Что означает слово референдум 4 класс
Значение слова референдум
Словарь Ушакова
рефер е ндум, референдума, муж. (лат. referendum, букв. то, что должно быть отнесено, возвращено) (полит.). Всенародный опрос, голосование всех избирателей помимо выборных органов, производимое, по конституциям некоторых государств, для принятия какого-нибудь важного законодательного акта. «Президиум Верховного Совета СССР. Производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик. » Конституция СССР .
Политическая наука: Словарь-справочник
(от лат. «референдум» то, что должно быть сообщено)
Современный экономический словарь. 1999
всенародное голосование, проводимое в связи с принятием новой конституции, других важных законов или внесением в них изменений.
Словарь экономических терминов
всенародное голосование, проводимое в связи с принятием новой конституции, других важных законов или внесением в них изменений.
Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
способ принятия законов и иных решений по наиболее важным вопросам государственной жизни прямым волеизъявлением граждан посредством всенародного голосования. Это значительная форма прямой демократии — непосредственное осуществление народом государственной, а именно законодательной власти. В мировой политической практике Р. используются для принятия конституций и поправок к ним; для изменения формы правления. Решения, принятые по итогам Р., имеют обязательную юридическую силу на всей территории.
см. также Демократия непосредственная, Плебисцит
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
РЕФЕРЕНДУМ, а, м. Всенародный опрос, голосование для решения важного государственного вопроса. Провести р.
Словарь Ефремовой
м.
Всенародный опрос при решении особо важных вопросов в жизни государства.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— институт государственного права. Прежде в швейцарском союзе, а также в некоторых отдельных швейцарских кантонах (Граубюндене, Валлисе) представители отдельных политических единиц (кантонов в Швейцарии, союзов в Граубюндене, десятков в Валлисе) на своих собраниях могли принимать решения только тогда, когда имели строго определенные полномочия; в остальных случаях они принимали их только ad referendum — для доклада тем, чьими представителями они являлись. Такой порядок исчез с обращением союзов государств в союзные государства и с выработкой современной представительной системы: в Швейцарии и Валлисе — в 1848 г., в Граубюндене окончательно в 1880 г. Его заменил новый Р., в современном смысле. Он состоит в обращении непосредственно к избирателям для решения законодательного или иного вопроса. Государство, в котором существует Р., занимает среднее место между демократией непосредственной и демократией представительной. Первый известный опрос народа (если не считать постоянных опросов в непосредственных республиках) был произведен в аристократической республике Берне, в 1449 г., когда правительство, без содействия народа, оказалось не в силах погасить заключенный им военный заем; затем они производились довольно часто в разных кантонах Швейцарии, но исчезли к XIX в. Вновь опрос народа под именем плебисцита (см.) был принесен в Швейцарию французами, введшими на этом основании конституцию 1802 г.; в данном случае, однако, опрос был только формальностью и актом насилия и лицемерия, ибо когда конституция была отвергнута большинством в 20000 человек, то все воздержавшиеся от подачи голосов были признаны вотировавшими за конституцию, и она была объявлена принятой. Затем опросы производились в швейцарском союзе и разных кантонах по разным конституционным вопросам, пока наконец Р., как особый институт, правомерно действующий при известных условиях, не был включен в конституции. Прежде всего это случилось, под влиянием польской революции, в Санкт-Галлене, где было признано право народного вето для законов, принятых большим советом (1831). В 1875 г. вето обращено в настоящий Р. В 1845 г. Р. принят в кантоне Ваадте, вслед за ним, в разное время, во всех остальных кантонах, кроме Фрейбурга, где он отвергнут референдумом же; он включен также в швейцарскую союзную конституцию 1848 г., откуда перешел в ныне действующую конституцию 1874 г. В последней признается: 1) Р. обязательный для всех изменений в конституции; после принятия в союзном собрании они обязательно поступают на утверждение народа, т. е. на всеобщее голосование. Изменение в конституции признается принятым, если за него выскажется большинство всех подавших голос граждан, и вместе с тем большинство кантонов. 2) Р. факультативный, в законодательных вопросах: каждый новый закон, принятый обеими палатами союзного собрания, и каждое постановление, принятое ими же, если оно не имеет характера неотложности, вступает в силу лишь по истечении 3-месячного срока; если до его истечения этого потребует либо 30000 полноправных граждан, либо 8 кантонов, то закон или постановление подвергаются всенародному голосованию и признаются вступившими в силу только в случае утверждения народом. В отдельных кантонах по большей части действует только факультативный Р., причем для его применения ставятся чрезвычайно разнообразные условия (требование определенного числа граждан от 500 до 6000, требование одной трети большого совета и т. д.). В некоторых кантонах (Берн, Цюрих) все законы обязательно подвергаются Р.; в некоторых существуют оба вида Р., причем Р. применяется иногда и к займам свыше определенной (весьма различной) нормы, новым налогам и т. д. (так называемый финансовый Р.). Бюджеты в целом нигде не подлежат Р. Народное голосование при пересмотре конституций применяется также в большинстве штатов Северной Америки, хотя термин Р. там не в ходу. К Р. близки плебисцит (см.) и народная законодательная инициатива (см.).
См. Эдемс и Коннингэм, «Швейцария и ее учреждения» (СПб., 1893); А. Дюпан, «Народное законодательство в Швейцарии» (СПб., 1896); О. Курти, «Результаты швейцарского Р.» («Жизнь», 1899, № 3); Брайс, «Американская республика» (т. II); Th. Curti, «Geschichte der schweizerischen Volksgesetzgebung» (Берн, 1882); Ad. Herzog, «Das Referendum in der Schweiz» (Гамбург, 1885); St ü ssi, «R. und Initiative in den Schweizerkantonen» (Цюрих, 1893).
Значение слова «референдум»
[От лат. referendum — то, что должно быть сообщено]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.
Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран.
РЕФЕРЕ’НДУМ, а, м. [латин. referendum, букв. то, что должно быть отнесено, возвращено] (полит.). Всенародный опрос, голосование всех избирателей помимо выборных органов, производимое, по конституциям некоторых государств, для принятия какого-н. важного законодательного акта. Президиум Верховного Совета СССР. производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик. Конституция СССР.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
рефере́ндум
1. принятие какого-либо закона или решение какого-либо особо важного вопроса в жизни государства всенародным голосованием, опросом ◆ Граждане проголосовали на референдуме за сохранение франкоязычной провинции Квебек в составе Канады.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: заронить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Викторина «День конституции» (3-4 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Викторина «День Конституции»
Цель: знакомство с государственным праздником «День конституции».
стимулировать интерес учащихся к знаниям основ государственного устройства России;
развивать навыки коллективной работы;
формировать познавательную активность и коммуникативные навыки.
Участники : обучающиеся 8-10 лет МБУДО «МУК».
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Материал: презентация «День конституции Российской Федерации», бланки для ответов.
Преподаватель задает вопросы учащимся, выслушивает ответы:
1. Как называется страна, в которой мы живем? (ответы учащихся)
2. Как вы думаете, вы все обладаете равными правами? (ответы учащихся)
3. А кто нас наделил этими правами? (ответы учащихся)
Преподаватель: Сегодня мы проведем с вами занятие, на котором узнаем ответы на эти вопросы, а также поучаствуем в небольшой викторине, в которой вы сможете блеснуть знанием своей страны и сообразительностью.
Кто знает, что такое референдум?
Полный текст конституции был опубликован 25 декабря 1993 года в «Российской газете». С тех пор данный праздник принято считать одним из важнейших государственных праздников России. Это и не удивительно, ведь принятие Конституции является одним из самых значимых моментов в истории каждого государства и народа. Поэтому такой праздник существует не только в России, но и в очень многих странах мира.
Ребята, вот мы уже несколько раз произнесли слово «Конституция». А что оно означает? (ответы учащихся)
Слайд 3 . Конститу́ция (от лат. constitutio «устройство, установление, сложение») — основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства.
Главный закон государства, является основой всей правовой системы России. Все остальные законы нашей страны основаны именно на этом документе. Права и свободы гражданина, записанные в Конституции это – право на образование, на охрану здоровья, отдых и труд, неприкосновенность, на свободу слова и передвижения, волеизъявление (и т.д.). Кроме прав, есть обязанности, например, защищать Родину.
Президент – глава государства, которого выбирает народ, является гарнтом конституции. В настоящее время выборы проходят 1 раз в 6 лет.
Первый экземпляр конституции хранится в президентской библиотеке в Кремле.
Символы нашего государства – это герб, флаг, гимн.
Слайд 4. Главный символ – это герб, в котором в изобразительной форме выражена государственность страны. Двуглавый орел, изображенный на гербе, обозначает единство народов, живущих в России. Корона над его головами – символ союза народов. Золотой жезл и золотой шар в лапах орла означают сильную власть и защиту государства, его единство. Всадник, поражающий копьем змея, символ победы добра над злом.
Наряду с гербом является символом государства и государственный флаг.
Слайд 5. Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатические представительства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы.
Днем рождения бело-синего флага можно считать 20 января 1705 года, когда вышел специальный указ царя Петра Первого.
Флаг был восстановлен Законом РСФСР от 1 ноября 1991 года.
— красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Символика российского герба и флага складывалась постепенно, на протяжении столетий. Двуглавому орлу более пятисот лет. А бело-сине-красному флагу – более трехсот лет.
Слайд 6. Государственный гимн Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации. Государственный гимн – торжественное музыкально-поэтическое произведение, принятое как символ государственного единства. Текст гимна отражает чувства патриотизма, уважения к истории страны, ее государственному строю
Слайд 7. А теперь я предлагаю вам принять участие в викторине, посвященную Дню Конституции.
Для этого делимся на 2 команды.
Преподаватель делит обучающихся на команды.
Для определения очередности ответов команд задается вопрос:
Страна, где человек родился и вырос. Ответ: Родина, Отечество
Команда, давшая первой правильный ответ, начинает отвечать первой в викторине. Каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Как называют нашу страну? (Россия, Российская Федерация)
2. Что означает слово «Федерация»? (Союз, объединение)
3. Человек, получивший от народа право на власть? (Президент)
4. Как называется главный документ нашего государства? (Конституция)
5. Какой из документов вы получили самым первым? (Свидетельство о рождении)
6. Как называется основной документ, удостоверяющий личность гражданина? (Паспорт)
8. С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права? (с 18 лет)
9. Самый главный город каждой страны? (Столица)
10. Самый главный город нашей страны? (Москва)
11. Общее название всякого населения страны? ( Народ)
12. Назовите государственные символы России? (Флаг, герб, гимн)
13. Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? (Герб)
14. Как называются правила, которые устанавливает государство? (Законы)
15. Народное голосование, которое проводится по самым важным вопросам жизни государства? (Референдум)
16. Когда отмечается День России? (12 июня, в этот день в 1990 году принято решение о независимости России)
17. Когда была принята конституция РФ? (12 декабря 1993 года)
18. Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (лица моложе 18 лет)
19. Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане имеют равные права)
20. Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)
Преподаватель: Найдите прописанные слова.
Командам раздаются бланки с буквами. В течении 5 минут они находят зашифрованные в них слова и сдают на проверку. Каждый правильный ответ равен 1 баллу.
Правильность проверяют на слайде 19. (анимация слайда)
Вопросы задаются согласно очередности.
1. Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал? (Право на отдых)
2. Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу? (Право на труд)
3. Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы и семерых козлят? (Неприкосновенность жилища, право на жизнь)
4. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? (Правом на образование)
5. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
6. В какой сказке главная героиня, воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? ( «Лягушка-путешественница»)
7. В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? («Три поросенка»)
8. В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение? (Золушка»)
9. В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? («Приключения Буратино»)
10. Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
11. Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)
12. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)
Слайд 31. Дорогие ребята!
Вы наше молодое поколение, маленькие Россияне. Хочется верить в то, что вы вырастите достойными гражданами нашей Родины. Нашей великой и могучей России. Будете соблюдать все законы нашего государства, уважать символы.
СОДЕРЖАНИЕ
Этимология и форма множественного числа
Референдумы логически предпочтительнее, так как множественное число означает «голосование по одному вопросу» (в латинском герундии референдум не имеет множественного числа). Герундив латинского множественного числа «референдум», означающий «вещи, подлежащие передаче», обязательно означает множественность вопросов.
В Ирландии под «плебисцитом» понимается голосование за принятие конституции, но последующее голосование с целью внесения поправок в конституцию называется «референдумом», как и опрос электората по неконституционному законопроекту.
Самое раннее использование
Считается, что название и использование «референдума» возникло в швейцарском кантоне Граубюнден еще в 16 веке.
Виды референдумов
Классификация
Термин «референдум» имеет множество различных значений, и терминология различается в зависимости от страны, в которой они проводятся. Референдум может быть обязательным или рекомендательным. В некоторых странах для этих двух типов референдума используются разные названия. Референдумы можно классифицировать по тому, кто их инициирует.
Дэвид Альтман предлагает четыре аспекта, по которым референдумы можно классифицировать по:
Обязательные референдумы
Типичные типы обязательных референдумов включают:
Факультативный референдум
Типы необязательных референдумов включают:
Обоснование
Референдумы по странам
Референдумы с множественным выбором
Референдум обычно предлагает избирателям прямой выбор между принятием или отклонением предложения. Однако некоторые референдумы предоставляют избирателям множественный выбор, а некоторые используют переносное голосование.
Хотя в Калифорнии не проводились референдумы с множественным выбором в швейцарском или шведском смысле (в которых только одно из нескольких контрпредложений может быть победным, а проигравшие предложения полностью недействительны), в ней действительно так много да-или-нет. референдумы в каждый день выборов, когда возникают конфликты. Конституция штата предоставляет метод разрешения конфликтов, когда два или более противоречивых предложения выносятся в один и тот же день. Это де-факто форма одобрительного голосования, т. Е. Предложение, набравшее наибольшее количество голосов «за», преобладает над другими в пределах любого конфликта.
Критика
Критика популистского аспекта
В последние годы референдумы использовались стратегически несколькими европейскими правительствами, пытающимися преследовать политические и электоральные цели.
В 1995 году Джон Брутон считал, что
Все правительства непопулярны. Если бы была возможность, люди проголосовали бы против них на референдуме. Поэтому избегайте референдумов. Поэтому не задавайте вопросов, которые требуют их, например, большие или маленькие государства.
Закрытые вопросы и проблема отделимости
Некоторые критики референдума выступают против использования закрытых вопросов. Проблема, называемая проблемой разделимости, может помешать проведению референдума по двум или более вопросам. Если один вопрос на самом деле или в восприятии связан с другим в бюллетене, навязанное одновременное голосование первого предпочтения по каждому вопросу может привести к результату, который не устраивает большинство.
Неоправданные ограничения обычной государственной власти
Несколько комментаторов отметили, что использование инициатив граждан по внесению поправок в конституции настолько привязало правительство к беспорядку народных требований, что сделало правительство неработоспособным. В статье 2009 года в The Economist утверждается, что это ограничивает способность правительства штата Калифорния облагать налогом людей и принимать бюджет, и содержится призыв к совершенно новой конституции Калифорнии.
Аналогичная проблема возникает также, когда избранные правительства накапливают чрезмерные долги. Это может серьезно снизить эффективную маржу для последующих правительств.
Обе эти проблемы можно смягчить с помощью комбинации других мер, таких как:
Выборы и референдум
Всего получено оценок: 1.
Всего получено оценок: 1.
Большинство развитых государств мира в настоящее время являются демократическими. Это подразумевает, что их жители имеют гарантированные законом права и свободы, могут активно выражать свою позицию по отношению к политическому курсу страны, отдавать свой голос за тех, кто представляет интересы разных социальных групп. Узнаем, что такое выборы и референдум, как они проходят, чем отличаются друг от друга.
Что такое выборы
В обществознании под выборами понимается процедура, при которой граждане страны отдают свои голоса за разных кандидатов. Таким образом определяется, кто будет президентом страны, формируется состав органов законодательной власти (например, Государственной думы), выбираются должностные лица.
Рис. 1. Голосование на выборах.
Открытые и честные выборы необходимы для того, чтобы обеспечивать обновление органов политической власти. Это оказывает положительное влияние на государство, так как исключает возникновение диктатуры, предотвращает взяточничество и злоупотребление полномочиями.
Во время подготовки к выборам представители разных партий стремятся сформировать свой электорат. Этим словом принято называть сторонников политических движений. Говоря простым языком, это те избиратели, которые отдают свои голоса за представителей определённой партии во время выборов. Поэтому расширение и удержание на своей стороне электората является основной задачей кандидатов.
Стадии выборов в РФ
Для того, чтобы процедура выборов была успешной, к ним необходимо тщательно подготовиться. Кратко познакомимся с основными стадиями этого процесса.
К выборам допускаются все граждане страны, достигшие 18 лет. Исключение составляют осуждённые, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также лица, признанные судом недееспособными.
Никто не может принудить человека участвовать в голосовании или отдать предпочтение какому-либо кандидату. В России процедура проходит в специальных закрытых кабинках, чтобы каждый смог посредством тайного голосования выразить свою позицию.
Референдум
Референдумом называется голосование, целью которого является не выбор кандидатов, а выражение мнения населения по поводу важных вопросов государственной жизни. Он может касаться принятия законопроектов, изменения статуса региона, принятия особого положения.
Процедура референдума схожа с выборами. Он проводится путём тайного голосования, участие является добровольным. Вопросы, по поводу которых население должно выразить своё мнение, могут затрагивать всю страну (федеральный уровень), а также отдельный субъект (региональный уровень) или отдельное местное самоуправление.
Рис. 3. Урна для голосования.
Решение, которое принято населением на референдуме, обладает высшей юридической силой. Это означает, что органы власти не имею права его отменить. Его не нужно дополнительно утверждать.
С понятиями выборов и референдума школьники знакомятся в 9 классе.
Что мы узнали?
Выборы — процедура, во время которой граждане голосуют за кандидатов, выдвигающихся самостоятельно или являющихся представителями политических партий. Они проходят на добровольной основе путём тайного голосования. Референдум — это способ узнать мнение населения по важному вопросу, касающемуся жизни государства, региона, местного самоуправления.