Что означает слово признак в геометрии
7 класс. Геометрия. Начальные геометрические сведения. Признаки, свойства и определения.
7 класс. Геометрия. Начальные геометрические сведения. Признаки, свойства и определения.
Вопросы
Задай свой вопрос по этому материалу!
Поделись с друзьями
Комментарии преподавателя
Определение. Примеры определений
Определение – это первичное описание объекта.
Смежные углы – это такие углы, которые дополняют друг друга на 1800.
Треугольник называется равнобедренным, если две его стороны равны.
Также встречаются и такие варианты этого определения:
Равнобедренный треугольник – это треугольник, в котором две стороны между собой.
Равнобедренным называется треугольник, у которого две стороны равны.
Треугольник, у которого две стороны равны, называют равнобедренным.
Ключевые слова: это, называют.
У свойства особенность в том, что объект уже дан (например, мы его видим), его не нужно описывать, а нужно указать его свойства на основе увиденного.
Примеры свойств
Например «стол», его определение – предмет мебели в виде широкой горизонтальной пластины на опорах, ножках. А, видя его, можно указать на его свойства (рис. 1): он имеет четыре ножки, прямоугольной формы и т. д. На рисунке 2 изображен также стол по определению, но свойства у него немного другие: круглая форма, цилиндрические ножки и т. д.
Свойства равнобедренного треугольника
Рис. 3. Равнобедренный треугольник
Мы знаем, что этот треугольник равнобедренный, исходя из рисунка 3, указываем на его свойства: в равнобедренном треугольнике углы при основании равны, высота, проведенная к основанию, совпадает с медианой и биссектрисой.
Определение и свойство прямоугольника
Рис. 4. Прямоугольник
Определение: прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые.
А когда прямоугольник дан (рис. 4), мы можем указать свойство – у прямоугольника диагонали равны.
Признак и свойство
Признак отличается от свойства тем, что в свойстве фигура дана и мы говорим о ней, а в признаке нам не дана фигура и мы ее распознаем.
Известен признак животного – хобот. Можно предположить, что это слон.
А если известно, что животное – слон, то свойством его будет наличие хобота. Так же и в геометрии.
Свойства и признак равнобедренного треугольника
Рис. 5. Равнобедренный треугольник
Свойство: в равнобедренном треугольнике углы при основании равны. В этом случае дан треугольник (рис. 5).
Признак: если в треугольнике углы при основании равны, то этот треугольник равнобедренный. В этом случае мы не знаем, что этот треугольник равнобедренный, но, зная, что углы при основании равны, делаем вывод, что треугольник равнобедренный.
В свойстве объект уже дан и мы определяем его характеристики, в признаке мы пытаемся определить объект с помощью каких-то характеристик, а определение дает первичное понимание, что это за объект.
Пары свойство-признак
Свойство: у слона есть хобот.
Признак: если у животного есть хобот, то это слон.
Признак: если в треугольнике углы при основании равны, то треугольник равнобедренный.
Свойство: в равнобедренном треугольнике углы при основании равны.
Свойство: если треугольник равнобедренный, то высота, проведенная к основанию, совпадает с медианой и биссектрисой.
Признак: если в треугольнике высота совпала с медианой, то треугольник равнобедренный.
Не всегда пары признак-свойство выполняются на практике.
Рассмотрим это на геометрическом примере.
Рис. 6. Иллюстрация к примеру
Свойство: смежные углы в сумме дают 1800
Рис. 7. Иллюстрация к примеру
Следует помнить, что свойства и признаки не всегда идут парами.
Определение признака и свойства фигуры
Рис. 8. Иллюстрация к примеру
Вопрос: почему в равнобедренном треугольнике две стороны равны между собой (рис. 8)?
Ответ: по определению.
Вопрос: почему в равнобедренном треугольнике углы при основании равны?
Ответ: по свойству. Потому что мы знаем, что это за треугольник.
Вопрос: почему если в треугольнике углы при основании равны, то этот треугольник равнобедренный?
Ответ: по признаку. В данном случае не дано, что треугольник равнобедренный.
