Что означает слово палестина

ПАЛЕСТИНА

Смотреть что такое «ПАЛЕСТИНА» в других словарях:

Палестина — истор. обл. на 3. Азии, между Средиземным морем и р. Иордан, Мертвым морем. Первоначально название Палестина относилось к небольшой территории в юж. части вост. побережья Средиземного моря. Образовано от этнонима пелиштим или филиштин, русск.… … Географическая энциклопедия

ПАЛЕСТИНА — (от древнееврейского пелиштим филистимляне), историческая область в Западной Азии. В 3 м тысячелетии до нашей эры здесь осели племена ханаанеев. В 12 в. побережье Палестины завоевано филистимлянами; на остальной территории в 11 в. древнееврейские … Современная энциклопедия

Палестина — историческая область в Западной Азии. Истоки искусства Палестины восходят к мезолиту (так называемая натуфийская культура). К докерамическому неолиту (7 6 е тысячелетия до н. э.) относится искусство Иерихона. От 5 го тысячелетия до н. э.… … Художественная энциклопедия

палестина — святая земля, родной край, родная страна; премножество, многое множество, множество Словарь русских синонимов. палестина см. множество Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Алексан … Словарь синонимов

Палестина — (от древнееврейского пелиштим филистимляне), историческая область в Западной Азии. В 3 м тысячелетии до нашей эры здесь осели племена ханаанеев. В 12 в. побережье Палестины завоевано филистимлянами; на остальной территории в 11 в. древнееврейские … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ПАЛЕСТИНА — (от древнеевр. пелиштим филистимляне) историческая область в Зап. Азии. В 3 м тыс. до н. э. здесь осели племена ханаанеев. В 12 в. до н. э. побережье Палестины завоевано филистимлянами; на остальной территории в 11 в. древнееврейские племена… … Большой Энциклопедический словарь

Палестина — историческая область в Западной Азии. В 3 м тыс. до н.э. здесь осели племена ханаанеев. В 12 в. побережье Палестины завоёвано филистимлянами, на остальной территории в 11 в. древнееврейские племена основали Израильско Иудейское царство,… … Исторический словарь

ПАЛЕСТИНА — ПАЛЕСТИНА, палестины, чаще мн. палестины, ин, жен. (разг.). Местность, край (преим. о своем, родном). «Поздравить любезного гостя с прибытием в родные палестины.» А.Тургенев. «Одно горе: в наших палестинах учителя сыскать довольно… … Толковый словарь Ушакова

Палестина — (Palestine), историч. обл. на Бл. Востоке. С 1516 г. и до победы англичан над тур. и нем. войсками при Мегиддо (19 сент. 1918г.) часть Османской империи. Назв. Палестина было возрождено как офиц. полит, наименование в отношении земель к 3. от р.… … Всемирная история

ПАЛЕСТИНА — (Иудея, земля Ханаанская, вероятно искажен. Филистимляне), говорят в народе значении: отечество, отчизна, родина, родные, домашние места. В нашей палестине или в наших палестинах. у нас на родине. Он отвечал (говор. Лепехин), что в их палестине… … Толковый словарь Даля

Источник

Значение слова «палестина»

Что означает слово палестина

ПАЛЕСТИ’НА, ы, чаще мн. палести́ны, и́н, ж. (разг.). Местность, край (преимущ. о своем, родном). Поздравить любезного гостя с прибытием в родные палестины. Тургенев. Одно горе: в наших палестинах учителя сыскать довольно затруднительно. Тургенев. || Обширное, далекое и глухое место. Леса там большущие — такая палестин, что верст по пятидесяти ни жи́ла, ни дорог нету. Мельников-Печерский. [По названию страны в Азии; ср. обетованный.]

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

палести́на

1. устар. обычно мн. ч., местность, край ◆ Кто знает, какой дальше фатум сложится. Не пришлось бы срочным порядком покидать родные палестины. Б. Акунин, «Любовник Смерти»

2. устар. о большом пространстве, обширной территории (земли, леса и т. п.)

3. перен. устар. большое количество чего-либо

Палести́на

1. истор. историческая область на Ближнем Востоке, место действия многих эпизодов Библии

2. геогр. государство на Ближнем Востоке ◆ И началось противостояние, как в Палестине, в секторе Газа. Токарева Виктория, «Своя правда» // «Новый мир», 2002 г. (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает слово палестинаПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: заявитель — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Палестина

Что означает слово палестина

Что означает слово палестина

Содержание

Название

Согласно Библии, переселившиеся сюда во 2 тысячелетии до н. э. евреи называли эту область «Ханаан» («Кнаан» на иврите). В Книге Иису́са Нави́на 11:23 (ивр. יְהוֹשֻׁעַ בִּן-נוּן ‎, Йехошу́а бен Нун) упоминается название «Земля Сынов Израиля» (ивр. ארץ בני ישראל ‎, Эрец Бней Исраэль).

Греческие писатели, начиная с Геродота, называли эту землю Палестина или Сирия Палестинская. [5]

В 1-ой Книге Царств. 13:19 (1 Книге Самуила (ивр. סֵפֶר שְׁמוּאֵל ‎, Сефер Шмуэль) в повествовании о войнах царя Саула (примерно 1030 г. до н. э.), впервые упоминается название «Земля Израиля» (ивр. ארץ ישראל ‎, Эрец Исраэль). К этому времени на всей территории страны по обоим берегам реки Иордан сложилось единое Израильское царство, ставшее в течение следующего столетия крупной державой Древнего Востока под властью царей Саула, Давида и Соломона.

930 до н. э. держава Давида и Соломона распалась на два царства, северное царство стало называться Израиль, а южное царство — Иудея (ивр. יְהוּדָה ‎, Еуда). После завоевания Израильского царства Ассирией (722 г. до н. э.) название «Иудея» постепенно распространилось и привилось как наименование всей территории страны.

Изгнанные вавилонянами в 586 до н. э., евреи вернулись и около 520 до н. э. восстановили Иерусалимский Храм, а затем и независимость страны под властью династии Хасмонеев (Хашмонаим 167 до н. э. — 37 до н. э.). Название «Иудея» сохранялось и под властью династии Ирода (37 до н. э. — 4 н. э.), навязанной иудеям римскими завоевателями.

В 4 году н. э. римляне установили свое непосредственное владычество в стране, провозгласив её римской провинцией — Провинция Иудея (лат. Iudae ).

Во времена британского мандата название «Палестина» закрепилось за всей территорией Эрeц Исраэль. В середине XX века от слова «Палестина» было образовано название «палестинцы» («палестинский народ», «арабский народ Палестины»), относившееся к арабам, проживавшим на данной территории, хотя прежде оно определяло всех жителей региона и не носило этнической окраски. [7] [8] [9]

Административное деление Палестины

География

Палестина исторически делится на следующие географические области: Прибрежная равнина (у Средиземного моря), Галилея (северная часть), Самария (центральная часть, севернее Иерусалима) и Иудея (южная часть, включающая Иерусалим), Заиорданье (Трансиордания) — восточный берег реки Иордан. Этими географическими понятиями оперирует, в частности, Библия. В настоящее время территорию Самарии и Иудеи в русскоязычных источниках принято называть «Западный Берег реки Иордан». Галилея, Самария и Иудея состоят из ряда горных групп, долин и пустынь.

Горы на юге — Иудейское плато, в середине Самарийские горы (Гризим, Гевал (Эйвал)), далее Фавор (Тавор) (562 м над уровнем моря), Малый Хермон (515 м), Кармель (551 м), на севере Хермон (2224 м). В глубоких впадинах значительно ниже уровня моря находятся Тивериадское озеро (Кинерет, 212 м ниже уровня моря) и Мёртвое море — самая глубокая сухопутная впадина на земном шаре, на 400 м ниже уровня моря.

История

Ранняя история

В 3 тысячелетии до н. э. территория Палестины (Ханаан) была заселена племенами ханаанеев.

В XIII в. до н. э. в страну вторглись «народы моря» с Крита и других островов Средиземного моря, нападавшие также и на Египет и закрепившиеся в южной части Средиземноморского побережья, в районе нынешнего сектора Газы. От окрестных семитоязычных народов они получили название плиштим, буквально «вторгшиеся», или филистимляне.

В XI веке до н. э. древнееврейские племена основали Израильское царство, распавшееся в 930 г. до н. э. на два: Израильское царство (существовало до 722 г. до н. э.) и Иудейское царство (до 586 г. до н. э.).

Античность

Впоследствии Палестина была завоёвана древнеперсидским государством Ахеменидов, затем входила в состав эллинистических государств Птолемеев и Селевкидов (в III—II вв. до н. э.).

С 63 г. до н. э. Палестина являлась римской провинцией и разделялась на Иудею, Самарию, Галилею и Перею (Заиорданье). С 395 г. — в составе Византии.

В 395—614 годах Палестина была провинцией Византии.

В 614 году Палестина была завоёвана Персией и вошла в состав империи Сасанидов.

После победы над Персией в 629 году, византийский император Ираклий торжественно вступил в Иерусалим — Палестина снова стала провинцией Византии.

Период арабского владычества (638—1099)

Около 636 года — в самом начале арабских завоеваний — Палестина была завоёвана у Византии мусульманами. [24]

В последующие шесть веков контроль над этой территорией переходил от Омейядов [25] к Аббасидам, [26] к крестоносцам и обратно.

Эпоха арабского владычества в Палестине делится на четыре периода:

Период крестоносцев (1099—1516)

С 1099 г. по 1187 г. крестоносцы основали здесь Иерусалимское королевство. Однако уже в 1187 г. Салах-ад-Дин Аюби взял Иерусалим. Но во время III крестового похода крестоносцы вновь вернули себе Аккон, Аскалон и другие города. Иерусалимское королевство было восстановлено, хотя сам Иерусалим находился в руках мусульман. Столицей стал Аккон. Летом 1241 г. монголы во главе с Хулагу вторглись в Палестину, но в битве при Айн-Джалуте 3 сентября 1260 г. их победили египетские мусульмане — мамлюки во главе с султаном аз-Захир Бейбарсом. Это поражение закрыло монголам путь в Северную Африку, а Египет стал самой могущественной державой этого региона. Затем египетские мамлюки начали войну с государствами крестоносцев в Палестине. 18 мая 1291 г. пал Аккон, 19 мая — Тир. Падение Сидона произошло в июне, Бейрута — 31 июля. Палестина находилась под властью Египта до времён Османской империи.

Под властью Османской империи (1516—1917)

В XIX веке Иерусалим снова превратился в важнейший еврейский центр Эрец-Исраэль. Цфат, соперничавший с Иерусалимом за духовное первенство, сильно пострадал в результате землетрясения (1837), унёсшего жизни около 2 тысяч евреев, и пришёл в упадок.

В 1900 году только в 34 еврейских сельскохозяйственных поселениях с 28176 гектарами земли было 5,3 тыс. человек. [источник не указан 787 дней]

В начале XX века население составляло приблизительно 450 тысяч арабов и 50 тысяч евреев.Г. А. Любарский 1900.Палестина: Её настоящее и будущие [источник не указан 787 дней]

28 марта 1917 года Джемаль Паша, губернатор Османской Сирии, ранее заявлявший, что «евреи получат тот же урок, что и армяне», издал указ об изгнании всех евреев из Иерусалима, Яффо и Тель-Авива. «Многие из них были депортированы на Кипр или в Европу, другие погибли в пути, не в состоянии найти убежище или денег на билет». [31]

Источник

Значение слова палестина

Словарь Ушакова

Библейская энциклопедия арх. Никифора

есть общее название земли евреев (Быт 40:15), называемой также «землею Господнею» (Ос 9:3), «святою землею» (Зах 2:12), «землею Израилевою» (Иез 7:2), «землею Обетованною» (Евр 11:9). Первоначально это название употреблялось только для обозначения приморского берега земли, занятой Филистимлянами (Исх 15:14, Ис 14:29,31, Иоиль 3:4), и в этом единственном смысле употребляется в В. З. Еврейское слово «Пелешет», которому соответствует слово «Палестина» и которое переводится словом «земля Филистимская» или «Филистея» (Пс 86:4, 107:10). Границы Палестины сначала определялись Иорданом и Мертвым морем, Каменистою Аравиею, Средиземным морем и Сириею, но потом в состав ее вошли и земли по другую сторону Иордана от Арнона до Ермона и Антиливана. В этом протяжении границы ее к ю. простираются от южных пределов Мертвого моря до Идумеи, Каменистой Аравии и реки египетской (Чис 34:4-5, Вт 2:4-8). К з. Палестина граничит Средиземным морем, землей Филистимской и Финикией (Чис 34:6, Вт 11:24 и др.). К с. она простирается от гор, Ор и Ермон до Сидона и Великого моря, до гор Ливана и Антиливана и Дамаска в Сирии (Чис 34:7-9. Нав 1:4, Вт 11:24 и др.). К в. границы ее Евфрат и пределы владений колен Рувимова, Гадова, полколена Манассиина до земли Аммонитской и Моавитской (Нав 1:4, Вт 2:9, 1 Пар 5:9-10 и др.). При всей своей уединенности Палестина лежала, так сказать, в самом центре древнего мира и сколько была близка к обитаемым частям Африки, настолько же приближалась к известным тогда государствам Европы и Азии. Посему-то сам Господь говорит у пророка: «Иерусалим Я поставил среди народов и вокруг его земли» (Иез 5:5), и отсюда должны были излиться свет и спасение для всего мира. Палестина страна весьма гористая. Главные горы ее нас, Ливан (т. е. белая гора, называемая так частью от снега, 6 месяцев покрывающего вершину оной, частью от известковых скал и утесов) и Антиливан идущий к Дамаску и известный в Свящ. Писании также под именем Ливана (Песн 7:6); на ю. от них Неффалимовы горы, гора Фавор (гора Преображения) на высокой равнине Иезреельской, горы Ефремовы с горами Гевал, Гаризин, Кармил и др. Наконец, еще южнее горы иудейские, между которыми более известные: Мория, Сион, г. Елеонская (гора Вознесения) и др. Господствующие формации означенных гор суть мел и известь с кремнем. Из равнин замечательнейшие суть: Ездрилонская, Завулонская, Саранская, Сефел, орошаемые небольшими, летом высыхающими потоками и реками Кисон, Кедрон и др. Границу между восточною и западною Палестиною составляет река Иордан, по обеим сторонам которой тянется известная долина Иорданская. Река Иордан, вытекая из подошвы Ливана, проходит через озера Маррон и Тивериадское и вливается в Мертвое море. Восточная часть Палестины представляет большую высокую равнину, теряющуюся в пустыне, а на ю. возвышающуюся в виде г. Фасги. Здесь протекают реки: Иеромакс, впадающий в Иордан, и поток Арнон (ныне Уед-Моджеб). Из озер и морей замечательны озеро Фиал при подошве Антиливана, Мером или Самохонитское, Геннисаретское или Галилейское море. Мертвое море, иначе Асфальтовое или Соляное озеро, Средиземное море, называемое в Свящ. Писании Западным, Великим, а иногда просто морем (см. о каждом из них под своим названием). Из пустынь Палестины замечательнейшие суть: пустыня иудейская, Иорданская, Фекопская. Иерихонская и некоторые другие. Вот в каких словах пр. Иеремия изображает пустыню, по которой евреи странствовали сорок лет: Иегова «вел нас по пустыне, по земле пустой и необитаемой, по земле сухой, по земле тени смертной, по которой никто не ходил, и где не обитал человек» (2:6). Климат Палестины различный: в гористых местах умеренный, а в местах более ровных жаркий. Но в ней собственно только два времени года — лето и зима. Лето жаркое и зима холодная, или, вернее, сухое, ясное время года и дождливое (Быт 8:22, Зах 14:8). Дождливое время года, соответствующее нашей осени начинается с половины октября или ноября, но не вдруг, а мало-помалу (Вт 11:14, 2 Цар 21:10). Холод достигает наиболее высокой степени в декабре и январе, когда нередко падает снег, а иногда и град. С апреля начинается жатва и вместе с тем сухое или жаркое время года, продолжающееся с некоторыми изменениями до октября. Жар особенно чувствуется с последней половины июля до второй половины августа. Тогда земля оживляется только росою, и потому-то роса считается великим благодеянием Божием. В это время всякая зелень полей высыхает, особенно когда дует знойный восточный ветер, вредный для садов и полей и гибельный для морских кораблей (Ос 13:15, Ин 4:8). Для здоровья климат Палестины вообще полезен. Но нельзя не заметить, что при всех благоприятных климатических условиях означенная страна имеет и свои бедствия. Там нередки моровые язвы, землетрясения, саранча, засуха, голод и т. п. По своему положению и ровному климату Палестина принадлежит к плодороднейшим странам. Если же в наше время находится там много пустых мест и невозделанных земель, если все населенные места представляют собою только большие малонаселенные деревни, то надлежит помнить, что это было ясно предсказано пр. Моисеем (Вт 28:15-29). Из истории известно, что эта страна неоднократно была опустошаема Ассириянами, Халдеями, Сириянами, Римлянами, Сарацинами и Турками. А что в древние времена это была прекраснейшая и плодороднейшая страна, об этом единогласно свидетельствуют все древние писатели, представляя ее богато украшенною прекрасными