность сознания человека на самого себя, свой внутренний мир, на свои качества, состояние, на самонаблюдение и самопознание. Когда Р. касается предмета совместной деятельности, развивается особая ее форма — предметно-рефлексивные отношения. В криминалистике они ел ужат базой для предвидения поведения и действий участников уголовного процесса, противостоящих расследованию, а также основанием для разработки и выбора тех или иных тактических приемов, определения направлений розыска лиц и предметов и т. п.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *