Что означает слово прихотливый в стихотворении фета
Стихотворение и анализ «Зреет рожь над жаркой нивой…»
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Краткое содержание
Расцвет творчества Афанасия Афанасьевича Фета приходится на конец пятидесятых годов 19 века. В это время началась массовая публикация его произведений, и данное стихотворение было написано им в этот же период времени.
«Рожь». Художник И. Шишкин
В начале сюжета автор описывает природу. Золотое покрывало ржаных колосьев укрыло поле, оно такое огромное, что кажется бескрайним, и эпитет «безбрежной жатвой» только подчеркивает это. Мягкое дуновение ветерка тревожит колоски, день заканчивается, на небе появляется робкий месяц. Закат в представленной Фетом картине не какой-то абстрактный, он – часть истинно русского пейзажа. Рожь здесь также служит олицетворением русской земли, ведь она веками являлась кормилицей для простого русского народа.
Небо в описании, словно живое существо, которое смежает «огнедышащее око». Это напоминает фантастический сюжет: ослепительное солнце и золотые колосья ржи сливаются и образуют нечто сверхъестественное, извергающее огонь. Вся картина окрашивается в красно-желтые цвета, и только ночью огнедышащее существо смыкает свои веки.
Анализ
История создания
Точной даты написания этого стихотворения не существует, впрочем, это не так уж и важно, поскольку стихотворение посвящено не какому-либо событию, а описанию природы. Известно лишь, что оно было написано в конце пятидесятых годов, а вышло в свет в 1860 году в журнале «Русский вестник». Фет принадлежал к числу приверженцев «чистой поэзии», поэтому в его произведениях нет политической подоплеки и обсуждения общественной жизни. Его лирика наполнена красотой русских пейзажей и собственными внутренними переживаниями.
Персонажи и образы
Центральным образом стихотворения выступает сама природа. В первую очередь, это ржаное поле, на которое вот-вот опустится ночь. Образ лирического героя представляется размытым и едва ощутимым. Поэт ни в одной строчке не намекает на присутствие человека, но понятно, что ощущения принадлежат именно ему. Любуясь природой, он стремится слиться с ней духовно, скорее, даже раствориться в ней, чтобы лучше познать ее душу. Золотистое поле услаждает его взор, и это наслаждение передается читателю.
Композиция
Как и другие произведения Фета пейзажно-философского жанра, это стихотворение имеет описательный характер. Композиция его трехчастная, не делимая на смысловые части. Во всех трех четверостишиях задан определенный ритм, благодаря которому идет динамичная смена сюжета.
Первая строфа знакомит читателя с волнующей картиной безбрежного поля, колосья которого, отягощенные спелыми зернами, едва колышутся на ветру. Во второй строфе становится понятно, что наступает вечер. Месяц уже просматривается на небе, но все еще светло, и он, словно удивляется этому обстоятельству. Наконец, третья строфа знаменует собой окончательное завершение дня. Этот переходный момент от светлого дня к темной ночи, словно сказочная картина, оказывает глубокое впечатление на лирического героя.
По принадлежности к литературному направлению стихотворение является реалистическим произведением с некоторым налетом романтизма. По роду литературы – это лирика, по жанру – пейзажное лирическое стихотворение.
Размер и средства художественной выразительности
При создании данного произведения Фет использовал трехстопный хорей и перекрестную рифму с мужским и женским чередованием формы, что придает напевность всему тексту.
Средства художественной выразительности помогают автору еще ярче выразить восхищение предзакатной картиной летнего вечера. Выразительны в этом отношении следующие эпитеты: «жаркая нива», «прихотливый ветер», «золотые переливы», «безбрежная жатва», «огнедышащее око»; этому же служат и олицетворения: «гонит ветер прихотливый», «робко месяц смотрит», «месяц изумлен», «на миг смежает небо огнедышащее око». Эти олицетворения говорят о том, что природа живет по своим законам, неподвластным человеку. Он может любоваться ею, боготворить ее и воспевать, но до конца постичь ее он, все же, не в силах.
Интересно, что в данной пейзажной зарисовке присутствует немалое количество глаголов, которые создают эффект движения. Такие глаголы, как: «зреет», «гонит», «смотрит», «минул», «раскинул», «смежает» придают картинке динамику, наполняют ее жизнью, дыханием и чувствами.
Проблематика и основная идея произведения
Главная задача автора – изобразить свои эмоции так, чтобы у читателя создался эффект присутствия, причастности ко всему происходящему. Мастерство поэта заключается в том, что это стихотворение вызывает у читателя глубокий отклик. Фет радуется тому, что щедрая природа наградила людей таким богатым урожаем и, хотя он не сообщает об этом прямо, это ощущается буквально в каждой строке его произведения. Стихотворение призывает видеть красоту в любых, даже самых коротких мгновениях, многие из которых люди просто не замечают и равнодушно проходят мимо.
Значение слова «прихотливый»
1. Имеющий много прихотей, капризный, излишне требовательный. Прихотливый ребенок. □ Сыщи ей жениха, чтоб был хорош, умен, И в лентах, и в чести, и молод был бы он (Красавица была немножко прихотлива). И. Крылов, Разборчивая Невеста. Прейн был не особенно прихотливый человек и довольствовался всегда двумя комнатами. Мамин-Сибиряк, Горное гнездо.
2. Причудливый, затейливый. Прихотливый узор. □ Извилистые края прихотливых облаков отливали расплавленным серебром. Куприн, Ночлег. Москва на языке сарматов, некогда живших на просторах России, означает «искривленная, крутящаяся». Это вполне согласуется с характером русла Москвы-реки — прихотливым, извилистым. Песков, Путешествие с молодым месяцем.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
прихотли́вый
1. имеющий много прихотей, капризный, излишне требовательный
2. перен. причудливый, затейливый ◆ Когда великий лондонский мифограф Уильям Блейк завершал свое ученье у гравера на Грейт-Куин-стрит, напротив мастерской его работодателя сооружалось прихотливое здание масонской ложи. Питер Акройд, «Лондон», 2015 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова обойщик (существительное):
ПРИХОТЛИВЫЙ
Смотреть что такое «ПРИХОТЛИВЫЙ» в других словарях:
прихотливый — См … Словарь синонимов
ПРИХОТЛИВЫЙ — ПРИХОТЛИВЫЙ, прихотливая, прихотливое; прихотлив, прихотлива, прихотливо. 1. Имеющий много прихотей, капризный, требовательный. Прихотливый человек. Эта архитектура удовлетворяет самому прихотливому вкусу. 2. Изысканно причудливый, затейливый,… … Толковый словарь Ушакова
прихотливый — ая, ое; ли/в, ли/ва 1) Имеющий много прихотей, капризов, излишне требовательный, своенравный, взыскательный. Он прихотлив, как малое дитя. Красавица была немножко прихотлива (И. Крылов). Синонимы: капри/зный, привере/дливый (разг.), разбо/рчивый … Популярный словарь русского языка
Прихотливый — прил. 1. Имеющий много прихотей. отт. Свидетельствующий о чьей либо прихоти, причуде. отт. Чувствительный ко всякого рода изменениям, воздействиям, требующий забот, внимания. 2. Изысканно причудливый, затейливый. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
прихотливый — прихотливый, прихотливая, прихотливое, прихотливые, прихотливого, прихотливой, прихотливого, прихотливых, прихотливому, прихотливой, прихотливому, прихотливым, прихотливый, прихотливую, прихотливое, прихотливые, прихотливого, прихотливую,… … Формы слов
прихотливый — прихотл ивый … Русский орфографический словарь
прихотливый — … Орфографический словарь русского языка
прихотливый — A/ пр; 127 см. Приложение II (капризный; причудливый) прихотли/в прихотли/ва прихотли/вее 260 см. Приложение II Словн … Словарь ударений русского языка
прихотливый — Syn: разборчивый, требовательный, капризный (усил.) Ant: неприхотливый, неразборчивый, нетребовательный … Тезаурус русской деловой лексики
прихотливый — ая, ое; лив, а, о. 1. Капризный, излишне требовательный; с прихотями. П. ребёнок. П ая девица. П. муж. Прихотлив в пище, одежде. П ое растение (чувствительное к различным изменениям, воздействиям, требующее внимания). // Свидетельствующий о чьей… … Энциклопедический словарь
Бедный третьеклассник или как учим
«Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.»
Меня поставили в тупик и многие другие выражения в этом стихотворении.
«День объятия раскинул.»
Ведь обычно «объятья раскрывают, широко раскинув руки». Нельзя «объятья» раскинуть.
«Меж заката и востока»
По старому анекдоту: « От забора и до обеда (рыть канаву)». Путаница обстоятельств места и времени. Здесь дальше идет слово «миг». То есть, явно про время говорится. Значит должно быть: «от заката до восхода». А еще, если очень хочется использовать слово «между», то «между западом и востоком» (существительные должны стоять не в родительном, как у автора, а в творительном падеже).
«Огнедышащее око».
Глаз, который дышит огнем, круто! Конечно, Поэзия.
Полезла в Интернет. Пришлось долго бедному школьнику потом объяснять полное содержание произведения. Получилось по смыслу, как бы подстрочный перевод:
«Зреет рожь над жарким полем,
И от поля и до поля
Гонит переменчивый ветер
Переливающиеся волны золотистой травы.
Робко месяц смотрит в глаза,
Очень удивлен, что день не кончился,
А наоборот, день ещё и часть ночи
Себе забрал.
Над безбрежным полем хлеба
От заката до восхода
Лишь на миг скрывает небо
Ослепляющее око
Обжигающего Солнца.
Дорогие авторы и проверяющие их академики РАН и РАобразования, а нельзя такую высокую Поэзию оставить для филологов и искушенных взрослых любителей высокого стиля?
Да, выучить стихи за 4 часа не удалось. Грустно. Но близко к смыслу, при случае, расскажем.
Анализ стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой» Фета
Всего получено оценок: 27.
Всего получено оценок: 27.
Стихотворение “Зреет рожь над жаркой нивой” выполнено в характерной для Фета манере. Как приверженец “чистого искусства” он не мог не запечатлеть прекрасную картину природы. Краткий анализ “Зреет рожь над жаркой нивой” по плану поможет ученикам 10 класса лучше понять суть этого произведения и наследия Фета в целом. Его можно использовать в качестве подготовительного материала для урока литературы.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зреет рожь над жаркой нивой.
История создания – точная дата написания неизвестна, приблизительно это произведение датируется концом 1850-х. Напечатано впервые в журнале “Русский вестник” в 1860 году.
Тема – разгар лета, который поэт описывает как отрадную для глаз пору.
Композиция – одночастная, одним мазком Фет рисует всю картину, описывая её с разных сторон.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – четырёхстопный хорей с перекрестной рифмой.
Эпитеты – “жаркая нива”, “прихотливый ветер”, “золотые переливы”, “безбрежная жатва”, “огнедышащее око”.
Олицетворения – “гонит ветер прихотливый”, “робко месяц смотрит”, “месяц изумлён”, “на миг смежает небо огнедышащее око”.
История создания
Неизвестно, в каком году точно было написано это произведение. Исследователи датируют его концом 1850-х, а напечатано оно было в 1860 году, тогда ценители поэзии Фета могли прочитать это произведение в журнале “Русский вестник”.
Фет был апологетом идеи “чистого искусства”, он считал, что поэзия должна быть отделена от политики и других проблем внешнего мира. Чаще всего он обращался именно к теме природы, описывая не столько картину, которую читатель должен был увидеть, сколько эмоцию, которую нужно было почувствовать. Так и стихотворение “Зреет рожь над жаркой нивой” – это суть словесное выражение счастья и красоты.
Основная тема стихотворения – как раз описание разгара лета и того, какие ощущения эта пора года вызывает у лирического героя. Интересно, что при этом он описывает не жаркий полдень, что было бы символично. Фет очень точно передаёт состояние покоя, которое испытывает лирический герой. Это состояние продиктовано тем, что рожь уродилась хорошо, а значит, зима будет сытой. Это скорее подсознательное ощущение, чем оформившаяся мысль, но это ощущение тесно связано с темой произведения.
Композиция
Композиция стихотворения одночастная, на протяжении всех трех строф Фет описывает одну и ту же картину и связанное с ней эмоциональное состояние лирического героя.
Так, в первой строфе перед читателем предстает прекрасная картина поля с уже созревшей рожью, которая колышется на ветру.
Вторая строфа – это указание на время, когда происходит действие – тот период дня, когда луна уже появляется на небе, но солнце еще не ушло окончательно.
И третья строфа показывает солнце, которое заходит за край поля, знаменуя окончание дня. Переход от дня к ночи – волшебное время, вызывающее глубокий отклик в душе лирического героя.
Фет прямо не указывает на присутствие человека, но идея и ощущения принадлежат ему. В этом проявляется психологизм творчества поэта, выделяющий его произведения среди русского литературного наследия 19 века.
Трехстопный хорей с перекрестной рифмой делает стихотворение очень простым в плане ритмической организации, при этом помогая поэту выразить восхищение красотой предзакатного летнего вечера. Простая ритмика помогает проще воспринять произведение и ощутить все вложенные в него эмоции.
Это классическое лирическое стихотворение, поскольку в нём яркое эмоциональное начало, отражены мысли и чувства лирического героя.
Средства выразительности
В своем стихотворении Фет использует классические выразительные средства, помогающие ему выполнить художественную задачу.
Благодаря олицетворениям природа предстает как что-то, что человеку неподвластно, что-то, что имеет собственную волю. Человек может любоваться и восхищаться ею, может раствориться в ней – и только тогда он сможет понять ее сущность, ощутить настоящую гармонию.