долинами, богатыми полями и лугами, прохладными лесами, великолепными городами и селениям. Действительно, плодородие в Палестине в библейские времена было чрезвычайное: пшеницу, виноград, ячмень, рис, чечевицу и хлопчатую бумагу разводили здесь в большом изобилии; розы, лилии, нарциссы и другие благовонные цветы во множестве покрывали и украшали собою цветущие нивы; бальзамный кустарник, кипарис, дуб, миндальное, масличное дерево, гранаты, пальмы, кедры и др. росли в ней во всей красоте и великолепии. Особенно же растительностью, плодородием и богатством своих произведений отличались Галилея, равнина Сарронская, горы Диван, Кармил, долины Васан и Хеврон. Из животных здесь водились овцы, козы, волы, коровы, верблюды, ослы, лошаки и разные птицы. Пчеловодство служило также важным предметом хозяйства в Палестине. Израильтяне производили значительную торговлю медом с Тиром. Не менее имело значение рыболовство, особенно для прибрежных жителей приморских стран. Из минералов всего чаще встречаются известь, мел, базальт, каменная соль, сера, асфальт и др. медь, серебро, золото и даже драгоценные камни (Вт 8:9, 33:19, Иез 22:18-19 и др.). В Библии Палестина представляется как самая прекрасная и плодородная земля, и «текущая медом и млеком», и которая напояется водою от дождя небесного. О богатстве природы Палестины единогласно свидетельствуют Диодор Сицилийский, Тацит, Плиний, Иосиф Фланий и другие. В первобытные библейские времена села, деревни и города в Палестине были незначительны. Название города встречается уже в семействе Адама. Каин, по убиении им Авеля, удалившись от прочего семейства Адамова на восток, построил здесь город и назвал оный по имени своего сына Еноха (Быт 4:17). После потопа рано упоминается не только о многих городах, но и о целых государствах (Быт 10:10-12), как, например, в земле Сеннаарской Вавилон; в Ассирии Ниневия и др. Далее упоминаются Ханаанские города: Сидон, Газа, Содом, Гоморра, Адам, Цевоим (ст. 19), равно как и во времена Моисея и Иисуса Навина, Иерихон, обнесенный высокою стеною (Нав 6:19) Гай с 12 000 жителей (Нав 8:25). Гаваон (Нав 10:2), Асор, сильно укрепленный город, бывший главою всех северных царств (Нав 11:10). Во времена Давида и Соломона особенно был укреплен, распространен и украшен столичный город Палестины, Иерусалим. Кроме того, Соломон построил и возобновил следующие города: Фадмор, Пальмиру, Газер, Бефорон, Гацор, Ваалаф и Мегиддо (3 Цар 9:12-19). Храм Соломонов был чудом света. По разделении царств не менее замечателен был город Самария, как по его прелестному местоположению, так и по богатству, укреплению и народонаселению, которое исчислялось во всей Палестине десятками миллионов, как, например, при Давиде оно простиралось до 5 000 000, а во времена Спасителя и еще более. О многочисленности населения, равно как и о благоустройстве и цветущем состоянии городов, кроме свидетельств Свящ. Писания и указаний светских писателей, доселе свидетельствуют развалины разрушенных городов Палестины. Путешественники во многих местах находят груды тесаных камней, столбов гранитных и мраморных колонн, развалины мощеных улиц, храмов, дворцов, замков, башен, водохранилищ и водопроводов. Такими развалинами переполнена почти вся Палестина, как, например, в Иерусалиме, Хевроне, Газе, Аскалоне, Азоте, в Самарии, Наблусе, Тире и Бейруте, в Дамаске, на Ливане и во многих других местах. Первоначально Палестина разделялась, сообразно с двенадцатью коленами Израилевыми, на 12 уделов, образовавших при жизни пророка и судии Самуила одно государство, первым царем которого был Саул. Это царство после почти полутора векового существования разделилось на два: иудейское и Израильское. Царство Израильское в непродолжительном времени было разрушено Ассириянами, а царство иудейское покорено Вавилонянами. После Вавилонского пленения Иудея разделена была на маленькие уделы под Персидским владычеством, причем Иудеи возвратились каждый в свой город, и в Свящ. Писании указываются города из разных колен, хотя возвратившиеся перечисляются не по коленам, а частью по городам и частью по семействам и родам (1 Езд 2:8-10, Неем 7:11), но не теряется из виду и племенная разность до самых позднейших времен (Мф 1, 2, 4:13-16, Лк 2:4, 36, Деян 26:7, Рим 11:1, Филип. 3:5). Около времен Иисуса Христа и во время Его земной жизни Палестина разделялась на четыре части: Галилею, Самарию, Иудею и Перею (об-он пол, т. е. по ту сторону р. Иордана; Флав. о Войне Иуд. Кн. 3, гл. III. См. о каждой из означенных частей под собственным названием). В последующее время, под владычеством Римлян, мы находим разделение Палестины на три части: Палестина первая, вторая и третья. В первой заключались Иудея и Самария, во второй — Галилея, страна Трахонитида и Итурея, в третьей — Перея и Идумея. Все эти части по управлению находились в зависимости от Сирии, что остается и доселе, под владычеством магометан, овладевших ею в 637 году по Р. Х. В настоящее время Палестина разделяется на четыре турецких санджака: Дамасский, Иерусалимский, Наблусский и Газский. Первоначально Палестина была обитаема многочисленными Ханаанскими племенами, как то: Иевусеями, Амореянами, Гергесеянами, Хананеянами, Кинеями (исполинским народом Еноховых детей), Филистимлянами и другими; впрочем, они мало помалу были покорены Израильтянами и большею частью истреблены. В настоящее время народонаселение ее состоит из Арабов, Турок, Египтян, Друзов, Армян и христиан разных народов и исповеданий. Дальнейшую историю Палестины см. под словами: Евреи, Иудея, Египет и Сирия.

Энциклопедический словарь

Словарь Ефремовой

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

— страна, в которой совершились главнейшие события Св. Писания. Имя обязано происхождением классическим народам, называвшим ее так по имени филистимлян, с которыми они раньше других народов пришли в соприкосновение. Уже Геродот говорит о палестинских сирийцах, раньше него ассирийские цари употребляли имя Palastav. Мало-помалу это имя вошло в употребление не только у римлян и арабов (Filastuna), но и у самих евреев (уже у Иосифа Флавия), и в администрацию. Этому, отчасти, содействовало отсутствие постоянного туземного географического термина. «Земля Ханаанская» обнимала собой только область к З от Иордана, «земля Израилева» (I Цар. 13, 19; Ев. Mф. 2,20) или евреев (loc. Фл. pass.) были неопределенны, а «земля обетованная» и «Господня» (Ос. 9,3) — поэтические. И у египтян не было специального термина для П.: они причисляли ее к «стране Хару» и к стране «Ра-Канана» (т. е. Ханаан), употребляя оба имени в более широком смысле. Идеальными границами П. у евреев считались: к Ю. — поток Египетский (El-Arisch), к С — Эмаф (Гамбр); как фактические границы приводятся Вирсавия и Дан. При невозможности установить точные границы П. считают на Ю до потока Египетского, Аравийской пустыни, диких горных стран Аза-зимат и Сеир и Арнона; на С — до водораздела между Леонтом и Оронтом или до Антиливана и Ливана. Внутри страны бросается в глаза обособленность двух половин: восточная была отделена не только глубокой Иорданской долиной, но и крутым склоном зап. горной страны к реке. Обилие замкнутых долин также дробило П. на множество мелких частей, обусловивших политическую разобщенность древних обитателей, делившихся здесь на множество городских царств; евреи могли с трудом поддерживать некоторое единение только при условии общности веры и единства культа. — В зап. П. несколько горных цепей, разделенных массой долин равнин; в вост. — одно длинное плоскогорье, круто поднимающееся от Иopдана стеной в 6 00 до 900 м вышины и начинающее собой высокие равнины, доходящие до Евфрата. Горы П. состоят из известняка — мела, образующего пещеры, на С попадаются базальты и лавы. Из цепей западн. части самая сев., в древности Неффалимова, теперь Джебель Сафед, ограничивает верхнюю иорданскую низменность до Генисаретского оз., отроги ее доходят до Акко, эн-Накуры к югу от Тира и Рас-эль-Абьяда и занимают лесистую, плодородную область; к ней принадлежит и самая высокая гора Галилеи — Джебель Джермак—1200 м. К югу от них цепь, наз. Любие, опускающаяся к ЮВ к плодородной вулканической долине Ард-эл-Хамма. Далее к Ю 3 горы, ограничивающие Ездрилонскую (Иезреельскую, Мегиддонскую) долину с В.: Фавор (теперь Джебель-эт-Тур) 568 м выс., покрытый дубами и теревинфами, малый Ермон 518 м и Гелвуй; с 3 долину запирает Кармил 576 м. Горные группы средней П. назывались Ефремовыми или израильскими; из них наиболее высоки Самарийская, Гаризим, Гевал, Селмон. От них ущельем у Михмы отделяются к Ю Иудейские горы, возвышающиеся постепенно к Ю и достигающие у Хеврона 3 т. фт., а затем быстро спускающиеся и переходящие в так наз. Аморейские горы. Их вост. склон бесплоден и пустынен, к З — представляют ряд плодородных и способных прокормить густое население возвышенностей. За Иорданом от Ермона (Джебель-эс-Шех) идет к ЮВ Джебель-Хеш; за ней ряд лесистых холмов; страна к Ю представляет огромное плоскогорье, перерезанное ущельями по направлению к Галилейскому оз. Сюда же примыкает и Васанское плоскогорье — Хауран («Гора Друзов»), оканчивающийся Алсадамом. Горы здесь вулканического происхождения. К Ю от Ярмука горы опять поднимаются и достигают высшей точки у Явока — 12*0 м, к Ю от которого высится гора Джебель Оша. Многие из этих горных стран богаты пещерами в виде колоколов или с запутанной системой ходов; они служили гробницами, убежищами иди даже жилищами. Так, в Иудее были: Адулламская пещера где скрывался Давид (I Цар. 22,1), Македская, в которую укрылись разбитые ханаанские цари (I. Н. 10, 10). В этой местности (поздн. Елевферополь) помещали доисторических туземцев хоритов, т. е. обитателей пещер; что они, действительно, служили некогда жилищами указывает их искусная и однообразная отделка длинных рядов множества пещер со сводами. В Кашм-Усдуме их стены, пол и потолок состоят из соли; у Вифлеема находятся огромные пещеры эт Тувеме, но особенно громаден так наз. лабиринт Харейтуна, получивший такое название от преп. Харитона, основавшего в нем в конце IV в. свою знаменитую лавру. В 1845 г. Тоблер нашел здесь много гробниц с сирийскими надписями. Древние христиане любили также приурочивать к пещерам различные события Св. Писания. Долины и равнины известны в Библии под различными именами: «нахаль» — ложе временных ручьев, «гай» — долина без рек или со стоячей водой,»эмэк» — ущелье, «бика» — большая равнина между гор. К числу первых принадлежат все берега речек П., напр.: Нар-эл-Касимийэ, Кисона, Бела, Аудше, Шихар-Либнота и др., впадающих в Средиземное море; к числу вторых: долина сынов Энномовых (Hinnom), к Ю от Иepyсалима, наз. также геенной (см.), дол. Сионская (Исайи, 22, 5) — место Иерусалима и мн. др.; к числу третьих — Иосафатова, дол. Рефаимская (Иис. Нав., 15, 8; 4 Цар. 5, 18, 22 и др.) к Ю от Иерусалима, дол. Элонская (Иис. Нав., 10, 12) — к Яффе, Гаваонская, Иезреельская, Сокхофская (за Иорданом) и др. Из равнин замечательны: Келесирия, между Ливаном и Антиливаном, Массифская (Ииc. Нав., 11, 8) от Иордана к оз. Мером, Завулонова, Мегиддонская или Иезреельская (Ездрилонская) — к Ю от Назарета, Саронская (от Кармила до Яффы) и др. прибрежные равнины. Орошена П. довольно удовлетворительно. Хотя множество речек и ручьев и пересыхает в жаркое время, но обилие ключей восполняет этот недостаток. Из рек, постоянно снабженных водой, следует назвать Бел, нижние течения Кисона и Аудше и Иордан (см.) с притоками. Кроме того в П. есть три озера, принадлежащие к системе Иордана: на С Бар-эль-Гуле, наз. Иoc. Флавием Семонитидой и неправильно отождествленное Реландом с Меромом, упоминаемым у Иис. Нав. (11,5, 7). Это — легко пересыхающее болото. Генисаретское оз., к Ю от вышеупомянутого, наз. также Галилейским морем и Тивериадским, находится на 212 м ниже ур. моря, глубина наиб. 240 м, обильно рыбами, между прочим и свойственными Нилу; вода его начинает несколько солонеть. Наконец, Мертвое море, в которое впадает Иордан, наз. также Ασφαλίτις у греч. авторов и Соленым в Библии, представляет самую низкую впадину на земном шаре, 394 метров ниже уровня моря, имеет в глубину более 13 тыс. м в самом глубоком месте. В нескольких часах к Ю от него так наз. Скорпионовы уступы или Акрабим — ряд скал в 100—150 фут. выш. с В на З с довольно хорошей растительностью; далее к Ю идет бесплодная и грозная Аравийская пустыня. Климат П., вообще, подтропический, но на берегу средняя температура, благодаря прохладным ветрам, всего 17°, в горах еще ниже, в Галилее — египетская, на Мертвом море почти тропическая. Два времени года: дождливое и сухое; с конца октября по март идут дожди, начинаясь так называемым «ранним» дождем, приносимым южным ветром, и кончаясь «поздним», необходимым для созревания озимых посевов и всхода яровых. Самые холодные месяцы — янв. и февр.; почти каждый год в Иерусалиме перепадает изредка снег и бывают морозы, доходящее иногда до — 2°. Самое приятное время года — от середины марта до половины мая, но и летом жары умеряются вечерней прохладой и утренней росой, а также сев.-вост. ветром. Впрочем, иногда летом дует и сухой хамсин. Замечательно теплая осень, напр. октябрь не холоднее июня. Плодородие П. было прославлено в древности не только Библией, где она называется текущей молоком и медом (Исх. 3, 8 и т. д.), но и классиками; это доказывается и развалинами множества городов, и существованием густого населения в древности. Склоны иудейских гор к Мертвому морю лишены леса и только кусты дают скудную пищу козам, но зато на западн. склонах произрастают южные фрукты и виноград; особенно же плодородны берега Средиземного моря, а также область Ефрема и Манассии, где произрастают фиговые деревья. Кармил, как показывает его имя (сад), обилен дубом, маслиной и др. деревьями, которых здесь насчитывают до 50 пород. Плодородием отличается также Галилея и Самария, особенно же сев. и зап. берег Генисаретского оз. Но и Перея богата лесами дубовыми, кедрами и др. Кроме того в П. произрастает пшеница, ячмень, просо, горох, бобы, артишоки, арбузы, огурцы, тыквы, горчица, благовонный тмин, лилии (крины) и др. растения этого рода, розы, так назыв. иepихонские розы, альрауны или мандрагоры, кипарисы, исоп, фисташковые деревья, гранатовые деревья, апельсины и лимоны (сады в Яффе и Наблусе), миндаль, персики и абрикосы. Редки яблони и финиковые пальмы; последние попадаются только у Иерусалима, Газы, Рамлэ и Яффы. Кроме того в П. встречаются различные благовонные деревья и бальзамические кусты, например сторакс, кипарис, акация, приносящая гумми, и т. п. Для построек употребляются кедры, смоковницы, дубы, тересинфы, тамариски (в нижнем течении Иордана). Особенно распространен терновник (Spina Christi), живую изгородь часто делают из кактуса. В древности в П. водились не только львы, но и слоны; в настоящее время уже исчезли и единороги (дикие антилопы), редко попадаются и выродились быки. Более распространены овцы, козы, дикие ослы, шакалы, лисицы, кошки и собаки. Исчезли и ядовитые змеи, но попадаются скорпионы, и т. п. Число жит. в цветущее время истории П. доходило до 4 млн.

В настоящее время население страны, составляющей древнюю П., не превышает 650000 чел. Главный контингент составляют сирийцы и арабы; значительно уступают им в численности греки, турки, евреи и франки (т. е. европейцы). Подавляющее большинство населения (80 %) исповедает ислам; за мусульманами следуют христиане различных исповеданий (всего больше православных) и, наконец, евреи. Последние, главным образом выходцы из Европы, живут преимущественно в городах; в 1894 г. их насчитывалось 65000 чел. В промышленной жизни П. главную роль играет сельское хозяйство. Среди земледельческих произведений на первом плане стоят пшеница и ячмень; первой в последние годы собирали в среднем на 6,5 млн, а второго — на 3 млн. франков. Успешно, но в значительно меньших размерах разводится кукуруза. Видной статьей народного хозяйства является плодоводство, в особенности сбор апельсинов и лимонов, которых в 1896 г. вывезено было на 2,2 млн. фр. В последнее время туземцы, под влиянием примера немецких и еврейских колоний, а равно некоторых духовных учреждений, стали успешно заниматься виноделием. Наиболее подходящей для виноградарства оказывается песчаная почва окрестностей Яффы и Газы. Несмотря на высокую вывозную пошлину, какой обложено вино в П., палестинское вино получило уже распространено в России, Германии и Англии и проникает во Францию. В 1896 г. немецкие колонии, доставили для экспорта 1200 гкл. белого горного вина, а новые еврейские колонии, основанные выходцами из России в окрестностях Яффы (см.), вывезли от 600 до 700 гкт., всего же вывезено из П. вина и коньяку в 1895 г. на 277000 фр., а в 1896 г. на 216550 фр. Еврейские колонии, сверх того, начали заниматься шелководством и располагают приблизительно 1 млн. тутовых деревьев; в тех же колониях возникает и пчеловодство, и их продукт в Европе ценится очень высоко. В области обрабатывающей промышленности значение имеют лишь производства мыла, вырабатываемого примитивным образом из оливкового масла, да поделки из оливкового дерева и перламутра, состоящие, главным образом, из предметов религиозного почитания; центром этого кустарного промысла является Вифлеем. В последние время, наряду с предметами религиозного почитания (крестики, четки), стали выделывать из оливкового дерева и перламутра и изделия светского характера (художественная мебель, веера, перочинные ножи и т. п.), чему много способствует художественно-ремесленная школа, открытая в Иерусалиме. Обороты по внешней торговле П. в общей сложности достигли в 1896 г. суммы в 17562309 фр., из которых 8605954 фр. (49 %) падают на импорт, а 8956355 фр. (51 %; в том числе мыла на 2615000 фр, ячменя на 1374000 фр., предметов культа на 389000 фр.) — на экспорт. Главным торговым центром и портом служит Яффа, соединенная с Иерусалимом железной дорогой. Первостепенное значение в экономической жизни П. имеет приток иностранцев; число туристов и паломников, посещающих П., колеблется от 15 до 20 тысяч в год. В 1896 г., под влиянием политических осложнений на Востоке, холеры в Египте и эпизоотии в окрестностях Яффы, число туристов и паломников, посетивших П., уменьшилось до 9200 чел.; из них лишь 2646 чел. (в том числе 1038 англичан и 623 американца) принадлежали к более состоятельным классам, остальные же — к простонародью, а подавляющее большинство последних, именно 4852 чел., состояло из русских паломников.

Б. Тураев.

Со времени завоевания П. арабами (636 г.) страна эта разделяла изменчивую судьбу сарацинских властителей Египта, за исключением короткого промежутка (1099—1187 гг.), когда она крестоносцами освобождена была из-под мусульманского ига. С того времени П., которая уже в начале крестовых походов (см.) подвергалась ужасным опустошениям, сделалась ареной ожесточенной борьбы мусульман с крестоносцами, которые вплоть до 1291 г. тщетно пытались вновь завоевать Святую Землю. Неоднократно подвергалась П. и завоевательным набегам азиатских орд, пока не попала окончательно под владычество османских турок (1517). В 1799 г. Наполеон из Египта вторгнулся в П., но после неудачной осады Акки очистил страну. Важнейшим явлением в истории П. за текущее столетие является миссионерская деятельность, которая ведется протестантами и католиками и более направлена к присоединению православных, чем к обращению мусульман; с этой целью западные миссионеры открывают в П. учебные заведения, благотворительные учреждения. В 1841 г. Пруссия учредила в Иерусалиме протестантскую епископскую кафедру, на что папа ответил восстановлением в 1846 г. латинского иеpyсалимского патриархата, существовавшего в эпоху крестовых походов. В 1849 г. Россия, в видах охранения православия в Святой Земле и воспособления русским паломникам, учредила в Иepyсалиме русскую духовную миссию, во главе которой поставлен был арх. Порфирий (Успенский), известный своими исследованиями христианского Востока. См. Святые места. Научное исследование Палестины в течение XIX в. сделало значительные успехи. За путешествиями в П. фон Зеетцена (см.) и И. Л. Буркгардта (см.) следовали многочисленные посещения П. с научными целями американца Э. Робинзона, швейцарского врача Т. Тоблера в 1835, 1845, 1857, 1865 и др. годах. Труды названных путешественников, как и исследования американца В. Томсона, немцев Г. ф. Шуберта и Руссегера, шотландца Вильсона и англичанина Вильяма, обработаны в Ritte’rs, «Erdkunde von Asien» (т. 15—17). В новейшее время главнейшими исследователями П. являются Шик, Шумахер, Штюбель, Ретлинг, Гуте (Gutbe), Бланкенгорн, А. А. Олесницкий (см.), Б. П. Мансуров (см.). В 1865 г. основано Английское палестинское общество (English Palestine Exploration Fund), которое организовало много больших и малых экспедиций в П., начало с 1869 г. издавать «Quarterly Statements», озаботилось составлением планов местностей, лежащих к З (1872—77) и частью к В (1881—82) от Иордана, предприняло раскопки холмов (теллей), скрывающих под собой остатки древних поселений или городов. В 1892 г. раскопки в Тэлль-эль-Хеси, который отождествляют с библейским городом Лахишем, привели к открытию первой и единственной пока плитки с клинообразной надписью, знаки которой совершенно тождественны по форме со знаками надписей на плитках, найденных в 1887 г. в Тэлль-эль-Амарне в Египте. Главные издания общества: «Ordnance survey of Jerusalem» (1865), «Recovery of Jerusalem» (1871), «Map of Western Palestine, Memoirs» (7 т.; последний том «Иерусалим» с 60 табл. рисунков), «Survey of Eastern Palestine» (I, 1889). Деятельность общества изложена в «Twenty one years’ work in the Holy Lan d » (1886). Важнейшие французские труды по палестиноведению: Guerin, «Description geographique, historique et archeoiogique de la Palestine» (7 т., П., 1868—80); Due de Luynes, «Voyage d’exploration a la mer Morte, a Petra et sur la rive gauche du Jourdan» (3 т., с атласом, 1874—76). Немецкое палестинское общество, учрежденное в Лейпциге в 1877 г., издает с 1878 г. «Zeitschrift des deutschen Palestinevereins» (4 вып. в год); командировало в 1881 г. проф. Гуте (Guthe) в Иерусалим для раскопок, которые описаны в 5 вып., «Zeitschrift» (отд. Лпц., 1883); д-ра Шумахер из Иафы и Нетлинг в 18*5 г. (первый вновь в 1891 и 1894 гг.) занимались съемкой части местности к В от Иордана (9, 16 и 18 вып. «Zeitschrift). Немецкие издания: Sepp, «Jerusalem und das heiiige Laud» (2-е изд. Шаффгаузен, 1872—76; новое изд. Регенсбург, 1878); Fr.-Ad. и O. Strauss, «Die Lander und Statten der Heiligen Schrift» (2-е изд., Лпц., 1877); Ebers u. Guthe, «P. in Bild und Wort» (2 т., Штутг., 1883; новое изд. 1886—87); O. Ankel, «Grundziige d er Landesnatur des Westjordan-landes» (Франкфурт на M., 1887); R. Rohricht, «Bibliotheca geographica Palaestinae» I (библиография литературы о П. с 333 г. до 1878 г., Берл., 1890); Schlatter, «Zur Topographie und GeschlchteP.» (Кальв и Штутгарт, 1893).

