Что означает слово оспожинки
ГОСПОЖИНКИ
Полезное
Смотреть что такое «ГОСПОЖИНКИ» в других словарях:
ГОСПОЖИНКИ — ГОСПОЖИНКИ, госпожинок, ед. нет (прост.). Бытовое название Успенского поста у православных. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
госпожинки — мн., (в)спожинки, испожинки двухнедельный пост накануне Успения (15 августа). От (г)оспожин день, из госпожа; см. Савинов, РФВ 21, 19 и сл., приставки в и из введены по народн. этимологии в результате сближения с пожинать, жать. См. спожинки … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
госпожинки — пост с 1 по 15 августа перед осенним мясоедом … Словарь литературных типов
Госпожинки — происходит от западн. Госпожинка Богородица, по народному пост Успения … Полный православный богословский энциклопедический словарь
Успенщина, оспожинки, госпожинки, вспожинки, дожинки, обжинки. — см. Окончание жатвы, складчины, братское пиво и пр … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Посты — учреждение христ. церкви, имеющее целью содействовать господству в христианине духовно нравственных стремлений над чувственными. П. существовал еще в ветхом завете. В христианстве учреждение его современно самой церкви: он основан на примере И.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
СПОЖИНКИ — СПОЖИНКИ, спожинок, ед. нет (обл.). То же, что госпожинки. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ВСПОЖИНКИ — ВСПОЖИНКИ, вернее спожинки, обжинки, конец жатвы и пирование; осенины, именинный сноп, который носят по селу с песнями; местами произносят: госпожинки, госпоженки, путая с Рождеством Богородицы. см. оспожинки и спожинки. Толковый словарь Даля.… … Толковый словарь Даля
ГОСПОДЬ — муж. встарь, государь, господин; ныне, Всевышний, Владыка, Бог, Создатель. Помилуй мя, Господи. Господь богатит и высит, убожит и смиряет. Господь и жидов манной кормил. Господи помилуй, не тяжело (не грех) говорить, только было бы за что… … Толковый словарь Даля
ОБЖИНАТЬ — ОБЖИНАТЬ, обжать все поля, снять все, что было для жатвы, весь посев, или кончить жатву. | Обжинать кого, пережинать взапуски, опереживать жатьем. Я тебя обожну, пойдем! Мы друг друга взапуски обжинаем. ся, быть обжинаему, сжату; | оканчивать… … Толковый словарь Даля
Что означает слово оспожинки
На момент введения Юлианского календаря: 21 сентября
Дата по старому стилю: 8 сентября
Дата по новому стилю: 21 сентября
Астрономическая дата: за два дня до Осеннего равноденствия
Праздник посвящён собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям.
В ночь на этот день возжигают «новый» огонь и начинают «замолотки». Живой огонь добывают путём трения. Обряд характерен для многих губерний России в XIX – начале ХХ вв. Перед началом добывания нового огня во всём селении хозяевами домов гасится прежний огонь, в первую очередь домашние печи, а также огни на божницах (могут остаться только огни в церкви).
Ритуал проводился, как правило, женатыми мужчинами. В некоторых губерниях для вытирания огня использовался специальный станочек: в станочке вращали с помощью небольшого лука, берёзовую плашку, к которой приставляли лучину с выемкой, а при появлении дыма подносили трут, на него и переходила искра. Чаще всего добывание огня осуществлялось трением друг о друга двух больших кусков дерева, а само действие имело характер пиления. Из пород дерева наиболее предпочитались дуб, липа, кое-где можжевельник и реже – берёза, сосна. Кое-где огонь добывали ударами кремня – кресалом.
Обрядовое печенье «Богач» |
Добытый живой огонь разносили по дворам – зажигали печи, окуривали скот для предотвращения мора, могли вносить в храм для зажигания свеч перед проведением молебна об избавлении от бедствия. В обряде прогона скота через тоннель костры, зажжённые именно от вытертого огня, имели решающее действие для избавления скота от смертельной угрозы. Во Владимирской губ. в ситуации неурожая, когда хотели опознать виновника этого бедствия – ведьму, пропускали всех через вытертый огонь, считая, что ведьма откажется пройти, тем самым выдав себя. Обновление огня символизировало всеобщее обновление.
К молотьбе готовились загодя, с Яблочного спаса. Рубили ольховые и ивовые дрова, не дающие при сгорании искр. Горят они без запаха дегтярного духа. В несколько приёмов заливалась мокрой глиной, тщательно выравнивалась долонь – молотильное пространство гумна. Так долонь утрамбуют, что лошадь пройдёт, следов подков не заметишь: отвердела глина в камень.
Вокруг первых овинов собираются молотильщики. При зареве зажжённых костров-заревниц проводят ночь в песнях. За ночь снопы высыхают. Утром их сбрасывают с овина вниз на деревянную долонь гумна, то есть на пол, затем околачивают специальными колотушками. Обмолот особенно любили молодежь. Многие соревновались в количестве околоченных снопов.
Накормить молотильщиков первого овина – забота хозяйки. И первым кушаньем, которое подаётся работникам по обычаю – «домолотная» каша с маслом. Когда поспеет каша, тогда молотильщики садятся в кружок, и непременно в самом овине. Хозяин первый отведывает кашу, а молотильщики говорят: «Хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам каши горшок», – и потом едят её с маслом.
Наш народ встречает осенины играми и песнями. Рано утром женщины выходят к берегам рек, озёр и прудов встречать матушку осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг её поют песни. После сего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот.
Празднество это, в зависимости от урожая, отличается большим разгулом. При видимо благополучном результате жатвы «оспожинки» справляются иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник. Это деревенское «пировство» развертывается по всем правилам хлебосольства и со всеми приёмами гостеприимства по преданию и заветам седой старины и по возможности широко и разгульно.
Также в Осенины устраивалось угощение, на которое собиралась вся большая семья. На следующий день (в иных местах в этот день) новобрачные угощают свою родню – обязательно «подносят» пирог, почему и называется «Поднесеньев день». В Тульской губернии к новобрачным сходились все родные и знакомые. Таких гостей позыватый приглашал: навестить молодых, посмотреть на их житьё-бытьё и поучить их уму-разуму. После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме всё своё хозяйство. Гости, по обыкновению, должны были хвалить и учить уму-разуму. Хозяин водил гостей на двор, показывал им в амбарах жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал пивом из бочонка. В других местностях в этот день молодых приглашали к тестю и тёще, вместе со свекром и свекровью.
В разных местностях существовала легенда о двух ланях, которые в старое время в этот день прибегали на погост; одну из них резали и варили, а другая уходила. Но после того, как люди пожадничали и закололи обеих, лани уже не появлялись. «Усердные богомольцы вздумали заменить их приводом домашнего скота».
В Белоруссии сохранился обычай: в этот день каждая семья приносила в общий короб-лубок по горстке зерна. Затем в центре этого «Богачá» ставилась зажжённая свеча, и совершался обряд обхода деревни всеми жителями с целью защиты от лиха и вoрога. «Богáч» символизирует единение деревенской общины. От одного Богачá до второго лубок с зерном находился у какой-нибудь одной семьи. Когда подходило время нового Богачá, жители участвовали в праздничном ритуале обхода деревни и переноса лубка к соседям. По весне первый посев делался семенами из этого короба.
Во многих местах Белоруссии на Богача женщины выполняли охранительный обряд – вокруг двора пoсолонь (по часовой стрелке) плугом очерчивали круг-оберег на время зимнего содержания домашнего скота.
С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор поздних овощей (прежде всего, заготавливали лук).
Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие моменту игровые песни:
Вейся ты, хмель, перевейся, На нашу сторонку, Как на нашей на сторонке приволье большое! А приволье-то большое, мужики богаты! Что мужики-то богаты, каменны палаты! Что каменны палаты, двери золотые, Что маковки литые! |
Это традиционно женский праздник: женщину почитают как продолжательницу рода. В этот день обращают свои молитвы к Богородице бездетные матери, чтобы святая заступница послала ребёнка. Женщины, у которых нет детей, накрывают стол и приглашают всех нищих в селе «чтобы молились за её детей». Эти женщины заказывают службу в церкви, а после богослужения приглашают всех к себе на обед.
В Заонежье в некоторых деревнях молодёжь гадала, когда выезжала на острова для проведения молодежного праздника в честь завершения жатвы. На острова молодёжь вывозила с собой соломенное чучело, обряженное в женское платье и украшенное колосками ржи. Чучело на острове разрывалось на части, сжигалось на костре, а парни и девушки, гадая, как в летние святки, попарно прыгали через огонь (если руки не разъединятся, к удачному браку после Покрóва).
В этот день начинается обряд «похороны мух». Пойманную муху (таракана, комара, осу) кладут в домовину из моркови, торжественно относят на пустырь и зарывают в могилу, чем обозначают оцепенение насекомых на время наступающей зимы.
После трёхдневного праздника Рода и Рожаниц (после равноденствия) земля в течение шести месяцев находится под сенью Богородицы, которая хранит род людской. В эти дни засыпает Лада на шесть месяцев. По одной из легенд Лада после Яблочного спаса постепенно и надолго засыпает. А после Покрoвских заморозков Стожары (семь звёзд Большой медведицы) кладут её как умершую в ледяной гроб, который разобьёт первый весенний гром и разбудит Ладу.
После этого праздника землю не пашут и не сеют зерно до Благовещенья. Заканчивается бабье лето, хотя в некоторых местах оно продолжается до Покрoва.
Вероятно раньше Осенинами называлось недельное праздниство. Попробуем реконструировать.
1 день – Равноденствие, Возжигание огня, Братчина. К ночи в деревне тушатся все огни. В полночь женатые мужчины вытирают «живой» огонь. Добытый огонь разносят по дворам – зажигают печи, окуривают скот для предотвращения мора, зажигаю костры в овинах, чтобы снопы перед молотьбой просушить. Первый овин называют именинным. Компанией молотильщиков утром снопы сбрасываются с овина вниз на деревянную долонь овина (гумна) и начинаются замолотки. Первое кушанье молотильщикам – «домолотная» каша с маслом. Обмолот особенно любила молодёжь. Парни соревновались в количестве околоченных снопов. Компании молотильщиков обходили овины гостеприимных хозяев.
В этот день было правилом пойти на вдовий двор и спросить, не нужно ли чем помочь. Пчеловоды убирают пчёл в омшанник. Вечером устраивается общинный стол с домашним пивом и пирогами из нового урожая, решаются общие и спорные вопросы, происходят примирения и прощение всех обид.
2 день – Дворы, Поднесеньев день. Добрые люди приходят дворить двор – желать счастья (сродни колядкам). Молодые зазывают родню, сватов, соседей. Гостей позыватый приглашал «навестить молодых, посмотреть на их житьё-бытьё и поучить их уму-разуму». После сытного обеда с пирогом молодая хозяйка показывала в доме всё своё хозяйство. Гости, по обыкновению, должны были хвалить и учить уму-разуму. Хозяин водил гостей на двор, показывал им в амбарах жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал пивом из бочонка. В других местностях молодых приглашали к тестю и тёще, вместе со свекром и свекровью.
В этот день на лошадях не работают и не ездят, а наоборот, их расчёсывают, моют, хорошо кормят, убирают стойло и после обеда пускают попастить на воле. Первые девичьи посиделки, первая пряжа. Во двор выносят проветрить зимнюю одежду.
3 день – Луков день. В селах начинается заготовка репчатого лука, повсеместно убирают лук.
4 день – Корнилье. В этот день корнилье заготавливают – корнеплоды разные: свеклу, редьку, брюкву, морковь, хрен и заканчивают уборку репы. Возможно, что как и на капустник, собиралась компания и ходила по огородам дёргать корнеплоды.
Женщины в этот день сжигают в овине свои старые соломенные постели и стоптанные лапти.
5 день – Капустница. Начинают капусту рубить, секут кочаны, набивают отпаренные бочки, толкут деревянной ступой. В старину в этот день красны девушки, принарядясь в цветно-праздничное платьице, хаживали из дома в дом – рубить капусту. Это делалось с весёлыми песнями. Гостьям подносилось сусло-пиво, ставились сладкие меда, подавались угощенья-заедки разные. Молодёжь-женихи высматривали себе в это время невест-«капустниц». Ввечеру, когда капуста была уже срублена, всюду шло веселье. Капустницы продолжались две недели.
В этот день медведь залезает в берлогу, перестают бродить по лесам лешие, домовой спать укладывается.
6 день – Первое зазимье. Начинаются регулярные девичьи посиделки. В этот день девушки просят Ладу-Богородицу о замужестве.
Поговорки и приметы
Осенины – вторая встреча осени. «Да Багача баба рабача, па Багачы – хоць за плот валачы» (белорус.). «Будзь багаты, як восень!» (белорус.). «Другі святок – восень, браток» (белорус.). С этого дня можно было засылать сватов: «Прийшла Пречиста – принесла старостів нечиста» (укр.). «Пречиста – картопля чиста» (укр.). «Як прийде Спас, то комарам урветься бас, а як прийде Пречиста – забере їх нечиста» (укр.). «Перша Пречиста жито засіває, а друга – дощем поливає» (укр.). «Прийшла перша Пречиста – одягла природа намисто, прийшла друга Пречиста – взяла комара нечиста, а прийшла третя Пречиста – стала діброва безлиста» (укр.). На вторую Пречистую заготавливают калину (укр.). Луков день – с этого дня собирают лук с гряд (Яросл., Вологод.). Пасиков день – убирают пчёл с пасек или пчёльников (Пенз., Сарат.). Если в этот день хорошая погода – осень хорошая.
_________________
*) Одно из названий дня – «Поднесеньев день» (21 и 22 сентября), который иногда называют «Осеннее равноденствие», а также обряд обновления в избе огня, говорят, что скорее всего этот день связан с днём осеннего равноденствия. Вероятно праздник урожая длился три дня и заканчивался как раз в день осеннего равноденствия (23 сентября).
Современные дни равноденствий и солнцестояний из Википедии:
21 (20) марта – весеннее равноденствие;
21 (20) июня – летнее солнцестояние;
23 (22) сентября – осеннее равноденствие;
22 (21) декабря – зимнее солнцестояние.
госпожинки
Смотреть что такое «госпожинки» в других словарях:
ГОСПОЖИНКИ — ГОСПОЖИНКИ, госпожинок, ед. нет (прост.). Бытовое название Успенского поста у православных. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ГОСПОЖИНКИ — (Оспожинки), празднование Успения Пресвятой Богородицы. Пресвятая Дева в церковных наших книгах часто называется Госпожою; отсюда у русского народа самый праздник Успения, посвященный Божией Матери, получил имя Госпожинок, Госпожи, Госпожина дня… … Русская история
госпожинки — пост с 1 по 15 августа перед осенним мясоедом … Словарь литературных типов
Госпожинки — происходит от западн. Госпожинка Богородица, по народному пост Успения … Полный православный богословский энциклопедический словарь
Успенщина, оспожинки, госпожинки, вспожинки, дожинки, обжинки. — см. Окончание жатвы, складчины, братское пиво и пр … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Посты — учреждение христ. церкви, имеющее целью содействовать господству в христианине духовно нравственных стремлений над чувственными. П. существовал еще в ветхом завете. В христианстве учреждение его современно самой церкви: он основан на примере И.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
СПОЖИНКИ — СПОЖИНКИ, спожинок, ед. нет (обл.). То же, что госпожинки. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ВСПОЖИНКИ — ВСПОЖИНКИ, вернее спожинки, обжинки, конец жатвы и пирование; осенины, именинный сноп, который носят по селу с песнями; местами произносят: госпожинки, госпоженки, путая с Рождеством Богородицы. см. оспожинки и спожинки. Толковый словарь Даля.… … Толковый словарь Даля
ГОСПОДЬ — муж. встарь, государь, господин; ныне, Всевышний, Владыка, Бог, Создатель. Помилуй мя, Господи. Господь богатит и высит, убожит и смиряет. Господь и жидов манной кормил. Господи помилуй, не тяжело (не грех) говорить, только было бы за что… … Толковый словарь Даля
ОБЖИНАТЬ — ОБЖИНАТЬ, обжать все поля, снять все, что было для жатвы, весь посев, или кончить жатву. | Обжинать кого, пережинать взапуски, опереживать жатьем. Я тебя обожну, пойдем! Мы друг друга взапуски обжинаем. ся, быть обжинаему, сжату; | оканчивать… … Толковый словарь Даля
Словари
Январь два часа дня прибавит (к 31 января прибудет 2 ч. 20 мин.).
Васильев день, авсень, таусень. Новый год.
Гадания; варят кашу, щедрованье, обсыпают зерном и пр.
Уроди, Боже, всякого жита по закрому, на весь крещеный мир.
Покровитель свиней. Свиной праздник.
На Василия Великого свиную голову на стол (вологодск.).
На Васильев вечер дня прибывает на куриный шаг (на час).
Новый год первый час дня набирает.
Коли первый день в году веселый (счастливый), то и год будет таков (и наоборот).
На Сильвестра окуривают курятник. Заговаривают лихоманку.
На пророка Малахию голодные ведьмы задаивают коров до смерти (южн.).
Каженика (испорченного) отчитывают на Малахию.
Последние святочные гадания. Гоняют черта из деревни.
Крещенский вечер. Крещенский сочельник; второй сочельник.
Яркие крещенские звезды породят белых ярок.
Богоявление под полный месяц к большому разливу (пермск.).
Крещенский снег собирают для беления холстов; также от разных недугов.
Увидеть господне крещение (в полночь чаша с водой сама колыхнется).
На крещенский сочельник ставят меловые кресты.
В богоявленскую ночь, перед утренней, небо открывается.
О чем открытому небу помолишься, то сбудется.
В иордании купаются, кто о святках рядился.
На богоявленье день теплый, хлеб будет темный (т. е. густой).
Когда прорубь (иордань) полна воды, разлив будет большой.
Коли в крещенье собаки много лают, будет много зверя и дичи (пермск.).
До трех дней, до первого спаса, и после крещенья, белья не прут.
Трещи не трещи, минули водокрещи.
Дуй не дуй, не к рождеству пошло, к великодню.
Афанасия ломоноса. Афанансия береги-нос. Афанасьевские морозы.
На Афанасия знахари выгоняют ведьм.
Тимофея полузимника. Тимофеевские морозы. Ползимы прошло.
Аксиньи полухлебницы, полузимницы. Перелом зимы.
Озимое зерно пролежало в земле половину срока до всхода.
Половина старого хлеба съедено.
Половина сроку осталось до нового хлеба.
На полузимницу дорогу переметает, корм подметает.
Коли до Аксиньи полухлебницы хлеба хватит, то до нового станет половина, а до корма треть (?).
Если на полухлебницу цена хлебу низкая, то до нового хлеба не подымется (и наоборот).
Какова Аксинья, такова и весна.
На Ефрема Сирина домового закармливают, покидая ему каши на загнетке.
На Трифона заговаривают мышей.
В сретенье зима с летом встретилась. Солнце на лето, зима на мороз (поворотили). Сретенские морозы. Сретенские оттепели.
Какова погода на сретенье, такова и весна будет.
В сретенье метель дорогу переметает, корм подметает (к неурожаю).
На сретенье уже от воробья стена мокра.
На сретенье кормят (закармливают) племенных птиц.
На сретеньев день льды опятнает (архангельск.; зверь ложится по льдинам).
Привязывают к лошади кнут, рукавицы, онучи (от домового).
На св. Вукола телятся жуколы (коровы, обходившиеся со сгона; костромск.).
Семь крутых утренников: три до Власья, один на три после Власья.
Св. Власий, сшиби рог с зимы. Власьевские морозы.
У Власья и борода в масле (заступник скота).
На Онисима овчары окликают звезды, чтоб овцы ягнились (тульск.).
На Онисима зарнят пряжу (выставляют моток на утренник, и вся пряжа от этого будет бела; рязанск., тульск.).
На Льва Катанского не глядеть на падающие звезды.
Кто в этот день заболеет, умрет.
В день обретения главы птица завивает гнездо, а перелетная летит из вырая (из теплых мест; южн.).
На обретение птица гнездо обретает.
Коли Дмитриев день по снегу, то и святая по снегу, а Дмитриев по голу, и святая по тому.
С Тарасия не спят днем: кухома нападет.
Касьяна завистливого. Касьяна злопамятного, недоброжелателя, немилостивого, скупого.
Високосный год тяжелый, на людей и на скотину.
Четверток на троицкой неделе Касьяну, чтобы не перекосил (воронежск.).
Св. Касьяну три четверга празднуют: на седмицкой, на масленой и на святой (курск.).
Март. И март на нос садится (т. е. мороз бывает).
В марте курица из лужицы напьется.
Ни в марте воды, ни в апреле травы (условно).
Коли в марте снежок задулинами, то будет урожай на огорожанину и ярицу.
Мартовская вода целебная (из мартовского снега). Она же от веснушек и загара.
Март похоронит, август схоронит (хлеб: похоронит в землю, схоронит в закром).
С Евдокии плющихи первые оттепели; сеют капусту.
Новичок умылся, и нас обмоет (т. е. новый месяц).
Евдокия благоволит, да насорит.
Какова Евдокия, таково и лето.
Коли на Евдокию холодно, скот кормить лишние две недели.
На Евдокию мороз прилучится, так и март на нос садится.
С Евдокей ветры и вихри. Евдокиевские бураны (восточн.).
С Евдокей еще встояч собаку снегом заносит.
Отколе ветер в Евдокеи, оттуда и во все лето.
У Евдокеи вода, у Егорья трава.
Коли курочка в Евдокеи напьется, то и овечка на Егорья (23 апреля) наестся.
На Федота занос (ветер, метель), все сено снесешь (или: снесет, т. е. долго травы не будет; новгородск.).
Гарасим Грачевник, грачей пригнал.
Грач на нос садится (на пашне).
На Гарасима кикимору выживают (заговорами).
Кто на Грачевника в новые лапти обуется, у того весь день будет шея скрыпеть.
Василия Капельника (в северных губерниях перенесен с 28 февраля).
На сорок мучеников день с ночью меряется, равняется.
Вторая встреча весны. Зима кончается, весна начинается.
Сорок мучеников, сорок утренников (еще будет).
Гречу сеять пропустя сорок морозов после сорока мучеников.
Во что сороки, в то и петровки (в день недели).
На сорок мучеников сорок птиц прилетают. Сорок пичуг на Русь пробирается.
Прилетел кулик из заморья, принес весну (воду) из неволья.
Жаворонки, прилетите, красно лето принесите.
Если в этот день лошадь заболеет, то все лето работать не станет.
Алексея Божьего человека. Алексея теплого. Свальное.
С гор вода, а рыба со стану (с зимовья).
На Алексея теплого доставай улья (южн.).
Покинь сани, сряжай телегу. Сани на поветь.
Каковы на Алексея ручьи (большие или малые), такова и пойма (поем, разлив).
День гусиных боев, спускают гусаков.
Дарьи грязные пролубницы, грязные проруби; засори, замарай, оклади проруби.
С Дарьи холсты белят. Стели кросна по заморозкам.
На благовещенье весна зиму поборола; третьи встречи весны.
Каково благовещенье проведешь, таково и весь год (как 1 января).
Самый большой у Бога праздник.
На благовещенье и на пасху грешников в аду не мучат.
Каково благовещенье, такова и светлая неделя.
Коли в благовещенье снег на крышах есть, так будет еще на Егорья в поле.
Покров не лето, благовещенье не зима.
Цыган на благовещенье шубу сымает (продает).
На санях либо неделю не доедешь до благовещенья, либо неделю переедешь (или: не доездишь, переездишь).
На благовещенье хороший улов рыбы.
С благовещенья осталось сорок морозов (утренников).
На благовещенье выносят пчел (малороссийск.).
Отбивай омшеник, доставай улья.
На благовещенье черногуз прилетает и медведь встает.
На благовещенье птица гнезда не вьет (не завивает), а завьет, так делается на все лето пешею.
Кукушка без гнезда за то, что завила его на благовещенье.
В благовещенье на суровую пряжу не глядят.
Девка косы не заплетает.
Под дымом не сидят (т. е. не готовят горячего и выходят спать в сени и клети).
В какой день благовещенье, в тот, во весь год, никакого дела снова не начинать.
С благовещенья огня не дуют (дня прибыло, утром и вечером светло).
Накануне благовещенья сеют горох.
Благовещенскую капусту мороз не бьет (т. е. из семян, собранных будто бы на благовещенье, из кочня).
Благовещенская просвирка в сусеке (поверье и обычай: хлеба будет больше).
На благовещенье сжигают зимние постели (солому) и перебираются спать в клеть.
На благовещенье воры заворовывают, для счастья, на весь год.
В день архангела Гавриила выверни оглобли из саней.
Если прясть на Гавриила (или: после, позже Гавриила), работа не впрок.
Все, что ни родится в день Гавриила, уродливо, неспоро.
Прилет пигалиц. Отбирают половину репы для семян.
Щука хвостом лед разбивает.
Овсянка прилетела и поет: «Покинь сани, возьми воз!»
На Иоанна Лествичника домовой бесится.
Апрель. В апреле (с апреля) земля преет.
Апрель с водою, май с травою (условно).
Апрель сипит да дует, бабам тепло сулит; а мужик глядит, что-то будет.
Играй пока, матушка Ока, апрель на дворе.
Апрель водою, март (или октябрь) пивом.
Марьи зажги снега; заиграй овражки.
Снег за колодой (под кустом) растаял.
Если разлив на Марию Египетскую, то травы будет много.
Марии пустые щи (запас капусты выходит).
Захотел ты в апреле кислых щей (т. е. капусты).
Коли на Никиту лед не прошел (на Оке), то лов рыбы будет плохой.
Водяной просыпается от зимней спячки.
Рыбаки угощают водяного, утопляя (чужую) лошадь: «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби да жалуй нашу семью!»
Св. Федул теплячком подул. Пришел Федул, тепляк подул.
На Федула растворяй оконницу. Сверчки просыпаются.
Федул губы надул (ненастье).
Родиона ледолома (Иродиона).
Уставь соху: пашня под овес.
На св. Руфа дорога (путь) рушится.
Антипы водополья, половода. Антип воду распустил.
Если воды не вскроются, то лето плохое.
Василий Парийский землю парит. Весна землю парит.
Выверни оглобли; закинь сани на поветь.
Медведь встает, выходит из берлоги.
Заяц, заяц, выскочи из куста! Зайцы бегают днем. Заяц на слуху (не подпускает, не лежит).
На Мартына на лисиц нападает курячья слепота.
На Мартына переселение лисиц со старых в новые норы.
Ворон купает детей и отпускает в отдел (в раздел).
На св. Пуда доставай пчел из-под спуда (северн. и восточн.).
Ирины урви берега, разрой берега, заиграй овражки.
Ирины рассадницы: сей капусту на рассадниках (срубах).
Зосимы пчельника: расставляй улья на пчельнике.
Зосимы, заступника пчеловодов.
Сей морковь и свеклу на Козьму (московск.).
На Ветхопещерника обновляй новину (холст).
Вот тебе, матушка весна, новая новина (говорили, расстилая холсты).
На Феодора покойники тоскуют по земле.
Причитанье или окликанье родителей на погосте.
День Егория храброго. Егорья вешнего.
На егорьевской неделе прилет ласточкам.
Егорий с теплом, а Никола с кормом.
Егорий с водой (с росой), а Никола с травой.
Егорий с летом, а Никола с кормом.
Егорий с ношей, а Никола с возом.
Егорий с кузовом, Никола с возом.
Егорий везет корму в тороках, а Никола возом.
Св. Юрий запасает (т. е. начинает пасти, обновляет паству) коров, Никола коней.
На Юрья коней крестами кормят (испеченными в крещенье).
Сена достает: у дурня до Юрья, у разумного до Николы.
До св. Юрья корм есть и у дурня.
До Юрья бьют и дурня, а после Юрья и разумного.
Юрий росу спустил. Гони животину на Юрьеву росу.
Прикармливают коровушек в поле.
Юрий, праздник пастухов: их дарят и кормят в поле мирскою яичницей.
На Егорья пастуха окачивают, чтобы во все лето не дремал.
В поле стадо сгонять и Егория окликать. Храбрый ты наш Егорий, ты спаси нашу скотину!
Выгоняют в первый раз скот в поле вербою с вербного воскресенья.
Юрьева роса от сглаза, от семи недугов.
Катаются (т. е. валяются) по нивам, по росе.
Будь здоров, как Юрьева роса (ранняя Юрьева роса, собранная до восхода солнца, вредна для скота, и ею пользуются злые знахари).
После Егорья бывает еще двенадцать морозов (низовое).
На Егорья запахивают пашню.
На Егорья выезжает ленивая соха. Егорий ленивая сошка.
Коли на Юрья березовый лист в полушку, то к успению (к Ильину) клади хлеб в кадушку.
Ранний горох сей до Георгия, поздний после Георгия (нижегородск.).
Ранний яровой посев с Егория, поздний с Еремея (1 мая; ярославск.).
Яровое сей до Егорья (новгородск.).
Сей рассаду до Егорья, будет капусты доволе.
На Руси два Егорья: один холодный, другой голодный (26 ноября и 23 апреля).
Богатый сыт и в Юрьев день, а бедный терпит до спаса.
Коли весенний Егорий с кормом, то осенний Никола будет с мостом (т. е. зима настанет, путь).
На Егорья (на Егорьеву неделю) прилет ласточкам.
Что у волка в зубах, то Егорий дал.
На Юрья св. Егорий разъезжает по лесам на белом коне и раздает зверям наказы.
Все звери (вся живая тварь) у Егорья под рукой.
Сыт, как Юрьева гора (богат, Нерехта).
С Егорья хороводы, с Дмитрия посиделки.
С весеннего Егорья до Семен день, либо по покров (сроки торговцев сделкам и наймам).
Юрий пирогом, а рука батогом (богаты; выгоняют скот).
На Марка прилет певчих птиц стаями.
Выходят ловить чижей (тульск.).
Если пташки летят на конопляник, будет урожай конопли.
На Максима больных начинают отпаивать березовым соком.
Теплый (южный) ветер на Иасона приносит здоровье.
В этот день не выезжают в путь, не искупавшись в мартовской снежной воде.
На чужбине бродят тощие, заморенные болезни.
Май. Май обманет, в лес уйдет. Май смаит.
Ай, ай, месяц май: не холоден, так голоден.
Ай, ай, месяц май: и тепел и холоден.
Наш пономарь понадеялся на май, да и стал без коров.
Коли в мае дождь, будет и рожь.
Майская трава и голодного кормит.
Малая птичка соловей, а знает май.
В мае добрые люди не женятся (крестьянские свадьбы бывали осенью, по окончании работ, кои в мае только начинаются).
Рад бы жениться, да май не велит.
Захотел ты в мае добра.
Захотел ты у мужика да в май перепутья (дорожной пищи).
Еремея запрягальника, яремника.
Третья и последняя встреча пролетья, весны.
На Еремея, по ранней росе, иди на посев.
Еремея подыми сетево (1 мая) и Еремея (Ермия) опусти сетево (31 мая; т. е. начало и конец посева).
Коли на Еремея погоже, то и уборка хлеба пригожа.
Сей неделю, после Егорея, да другую после Еремея.
Борис и Глеб сеют хлеб.
На Глеба и Бориса за хлеб не берися (за печеный хлеб; может быть, это относится к 24 июля?).
Борис-день, соловьиный день: начинают петь соловьи (костромск.).
Ирины рассадницы. Рассаживают рассаду, приговаривая: «Не будь голенаста, будь пузаста; не будь пустая, будь тугая; не будь красна, будь вкусна; не будь стара, будь молода; не будь мала, будь велика!» и пр.
На Ирину худая трава из поля вон (выжигают покосы, луга).
Иова горошинка, росенника. Иов росы распустил.
Сеют горох: приходи работать на белые горохи.
Сею, сею бел горох: уродися, мой горох, и крупен, и бел, и сам-тридесят, старым бабам на потеху, молодым ребятам на веселье.
На Ивана Богослова посев пшеницы (южн.): паши под пшеницу.
Пекут обетные пироги, на угощение странников и нищих.
В некоторых местах Ивана Купала празднуют 8 мая вместо 23 июня.
Средний посев яровых.
С Николы вешнего сади картофель (нижегородск.).
Велика милость Божья, коли в Николин день дождик польет.
От Николы осталось двенадцать морозов (утренников), коли не весной, то до Семена дня (1 сентября).
Накануне Николы трутся в первый раз коропы (сазаны; южн.).
Никола осенний лошадь на двор загонит, Никола весенний откормит.
Егорий с ношей, Никола с возом (см. 25 апреля).
Не хвались на Юрьев день посевом, хвались на Николин день травою.
Никола вешний с теплом. Никола теплый.
Два Николы: теплый и холодный; два Егорья: холодный и голодный.
До Николы крепись, хоть разопнись: с Николы живи, не тужи.
В Николин день без вожжей поезжай (распутица).
Выгоняют лошадь на починки, на пашницу, на ночной подножный корм.
Ребята празднуют ночь с лошадьми в поле.
Праздник конюхов в Белоруссии.
Никольская неделя с ветром; выжигают нивы.
На Симона Зилота земля именинница: грех пахать.
На апостола Симона копают коренья на зелье (южн.).
Мокия мокрого. В день Мокия мокро, все лето мокрое, и наоборот.
На память обновления Царяграда не сеют, чтоб градом не выбило хлеба.
Лукерии комарницы: появляются комары.
На Сидора еще сиверко. Прошли Сидоры, прошли и сиверы.
На Сидора отойдут все сиверы (холода).
На Сидора сиверко, и все лето таково. Первый посев льну.
Прилет стрижей и касаток: они приносят тепло.
На Пахомия поздний посев овса и пшеницы. Пахомия теплого. Пахомия бокогрея.
На Ивана долгого сажай огурцы (южн.).
Коли на св. Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерять овес кадушкой.
Если дубовый лист развернулся, то земля принялась за свой род.
На Леонтия и Фалалея сади огурцы.
Олены длинные льны. На Олену сей лен.
Ярицу, лен, гречу, ячмень и позднюю пшеницу сей с Оленина дня (нижегородск.).
Оленин день; сади огурцы.
Льны Олене, огурцы Константину.
С Иванова дня пошли медвяные росы (вредные).
Поздние яровые посевы пшеницы.
Травы и коренья (лечебные) кладут под Иванову росу.
Феодосии колосяницы: хлеб колосится. Гречушница. Сев гречи (владимирск.).
День св. Феодосии стоит один всех понедельников (несчастный).
Скоту дают понемногу хлебного корма, чтоб плодился.
В семицкий четверг либо в троицкую субботу сей ячмень.
На Исакия змеи скопляются, идут поездом на змеиную свадьбу.
Сажают бобы, приговаривая: «Уродитесь, бобы, и круты и велики, на все доли, на старых и малых!» и пр.
Еремея (Ермия) опусти сетево, покинь сетево (севалку).
Июнь. Месяц июнь ау. Закромы в амбарах пусты.
Конец пролетья, начало лета.
Рожь красно открасуется.
С Митрофания сей лен и гречу.
С Федорова дня пошла навозница (владимирск.).
Колодезники опрокидывают сковороды, чтобы узнать, где есть водяная жила, и судят об этом по степени сырости сковороды.
На Кирилу конец весны, начало лету.
На Тимофея к голодному году бывают знамения.
Петра капустника. Петра поворота, солноворота.
С Петра Афонского солнце на зиму, а лето на жары.
Солнце укорачивает ход, а месяц идет на прибыль.
На св. Онуфрия последний посев поздней гречи (южн.).
Запоздалый капустник: последний посев огурцам и посадка рассады.
Акулины вздери хвосты; скот бесится (строчится) от оводов.
Акулины гречушницы, Акулины черные гречихи.
На Акулину не работать, чтоб гречи хороши были (курск.).
Гречу сеют либо за неделю до Акулины, либо неделю после Акулины.
Мирская каша для нищей братии.
Кто сеет после Фита, прост бывает жита.
На св. Тихона солнце идет тише.
Конец поздних яровых посевов.
На Тихона певчие птицы затихают (соловей до Петрова дня).
Толока (помочь) на навозницу (западн.). Вози на пар.
На св. Мануила солнце застаивается.
На Мефодия праздник перепелятников.
Коли над озимью носится тенетник и мошка, будет улов перепелов (курск.).
Аграфены купальницы: начало купанья; закупываются.
Лютые (ошибоч. мытые?) коренья.
Травы в соку; сбор лечебных кореньев.
Накануне (и в ночь) Ивана Купалы собирают лечебные и знахарские коренья и травы.
Обетная каша, складчиной.
Моются и парятся в банях; общее купанье с песнями и пр.
Ивана Купала, костры; прыгают чрез купальницкие огни.
Купаются в воде и росе, пляшут, вокруг дерева Марины и пр.
Первый покос. Выходи на косовицу (южн.).
Ведьмы собираются на Лысой горе (Киев): день ведьм, оборотней, колдунов и пр.
Проказы нежити (домовых, водяных, леших, русалок).
Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана (говорит пчела).
Коли до Ивана просо в ложку, то будет и в ложке (южн.).
До Ивана просите детки, дождя у Бога, а после Ивана я и сам упрошу.
Вымолите, попы, дождя до Ивана, а после и мы грешные умолим.
После Ивана не надо жупана (южн.).
На Ивана Купала, кого побьют, пропало (на игрищах и при других шалостях).
Папоротник расцветает в полночь на Ивана Купала (он открывает клады).
На Ивана Купала появляются светляки.
На рождество крестителя собирают лекарственные травы.
На Тихвинскую ягоды поспевают. Пчела вылетает за поноской (?).
Самсон сено загнаивает. Самсона сеногноя.
Никола обыденный (сибирск., т. е. сооруженный в одни сутки, как в Вологде спас обыденный).
На Петров день солнышко играет (тульск.).
Второй покос (южн.; первый 24-го).
С Петрова дня красное лето, зеленый покос.
Женское лето по Петров день.
Далеко кулику до Петрова дня.
Худое (шелудивое) порося и в петровки зябнет.
В Петров день барашка в лоб.
С Петрова дни зарница хлеб зорит.
Петр и Павел два прибавил (два часа дня).
Утешили бабу петровские жары голодухой.
Спасовка лакомка, а петровка голодовка.
Не хвались, баба, что зелено, а смотри, каков Петров (говорится об уборке сена).
Доставай (ладь) косы и серпы к Петрову дню.
С Петрова дня пожня (покос, косьба).
Коли дождь на Петров день, то сенокос будет мокрый.
Петровка навозница. Межипарье, междупарье.
Если просо в Петров день с ложку, то будет его на ложку.
Прошли петровки, опало по листу; прошел Илья, опало и два.
Соловей поет до Петрова дня. Кукушка кукует до Петрова дня.
Кукушка на Петров день подавилась мандрыкой (ватрушкой; южн.).
На Петра девки крестят кукушку (кумятся за яичницей в лесу).
Мясоед с постом побранился (если 29 июня придется в среду или в пятницу).
До Петрова взорать, до Ильина заборонить, до спаса (16 августа) засеять.
В июле на дворе пусто, да на поле густо.
В июле хоть разденься, а легче нет (а все легче не будет).
Март, апрель, май, июнь вино в бочках сушит; июль, август, сентябрь, октябрь хозяина крушит.
Не топор кормит мужика, а июльская работа.
Сбил сенозоник спесь, что некогда на полати лечь.
Собьет спесь, как неколи присесть.
Плясала б баба, да макушка лета настала.
Всем лето пригоже, да макушка лета тяжела.
В день казанской (Космы и Дамиана?) Богоматери начало покоса.
В огородах гряды полют, вырывают корневые овощи.
На Андрея озими в наливах дошли, а батюшка овес до половины дорос.
Овес в кафтане, а на грече и рубахи нет.
Озими в наливе, греча на всходе.
Коли на казанскую черница поспевает, то поспела и рожь.
В день казанской весь червец собирается под один куст (западн.).
Зажинают рожь. Зажин ржи.
Кто на Кирика и Улиту жнет, тот маньяки видит (видения, мороку; воронежск.).
Притихают пичужки. На Афиногена пташки задумываются.
Коли на Макриду мокро, то страда ненастная.
Смотри осень по Макридам.
Св. Илья зажинает жниво. Ильин день зажинает.
Петр с колоском (29 июня), Илья с колобком.
Спят на ильинской перине (первая солома).
Рожь поспевает к Ильину дню, убирается на успеньев (нижегородск.).
Новая новина на Ильин день.
Завязать Илье бороду (кончив жниво, покидают клок на будущие урожаи; воронежск.).
К Ильину дню заборанивай пар.
До Ильи хоть одним зубом подери.
К Ильину дню хоть кнутом прихлыстни, да заборони.
До Ильи хоть хлыстом захлещи.
На Ильин день и камень прозябнет (утренники).
На Илью до обеда лето, после обеда осень.
До Ильина дня тучи по ветру идут, после Ильина дня против.
До Ильина дня сено сметать, пуд меду в него накласть.
До Ильина дня в сене пуд меду, после Ильина пуд навозу.
На Ильин день стогов не мечут, спалит грозой.
На Ильин день в поле не работают.
Илья пророк в поле копны считает.
Коли к Ильину дню рожь убрана, то новый посев окончивай до Флора и Лавра; а коли рожь поспевает позже, то и сей позже, до Семена дня.
С Ильина дня защипывают (собирают) горох, а репу с Ивана Постного (29 августа).
Придет Илья, принесет гнилья (дождей).
До Ильи поп дождя не умолит; после Ильи баба фартуком нагонит.
До Ильина дня и под кустом сушит, а после Ильина и на кусте не сохнет.
Илья пророк разъезжает по небу на огненной колеснице.
Илья словом дождь держит и низводит.
Илья грозы держит. Илья наделяша (наделяет хлебом).
Вознесение с дождем, Илья с грозой.
На Ильин день где-нибудь от грозы загорается.
На Ильин день скота не выгоняют в поле (боясь грозы или гадов, коим в этот день дана воля).
На Ильин день перегоняют пчел, подчищают ульи, подрезывают первые соты.
Ильинский рой и не в корысть (поздний, т. е. не успеет запастись пищей).
Ранняя подрезка сотов. Богат, как ильинский сот.
Муха кусает до Ильина дня, питается; после Ильина запасается.
С Ильина дня работнику две угоды: ночь длинна да вода холодна.
Первый спас час припас; Петр и Павел два прибавил, а Илья пророк три приволок.
На Ильин день олень копыто обмочил: вода холодна.
Олень прогорчил воду. Илья бараний рог.
До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается.
На пророка Илью баранью голову на стол (обычай в Вологодской губернии).
С Ильи пророка открываются волчьи выходы (норы); первый выезд на волков.
На Ильин день зверь и гад бродит по воле.
На Ильин день собак и кошек не пускают в избы.
Ильинским дождем умываются, окачиваются от призора и пр.
Во что Илья, в то и воздвижение.
На Марию вынимают цветочные луковицы.
На Глеба и Бориса за хлеб не берися (за жнитво; южн.).
На св. Бориса сам боронися (не ко 2-му ли мая?).
На Макария Нижегородская ярмарка именинница.
Анна припасает утренники.
Если утренник холодный, и зима холодна.
Кто на Палея (Пантелеймона) работает, у того гроза спалит хлеб.
Пронеси, господи, Калиника мороком (туманом), а не морозом (северн.).
На Силу ведьмы обмирают, опившись молока.
Рожь, посеянная на Силу и Силуана, родится сильно.
Август. Август крушит, да после круглит.
Август каторга, да после будет мятовка.
Азия Африки честнее, август марта теплее.
В августе мужику три заботы: и косить, и пахать, и сеять.
Бабам и в августе праздник.
Овсы да льны в августе смотри.
Овес говорит: «Уклочу»; весна говорит: «Как я захочу».
Осень говорит: «Я уклочу»; весна говорит: «А вот я еще погляжу».
В августе серпы греют, вода холодит.
Августа капуста, а марта осетр.
Первый спас. Авдотьи малиновки, поспевает малина.
Во что Маккавеи, в то и разговенье.
На первый спас святи колодцы, святи венки хлебные (южн.).
Отцветают розы, падают хорошие росы.
С первого спаса и роса хороша.
На первый спас олень копыто обмочил (вода холодна).
Защипывай горох. Готовь гумна, овины.
Паши под озимь, сей озимь.
Пчела перестает носить медовую взятку.
Заламывай (подрезывай) соты.
На первый спас лошадей (весь скот) купают.
На Стефана поят лошадей через серебро.
Авдотьи малиновки, поспевает малина.
Евдокии огуречницы, поспевают огурцы.
Заклинают жнивы на все четыре стороны.
До второго спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов.
На второй спас освящают плоды и мед.
Со второго спаса едят яблоки.
На второй спас и нищий яблочко съест.
Со второго спаса засевай озими.
Яровое поспевает ко второму спасу, а убирается к Симеону Столпнику (нижегородск.).
Короны и лини трутся в третий и последний раз (южн.).
Провожают закат солнца в поле с песнями.
Встреча осени. Осенины.
Подрезывают соты; снимают плоды.
На Лаврентия смотрят в полдни на воду: коли тиха, то осень будет тихая, а зима без вьюг.
Ласточки отлетают в три раза, в три спаса.
Успенщина, оспожинки, госпожинки, вспожинки, дожинки, обжинки. Окончание жатвы, складчины, братское пиво и пр.
Именинный сноп (последний).
Жнивка, жнивка, отдай мою силку: на пест, на колотило, на молотило, на кривое веретено (приговаривают женщины, катаясь по ниве).
Молодое бабье лето с 15 по 29 августа (старое с 1 сентября).
С успения солнце засыпается.
На успение огурцы солить, на Сергия (25 сентября) капусту рубить.
Озимь сей за три дня до успения и три дня после успения (южн.).
До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, до спаса посеять.
Сей озимь от преображения до Фрола.
Коли до Фрола не отсеешься, флоры и родятся (цветочки).
Кто сеет на Фрола, у того фролки и будут.
С Фролова дня засиживают (т. е. работают при огне) ретивые, а с Семена (1 сентября) ленивые.
На Фрола и Лавра лошадиный праздник (кропят лошадей и пр.).
На Фрола и Лавра на лошадях не работать, а то падеж будет.
Лошадиный праздник. Начало осенним утренникам.
Батюшка юг пустил ветер на овес.
Агафона огуменника. На Агафона леший из лесу в поле выходит раскидывать снопы по гумнам.
Стерегут гумна, в тулупе наизнанку с кочергой.
На св. Лупа овес морозом лупит. Первые заморозки.
Заморозки: лупенские, покровские, екатерининские, михайловские.
Коли брусника поспела, и овес дошел (отбронел).
Моисея Мурина. Скирдницы. Хлеб складывают в одонья, клади, склады.
Ивана Постного. Круглого не едят, щей не варят (кочан напоминает голову).
На Предтечу не рубят капусты, не срезывают мака, не копают картофеля, не рвут яблок, не берут в руки косаря, топора, заступа.
Последнее стлище на льны.
Сентябрь. В сентябре одна ягода, и то горькая рябина.
Холоден сентябрь, да сыт. Сиверко, да сытно.
С сентября огонь в поле и в избе.
Симеона Летопроводца. Семен день. Бабье лето.
Бабье лето семь дней, по Аспасов день. Бабье лето две недели.
В Семен день севалка (севошни) с плеч.
Последний посев ржи.
Семен день, семена долой. Грех хлеб сеять.
Коли рожь убрана к Ильину, кончай посев к Фролу; а поспеет позже, кончай к Семену.
Семен лето провожает. Семен бабье лето наводит.
Щанины, осенины, первая встреча осени, засидки.
Начало посиделок, супрядок, засидок, досветок и пр.
На Семен день до обеда паши, а после обеда пахаря вальком маши (холодно?).
В Семен день с головней на постать (на полосу в поле) ходи.
На Симеона Столпника солят огурцы.
На Семен день семена выплывают из колосьев.
Лен стели к бабьему лету, а подымай к казанской (нижегородск.).
На Семена хоронят мух и тараканов (чтобы пропали).
На Симеона Столпника ласточки ложатся вереницами в озера и колодцы.
На Симеона черт меряет воробьев четвериками (под гребло, убивая всех, сколько войдут в меру, и отпуская их из-под гребла. Южн.).
На Семен день ужи выходят на берег, ходят по лугам на три версты.
Много тенетника на бабье лето, к ясной осени и холодной зиме.
Если много тенетника, дикие гуси садятся, а скворцы не от
Успенщина, оспожинки, госпожинки, вспожинки, дожинки, обжинки. Окончание жатвы, складчины, братское пиво и пр.
ВСПОЖИНКИ, вернее спожинки, обжинки, конец жатвы и пирование; осенины, именинный сноп, который носят по селу с песнями; местами произносят: госпожинки, госпоженки, путая с Рождеством Богородицы. см. оспожинки и спожинки.
| Господину, господам принадлежащий, свойственный. Господский человек, крепостной;
| архан. не простолюдин, из бар или чиновных. Глаз господский (хозяйский) угобжает землю (ниву). Господоватый, принимающий на себя барский вид, склонный подражать господам. Господствие церк. господство ср. владычество, властвование, владение, управление;
| область, край или местность одной подчиненности; владение, вотчина. Рабы поносили господство господина своего, власть, звание. Всяк в господстве своем волен, во владении, собственности. Госпожество ср. господство женщины. Господственный, владетельский, свойственный господству, владычеству. Господствовать где, чем, над чем; владычествовать, владеть или управлять, первенствовать, начальствовать; покорять собою, подчинять себе;
| быть во всеобщем обычае, употреблении. Господствование ср. действие и ·сост. по гл. Господничать, господствовать, в дурном, укорном смысле. Господничанье, действие это. Господарь муж., ·стар. государь и господин: владелец, хозяин.
| Сан бывших правителей Молдавии и Валахии.
| Господарь южн., зап. хозяиндома; господыня, хозяйка дома; господа, все хозяйство и дом, жилые покои. Господарка жен. владетельница; супруга господаря.
| Господарка жен., южн. хозяйка дома. Господарев, господаршин или господаркин, ему, ей принадлежащий. Господарский, господарям принадлежащий, свойственный. Господарство ср. достоинство или сан, звание господаря;
| владение или область;
| хозяйство, домашний обиход. Господарить, быть господарем, господаршей, господаркой, в разных ·знач. Господолюбивый, любящий Господа, боголюбивый. Господоначальный, первовладыка, надо всем господствующий. Господородительница жен. Богородица.
ОБЖИНАТЬ, обжать все поля, снять все, что было для жатвы, весь посев, или кончить жатву.
| оканчивать жатву свою;
| жать (серпом) взапуски. Мы уж обжинаемся, оканчиваем; а обжавшись, почнем молотить. Давай обжинаться, кто наперед пройдет полосу! Обжинание ср., ·длит. обжатие ·окончат. обжинь муж. обжинка жен., ·об. действие по гл. Много ли обжину? сколько поля выжато. Много ли в обжине? сколько хлеба снято. Пойдем в обжин, жницы в обжинку пошли, навыпередки, взапуски. Обжинки жен., мн. пожинки, дожинки, вспожинки, спожинки, оспожинки или (от смеси с Госпожа, Богородица) госпоженка(и), госпожинки, госпожки зап. оспожиница, аспожка, аспос, аспосов день, второй спас, 8 августа, малая пречистая, Рождество Пресвятой Богородицы; это первые осенины, съем плодов, сбор меда; на юге конец жатвы, а на сев. эти же названия переносятся на третий спас, 15 августа. Именинный сноп, сборная каша, ссыпчины, бабий праздник.
| остатки после жнитва, несжатый местами колос. Пойдем ожинки собирать. Обжа жен. обжи мн. вобжи курск. обга новг.-тихв. (обжимать? огибать?) обмои смол. сошные оглобли; а бороньи оглобли впрягаль.
| ·стар., а сев. и поныне, мера земли под пашню; сколько человек с лошадью вспашет в рабочий день, а «кто на трех лошадях орет, ино соха», стало быть три обжи, соха; в архан. и церк. две обжи называют лук; обжу местами считают в 125 саженей длины, в 32 саженей ширины, а в новг. обжа пять десятин; ·стар. 15 десятин, по пяти в поле, словом, в разных местах обжа была разная. Черные люди жили в городах двором, а в селах обжей, сельской усадьбой, пашней.
СПАСАТЬ, спасти кого, ретовать южн., зап. освобождать, выручать, оборонять, заступиться, подать помощь, избавить от беды. Спасти утопающего. В пожар мы ничего не спасли, все погорело. Болезнь спасла меня от докучливых праздничных приемов. Не лекарь спасаетет, а Бог. Аминь человека спасает. Спаси и помилуй ты меня, Мать Пресвятая Богородица, а живу я в крайней избе на селе!
| * Помогать в достижении не бесного царства, вести праведным путем. Вера спасает. Не спасут дпела, не спасет и вера. Вольному воля, спасеному рай.
| Искать спасенья, помощи в беде, в гибели, рваться всеми силами из опасности. Спасайся! последнее приказное слово капитана, при таком крушении корабля, где нет ни времени, ни средств устроить спасенье это в порядке. Я едва спасся от смерти, от разбойников, от ложного доноса. От напраслины не спасешься, не обережешься, не уйдешь, не минуешь.
| церковь во имя Спаса. Есть Спаси и за Сухоной (Т. е. православные).