Заключение
Сегодня на уроке мы разобрали разницу между определениями, признаками и свойствами. Вспомним. Определение – это первичное понимание того, что за объект перед нами. Свойство – это когда дан объект и мы его изучаем. Признак состоит в том, что объект не дан и мы пытаемся его выделить из общей массы.
Что означает слово признак в геометрии
Не секрет, что изучение признаков и свойств равнобедренного треугольника или параллелограмма натыкается на стойкое непонимание учащимися, когда какую формулировку надо давать. Всю жизнь я думал, что это связано исключительно с тупостью контингента. И только сейчас обнаружил, что это связано и с моей тупостью и однобокой грамотностью.
Роясь в массе разработок для дошкольников и младших школьников (мой основной интерес – наглядная геометрия), я обнаружил, что проблема непонимания на уроках, возможно, кроется в различии понимания термина «признак» математиками и … всеми остальными.
Вот пример занятия, после которого, как мне кажется, я об стенку разобьюсь, но отличать признаки от свойств на уроках геометрии уже не научу Вот пример занятия в первом классе по предмету «Окружающий мир», после которого, как мне кажется, я об стенку разобьюсь, но отличать признаки от свойств на уроках геометрии уже не научу:
— Посмотрите вокруг. Как много разных предметов окружает нас в нашей жизни! Большие и маленькие, светлые и темные, деревянные и металлические. И люди вокруг нас отличаются друг от друга. Взрослые и малыши, высокие и низкие, мальчики и девочки. Вот две книги на моем столе. У них, казалось бы, так много общего. Назовите, чем они похожи? (материал, форма) И все-таки они разные. Чем они отличаются друг от друга? (размер)
Вы сказали о материале, форме, размере этих книг. Как назвать эти понятия одним словом? (признаки) А что такое признак предмета?
Признак – это отличительная черта, та особенность, которая отличает этот предмет от сотен и тысяч ему подобных.
— А по каким признакам можно сгруппировать предметы? (цвет, форма и т.д.)
На доске рисунок: а) апельсин. б) кастрюля.
— Расскажите, какой это предмет?
— по размеру
— по цвету
— по форме
— О чем еще можно рассказать?
— по вкусу
— по запаху
— назначению
— Назовите 3 признака мяча: круглый – форма, разноцветный – цвет, игрушка – назначение, резиновый – материал.
— Угадайте, о каком предмете идет речь:
— большой, серый, каменный (гора). Какие признаки я назвала?
— Коричневый, лохматый, имеет 4 лапы (собака). Какие признаки я назвала?
— Большой, красный, 4 колеса, кабина (трактор)
На уроках, чтобы объяснить, чем отличается свойство от признака, кажется, можно обойти противоречия с нематематической терминологией, вводя не очень-то распространённое понятие «характеристика», которое дети будут понимать как «перечисление черт объекта, отвечающих на вопрос «Какой?»». При этом одна и та же характеристика может играть роль необходимого условия (свойства) или достаточного условия (признака) в зависимости от того, служит она для описания наблюдаемого объекта или для идентификации его в некотором множестве объектов.
Это можно подать, например, в виде игры, когда двое учащихся становятся друг к другу спиной. Перед ними одинаковые наборы фигур. Первому предлагается взять фигуру и, не произнося её название, описать такие её черты, по которым второй найдет её в своём наборе. Для первого называемые характеристики будут свойствами наблюдаемой им фигуры, а для второго – признаками в нематематическом смысле, по которым эту фигуру нужно идентифицировать. При этом достаточный для идентификации признак (или совокупность признаков) можно будет назвать характеристическим признаком и объяснить, что математики именно его и только его и называют признаком. Первый ученик вполне обоснованно назовёт соответствующее свойство аналогично – характеристическим свойством.
Всё. Вроде волки сыты, овцы целы. Кардинальная переделка терминологии не требуется ни математикам, ни нематематикам.
Не намудрил я. Выскажитесь, пожалуйста.
Методическая разработка по геометрии «Признак или свойство?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Признак или свойство?
Понятия «признак», «свойство» являются одними из фундаментальных в геометрии. Однако в школьных учебниках определения этих понятий практически не встречаются.
Я считаю, что уверенное владение этими понятиями является необходимым условием хорошего знания математики.
Великий сыщик Шерлок Холмс имел в своем распоряжении громадное количество общих утверждений, которыми он умело пользовался, опираясь на дедуктивный метод – от общего к частному. Так, например, из общего утверждения
«Если человек имеет татуировку в виде якоря, то этот человек – моряк»
И частного рассуждения
«Джон Смит имеет татуировку в виде якоря»,
Холмс делает вывод:
Здесь общее утверждение есть не что иное, как признак моряка, т.е. только ему присущая черта. В словаре русского языка можно найти определение моряка: «Моряком называется человек, который служит во флоте». Приведенный пример показывает, что определение и признак – разные утверждения.
Подведем итог. Во всяких утверждениях вида «Если А, то этот человек – моряк» А является признаком моряка.
Заметим, что синонимом слова «признак» является слово «примета». И тогда можно вспомнить известные признаки хорошей погоды, плохой погоды.
В утверждении вида «Если человек – моряк, то А» А выражает свойство моряка. Вместо А можно подставить подходящие утверждения, например, «любит море», «умеет вязать морские узлы». Свойство отличается от признака тем, что присуще не только моряку. Но, с другой стороны, если вы встретили моряка, то он обязательно обладает этим свойством.
В качестве домашнего задания можно предложить ребятам выписать в тетради утверждения, которые выражали бы свойства умного человека, скучного человека, доброго человека, сильного человека.
Успешное овладение понятиями признак и свойство – один из главных этапов осмысленного подхода к решению задач.
Для этого на уроках необходимо включать в уроки небольшие логические игры и упражнения, цель которых – научить ребят хорошо разбираться в том, что есть «признак», а что есть «свойство». Вот примеры таких упражнений.
Упражнение 1. Используя слова «признак» или «свойство», назовите следующие утверждения:
«Если человек любит животных, то он добрый».
«Если человек сильный, то сможет подтянуться 20 раз».
«Если человек голодный, то он злой».
«Если человек умный, то он подумает прежде, чем сказать».
Упражнение 2. Сформулируйте в виде «Если …, то…» утверждения:
«В том то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно-полезно» (Ф.Достоевский).
«У всех учеников 7 «Б» класса есть замечательное свойство: они любят математику».
Упражнение 3. Назовите двумя способами, используя слова «свойство» и «признак», утверждение:
«Если человек спортсмен, то он обладает хорошим здоровьем».
«Если человек хорошо играет в шахматы, то он умеет мыслить логически».
Следует довести до понимания ученика, что в одном и том же общем утверждении содержится как признак, так и свойство. Поэтому на первых парах наибольшую ценность представляют задачи, в которых используются и свойство, и признак.
Пусть, например требуется доказать что биссектрисы накрест лежащих углов при параллельных прямых параллельны.
Прямые параллельны, следовательно, надо использовать утверждения вида «Если прямые параллельны, то:», то есть свойства параллельных прямых. Далее, нужно доказать, что биссектрисы параллельны, значит, надо использовать признак параллельных прямых.
Упражнение 4. Назовите углы, которые обладают тем же свойством, что и
а) вертикальные углы; б) смежные углы.
а) углы при основании равнобедренного треугольника, накрест лежащие углы при параллельных прямых, соответственные углы;
б) углы треугольника, внутренние односторонние углы при параллельных прямых.
В данном упражнении закрепляется понимание того, что свойство – это нечто непременно присущее данному объекту, но подобным свойством могут обладать и другие объекты.
Упражнение 5. Назовите признаки: а) равных углов; б) параллельных прямых; в) равнобедренного треугольника.
Данное упражнение должно сформировать понимание того, что объект может иметь много признаков, и по одному признаку найти все объекты данного вида мы не сможем.
Например, признаком того, что число делится на 2, является его делимость на 4, на 6, на 10. Используя один из этих признаков мы действительно находим числа, которые делятся на 2, но это будут не все такие числа.
