Что означает слово психология и когда оно впервые появилось
Происхождение и значение термина психология. Научное и житейское психологическое знание. Презентация
Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche — «душа»,logos— «понятие»,«учение»)
В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIХ вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях.
Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии.
Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний.
Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.
Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал.
Что касается слова «психология», образованного из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), то оно впервые появилось только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.
Уже в раннем детстве ребенок говорит «я хочу», «я думаю», «я чувствую». Эти слова свидетельствуют о том, что маленький человек, не отдавая себе отчета в том, чем он занимается, исследует свой внутренний мир.
На протяжении всей жизни каждый человек, осознанно или неосознанно, изучает себя и свои возможности. Следует отметить, что уровень познания своего внутреннего мира во многом определяет то, насколько человек может понять других людей, насколько успешно может построить с ними взаимоотношения.
Человек — это социальное существо, и он не может жить вне общества, без контактов с окружающими.
В практике живого общения каждый человек постигает многие психологические законы. Так, каждый из нас уже с детства умеет «читать» по внешним проявлениям — мимике, жестам, интонации, особенностям поведения — эмоциональное состояние другого человека. Таким образом, каждый человек — своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений о психике людей.
Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний.
Житейские знания возникают у человека стихийно: вырабатываются на основе индивидуального опыта общения с другими людьми, самонаблюдения, чтения литературы, просмотра фильмов, перенимаются у других людей.
Эти знания нигде не зафиксированы и существуют у каждого человека лишь в функциональной форме. Житейские знания являются пригодными лишь для решения простых обыденных психологических задач. При столкновении человека со сложными психологическими задачами, возникающими в профессиональной сфере и сфере личных отношений, возникает необходимость в использовании научных психологических знаний.
Научные психологические знания разрабатываются учеными-психологами на основе специальных методов и технологий научного познания, благодаря которым удается избежать перечисленных недостатков житейских знаний. Научные знания зафиксированы в соответствующих научных трудах, учебниках и справочниках. В процессе обучения они передаются и усваиваются через учебную деятельность.
При наличии явных преимуществ научных знаний перед житейскими, научные знания все-таки имеют некоторые недостатки: академизм, оторванность от индивидуального личного опыта носителей, формализованность.
В связи с этим, наиболее эффективными являются психологические знания, представляющие собой синтез научных и житейских.
Происхождение и значение слова «психология»
В повседневной жизни мы очень часто пользуемся такой наукой, как психология. А знаете ли вы, что означает это слово и откуда оно берет свои истоки? Именно в греческой мифологии впервые был использован этот термин. Вот его краткая мифическая история.
Эрот, который был сыном Афродиты − греческой богини любви и красоты, влюбился в красавицу Психею. Но увы, Афродите был не по душе этот союз, ведь ее сын – небесный житель хотел соединить судьбу со смертной. И поэтому его мать приложила немало усилий, чтобы разлучить влюбленных. И больше всего пострадала от этого Психея, которой пришлось пройти через множество испытаний. Но боги и богини были настолько впечатлены сильной любовью Психеи к Эроту, что решили ей помочь справиться со всеми заданиями Афродиты. А Эрот смог убедить Зевса – «бога над всеми богами» сделать так, чтобы Психея стала богиней, да к тому же еще и бессмертной. В конце концов, влюбленная пара была воссоединена навеки.
В Греции этот миф стал классическим примером настоящей любви, которая была выше реализации души человека. Таким образом, Психея – смертная девушка, ставшая бессмертной, – стала символом души, которая постоянно находится в поиске своего идеала.
Само слово «психология» было образованное из сочетания греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (учение). Впервые оно появилось в 18 веке в одной из работ немецкого философа Христиана Вольфа.
Термин «психология» остается все еще загадочным особенно для тех, кому еще не приходилось сталкиваться с этой наукой. Но все же остается немало студентов, жаждущих постигнуть азы психологии. Таким образом они надеются детальнее познать себя. Вот так-то развивалась психология в 20 веке. Но понятно, что психологию, как и любую другую науку, должен кто-то курировать. Этими людьми являются психологи. Их можно разделить на две категории: одни находятся в поисках новых знаний, а другие – их применением. Первые заинтересованы теоретическими аспектами; они наблюдают за явлениями, которые изучают в естественной среде или лаборатории, пытаются объяснить полученные результаты и объединить их, с тем, чтобы образовать схемы объяснения поведения.
Психологов второй категории большее количество. Именно к ним чаще всего обращаются люди, которые тяжело приспосабливаются ко многим моментам повседневной жизни, и умственным, и эмоциональным. Некоторые из этих психологов могут помогать своими советами в управлении видами человеческой деятельности. Они опираются на теоретические знания и изо дня в день проверяют достоверность и обоснованность этих знаний и находят в них слабые места.
Что означает слово психология и когда оно впервые появилось
Хиромантия. Кристалл духа вк запись закреплена
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ:
ОТКУДА ВЗЯЛСЯ ТЕРМИН «ПСИХОЛОГИЯ»
Мнения историков о том, кто изобрел слово «психология», расходятся. Одни считают его автором богослова Филиппа Меланхтона, другие — философа Гоклениуса, третьи — философа Христиана Вольфа. В любом случае, этот термин появился не ранее 16 века. Слово образовано из греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (учение, наука).
Филипп Меланхтон (1497 – 1560). Немецкий богослов, философ и педагог. Известен своей книгой «Комментарии о душе». В ней он пытается исходя из уровня современных ему знаний модернизировать учение Аристотеля. Меланхтоном выделялись в душе три вида способностей: 1) растительные; 2) животные; 3) разумные. Деятельности души по осознанию восприятий и установлению в них сходств и различий относились Меланхтоном к уровню разумных способностей, или разумной душе, которая внедряется в тело Богом и которая лишь временно связывается с животными способностями. Разумная душа вечна и бессмертна.
Христиан Вольф (1679 – 1754). Немецкий учёный-энциклопедист, философ, юрист и математик. Слово «психология» получило всеобщее признание после его работ «Рациональная психология» (1732) и «Эмпирическая психология» (1734). Христиан Вольф не помышлял о выделении психологии из философии. Все его построения были направлены на то, чтобы реорганизовать структуру философского знания и внутри этой структуры выделить разновидности психологии как философские дисциплины. Х. Вольф, несомненно, выполнил задачу, которую поставил перед собой: психология стала отдельной областью внутри философии, или, если угодно, стала самостоятельной философской наукой.
Происхождение термина «психология»
«Мнения историков о том, кто изобрел слово «психология», расходятся. Одни считают его автором соратника Лютера Филиппа Меланхтона, другие — философа Гоклениуса, который применил слово «психология» в 1590 году для того, чтобы можно было обозначить им книги ряда авторов.
Это слово получило всеобщее признание после работ немецкого философа Христиана Вольфа, книги которого назывались «Рациональная психология» (1732) и «Эмпирическая психология» (1734). Учитель же Вольфа — Лейбниц пользовался еще термином «пневматология». До XIX века это слово не употреблялось ни в английской, ни во французской литературе.
Об использовании слова «психолог» (с ударением на последнем слоге) в русском языке говорит реплика Мефистофеля в пушкинской «Сцене из Фауста»: «Я психолог. о вот наука. » Но в те времена психологии как отдельной науки не было. Психолог означал знатока человеческих страстей и характеров.
В XVI веке, когда возникло слово «психология», под душой и логосом понималось нечто иное, чем в период античности. Если бы, например, спросили у Аристотеля (у которого мы впервые находим не только разработанную систему психологических понятий, но и первый очерк истории психологии), к чему относится знание о душе, то его ответ существенно отличался бы от позднейших, ибо такое знание, с его точки зрения, имеет объектом любые биологические явления, включая жизнь растений, а также те процессы в человеческом теле, которые мы сейчас считаем сугубо соматическими (вегетативными, растительными)».
Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Теоретическая психология, М., «Академия», 2003 г., с. 104-105.
Экспертом портала TREKO.RU И.Л. Викентьевым прислана дополнительная информация:
Ж. Годфруа, Что такое психология, том I, М., «Мир», 2005 г., с. 84.
Что такое психология: понятие, предмет изучения, методы
Приветствую, дорогие читатели!
Психология (от греческих слов «психе» (душа, характер) и «логос» (наука) – это наука, изучающая человеческую психику, закономерности в поведении отдельных людей и их групп, а также особенности их взаимодействия между собой. Психология изучает все психические процессы – как осознаваемые человеком, так и не осознаваемые. Основная цель данной науки – накопление знаний, представляющих практическую ценность для различных сфер жизни и профессиональной деятельности.
Психология – относительно молодая наука, появившаяся в 1879 году. Но «Учение о душе», послужившее её прообразом, существовало ещё в античные времена. На протяжении многих веков психические процессы человека изучались на стыке биологии, медицины, философии, педагогики и прочих наук. И только в конце XIX века сформировалось современное понимание того, что такое психология, и она стала полностью самостоятельной наукой. Её создателем принято считать немецкого врача Вильгельма Вундта.
Что изучает психология?
Основным объектом изучения данной науки являются психические процессы человека – чувства, эмоции, цели, мотивация, воображение, мышление, принятие решений, темперамент и прочие особенности поведения и восприятия. Психология пытается ответить на вопрос, что движет человеком в различных ситуациях, почему он принимает определенные решения, какие процессы происходят в его «внутреннем мире».
В задачи современной психологии входит изучение и решение проблем в разных сферах человеческой жизни – как личной, так и профессиональной. Внутри этой науки существует большое количество отдельных прикладных направлений, изучающих отдельные аспекты деятельности человека. В качестве простых примеров можно назвать такие направления как:
Задачи каждого направления очевидны из названия. Так возрастная психология изучает особенности поведения человека на разных жизненных этапах. Объектом изучения социальной психологии является взаимодействие людей в обществе и особенности их поведения, продиктованные этим взаимодействием. Семейная психология занимается укреплением семьи и решением внутрисемейных противоречий. Существуют направления, изучающие поведение людей в спорте, в религии, на промышленном производстве, в учебе и прочих сферах.
История появления и развития психологии
О том, что психология является древней наукой, свидетельствует её название. Термин образован от греческих слов «психе» (душа, характер) и «логос» (наука). Также в древнегреческой мифологии описывается прекрасная принцесса Психея, являвшаяся олицетворением человеческой души. Она обладала мистическим влиянием на людей – сам Эрос (Амур) не смог противостоять её чарам и влюбился.
Первые научные труды, которые можно назвать психологическими, принадлежат Платону и Аристотелю (V и IV вв. до н.э.). Значительный вклад в развитие учения внёс Авиценна (X-XI вв.). Самостоятельное научное направление сформировалось в XVIII веке благодаря немецкому ученому Христиану Вольфу. А современной научной дисциплиной психология стала в 1879 году, когда Вильгельм Вундт создал свою психологическую лабораторию и начал проводить первые исследования.
В разные века люди по-разному понимали, что такое психология. В истории развития данной науки выделяют 4 этапа, на каждом из которых был собственный объект изучения:
Сегодня психология представляет собой сложную многоотраслевую науку, включающую порядка 100 достаточно самостоятельных направлений.
Виды психологии
Помимо большого количества специализированных направлений психология делится на две большие составляющие части:
Чтобы лучше понять, чем отличаются академическая и прикладная психология, рассмотрим каждый раздел подробнее.
Академическая психология
Это фундаментальная наука, исследования которой носят чисто научный характер и изначально не направлены на получение практических результатов. При исследовании определенного психического процесса ставится задача изучить его и понять, найти взаимосвязь с другими процессами.
Академическая психология характеризуется тем, что:
Несмотря на эти особенности, академическая психология занимается некоторыми прикладными исследованиями, если они представляют теоретический интерес. Благодаря этому могут быть обнаружены способы влияния на психические процессы, которые в дальнейшем найдут практическое применение в других областях.
Прикладная психология
Поскольку прикладная психология направлена на получение практических результатов в различных сферах человеческой деятельности, она включает большое количество направлений. Её основными областями являются:
К прикладной психологии относятся области, направленные на оказание помощи тем, кто в ней нуждается. Обычно это люди, которые:
Все перечисленные проблемы и жизненные ситуации находятся в компетенции прикладной психологии. В большинстве перечисленных случаев уместна консультация у психотерапевта.
Методы психологии
Все применяемые в психологии методы делятся на две большие группы:
С целью сбора данных, пригодных для исследования и анализа, применяются такие методы как:
В прикладной психологии перечисленные методы обычно комбинируются, чтобы провести максимально точный и всесторонний анализ психики испытуемого. Например, практически каждый человек хотя бы однажды устраивался на работу и проходил при этом собеседование и тестирование. А психотерапевты комбинируют такие методы как собеседование, наблюдение и биографическое исследование, а также предлагают клиенту провести самонаблюдение в определенных ситуациях.
Заключение
Каждому человеку полезно знать, что такое психология и как её методы могут помочь ему в жизни и работе. Да, это сложная и многогранная наука, на изучение которой у специалистов уходят многие годы. Но даже базовые знания в психологии пригодятся каждому. Они позволяют быть эффективнее, лучше справляться с проблемами, улаживать конфликты с друзьями и родственниками. Любой взрослый человек, заинтересованный в саморазвитии, должен изучать психологию, чтобы определять мотивы чужих поступков, находить общий язык с окружающими, а также понимать природу собственных эмоций и переживаний.