Что означает слово перлы дождевые
Словари
319 перл
Жемчужное зерно; жемчужина.
отт. перен. Сокровище, драгоценность.
Нечто выдающееся в ряду подобных.
Нечто нелепое, смешное, бессмысленное.
Мелкий типографский шрифт, размер которого равен 5 пунктам (1,88 мм).
1. Жемчуг, жемчужина (устар.). Ожерелье из перлов. Перлы зубов (перен.: о белых, блестящих зубах).
2. перен., чего. Нечто замечательное, прекрасное (устар. высок. и ирон.). П. творения. Перлы остроумия.
3. Нечто нелепое и смешное, бессмысленное (разг. ирон.). В речи оратора сплошные перлы.
| цесарка, цесарская курица.
| Перловый цвет, жемчужный, белый, с сизым отливом. Перломутр, перломут муж., нем. жемчужная-матка, каменистая, нутреная оболочка, жемчужного блеска, некоторых раковин. Перломутровая нарезка на мебели, инкрустация. Перломут(р)овый блеск, непрозрачный, светлый по тусклому, с цветным отливом. Перлаш муж. разбор поташа.
1) устар. Жемчужина, жемчужное зерно.
2) (перен., чего или какой высок. и ирон.) Лучший образец, яркое, выдающееся проявление чего-л.
3) перен., разг. Нечто нелепое или смешное, бессмысленное, выдающееся по своим отрицательным качествам.
Выдавать перл за перлом.
В переводах обычны такие перлы. «дубы стреляют продолговатыми шишками», «ягоды процеживают через солому», «соломенная мочалка», «зубы кровоточат» (Горький).
за́умь (разг.), тараба́рщина (разг.)
От французского perle (← лат. pirum ‘груша’).
1. Устар. Жемчужина. Ожерелье из перлов и кораллов. Зубы как перлы.
3. чего. Лучший образец, наиболее яркое проявление чего-л. в какой-л. сфере, области. Перлы остроумия. Перлы красноречия. Перлы любовной лирики.
5. (чего или с опр.). Ирон. О ком-, чём-л. редком, необычном по своим нелепым, смешным качествам. Литературные перлы графоманов. В сочинении столько перлов! Я от него таких перлов наслушался! Возвести в п. создания (книжн. ирон.; наделить прекрасными, замечательными, выдающимися свойствами, качествами кого-, что-л.).
6. Спец. Самый мелкий типографский шрифт размером 5 пунктов (1,88 миллиметра). Набрать перлом.
2) (Перен.) лучший образец, наиболее яркое проявление чего-либо (например, перлы остроумия), иногда употребляется иронически.
3) (Полиграф.) типографский шрифт, кегль (размер) которого равен 5 пунктам (около 1,88 мм).
2) Лучший образец, наиболее яркое проявление чего-либо (напр., перлы остроумия), иногда ироническое.
2) Лучший образец, наиболее яркое проявление чего-либо (напр., перлы остроумия), иногда ироническое.
Тяжелое ожерелье из перлов и кораллов, оправленных золотом, на ее шее. Чернышевский, Что делать?
— Водолаз в Персидском заливе наполняет множество корзин пустыми раковинами и малоценными жемчужинами, прежде чем достанет с морского дна перл, достойный царской короны. Куприн, Суламифь.
какие. трад.-поэт. Блестящие, переливающиеся, подобно жемчугу, капельки дождя, росы и т. п.
Вот дождик брызнул, пыль летит. Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. Тютчев, Весенняя гроза.
[Несчастливцев:] Кто здесь откликнется на твое богатое чувство? Кто оценит эти перлы, эти брильянты слез? А. Островский, лес.
Лучший образец, наиболее яркое выражение, проявление чего-л.
Доктор напрасно расточал перлы красноречия. Станюкович, На каменьях.
3. О ком-, чем-л. редком по своим достоинствам, замечательном, выдающемся.
|| обычно чего или какой. ирон.
О ком-, чем-л. редком, выдающемся по своим отрицательным качествам.
Название самого мелкого шрифта (размером в пять пунктов).
возвести в перл создания
наделить всеми прекрасными, замечательными свойствами, качествами.
► Красивые ровные зубы, Что крупные перлы у ней, Но строго румяные губы Хранят их красу от людей. // Некрасов. Мороз, Красный нос //; Доношу вам, что Марья Васильевна Борисова есть цветок в пустыне, соловей в дичи лесной, перла в море. // Пушкин. Письма //*
► Но все любовь презрела. Вновь Румянец на щеках живой явился. И перл между ресниц порой не бился. // Лермонтов. Стихотворения // /
3. Лучший образец чего-либо, нечто выдающееся.
► Тогда неслышными шагами Она поближе подошла, Княжне воздушными перстами Златую косу заплела, С искусством, в наши дни не новым, И обвила венцом перловым Окружность белого чела. // Пушкин. Руслан и Людмила //
ВОЗВЕСТИ В ПЕРЛ СОЗДАНИЯ.
Возводить/ возвести в перл создания что. Книжн. 1. Достигнуть высшей степени совершенства в своем искусстве. 2. Делать что-л. незначительное значительным, превращать пустяк в нечто существенное. Из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». БМС 1998, 438; ФСРЯ, 317.
пе́рл, пе́рлы, пе́рла, пе́рлов, пе́рлу, пе́рлам, пе́рлом, пе́рлами, пе́рле, пе́рлах
сущ., кол-во синонимов: 13
1. одно зерно жемчуга)
2. нечто выдающееся по своим достоинствам)
Из фр. яз. в XVIII в. Фр. perle < лат. регпа.
Заимств. в XIX в. из франц. яз., где perle, скорее всего, восходит к лат. perna «маленькая груша». Жемчуг получил название по грушевидной форме его зерен.
ПЕРЛ а, м. perle f. <лат. pirula маленькая груша.
3. обл. Перла. Земли Войска донского. Женский нагрудник, унизанный жемчугом. Даль.
7. перен., поэт. Что-н. чистое, блестящее, прозрачное, как жемчуг. Уш. 1939. Вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые. Тютчев. || перен. В сентиментальной эстетике. Слезы. Томное адажио, одушевленное вкусом, нередко, извлекало блестящие перлы из глаз его. 1793. Клушин Нещастный М-в. // Ливанова Муз. культ. 2 222. || перен. В сентиментальной эстетике- зубы. Чело прелестное и негой полный взгляд, Невинной грации ланиты. Улыбка на устах, блестящих перлов ряд. 1827. Ознобишин Дремлющая Дриада. // О. 1 137. Нет, я зеркальце нарочно Сам теперь у ней спрошу, Новых перлов ряд восточный невзначай ей покажу. То-то будет удивленье; Но боюсь, что мне опять В сладкой неге упоенья Всех зубов не растерять. 1830. Ознобишин Беззубый. // О. 1 264.
9. перен., разг., ирон. Крайнее проявление невежества, самомнения, что-н. редкое по своей нелепости. В этой книге есть несколько перлов. Уш. 1939.
10. Размер типографского шрифта в 5 пунктов (1. 88 мм). Набрать перлом. БАС-1.
Что означает слово перлы дождевые
Алексей Машевский (р. 1960)
Культуролог, поэт, эссеист. Руководит просветительским проектом «Нефиктивное образование» в Санкт-Петербурге, читает лекции по истории культуры и литературы.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Всё вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
«В учебниках для младших школьников это стихотворение печатается без последней строфы. С этих стихов начинается та крупная неправда, которая пронизывает всё российское образование. Почему? Потому что стихи совсем не про грозу, не про природу. Та природа, которая здесь у Тютчева есть, – это природа метафизическая. Дождевые капли мало похожи на перлы, они прозрачные, а жемчуг прозрачным не бывает. Но «перлы» – потому что на них радужная оболочка сверкает. А кроме того, «перлы» относятся к той возвышенной лексике, которая как бы и поднимает всегда поэзию Тютчева. На это обратил в своё время внимание Тынянов, который показал, что Тютчев делает удивительную вещь. Он во всех своих стихах, честно говоря, элегичен, он повествует о каких-то своих мыслях, о каких-то вполне частных переживаниях, о состояниях, связанных с восприятием осенних сумерек, например, или заката, который он видит. Но дело в том, что все частные переживания человека, они традиционно должны были существовать, закрепляться и передаваться в жанре элегии. А Тютчев выбирает для закрепления своего мимолётного, интимного состояния стилистику оды. Не случайно до 1870-х годов, когда, казалось бы, с Ломоносовым, Державиным было окончательно в демократической традиции и лирике покончено, Тютчев продолжает писать стихи, в которых мы встречаемся с лексикой будто бы только что сошедшей со страниц державинской оды.
Можно задаться вопросом: почему детям печатают это стихотворение с отсечением последней строфы? У человека, сколько бы лет ему ни было, всё равно есть вопросы к миру, у детей даже больше. Вот у нас есть вопросы к Богу, и Богу, вероятно, зачастую трудно объяснить, почему происходит то, что происходит (вспомним «Книгу Иова»), и даже почти что невозможно. Но вы помните, какую реакцию у Иова и у нас с вами это рождает и какую реакцию это должно рождать у ребёнка? Реакцию недоверия и обиды. Реакцию протеста. Потому что он хочет, чтобы ему обязательно сейчас, не потом когда-то, в десятом классе, объяснили, откуда появляются дети. Бесполезно также объяснять, что дети появляются из капусты. Потому что нельзя врать. Нельзя притворяться, что стихотворение Тютчева – о грозе, о природе.
Это стихотворение построено по принципу культурного резонанса. В нём происходит чудо столкновения природы с культурной традицией. Потому что Тютчев рассказывает о том, что восприятие природного явления в чистом виде невозможно. Он рассказывает о том, что весь восторг, который его охватывает при виде грозы, состояния очищенной природы, – всё это почему-то таинственным образом становится полным и окончательным только при сопоставлении с какой-то культурной кодировкой, культурными знаками. Потому что без включения в контекст мы можем пережить природное явление, но мы не можем его назвать, не можем раскрыть его смысл, задать его подлинное значение. И тогда становится понятно, что стихотворение не о природе вовсе, не о грозе, а оно о том, как устроено человеческое сознание, которое для того, чтобы назвать, понять и присвоить, схватить, обязательно должно включить явление в контекст истолкования.
«Ты скажешь: ветреная Геба, / Кормя Зевесова орла», – и дальше каждая следующая строчка с лексической, с метафорической точки зрения всё более роскошна: «Громокипящий кубок с неба, / Смеясь, на землю пролила». Эти строки – лучшие в стихотворении, это квинтэссенция поэтического вдохновения в нём, что понял другой талантливый поэт – Игорь Северянин, не случайно он свой сборник назвал «Громокипящий кубок». Это стихотворение о творческом вдохновении, о той искре, которая рождается у человека, способного увидеть и пережить нечто природное – чувство, природную картину, жизнь, потому что человек может пережить что-то, лишь назвав и обозначив.
Тем самым, когда вы начинаете ребёнку читать это стихотворение (и так с любым великим стихотворением), вы с неизбежностью вторгаетесь в ту или иную глубочайшую философскую проблему. Среднестатистический учитель а) этого не понимает, б) совершенно не подготовлен к тому, чтобы раскрыть её для ребёнка. В голове у учителя должно быть понимание, кто такой Шекспир, Гомер, что они сделали и какие проблемы поставили, для того, чтобы потом он с ребёнком мог квалифицированно говорить о «Колобке» или «Курочке Рябе»».
П ерлы её уст: как жемчуг стал чепухой
Перлы — это яркие, странные и часто смешные фразы. Правда, Тютчев в «Весенней грозе» вряд ли имел в виду их. Особенно если вспомнить, что они там были дождевые. Разгадываем тайну перлов (или перл?) и разбираемся, причём тут жемчужины и прочие сокровища.
Слово перлы в XXI веке кажется довольно однозначным. Оно выходит на сцену, когда кто-нибудь выдаёт что-то меткое и запоминающееся — готовый афоризм — или, наоборот, на редкость глупое. В общем, перлы обязательно про речь.
Но вот несколько примеров:
Он представлял нагую женщину, у которой руки прижаты были к поясу, в ушах вырезаны были огромные серьги, а шея унизана перлами. [Иван Лепехин. Дневные записки (1768-1769)]
Но в таком случае надобно печатать в Петербурге, нельзя смотреть так тщательно за исправностью издания и досадно будет, что этот перл русской словесности выкатится не из Москвы, что также имеет свою важность. [П. В. Киреевский. Письма Н. М. Языкову (1833)]
Изумруды садов при появлении твоем сбрасывают с себя черный покров ночи; и я, при появлении девы, питаюсь перлами ее уст и согреваюсь лучами очей!» [А. Ф. Вельтман. Аленушка (1836)]
Согласитесь, трудно представить, что интересные фразы могут унизывать шею. Или вешать перлы на шею — это как лапшу на уши? Как перл выкатывается, вообразить тоже сложно, а ещё сложнее — что город, в котором это происходит, страшно гордится. В третьем примере ситуация как будто комичная: рассказчик иронизирует над возлюбленной, когда говорит, что «питается» (и, очевидно, наслаждается) её перлами?
На самом деле раньше это французское по происхождению слово значило совсем другое. В словаре В. И. Даля для слова перл (или перло, а в разговорной речи даже перла) приводятся значения «жемчуг», «жемчужина», «жемчужное зерно». Форма множественного числа (перлы) толкуется как «нить», «низка жемчуга», «ожерелье», «борок». Последним словом в этом ряду обозначали женское шейное украшение, которое пришивали к краю воротника.
Перлы — это яркие, странные и часто смешные фразы. Правда, Тютчев в «Весенней грозе» вряд ли имел в виду их. Особенно если вспомнить, что они там были дождевые. Разгадываем тайну перлов (или перл?) и разбираемся, причём тут жемчужины и прочие сокровища.
Слово перлы в XXI веке кажется довольно однозначным. Оно выходит на сцену, когда кто-нибудь выдаёт что-то меткое и запоминающееся — готовый афоризм — или, наоборот, на редкость глупое. В общем, перлы обязательно про речь.
Но вот несколько примеров:
Он представлял нагую женщину, у которой руки прижаты были к поясу, в ушах вырезаны были огромные серьги, а шея унизана перлами. [Иван Лепехин. Дневные записки (1768-1769)]
Но в таком случае надобно печатать в Петербурге, нельзя смотреть так тщательно за исправностью издания и досадно будет, что этот перл русской словесности выкатится не из Москвы, что также имеет свою важность. [П. В. Киреевский. Письма Н. М. Языкову (1833)]
Изумруды садов при появлении твоем сбрасывают с себя черный покров ночи; и я, при появлении девы, питаюсь перлами ее уст и согреваюсь лучами очей!» [А. Ф. Вельтман. Аленушка (1836)]
Согласитесь, трудно представить, что интересные фразы могут унизывать шею. Или вешать перлы на шею — это как лапшу на уши? Как перл выкатывается, вообразить тоже сложно, а ещё сложнее — что город, в котором это происходит, страшно гордится. В третьем примере ситуация как будто комичная: рассказчик иронизирует над возлюбленной, когда говорит, что «питается» (и, очевидно, наслаждается) её перлами?
На самом деле раньше это французское по происхождению слово значило совсем другое. В словаре В. И. Даля для слова перл (или перло, а в разговорной речи даже перла) приводятся значения «жемчуг», «жемчужина», «жемчужное зерно». Форма множественного числа (перлы) толкуется как «нить», «низка жемчуга», «ожерелье», «борок». Последним словом в этом ряду обозначали женское шейное украшение, которое пришивали к краю воротника.
Перлы, которые унизывали шею женщины в первой цитате — как раз жемчужные нити или ожерелье. Метафорично, по аналогии с жемчугом, перлами называли что-то блестящее, круглое. Например, слёзы:
Томное адажио, одушевленное вкусом, нередко извлекало блестящие перлы из глаз его. [А. И. Клушин. Несчастный М-в (1793)]
Отсюда же перлы дождевые у Тютчева. Поэт сравнил дождь с тонкими, переливающимися жемчужными нитями. О блестящем явно идёт речь и в третьем «непонятном» отрывке, который мы привели вначале. Герой говорит о красоте любимой девушки, о блеске её губ и о её лучистом взгляде.
Значения из словаря В. И. Даля позже расширились, и, как отмечает Т. Ф. Ефремова, перл-жемчужина превратился в синоним сокровищ и драгоценностей в общем. Он тоже стал характеризовать не только неодушевлённые предметы, но и людей. Как раз такой перенос во втором примере в начале текста. Перл русской словесности — уникальный, выдающийся учёный, которого можно считать настоящим сокровищем. Аналогично говорили о поэтах:
Гогенлинден ― перл английской поэзии ― занял первое место в собрании стихотворений Кампбеля. [А. И. Тургенев. Хроника русского (1825-1826)]
Перл в значении «нечто прекрасное, замечательное» часто близок по смыслу к «чему-то светлому». Кто-то, например, луч света в тёмном царстве, а чьи-то качества — блестящие перлы в мрачной истории веков:
Подобные черты великодушия суть блестящие перлы в мрачной истории веков. [Н. М. Карамзин. Письма русского путешественника (1793)]
Это же значение использовалось в ироничном контексте. Вероятно, поэтому слово перл со временем стало обозначать не только блистательные, но и откровенно глупые, ошибочные, возмутительные или бессмысленные «жемчужины» чьей-нибудь речи:
Если Эмиль действительно изрекает подобные перлы, то он, конечно, скотина ― хотя, надо признать, Марго-домашняя абсолютно невыносима. [Дина Рубина. Белая голубка Кордовы (2008-2009)]
Всё с теми же перлами связаны слова пéрловый и перламутровый. Первое прилагательное было относительным: перловое ожерелье — ожерелье из жемчуга. Позже оно превратилось в качественное, то есть стало обозначать не отношение к жемчугу как к материалу, а сходство с ним.
Перловый блеск — блеск, который напоминает блеск жемчуга: «непрозрачный, светлый по тусклому, с цветным отливом». Так блестят зубы, поэтому перлы есть не только уст, но и зубов.
Что касается перло́вой крупы, то о её связи с перлами-жемчужинами говорить трудно. Существует версия, что её назвали так из-за внешнего сходства с речным жемчугом, но на просторах интернета с этой теорией часто спорят, а ни один словарь её не подтверждает.
Слово перламутр тоже этимологически связано с перлом. Оно произошло от немецкого perlmutter, которое состоит из слов perle — «жемчужина» и mutter — «мать». Так называют внутреннюю поверхность раковины речных и морских моллюсков. Правда, раньше это слово писали с буквой «о» и иногда без «р» — перломут(р).
В современном языке у перла появилась ещё пара значений. Так, согласно словарю Т. Ф. Ефремовой, обозначают мелкий типографский шрифт, размер которого равен 5 пунктам, то есть 1,88 миллиметрам. А ещё Perl – это название одного из языков программирования.
Так что с современными перлами всё не так просто. Дождевые они намного реже, чем словесные. А последние, как правило, краткие и ёмкие — без воды. Даже без метафорической.
Перлы, которые унизывали шею женщины в первой цитате — как раз жемчужные нити или ожерелье. Метафорично, по аналогии с жемчугом, перлами называли что-то блестящее, круглое. Например, слёзы:
Томное адажио, одушевленное вкусом, нередко извлекало блестящие перлы из глаз его. [А. И. Клушин. Несчастный М-в (1793)]
Отсюда же перлы дождевые у Тютчева. Поэт сравнил дождь с тонкими, переливающимися жемчужными нитями. О блестящем явно идёт речь и в третьем «непонятном» отрывке, который мы привели вначале. Герой говорит о красоте любимой девушки, о блеске её губ и о её лучистом взгляде.
Значения из словаря В. И. Даля позже расширились, и, как отмечает Т. Ф. Ефремова, перл-жемчужина превратился в синоним сокровищ и драгоценностей в общем. Он тоже стал характеризовать не только неодушевлённые предметы, но и людей. Как раз такой перенос во втором примере в начале текста. Перл русской словесности — уникальный, выдающийся учёный, которого можно считать настоящим сокровищем. Аналогично говорили о поэтах:
Гогенлинден ― перл английской поэзии ― занял первое место в собрании стихотворений Кампбеля. [А. И. Тургенев. Хроника русского (1825-1826)]
Перл в значении «нечто прекрасное, замечательное» часто близок по смыслу к «чему-то светлому». Кто-то, например, луч света в тёмном царстве, а чьи-то качества — блестящие перлы в мрачной истории веков:
Подобные черты великодушия суть блестящие перлы в мрачной истории веков. [Н. М. Карамзин. Письма русского путешественника (1793)]
Это же значение использовалось в ироничном контексте. Вероятно, поэтому слово перл со временем стало обозначать не только блистательные, но и откровенно глупые, ошибочные, возмутительные или бессмысленные «жемчужины» чьей-нибудь речи:
Если Эмиль действительно изрекает подобные перлы, то он, конечно, скотина ― хотя, надо признать, Марго-домашняя абсолютно невыносима. [Дина Рубина. Белая голубка Кордовы (2008-2009)]
Всё с теми же перлами связаны слова пéрловый и перламутровый. Первое прилагательное было относительным: перловое ожерелье — ожерелье из жемчуга. Позже оно превратилось в качественное, то есть стало обозначать не отношение к жемчугу как к материалу, а сходство с ним.
Перловый блеск — блеск, который напоминает блеск жемчуга: «непрозрачный, светлый по тусклому, с цветным отливом». Так блестят зубы, поэтому перлы есть не только уст, но и зубов.
Что касается перло́вой крупы, то о её связи с перлами-жемчужинами говорить трудно. Существует версия, что её назвали так из-за внешнего сходства с речным жемчугом, но на просторах интернета с этой теорией часто спорят, а ни один словарь её не подтверждает.
Слово перламутр тоже этимологически связано с перлом. Оно произошло от немецкого perlmutter, которое состоит из слов perle — «жемчужина» и mutter — «мать». Так называют внутреннюю поверхность раковины речных и морских моллюсков. Правда, раньше это слово писали с буквой «о» и иногда без «р» — перломут(р).
В современном языке у перла появилась ещё пара значений. Так, согласно словарю Т. Ф. Ефремовой, обозначают мелкий типографский шрифт, размер которого равен 5 пунктам, то есть 1,88 миллиметрам. А ещё Perl – это название одного из языков программирования.
Так что с современными перлами всё не так просто. Дождевые они намного реже, чем словесные. А последние, как правило, краткие и ёмкие — без воды. Даже без метафорической.
Значение слова перл
Энциклопедия моды и одежды
(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)
Фразеологический словарь русского языка
Библейская энциклопедия арх. Никифора
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
, а, м. ПЕРЛА, ы, ж.
* ► Красивые ровные зубы, Что крупные перлы у ней, Но строго румяные губы Хранят их красу от людей. // Некрасов. Мороз, Красный нос //; Доношу вам, что Марья Васильевна Борисова есть цветок в пустыне, соловей в дичи лесной, перла в море. // Пушкин. Письма //* *
* ► Но все любовь презрела. Вновь Румянец на щеках живой явился. И перл между ресниц порой не бился. // Лермонтов. Стихотворения // / *
3. Лучший образец чего-либо, нечто выдающееся.
* ► Тогда неслышными шагами Она поближе подошла, Княжне воздушными перстами Златую косу заплела, С искусством, в наши дни не новым, И обвила венцом перловым Окружность белого чела. // Пушкин. Руслан и Людмила // *
◘ ВОЗВЕСТИ В ПЕРЛ СОЗДАНИЯ.
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
ПЕРЛ, а, м.
1. Жемчуг, жемчужина (устар.). Ожерелье из перлов. Перлы зубов (перен.: о белых, блестящих зубах).
2. перен., чего. Нечто замечательное, прекрасное (устар. высок. и ирон.). П. творения. Перлы остроумия.
3. Нечто нелепое и смешное, бессмысленное (разг. ирон.). В речи оратора сплошные перлы.
| прил. перловый, ая, ое (к 1 знач.) и перловый, ая, ое (к 1 знач.). Перловое ожерелье. Перловая белизна (перен.: как у жемчуга).