Что означает слово протагонист
Значение слова «протагонист»
Впервые введён в действие трагедии в 534 году до н. э., когда в Афинах выступил со своим хором «отец аттической трагедии» Феспис.
В более общем смысле, протагонистом часто называют главного героя сюжета литературного произведения, компьютерной игры или фильма. Протагонист не всегда бывает положительным героем: существует также антигерой, то есть протагонист с отрицательными чертами.
протагони́ст
1. истор. в древнегреческом театре — актёр, исполнявший главные роли в трагедии или комедии ◆ По важности ролей, принимаемых на себя актёрами, и по степени совершенства в игре актёры делились на протагонистов, девтерагонистов и тритагонистов. «Театр», 1890-1907 г. (цитата из Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., 1890—1907.)
2. книжн. главное действующее лицо в художественном произведении ◆ Герой историй, мой протагонист, — весёлый, всегда слегка пьяный, остроязыкий, одетый от «Кензо» Андрюха-нувориш — был немного умнее и удачливее, нежели автор, и каждый раз выходил сухим из воды. Андрей Рубанов, «Сажайте, и вырастет», 2005 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова потовой (прилагательное):
Протагонист: кто это такой и в чем его отличие от антагониста
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Кто такой протагонист? И в чем его главная задача в сюжете?
Протагонист – это главный герой истории. Персонаж, который двигает историю. У него есть цель, он к ней двигается, не смотря на препятствия и тем самым создавая сюжет.
Изначально считалось, что протагонистом обязательно должен быть положительный герой. А противостоит ему всегда антагонист – отрицательный персонаж. Но очень быстро стало ясно, что это совсем не обязательное условие.
Протагонист может быть и антигероем, и даже злодеем, а антагонист наоборот – хорошим приятным человеком. Например, в «Преступлении и наказании» Достоевского протагонист – это Родион Раскольников. Этот персонаж мало того что убийца, но и как человек в целом не очень. И тем не менее он главный герой романа. А противостоит ему правильный и умный пристав Порфирий Петрович, который, тем не менее, антагонист этого произведения.
Термин протагонист появился еще в древней Греции от слияния греческих слов «первый», «состязаюсь» и «борюсь». Так как этот термин неразрывно связан со сторителлингом, он используется везде, где есть история: в литературе, кино, компьютерных играх.
Протагонист, антагонист или антигерой? Кто есть кто?
Из-за похожести этих терминов начинающие сценаристы часто их путают. Поэтому давайте еще раз подробнее разберем каждый из них и поймем наконец, кто есть кто.
Как мы уже сказали выше, протагонист – это главный герой фильма, сериала, книги или компьютерной игры.
Антагонист – это тот, кто мешает протагонисту достичь своей цели. Условно говоря «злодей» этой истории. Подробнее про антагониста мы рассказывали в одноименном материале.
А антигерой – это персонаж, который пытается добиться своей цели, часто положительной и доброй, используя не совсем законные и моральные методы. Например, Бетмен – это антигерой. Его цель благородна – очистить город от бандитов. Но вот методы… Бетман запугивает и избивает преступников. Это одновременно и незаконно, и плохо с моральной точки зрения. Другой персонаж комиксов Каратель пошел еще дальше – он просто убивает бандитов. Но по той же причине. Он тоже антигерой.
Также антигероями могут быть грязные полицейские, мошенники, аферисты, грабители и так далее.
Антигерой может быть как протагонистом, так и антагонистом в сюжете. Кроме того он может быть вообще второстепенным персонажем.
Остап Бендер (Арчил Гомиашвили «12 стульев), Флетчер Рид (Джим Керри «Лжец Лжец»), капитан Джек Воробей (Джонни Депп, «Пираты Карибского моря») – протагонисты антигерои. Кейбл (Джош Бролин «Дедпул 2») – антагонист антигерой. Дедушка Стен (Алекс Хирш «Гравитти Фолз») – второстепенный антигерой.
Как создать протагониста
Основная задача протагониста – двигать сюжет от начала к финалу. А потому главный герой обязательно должен быть персонажем действия.
Большинство протагонистов активные сами по себе. У них есть четкая, важная для них цель и они изо всех сил стремятся ее достичь. Но даже если герой сам по себе пассивен, чтобы сюжет состоялся, что-то должно заставлять его действовать.
Это может быть другой герой, как это, например, сделано в комедии «Холоп». Главному герою Грише ничего не надо. Но ему приходится действовать благодаря давлению другого персонажа — психолога Левы. Такую же ситуацию можно наблюдать в фильме «Где находится Нофелет?», где робкого героя Владимира Меньшова все время принуждает к действию персонаж Александра Панкратова-Черного.
Также можно вынудить действовать пассивного героя, через возникающие помимо его воли обстоятельства. Например, в фильме «Большой Лебовский» протагонист Чувак – очень пассивный персонаж. Но с ним постоянно происходят какие-то приключения, на которые он вынужден реагировать. Похожую схему можно увидеть в советском фильме «Неисправимый лгун» с Георгием Вициным. Там тоже весь сюжет построен на случайных совпадениях, в которые герой попадает помимо своей воли.
Очень часто начинающие сценаристы, стремясь осознать, что такое протагонист, спрашивают: какие бывают виды или типы протагонистов. На самом деле, вся история кинематографа показывает, что главными героями могут выступать совершенно разные персонажи. Их конечно можно классифицировать по каким-либо признакам, (например, протагонисты мужчины, протагонисты женщины, и протагонисты не люди), но это никак не поможет написать сценарий. А потому наш совет не пытаться делить такое широкое понятие на какие-либо категории.
Всегда ли протагонист – главный герой?
Последнее время современные теоретики предпринимают попытки разделить понятия «протагонист» и «главный герой». Это связанно с появлением все более сложных историй. Так в проектах «Мстители» и «Игра престолов» невозможно понять кто протагонист. А в том же «Холопе» задачи протагониста разделены между персонажами Гриши и Левы. С одной стороны зрители следят за сюжетной аркой Гриши, так что вроде он протагонист. С другой, сюжет двигает Лева.
Чтобы не возникало такой путаницы, сценарные теоретики и пытаются разработать два разных определения для героя и протагониста. Но пока общего понимания в этом вопросе нет.
Что такое ложный протагонист?
Ложный (или фальшивый) протагонист – это драматический прием, при котором зрителям сначала заявляют одного персонажа как главного героя, но потом переключают внимание на другого.
Впервые этот прием широкой общественности представил Альфред Хичкок в своем культовом фильме «Психо». Первые сорок пять минут ленты зрители думают, что главной героиней ленты будет героиня Джанет Ли — Мэрион Крэйн. Но дальше, этот персонаж вдруг умирает, а фокус смещается на героя Энтони Перкинса – Нормана Бейтса.
С тех пор такой фокус с обманом зрителя прочно вошел в обиход киноделов.
Например, в начале мультфильма «Семейка Крудс» кажется, что протагонистом истории будет девочка по имени Гип, которая идет против воли отца Груга. Но потом становится понятно, что именно Груг главный герой.
Основная ловушка этого приема в том, что ложный герой может показаться зрителям интересней чем настоящий. И тогда они потеряют интерес к истории.
Ложные герои также встречаются и в литературе и в компьютерных играх. Например, в фантастическом цикле Джеймса Кори «Экспансия» (так же известному как «Пространство») первая глава в книге зачастую ведется от имени персонажа, который в дальнейшем становится второстепенным героем. А из компьютерных игр можно вспомнить «Metal Gear Solid 2», в которой главный герой предыдущих игр серии Солид Снейк задержался всего не несколько уровней, а главным героем внезапно оказался другой оперативник – Райден.
Каким должен быть характер протагониста?
Такой вопрос часто задают начинающие сценаристы.
На самом деле, протагониста может быть любой характер. Главное, чтобы он помогал автору рассказывать придуманную им историю. Список черт присущих герою можно продолжать бесконечно. Они бывают смелые, трусливые, хитрые, туповатые, добрые, эгоистичные, ворчливые, доброжелательные, любвеобильные и тд.
Единственное ограничение: старайтесь не наделять героя качествами, которые сделают приключения героя слишком легким. Если у протагониста будет навык позволяющий без проблем справиться с любой проблемой, это, скорее всего, создаст проблему с поддержанием интереса у зрителя к такой истории.
Персонажей, у которых есть все необходимые навыки для решения проблем по щелчку, называют «Мери Сью». В некоторых случаях такие герои могут быть даже в хороших фильмах. Например, Люк Скайуокер в «ЗВ. Новая Надежда» — Мэри Сью. Но это скорее исключение из правил. И если вы только начинаете свой творческий путь, лучше держаться от таких протагонистов подальше.
Как выстроить отношения протагониста с другими персонажами?
В хорошем сюжете, каждый персонаж имеет свое предназначение. Нельзя добавить какого-нибудь второстепенного и героя просто так. Подробнее о том, какие роли могут выполнять те или иные персонажи мы уже писали в одном из предыдущих материалов.
Если же говорить о взаимосвязи второстепенных персонажей и главного героя, то тут есть два аспекта на которые нужно обратить внимание.
Первой аспект: как второстепенные герои относятся к цели протагониста. По этому критерию их можно четко разделить на тех, которые:
Даже если, кажется что какой-то персонаж ничего не делает, скорее всего это не так.
Например, лучший друг героя, может не участвовать напрямую в битве главного героя за сердце возлюбленной. Но если он просто с ним говорит, ободряет его, может, подсказывает новые планы завоевания – этого уже достаточно. Ясно, что он помогает протагонисту достичь желаемого.
А если этот же персонаж, после очередной неудачи, начинает говорить что-то вроде: «Ну и забей на нее. Свет клином на этой крале не сошелся», то этим он потворствует желанию героя сдаться. То есть мешает герою дойти до цели.
Другой аспект взаимодействия протагониста и второстепенных персонажей напрямую связан с так называемым «принципом лампы». Это старый сценарный прием, при котором характер протагониста «высвечивается» через других персонажей.
Представим, что герой находится в темной комнате. Зритель его не видит. Но вокруг героя стоят второстепенные персонажи, с маленькими ручными фонариками. Каждый из них может подсветить только часть протагониста, но все вместе они делают героя полностью видимым.
Создавая дополнительного персонажа, сценарист обязательно должен думать, а какую новую черту характера или особенность поведения высветит этот герой у протагониста.
Топ 10 лучших протагонистов в истории кино по версии AFI
В 2003 году Американский институт киноискусства (AFI) опубликовал список из 100 лучших героев и злодеев, появившихся в кино за XX век (по 50 на категорию). Представил этот список Арнольд Шварцнеггер, чей персонаж терминатор Т800 вошел сразу и в топ героев, и в топ злодеев.
Целиком этот список мы приводить не будем (его легко можно найти в Интернете), но первую десятку озвучим.
Часть этих героев известна и в России, а с другая относится к классике Голливуда. Если вы всерьез намерены связать свою жизнь со сценаристикой, будет совсем не лишним ознакомиться с этими фильмами.
Протагонист
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья The Protagonist. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Протагонист (греч. «протагонистис», от «протос» — первый [1] и «агонистис» — борец, состязающийся) — главное действующее лицо в повествовании, по своему сюжетному значению превосходящее любого другого персонажа из того же сюжета. Протагонисту противостоит антагонист или группа антагонистов, стремящиеся не допустить исполнения его планов. Или наоборот, он старается им помешать.
Не следует путать протагониста (того единственного, без кого не будет сюжета) и POV-персонажа (того, чьими глазами показывается действие). Это может совпадать, но не обязательно.
В классической литературе протагонистом, а заодно и POV’ом является главный герой, а антагонистом — главный злодей. В современной литературе (начиная с 19 века) всё не так просто — PoV и главный герой могут не совпадать. Например, PoV серии о Шерлоке Холмсе — доктор Уотсон, а единственный главный герой (т. е. протагонист), тем не менее, Холмс.
Хотя это (как и всё в теории литературы) спорно. Например, в романах Сименона о Мегрэ сюжета не будет без преступника, именно исследованию его личности посвящает комиссар всё повествование. А сам Мегрэ по большому счёту только выслеживает.
Важно: протагонист в произведении только один. Или уж ни одного.
Кто такой антагонист? Кто такой протагонист? Почему они всегда враждуют
Антагонист по ходу сюжета может перестать быть «противником» героя. А протагонист по воле автора способен превратиться в антагониста. Например, Аникан Скайуокер из «Звездных войн» в первых эпизодах выступает главным героем, а в последующих становится главным злодеем космической саги.
Какие бывают антагонисты?
Кадр из фильма-катастрофы «Послезавтра» (2004)
Тайлер Дерден в исполнении Брэда Питта в фильме «Бойцовский клуб» (1999)
Если в произведении действует антигерой, то его антагонист может быть положительным персонажем.
Кто такой ложный протагонист?
Случается, что автор сознательно обманывает читателя или зрителя, пользуясь их привычкой выделять какого-то героя в качестве протагониста. К примеру, так сделано в фильме «Психо» Альфреда Хичкока: сценарист вводит в сюжет ложного протагониста, заставляя думать, что это и есть центральный персонаж.
ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕР! Если вы еще не смотрели «Психо», лучше закончите чтение здесь.
Протагонист
Протагонист, главный герой это центральное действующее лицо художественного произведения, преимущественно драматического.
Протагонист и антагонист
Протагонист, или главный герой, находится в центре сюжета литературного произведения, как правило, принимает решения и испытывает их последствия. События сюжета непосредственно или частично связаны с действиями главного героя.
Если история содержит подзаголовок или представляет собой повествование, состоящее из нескольких рассказов, то присутствует персонаж, который интерпретируется как главный герой каждого подзаголовка или отдельной истории.
Слово «протагонист» используется в формах литературы и культуры (драмы, романы, оперы, фильмы). Главный герой определяется также как ведущий персонаж, которому противостоит антагонист. Антагонист создает препятствия, трудности на пути главного героя, таким образом выявляя сильные и слабые стороны его характера.
Протагонист – не всегда положительный герой; главного героя с отрицательными чертами называют антигероем.
Происхождение
Протагонисты известны с античности. Театральные спектакли в Древней Греции первоначально включали танцы и хоровое пение. В трактате Аристотеля «Поэтика» (335 до н. э.) описано, как поэт по имени Феспис предложил идею о том, чтобы один актер вышел и начал диалог с хором. Это изобретение трагедии, которое относится к 536 г. до н. э., способствовало развитию античной драматургии.
Древнегреческий трагик Эсхил (523-456 гг. до н. э.) ввел в своих пьесах второго актера (девтерагониста), создав диалог между двумя персонажами. Позднее афинский драматург Софокл (496-406 гг. до н. э.) писал пьесы, в которых предполагалось наличие третьего актера (тритагониста).
В древнегреческих театрах на празднествах Великих Дионисий с 449 г. до н. э. проводились соревнования актеров, исполнявших главные роли в трагедии, с 325 г. до н. э. – в комедии.
Примеры протагонистов
Ложный главный герой
В литературных и кинематографических работах также встречается ложный главный герой – персонаж, который сначала фигурирует в истории и воспринимается как протагонист, но потом неожиданно исчезает. Яркий пример – Мэрион, героиня фильма А. Хичкока «Психо» (1960 г.), которая внезапно покидает сюжет в начале кинокартины.
Несколько главных героев
В повествовании, которое состоит из разных рассказов, присутствует несколько главных героев. Например, роман «Война и мир» Л. Н. Толстого изображает пятнадцать главных образов, вовлеченных в войну или затронутых ею.
Современное значение
Историческое значение термина сохраняется в современном театре: протагонистом называют актера, исполнявшего главную роль в драматическом представлении.
Понятия «главный герой» и «протагонист» отождествляются и используются не только в театре, а и в кинематографе, литературе, видеоиграх и других видах искусства. Пример протагониста в кино – Джеймс Бонд в одноимённой серии фильмов и книг; в литературе – Жюльен Сорель из произведения Стендаля «Красное и чёрное». В компьютерных играх протагонистом считается тот персонаж игры, которым руководит сам игрок.
Слово протагонист произошло от греческого protos – первый и agonistes, что в переводе означает актер.