В России Императорское пpaвославное палестинское общество учреждено в 1882 г., с целью: поддержания православия в Св. земле и защите его от латинской и протестантской миссионерской пропаганды; облегчения православным паломникам путешествия в П. и попечения о них в самой П.; ознакомления русских с прошедшим и настоящим Св. земли. Общество возникло по мысли вел. кн. Сергея Александровича, который, в 1881 г., посетил Св. землю, вместе с вел. кн. Павлом Александровичем и вел. кн. Константином Константиновичем. Председателем все время вел. кн. Сергей Александрович. Общество, кроме 42 членов-учредителей, состоит из почетных членов, избираемых за особые заслуги в пользу Св. земли или за ученые труды по палестиноведению, а также за пожертвование не менее 5000 руб. в пользу общества, действительных членов (ежегодно по 25 руб.) и членов-сотрудников (ежегодно по 10 руб.). С 1885 г. начало открывать в России епархиальные отделы, которые в 1897 г. действовали в 28 губ., под председательством епархиальных архиереев. Для борьбы с инославной пропагандой общество восстановляет, созидает и поддерживает в П. сельские церкви, открывает пансионы и школы и содержит амбулаторные лечебницы и больницу. Два пансиона общества: в гор. Назарете (мужской) и в Бет-Джала, подле гор. Вифлеема (женский) служат для подготовки, воспитанных в духе православия, туземных учителей и учительниц для сельских школ, которых в 1897 г. в пределах П. и Сирии общество насчитывает до 50, с 4000 учащихся. Школы имеются в Назарете, Кайфе, Бейруге, Дамаске, Хомсе и других городах и селениях П. и Сирии. Церкви общества находятся в селениях Яфе, Мжделе, Рамэ, Канв Галилейской и других местах. Для подания туземному населению медицинской помощи имеются амбулатории в Иерусалиме, Назарете, Вифлееме и Бет-Джале, снабжающие пациентов бесплатными лекарствами и принимающие ежегодно до 60 тыс. больных. В Иерусалиме устроена больница на 44 кровати с бесплатным содержанием и лечением. Для облегчения православным русским паломникам путешествия в Св. землю Палестинское общество вошло в соглашение с железнодорожными и пароходными обществами, которые значительно понизили плату за проезд; так, от СПб. до Иерусалима и обратно проезд в III классе, по особым паломническим книжкам, стоит теперь только 57 руб. С 1883 г. по 1895 г. продано всего 18661 книжки, по которым сохранено паломникам до 327000 руб. Русские подворья в Иерусалиме, служащие ныне приютом для 2000 богомольцев, отремонтированы и приспособлены к нуждам паломников; на подворьях устроены прачешные, кладовые для вещей, цистерны для дождевой воды, служащей для питья, и проч. При новом подворье (1890) с помещениями I, II и III разрядов общество устроило хлебопекарню, водогрейную, народную столовую и баню. Пользование всеми этими хозяйственными учреждениями предоставлено паломникам за самую незначительную плату: полное содержание паломнику-простолюдину обходится в день 13 коп., включая сюда плату за помещение, обед из 2 блюд и за горячую воду для чая. В помещениях I и II разряда полный пансион обходится в 4 руб. и 2 руб., что по местным ценам не дорого. Общество на своем подворье устраивает ежедневные религиозно-нравственные чтения со световыми картинами; содержатся особые проводники для сопровождения и охраны богомольцев при посещении ими св. мест как в черте Иерусалима, так и отдаленных от него Иордана, Хеврона, Назарета и прочих. Кроме Иерусалима, общество содержит еще подворье в Назарете. Для ознакомления с историей Св. земли обществом научно изданы хождения всех 12 древнерусских паломников допетровского периода; затем изданы, с русским переводом: 4 древних латинских (до разделения церквей), 11 греческих и 2 южно-славянских паломника, да еще 23 отдельных исследования и современных описания Св. земли. Для народного чтения изданы 8 житий палестинских святых, 4 выпуска о древних палестинских обителях и 18 выпусков чтений о Св. земле. Всего за 15 лет обществом изданы 93 научных и литературных сочинения, в 160 томах и выпусках. Общество организовало ученые экспедиции и обращалось к отдельным лицам по соответствующим специальностям, командируя их с археологической и другими целями в П.: А. В. Елисеева — для изучения и описания древнего сухопутного пути русских паломников в Св. землю через Кавказ, Малую Азию и Сирию; П. В. Безобразова — для отыскания древних греческих рукописей на Востоке; проф. А. Цагарели — для описания грузинских рукописей, Н. П. Кондакова — для исследования Заиорданья. По поручению общества эллинист А. И. Пападопуло-Керамевс сделал описание 1900 рукописей иepyсалимской патриаршей библиотеки. В 1863 г. приступлено к раскопкам на русском месте, близ храма Воскресения Христова в Иерусалиме, причем были открыты остатки древних городских стен Иерусалима, так наз. второй стены, воздвигнутой Неемией в 445 г. до Р. Хр., по возвращении из плена вавилонского, и порог ворот, ведших за город во время земной жизни Спасителя. Через них переступил Спаситель, неся крест к подножию Голгофы. Над этими священными остатками сооружена церковь во имя святого Александра Невского. К 1897 г. всех членов общества было 3400. В 1895—96 г. произведено расходов всего 532945 р. Каждый посетивший Иерусалим паломник обошелся обществу в 19 р. 73 к., а от него получено 4 р. 60 к., следовательно, общество приплатило за каждого из них по 15 р. 13 к. Путеводители: Baedeker, «P. und Syrien» (2-е изд., Лпц. 1880; 3 изд. 1891); Li évin de Hamrae, «Das heilige Land und seine Heiligthü mer» (Майнц, 1887); Meyer, «Aegypten, P. und Syrien» (2-е изд., Лпц., 1889). В. Я. Михайловский, «Спутник православного поклонника в Св. землю»; лучшая карта Фишера и Гуте (Лпц., 1890); библейские атласы — Риса (5 изд., Фрейбург на Бр., 1887), Менке (Гота, 1868). А. С. Сувориным предпринято роскошное изданиe «П.» с видами достопамятных местностей (вып. 1—28, СПб., 1891—97).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *