Что означает слово повитуха
повитуха
Смотреть что такое «повитуха» в других словарях:
Повитуха — принимает роды (европейская гравюра … Википедия
повитуха — Повивальщица, повивальная бабка, бабушка, приемница, акушерка. См … Словарь синонимов
ПОВИТУХА — ПОВИТУХА, повитухи, жен. (прост.). Женщина, принимающая у рожениц. Баба повитуха без акушерского образования. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ПОВИТУХА — ПОВИТУХА, повить, см. повивать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
ПОВИТУХА — ПОВИТУХА, и, жен. (устар.). То же, что повивальная бабка. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Повитуха — ПОВИТУХА, повивальная баба женщина, принимающая роды. П. по существу представляют собой профессионалок (иногда это занятие наследственное, иногда совмещается с ролью знахарки), это обязательно взрослая, обычно пожилая женщина, часто требуется,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
повитуха — (повивальная бабка), женщина, оказывающая помощь при родах; то же, что акушерка. (Источник: Словарь сексуальных терминов) … Сексологическая энциклопедия
Повитуха — ж. разг. сниж. Женщина, принимающая детей у рожениц, помогающая при родах. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
повитуха — повитуха, повитухи, повитухи, повитух, повитухе, повитухам, повитуху, повитух, повитухой, повитухою, повитухами, повитухе, повитухах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
повитуха — повит уха, и … Русский орфографический словарь
ПОВИТУХА
повитуха повивальщица, повивальная бабка, бабушка, приёмница, акушерка, сповивальница, повивалка, сповивалка, приемница, бабка-пупорезница, жаба, повивальница
Смотреть что такое ПОВИТУХА в других словарях:
ПОВИТУХА
ПОВИТУХА
повитуха ж. разг.-сниж. Женщина, принимающая детей у рожениц, помогающая при родах.
ПОВИТУХА
повитуха ж. уст. разг.midwife*
ПОВИТУХА
ПОВИТУХА
П. является центр. персонажем родильного обряда, она перерезает и перевязывает пуповину, совершает все действия с последом (отсюда названия «пупорезка», «пуповязница»), моет роженицу и ребенка (в разные моменты обряда). Обычно она живет у роженицы 3 дня (или в течение этих 3-х дней постоянно приходит), может замещать ее в домашней работе, пока та не встанет. Конец этого периода часто оказывается уже после крестин, хотя возможна и иная последовательность. В любом случае в крестинах повитуха играет значит. роль, она руководит всей внецерк. частью ритуала. В случае если при родах ребенку угрожала опасность не выжить, повитуха могла и крестить его, причем церковь это санкционировала, и ребенок считался крещеным, его хоронили нормально, а не как заложного покойника. Участвует она и в свадьбах принятых ею детей (кое-где в том случае, если повитуха не дожила до такой свадьбы, то на свадьбе сидит ее дочь).Вообще считается, что человека связывают с принимавшей его бабкой какие-то особые отношения, но за пределами родин и крестин (и названных случаев с приглашением на свадьбу, а иногда и на др. семейные праздники) они, кажется, выражались только в обращениях «бабушка» и «внуки».
Согласно одним представлениям повитуха более грешна, чем обычные люди (роды как «нечистое» занятие), по др., наоборот, за нее молятся дети и она будет избавлена от наказания на том свете. Во всяком случае поведение повитух даже и вне обряда очень регламентировано, они должны строже поститься и т. п., иначе к ним не обратятся при родах. Характерно, что повитуха не должна делать аборты (даже если бабки это умеют делать, то не те, к-рые «бабятся») и обмывать покойников, иначе будут умирать принятые ею дети.
У повитух своя покровительница «бабушка Соломонида». Согласно апокрифу (отраженному и в иконописной традиции) она принимала Иисуса, этот мотив широко отражен в заговорах, прежде всего тех, к-рые произносят повитухи при родах (другие заговоры могут строиться по схеме: «не я тебя. [принимала, мыла], бабушка Соломонида»). Существует и специальный день повитух, его справляют на 2-й день после Рождества.
ПОВИТУХА
Что означает слово повитуха
КАК МЫЛИ, ПАРИЛИ, КУПАЛИ МАЛЫША
На большей территории расселения русских самыми распространенными приемами очищения тела новорожденного было паренье веником в бане или печи и купание. Первое омовение совершалось повитухой и должно было символически отделить младенца от мира, из которого он пришел, смыть с него остатки нечеловеческого, природного, приобщить его к сфере культуры и довести до состояния настоящего человека. Поэтому омовению часто сопутствовали манипуляции с телом новорожденного: повитуха распаривала его, чтобы «лепить» «настоящего» ребенка. Она исправляла «неверную» форму головы, «смиряла»/»стягивала», т.е. распрямляла и соединяла вместе ручки и ножки. Первому купанию также приписывалась возможность придать младенцу недостающие качества, наделить его счастьем и богатством, сформировать половую природу, обеспечить защиту от потусторонних сил. Для этого в приготовленную для купания воду бросали монетки, чаще серебряные, которые должны были обеспечить чистоту кожи и дать богатство, клали хлеб, яйцо, стеклянные вещи, лили святую воду. С целью оздоровления в воду добавляли травы: васильки, мяту, руту, душицу, любисток, сенную труху и т.п. Существовало убеждение, что теплая вода сделает ребенка добрым, а если обмыть его в первый раз молоком, он будет обладать нежной белой кожей. Считалось, что первое паренье веником, заменявшее купание в северно-русских и среднерусских областях, укрепит мышцы, сделает младенца сильным, крепким, наделит его спокойным сном.
(c) Холодная Вера Георгиевна
БЕРЕМЕННОСТЬ И РОДЫ НА РУСИ
Много лет назад, как и сегодня, будущие мамы начинали готовиться к родам задолго до намечающегося дня появления малыша на свет. Конечно, не было тогда курсов, школ будущих матерей, женских консультаций, бесчисленных пособий и журналов, но были красивые ритуалы, обычаи и традиции, связанные с беременностью и родами.
В северных регионах (по другим источникам- и у православных староверов) бытовал обычай подпоясываться беременной жене поясом мужа, а ночью укрываться его зипуном- так «мужская сила» оберегала мать и ребёнка в утробе.
Перед родами роженице расплетали косу. Снимали крышки с посуды, отворяли окна, открывали засовы, по углам бани ставили раскрытые сундуки- всё это действия должны были помочь материнской утробе открыться и выпустить младенца.
Copyright © 2013. Копирование материалов разрешается только при указании работающей ссылки на сайт http://vk.com/narodpedagogika
Кто такая повитуха
В жизни каждого человека повитуха была в числе самых близких людей, и эта связь не прекращалась до самой смерти. Собственно, миссия повитухи заключалась не столько в принятии родов, сколько в дальнейшем уходе за роженицей и новорожденным. После родов бабка «правила и ладила» роженицу и новорожденного. Считалось, что сорок дней от рождения ребенок находится в переходном состоянии (уйти или остаться в этой жизни), и именно повитуха помогает ему в этот период, защищая от всего, что могло бы навредить. Названия «повитуха», «повивальная бабка», «парилка», «пуповая баба» говорят сами за себя. Она повивает, то есть пеленает ребенка, парит и моет после родов в бане ребенка и роженицу, «правя» его тело, перевязывает пуповину. Все эти действия имели для наших предков ритуальный смысл, им приписывалась очень значительная роль в дальнейшей жизни матери и ребенка. Часто одного присутствия повитухи было достаточно для того, чтобы роды прошли хорошо.
В некоторых деревнях существовал обычай рожать первого ребенка в доме матери, которая под благовидным предлогом удаляла из избы остальных членов семьи. Иногда теснота крестьянских помещений заставляла роженицу из большой семьи спешить к повитухе и рожать у нее. Однако чаще всего роды проходили у себя дома. Если не было отдельной комнаты, то в горнице занавеской отгораживали угол. Во многих семьях специально не очень жарко топили баню, считая, что это расслабит и «размягчит» тело роженицы. Интересно, что звали повитуху всегда тайно, даже прибегая к особенным, «шифрованным» выражениям, опасаясь прямо излагать свою просьбу. Говорили: «У нас такая-то заболела» или «На печь залезла» (что то же самое). Визит повитухи к беременной тоже скрывался. Она проходила всегда задними дворами, через огороды. Обычно повитуха входила в дом со словами: «Помогай Бог трудиться! «. Переодевала роженицу в чистую рубаху, давала выпить крещенской водицы и зажигала перед иконами свечу. Считалось, что верными средствами для ускорения родов является расстегивание ворота рубахи, снимание колец, серег, развязывание узлов, расплетание кос роженицы. Отпирали все замки в доме, открывали заслоны печей, ворот: ведь если все открыто и развязано, то и роды «развяжутся» скорее. На протяжении всех родов повитуха ободряла роженицу, приговаривая, что все идет хорошо, поглаживала ей поя.
Пуповину новорожденному перевязывали ниткой, свитой с волосами матери, чтобы связь между ними, по народному поверью, оставалась на всю жизнь. Особенным было и отношении к детскому месту. Если советск
Пуповину новорожденному перевязывали ниткой, свитой с волосами матери, чтобы связь между ними, по народному поверью, оставалась на всю жизнь. Особенным было и отношении к детскому месту. Если советские родильные дома еще в недалеком прошлом выполняли план по сдачи плаценты для производства различных лекарств и косметики, а сейчас она является предметом торговли, то в русских деревнях существовал настоящий ритуал захоронения детского места. Его тщательно промывали и, завернутое в тряпочку, зарывали в землю, произнося при этом особые молитвы. Считалось, что у человека сохраняется связь с плацентой, и, «похороненная», она продолжает «поддерживать» человека в жизни, передавая ему силу Земли-матушки.
Затем бабка моет ребенка, и это первое омовение, как и последующие ежедневные вплоть до крещения, должно смыть с него возможные болезни, и, так сказать, печать того света, иного мира, из которого, как считалось, он пришел, уберечь от сглаза. Обычно ребенка и мать вели в баню. Там парилка садилась на полок, клала новорожденного себе на вытянутые ноги и поливала водой, которую она заранее приготовила, положив туда соли «от всякой болезни и нечисти», яйцо, «чтоб ребенок был белым и чистым, как яйцо», серебряную монету, «чтоб был богат». При этом она могла приговаривать:
Мыла бабушка не для хитрости, не для мудрости, мыла ради доброго здоровьица,
смывала причище, урочище, призорище (виды сглаза), отцову думу, маткину.
Водушка текуча, Анюшка (имя ребенка) ростуча, водушка в землю, Анюшка кверху.
Затем воду, которой мыли ребенка, выливали снаружи избы на тот ее угол, в котором в доме висят иконы. Считалось, что чем выше выплеснут воду, тем выше вырастет ребенок. В бане же повитуха правит и роженицу: ставит на место живот, расправляет пуп, поправляет золотник (матку), который смещается во время родов.
Так повитуха заботилась о ребенке нескольких дней, а то и несколько недель, живя при этом в доме роженицы и помогая ей управляться с ребенком. По прошествии этого периода (часто он длился до крещения ребенка, которое устраивали через 2-4 недели после рождения) повитуху одаривали и провожали. При этом прощание тоже было ритуально обставлено: мать новорожденного и бабка умывали друг дружке руки, целовались, повитуха получала дары и уходила. Это называлось размывать руки.
Считалось, что после смерти повитуха не понесет тех испытаний, что предназначены обычным грешным людям, потому что за нее молятся дети, а Бог снисходит к их молитвам.
Повитухой могла стать только замужняя или овдовевшая женщина в возрасте, которая сама имела детей. Г.Попов в книге «Русская народно-бытовая медицина», изданной в 1903 году, пишет: "
ПОВИТУХА
повитуха
повиту́ха
От пови́ть, вить; см. Брандт, РФВ 18, 39; Шрадер–Неринг 1, 466 и сл. Ср. повива́льная ба́бка.
Смотреть что такое ПОВИТУХА в других словарях:
ПОВИТУХА
ПОВИТУХА
повитуха ж. разг.-сниж. Женщина, принимающая детей у рожениц, помогающая при родах.
ПОВИТУХА
повитуха ж. уст. разг.midwife*
ПОВИТУХА
ПОВИТУХА
П. является центр. персонажем родильного обряда, она перерезает и перевязывает пуповину, совершает все действия с последом (отсюда названия «пупорезка», «пуповязница»), моет роженицу и ребенка (в разные моменты обряда). Обычно она живет у роженицы 3 дня (или в течение этих 3-х дней постоянно приходит), может замещать ее в домашней работе, пока та не встанет. Конец этого периода часто оказывается уже после крестин, хотя возможна и иная последовательность. В любом случае в крестинах повитуха играет значит. роль, она руководит всей внецерк. частью ритуала. В случае если при родах ребенку угрожала опасность не выжить, повитуха могла и крестить его, причем церковь это санкционировала, и ребенок считался крещеным, его хоронили нормально, а не как заложного покойника. Участвует она и в свадьбах принятых ею детей (кое-где в том случае, если повитуха не дожила до такой свадьбы, то на свадьбе сидит ее дочь).Вообще считается, что человека связывают с принимавшей его бабкой какие-то особые отношения, но за пределами родин и крестин (и названных случаев с приглашением на свадьбу, а иногда и на др. семейные праздники) они, кажется, выражались только в обращениях «бабушка» и «внуки».
Согласно одним представлениям повитуха более грешна, чем обычные люди (роды как «нечистое» занятие), по др., наоборот, за нее молятся дети и она будет избавлена от наказания на том свете. Во всяком случае поведение повитух даже и вне обряда очень регламентировано, они должны строже поститься и т. п., иначе к ним не обратятся при родах. Характерно, что повитуха не должна делать аборты (даже если бабки это умеют делать, то не те, к-рые «бабятся») и обмывать покойников, иначе будут умирать принятые ею дети.
У повитух своя покровительница «бабушка Соломонида». Согласно апокрифу (отраженному и в иконописной традиции) она принимала Иисуса, этот мотив широко отражен в заговорах, прежде всего тех, к-рые произносят повитухи при родах (другие заговоры могут строиться по схеме: «не я тебя. [принимала, мыла], бабушка Соломонида»). Существует и специальный день повитух, его справляют на 2-й день после Рождества.
ПОВИТУХА
ПОВИТУХА
Смотреть что такое ПОВИТУХА в других словарях:
ПОВИТУХА
ПОВИТУХА
повитуха ж. разг.-сниж. Женщина, принимающая детей у рожениц, помогающая при родах.
ПОВИТУХА
повитуха ж. уст. разг.midwife*
ПОВИТУХА
ПОВИТУХА
П. является центр. персонажем родильного обряда, она перерезает и перевязывает пуповину, совершает все действия с последом (отсюда названия «пупорезка», «пуповязница»), моет роженицу и ребенка (в разные моменты обряда). Обычно она живет у роженицы 3 дня (или в течение этих 3-х дней постоянно приходит), может замещать ее в домашней работе, пока та не встанет. Конец этого периода часто оказывается уже после крестин, хотя возможна и иная последовательность. В любом случае в крестинах повитуха играет значит. роль, она руководит всей внецерк. частью ритуала. В случае если при родах ребенку угрожала опасность не выжить, повитуха могла и крестить его, причем церковь это санкционировала, и ребенок считался крещеным, его хоронили нормально, а не как заложного покойника. Участвует она и в свадьбах принятых ею детей (кое-где в том случае, если повитуха не дожила до такой свадьбы, то на свадьбе сидит ее дочь).Вообще считается, что человека связывают с принимавшей его бабкой какие-то особые отношения, но за пределами родин и крестин (и названных случаев с приглашением на свадьбу, а иногда и на др. семейные праздники) они, кажется, выражались только в обращениях «бабушка» и «внуки».
Согласно одним представлениям повитуха более грешна, чем обычные люди (роды как «нечистое» занятие), по др., наоборот, за нее молятся дети и она будет избавлена от наказания на том свете. Во всяком случае поведение повитух даже и вне обряда очень регламентировано, они должны строже поститься и т. п., иначе к ним не обратятся при родах. Характерно, что повитуха не должна делать аборты (даже если бабки это умеют делать, то не те, к-рые «бабятся») и обмывать покойников, иначе будут умирать принятые ею дети.
У повитух своя покровительница «бабушка Соломонида». Согласно апокрифу (отраженному и в иконописной традиции) она принимала Иисуса, этот мотив широко отражен в заговорах, прежде всего тех, к-рые произносят повитухи при родах (другие заговоры могут строиться по схеме: «не я тебя. [принимала, мыла], бабушка Соломонида»). Существует и специальный день повитух, его справляют на 2-й день после Рождества.