Упражнение 6. Приведите пример свойства, которое одновременно является признаком.
Из вышесказанного ясно, что это должно быть уникальное свойство, то есть присущее только этому объекту. Например, свойство углов при основании равнобедренного треугольника.
Итак, в конце 7 класса надо добиться понимания того, что:
Признаком А являются такие утверждения В, что верно предложение
Свойством А являются такие утверждения В, что верно предложение
Одно и то же утверждение вида
Можно рассматривать как признак В или как свойство А.
На первых уроках геометрии в 8 классе можно сообщить учащимся, что для тех утверждений, которые мы называли признаками и свойствами, в математике используются термины «достаточное условие» и «необходимое условие».
Например, известное свойство вертикальных углов можно сформулировать следующим образом: «Для того чтобы углы были вертикальными, необходимо, чтобы они были равны» или «Равенство углов является необходимым условием вертикальных углов».
Упражнение 7. Используя термины «необходимо» и «необходимое условие», сформулируйте теоремы о свойстве вертикальных углов, свойствах равнобедренного треугольника.
Возможный ответ: свойство является лишь необходимым условием; следовательно, теорему-свойство углов равнобедренного треугольника можно сформулировать так:
«Для того чтобы треугольник был равнобедренным, необходимо, чтобы углы при его основании были равны».
«Для того чтобы треугольник был равнобедренным, необходимо, чтобы его медиана являлась высотой».
Упражнение 8. Используя термин «достаточно», сформулируйте признак равенства треугольников и признак равнобедренного треугольника.
Понятия «необходимое условие», «достаточное условие» очень удобно отрабатывать в процессе изучения темы «Четырехугольники». Эта тема содержит большое число утверждений, которые одновременно являются и необходимыми, и достаточными.
Упражнение 9. Установите, какие из утверждений являются верными, а какие-нет:
а) для того чтобы четырехугольник был параллелограммом, необходимо и достаточно, чтобы его диагонали делились точкой пересечения пополам;
б) для того чтобы четырехугольник был ромбом, необходимо и достаточно, чтобы его диагонали были перпендикулярны;
в) для того чтобы четырехугольник был прямоугольником, необходимо и достаточно, чтобы его диагонали были равны.
Ответ: утверждение а) верно.
Рассмотрим подробнее утверждения б) и в). Конечно равенство диагоналей четырехугольника не является достаточным условием для того, чтобы он был прямоугольником, так же как и перпендикулярность диагоналей – лишь необходимое условие для того, чтобы четырехугольник был ромбом.
Задание к упражнению 9: «Заменить слово в предложениях б) и в) так, чтобы данные утверждения стали верными».
Ответ: вместо слова «четырехугольник» надо поставить слово «параллелограмм».
Упражнение 10. Проверьте, верно ли утверждение:
а) для того чтобы четырехугольник был прямоугольником, необходимо и достаточно, чтобы его диагонали были равны и точкой пересечения делились пополам;
б) для того чтобы четырех угольник был ромбом, необходимо и достаточно, чтобы все его стороны были равны;
в) для того чтобы четырехугольник был ромбом, необходимо и достаточно, чтобы диагонали были биссектрисами его углов.
Упражнение 11. Вставьте вместо многоточия подходящие по смыслу термины «необходимо», «достаточно» и «необходимо и достаточно».
а) для того чтобы четырехугольник был параллелограммом, … чтобы его противолежащие углы были равны;
б) для того чтобы диагонали в четырехугольнике были равны, … чтобы он был прямоугольником;
в) для того чтобы четырехугольник был квадратом, … чтобы все его углы были равны.
Ответы: а)необходимо и достаточно; б) достаточно; в) необходимо.
Упражнение 12. Сформулируйте в виде «Если А, то В» следующие утверждения:
а) Перпендикулярность диагоналей – необходимое условие для того, чтобы четырехугольник был ромбом;
б) «Знать необходимо не затем, чтобы только знать, но для того, чтобы делать» (М.Горький)
Другими словами: знание – необходимое, но недостаточное условие для того, чтобы делать что то полезное.
Итак, если в 7 классе ученики прочно овладели понятиями «признак» и «свойство», то в 8 классе целесообразно введение терминов «необходимо» и «достаточно», поскольку тема «Четырехугольники» представляет немало возможностей для работы с этими терминами.
Что означает слово признак в геометрии
Определение – это первичное описание объекта.
Треугольник называется равнобедренным, если две его стороны равны.
Также встречаются и такие варианты этого определения:
Равнобедренный треугольник – это треугольник, в котором две стороны равны между собой.
Равнобедренным называется треугольник, у которого две стороны равны.
Треугольник, у которого две стороны равны, называют равнобедренным.
Ключевые слова: это, называют.
У свойства особенность в том, что объект уже дан (например, мы его видим), его не нужно описывать, а нужно указать его свойства на основе увиденного.
Например «стол», его определение – предмет мебели в виде широкой горизонтальной пластины на опорах, ножках. А, видя его, можно указать на его свойства (рис. 1): он имеет четыре ножки, прямоугольной формы и т. д. На рисунке 2 изображен также стол по определению, но свойства у него немного другие: круглая форма, цилиндрические ножки и т. д.
Свойства равнобедренного треугольника
Рис. 3. Равнобедренный треугольник
Мы знаем, что этот треугольник равнобедренный, исходя из рисунка 3, указываем на его свойства: в равнобедренном треугольнике углы при основании равны, высота, проведенная к основанию, совпадает с медианой и биссектрисой.
Определение и свойство прямоугольника
Рис. 4. Прямоугольник
Определение: прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые.
А когда прямоугольник дан (рис. 4), мы можем указать свойство – у прямоугольника диагонали равны.
Признак отличается от свойства тем, что в свойстве фигура дана и мы говорим о ней, а в признаке нам не дана фигура и мы ее распознаем.
Известен признак животного – хобот. Можно предположить, что это слон.
А если известно, что животное – слон, то свойством его будет наличие хобота. Так же и в геометрии.
Свойства и признак равнобедренного треугольника
Рис. 5. Равнобедренный треугольник
Свойство: в равнобедренном треугольнике углы при основании равны. В этом случае дан треугольник (рис. 5).
Признак: если в треугольнике углы при основании равны, то этот треугольник равнобедренный. В этом случае мы не знаем, что этот треугольник равнобедренный, но, зная, что углы при основании равны, делаем вывод, что треугольник равнобедренный.
В свойстве объект уже дан и мы определяем его характеристики, в признаке мы пытаемся определить объект с помощью каких-то характеристик, а определение дает первичное понимание, что это за объект.
Свойство: у слона есть хобот.
Признак: если у животного есть хобот, то это слон.
Признак: если в треугольнике углы при основании равны, то треугольник равнобедренный.
Свойство: в равнобедренном треугольнике углы при основании равны.
Свойство: если треугольник равнобедренный, то высота, проведенная к основанию, совпадает с медианой и биссектрисой.
Признак: если в треугольнике высота совпала с медианой, то треугольник равнобедренный.
Не всегда пары признак-свойство выполняются на практике.
Рассмотрим это на геометрическом примере.
Рис. 6. Иллюстрация к примеру
Свойство: смежные углы в сумме дают 180 0
Рис. 7. Иллюстрация к примеру
Следует помнить, что свойства и признаки не всегда идут парами.
Рис. 8. Иллюстрация к примеру
Вопрос: почему в равнобедренном треугольнике две стороны равны между собой (рис. 8)?
Ответ: по определению.
Вопрос: почему в равнобедренном треугольнике углы при основании равны?
Ответ: по свойству. Потому что мы знаем, что это за треугольник.
Вопрос: почему если в треугольнике углы при основании равны, то этот треугольник равнобедренный?
Ответ: по признаку. В данном случае не дано, что треугольник равнобедренный.
Сегодня на уроке мы разобрали разницу между определениями, признаками и свойствами. Вспомним. Определение – это первичное понимание того, что за объект перед нами. Свойство – это когда дан объект и мы его изучаем. Признак состоит в том, что объект не дан и мы пытаемся его выделить из общей массы.
Список литературы
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание