Что означает слово повитуха

повитуха

Смотреть что такое «повитуха» в других словарях:

Повитуха — принимает роды (европейская гравюра … Википедия

повитуха — Повивальщица, повивальная бабка, бабушка, приемница, акушерка. См … Словарь синонимов

ПОВИТУХА — ПОВИТУХА, повитухи, жен. (прост.). Женщина, принимающая у рожениц. Баба повитуха без акушерского образования. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ПОВИТУХА — ПОВИТУХА, повить, см. повивать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

ПОВИТУХА — ПОВИТУХА, и, жен. (устар.). То же, что повивальная бабка. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Повитуха — ПОВИТУХА, повивальная баба женщина, принимающая роды. П. по существу представляют собой профессионалок (иногда это занятие наследственное, иногда совмещается с ролью знахарки), это обязательно взрослая, обычно пожилая женщина, часто требуется,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

повитуха — (повивальная бабка), женщина, оказывающая помощь при родах; то же, что акушерка. (Источник: Словарь сексуальных терминов) … Сексологическая энциклопедия

Повитуха — ж. разг. сниж. Женщина, принимающая детей у рожениц, помогающая при родах. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

повитуха — повитуха, повитухи, повитухи, повитух, повитухе, повитухам, повитуху, повитух, повитухой, повитухою, повитухами, повитухе, повитухах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

повитуха — повит уха, и … Русский орфографический словарь

Источник

ПОВИТУХА

повитуха повивальщица, повивальная бабка, бабушка, приёмница, акушерка, сповивальница, повивалка, сповивалка, приемница, бабка-пупорезница, жаба, повивальница

Смотреть что такое ПОВИТУХА в других словарях:

ПОВИТУХА

ПОВИТУХА

повитуха ж. разг.-сниж. Женщина, принимающая детей у рожениц, помогающая при родах.

ПОВИТУХА

повитуха ж. уст. разг.midwife*

ПОВИТУХА

ПОВИТУХА

П. является центр. персонажем родильного обряда, она перерезает и перевязывает пуповину, совершает все действия с последом (отсюда названия «пупорезка», «пуповязница»), моет роженицу и ребенка (в разные моменты обряда). Обычно она живет у роженицы 3 дня (или в течение этих 3-х дней постоянно приходит), может замещать ее в домашней работе, пока та не встанет. Конец этого периода часто оказывается уже после крестин, хотя возможна и иная последовательность. В любом случае в крестинах повитуха играет значит. роль, она руководит всей внецерк. частью ритуала. В случае если при родах ребенку угрожала опасность не выжить, повитуха могла и крестить его, причем церковь это санкционировала, и ребенок считался крещеным, его хоронили нормально, а не как заложного покойника. Участвует она и в свадьбах принятых ею детей (кое-где в том случае, если повитуха не дожила до такой свадьбы, то на свадьбе сидит ее дочь).Вообще считается, что человека связывают с принимавшей его бабкой какие-то особые отношения, но за пределами родин и крестин (и названных случаев с приглашением на свадьбу, а иногда и на др. семейные праздники) они, кажется, выражались только в обращениях «бабушка» и «внуки».

Согласно одним представлениям повитуха более грешна, чем обычные люди (роды как «нечистое» занятие), по др., наоборот, за нее молятся дети и она будет избавлена от наказания на том свете. Во всяком случае поведение повитух даже и вне обряда очень регламентировано, они должны строже поститься и т. п., иначе к ним не обратятся при родах. Характерно, что повитуха не должна делать аборты (даже если бабки это умеют делать, то не те, к-рые «бабятся») и обмывать покойников, иначе будут умирать принятые ею дети.

У повитух своя покровительница «бабушка Соломонида». Согласно апокрифу (отраженному и в иконописной традиции) она принимала Иисуса, этот мотив широко отражен в заговорах, прежде всего тех, к-рые произносят повитухи при родах (другие заговоры могут строиться по схеме: «не я тебя. [принимала, мыла], бабушка Соломонида»). Существует и специальный день повитух, его справляют на 2-й день после Рождества.

ПОВИТУХА

Источник

Что означает слово повитуха

Что означает слово повитуха

КАК МЫЛИ, ПАРИЛИ, КУПАЛИ МАЛЫША

На большей территории расселения русских самыми распространенными приемами очищения тела новорожденного было паренье веником в бане или печи и купание. Первое омовение совершалось повитухой и должно было символически отделить младенца от мира, из которого он пришел, смыть с него остатки нечеловеческого, природного, приобщить его к сфере культуры и довести до состояния настоящего человека. Поэтому омовению часто сопутствовали манипуляции с телом новорожденного: повитуха распаривала его, чтобы «лепить» «настоящего» ребенка. Она исправляла «неверную» форму головы, «смиряла»/»стягивала», т.е. распрямляла и соединяла вместе ручки и ножки. Первому купанию также приписывалась возможность придать младенцу недостающие качества, наделить его счастьем и богатством, сформировать половую природу, обеспечить защиту от потусторонних сил. Для этого в приготовленную для купания воду бросали монетки, чаще серебряные, которые должны были обеспечить чистоту кожи и дать богатство, клали хлеб, яйцо, стеклянные вещи, лили святую воду. С целью оздоровления в воду добавляли травы: васильки, мяту, руту, душицу, любисток, сенную труху и т.п. Существовало убеждение, что теплая вода сделает ребенка добрым, а если обмыть его в первый раз молоком, он будет обладать нежной белой кожей. Считалось, что первое паренье веником, заменявшее купание в северно-русских и среднерусских областях, укрепит мышцы, сделает младенца сильным, крепким, наделит его спокойным сном.

(c) Холодная Вера Георгиевна

Что означает слово повитуха

БЕРЕМЕННОСТЬ И РОДЫ НА РУСИ

Много лет назад, как и сегодня, будущие мамы начинали готовиться к родам задолго до намечающегося дня появления малыша на свет. Конечно, не было тогда курсов, школ будущих матерей, женских консультаций, бесчисленных пособий и журналов, но были красивые ритуалы, обычаи и традиции, связанные с беременностью и родами.

В северных регионах (по другим источникам- и у православных староверов) бытовал обычай подпоясываться беременной жене поясом мужа, а ночью укрываться его зипуном- так «мужская сила» оберегала мать и ребёнка в утробе.

Перед родами роженице расплетали косу. Снимали крышки с посуды, отворяли окна, открывали засовы, по углам бани ставили раскрытые сундуки- всё это действия должны были помочь материнской утробе открыться и выпустить младенца.

Copyright © 2013. Копирование материалов разрешается только при указании работающей ссылки на сайт http://vk.com/narodpedagogika

Что означает слово повитуха

Кто такая повитуха

В жизни каждого человека повитуха была в числе самых близких людей, и эта связь не прекращалась до самой смерти. Собственно, миссия повитухи заключалась не столько в принятии родов, сколько в дальнейшем уходе за роженицей и новорожденным. После родов бабка «правила и ладила» роженицу и новорожденного. Считалось, что сорок дней от рождения ребенок находится в переходном состоянии (уйти или остаться в этой жизни), и именно повитуха помогает ему в этот период, защищая от всего, что могло бы навредить. Названия «повитуха», «повивальная бабка», «парилка», «пуповая баба» говорят сами за себя. Она повивает, то есть пеленает ребенка, парит и моет после родов в бане ребенка и роженицу, «правя» его тело, перевязывает пуповину. Все эти действия имели для наших предков ритуальный смысл, им приписывалась очень значительная роль в дальнейшей жизни матери и ребенка. Часто одного присутствия повитухи было достаточно для того, чтобы роды прошли хорошо.

В некоторых деревнях существовал обычай рожать первого ребенка в доме матери, которая под благовидным предлогом удаляла из избы остальных членов семьи. Иногда теснота крестьянских помещений заставляла роженицу из большой семьи спешить к повитухе и рожать у нее. Однако чаще всего роды проходили у себя дома. Если не было отдельной комнаты, то в горнице занавеской отгораживали угол. Во многих семьях специально не очень жарко топили баню, считая, что это расслабит и «размягчит» тело роженицы. Интересно, что звали повитуху всегда тайно, даже прибегая к особенным, «шифрованным» выражениям, опасаясь прямо излагать свою просьбу. Говорили: «У нас такая-то заболела» или «На печь залезла» (что то же самое). Визит повитухи к беременной тоже скрывался. Она проходила всегда задними дворами, через огороды. Обычно повитуха входила в дом со словами: «Помогай Бог трудиться! «. Переодевала роженицу в чистую рубаху, давала выпить крещенской водицы и зажигала перед иконами свечу. Считалось, что верными средствами для ускорения родов является расстегивание ворота рубахи, снимание колец, серег, развязывание узлов, расплетание кос роженицы. Отпирали все замки в доме, открывали заслоны печей, ворот: ведь если все открыто и развязано, то и роды «развяжутся» скорее. На протяжении всех родов повитуха ободряла роженицу, приговаривая, что все идет хорошо, поглаживала ей поя.

Пуповину новорожденному перевязывали ниткой, свитой с волосами матери, чтобы связь между ними, по народному поверью, оставалась на всю жизнь. Особенным было и отношении к детскому месту. Если советск

Что означает слово повитуха

Пуповину новорожденному перевязывали ниткой, свитой с волосами матери, чтобы связь между ними, по народному поверью, оставалась на всю жизнь. Особенным было и отношении к детскому месту. Если советские родильные дома еще в недалеком прошлом выполняли план по сдачи плаценты для производства различных лекарств и косметики, а сейчас она является предметом торговли, то в русских деревнях существовал настоящий ритуал захоронения детского места. Его тщательно промывали и, завернутое в тряпочку, зарывали в землю, произнося при этом особые молитвы. Считалось, что у человека сохраняется связь с плацентой, и, «похороненная», она продолжает «поддерживать» человека в жизни, передавая ему силу Земли-матушки.

Затем бабка моет ребенка, и это первое омовение, как и последующие ежедневные вплоть до крещения, должно смыть с него возможные болезни, и, так сказать, печать того света, иного мира, из которого, как считалось, он пришел, уберечь от сглаза. Обычно ребенка и мать вели в баню. Там парилка садилась на полок, клала новорожденного себе на вытянутые ноги и поливала водой, которую она заранее приготовила, положив туда соли «от всякой болезни и нечисти», яйцо, «чтоб ребенок был белым и чистым, как яйцо», серебряную монету, «чтоб был богат». При этом она могла приговаривать:

Мыла бабушка не для хитрости, не для мудрости, мыла ради доброго здоровьица,

смывала причище, урочище, призорище (виды сглаза), отцову думу, маткину.

Водушка текуча, Анюшка (имя ребенка) ростуча, водушка в землю, Анюшка кверху.

Затем воду, которой мыли ребенка, выливали снаружи избы на тот ее угол, в котором в доме висят иконы. Считалось, что чем выше выплеснут воду, тем выше вырастет ребенок. В бане же повитуха правит и роженицу: ставит на место живот, расправляет пуп, поправляет золотник (матку), который смещается во время родов.

Так повитуха заботилась о ребенке нескольких дней, а то и несколько недель, живя при этом в доме роженицы и помогая ей управляться с ребенком. По прошествии этого периода (часто он длился до крещения ребенка, которое устраивали через 2-4 недели после рождения) повитуху одаривали и провожали. При этом прощание тоже было ритуально обставлено: мать новорожденного и бабка умывали друг дружке руки, целовались, повитуха получала дары и уходила. Это называлось размывать руки.

Считалось, что после смерти повитуха не понесет тех испытаний, что предназначены обычным грешным людям, потому что за нее молятся дети, а Бог снисходит к их молитвам.

Повитухой могла стать только замужняя или овдовевшая женщина в возрасте, которая сама имела детей. Г.Попов в книге «Русская народно-бытовая медицина», изданной в 1903 году, пишет: &quot

Источник

ПОВИТУХА

повитуха
повиту́ха
От пови́ть, вить; см. Брандт, РФВ 18, 39; Шрадер–Неринг 1, 466 и сл. Ср. повива́льная ба́бка.

Смотреть что такое ПОВИТУХА в других словарях:

ПОВИТУХА

ПОВИТУХА

повитуха ж. разг.-сниж. Женщина, принимающая детей у рожениц, помогающая при родах.

ПОВИТУХА

повитуха ж. уст. разг.midwife*

ПОВИТУХА

ПОВИТУХА

П. является центр. персонажем родильного обряда, она перерезает и перевязывает пуповину, совершает все действия с последом (отсюда названия «пупорезка», «пуповязница»), моет роженицу и ребенка (в разные моменты обряда). Обычно она живет у роженицы 3 дня (или в течение этих 3-х дней постоянно приходит), может замещать ее в домашней работе, пока та не встанет. Конец этого периода часто оказывается уже после крестин, хотя возможна и иная последовательность. В любом случае в крестинах повитуха играет значит. роль, она руководит всей внецерк. частью ритуала. В случае если при родах ребенку угрожала опасность не выжить, повитуха могла и крестить его, причем церковь это санкционировала, и ребенок считался крещеным, его хоронили нормально, а не как заложного покойника. Участвует она и в свадьбах принятых ею детей (кое-где в том случае, если повитуха не дожила до такой свадьбы, то на свадьбе сидит ее дочь).Вообще считается, что человека связывают с принимавшей его бабкой какие-то особые отношения, но за пределами родин и крестин (и названных случаев с приглашением на свадьбу, а иногда и на др. семейные праздники) они, кажется, выражались только в обращениях «бабушка» и «внуки».

Согласно одним представлениям повитуха более грешна, чем обычные люди (роды как «нечистое» занятие), по др., наоборот, за нее молятся дети и она будет избавлена от наказания на том свете. Во всяком случае поведение повитух даже и вне обряда очень регламентировано, они должны строже поститься и т. п., иначе к ним не обратятся при родах. Характерно, что повитуха не должна делать аборты (даже если бабки это умеют делать, то не те, к-рые «бабятся») и обмывать покойников, иначе будут умирать принятые ею дети.

У повитух своя покровительница «бабушка Соломонида». Согласно апокрифу (отраженному и в иконописной традиции) она принимала Иисуса, этот мотив широко отражен в заговорах, прежде всего тех, к-рые произносят повитухи при родах (другие заговоры могут строиться по схеме: «не я тебя. [принимала, мыла], бабушка Соломонида»). Существует и специальный день повитух, его справляют на 2-й день после Рождества.

ПОВИТУХА

Источник

ПОВИТУХА

Смотреть что такое ПОВИТУХА в других словарях:

ПОВИТУХА

ПОВИТУХА

повитуха ж. разг.-сниж. Женщина, принимающая детей у рожениц, помогающая при родах.

ПОВИТУХА

повитуха ж. уст. разг.midwife*

ПОВИТУХА

ПОВИТУХА

П. является центр. персонажем родильного обряда, она перерезает и перевязывает пуповину, совершает все действия с последом (отсюда названия «пупорезка», «пуповязница»), моет роженицу и ребенка (в разные моменты обряда). Обычно она живет у роженицы 3 дня (или в течение этих 3-х дней постоянно приходит), может замещать ее в домашней работе, пока та не встанет. Конец этого периода часто оказывается уже после крестин, хотя возможна и иная последовательность. В любом случае в крестинах повитуха играет значит. роль, она руководит всей внецерк. частью ритуала. В случае если при родах ребенку угрожала опасность не выжить, повитуха могла и крестить его, причем церковь это санкционировала, и ребенок считался крещеным, его хоронили нормально, а не как заложного покойника. Участвует она и в свадьбах принятых ею детей (кое-где в том случае, если повитуха не дожила до такой свадьбы, то на свадьбе сидит ее дочь).Вообще считается, что человека связывают с принимавшей его бабкой какие-то особые отношения, но за пределами родин и крестин (и названных случаев с приглашением на свадьбу, а иногда и на др. семейные праздники) они, кажется, выражались только в обращениях «бабушка» и «внуки».

Согласно одним представлениям повитуха более грешна, чем обычные люди (роды как «нечистое» занятие), по др., наоборот, за нее молятся дети и она будет избавлена от наказания на том свете. Во всяком случае поведение повитух даже и вне обряда очень регламентировано, они должны строже поститься и т. п., иначе к ним не обратятся при родах. Характерно, что повитуха не должна делать аборты (даже если бабки это умеют делать, то не те, к-рые «бабятся») и обмывать покойников, иначе будут умирать принятые ею дети.

У повитух своя покровительница «бабушка Соломонида». Согласно апокрифу (отраженному и в иконописной традиции) она принимала Иисуса, этот мотив широко отражен в заговорах, прежде всего тех, к-рые произносят повитухи при родах (другие заговоры могут строиться по схеме: «не я тебя. [принимала, мыла], бабушка Соломонида»). Существует и специальный день повитух, его справляют на 2-й день после Рождества.

ПОВИТУХА

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *