Что означает слово пафосный человек
Пафос: что это такое простыми словами с примерами
Когда мы слышим слово «пафос», в голове возникает образ певца, упоённого любовью к собственному голосу, или великосветской инстаграм-красавицы с надменным взглядом.
Что объединяет две непохожие друг на друга картинки?
Определение
Слово «пафос» происходит от греческого «πάθος» («воодушевление, страсть, страдание»).
Пафос – это внутренний импульс высказывания или действия, идея или настроение, катализирующие жизненно важные процессы. В ежедневном обиходе у слова «пафос» есть два оттенка значения: нейтральный и негативный. Обычно пафосом называют состояние эмоционального подъёма. Но бывает и лишний пафос, когда люди размахивают руками и закатывают глаза. Такая мнимая выразительность воспринимается как манерность, притворство.
Каких людей называют пафосными
Людей, склонных к демонстративному поведению, смешанному с высокомерием и агрессией, называют пафосными.
Определить их можно с помощью:
Однако бытовое поведение имеет мало общего с пафосом как явлением искусства.
Из истории термина
Первым о пафосе как научном термине заговорил Аристотель в «Риторике». Античный учёный предлагал использовать пафос в качестве сценического приёма. Во время исполнения трагедии актёр, сохраняя внутреннее хладнокровие, голосом, жестами и мимикой должен был изобразить высшую степень напряжения.
Другой теоретик искусства, Георг Гегель, говорил о том, что для рождения идеи и искренней веры в неё необходим целый ряд обстоятельств общественной, культурной, политической жизни и связывал пафос литературных произведений с окружающей действительностью.
Например, для того, чтобы понять пафос поэмы «Илиада», необходимо перенестись воображением в крито-микенскую эпоху, понять законы, обычаи, обряды древней Трои, изучить историю античности, познакомиться с её мифологией и культурой.
Что такое пафос в литературе
В литературе пафосом называют эмоциональный посыл, который автор вкладывает в произведение. В лирике настроение рассказчика выражается прямо, в драме – с помощью ремарок, в эпических произведениях – через авторский текст, философские или лирические отступления. Об отношении автора к изображаемым явлениям рассказывают художественные детали (время, пространство, речь и облик героев, их имена).
При анализе текста важно не смешивать понятия «цель» и «пафос».
Запомните:
К примеру, цель поэмы «Мёртвые души» – «показать, хоть бы и с одного боку, всю Русь» (так формулировал свои задачи сам Гоголь). А вот пафос произведения можно назвать и сатирическим, и профетическим (то есть пророческим).
Писатель во всех подробностях изображает русских помещиков, тщательно детализирует человеческие пороки, не утаивая даже самой малой малости, как будто приносит покаяние за весь народ. Вместе с тем он надеется, что «мёртвая» Россия уступит место Руси «живой», видит русское пространство духовной родиной грядущего человечества. Можно сказать, что разрыв между настоящим и будущим составляет конфликт произведения, и мы не почувствовали бы его остроту, если бы пафос поэмы не был выражен достаточно ясно.
Как пафос отражается в языке
Обнаружить пафос повествования помогают средства языка:
Виды пафоса
Теперь прочувствуем пафосность момента на конкретных примерах. Назовём некоторые виды пафоса:
Сентиментальный. Автор занимается воспитанием чувств читателя, желая вызвать сострадание, слёзы и не жалея при этом душещипательных сцен. (Кармазин «Бедная Лиза»).
Романтический. Герой горд своей принадлежностью к миру идей и сознательно разрывает связи с пошлой действительностью. Он подчёркнуто и благородно одинок. (Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда», Лермонтов «Герой нашего времени»).
Драматический. Сюжет построен на «острых углах», все напряжены до предела. Один из героев приносит себя в жертву, но катастрофа всё равно неизбежна. (Достоевский, семья Мармеладовых в романе «Преступление и наказание»).
Трагический. Конфликт, лежащий в основе сюжета, неразрешим. Выбирая между долгом и чувством, родиной или чужбиной, любовью и ненавистью, герой погибает нравственно или физически (Шекспир «Ромео и Джульетта», Островский «Бесприданница», Толстой «Анна Каренина»).
Героический. Цель героя – спасти мир. В него как бы «встроена» программа защиты слабых и угнетённых, стремление «примирить всех со всеми». При этом спасение может быть как физическим, так и духовным. (Геракл, Илья Муромец, Робин Гуд, Алёша Карамазов).
Сатирический. Очистительный смех сквозь горькие злые слёзы должен принести облегчение обществу. Как не знающий жалости доктор, автор вскрывает тайные язвы жизни. (Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы»).
Гуманистический. Несмотря на испытания и трудности, герой верит в торжество добра. Он высоко несёт свет своего сердца, даже когда понимает, что одинок в служении истине. (Тургенев «Накануне», Горький «Данко»).
Как правило, в художественном произведении присутствует сразу несколько видов пафоса.
Как избежать излишнего пафоса во время выступлений
Чтобы речь воодушевила слушателей и при этом не оттолкнула излишней пафосностью, пользуйтесь подсказками:
Надеемся, теперь вам понятно, что пафос – это огонь яркого чувства, горящий в человеке. Он придаёт речи, произведениям, поступкам силу и убедительность. Но те, кто пытается зажечь этот огонь на горелке честолюбия и высокомерия, рискуют создать смешное, искусственное, никого не греющее пламя.
Что такое пафос и что значит пафосный
А вот в литературе и искусстве пафосом называют эмоциональный смысл произведения, его основной посыл. Например: «Пафос шекспировой драмы «Ромео и Джульетта» составляет идея любви» (В.Г. Белинский).
Синонимы к словам «пафос» и «пафосный»
Примеры из литературы
У иного, например, всю страсть, весь пафос его натуры составляет холодная злость, и он только тогда и бывает умен, талантлив и даже здоров, когда кусается.
В.Г. Белинский. «Ответ «Москвитянину»» (1847)
Опять настает эпоха обрядов, пиров, наконец свадьба; на этом и сосредоточивался весь пафос жизни.
И.А. Гончаров. «Обломов» (1859)
Марья Константиновна была добрая, восторженная и деликатная особа, говорившая протяжно и с пафосом.
А.П. Чехов. «Дуэль» (1891)
Пафос социального равенства всегда подавлял у нас пафос свободы личности.
Н.А. Бердяев. «Демократия и личность» (1915)
И, прислонившись спиной к витрине, Мотылек принялся с пафосом декламировать какую-то элегическую балладу.
А.Т. Аверченко. «Шутка мецената» (1923)
В период первой пятилетки мы сумели организовать энтузиазм, пафос нового строительства и добились решающих успехов.
И.В. Сталин. Доклад на объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) (1933)
Собралось тысячи полторы народу. Звучала патетическая музыка. Ораторы произносили речи.
Сергей Довлатов. «Чемодан» (1986)
― И тут мне приснилась мать! ― патетически воскликнул он. ― Если бы вы знали, какой у нее был ужасный характер ― но это к делу не относится.
Людмила Улицкая. «Медея и ее дети» (1996)
Место Колосенцеву не нравилось, уж больно пафосное, и цены чудовищные, так что даже чашку чаю он там себе позволить не сможет.
Александра Маринина. «Последний рассвет» (2013)
Что такое пафос и что значит быть пафосным?
Сегодня мы с вами разберемся с термином Пафос! Что это такое пафос и зачем быть пафосным? Все дело в том что это очень продуктивная техника убеждения окружающих в чем либо. Именно по этому люди изучают и используют данное понятие. С течением времени некоторые слова приобретают несколько значений, в зависимости от того, как они были произнесены.
Слишком эмоциональная и экспрессивная речь вызывает реакцию со стороны слушающих. В этом нет ничего плохого, чем раньше говорящий добьется этого эффекта тем будет лучше. Как показывает история лучшие лидеры использовали своё ораторское искусство для того, чтобы повести за собой большое количество человек. Однако куда они все шли? Пафос приемлем, если используется для совершений благих дел, однако если за речью стоял призыв к совершению плохих поступков, то таких манипуляций необходимо опасаться.
Слово пафос имеет греческие корни и дословно переводится как страдание, страсть.
Более обширная дефиниция этого слова — выражение эмоций и чувств с необычным драматизмом и, возможно, перевозбуждением, для того, чтобы вызвать моментальную реакцию у окружающих. В толковом словаре Ожегова пафос описывается как — энтузиазм, возвышенный, воодушевленный подъем.
В качестве живого примера пафоса можно выделить стандартный момент из американского кино, где священник в церкви выкрикивает различные фраза, а толпа прихожан отвечает на его фразы громкой и бодрой «аллилуя». Вся энергия, которой заряжаются люди в этой сцене, в конечном итоге помогает даже людям на инвалидных креслах подняться с ног и подпевать всем остальным.
Первые упоминания о пафосе у древнегреческих ученых были в работах Аристотеля. В своем труде он упомянул пафос, как ораторский прием, который позволяет выступающему вызвать определенные чувства у слушателей, тем самым поместив их на одну волну рассказа вместе с собой. При этом, несмотря на все старания оратора выплеснуть свои эмоции он остается предельно спокойным внутри.
Немецкий философ Гегель впервые применил этот термин не для трагической ситуации, а наоборот, в торжественном ключе. После этого, пафос обрел различные виды, которые начали использовать не только в ораторстве, но и в литературных произведениях, фильмах, музыке и других сферах, где важно взаимодействие с аудиторией.
Описание пафосного человека:
Если немного отойти от литературы, кино и других сфер жизни и сравнить значение «пафоса» в реальной жизни, то можно заметить, что под этим словом чаще всего подразумевается негативное описание человека. Пафосный человек обладает следующими чертами характера:
По описанию становится понятно, что в обычной жизни лучше не иметь дела с подобными людьми. Зачем вам общаться и взаимодействовать с тем, кто не считает вас за человека? Именно такие ощущения вызывает общение с пафосными людьми.
Как определять пафосных людей и что делать с ними?
Если подобные персонажи все-таки встретились вам на пути, очевидным решением будет максимальное ограничивание общения с ним. Пафосные люди не готовы что-либо менять в своем характере, поэтому если человек вам не понравился, то поменять его уже не получится. В то же время и доказать свою правоту ему не получится, вы только потеряете силы и время.
Пафос в литературе:
Пафос повсеместно используется в литературе авторами для того, чтобы придать определенный оттенок в свое произведение. Вызывая у вас эмоции, автор добивается поставленных целей.
Благодаря таким приемам, поэты, писатели и драматурги создают у читателя настроение, которое держится на протяжении всего произведения.
Прочитанная книга должна вызывать у вас эмоции так, чтобы после прочтения вы еще несколько часов, а может дней обсуждали происходящее с самим собой или окружающими.
Влияние пафоса на жизнь:
Чтобы довольно точно определить значение пафоса в жизни достаточно вспомнить, как часто вы принимаете решения находясь под давлением эмоций. В моменты радости вы можете быть предельно благородными и обещать множество услуг, ровно так же, как и разрывать контакты, находясь в плохом настроении.
Люди-манипуляторы прекрасно знают то, как поведут себя люди в определенных условиях и часто используют пафос для усиления эффекта. Будьте осторожны в принятии спонтанных решений и тщательно обдумывайте важные события, происходящие в вашей жизни.
Видео по теме:
Значение и истоки слова «пафос»
Значение слова «пафос» уходит корнями к греческим понятиям «эмоция», «чувство». Появился этот термин в риторике и связан с характеристикой излишне эмоционального и возбужденного стиля речи оратора.
Поскольку в греческом ораторском искусстве ценилось не только умение говорить красиво, но и способность быть убедительным и воодушевлять своей речью других людей, пафос в речи выступающего ценился очень высоко.
Основоположником понятия «пафос» был древнегреческий ученый и философ Аристотель. Он разработал всю систему греческой риторики и ввел множество новых понятий, дошедших до нашего времени и закрепившихся в науке.
После него значение этого слова менялось, постепенно отдаляясь от первоначального. Оно стало означать страдание, т.е. проявленные сверх нормы эмоции. Со временем семантика слова изменилась еще более значительно.
В современном обществе пафос воспринимается как качество, проявленное сверх меры, с напором, с выпячиванием себя, своих идей и их значимости. «Пафос» в современном русском языке является синонимом слов «лицемерный», «фальшивый».
Если вы слышите, как про кого-то люди говорят «пафосный человек», это может означать, что:
Что означает такое поведение, не сложно догадаться. И впечатление оно создает скорее отталкивающее.
Есть еще одно значение слова «пафос». В литературе при описании художественного произведения словами: «Пафос его романа сводится к тому, что…» — мы характеризуем основную идею, ту самую мысль, которая представляет наибольший интерес для автора, на которой он ставит акценты.
Хорошо ли быть пафосным
В современном понимании пафосный человек – тот, кто увлечен своим превосходством и навязывает его другим. Создание ложного представления о себе посредством пафосных, высоких слов и обещаний, связанных с ожиданиями слушателей, – излюбленный прием многих политиков. Они манипулируют аудиторией и поднимают свои рейтинги за счет высокопарных и лицемерных призывов.
Пафос мы можем наблюдать и в речах некоторых подчиненных в адрес начальства. Восторги и восхваления, уверения в преданности делают таких ораторов посмешищем, и пафосная речь обретает прямо противоположное значение.
Пафосный человек не будет задумываться о том, что слово «пафос» изначально имело значение оттенка, дополнения и использовался этот прием греческими и римскими ораторами как эмоциональный аргумент. При этом выступающий не обязательно должен был «кричать и топать ногами».
Истинное знание того, что такое пафос, помогало древним грекам превратить выступление оратора в искусство, возвышая не только самого оратора, но и созидающую роль слова в жизни человека и общества. Другое дело, если кто-то самоутверждается и демонстрирует свое превосходство за счет других.
А еще Пафос – это город, расположенный на острове Кипр. Древнегреческие мифы утверждают, что это место – родина богини Афродиты. Оно также связано с историей христианства, а во времена Римской империи в нем жил великий оратор Марк Тулий Цицерон. Автор: Руслана Капланова
Что такое пафос и как он связан с ораторским искусством?
Цицерон завещал: «Каждый оратор обязан волновать, убеждать и обаять своего зрителя». А Аристотель объяснил, что за волнение отвечает именно пафос. Почему слово пафос в быту стало иронично-осуждающим, даже ругательным? Как литературный термин перешел в словарь современного гламура? Почему в публичных выступлениях без пафосности обойтись невозможно? Дело, конечно же, в уместности использования слова. Делимся выводами и лайфхаками по приемам ораторского мастерства, которые из обычной речи сделают блестящую.
Что такое пафос?
Пафос — это риторическая категория, особый способ выражения страдания, сильной страсти, эмоционального возбуждения. Как один из методов убеждения аудитории, пафос был частью риторики – ораторского искусства, впервые описанного древнегреческим мыслителем Аристотелем. По Аристотелю пафос – это «чувство, воодушевление, вложенные в речь». Ключевыми элементами понятия изначально были «высокая идея или дух», «нравственное очищение», «внутреннее движение души». Применение слова «пафос» до недавнего времени соответствовало его определению во всех словарях.
Сегодня пафос стал синонимом выставленного напоказ самомнения и приобрел отрицательный контекст. Некоторые словари дают такое определение того, что означает слово пафос – «чрезмерно наигранная приподнятость речи, внешнее проявление воодушевление, которое производит впечатление фальши». Синонимами слова пафосный называют тщеславный, слащавый, лицемерный, неискренний. Соответственно пафосный человек тот, который что называется, работает на публику, ведет себя преувеличенно демонстративно, в речи использует сложные, неуместно красивые слова или сложные обороты. И все для того, чтобы произвести впечатление на окружающих.
Современные лингвисты говорят, что книжные, исключительно литературные слова «пафос», «пафосный» стали главными составляющими гламурного словаря. Возможно, потому что для описания жизни «высшей пробы» слов роскошный, элитный, шикарный оказалось недостаточно. «Пафос» и стал тем эксклюзивным словом, которое наделили новым смыслом. Гламурный словарь вкладывает в слово «пафосный» свои значения – это наивысшая оценка живого или неживого предмета, события. Пафосными неожиданно стали статусы в соцсетях, автомобили, девушки, похороны, вечеринки, спектакли и туфли.
Актуальным становится вопрос «что такое пафосный человек» с точки зрения гламурного сленга. Это человек, который отталкивает и привлекает одновременно. Он бывает плох и хорош, ведь пафос заложен в его натуре. В отрицательном значении пафосность ассоциируется с лживостью, напыщенностью, выпендриванием. В положительном – описывает уверенного в себе человека, знающего себе цену.
Подобные метаморфозы есть и в английском языке. В переводе с греческого «pathos» (патос) – это страсть. А в современном английском «pathetic» – «жалкий», «трогательный».
Пафос в литературе.
Пафос применим к устной и письменной речи, где он понимается как ведущий эмоциональный тон или эмоциональный настрой произведения. В литературоведении он объединяет все приемы аргументации, которые эмоционально воздействуют на слушателя. Пафос бывает:
Пафос в киноиндустрии – актуальный и необходимый элемент. Особенно в приключенческом кино, где зрителя нужно держать в напряжении с первой минуты. Обычно возвышенными, преувеличенно торжественными фразами и запоминаются монологи Главных Героев с Большой Буквы. Это «I’ll be back» Терминатора, «Я – король мира» героя Леонардо Ди Каприо из «Титаника», «Кто к нам с мечем придет, тот от меча и погибнет» Александра Невского.
Как научиться говорить публично?
Выдающиеся личности во многом обязаны навыку, которым владели в совершенстве, – умению выступать. Но убедительными спикерами не рождаются, ими становятся. Главное – найти нужные слова, завладеть вниманием и быть услышанным. По мнению Аристотеля яркий оратор должен овладеть тремя компонентами риторики: логосом (логические суждения), этосом (общечеловеческие ценности) и пафосом (эмоциями).
Многие люди боятся выступать перед аудиторией. И это не обязательно должен быть большой зал. Волнение иногда мешает сказать тост на свадьбе друзей или прочитать реферат, стоя у доски. К счастью, есть книги, собравшие опыт великих ораторов. Они помогут освоить искусство публичных выступлений и говорить ярко, искренне, энергично перед любой аудиторией.
Подготовиться к выступлению. Ненужное волнение часто вызывает недостаток знаний о теме выступления. И это моментально чувствует публика. Ключом к успеху станет тщательная подготовка: планирование речи, изготовление карточек с тезисами, повторение материала несколько раз. Дополнительно пригодится тренировка диафрагмы, выбор правильной высоты голоса, темпа речи.
Узнать свою аудиторию. Недостаточно досконально знать свою речь, нужно знать – кто ее услышит. Одно дело – выступать перед студентами первых курсов, другое – говорить речь перед советом директоров. Желательно выяснить средний возраст, статус слушателей и причины, по которым они будут вас слушать. Хорошо, если будет возможность заранее посетить место выступления – это позволит чувствовать себя уверенней.
Проработать содержание речи. В любой речи есть два запоминающихся момента: начало и завершение. От их эффекта и будет зависеть успех выступления:
7 лайфхаков, как улучшить качество публичных выступлений.
Подготовка, продуманная речь и репетиции – только половина дела. Успех во многом зависит от личности выступающего, его умения заинтересовать аудиторию. В помощь начинающим ораторам мы собрали 7 лайфхаков, которые помогут стать настоящим героем публичных речей:
ТОП-3 мотивационных ораторов: в чем секрет популярности?
Среди мотивационных ораторов есть известные телеведущие, политики, писатели, религиозные деятели. Каждый из них рассказывает непростую историю своей жизни и умеет достучаться до самого равнодушного слушателя. Но темы и подходы у всех разные. Мы собрали ТОП-3 самых вдохновляющих людей и профессиональные секреты, которыми они поделились.
Тони Роббинс признан мотивационным оратором номер один в мире. Успех его выступлений определяют:
Брайан Трейси больше, чем спикер – автор книг по саморазвитию, бизнес-тренер, предприниматель и коуч. В своей книге делится советами:
Джо Язбек – часто выступает перед зрительным залом и учит ораторскому мастерству бизнесменов. На своих семинарах делится секретами:
Выводы: